Главная > Программа


Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 сентября

2002 года N 1039 О Программе интенсивного сноса ветхого и

отдельного индивидуального жилья в городе Астане

на период 2003-2005 годов

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2001 года N 574 ";О Государственной программе социально-экономического развития города Астаны на период до 2005 года ";Расцвет Астаны - расцвет Казахстана"; Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Программу интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья в городе Астане на период 2003-2005 годов.

2. Акиму города Астаны внести Программу интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья в городе Астане на период 2003-2005 годов на утверждение в маслихат города Астаны.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

Премьер-Министр

Республики Казахстана И. Тасмагамбетов

Одобрена

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от 20 сентября 2002 года N 1039

Программа интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального

жилья в городе Астане на период 2003-2005 годов

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Современное состояние рынка жилья и рынка земли в

городе Астане

4. Цель и задачи Программы

5. Основные направления и механизм реализации Программы

5.1. Экономическая целесообразность реализации Программы

5.2. Механизм реализации Программы

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

6.1. Улучшение инвестиционного климата

6.2. Источники финансирования

7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

8. План мероприятий по реализации Программы

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья в городе Астане на период 2003-2005 годы.

Основание для разработки

Поручение в соответствии с протокольным решением совещания у Президента Республики Казахстан от 27 марта 2002 года N 01-10.2.

Цель

Исполнение Генерального плана застройки города Астаны.

Интенсивный снос ветхого и отдельного индивидуального жилья.

Задачи

Развитие рынка жилья и рынка земли. Привлечение инвестиций.

Увеличение доходов бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений.

Улучшение жилищных условий граждан.

Основные принципы

Направленность на конечную цель и этапность становления и развития города.

Рациональное сочетание жилья, социальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения.

Сочетание технических, экономических, экологических, архитектурных и организационных решений плана застройки.

Формирование цивилизованных рынков жилья и земли.

Источники финансирования

Период 2003-2005 годов составит 8,2 млрд. тенге.

Ожидаемые результаты

В результате реализации мер Программы интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья в городе Астане на период 2003-2005 годы планируется:

осуществить предварительный этап строительства объектов в соответствии с Генеральным планом застройки города Астаны;

изменить облик города;

более эффективнее использовать территории; расширить налоговую базу.

2. Введение

Программа интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья в городе Астане на период 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с протокольным решением совещания у Президента Республики Казахстан от 27 марта 2002 года N 01-10.2, Государственной программой социально-экономического развития города Астаны на период до 2005 года ";Расцвет Астаны - расцвет Казахстана";, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2001 года N 574 и генеральным планом города Астаны, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 августа 2001 года N 1064.

В Государственной программе социально-экономического развития г. Астаны на период до 2005 года ";Расцвет Астаны - расцвет Казахстана"; предусматривается создание основы всей многогранной, сложной и крупномасштабной работы в части социально-экономического развития, исходя из будущего внешнего контура и облика города, перспективной функциональной и градообразующей его структуры.

Динамичное развитие новой столицы - города Астаны, необходимость улучшения эстетического облика города, повышение уровня его благоустройства, стремительное возведение современных зданий и сооружений, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры требуют освоения значительных территорий, в настоящее время занятых ветхими зданиями и хозяйственными постройками. При этом строительство первоочередных объектов, а также системная работа по привлечению инвесторов должны осуществляться в кратчайшие сроки.

Переход от старой градостроительной политики к новой предусматривает формирование принципиально иной концепции, предполагающей строительство современного города, отвечающего международным стандартам.

3. Современное состояние рынка жилья и рынка

земли в городе Астане

Согласно Генеральному плану застройки в целях облагораживания и благоустройства новой столицы акиматом города разработаны мероприятия, связанные со сносом ветхих и аварийных жилых домов, дачных строений и нежилых объектов недвижимости.

Для обустройства новой столицы сделано многое. За период 1999-2001 годов произведена большая работа по сносу зданий и сооружений в Астане. В общей сложности освобождено 64,5 гектаров земли для целей проектирования и строительства административных и жилых зданий, расширения автомобильных дорог и прочее. Для государственных надобностей за этот период изъято 258 земельных участков, находящихся под жилыми домостроеньями и 820 дачных, гаражных участков.

Динамика изъятия земельных участков для государственных надобностей в период 1999-2001 годы и первое полугодие 2002 года

┌──────┬───────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐

│ N п/п│ Наименование │ Годы │

├──────┼───────────────────────────────────────────────┼──────┬──────┬──────┬──────┤

│ │ │ 1999 │ 2000 │ 2001 │ 2002 │

│ │ ├──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 1. │ Количество земельных участков, изъятых для │ 92 │ 201 │ 785 │ 1170 │

│ │ государственных надобностей (в их числе │ │ │ │ │

│ │ жилые домостроения, дачные и гаражные │ │ │ │ │

│ │ участки). Из них участки: │ │ │ │ │

├──────┼───────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 1.1. │ Под ветхим жильем │ 92 │ 78 │ 81 │ 94 │

├──────┼───────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 1.2. │ Под благоустроенным жильем │ - │ 7 │ - │ - │

├──────┼───────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 1.3. │ Дачные, гаражные участки │ │ 116 │ 704 │ 1076 │

├──────┼───────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 2. │ Фактические затраты на изъятие земельных │ 179,8│ 779,9│ 912,0│ 732,3│

│ │ участков, млн. тенге │ │ │ │ │

├──────┼───────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 3. │ Площадь освобожденных земельных участков, │ 5,5 │ 12,0 │ 47,0 │ 70,0 │

│ │ гектар │ │ │ │ │

└──────┴───────────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

Значительный объем работы по сносу выполнен в первом полугодии 2002 года: изъято 1170 земельных участков, в том числе 94 - под ветхим жильем и 1076 - дачных, гаражных участков, всего освобождено более 70 гектаров земли.

В течение 1999-2002 годов своевременно освобожденные участки позволили:

завершить подготовительные работы по строительству объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих ввод в эксплуатацию первоочередных объектов на правом и левом берегу реки Ишим;

обеспечить расширение жилищного строительства по программе ипотечного кредитования и ввести в эксплуатацию более 72 тысяч квадратных метров жилья;

произвести комплексную застройку ул. А. Иманова; положить начало реконструкции ул. А. Бараева;

начать строительство автодороги от Коргалжынской трассы до нового центра и многое другое.

В показателях жилищного фонда города Астаны наметились некоторые улучшения, поскольку в среднем общая площадь на одного жителя за последние три года увеличивается. По состоянию на начало 2002 года в среднем на одного жителя приходится 17,1 кв. метров жилищного фонда.

Перспективы рынка жилья города Астаны, в конечном счете, определяет наличие объективной потребности населения в улучшении жилищных условий. На сегодняшний день в городе Астане налицо острый дефицит жилья. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные:

более 26 тыс. человек живут в ветхих и аварийных домах;

с 1982 года более 3,5 тысячи граждан числятся очередниками на улучшение жилищных условий, в том числе входящих в 11 льготных категорий социально-защищенных граждан.

Жилой фонд г. Астаны делится на несколько больших групп характерной застройки:

жилье низкого качества;

типовое жилье;

застройка периода освоения Целины;

дома улучшенной планировки;

элитное жилье.

Предложение жилья в городе, как и в других крупных городах Республики Казахстан, характеризуется ценовыми ";коридорами";, которые определяются двумя основными показателями - качеством жилья и его месторасположением.

Динамика цен на рынке жилья отражает продолжающееся три года удорожание столичной недвижимости. Устойчивый рост цен обусловлен двумя основными факторами: дефицитом жилья и повышением себестоимости нового строительства. Причем цены растут в долларовом исчислении при неравновесности конъюнктуры. В структуре спроса самой высоколиквидной категорией являются однокомнатные квартиры, затем следуют двухкомнатные, трехкомнатные и многокомнатные квартиры.

Формы регулирования рынка земли в городе Астане осуществляются в соответствии с механизмами рыночной экономики, учитывая в должной мере местные особенности, особенности инфраструктуры, окружающей среды, социально-экономические факторы.

Перспективы создания современной инфраструктуры (канализация, газоснабжение, телефонизация, охрана, сервисное и торговое обслуживание, спортивные сооружения и т.д.) на освобождаемых участках в будущем существенно увеличат цену земельных участков. Престижность расположения и особенности местности могут изменять цену участка почти в 4 раза на равном удалении от центральной части города.

Рынок земли в городе Астане с учетом его масштабов и огромного неудовлетворенного спроса населения и юридических лиц имеет большие перспективы для развития и перехода на качественно новый уровень отношений его субъектов. Темпы его развития в значительной мере зависят от совершенствования правовой базы и механизма земельных отношений.

Сильные стороны Программы:

определенность сроков реализации Программы, интенсивный режим сноса ветхого индивидуального жилья;

план мероприятий реально достижим;

Программа является составной частью реализации Генерального плана строительства г. Астаны;

наличие различных несвязанных источников финансирования Программы с привлечением инвестиций.

Слабые стороны Программы:

ее реализация требует больших финансовых затрат;

ответственность за проведение работ по сносу передается инвесторам, что может создать дисбаланс на рынке недвижимости;

сложности в обеспечении комплексной застройки на высвобождаемых участках, соблюдение пропорций в развитии сети объектов обслуживания.

4. Цель и задачи Программы

Главной целью данной Программы является придание нового облика столице Республики Казахстан - городу Астане.

В Программе определена совокупность социальных, экономических и организационных мер, связанных с освобождением земельных участков от строений, для решения следующих задач:

гармоничное развитие города;

планомерная реализация Генерального плана застройки города Астаны;

улучшение эстетического облика города и значительного повышения уровня его благоустройства;

развитие рынка жилья и рынка земли; привлечение инвестиций;

увеличение доходов бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений;

улучшение жилищных условий граждан;

развитие малого и среднего бизнеса и расширение налогооблагаемой базы;

создание новых рабочих мест.

5. Основные направления и механизм реализации Программы

5.1. Экономическая целесообразность реализации Программы

Обеспечение долгосрочного экономического роста возможно лишь при кардинальной перестройке всей функциональной и градообразующей структуры, системы жизнеобеспечения на базе единого генерального плана и долгосрочной Программы социально-экономического развития города с дополнительным привлечением и рациональным использованием финансовых, материальных и людских ресурсов, экономического и научно-технического потенциала.

Функциональная и градообразующие структуры, уровень системы жизнеобеспечения города Астаны должны соответствовать мировым стандартам социального развития и экономической деятельности.

В настоящее время большая часть подлежащего сносу жилищного фонда лишена обеспечения таких элементарных коммунальных услуг, как водоснабжение, канализация, отопление и горячее водоснабжение. К этому сектору относятся, главным образом, отдельные малоэтажные дома. Если по городу изношенность жилья находится в пределах 30 %, то на рассматриваемых территориях этот показатель в среднем равен 70 % и выше.

Сегодняшнее состояние жилого фонда характеризуется значительным износом, который подлежит полной замене или реконструкции на базе принципиально новых технических, экономических, экологических, архитектурных и организационных решений.

Экономическая целесообразность проведения мероприятий Программы определена в результате сравнительного анализа вариантов строительства и затратами, необходимыми для сноса ветхих домов и сооружений.

При этом предусмотренный вариант освобождения территорий от ветхих домов и сооружений под новое строительство обеспечивает экономию средств за счет сокращения протяженности сетей коммуникаций, автодорог в сравнении с размещением проектируемых объектов на свободных территориях, удаленных от центра города и существующих сетей.

В ходе его реализации обеспечивается:

более эффективное использование территорий, в частности рациональное размещение объектов культурного, социального и бытового обслуживания в соответствии с действующими строительными нормами и правилами;

решение ряда вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности населения;

экономия земельных ресурсов;

повышение плотности населения в центре города в соответствии с Генеральным планом строительства города Астаны;

более эффективное распределение транспортных потоков;

повышение спроса на землю, а также рыночная стоимость условного одного квадратного метра жилой площади;

увеличение спроса на здания и сооружения на рынке недвижимости;

рост уровня собираемости налогов;

Застройка районов (1803 тыс. м), на которых будет произведен снос, предполагает интенсивное освоение. В среднем при сносе одного квадратного метра жилья вместо него будет построено около 10 квадратных метров. При этом жители этих районов будут обеспечены всей необходимой инфраструктурой первичного обслуживания, а также школами, детскими садами и т.д. Вопросы благоустройства территорий будут решены на уровне крупных городов.

В целом на территориях, подлежащих сносу, будет построено (без учета инженерной и транспортной инфраструктуры, а также социальных, торгово-бытовых учреждений и офисов) 973,1 тыс. м2 жилья. Учитывая среднюю фактическую стоимость строительства 1 м общей площади жилых домов за 2001 год в размере 67 тыс. тенге, или 438 долларов США, объем инвестиций в основной капитал составит порядка 426,5 млн. долларов США.

Частные инвестиции в производство или сектор торговли и услуг повлекут рост добавленной стоимости, что, в свою очередь, приведет к увеличению доходов населения.

5.2. Механизм реализации Программы

Данная Программа исходит из того, что на территориях сноса ветхих домов и строений Генеральным планом строительства города Астаны определены основные градообразующие структуры, включающие административный, деловой, научно-образовательный, социально-культурный и бизнес-центры, что соответствует стандартам столиц развитых стран мира.

Развитие Астаны предполагает достижение высокого уровня и качества жизни населения, улучшение среды проживания. В соответствии с этим в столице, на территориях сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья приоритетное развитие получит гражданское и жилищное строительство.

Основными направлениями жилищной политики на территориях сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья столицы предусмотрено:

провести реконструкцию центральной части города с комплексным благоустройством;

обеспечить строительство нового жилья повышенной комфортности с учетом климатических условий города, с уровнем благоустройства, соответствующим международным стандартам;

развитие рынка жилья, учет в его структуре потребностей и благосостояния населения (многоэтажные дома, коттеджи, дома индивидуальной застройки);

рациональное сочетание ведомственного и частного индивидуального жилья;

формирование цивилизованного рынка жилья, становление и развитие риэлтерского бизнеса.

Предусматривается проведение инвентаризации наличного жилищного фонда города с целью выявления и сноса домов старой застройки, не соответствующих санитарно-техническим нормам.

В пределах рассматриваемой Программы территории интенсивного сноса ветхого и отдельного индивидуального жилья представлены следующими районами:

Район N 1

Район N 1 расположен в южной части Центрального планировочного района, границами которого являются с севера - ул. Кенесары, с востока ул. Ч. Валиханова, с запада - пр. Республики, с юга - ул. А. Бараева.

Особенности, повлиявшие на его архитектурно-планировочную и объемно-пространственную структуры:

ранее запроектированные и построенные объекты Астана-Сити, малоэтажные дома по ул. А. Иманова;

существующая Православная церковь;

примыкание к общественно-торгово-жилой панели между магистралями Ч. Валиханова - В. Гастелло.

сложившаяся сетка жилых улиц.

Застройку района Сити в межмагистральном пространстве улиц Кенесары - А. Иманова предлагается начать на ул. Кенесары в районе школы N 31 обширным городским сквером, обрамив 9-этажным фронтом жилых домов. Поддержать ритм 29 этажного жилого комплекса Сити постановкой двух точечных 22-этажных жилых домов в районе АТС (ул. Кенесары) и далее в массиве общественно-торгово-жилой панели группой 25-этажных домов.

Внутрирайонный пешеходный бульвар (параллельный ул. А. Иманова) ориентирован на Православную церковь. На бульвар выходят школа на 640 учащихся и детский сад на 330 мест.

В существующей школе предлагается, посредством пристройки к существующему зданию довести численность учащихся до 2000 человек.

Проектом реконструкции района N 1 предусматривается последовательность ее осуществления. В первую очередь предусматривается возвести комплекс жилых домов от 5 до 12 этажей вдоль улиц А. Бараева и Ч. Валиханова до пересечения с улицей А. Иманова.

Второй этап - застройка жилых комплексов повышенной этажности (9-12-16) параллельно ул. А. Иманова.

Район N 2

Проектируемый район N 2 расположен в юго-западной части города, ограничен с севера - ул. Т. Бигельдинова, с востока - ул. Сары-Арка, с юга и юго-запада - рекой Ишим. Район в широтном направлении рассекает магистраль общегородского движения - ул. Кенесары. Примыкание к ядру старого общегородского центра и формирование силуэта района с реки Ишим предопределили его архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение.

Проектом предлагается развить складывающуюся анфиладу площадей от старой главной площади Парламента и Дома правительства и площадь перед зданием Министерства финансов, далее формируется площадь западнее ул. Сары-Арка, следующая - восточнее ул. Кумисбекова. Протяженный крупный жилой комплекс террасами опадает к ул. Кенесары объектами обслуживания и является пространственным ";хребтом";, объединяющим их визуально с анфиладой площадей и выводящим на набережную реки Ишим. Второй крупной темой являются террасно-опадающие пирамиды четырех 16-этажных жилых комплексов, формирующих силуэт с набережной реки. Третьей темой района является метричная композиция пятиэтажных жилых комплексов с ";дворами-колодцами"; вдоль общегородской магистрали - ул. Кенесары.

Внутренний пешеходный бульвар района является продолжением бульвара от развлекательного центра ";Айя"; вдоль реки Ишим в массиве застройки мимо крупных жилых комплексов по ул. Ирченко, мимо стадиона им. X. Мунайтпасова, через ул. Сары-Арка, плавной дугой через весь проектируемый район выводит на ул. Кенесары. Вдоль бульвара скомпонован блок из четырех высотных 16-этажных жилых комплексов ";пирамид";; с севера бульвар ограничен участком школы на 2000 учащихся. Четыре детских сада на 140 мест приблокированы к высотным жилым комплексам со стороны р. Ишим. Объекты торгово-бытового обслуживания размещены вдоль ул. Кенесары и Сары-Арка. В связи с разделением района на две части скоростной магистралью общегородского движения ул. Кенесары расчет детских садов и школ был проведен в границах межмагистрального пространства. В связи с этим недостающие 964 школьных места и 545 детских дошкольных будут учтены в смежном микрорайоне (севернее ул. Кенесары).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития города астаны на 2011-2015 годы

    Программа
    ... на основании совместного приказа Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел РеспубликиКазахстанот20 января 2010 года ... от 30 сентября2005года № 185/22-III 17 3 - - Не выполнено В сфере развития транспорта: Программа ...
  2. О состоянии и об охране окружающей среды российской федерации в 2003 году

    Доклад
    ... которой на2002 - 2005годы утвержден ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. N 780. Программой ... 20,6 тыс. кв. км. В связи с гидрологическими особенностями 2003 г. (повышенная водность в период паводков и интенсивное ...
  3. О состоянии и об охране окружающей среды российской федерации в 2003 году

    Доклад
    ... которой на2002 - 2005годы утвержден ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. N 780. Программой ... 20,6 тыс. кв. км. В связи с гидрологическими особенностями 2003 г. (повышенная водность в период паводков и интенсивное ...
  4. Федерации о состоянии и об охране окружающей среды российской

    Доклад
    ... с критериями, установленными ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 777 "О ... программы "Развитие космической деятельности в РеспубликеКазахстанна2005 - 2007 годы" (далее - Государственная программа), на которой ...
  5. КонсультантПлюс НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ

    Обзор
    ... Республики Беларусь, РеспубликиКазахстан и Российской Федерации", в Приказе ФТС РФ от20сентября 2007 года ... напериод до 2010 года" В соответствии с изменениями, внесенными в Программу, утвержденную ПостановлениемПравительства РФ от 27 мая 2002года ...

Другие похожие документы..