Главная > Документ


Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога – воспитателя и учащихся

Чабанова В.В.

воспитатель

МОУ ДПО «Информационно-методический центр»,

Тяжинский район, Кемеровская область

Культура есть мера развития человека, она характеризует не только образованность – широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, интеллигентность – умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать.

Под педагогическим общением В.А. Кан – Калик понимал систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержание которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует и управляет им.

Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А.А. Леонтьев отмечает, «оптимальное педагогическое общение – такое общение педагога со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера воспитательной, учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном, воспитательном процессе личностные особенности педагога».

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Неправильное педагогическое общение, педагога – воспитателя и ученика, рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушения динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается комфортность поведения. В конечном счете - рождается устойчивое негативное отношение к педагогу – воспитателю, а потому и к предмету. Такая угнетенность предметом – для некоторых школьников продолжается в течение ряда лет.

Общение педагога с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать образовательно-воспитательному процессу.

Главным в общении педагога – воспитателя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности.

Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А. Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы, он требовал от педагога мастерского владения им: каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным.

В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания, и предупреждал: «Слова педагога должны, прежде всего, успокаивать». Мудрость педагога он видел в сохранении детского доверия к нему, в желании ребенка общаться с педагогом как с другом и наставником.

Педагог – воспитатель должен уметь в каждом конкретном случае найти единственно правильное направление общения, либо, наоборот, смягчения тех или иных качеств своего ученика. Ему нужно и своих воспитанников научить управлять своими чувствами, чтобы они могли осознанно воспринимать действительность, оценивать и контролировать себя в общении с одноклассниками, другими людьми.

Как раньше, так и теперь почти все дети отзывчивы к добру, ласке, вниманию, им свойственны бурные всплески переживания: гордость, ревность, стремление быть сильной, необходимой людям личностью. Они легко забывают неприятности, но зато долго помнят успехи.

Однако, чем старше ребенок, тем более он склонен прятать свои чувства, стыдится проявлять их, выдавать свою доброту, любовь, нежность. Отсюда - часто грубость, стремление к самоутверждению любой ценой. Особенно трудно становится педагогу, когда у кого - либо из его воспитанников что – то не ладится в семье, с друзьями, в учебе. Все это требует от педагога - воспитателя в общении со своими воспитанниками высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное, понимания того, что и почему происходит с его воспитанником.

В организации делового общения педагога - воспитателя с учениками во внеурочное время, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера.

В общении с воспитанниками на внеклассных занятиях возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Возникает ситуация, когда одному - двум ученикам приходится делать несколько раз одно и то же замечание.

Нередко педагог не сдерживается, он устал от непослушания, хорошие, добрые слова, как ему кажется, не доходят до этого ученика, и он срывается на крик, угрозы. Такая вспыльчивость в виде окрика, конечно, поможет закончить объяснение без помех, но и без былого энтузиазма.

Сдержанность важное психологическое свойство в общении педагога с учеником. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности.

Особо напряженное общение складывается у педагога - воспитателя с трудными учениками, они не понимают, что такое порядочность, достоинство, честность.

Залогом успешной работы общения с трудными, как впрочем, и со всеми учениками, является постоянный объективный и самокритический анализ своих взаимоотношений с воспитуемыми. Надо постоянно проигрывать варианты бесед, встреч, разговоров, искать и находить нужный вариант общения с воспитанниками.

Важнейшим средством воспитания является коллектив, сплоченный для умной, творческой, яркой школьной работы, по-настоящему увлекающей ребят. Только при наличии такой хорошо поставленной работы всей группы, всегда найдется способ воздействия на каждого ученика.

Важнейшим условием профессиональной культуры педагога-воспитателя является его умение быть творцом общения. Ведь от умения вступать, вести, продолжать, прекращать общение с разными группами учащихся, воспитанников, прежде всего, зависит успешное решение педагогических задач. Трудно приходится педагогу, не владеющему искусством общения, внятно и доходчиво объяснить, внимательно выслушать, дать требуемый совет.

Спокойствие, уравновешенность, определенная строгость, сосредоточенность, доброжелательность, конечно, обладание этими качествами само по себе еще не может служить показателем профессионализма общения, они лишь обязательное условие культуры общения.

Таким образом, необходимо научить детей пользоваться языком взрослых людей и научить взрослых понимать язык детей. Важную роль играет умение поставить себя на место того, с кем общаешься.

Итак, комплексное решение проблемы культуры педагогического общения требует приведения в гармоническое соответствие семейного воспитания, воспитания в школьных и внешкольных заведениях. Центральной фигурой этой системы является педагог – воспитатель и от его знаний, умений, опыта, профессионального мастерства во многом зависит будущее подрастающего поколения, будущее интеллектуального и нравственного развития нашего общества.

Список использованной литературы:

1.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. – М., 1987. – С. 66 - 204.

2.Кан-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1987. - 190 с.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1974. – 256 с.

4.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. – М. : Школа – Пресс, 1997. – 512 с.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973. – С. 43.

УДК 37.032

Характеристика социокультурной толерантности личности

Степанова Л.А.

к.п.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», г. Кемерово

Толерантность рассматривается как социокультурное явление (Д.В. Зиновьев [1], Е.И. Касьянова [2]). «Социокультурный»подход к рассмотрению проблемы акцентирует внимание на слитности, неразрывности общественных изменений и развития культуры как комплекса духовных средств, созданных для регуляции общества.

Вслед за Д.В. Зиновьевым социокультурная толерантность понимается как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, правам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверен­ности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с други­ми точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разно­родных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения [1].

Д.В. Зиновьев указывает на наличие связи между доминирующим в го­сударстве в определенный исторический момент общественным сознанием и сложившимся типом толерантности. На этом основании он выделяет сле­дующие типы толерантности, соотносимые с указанными типам обществен­ного сознания:

- мифологический тип – скрытая толерантность;

- религиозный тип – парадоксальная толерантность;

- секулярный тип – «социокультурная» толерантность;

- научно-общественный тип – терпимость в сфере научной ментальности.

Автор отмечает, что для современного секулярного типасознания ха­рактерна как раз социокультурная толерантность.

Сущностными характеристиками социокультурной толерантности признаны:

- уважение к иному;

- принятие этнических и национальных особенностей, принятых в данном обществе;

- принятие различий в социальных воззрениях [1].

В ее структуре выделяются следующие структурные элементы: добро­та, уважение, эмпатия. Данные структурные элементы были получены на ос­новании проведенного анализа структурных компонентов интолерантности (враждебности) (по О. Шемякиной). Д.В. Зиновьев посчитал возможным охарактеризовать структурные компоненты толерантности через структур­ные компоненты интолерантности, поскольку она трактуется как качество противоположное толерантности. Следовательно, если интолерантность опи­сывается через «триаду враждебности»: гнев, отвращение и презрение, то то­лерантность возможно описать через «триаду толерантности»: уважение, эмпатию и доброту [1].

Е.И. Касьянова дает социокультурную интерпретацию толерантности как нравственного понятия, так как в ее основе лежит знание норм морали и общечеловеческих ценностей, умение использовать их в разных видах деятельности, нравственные чувства – уважение, симпатия, доброта [2].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности и ее типа социокультурной толерантности позволил нам представить результаты исследования в виде обобщенной характеристики понятия «толерантность».

Социокультурная толерантность – это качество человека, заключается в терпимом отношении к людям различной этнической, национальной, культурной принадлежности, к иного рода взглядам, правам, привычкам.

Сущностные характеристики – уважение к иному, принятие этнических и национальных особенностей других, принятие различий в социальных воззрениях.

Структурные элементы: толерантность (доброта, уважение, эмпатия), интолерантность (гнев, отвращение, презрение).

Показатели: активность, осознанность, самообладание, принятие значимого иного.

Типы: расовая, гендерная, возрастная, имущественная, политическая, социокультурная.

Виды: общая, избирательная, ситуативная, вынужденная, активная, пассивная, нулевая, интолерантность.

Компоненты:

- знаниевый – знания о толерантности как качестве личности;

- эмоциональный – наличие эмпатии;

- поведенческий – проявление умений отстаивать собственное мнение, взаимодействовать с теми, кто придерживается другой точки зрения;

- словесный – вербальное проявление, может не затрагивать систему ценностей.

Установки индивида на: независимость, личную ответственность за убеждения и поступки, автономность, недопустимость силового навязывания идей, относительность своих убеждений.

Основная нагрузка по формированию толерантности личности ложится на систему образования. Толерантность в системе гуманистических ценностей любого специалиста, и, прежде всего, работающего в сфере «человек-человек» является обязательным условием, облегчающим профессионализацию и социальной адаптацию личности. Формирование толерантности будущего специалиста определяет эффективность его будущей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность – ее сущностные характеристики / Д.В. Зиновьев // Парадигма. – 1998. – № 1. – С. 50-61.

2. Касьянова Е.И. Формирование толерантного сознания в модели поликультурного образовательного пространства / Е.И. Касьянова // Региональный компонент содержания образования: опыт, проблемы, направления: сб. матер. науч. конф. Чита 22-23 ноября 2006 г. – Чита : ЗабГГПУ, ЧиПКРО. – 2007. – С. 5-10.

УДК 377.35

Особенности толерантности обучающихся училища

в современных условиях

Трапезников А.Л.

мастер производственного обучения

«ГОУ НПО Профессиональное училище № 77», г. Кемерово

Для современной социокультурной ситуации характерна активизация межнационального и межкультурного взаимодействия, что делает необходимым поиск ненасильственных путей сосуществования. Толерантность рассматривается как один из основных механизмов регуляции взаимоотношений внутри социума, а также создания благоприятной общест­венной обстановки [2].

Проблема формирования толерантности остается одной из ключевых проблем педагогической теории и практики. Поскольку училище является тем учреждением, где происходит профессиональная подготовка будущих специа­листов, закладываются принципы профессиональной деятельности, именно училищу должна принадлежать решающая роль в процессе формирования социокультурной толерантности обучающихся.

Существуют различные подходы к определению понятия «толерантность» и ее типа «социокультурная толерантность» в отечественной и зарубежной литературе. Мы рассматриваем «толерантность» как проявление сознательного и ответственного выбора человека, его собственной активной позиции по построению отношений с «другим», основанной на признании прав и свобод другого», его независимости и автономности, принятии воззрений и индивидуальных характеристик партнера по взаимодействию, недопустимости силового навязывания своих идей [1].

Мы считаем целесообразным рассматривать общество и культуру неразрывно. «Социокультурная толерантность»трактуется как «моральное качество личности», в структуре которого выделяются элементы, составляющие «триаду толерантности» – уважение, эмпатия и доброта. Основная нагрузка по формированию толерантности личности ложится на систему образования.

Для диагностики общего уровня толерантности обучающихся ГОУ НПО ПУ №77 (25 обучающихся) мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [3]. Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням: 22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. 61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности».

Нами получены следующие количественные и качественные результаты (см. табл. 1, 2).

Таблица 1. Количественный анализ экспресс-опросника «Индекс толерантности» (чел./%)

Уровни толерантности

Экспериментальная группа

(п=25 чел.)

Низкий уровень (22-60 баллов)

8/32,0

Средний уровень (61-99 баллов)

12/48,0

Высокий уровень (100-132 балла)

5/20,0

Нами выявлено:

- в группе доминируют обучающиеся со средним уровнем толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность;

- у трети обучающихся выявлен низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям;

- представители группы с выраженными чертами толерантной личности составили в экспериментальной группе пятую часть.

Таблица 2. Качественный анализ экспресс-опросника «Индекс толерантности» (%)

Субшкалы толерантности

Экспериментальная группа

Этническая толерантность

37,0

Социальная толерантность

48,0

Толерантность как черта личности

15,0

Наиболее выражена субшкала «социальная толерантность», которая позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. На втором месте субшкала «этническая толерантность», которая выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. На третьем месте субшкала «толерантность как черта личности», включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Это подтверждается нашими наблюдениями за поведением обучающихся, а также совпадает с мнением преподавателей училища, с которыми мы беседовали.

Нами выявлены особенности толерантности обучающихся в современных условиях:

- доминирование обучающихся, для которых характерно сочетание как то­лерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность;

- субшкала «толерантность как черта личности», включающая пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру, менее всего выражена.

На основании вышеизложенного мы делаем вывод о том, что толерантность обучающихся ситуативна.

Возраст обучающихся училища, по нашему мнению, является сензитивным к формированию толерантности. Но современная социальная ситуация не всегда благоприятствует этому. Серьезными препятствиями являются: отсутствие в обществе устоявшихся традиций свободы, плюрализма, уважения прав других; распространенность националистических настроений и культурных стереотипов; нетолерантное отношение взрослых к подросткам и юношам; возрастная конфликтность, агрессивность и нетерпимость к другим как следствие не разрешаемых вовремя противоречий – между потребностью обучающегося в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных для этого условий. Многие из названных причин интолерантности могут быть устранены педагогическими средствами.

Список использованной литературы

1. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность – ее сущностные характеристики / Д.В. Зиновьев // Парадигма. – 1998. – №1. – С. 50-61.

2. Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социоло­гическая интерпретация / Н.А. Победа // Социологические исследования. – 2007. – №6. – С. 13-28.

3. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) // Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. – С. 46-51.

УДК 371.212 (571.17)

Мотивационная сфера выпускников

сельских школ Кемеровской области

Подойницына Т.А.

ст. преподаватель

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт», г. Кемерово

Современный выпускник сельской школы представляет научный интерес не только для социологов, но и для психологов и педагогов. Для понимания выпускника из сельской местности, необходимо изучить его мотивационную сферу.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей.

Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в его черты личности. Мотивы достижения успехов, избегания неудач, потребности в общении, самооценка. В силу конкретных способностей, потребностей и внешних обстоятельств каждый человек обнаруживает свой, достаточно устойчивый стиль целеполагания. Реализация способностей и потребностей каждого конкретного человека происходит в рамках той культуры, в которой живет человек.

Рассматривая мотивационную сферу личности, Леонтьев В.Г. отмечает, что она является не только поверхностью (в переводе с греческого «сфера» - шар, замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от центра), это само пространство, в котором располагаются все мотивационные побудители. Автор отмечает, что это пространство иерархизировано и структурировано, и в ней имеется несколько базовых образований (мотивационных структур), в основе которых лежит какой-либо значимый побудитель. В этой системе побудители имеет устойчивую соподчиненную связь.

В мотивационной сфере есть доминирующие мотивы и побудители, они устойчивы и глубоко личностные, и они-то и составляют мотивационное ядро, от которого зависит духовный облик личности. Леонтьев В.Г. отмечает, что системообразующим фактором мотивационной сферы являются общественные отношения, особенно если они осознаются человеком, и если он непосредственно включен в них. Вслед за другими исследователями Леонтьев В.Г. подтверждает, что мотивационная сфера личности человеку не дается сформированной. Ее формирование происходит всю жизнь, под влиянием не только внешних условий, но и внутренних условий самого человека.

Жубов С.В. в исследованиях анализируя мотивационную сферу как открытую самоорганизующуюся систему, отмечает построение мотивационной структуры связано с взаимодействием субъекта с окружающим миром. При формировании мотивационной сферы личности нужно учитывать большую роль социального (средового) окружения человека, воздействующего на него как положительно, так и отрицательно.

Влияние среды, социума в котором развивается личность, подтверждает Товарищева Ф.Д.. Автор, исследуя сельских старшеклассников, отмечает большое воспитательное значение атмосферы труда и всеобщей занятости взрослого населения. Дети готовят себя к труду, понимая его необходимость, здесь складываются определенные положительные черты характера, влияющие на мотивационную сферу. Открытость сельского социума, его традиции, обычаи дают молодому человеку возможность сформироваться гармоничной личностью, где в мотивационной сфере будут преобладать положительные установки.

Проводилось анкетирование учащихся сельских школ Кемеровской области. Для проведения исследования была составлена репрезентативная выборка. В качестве генеральной совокупности выступили все выпускники сельских школ Кемеровской области. Так как генеральная совокупность является достаточно неоднородной, то была составлена порайонная выборка школ. Объем выборки составил 34 школы из 14 районов. Затем осуществили сплошной опрос выпускников выбранных школ. Опрос проводился с помощью анкеты. Общее количество опрошенных учащихся - 1422 человека. В качестве объекта исследования выступили учащиеся, оканчивающие в 2003 году средние общеобразовательные школы (9-11 классы), юношей – 40%, девушек – 60%. Предметом исследования явились ценностные ориентации выпускников, профессиональные ориентации, социально-психологические характеристики, отношение к здоровью, готовность вступить во взрослую самостоятельную жизнь. Важно было выявить, как видят свое профессиональное и личное будущее сельские старшеклассники, что считают для себя наиболее ценным и приоритетным. Проведя анализ данных можно сделать выводы о профессиональных ориентациях, о ценностях сельских школьников, о понимании ими здорового образа жизни, мотивационной сфере.

Мотивационная сфера выпускников сельских школ Кемеровской области выглядит следующим образом:

  1. Мотивы обучения – нравится учиться – 67 %, не нравится – 9,07 %, не определились – 22,5 %. Учатся, чтобы получить знания – 40%, из-за одобрения родителей – 6%, чтобы продолжать обучение дальше – 59,3%;

  2. Не определились после школы со своей дальнейшей судьбой – 27,09%, будут поступать в институт – 38,2%, техникум – 19,7%, училище – 12,4 %, пойдут работать – 2,82%; В районах, где показатель мотивации обучения складывается из желания учиться дальше, старшеклассники хотят продолжить обучение в вузе: Ижморский район – планируют учиться дальше 50%, поступать в вуз 48%; Промышленновский район – 66% планируют учиться дальше и поступать в институты – 48%.

  3. Социальная активность учащихся старших классов: участвуют в общественной жизни школы, класса – 78%, не участвуют – 20%;

  4. Жизненные цели представлены следующим образом: семья – 79,6%, карьера – 39,9%, работа – 30,8%, помощь ближним – 18,15%, я сам – 16,4%, отдых – 4,78%;

  5. Стремления, намерения: устроить свою карьеру – 52,2%, найти любовь – 49,5%, наличие собственных денег – 37,7%, стремление учиться – 28%, желание отдохнуть – 12,5%;

Как отмечалось ранее, включенность в трудовую деятельность сказалось на ценностях сельских старшеклассников, отдыхать предпочитают от 5 % до 12 %, на первых местах стоят работа, карьера, семейные ценности.

Список использованной литературы

1. Леонтьев В.Г. Мотивационная сфера личности и ее формирование // Формирование мотивационной сферы личности: Сб. научных трудов. Часть 1. – Новосибирск : Изд. НГПУ., 2003.

2. Жубов С.В. Психологические основы формирования мотивационной сферы личности // Формирование мотивационной сферы личности: Сб. научных трудов. Часть 1. – Новосибирск : Изд. НГПУ., 2003. – 218 с.

3. Товарищева Ф.Д. Определение профессиональной направленности сельских старшеклассников как этап выбора профессии // Педагогические науки. – № 1. – 2003.

Актуальные проблемы современного образования

Редакция, орфография и пунктуация авторов сохранены

Компьютерная верстка: Телепов К.В.

Редактор: Бражникова Е.Р.

Подписано к печати 04.06.2012 г. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура типа «Times New Roman». Бумага для лазерной печати.

Печать лазерная. Усл. печ. л. 12,6. Тираж 1000 экз. Заказ № 678-12

ИИО Кемеровского ГСХИ

ул. Марковцева, 5. Тел. 73-23-59

230



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуальные проблемы современного образования

    Документ
    ... государственный сельскохозяйственный институт» Актуальныепроблемысовременногообразования Материалы региональной заочной научно ... аспирантам, всем тем, кто занимается актуальнымипроблемамисовременногообразования. © Кемеровский ГСХИ, 2011 ...
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Политика и действительность

    Документ
    ... общества Наши авторы Contents № 5 2007 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИОбразование и общество ТУРБОВСКОЙЯ.С, САДОВНИЧИЙ В.А., ЖИРИНОВСКИЙ В. ... 160 № 1 2008 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ Доминанта ■ Х.Э. МАРИНОСЯН Актуальное и вечное Нам 50! ...
  3. Актуальные проблемы математического образования

    Анкета
    Актуальныепроблемы математического образования Однажды, выступая перед студентами, Андрей ... [речь идёт о натурфилософии, на нашем современном языке --- о физике] написана в величественной книге ...
  4. Проблемы современного образования разработка системы профессиональной ориентации учащихся

    Тезисы
    ... преподавания позволяют наметить перспективы решения актуальнойпроблемы чтения: 1) возрождение традиций семейного ... САМОРАЗВИТИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Зеленина Е.Б. ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ Савельева Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ...
  5. «актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории» программа студенческой научной конференции (4 – 8 апреля 2011 г )

    Программа
    ... – старший преподаватель О.В. Мурашов. «АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ» Программа студенческой научной конференции (5 – ... . Руководитель – С.С. Кулдин. 8. Проблемысовременного информационного общества. Р. Соловьев, факультет социальных ...

Другие похожие документы..