Главная > Документ


В Калининградской области созданы новые современные высокотехнологичные производства, проведена модернизация действующих организаций стройиндустрии, что позволило существенно нарастить производственные мощности и расширить ассортимент выпускаемой продукции, прежде всего, за счет освоения новых видов номенклатуры – облицовочного, фигурного керамического кирпича, газосиликатных и пенобетонных блоков, железобетонных изделий и конструкций.

За период с 2005 года по 2010 год объем выпуска строительных материалов и изделий увеличился с 3,5 млрд. рублей до 6,1 млрд. рублей. При этом производство строительных материалов в Калининградской области обладает потенциалом, достаточным для удовлетворения большей части текущих и перспективных потребностей строительного комплекса Калининградской области. В 2011 г. планируется рост объёмов производства строительных материалов, изделий и конструкций до 6,2 млрд. рублей.

Введены в эксплуатацию новые предприятия: ООО «Бетон строй-плюс» - завод по производству бетонных смесей мощностью 200 тыс. м3 в год, ООО «БалтКерамика» - завод по производству керамического кирпича мощностью 32,5 млн. штук в год, ООО «Томас-Бетон» - современный завод по производству бетонных смесей мощностью 110 тыс. м3 в год, ООО «КалининградЦемент» - цементный терминал мощностью от 250 тыс. тонн цемента до 1 млн. тонн цемента в год.

В организациях стройиндустрии - в ЗАО «Завод ЖБИ-1», ОАО «Завод ЖБИ-2», ООО «Вест Стайл», ООО «Балтийское военно-строительное управление» Министерства обороны Российской Федерации, ООО «Техновент», ООО «Строительные технологии», ООО «Рива Транс», ООО «Оптим», ООО «Калининградский завод ЖБИ - Мелиорация» - освоен выпуск новых железобетонных изделий, плит перекрытий с овальными пустотами, железобетонных изделий по технологии «Унифицированный безригельный каркас КУБ-2,5», свай длиной более 12 м, напольных покрытий для детских игровых площадок и аттракционов, спортивных открытых и закрытых сооружений, мостовых кранов грузоподъемностью до 50 тонн, металлических дверей, тротуарной плитки и других декоративных изделий из бетона.

В 2010 году введён в эксплуатацию кирпичный завод ООО «Пятый элемент», мощностью 52,5 млн. шт., освоены карьеры по добыче инертных материалов «Желанное», «Белкино», «Белкинское», домостроительный комбинат ООО «ДСК XXI век» с новым современным производством (технологические линии по производству железобетонных изделий и конструкций для строительства объектов жилищного и промышленного строительства (железобетонные балки, ригели, стеновые блоки) мощностью 30 тыс. м3 в год, железобетонных плит перекрытий пустотного настила 150 тыс. м2 в год и др.).

С вводом в эксплуатацию кирпичного завода ООО «Пятый элемент» и модернизацией технологических линий на заводе ООО «БалтКерамика» строительный рынок Калининградской области полностью обеспечен керамическим кирпичом.

В 2011 году ОАО «Завод ЖБИ-2» введены в эксплуатацию новые производственные мощности - технологическая линия непрерывного бетонирования железобетонных изделий мощностью 150 тыс. м2., в г. Гусеве введён в эксплуатацию домостроительный комбинат ДСК «Белый ключ» мощностью 100 комплектов малоэтажных домов в год. На итальянском оборудовании выпускаются комплекты деревянных домов по объемно-модульной технологии с высокой степенью готовности.

В настоящее время в строительный комплекс области входят более 800 организаций и предприятий различных форм собственности, в том числе более 700 строительно-монтажных и специализированных строительных организаций, 67 предприятий стройиндустрии, 35 проектно-изыскательских организаций.

В строительном комплексе Калининградской области по состоянию на задействовано порядка 37,2 тыс. человек.

В последние годы в области появились новые производства по выпуску металлопластиковых окон, дверей и витражей, металлочерепицы, изготовление стеклопакетов и другой продукции.

Около 95% продукции отрасли потребляется на внутреннем рынке. Сегодня в области решаются вопросы по расширению производства оконных и дверных блоков, по увеличению выпуска стеновых блоков из ячеистого бетона, силикатного и керамического кирпича. Решён вопрос по производству полимерных труб диаметром от 20 мм до 400 мм.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В целях повышения комфортности проживания населения в Калининградской области в 2005-2010 годах построено и модернизировано 53 объекта коммунального назначения в 16 муниципалитетах области. Из них: водохранилище мощностью 1875 тыс. куб. метров, объекты водоснабжения мощностью 51,9 тыс. куб.м в сутки, сети водопровода – 8,6 км, очистные сооружения общей мощностью 3 тыс. куб. метров в сутки, канализационные коллекторы и ливневые канализации общей протяженностью 12,2 км, котельные суммарной мощностью 47,4 Гкал/час, тепловые сети протяженностью 62,4 км.

Объем средств, направленных в рамках федеральных целевых программ и областной инвестиционной программы на повышение комфортности проживания населения и улучшение экологических условий в Калининградской области, приведен в таблице 15.

Таблица 15. Объем капитальных расходов в отдельные сферы жилищно-коммунального хозяйства в 2005-2010 годах (в млн.рублей)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Водоснабжение

20,8

91,8

255,9

65,8

351,4

352,6

Водоочистка

163,0

294,5

519,1

743,9

744,0

1306,0

Теплоснабжение

12,4

65,0

201,2

357,2

231,6

233,3

В 2011 году был введен в эксплуатацию 41 объект (тепловые сети, котельные, сети канализования, очистные сооружения, водоводы ).

Инновации

Последние два десятилетия характеризуются ростом влияния науки на социально-экономическое развитие в регионах, интенсификацией процессов создания и распространения знаний, а также активизацией инновационной деятельности. В этих условиях эффективность региональной научно-технической политики в значительной степени зависит от того, насколько правильно выбраны ориентиры развития, каковы механизмы выбора технологических приоритетов и какие инструменты используются для их реализации.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области за 2011 год только 11 предприятий и организаций представили отчеты об основных показателях деятельности, выполняющих научные исследования и разработки.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом, как показано в таблице 16, среднесписочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), увеличилась на 1,3% и составила 1847 человек.

Таблица 16. Основные показатели деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки

Показатели

2010

2011

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц

11

11

Среднесписочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), человек

1823

1847

Доля государственного сектора в среднесписочной численности работников, выполнявших научные исследования и разработки (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), %

99,8

99,8

Доля государственного сектора в среднесписочной численности работников, выполнявших научные исследования и разработки (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) сохранилась на уровне 2010 года и составила 99,8%.

В 2011 году валовые затраты на научные исследования и разработки в Калининградской области, что отражено в таблице 17, составили 1276,1 млн. рублей, из них внутренние затраты составили 1225,5 млн. рублей и по сравнению с 2010 годом увеличились на 3,4%.

Таблица 17. Затраты на научные исследования и разработки, млн. рублей

Годы

Затраты на научные иссле- дования и разра-ботки

в том числе:

Амор-тизаци-онные отчис-ления на осно-вные фонды

Внутренние затраты на исследова-ния и разработки за счет средств феде-рального бюджета

внутренние затраты на исследования и разработки

внешние затраты на иссле-дования и разра-ботки

всего

внутренние текущие затраты (без амортизации)

капиталь-ные зат-раты -всего

2010

1266,7

1184,8

1173,2

644,9

11,6

81,9

94,8

963,4

2011

1276,1

1225,5

1220,7

701,6

4,8

50,6

99,1

799,5

Основной удельный вес (99,6%) в общем объеме внутренних затрат занимали текущие затраты, 57,5% которых приходится на оплату труда.

Основным источником финансирования науки продолжают оставаться средства государственного бюджета.

Если в 2010 году сумма средств федерального бюджета в общем объеме затрат на исследования и разработки, с учетом средств организаций государственного сектора Калининградской области, составляла 963,4 млн. рублей, то в 2011 году она сократилась до 799,5 млн. рублей.

Численность занятых в сфере науки на протяжении последних четырнадцати лет неуклонно сокращалась. Тенденция сокращения научных кадров с каждым годом формировалась под воздействием многих факторов: переход работников из науки в другие сферы деятельности (межотраслевая мобильность), увольнение по сокращению штатов, уменьшающийся приток новых кадров и особенно молодежи, выезд за рубеж на работу по контракту или постоянное место жительства и др.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом в Калининградской области число работников в организациях, выполняющих научные исследования и разработки, уменьшилось на 5,2% и составило 1799 человек. В 2010 – 2011 года произошел рост численности работников, выполнявших научные исследования и разработки (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и соответственно составил 1823 человек в 2010 году, 1847 человек в 2011 году.

В настоящее время почти половина исследователей старше 40 лет. Средний возраст ученого в нашей области сегодня составляет 48 лет, кандидата наук - 52 года, а доктора наук - 62 года. Такая возрастная структура ведет к истощению кадровых ресурсов науки, создает угрозу разрыва между поколениями ученых и, в конечном счете, замедляет научный прогресс.

Приток молодых кадров является единственным источником обновления персонала, так как переход в науку из других областей экономики лиц зрелого возраста маловероятен.

Основным звеном подготовки научных кадров высшей квалификации является обучение в аспирантуре. На начало 2012 г. подготовку аспирантов вели четыре высших учебных заведения.

Основная задача региональной научно-технической политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Повышение эффективности региональной экономики с помощью инноваций в традиционных для Калининградской области отраслях необходимо сделать одним из важнейших региональных приоритетов. Инновационная экономика должна стать условием для повышения конкурентоспособности всех ее отраслей.

Одним из основных факторов, препятствующих инновационному развитию Калининградской области, является отсутствие надежно работающей инновационной инфраструктуры. Мировой опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие. На сегодняшний день инновационная инфраструктура Калининградской области характеризуется следующими проблемами:

1) отсутствуют отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций;

2) действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп (существующие компании, использующие инновации, и малые инновационные предприятия, научные организации) и работает недостаточно эффективно;

3) различные организации, ориентированные на экономическое развитие Калининградской области, не работают как интегрированная инфраструктура;

4) недостаточно квалифицированных кадров для работы в области коммерциализации научных разработок и трансфера технологий, у руководителей и менеджеров научных и других организаций отсутствуют специальные знания и опыт в данной сфере.

Для практической реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры необходима координация усилий органов государственной власти Калининградской области, научно-исследовательских, промышленных организаций, бизнеса. Такой подход предусматривает развитие и широкое применение в Калининградской области уже созданных и положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры, создание и развитие недостающих звеньев и формирование нормативного и методического обеспечения функционирования объектов инновационной инфраструктуры. Это позволит выстроить целостную систему, обеспечивающую продвижение к рынку получаемых в научно-техническом секторе новых знаний и технологий, осуществляя их коммерциализацию.

Таким образом, к настоящему времени назрела острая необходимость в совершенствовании инновационной деятельности в Калининградской области, адаптации известных, а при необходимости и в разработке новых принципов и механизмов комплексного развития экономики исходя из существующих внутренних и внешних условий.

Приоритетные направления развития инновационной деятельности вытекают из задач социально-экономического развития Калининградской области в Северо-Западном федеральном округе:

  • материаловедение и наносистемы;

  • информационно-телекоммуникационные системы;

  • транспортно - логистические и рекреационные технологии;

  • медицинские биотехнологии;

  • рациональное природопользование, биоресурсы и биотехнологии;

  • энергосбережение и энергетическая безопасность;

  • технологии развития урбанизированной среды;

  • социальные изменения и социально-гуманитарные технологии.

Приоритетные направления сформированы с учетом актуального перечня приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, а также перечня критических технологий Российской Федерации.

Связь, IT - сектор и информационное общество

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Калининградской области осуществляется устойчивыми темпами:

- для высокорентабельных проектов – за счет привлечения инвестиций операторов связи (более 95% инвестиций);

- на экономически непривлекательных территориях и для решения социальных задач за счёт федеральных целевых программ («Универсальные услуги связи», приоритетный национальный проект «Образование»);

- в 2012-2015 годах возможно сопутствующее развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры региона за счёт средств бюджета области и муниципальных образований при реализации областных целевых программ в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, создание системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»), а также ведомственных программ («Безопасный город» и других).

Состояние телекоммуникационной инфраструктуры.

Основу внутризоновой и магистральной телекоммуникационной инфраструктуры составляют опорные узлы связи, включающие линейные и технические участки связи и волоконно-оптические линии передачи (далее - ВОЛП), протяженность которых составляет 1520 км. Трассы ВОЛП проложены ко всем муниципальным районам и городским округам. Более 80 % телекоммуникаций построено на основе цифровых технологий.

Основные ограничения, влияющие на развитие и доступность современных информационно-коммуникационных услуг, обусловлены отсутствием независимой магистральной телекоммуникационной инфраструктуры между Калининградской областью и основной частью территории России.

В настоящее время первичную магистральную инфраструктуру для организации связи Калининградской области с основной территорией России предоставляют:

- ОАО «Ростелеком» по волоконно-оптической линии передачи Калининград – Советск – по территории сопредельных государств (Литва, Швеция, Финляндия) – Санкт-Петербург;

- ЗАО «Компания ТрансТелеКом» по волоконно-оптической линии передачи на электрических опорах железной дороги, обеспечивая выход в Россию через Литву и Беларусь, а также в республику Польша;

- ЗАО «Синтерра» по волоконно-оптической линии передачи Калининград – Чернышевское – по территории сопредельных государств (Литва, Беларусь) – Москва.

Существующие магистральные линии передач не обеспечивают информационную безопасность.

В соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 26 июля 2001 года протокол № 4 и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 31.08.2001 года № МК-ПП-4916с пункт 1.14 планировалось проложить волоконно-оптическую линию передач по дну Балтийского моря г. Калининград – г. Санкт-Петербург. Данный проект был внесён в непрограммную часть Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), с объёмом финансирования 2,35 млрд. рублей (в ценах 2004 года), однако не был реализован из-за отсутствия финансирования.

Соглашением о сотрудничестве между Правительством Калининградской области и ООО «Балтийский Телеком» от 17.07.2009 года № 283-09 планируется реализация инвестиционного проекта по прокладке подводной волоконно-оптической магистрали г.Калининград – г.Санкт-Петербург, с объёмом финансирования 2,875 млн. рублей (в ценах 2009 года). Общая протяженность трассы составляет – 1137 км, в том числе морская часть – 927 км, сухопутная часть – 210 км. В настоящее время иностранными инвесторами решается вопрос финансирования проекта.

Основные показатели развития отрасли связи в регионе представлены в таблице 18.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На средне- и долгосрочную перспективу (краткая версия)

    Документ
    ... на средне- и долгосрочную перспективу В рамках подготовки Стратегии социально-экономического развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу ... ВРП. 4 Они характеризуются повышенным содержанием сероводорода, меркаптанов и диоксида ...
  2. На семинаре-совещании был представлен СОДЕРЖАНИЕ

    Закон
    ... Федерации (их перечень требует уточнения) в средне- и долгосрочной перспективе дополнительных полномочий относящихся как к сфере ... , передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание депутатов Государственной Думы и их помощников ...
  3. Сетяева елена юрьевна управление взаимодействием участников инвестиционно-инновационного процесса (на примере предприятий пищевой

    Автореферат диссертации
    ... изложена на 155 страницах, содержит 3 рисунка, 8 схем. основное содержание работы ... предложения (финансового рынка) долгосрочному характеру спроса (потребности экономики ... и потенциал роста рынка на средне- и долгосрочную перспективу. Так, при принятии ...
  4. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013-2014 ГОДОВ Москва сентябрь

    Документ
    ... работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания судей и прокурорских работников, федеральных ... вектор развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу (закрепление на долгосрочный период прав на добычу (вылов) водных ...
  5. Проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) был представлен его разработчиками на заседание координационной группы и в настоящее время дорабатывается в соответствии с высказанными замечаниями

    Заседание
    ... благодаря привлечению экспертного сообщества отражается на содержании научных планов ведущих федеральных ведомств ... положен в основу технологической политики ЕС на средне- и долгосрочную перспективу. Его особенность – возможность использовать весь ...

Другие похожие документы..