Главная > Документ


Глава 2. Система управления реализацией стратегии

Система управления реализацией стратегии.

Система управления реализацией стратегии основана на выстраивании взаимоотношений власти и бизнеса, разработку и внедрение процедур и правил, обеспечивающих:

  • формирование условий для свободы предпринимательства и конкуренции, создания новых компаний во всех отраслях промышленности, развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, обеспечения эффективных механизмов защиты прав предпринимателей;

  • снижение административных барьеров;

  • развитие ГЧП, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах промышленных инноваций, исследований и разработок, внедрение новых технологий, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для нужд промышленности, поддержку инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

  • активную поддержку промышленных компаний Калининградской области на внутренних и внешних рынках при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защиту интересов местных товаропроизводителей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • расширение участия предпринимательского сообщества Калининградской области в подготовке решений органов государственной власти Российской Федерации и Калининградской области, связанных с регулированием экономики;

  • выявление и учет интересов каждой значимой промышленной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти;

  • ответственность органов государственной власти за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

  • равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и власти Калининградской области по ключевым вопросам социально-экономического развития промышленности, результаты которого станут основой решений, принимаемых Правительства Калининградской области и органов местного самоуправления;

  • создание атмосферы доверия между предпринимательскими структурами, органами государственной власти и общественными организациями;

  • обеспечение широкого общественного консенсуса по основным вопросам развития промышленности и экономики Калининградской области;

  • развитие приоритетных направлений промышленности, как основы экономики региона;

  • развитие на территории области промышленных кластеров и производств, ориентированных на замещение прямых закупок продукции российскими компаниями на внешних рынках;

  • привлечение инвестиций и технологий в промышленность региона в целях организации производства конкурентоспособной экспортно-ориентированной продукции;

  • поддержку наукоемких производств и высоких технологий, производств с высокой степенью переработки, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;

  • поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности;

  • достижение сбалансированной пространственной организации регионального развития посредством переноса центра тяжести развития региона из областного центра в муниципальные образования области путем создания на их территории на основе территориального зонирования и государственно-частного партнерства ряда промышленных зон и промышленных площадок.

Оценка результатов реализации стратегии осуществляется по данным ежегодного мониторинга показателей социально-экономического развития региона посредством их комплексного экономического анализа с применением экономико-статистических методов и методик.

В ходе мониторинга не реже чем раз в 3 года осуществляются диагностика состояния экономики региона по основным отраслям и группам предприятий и, при необходимости - выработка мероприятий по предупреждению негативных тенденций с корректировкой стратегических ориентиров..

Полномочия органов государственной власти Калининградской области по реализации стратегии и их взаимодействие.

  1. Калининградская областная Дума осуществляет законодательное регулирование в сфере экономического развития и контроль за соблюдением и исполнением законодательства Калининградской области.

  2. Правительство Калининградской области:

  • принимает постановления, разрабатывает и реализует региональные программы поддержки организаций региона, включая программы содействия развитию промышленных кластеров;

  • оказывает содействие в строительстве инженерных сетей и коммуникаций промышленных зон, технопарков в муниципальных образованиях области;

  • взаимодействует с федеральными органами государственной власти с целью реализации стратегии;

  • содействует развитию межрегионального сотрудничества организаций и предприятий региона;

  • содействует органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в целях решения вопросов местного значения по вопросам реализации стратегии;

  • осуществляет сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития экономики региона;

  • проводит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития экономики региона и эффективности применения мер ее развития, прогнозирует развитие различных секторов экономики в Калининградской области.

Стратегия должна корректироваться по мере ее реализации с учетом изменения внешних условий (мирового развития, развития России, макрорегионов страны) и внутренних процессов развития области. При этом коррекция возможна в виде ежегодного уточнения краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития региона, а также коррекции Программ социально-экономического развития области на среднесрочный период, областных целевых и ведомственных программ. Кроме того, целесообразно раз в 4 - 5 лет осуществлять непосредственно коррекцию Стратегии, внося в нее необходимые поправки и дополнения. Именно в ходе реализации, контроля, корректировки и обновления целей, задач, целевых индикаторов Стратегии будет происходить обмен информацией, координация действий субъектов регионального развития.

Субъекты регионального развития в процессе реализации Стратегии должны быть обеспечены актуальной, достоверной и достаточной информацией, методической поддержкой для подготовки и принятия управленческих решений. Необходимыми действиями по реализации Стратегии являются учет мнения и информирование бизнес-сообщества и населения о ходе ее реализации, решениях и действиях органов исполнительной и законодательной власти области, изменениях нормативной правовой базы, результатах мониторинга и осуществлении корректировок целей, задач, мер, целевых ориентиров Стратегии.

Схемы территориального планирования Калининградской области и документы территориального планирования муниципальных районов и городских округов области увязываются со Стратегией.

Общее руководство и контроль за выполнением Стратегии осуществляет правительство Калининградской области, контроль за формированием и развитием кластеров, зон опережающего развития возлагается на органы исполнительной власти области и их подразделения в соответствии с компетенцией.

Осуществление оперативной работы по управлению реализацией Стратегии, в том числе ведение мониторинга реализации Стратегии, подготовка отчетов о реализации Стратегии, возлагается на Министерство экономики Калининградской области. Отчет о реализации Стратегии ежегодно представляется Губернатору области. Отчет о реализации Стратегии сопровождается пояснительными материалами по выполнению стратегических мероприятий с выделением пунктов, по которым не достигнуты ожидаемые результаты, указанием причин невыполнения и предложений по преодолению препятствий реализации Стратегии.

Отчет о выполнении Стратегии за четырех-пятилетний период выносится на рассмотрение Правительства Калининградской области. Кроме того, на основании отчета вносятся предложения по корректировке Стратегии, которые утверждаются соответствующими законами Калининградской области.

Глава 3. Федеральная программа развития Калининградской области на период до 2020 года. Программа социально-экономического развития Калининградской области, целевые программы Калининградской области

Стратегия социально-экономического развития Калининградской области закрепляет систему представлений об основных целях, задачах и приоритетах социально-экономической политики органов государственной власти области, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на долгосрочную перспективу. Реализация Стратегии заключается в скоординированной деятельности по осуществлению проектов и мероприятий, намеченных в рамках Стратегии, субъектов регионального развития, представляющих различные сферы: власть, науку, образование, бизнес, некоммерческий сектор, население.

Реализация Стратегии рассчитана на 20 лет (2012 - 2031 годы) и во многом зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия органов государственной власти региона. Для этого будет создан действенный механизм ее реализации, обеспечивающий «баланс интересов», скоординированные действия всех участников реализации Стратегии.

Важнейшими элементами механизма реализации Стратегии являются экономическая и социальная политика органов государственной власти области, базирующиеся на системном стратегическом планировании развития экономики и социальной сферы области, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий. Система стратегического планирования развития Калининградской области основывается на программно-целевых, проектных методах управления, методах территориального планирования, прогнозирования социально-экономического развития.

В настоящее время федеральная поддержка социально-экономического развития Калининградской области осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года (Программа), других отраслевых Федеральных целевых программ, которыми предусмотрено решение конкретных задач на территории Калининградской области, а также непрограммной части ФАИП.

Программа была разработана в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 г. № 11 (раздел П) и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866. Осуществление программных мероприятий предусмотрено в 2 этапа: первый этап – 2002-2005 годы, второй этап – 2006-2015 годы.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности Калининградской области в макрорегионе и сокращение разрыва в качестве и уровне жизни с сопредельными странами являются взаимосвязанными и взаимоподдерживающими целевыми установками стратегии ее социально-экономического развития.

Такие федеральные целевые программы, как «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», «Жилище» и др., включают основные комплексы мероприятий по соответствующим направлениям, а проекты, включенные в программу развития региона, позволяют связать мероприятия в единую систему, направленную на развитие Калининградской области.

На сегодняшний день мероприятия, запланированные в рамках откорректированной Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года, не обеспечивают в полной мере реализацию ключевых проектов по формированию инфраструктуры, способной поддерживать на высоком уровне инвестиционный климат региона и инновационное развитие региона, в соответствии с утвержденной Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Сами по себе географическое положение, климат, наличие запасов янтаря и отдельных предприятий в сфере информационных технологий и автомобильной промышленности, потенциальный интерес инвесторов и операторов соответствующих услуг не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития новых секторов экономики региона.

Реализация проектов развития приоритетных секторов экономики региона невозможна без создания необходимой инфраструктуры как обеспечивающей (газо-, электро- и водоснабжение, канализационные сети), так и транспортно-логистической (дорожная сеть, порт, аэропорт, пограничные пункты пропусков), инфраструктуры туристских объектов (восстановление объектов культурного наследия, создание новых культурных объектов, стадион и другие объекты Чемпионата мира по футболу 2018 года), модернизации ГУП «Калининградский янтарный комбинат», строительства объектов инфраструктуры международного научно-образовательного и внедренческого центра – кампуса Балтийского федерального университета им. И.Канта и создаваемого Балтийского центра программирования, а также инфраструктуры промышленных площадок региона. Планируемый рост численности населения Калининградской области на более чем 170000 человек до 2020 года за счет переселения специалистов, работающих в приоритетных секторах, потребует дополнительного ускоренного развития социальной инфраструктуры (сеть общеобразовательных, дошкольных учреждений и учреждений здравоохранения, инженерные коммуникации и дорожная инфраструктура для участков новой жилой застройки).

Процесс формирования и развития инфраструктуры для индустрии туризма, янтарно-ювелирного производства, информационно-коммуникационных технологий, автомобилестроения в качестве значимых отраслей территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного участия со стороны государства.

На протяжении последнего времени такое участие обеспечивалось как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, в том числе посредством реализации соответствующих целевых программ, в том числе Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2015 года. Однако в связи с обособленным и локальным характером реализуемых федеральных и региональных мероприятий, эффективность и результативность использования существующих программ ограничена и не может коренным образом положительно изменить ситуацию.

Эти ограничения будут сняты в случае внесения корректив в действующую Федеральную целевую программу развития Калининградской области и продление ее реализации до 2020 года, с учетом вовлечения в мероприятия программы, как мероприятий, реализуемых в рамках действующей Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2015 года, так и мероприятий прочих федеральных целевых программ, программ субъектов естественных монополий, а также мероприятий нормативно-правового характера.

Это обеспечит комплексный подход к решению первоочередных задач создания необходимой обеспечивающей, транспортно-логистической, социальной инфраструктуры, что создаст условия для реализации якорных проектов и формирования инвестиционной активности в приоритетных секторах.

При этом создание и развитие современных инфраструктурных комплексов через механизмы реализации программы будут способствовать решению ряда важнейших задач по устранению существующих различий в уровне инфраструктурного развития Калининградской области и других регионов Российской Федерации, а также сопредельных стран, появлению дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.

Таким образом, реализация программы является наиболее эффективным способом развития инфраструктурного комплекса туристского, янтарно-ювелирного, научно-образовательного, информационного, автомобильного секторов в Калининградской области.

Программа позволит повысить конкурентоспособность региональной промышленности, сельского хозяйства, что непосредственно отразится на повышении уровня и качества жизни населения Калининградской области, решении значимых задач социально-экономического развития страны.

В рамках программно-целевого подхода важнейшим этапом развития региона представляется корректировка действующих целевых программ Калининградской области и формирование на их основе государственных программ Калининградской области по основным направлениям деятельности.

Глава 4. Развитие государственного управления и гражданского общества

Развитие общественных институтов, основанное на взаимном доверии и согласии общества и власти, является одним из необходимых условий развития области.

Главным конкурентным ресурсом являются человеческий потенциал, вовлеченность населения в процессы развития и модернизации, инновационность поведения. Что требует наличие самостоятельных, инициативных, креативных, образованных, информированных граждан. Формирование таких качеств граждан невозможно без повышения их социальной активности. Вовлечения граждан в политические процессы, повышение уровня гражданского участия в делах государства.

С другой стороны это потребует привлечение в государственное управление кадров принципиально нового типа, способных работать и сотрудничать с гражданскими объединениями.

Действенному взаимодействию общественных институтов и органов власти поспособствует применение региональных законов об общественном обсуждении областных законопроектов, о гражданской законодательной инициативе, о депутатских расследованиях, о порядке предоставления информации органами государственной власти области, об организации регулярной контрольной деятельности областной Думы, о наказах и отчетах депутатов областной Думы, об общественном контроле в области.

Цель стратегии - способствовать развитию общественных инициатив и гражданской ответственности населения с целью решения проблем различных сфер общественной жизни через институты гражданского общества.

Предлагаемые приоритеты развития некоммерческого сектора: развитие общественных институтов и развитие конструктивной социальной активности.

Развитие общественных институтов предполагает повышение возможностей участия жителей области в управлении (развитие общественного контроля и экспертизы) и повышение экономического ресурса путем обеспечения доступа некоммерческих организаций к рынку социальных услуг, государственному и муниципальному заказу.

Повышение возможностей участия жителей области в управлении включает:

- повышение ответственности государственных и муниципальных служащих за эффективность своей деятельности по защите общественных интересов;

- рост общественной активности, политической и правовой культуры населения;

- восстановление общественного доверия к власти;

- повышение доверия к НКО;

- повышение общественного престижа НКО, добровольчества и благотворительности.

Предлагаемые меры:

Внесение в Устав Калининградской области положения о том, что «главной ценностью является человек, его достоинство и свобода», «основным ресурсом развития области является частная инициатива граждан».

Обеспечение свободы информации путем запрета государству и госкомпаниям владеть средствами массовой информации и долями в них.

Упрощение условий проведения областных референдумов.

Обеспечение в области строгого гласного контроля над расходами чиновников, членов их семей. Запрет на владение ими бизнесом в любой форме.

Сокращение зоны государственного администрирования, ограничение для власти права требовать от граждан и кампаний справок и документов, выдаваемых другими госорганами.

Введение практики прекращения полномочий судей областной Думой. Гуманизация системы исправительно-трудовых учреждений.

Разработка модельных регламентов для:

- общественных советов с участием руководителей негосударственных НКО;

- общественных слушаний по Докладам о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДы), а также по наиболее актуальным вопросам жизнедеятельности (бюджет, программы социально-экономического развития, социально значимые законопроекты, правовые нормы) и правоприменительной практики;

- обеспечения стандартов доступности и обязательности предоставления информации и учета результатов общественного контроля.

Формирование практики обязательных совместных обсуждений официальных и альтернативных отчетов о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Внедрение практик обязательной публичной общественной оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязательного обнародования результатов социологических исследований, проводимых по запросам органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обязательное рассмотрение Калининградской областной Думой законодательной инициативы Общественной палаты Калининградской области независимо от решения комитета Думы, с обоснованием отказа и последующим опубликованием на сайте Общественной палаты Калининградской области.

Решения, принимаемые на сходах граждан, проводимых в соответствии с законодательством, являются обязательными для органов местного самоуправления.

Содействие повышению квалификации представителей органов власти, представителей некоммерческого сектора по вопросам межсекторного партнерства.

Повышение экономического ресурса путем обеспечения доступа некоммерческих организаций к рынку социальных услуг, государственному и муниципальному заказу

Основные направления повышения экономического ресурса путем обеспечения доступа некоммерческих организаций к рынку социальных услуг, государственному и муниципальному заказу

Развитие механизмов участия некоммерческих организаций на рынке государственных (муниципальных) услуг (работ) осуществляется за счет развития механизмов заказа услуг (работ) и предоставления целевых потребительских субсидий негосударственным (немуниципальным) организациям. НКО выступают в роли поставщиков услуг и работ наряду с другими организациями.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) – услуги (работы), предоставляемые полностью или частично за счет бюджетных средств. Рассматриваются, прежде всего, услуги (работы) социального характера – образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта.

Основные направления развития конструктивной социальной активности:

  • формирование большинством общества комплекса ценностей, в т.ч. ценности доверия, солидарности, добродетельности, культурного многообразия, уважение принципов демократии и прав человека;

  • пропаганда позитивного опыта общественно-полезной деятельности, лучших социальных практик, «новых героев» социального развития области; повышение общественной поддержки некоммерческих и благотворительных организаций;

  • создание системы информационной поддержки развития гражданского общества;

  • поддержка деятельности в области гражданского образования и просвещения граждан, повышения культуры коллективного действия; организация курсов гражданского демократического образования.

  • поддержка и стимулирование развития добровольчества, волонтерства и благотворительности, повышение мотивации к гражданскому участию, социальной активности и коллективному действию, стимулирование самоорганизации граждан для решения значимых социальных проблем;

  • развитие кооперации, различных форм сотрудничества внутри некоммерческого сектора, обобщение положительного опыта работы;

  • материальная и организационная поддержка некоммерческих организаций;

  • повышение кадрового потенциала общественного сектора, стимулирование притока квалифицированных кадров в общественный сектор из сферы государственного управления и бизнеса;

  • создание электронных площадок в сети Интернет для обсуждения и выработки предложений, решений по социально значимым темам;

  • развитие инновационного поведения и инновационной культуры общества.

Показатели эффективности:

- увеличение доли граждан, разделяющих общий комплекс ценностей доверия, солидарности, добродетельности, культурного разнообразия продуктивной культуры, уважения принципов демократии и прав человека;

- увеличение доли граждан, знающих о деятельности НКО и доверяющих общественным объединениям и некоммерческим организациям (по данным социологических опросов);

- увеличение доли граждан, участвующих в благотворительной и волонтерской деятельности (по данным социологических опросов);

-увеличение доли граждан, участвующих в деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций в качестве постоянных членов и сотрудников (по данным социологических опросов);

- рост числа граждан, прошедших обучение в рамках различных программ;

- увеличение числа организаций, могущих быть отнесенными к социально-ориентированным НКО, социальному предпринимательству;

- рост доходов (в том числе за счет государственных субсидий) общественных объединений и НКО;

- увеличение доли расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов на финансирование государственных (муниципальных) услуг (работ) за счет бюджетных средств;

- увеличение доли услуг, работ, товаров, предоставляемых населению за счет бюджетных средств с применением целевых потребительских субсидий в общем объеме услуг, работ, товаров, предоставляемых населению за счет бюджетных средств;

- увеличение доли бюджетных средств, переданных путем размещения государственного (муниципального) заказа и с помощью механизма целевых потребительских субсидий, в совокупных доходах некоммерческих организаций.

Глава 5. Результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочный период

Калининградская область в 2031 году

В результате реализации мероприятий и проектов, достижения целей и решения задач, намеченных в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочный период, уровень социально-экономического развития региона будет сопоставим с уровнем развития развитых стран. Область будет входить в число лидеров по уровню развития среди субъектов Российской Федерации.

В Калининградской области будет поддерживаться благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Область, обладая низким уровнем инвестиционных рисков, станет одной из наиболее привлекательных среди субъектов Российской Федерации для внутренних и внешних инвесторов, в том числе иностранных.

Экономическое развитие Калининградской области будет базироваться на развитии высокотехнологичных секторов экономики, инвестициях и максимально полном и эффективном использовании человеческого потенциала. Вырастут объемы производства инновационной продукции, продукции с высокой долей добавленной стоимости. Успешно будут функционировать созданные территориально-производственные кластеры: в агропромышленном комплексе, рыболовецкий, строительный, транспортно-логистический, туристско-рекреационный, янтарно-ювелирный, автомобиле- и судостроительный.

Калининградская область станет производителем конкурентоспособной на внешнем рынке высококачественной промышленной продукции. Высокоразвитое эффективное агропромышленное производство будет обеспечивать потребности области в высококачественных экологически чистых продуктах питания, а также наращиваться вывоз отдельной продукции агропромышленного комплекса в другие субъекты Российской Федерации и за границу.

В полной мере будет реализовываться транзитный потенциал Калининградской области. Будет образована мультимодальная транспортно-логистическую зона, включающая современные высококлассные логистические центры, грузообрабатывающие терминалы, глубоководный морской торговый порт, аэро-, авто- и железнодорожные вокзалы, обеспечивающие высокий уровень сервисного обслуживания, соответствующий международным стандартам.

Использование туристско-рекреационного потенциала Калининградской области будет способствовать сохранению историко-культурного, природного наследия, диверсификации экономики, формированию положительного имиджа региона.

Научно-образовательная система области, базирующаяся на Балтийском федеральном университете им. И. Канта, в полной мере будет обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров для инновационной экономики. Развитие региональной инновационной системы станет залогом успешного функционирования новой экономики области, высокого уровня инновационной активности организаций.

Качество и уровень жизни населения Калининградской области будут одними из самых высоких в Российской Федерации. Постоянным и устойчивым станет сокращение малоимущих в обществе, увеличение представительства среднего класса. В рамках многокомпонентного социального кластера будет создана современная социальная инфраструктура, обеспечивающая население доступными и качественными социальными услугами. Населению области будут доступны высококачественные услуги образования и здравоохранения, сферы досуга, будет достигнут высокий уровень обеспеченности благоустроенным жильем, созданы безопасные условия жизнедеятельности граждан. Высока будет степень удовлетворенности населения качеством социальной сферы и социальных услуг.

Будет преодолена дифференциация муниципальных образований Калининградской области по уровню развития социальной инфраструктуры, различия в уровне экономического развития станут незначительными и будут обусловлены специфическими особенностями муниципальных районов и городских округов области.

Общественно-политическое единство Калининградской области достигнет высокого уровня, будут сформированы институты гражданского общества, население области, занимая активную гражданскую позицию, ощутит уверенность в завтрашнем дне.

Индикаторы реализации Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочный период

Показатели обеспечения конкурентоспособности экономики региона за счет перехода к инновационному социально ориентированному типу развития в условиях глобализации российской экономики:

Валовой региональный продукт, % к уровню 2009 года в сопоставимых ценах: 471%.

Валовой региональный продукт на душу населения в текущих основных ценах, тыс. рублей: 1940,6.

Объем промышленного производства, % к уровню 2009 года в сопоставимых ценах: 731,9%.

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, % к уровню 2009 года в сопоставимых ценах: 868,5%.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, % к уровню 2009 года в сопоставимых ценах: 667,8%

Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м общей площади: 2500 тыс. кв.м.

Показатели становления благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона:

Среднегодовая численность населения, тыс. человек: 1236.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет: 78,5.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, %: 4,5%.

Реальная заработная плата, % к уровню 2009 года: 447,5%.

Общий коэффициент рождаемости, человек на 1000 населения: 14,5.

Общий коэффициент смертности, человек на 1000 населения: 11,0.

Уровень младенческой смертности, на 1000 человек, родившихся живыми: 2,8.

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ), %: 2,5%.

Доля обучающихся в современных условиях от общего числа учащихся на всех уровнях образования, %: 100.

Доля занятых в экономике, имеющих профессиональное образование, %: 85.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м.: 35.

Доля населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом, %: 48%.

Удельный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тонн в расчете на 1 млн. руб. ВРП: 0,07.

Удельный объем сбросов загрязняющих сточных вод в поверхностные водные объекты, куб. м в расчете на 1 млн. руб. ВРП: 4,5.

Удельный объем образующихся отходов, тонн в расчете на 1 млн. руб. ВРП: 75.

Уровень преступности, на 100 тыс. человек населения: 823.

Показатели формирования институциональной среды, развивающей инновационную активность и привлечение капитала в экономику и социальную сферу:

Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в ВРП, %: 28%.

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, %: 35%.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, %: 55%.

Внутренние затраты на исследования и разработки, % к ВРП: 11%.

Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, %: 53%.

Оборот малых и средних предприятий - юридических лиц (в действующих ценах), % к ВРП: 55%.

 - По данным Министерства финансов Калининградской области.

1 Мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины - 55 лет и более

2 На основе: М.Хазин. Теория кризиса. Доклад на конференции в г.Модена, Италия, 9 июля 2008 года

3 Промежуточный отчет по итогам работы экспертной группы №1 «Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности»Полный текст с приложениями можно найти по адресу /data/2011/04/04/1211668079/Strat-2011-report-all%20information.pdf

4 На основе международного исследования Института посткризисного мира «Модели посткризисного развития: глобальная война или новый консенсус»Полный текст исследования можно найти на сайте /files/financial_report_ru_2010_ok.pdf

5 Промежуточный отчет по итогам работы экспертной группы №1 «Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности»Полный текст с приложениями можно найти по адресу /data/2011/04/04/1211668079/Strat-2011-report-all%20information.pdf

6 Источник: «Деловая Россия», план «Новая индустриализация».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На средне- и долгосрочную перспективу (краткая версия)

    Документ
    ... насредне- и долгосрочнуюперспективу В рамках подготовки Стратегии социально-экономического развития Астраханской области насредне- и долгосрочнуюперспективу ... ВРП. 4 Они характеризуются повышенным содержанием сероводорода, меркаптанов и диоксида ...
  2. На семинаре-совещании был представлен СОДЕРЖАНИЕ

    Закон
    ... Федерации (их перечень требует уточнения) в средне- и долгосрочнойперспективе дополнительных полномочий относящихся как к сфере ... , передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации насодержание депутатов Государственной Думы и их помощников ...
  3. Сетяева елена юрьевна управление взаимодействием участников инвестиционно-инновационного процесса (на примере предприятий пищевой

    Автореферат диссертации
    ... изложена на 155 страницах, содержит 3 рисунка, 8 схем. основное содержание работы ... предложения (финансового рынка) долгосрочному характеру спроса (потребности экономики ... и потенциал роста рынка насредне- и долгосрочнуюперспективу. Так, при принятии ...
  4. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013-2014 ГОДОВ Москва сентябрь

    Документ
    ... работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания судей и прокурорских работников, федеральных ... вектор развития отрасли насредне- и долгосрочнуюперспективу (закрепление надолгосрочный период прав на добычу (вылов) водных ...
  5. Проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года) был представлен его разработчиками на заседание координационной группы и в настоящее время дорабатывается в соответствии с высказанными замечаниями

    Заседание
    ... благодаря привлечению экспертного сообщества отражается насодержании научных планов ведущих федеральных ведомств ... положен в основу технологической политики ЕС насредне- и долгосрочнуюперспективу. Его особенность – возможность использовать весь ...

Другие похожие документы..