Главная > Документ


регионов Уральского федерального округа (2006 год)

Объем ВРП
на душу
населения
(с учетом
уровня
покупа-
тельной
способ-
ности) в
% к РФ

Объем
экспорта
на душу
насе-
ления, в
% к РФ

Индекс
развития
челове-
ческого
потен-
циала
(ИРЧП)

Объем
инвес-
тиций в
основ-
ной
капитал
на душу
насе-
ления,
в % к
РФ

Темпы
роста
реаль-
ных
денеж-
ных
доходов
насе-
ления в
% к
2002 г.

Доля
прибыльных
организаций
во всех
отраслях
экономики,
в %

2006
г.

2005
г.

Российская
Федерация

100,0

100,0

0,770

100,0

113,0

70,3

66,4

Ханты-Мансийский
автономный округ
- Югра

706,2

1038,6

0,873

619,3

111,0

76,6

71,0

Ямало-Ненецкий АО

644,9

450,0

0,880

953,0

109,3

64,61

59,03

Тюменская область
(без Ханты-
Мансийского и
Ямало-Ненецкого
автономных
округов)

211,3

76,8

0,796

199,7

111,4

73,31

69,0

Курганская
область

43,6

7,9

0,733

43,2

123,0

60,2

51,1

Свердловская
область

95,1

59,0

0,758

91,2

110,0

71,15

66,7

Челябинская
область

80,4

57,4

0,767

76,3

118,3

70,9

63,3

Слабые стороны экономики округа заключаются в недостаточной ее диверсификации, инфраструктурной неразвитости, сильных внутрирегиональных экономических и социальных контрастах, недостаточной инновационности (рис. 8 - не приводится). По многим ключевым показателям инновационного развития (число патентов на 1 млн. жителей; доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля кандидатов и докторов наук среди работников с высшим образованием, уровень энергоемкости производства) округ имеет худшие позиции, чем среднестатистический российский регион. Крайне низка отдача (результативность) от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет окружного бюджета.

Потенциальные угрозы для округа определяются высокой зависимостью окружной экономики от конъюнктуры мирового рынка нефти и федеральной политики недропользования; постепенным переходом многих разрабатываемых месторождений в стадию истощения; миграцией значительных капиталов за пределы округа; ухудшением качества природной среды. На нейтрализацию действия этих факторов и обращены мероприятия данной Стратегии.

Рис. 8. Сопоставление показателей инновационного развития автономного округа и России

Рисунок не приводится.

2. Основные проблемы

(экономические и пространственные диспропорции развития)

Первая группа проблем, стоящих перед округом, связана с недостаточно предсказуемой глобальной экономической динамикой, рисками и неустойчивостью, которые генерирует мировая экономика. Округу предстоит адаптироваться к новым условиям усиливающейся глобальной конкуренции, растущему доминированию Китая, Индии, стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике; угрозам, связанным с деятельностью глобальных террористических сетей, с массовыми эпидемиями среди людей и животных; эффективно противостоять этим угрозам, предпринимая дорогостоящие меры безопасности и контроля. В настоящее время крайне узкий перечень видов экономической деятельности округа имеет международную сертификацию, удовлетворяет международным стандартам качества, экологичности и безопасности. Крайне незначительны объемы ежегодно привлекаемых в округ прямых иностранных инвестиций. Ничтожна доля ненефтяного экспорта.

Вторая группа проблем связана с диспропорциями внутри финансовой системы региона. Речь идет о неоптимальных соотношениях между объемами внебюджетных инвестиций и ВРП, сбережениями населениями и инвестициями в экономику округа, между удельным весом в ВРП доходов и расходов консолидированного бюджета. По этим причинам инвестиционная нагрузка на окружной бюджет значительна и составляет около трети его расходов.

Несмотря на усилия Правительства округа по привлечению внешних инвесторов, которым предоставляются налоговые льготы, компенсации процентов за кредиты, бюджетные кредиты, недвижимость и другое имущество, находящееся в собственности автономного округа, ненефтяные стратегические инвесторы в округе пока не появились.

Не развиты финансовые институты, обеспечивающие трансформацию сбережений населения округа в капитал. Сбережения населения, которые, по оценкам экспертов, составляют около 60 - 70 млрд. рублей, в настоящее время слабо участвуют в инвестиционном процессе в округе. Лишь в самое последнее время удалось привлечь средства населения в жилищное строительство за счет ипотечного кредитования. Однако расходы на приобретение недвижимости составляют пока в общих расходах населения менее 1%, и ввиду высоких доходов жителей округа (по сравнению со среднероссийскими показателями) здесь существует значительный потенциал роста. Доля платных услуг, например, в здравоохранении округа составляет лишь 5%, в России - более четверти.

Третья группа проблем связана с деятельностью нефтегазового сектора экономики округа. После 40 лет интенсивной промышленной эксплуатации (рис. 9 - не приводится) большинство крупных и гигантских нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи, 70% запасов нефти относится к категории трудноизвлекаемых. Несоблюдение недропользователями объемов и сроков проведения геологоразведочных работ оборачивается многолетним отставанием работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Начиная с 1998 года прирост запасов практически все годы не компенсирует добычу нефти (рис. 10 - не приводится).

Рис. 9. Динамика добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Рисунок не приводится.

Рис. 10. Динамика соотношения нефтедобычи и прироста запасов в автономном округе

Рисунок не приводится.

С 2002 года происходит снижение затрат на геологоразведочные работы. Система государственного контроля, в том числе и со стороны региональных органов власти, за соблюдением лицензионных договоров и система реагирования контролирующих органов на эти нарушения несовершенна, разбалансирована. Имеются разногласия между окружной властью и компаниями-недропользователями в вопросах развития геологоразведочных работ и воспроизводства выбывающих запасов нефти.

Существует проблема сбора и утилизации попутного нефтяного газа ввиду низкой стоимости газа (по сравнению с затратами на его подготовку и утилизацию), монополизации рынка транспорта, переработки, сбыта попутного нефтяного газа, наличия внутри технологической цепочки собственников, руководствующихся различными интересами. Объем газа, ежегодно сжигаемого в факелах, за десять лет вырос с 4,3 до 7,8 млрд. м3, что эквивалентно 7 млн. т нефти. По оценкам, цена сжигаемого на факелах попутного нефтяного газа - миллиард долларов в год. Загрязняющие выбросы в атмосферу исчисляются тысячами тонн.

К этой группе проблем непосредственно примыкают вопросы энергетической безопасности сел и поселков как важнейший современный вызов для округа. Территория, обладающая целым спектром собственных источников тепла и энергии, ежегодно завозит для местного тепло- и энергообеспечения тысячи тонн угля и нефтепродуктов за тысячу километров, тратит на эту процедуру сотни миллионов рублей. В условиях глобального дефицита энергии неиспользование, невовлечение в народнохозяйственный оборот местных источников котельного, печного и моторного топлива является недопустимой роскошью. В современном мире энергия не бывает лишней.

Смысл новой энергетической политики округа должен состоять не только в централизации энергоснабжения малых и средних сел, но в обязательном экономном и эффективном вовлечении в каждом селе местных, резервных, альтернативных источников тепла и энергии. Окружная власть должна взять на себя обязательства по решению этой проблемы - не как рутинной, мелкой проблемы малой коммунальной энергетики, но как крупной проблемы энергетической безопасности местных сообществ. Для этого необходимо всемерно поощрять творческие, новаторские наработки малого и корпоративного бизнеса Югры и России, структур гражданского общества, иностранных инвесторов.

Другой важнейший элемент новой энергетической политики округа состоит в мерах, направленных на радикальное улучшение энергоэффективности местной экономики и мерах по энергосбережению. Для этого в округе будут внедрены новые технологические решения в производственной, коммунальной и бюджетной сферах, приняты новые технические регламенты, установлены жесткие санкции за нарушение местных (более строгих, чем федеральные) нормативов расходов энергоносителей, федерального и местного экологического законодательства.

Четвертая группа проблем округа - экологические - связана с высоким техногенным воздействием на три составляющих биосферы - воздушную, водную и земельную. Автономный округ на протяжении последних лет занимает печальное лидерство в Российской Федерации по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в основном за счет сжигания нефтяного попутного газа.

Неблагополучное состояние поверхностных вод и несоответствие качества воды в источниках питьевого водоснабжения установленным санитарным нормам и правилам, нарастающие ограничения в запасе качественной питьевой воды объясняются воздействием нефтегазодобывающей инфраструктуры и сбросом загрязненных сточных вод от населения автономного округа.

Негативное воздействие нефтегазодобычи не ограничивается площадями, предоставляемыми под промышленные объекты. Значительная часть нарушений происходит за пределами границ отвода - это механическое повреждение почвенно-растительного покрова в результате несанкционированного проезда техники, захламление территории порубочными остатками и строительными отходами, загрязнение нефтепродуктами, буровыми растворами и минерализованными водами в результате аварий на нефтепромысловом оборудовании. Площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, на территории округа составляет около 35 тыс. га.

Ежегодно увеличивается количество аварийных ситуаций на предприятиях нефтегазодобычи, прежде всего связанных с внутренней и внешней коррозией изношенных трубопроводов (многие из которых эксплуатируются уже более 30 лет), что приводит к загрязнению земель нефтепродуктами, минерализованными водами.

Экологические проблемы округа существенно усугубляются ввиду отсутствия регламентов во многих новых видах деятельности (например, производство пеллет, ДСП-плиты, безопасность туристов и др.), значительного несоответствия действующих норм и правил природопользования, многие из которых уцелели еще с советского времени, реальным современным условиям округа (например, до сих пор не разработаны СНИПы по зимникам), а также частой неадекватностью уже российских норм и правил специфическим условиям округа (например, российский порядок исчисления лесосек для заболоченной территории округа не приемлем - запас древесины на гектар, который должен учитываться при расчете лесосеки, по мнению экспертов, здесь должен быть в два раза больше).

Пятая группа проблем связана со слабой диверсификацией структуры экономики округа, на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95% промышленного производства.

Одно из проявлений слабой диверсификации местной экономики - неразвитость местной стройиндустрии, производства стройматериалов. Неотложна задача замещения ввоза строительных материалов собственным их производством. В округе разведаны месторождения известняка, однако местного цементного производства для их использования при производстве бетонных и железобетонных изделий нет. Потребность в щебне удовлетворяется исключительно за счет завоза из других регионов. Листовое стекло в полном объеме завозится из ОАО ";Саратовстекло";, ОАО ";Борский завод";, ОАО ";Салаватстекло";.

Несмотря на значительные усилия, дефицит мощностей по глубокой и высокотехнологичной переработке древесины сохраняется и сегодня. В последнее десятилетие общее число работников сельского хозяйства уменьшилось почти в четыре раза, в три раза сократилось поголовье скота, в два раза производство молока и мяса. В этой связи уровень самообеспеченности округа по основным продовольственным группам (свежее молоко, парное мясо, яйцо) резко снизился.

В автономном округе сформирован и достаточно динамично развивается рынок платных услуг, оказываемых населению. Значительную часть социально значимых услуг, таких как услуги образования (в том числе профессионального образования), медицинские услуги, население приобретает на территории автономного округа. Другую часть услуг (санаторно-курортное лечение, услуги туризма и т.д.) население вынуждено приобретать за пределами автономного округа. Динамика темпов роста объемов платных услуг в автономном округе ниже темпов роста доходов населения. Кроме того, потенциал экономической деятельности в сфере бытовых услуг в Югре пока не реализован даже на 50%. Потребности и платежеспособность жителей намного превосходят существующие предложения по спектру бытовых услуг. Необходимо развивать новые виды бытовых услуг, продолжить создание условий для развития частного бизнеса, осуществлять подготовку кадров для сферы услуг.

Шестая группа проблем связана с недостаточным развитием наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый бизнес округа приурочен к строительству, торговле, операциям с недвижимостью, предоставлению услуг, отчасти промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе его присутствие незначительно. В округе мало собственных структур, оказывающих интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики - проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов и др. Малые и средние предприятия округа мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.

В округе нет собственных научных подразделений, которые занимались бы исследованиями в области геологии (кроме геологии углеводородных месторождений), новых технологий в строительстве, энергетике, деревообработке. Нет системы коммерциализации новых знаний. Слабо налажено научно-техническое творчество молодежи. Доля НИОКР в общем объеме финансирования программ округа в 2006 году составляла 0,01%, а обучающих мероприятий в них и вовсе не содержалось. Но и от реализованных НИОКР отдача для реальной экономики округа очень слабая.

Седьмая группа проблем - инфраструктурные, отчасти унаследованные от прошлого периода развития округа. Дорожная сеть, транспортная инфраструктура округа создавались для целей удобного вывоза из него продукции союзной специализации и завоза в обособленные промплощадки основных факторов производства для нефтедобычи и лесозаготовок. После обретения статуса субъекта Российской Федерации в 1992 году исключительно внешне обращенная конфигурация дорожной сети, усеченная местная транспортная и коммуникационная инфраструктура стали тормозом полноценного развития округа. Несмотря на интенсивное строительство автодорог, сегодня более половины населенных пунктов не имеют постоянной транспортной связи.

Провозная способность железнодорожной линии на Новый Уренгой практически исчерпана, недостаточно развита инфраструктура Сургутского отделения, на ряде раздельных пунктов отсутствует соответствующая станционная инфраструктура, часть объектов инфраструктуры и подвижного состава имеют износ до 90%.

Около 70 сельских поселений не имеет централизованного электроснабжения. Главные проблемы развития централизованной энергетики округа связаны с острым дефицитом пропускной способности сетей, особенно для передачи энергии на длинные расстояния; резким несоответствием между генерирующими мощностями, которые загружены лишь на 50% своего потенциала, и предельной загрузкой энергосетей.

Округ имеет более низкий, чем в среднем по России, уровень жилищной обеспеченности - 18,1 кв. м на одного жителя (в среднем по России - 20,2). Доля ветхого, аварийного и экологически неблагоприятного жилищного фонда, которое образовалось в округе не в результате отсутствия нового жилищного строительства или естественного старения жилищной застройки, но ввиду временного характера его освоения в 1960 - 1980-е годы, превосходит среднероссийский уровень.

Очень медленно переходит на новые технологии коммунальная сфера: значительная часть поселковых котельных архаична и неэффективна, характеристики теплозащиты жилых зданий низкие, обеспеченность населения и бюджетных учреждений приборами учета потребления тепловой энергии недостаточная.

Темпы внедрения новых информационных технологий, технологий высокоскоростной широкополосной связи, особенно в глубинных районах и поселениях округа, недостаточные. Только треть учителей школ округа владеют новыми информационно-коммуникационными образовательными технологиями.

Восьмая группа проблем - социальные проблемы и контрасты, унаследованные от прошлого индустриального периода освоения округа. Система образования - та, которая была создана еще в советские годы, - не вполне учитывает приоритетные потребности экономики округа, в последнее десятилетие испытывала сильное влияние создаваемых здесь филиалов вузов других регионов России. Основные проблемы окружного здравоохранения связаны с недостаточной развитостью ";малых"; форм предоставления медицинских услуг - институты общеврачебной практики, семейного врача. В сфере культуры за годы реформы глубина различий между оснащенностью библиотеками, клубами, кинотеатрами городской и сельской местности увеличилась.

В целях совершенствования государственной системы социальной службы автономного округа в 2006 - 2007 годы произведена реорганизация учреждений социальной защиты автономного округа. Создана вертикально-интегрированная система управления отраслью.

Деятельность учреждений направлена на создание более эффективной работы, расширение перечня оказываемых социальных услуг, что способствует повышению уровня доступности социальных услуг и оказания социальной защиты населению автономного округа.

Объективные причины контрастов экономических и социальных индикаторов (например, среднемесячной заработной платы работников) в нефтегазовых восточных муниципальных образованиях и агропромысловых западных - естественная неравномерность размещения нефтяных месторождений на территории округа. В последние годы глубина различий между ними увеличивается. Наиболее экономически проблемными территориями являются Кондинский, Березовский и Белоярский районы, имеющие низкие показатели практически по всему кругу экономических и социальных индикаторов.

Проблемы общей безработицы (по методологии МОТ) (рис. 11 - не приводится), нелегальной миграции иностранной рабочей силы, недостаточно эффективного профессионального образования и переобучения можно объединить как проблемы регионального рынка труда, весьма специфичного, слабо конкурентного и функционирующего со значительным трением.

Рис. 11. Динамика зарегистрированной безработицы в автономном округе и России

Рисунок не приводится.

Округ сталкивается с растущей нехваткой квалифицированных кадров, в том числе и кадров рабочих специальностей <2>. В нефтегазовом, лесном, рекреационном комплексах, социальной сфере прослеживается недостаток кадров высшей квалификации, остро необходима местная система переподготовки кадров среднего звена, подготовка кадров рабочих профессий. Местная система образования и система внешних связей округа (меры эффективной иммиграционной политики, программы переобучения, повышения квалификации, передачи опыта и др.) недостаточно работают на решение этой проблемы. Многие крупные и средние предприятия округа устранились от процесса обучения и переподготовки кадров: не участвуют в создании программ обучения, не лоббируют создание ";нужных"; им специальностей, не принимают молодежь на стажировку, не направляют на повышение квалификации своих сотрудников и т.д. Окружные социальные программы предусматривают строительство учреждений образования, здравоохранения, культуры вне увязки обеспечения жильем работающих/привлекаемых сюда молодых специалистов.

--------------------------------

<2> Согласно опросам самые востребованные в округе профессии - плотник, арматурщик, инженер капитального ремонта скважин, по глинистым растворам, по проектно-сметной работе.

Значительный рост прибытия в округ на работу граждан СНГ не сопровождается выработкой специальной политики по адаптации новых иностранных работников (адаптационный центр и другие мероприятия), хотя потребность в ней, видимо, в прогнозный период будет усиливаться.

Географические и климатические условия автономного округа - равнинность территории, избыточность атмосферных осадков, большие разливы рек весной, приводящие к избыточному увлажнению почвы и образованию болот, которыми занята значительная часть территории, отрицательная среднегодовая температура формируют девятую группу проблем, связанную с издержками жизнедеятельности, повышенными расходами на проживание населения, обеспечение необходимого уровня жилищно-коммунальных и социальных услуг и инфраструктурную обустроенность.

Решение указанных проблем требует согласованных действий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления округа, институтов гражданского общества, крупных ресурсных корпораций, других организаций и учреждений, работающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в интересах обеспечения максимально эффективного использования производственно-технического потенциала, природных и человеческих ресурсов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры распоряжение от 14 ноября 2008 г n 491-рп о стратегии социально-экономического развития

    Документ
    ПРАВИТЕЛЬСТВОХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГА - ЮГРЫРАСПОРЯЖЕНИЕот14ноября2008 г. N 491-рп О СТРАТЕГИИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГА - ЮГРЫ ДО 2020 ГОДА Руководствуясь положениями ...
  2. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город покачи на период до 2020 года

    Документ
    ... в округ 2. Концепция социально-экономическогоразвитияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга-ЮгрыРаспоряжениеПравительства ХМАО-Югрыот 29.09.2001 г. № 566-рп 3. Стратегиясоциально-экономическогоразвитияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга-Югры ...
  3. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры постановление (1)

    Документ
    ... Стратегиейсоциально-экономическогоразвитияХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры до 2020 года, одобренной распоряжениемПравительстваХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот14ноября2008 года № 491-рп, ПравительствоХанты-Мансийского ...
  4. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры департамент труда и занятости населения ханты-мансийского автономного округа - югры состояние

    Автореферат диссертации
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот 22.04.2009 № 88-п «О развитии системы социального партнерства в Ханты-МансийскомавтономномокругеЮгре»; 7. РаспоряжениеПравительстваХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгрыот 09.06.2009 № 221-рп ...
  5. Департамент экологии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Доклад
    ... Стратегиисоциально-экономическогоразвитияХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры до 2020 года, одобренной распоряжениемПравительстваавтономногоокругаот14ноября2008 года № 491-рп; – Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского ...

Другие похожие документы..