Главная > Документ


Данилина Н.А., Шетько А.В.

учителя начальных классов

МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»,

п. Тяжинский, Тяжинский район, Кемеровская обл.

В процессе модернизации образования программа обучения литературе общеобразовательной школы подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Изучение литературы направлено на достижение определенных целей – воспитание, развитие, совершенствование умений учащихся. Современные требования, определяемые Стандартом 2004 года, по сравнению с предыдущими документами, расширяет круг требований, связанных с изучением художественного текста.

Главная задача изучения литературы как искусства слова – постижение авторской мысли и художественных средств ее выражения, другими словами, работа с творческой лабораторией писателя. На уроках литературы используется вся совокупность работы с текстом: чтение, восприятие произведения, выявление восприятия с помощью вопросов, анализ произведения, истолкование. Как показывает опыт, два последних вида работы с текстом вызывают у учащихся наибольшие затруднения.

За последние годы в методике обучения литературному чтению появилось немало подходов и идей. Они позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.

К сожалению, на уроках литературного чтения в начальной школе часто встречаются примеры именно объяснительного чтения, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «пережёвыванию» давно понятого детьми и топтанию на месте. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению. Даже если ребёнок любит читать, его развитие как читателя происходит не благодаря урокам чтения, а вопреки им.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены ещё М.А. Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих пор не освоены школой до конца. Большой вклад в разработку проблемы внесла профессор Н.Н. Светловская [2,3].

Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа-2100» Е.В. Бунеева и О.В. Чиндилова творчески переработали эти подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности. Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой. В технологии формирования типа правильной читательской деятельности комментированное чтение и диалог с автором через текст заявлены в качестве основных приёмов обучения [1].

Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Уже к концу первого класса ребёнок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

При формировании способности вести диалог с автором при чтении, в ходе совместного чтения текста учителя с детьми, авторы технологии формирования типа правильной читательской деятельности рекомендуют:

1. Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. В любом случае, эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов – предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

2. Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод.

3. Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной скрытой форме. Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу чтения.

4. Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы разработали систему специальных сигналов для текстов, предназначенных для самостоятельного изучения.

Приём комментированного чтения также подробно описан авторами технологии. Происходит он во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию, делает её более яркой и эстетичной. Он ни в коем случае не должен превращаться в беседу.

Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа-2100» включает рабочие тетради по литературе, в которых задания к уроку располагаются в логике формирования типа правильной читательской деятельности. Принцип минимакса, реализуемый в учебниках и тетрадях, даёт возможность учителю и ученику избежать перегрузок и определить оптимальный объём выполняемых заданий с учётом пожеланий ученика.

Таким образом, технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

Список использованной литературы

1. Бунеева Е.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашними заданиями для читателей / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №11.

2. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М., Педагогика, 1997.

3. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе / Н.Н. Светловская. – М., 1997. – 42 с.

УДК 373.1

Организация внеурочной деятельности в условиях перехода

образовательного учреждения на стандарты нового поколения

Ланчакова Е.П.

заместитель директора, почетный работник общего образования

Российской Федерации

Шетько А.В.

педагог-психолог, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1», г. Мариинск, Кемеровская обл.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Проанализировав критерии отбора муниципальных общеобразовательных учреждений для перехода на ФГОС, а именно кадровые, организационные условия, материально-техническую базу в школе, социальный заказ родителей, сделали вывод, что наше образовательное учреждение имеет все необходимое для введения ФГОС с 1 сентября 2010 года.

В состав рабочей группы вошли педагоги, работающие в начальных классах, педагог-психолог, руководитель методического объединения учителей начальных классов, заместитель директора по учебной работе в начальном звене, директор школы, руководитель управляющего совета.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта – процесс сложный и многоплановый. Для его реализации в 1 классах был разработан и утвержден план-график нормативного и методического сопровождения, который включает в себя мероприятия по организационному и нормативному обеспечению, методическое и психолого-педагогическое сопровождение.

Педагоги, работающие в условиях внедрения ФГОС, имеют высшее образование, высокий уровень развития таких личностных качеств как организованность и ответственность, владеют современными образовательными технологиями: обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, уровневая дифференциация обучения, ИКТ технологии, технология проблемно-диалогического обучения, технология работы с текстом.

Учителя посетили проблемно-обучающие семинары в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки кадров в г. Кемерово по теме: «ФГОС: содержание и технологии внедрения» и «Реализация требований ФГОС НОО нового поколения»

Особенность ФГОС начальной ступени школы как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. Одним из самых сложных вопросов при введении ФГОС для нас была организация внеурочной деятельности в начальной школе.

Организацию внеурочной деятельности осуществляли с учетом требований стандарта:

- внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю;

- внеурочная деятельность – это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми;

-основная задача внеурочной деятельности – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования;

- часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;

- аудиторных занятий не более 50%;

- все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении опираемся на следующие приоритетные принципы:

- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

- единство обучения, воспитания, развития;

- практико-деятельностная основа образовательного процесса.

В базисном учебном плане обозначены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, общественно полезная деятельность и проектная деятельность.

Изучив реальные возможности образовательного учреждения (кадровый состав, материально-технические и организационные условия, финансовое обеспечение) социальный заказ родителей (законных представителей), региональные условия выбрали 3 направления реализации внеурочной деятельности:

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- научно-познавательное.

Эти направления реализованы через историко-краеведческий курс «Наш край», деятельность литературной студии «Колокольчик», научного общества учащихся «Я – исследователь», клуба «Интеллектика», ИЗО-студии «Радуга творчество», хоровой студии «Камертон», «Уроки здоровья», «Ритмика» и другие.

Предлагаемый курс занятий «Уроки здоровья» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Ритмика и хореография способствуют правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

«Игровая психотерапия» направлена на решение проблемы адаптации младших школьников, снижение у них состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения, снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения, зависимости от окружающих, состояния враждебности друг к другу, тревожности.

Работа литературной студии «Колокольчик» направлена на развитие креативных способностей младших школьников через поэтическую деятельность. Актуальность данной программы состоит в том, что она соответствует времени, способствует развитию эмоциональной восприимчивости, творческой фантазии, воображения, интереса к литературе.

Введение факультатива «Наш край» как вариативной части учебного плана ОУ обусловлено новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности ребенка. Особый акцент в программе сделан на использование регионального компонента, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В программе используются такие формы занятий как экскурсии, конкурсы, исследования, проекты, заочные путешествия.

Задача программы «Страна Литературия» помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться. Это требует введение элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся. На уроках речевой культуры большая часть времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Дети учатся слушать, говорить, сочинять.

Цель программы «Я – исследователь» –трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Перечисленные и другие занятия по направлениям внеучебной деятельности обучающихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Список использованной литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Примерные программы по внеурочной деятельности / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.

УДК 371.13

Развитие социально-психологической компетентности

субъектов образовательного процесса как компонента

конкурентоспособности специалиста

в профессиональной деятельности

Шарафутдинова Л.Р.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 32»,

г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого

общения»

Антуан Сент-Экзюпери

На современном этапе развития педагогической науки меняется содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Сегодня стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию нового для нашей системы образования компетентностного подхода. При сохранении фундаментальности образования должна быть усилена его практическая жизненная направленность. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социально-психологической компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Сегодня уже недостаточно просто освоить профессию и выполнять свои обязанности, сегодня от специалиста требуется высокий уровень профессионального развития, способность и стремление постоянно повышать образовательный и культурный уровень, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессией и соответствовать запросам общества.

Сегодня необходимо говорить о развитии социально-психологической компетентности педагогов как о главном условии формирования коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса. Организация этой многоаспектной и сложной работы педагогом возможна и необходима в условиях образовательного учреждения, что предполагает развитие всех составляющих компонентов социальной компетентности: базовых ценностей, личностных качеств, социально-психологических знаний, умений и навыков. Результат комплексных усилий проявится в сформированности особого рода интегративных коммуникативных способностей.

Компетенция = задачи + умения + навыки + опыт деятельности

  В структуре профессиональной компетентности каждый компонент в равной степени влияет на эффективность деятельности и определяет успешность и конкурентоспособность специалиста. Вместе с тем, социально-психологический компонент занимает особое место в этой структуре, так как реализация личностного потенциала, развитие способностей, определение наиболее эффективных способов решения поставленных задач, организация общения и взаимодействия с коллегами, освоение новых знаний и видов деятельности определяется социально-психологическими характеристиками человека.
В самом общем виде социально-психологическая компетентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформированности умений и навыков, позволяющих человеку адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать себя и людей, осуществлять самоанализ и самоконтроль, прогнозировать поведение других, формировать необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий. Социально-психологическая компетентность предотвращает профессиональную деформацию и положительно воздействует на самооценку, регуляцию профессиональной деятельности личности.

Для развития этих умений предлагается реализовать модель развития коммуникативной компетенции педагога. Она представляет собой целостную, достаточно динамичную систему, которая включает диагностический, информационно-мотивационный, проектно-организационный и обобщающий этапы.

На диагностическом этапе для исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов применяются методы входной экспресс диагностики (тестирование, анкетирование).

Цель информационно-мотивационного этапа – актуализация проблемного поля учителя, рефлексирующего начало его деятельности. Результатом работы является пробуждение у педагога интереса к особенностям своей «Я-концепции» и своего профессионального развития, источникам и причинам своих практических затруднений в сфере коммуникаций.

Проектно-организационный этап предполагает выстраивание индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития учителей, а практический – включение их в практическую деятельность по реализации этих программ.

На обобщающем этапе завершающим моментом нашей работы является повторное измерение тех показателей развития коммуникативной компетентности, что и во «входной диагностике», сравнительный анализ произошедших изменений.

Данная модель обеспечивается системой организационно-педагогических и психолого-педагогических условий эффективного развития коммуникативной компетенции педагога. Для развития своей социально-психологической компетентности педагоги включились в деятельность временных творческих групп, индивидуально разрабатывают и реализуют программы саморазвития, опытно-экспериментальной работы. Проектные семинары, тренинги, методы интерактивного обучения позволяют включить педагога в процесс самосовершенствования, развивают его коммуникативные умения. Педагог из исполнителя превращается в исследователя, экспериментатора, он овладевает навыками исследовательской деятельности, составления проекта, программы опытно-экспериментальной работы.

Именно эти новшества и позволяют обеспечивать развитие профессиональной социально-психологической компетентности субъектов образовательного процесса. В качестве показателей развития социально-психологической компетентности психологи предлагают следующие:

  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

  • владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

  • отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

  • эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Таким образом, социально-психологическая компетенция – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность. При этом результаты образования признаются значимыми за пределами самой системы. Педагог должен организовать учебный процесс как процесс свободного личностного развития каждого обучающегося в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей. Результатом методической работы педагога должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки) и на этой основе моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты. 

Список использованной литературы

    1. Авсиевич М.Т. К вопросу о модели компетентности работника учебных заведений нового типа / М.Т. Авсиевич, Н.А. Крылова // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: проблемы, поиски, решения. – Мн., 1997. – С. 91-95.

    2. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993. – 203 с.

    3. Карпов В.А. Компетенция как система своего рода / В.А. Карпов // Язык и социум: 3-я международ. науч. конф. – Мн., 1998. – С. 39-42.

УДК 373.31

Интерактивные формы организации образовательного

процесса



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуальные проблемы современного образования

    Документ
    ... государственный сельскохозяйственный институт» Актуальныепроблемысовременногообразования Материалы региональной заочной научно ... аспирантам, всем тем, кто занимается актуальнымипроблемамисовременногообразования. © Кемеровский ГСХИ, 2011 ...
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Политика и действительность

    Документ
    ... общества Наши авторы Contents № 5 2007 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИОбразование и общество ТУРБОВСКОЙЯ.С, САДОВНИЧИЙ В.А., ЖИРИНОВСКИЙ В. ... 160 № 1 2008 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ Доминанта ■ Х.Э. МАРИНОСЯН Актуальное и вечное Нам 50! ...
  3. Актуальные проблемы математического образования

    Анкета
    Актуальныепроблемы математического образования Однажды, выступая перед студентами, Андрей ... [речь идёт о натурфилософии, на нашем современном языке --- о физике] написана в величественной книге ...
  4. Проблемы современного образования разработка системы профессиональной ориентации учащихся

    Тезисы
    ... преподавания позволяют наметить перспективы решения актуальнойпроблемы чтения: 1) возрождение традиций семейного ... САМОРАЗВИТИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Зеленина Е.Б. ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ Савельева Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ...
  5. «актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории» программа студенческой научной конференции (4 – 8 апреля 2011 г )

    Программа
    ... – старший преподаватель О.В. Мурашов. «АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ» Программа студенческой научной конференции (5 – ... . Руководитель – С.С. Кулдин. 8. Проблемысовременного информационного общества. Р. Соловьев, факультет социальных ...

Другие похожие документы..