Главная > Контрольные вопросы


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра всеобщей истории искусств

ИСКУССТВО CТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Учебно-методический комплекс

для специальности

№ 031501 – Искусствоведение

Москва 2009

ИСКУССТВО СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Учебно-методический комплекс

Составитель: д-р искусствовед., проф. В.Г. Белозёрова

Ответственный редактор

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры всеобщей истории искусств

16.03.2009, протокол №4

Российский государственный гуманитарный университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………....4

Программа курса………………………………………………………….....5

Пояснительная записка…………………………………………………..…5

Содержание курса…………………………………………………….……11

Часть I. Искусство Китая………………………………………………….11

Часть II. Искусство Кореи………………………………………………...65

Часть III. Искусство Японии……………………………………………...80

Тематический план курса…………………………………………….….108

Контрольные вопросы по курсу………………………………………...110

Примерные варианты тестов……………………………………………114

Примерные темы письменных контрольных работ………………...…119

Примерные темы курсовых работ…………………….…………..……120

Задания для ролевых игр…………………………………………….….122

Порядок проведения текущего и итогового контроля знаний………..124

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Искусство стран Дальнего Востока» предназначен для студентов, обучающихся по специальности искусствоведение. Курс является составной частью программы по всеобщей истории искусств и представляет собой неотъемлемый компонент профессионального искусствоведческого образования.

Учебно-методический комплекс «Искусство стран Дальнего Востока» содержит подробную программу лекций со списком источников и литературы в конце каждого раздела курса, тематический план, контрольные вопросы, примерные варианты тестов, списки примерных тем для письменных контрольных работ и курсовых работ.

Курс организован по территориально-хронологическому принципу. Искусство каждой страны рассматривается отдельно от истоков своего формирования до современных направлений. Одновременно отслеживаются культурные заимствования и связи между национальными художественными традициями, что позволяет составить типологическую характеристику региона в целом.

Курс состоит из трех частей. Основное внимание в первой части уделено искусству Китая, которое обусловило художественное развитие всего Дальневосточного региона. Во второй части освещается искусство Кореи, в третьей – искусство Японии.

Структура курса методически нацелена на комплексное ознакомление с культурной спецификой стран Дальнего Востока студентов, не имеющих востоковедческой подготовки. Основное внимание уделяется сфере эстетических представлений и художественным нормативам. Круг обязательных для изучения памятников каллиграфии, живописи, архитектуры, скульптуры и прикладного искусства расширен с учетом искусствоведческой специализации студентов.

ПРОГРАММА КУРСА

Пояснительная записка

Курс «Искусство стран Дальнего Востока» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента, предназначенных для студентов 3-го курса дневного отделения и 3-го курса вечернего отделения факультета истории искусства, обучающихся по специальности №031501 – Искусствоведение. Курс представляет собой часть учебной программы по всеобщей истории искусств и является необходимым дополнением к основному европейскому разделу этой программы. Это   часть блока востоковедных дисциплин, а именно курсов «Искусство Древнего Востока», «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии», «Искусство древних иранцев», «Искусство ислама». По своей тематике курс связан с общеобразовательными курсами по всеобщей истории, истории мировых религий и истории философии.

Предмет изучения курса – искусство Дальневосточного региона, в котором общность художественных нормативов сочетается с ярким национальным своеобразием традиций отдельных стран, а именно Китая, Кореи и Японии.

Цель курса – сформировать у студентов представление о содержании, специфике и значении художественного наследия стран Дальнего Востока.

Задачи курса:

  сообщить расширенные сведения об исторических этапах развития искусства каждой страны;

  раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в отдельных странах;

  ознакомить студентов с основами традиционной национальной эстетики каждой страны;

  показать внутренние региональные художественные связи и исторические вехи их формирования;

  ознакомить студентов с основами традиционной национальной эстетики Китая, Кореи и Японии;

  охарактеризовать региональную общность и типологическое своеобразие искусства каждой страны;

  рассмотреть закономерности модернизации художественной традиции региона и современные процессы в искусстве ведущих стран;

  представить специфику культурного диалога стран Дальневосточного региона с искусством Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии;

  обозначить возможности и особенности культурного диалога Запада с каждой из стран Дальневосточного региона;

  познакомить студентов со спецификой перевода восточных текстов на русский язык.

Новизна курса. Учебно-методический комплекс (далее УМК) восполняет отсутствие развернутых учебных программ по искусству стран Дальнего Востока для высшей школы в нашей стране. Впервые для обучающихся по специальности искусствоведение создан УМК, направляющий как лекционную, так и самостоятельную работу студентов разных форм обучения. Оригинальность авторского подхода заключается в создании многоуровневой структуры курса, позволяющей эффективно сочетать типологический и хронологический подходы в изучении национальных художественных традиций. Информация по каждой теме, компактно сгруппированная по разделам, поэтапно знакомит студентов с исторической обстановкой периода и эволюцией ключевых мировоззренческих представлений, с характерными для эпохи эстетическими принципами и художественными нормативами. Изучение конкретных произведений ведется через призму новейших теоретических разработок с разбором достижений и проблем современного западного искусствознания.

Хронологические рамки курса охватывают период с неолита по ХХ век включительно, что позволяет прослеживать эволюцию художественных традиций стран с момента их зарождения до настоящего времени.

В курсе рассматриваются основные виды традиционных искусств: каллиграфия, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Искусство каждой страны рассматривается отдельно, что связано со стадиальной асинхронностью в развитии культур. Курс состоит из частей. Первая часть отведена Китаю (12 тем). Вторая часть курса посвящена Кореи (7 тем), третья – Японии (10 тем).

Для удобства пользования УМК списки источников и литературы по искусству конкретной страны даются в конце посвященного ей раздела программы.

Актуальность курса состоит в том, что в нем освещается искусство одного из крупнейших регионов мира, без знания которого профессиональная подготовка студентов не может быть полной. Курс расширяет профессиональный горизонт студентов и возможности их дальнейшей специализации.

Принципы построения курса.

Культура Китая является основополагающей для всего дальневосточного региона в целом, поэтому в рамках курса ей уделяется преимущественное внимание. Искусство Кореи рассматривается с точки зрения особенностей усвоения и переработке китайских образцов и эстетических принципов, прослеживаются особенности формирования национального стиля. Искусство Японии освещается в ракурсе анализа специфики отбора китайских и корейских прототипов, исследуется становление и развитие национальных стилей. Данный подход позволяет дать общую характеристику искусства дальневосточного региона и одновременно выявить своеобразие каждой из национальных школ.

Первая часть курса посвящена искусству Китая. Она выстроена по хронологическому принципу с распределением материала по династийному принципу, что соответствует современной международной синологической практике. Во второй части изучается история искусства Кореи в династийной хронологии. Третья часть отведена искусству Японии. В рамках курса студенты знакомятся с наиболее выдающимися памятниками дальневосточной архитектуры и скульптуры, получают представление о технике и стилях каллиграфии и живописи, изучают творческие биографии прославленных мастеров IV-XX вв., знакомятся с основными видами декоративно-прикладного искусства.

Большое внимание в курсе уделяется осмыслению дальневосточными культурами национального эстетического опыта. Студенты учатся работать с категориями и терминами традиционной дальневосточной эстетики, не совпадающими с европейской терминологией. Дается объяснение графической символики иероглифических знаков, обозначающих ключевые философско-эстетические категории, что позволяет студентам глубже понимать специфику культурного кода изучаемых стран и проводить сравнение разных версий переводов эстетических текстов.

При подготовке курса учтены результаты новейших исследований отечественных и зарубежных востоковедов, что отражено в подборе рекомендуемой литературы. Круг обязательных источников и литературы по теме рассчитан на общее ознакомление с материалом, в то время как дополнительные списки позволяют более углубленно раскрыть предлагаемые в УМК контрольные вопросы и темы. В связи с ограниченностью лекционного времени и отсутствием часов для семинарских занятий в программе курса разработаны методические ориентиры для самостоятельного изучения студентами отдельных разделов.

Восточные термины выделены в УМК курсивом.

По окончании курса студенты должны:

  • представлять основные исторические этапы развития искусства каждой из стран региона;

  • знать технологические и стилистические особенности выдающихся памятников;

  • иметь представление о музейных собраниях и коллекциях памятников восточного искусства;

  • отличать национальную принадлежность памятников и представлять проблематику и методику их научной атрибуции;

  • владеть основными иконографическими и архитектурными терминами и терминами восточной традиционной эстетики как частью профессиональной лексики;

  • ориентироваться в фундаментальных положениях восточной традиционной эстетики;

  • уметь проводить типологическое сопоставление каждой из национальных художественных традиций с искусством других стран региона и за его пределами;

  • представлять научный потенциал изученного материала и круг ключевых исследовательских проблем современного востоковедения.

Форма занятий. Занятия проходят в лекционной форме с просмотром слайдов, CD-дисков и видеокассет. Объем курса составляет 60 часов для дневного отделения и 40 часов для вечернего отделения.

Степень усвоения студентами материала проверяется посредством письменных тестов, контрольных работ, курсовых работ и участия в ролевых играх через Интернет посредством программы IP телефонии «Skype» в режиме аудиоконференции.

Обязательное требование к дипломным сочинениям – владение студентом языком страны, на искусстве которой он/она собирается специализироваться. Изучение восточного языка необходимо начать не позднее 2-го курса. С этого же курса идет систематическая работа над курсовыми сочинениями по теме будущего диплома. Тема диплома выбирается вместе с преподавателем с учетом индивидуальных данных студента.

Содержание курса

ЧАСТЬ I. ИСКУССТВО КИТАЯ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В СИНОЛОГИЮ И ТИПОЛОГИЮ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Современный состав, объем и степень сохранности отдельных сфер художественного наследия КНР. Состояние музейного дела, археологическая деятельность, система охраны памятников и ее законодательная база.

История собирательства в Китае. Классификация китайских источников. Понятийный аппарат и методология традиционного знаточества. Китайское искусствознание наших дней.

Западная синология и этапы развития отечественного китаеведения.

Своеобразие акустического и графического кодов китайского языка. Феномен «иероглифического мышления»: проблематика интерпретаций и переводов китайских источников. Нормы транскрипции китайских имен и терминов на европейские языки.

Методологическая проблематика изучения искусства Китая. Традиционная хронология по династиям и ее современные альтернативы. Категории «стиль династии», «стиль школы», «региональный стиль», «стиль мастера».

ТЕМА 2. ЭПОХА НЕОЛИТА (X/VI III тыс. до н. э.)

Современное состояние изучения неолитических культур в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. Преемственность китайского неолита местной палеолитической основе, полицентричность и полнота развития всего неолитического комплекса. Критерии общности и совместимости культур. Научная дискуссия о методах демаркации родственных протокитайских культур от культур некитайского генотипа.

Ареалы распространения и характеристика неолитических культур в период их расцвета: VI V тыс. до н. э. – культура Пэйлиган, культура Дадивань, культура Хэмуду; IV тыс. до н. э.   культура Яншао, культура Хуншань, культура Цинляньган; пер. пол. III тыс. до н. э. – культура Мацзяяо, культура Давэнькоу, культура Цюйцзялин;втор. пол. III тыс. до н. э.   культура Луншань, культура Лянчжу. Художественные традиции крупных территориальных зон: центральной, северо-восточной, южной. Преемственность и изменения территориальных традиций при смене неолитических культур.

Керамика. Стадии эволюции керамической массы и методов формовки изделий (ручная лепка, формовка по шаблону, спирально-ленточная лепка, поворотный и гончарный круг). Технология обжига и росписи. Декор керамики эволюционировал от монохромии (VI V тыс. до н. э.) к преобладанию полихромии (IV тыс. до н. э.) и вновь к господству монохромии (III тыс. до н. э.). Сложение базовых принципов национального пластического мышления: преобладание торообразных мотивов в декоре, наличие натуралистично трактованных изобразительных элементов, выполненных в техниках гравировки, налепов и росписи. Организация композиции декора на балансе противоположно направленных векторов движения внутри компактных пластических образований. Керамические лепные маски и головы, сосуды-скульптуры, статуэтки и модели построек.

Камень. Типология изделий из нефрита: топоры, ножи, подвески, подвески, ожерелья, браслеты, шпильки, зоо- и антропоморфные скульптурки, топоры юэ, цилиндры цун, диск би, кольцо хуань, неполное кольцо цзюэ, полудиск хуан. Мелкая пластика из камня и кости. Ракушечные рельефные композиции.

Племенные тотемы и их последующая эволюция в архетипические знаки китайской культуры: свинья, сова, рыба, змея, ящерица, дракон, лягушка, тигр, волна, трава, облачная спираль, «огненная жемчужина» хо чжу, топор, личины духов. Развитие изобразительных трактовок от натурализма к условности при сохранении конкретности движения пластического образа. Круг и квадрат как матрицы национальной пластической парадигмы и задача их совмещения.

Архитектура. Полуземлянки, свайные конструкции, земляные платформы. Ректагональные планы поселений. Каркасно-столбовая конструкция. Планировка городищ III тыс. до н.э..

Дискуссия о генезисе китайской письменности в науке. Варианты первичных знаковых систем по данным археологии и версия традиционной историографии.

Эпоха неолита в интерпретации мифоисторического нарратива о «трех властителях» (сань хуан: Суй-жэнь, Шэнь-нун, Фу-си) и «пяти предках» (у ди: Хуан-ди, Чжуань-сюй, Ку, Яо, Шунь). Идеал «высокой древности» (шан гу) в китайской эстетике и его функции в традиционной и современной культуре.

ТЕМА 3. ПЕРИОД II ТЫС. ДО Н. Э.

Научная дискуссия о генезисе металлургии на территории Китая. Очаги зарождения металлургии начала II тыс. до н. э.: «северный» (культура сяцзядянь 2100 1500 гг. до н. э.), «северо-восточный», «восточный» (культура юэши 1900-1600 гг. до н. э.), «западный» (культура цицзя 2000  1600 гг. до н. э.) и др.

Первые государственные объединения: данные археологии и научная дискуссия о существовании династии Ся (традиционная датировка XXI XVII вв. до н. э.) и хронологии династии Шан Инь (традиционная датировка ХVI-ХI вв. до н. э.). Сведения о первых династиях в традиционной китайской историографии. Государственное устройство и цивилизационные новации народности шан. Мировоззренческий комплекс: календарные представления, культ небесного предка Шан-ди и владычицы-земли Хоу-ту. Магические ритуалы: скапулимантия, практика сакрального насилия.

Архитектура. Планировочные принципы городищ, конструктивные особенности сооружений, строительный метод хан-ту.

Памятники. Городище в Эрлитоу (пров. Хэнань). Городище в Эрлиган (пров. Хэнань). Комплекс «Иньское городище» (Инь-сюй) вблизи г. Аньян (пров. Хэнань): «северный», «центральный» и «южный» дворцовый ансамбли; гробница №1001 (усыпальница У-дина?), гробница №5 в Сяотунь (усыпальница Фу-хао?).

Цинтун («зеленая бронза»). Бронзовая утварь как знак высокого социального статуса и ее ритуальные функции. Технология литья в сборные формы. Типология изделий: емкости для приготовления ритуальной пищи на огне (котлы дин и ли, пароварка янь); контейнеры для подогрева и сервировки яств (гуй, доу); емкости для подогрева и разлива вина (цзя, ю, хэ); контейнеры для хранения и преподнесения вина (цзунь, фани, лэй, бу, ху); кубки (цзюэ, гун, гу, чжи); сосуды для воды (пань,и). Оружие: ножи, секиры, клевец гэ. Преемственность бронзовых изделий формам и пластическим принципам неолитической керамики. Фоновый узор: «узор грома» (лэйвэнь), «узор облаков» (юньвэнь), «гвоздевидный» узор, геометрические переплетения и пр. Элементы основного декора: зооантропоморфная маска таотэ, дракон куй, дракон лун, дракон пань,анималистические образы (слон, тигр, олень, бык, козел, баран, сова, змея, цикада и пр.). Эволюция тотемных образов в астрологические символы и ее отражение в пластике декора.

Развитие традиций неолитической скульптуры в образцах мелкой пластики из нефрита, мрамора и кости.

Влияние бронзовых изделий на формы и декор керамики. Появление глазурованной керамики и керамики байтао («белой керамики»).

Каллиграфия. Формирование письменности и ее сакральные функции. Интерпретация пластических принципов шанских надписей на гадательных черепашьих щитках и костях каллиграфами ХХ в. в произведениях почерком цзя-гу. Надписи на внутренних поверхностях ритуальных бронзовых сосудов почерком цзинь-вэнь и их отличие от каллиграфии гадательных инскрипций.

Культуры периферийной зоны: культура шу (раскопки в Саньсиндуй, пров. Сычуань); культура учэн (пров. Цзянси) этнической группы юэ (вьеты). Общее и отличное в системе художественного мышления протокитайского центра и инородных периферийных зон.

ТЕМА 4. ДИНАСТИЯ ЧЖОУ (XI III вв. до н. э.)

Традиционная историография об основателях династии Чжоу и современная научная дискуссия о генезисе дома Чжоу. Периодизация правления: Западное Чжоу XI – перв. четв. VIII вв. до н.э., Восточное Чжоу: «Весны и осени» (Чуньцю) VIII   V вв. до н. э., «Сражающиеся царства» (Чжаньго) V   перв. четв. III вв. до н. э. Социальная структура чжоуского общества как фактор специфики культурной традиции. Значение сословия странствующих ученых ши в развитии искусства.

Новации чжоуской идеологии и их последствия для художественной сферы. Задачи искусства в ракурсе этического прагматизма мировоззрения эпохи Чжоу. Чжоуская онтологическая модель мира и эволюция древних магических практик в систему культурно-исторической памяти. Становление эстетического начала как самостоятельной культурной ценности в рамках этико-ритуальных норм (ли). Комплекс «шести искусств» (лю и) в качестве идеологической основы синтеза принципов творческой деятельности в разных сферах культуры. Роль арифмосемиотики и ассоциативно-корреляционных связей в сложении художественных нормативов. Конфуцианский идеал самосовершенствующейся личности и перспективы раннего формирования принципа авторского творчества в искусстве. Программа «пестования жизни» (ян шэн) как генеральный регулятор развития китайского искусства.

Цинтун («зеленая бронза»). Совершенствование технологии: отливка по восковой форме, припаивание деталей, гравировка, инкрустация драгметаллами и камнями. Преемственность чжоуских ритуальных изделий с шанскими прототипами и расширение их типологии: чарки (бэй), контейнеры (си), лари (фу, дуй, сю) и др.; музыкальные инструменты – колокола (чжун),колокольчики (нао), барабаны (гу),гонги (чжэн) и т.д.; зеркала, мебель, монеты, оружие. Эволюция декора бронзовой утвари в связи с изменениями модели сакральной коммуникации поколений семейного клана. Знаточество памятников ";зеленой бронзы"; и ее эстетика в среде собирателей древностей последующих династий.

Каллиграфия. Оформление каллиграфии как самостоятельного вида искусства, имевшего высокий социальный статус. Эволюция надписей на памятниках ритуальной бронзы. Пластическая программа почерка да-чжуань как основа каллиграфической эстетики. Орнаментальные почерки и их место в каллиграфической традиции.

Архитектура. Планировочный модуль ло шу («магический квадрат») и планы столиц Хаоцзин и Лои. Освоение новых материалов (черепица, кирпич), разработка и распространение консолей доу гун, конструкция двухуровневых четырехскатных крыш, стена-экран ин-би. Правила строительства комплексов: сыхэюань (двор с четырьмя строениями по периметру) и саньчао у мэнь (три парадных здания и пять ворот). Формирование двухуровневой деревянной структуры строений на двухуровневой террасе.

Живопись. Письменные свидетельства о монументальных росписях. Живопись на шелковых свитках и погребальных стягах.

Прикладное искусство. Нефритовые ритуальные подвески, статуэтки, поясные пряжки и пр. Ткани. Керамика. Совершенствование технологии лака. Лаковые покрытия и росписи архитектурных конструкций, оружия, гробов и пр. Лаковые столовые наборы.

Формирование автохтонных культурных зон в процессе нарастающей децентрализации политической власти. Основные центры периода Чжаньго:

1) Центральные царства. Развитие раннечжоуских художественных традиций под влиянием конфуцианского и моистского этического прагматизма.

Памятники. Комплекс в Фэньшуйлин (пров. Хэбэй); комплекс в Цзиньцунь (пров. Хэнань); комплекс Хоума (пров. Шаньси) и др.

2) Южное царство Чу. Дискуссия о генезисе южной субтрадиции и о специфике жреческих практик у. Полемика о «чуском барокко» в западной науке и проблематика формирования прото-даосской эстетики.

Памятники. Комплекс в Лутайшане, захоронение Хоу И в Лэйгудуне (все   пров. Хубэй); некрополь в окрестностях Чанша (пров. Хунань) и др.

3) Северо-западное царство Цинь. Влияние легистской идеологией на искусство.

Памятники. Комплекс в Фэнсян (пров. Шэньси) и др.

4) Восточные царства Ци и Янь

Памятники. Комплексы в Линьцзы и в Шанванцунь (оба   пров. Шаньдун), некрополь царства Чжуншань в Пиншань (пров. Хэбэй) и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационно - аналитический обзор о положении

    Руководство
    ... в развитие искусства и культуры, ... транных дел РФ С.В.Лаврова на Конференции по ... числе программы АгенствапообразованиюРоссийской Федерации с предоставлением ... федеральной миграционной службы по Тамбовской области по ... Сибирь и ДальнийВосток. приложение № ...
  2. 1 руководство мчс позитивные и нейтральные материалы 23

    Руководство
    ... В ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНСТВАХ 236 Россия готова ... - ДАЛЬНИЙВОСТОК - Движение поездов по Забайкальской железной ... Нам Тран и гражданин ... крупных городов. Пообразованию я сама химик ... огненных искусств «Огни ... российских электронных госуслуг федерального ...
  3. 1 руководство мчс позитивные и нейтральные материалы 23 (4)

    Документ
    ... В ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНСТВАХ 236 Россия готова ... - ДАЛЬНИЙВОСТОК - Движение поездов по Забайкальской железной ... Нам Тран и гражданин ... крупных городов. Пообразованию я сама химик ... огненных искусств «Огни ... российских электронных госуслуг федерального ...
  4. 1 руководство мчс позитивные и нейтральные материалы 23 (5)

    Документ
    ... В ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНСТВАХ 236 Россия готова ... - ДАЛЬНИЙВОСТОК - Движение поездов по Забайкальской железной ... Нам Тран и гражданин ... крупных городов. Пообразованию я сама химик ... огненных искусств «Огни ... российских электронных госуслуг федерального ...
  5. «рынок ценных бумаг и производные финансовые инструменты" библиографический указатель 1993 - 2003 москва 2004

    Библиографический указатель
    ... образованияпо ... по-мексикански. Спасение банковской системы обошлось этой с тране ... дальнейшие ... наука и искусство //Финансист.- ... Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг //Российская ... 2-3; Международные рейтинговые агенства о России ... Востока и Среднего Востока ...

Другие похожие документы..