Главная > Доклад


образом на уровне Правительства Российской Федерации. Выявлены серьезные проблемы в деле

применения лесного законодательства и Федерального закона ";Об обороте земель

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

сельскохозяйственного назначения"; применительно к лесам, ранее принадлежавшим

сельскохозяйственным организациям.

Анализ состояния экологической преступности за 10 лет показал устойчивую тенденцию ее

роста высокими темпами. Только за период с 1997 по 2003 гг. число таких преступлений увеличилось

в 3,7 раза. В 2002 г. по сравнению с предыдущим годом прирост числа экологических преступлений

составил 25%, а в 2003 г. по сравнению с 2002 г. - еще 21,8%. В 2003 г. число таких преступлений,

фиксируемых статистикой, достигло 26096.

С учетом эффективности борьбы с экологической преступностью и темпов роста таких

преступлений можно с наибольшей вероятностью прогнозировать дальнейшее ухудшение

экологической ситуации и сохранение основных ее негативных тенденций. Не устранимы на данном

этапе развития страны сами причины, ее продуцирующие и условия, ей способствующие. Их

преодоление возможно только в результате планомерного комплексного совершенствования

правовой базы, системы государственного управления и контроля; усиления прокурорского надзора.

5. В 2003 г. основными объектами государственной экологической экспертизы являлись

проекты правовых актов, объекты топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей,

перерабатывающей и другой промышленности, транспорта, портовые сооружения и терминалы,

объекты ракетно-космического комплекса, по уничтожению химического оружия и т.д. Количество

экспертиз по сравнению с 2002 г. увеличилось примерно на 25%, а с учетом проведенных

территориальными органами - на 27%. Утверждены заключения по 200 экспертизам, около 7%

рассмотренных объектов экспертизы получили отрицательные заключения. Подразделениями

государственной экологической экспертизы территориальных органов МПР России проведено около

50 тыс. экспертиз, из них 92% с положительным заключением.

К наиболее значимым объектам государственной экологической экспертизы в 2003 г. относятся

проекты строительства энергоблока N 3 Калининской АЭС, первой очереди горно-

металлургического комплекса на Воронцовском золоторудном месторождении, объектов

уничтожения химического оружия в Камбаркском районе Удмуртской Республики и промзоны

аналогичного объекта на территории Пензенской области. К таким объектам можно отнести также

материалы ";Обоснование инвестиций в строительство нефтепровода ";Россия - Китай"; и в другие

проекты строительства; материалы экологического обоснования лицензии по обращению с

опасными отходами ОАО ";Магистральные нефтепроводы ";Дружба";; материалы ";Обоснование общих

допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних морских водах, территориальном шельфе, в

исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском

морях с низовьями впадающих в них рек на 2004 год"; и другие материалы.

Следует отметить, что уровень проектной проработки представляемых на экспертизу

материалов все еще недостаточно высок. Имеют место нарушения требований, предъявляемых к

документации, около 30% обосновывающих материалов возвращаются для доукомплектования.

6. В марте 2003 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление N 177

";О порядке организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды

(государственного экологического мониторинга)";. Этот документ стал правовой и организационной

основой создания и развития сети единой государственной системы мониторинга состояния

окружающей среды, включая лаборатории, центры экологического мониторинга, сети наблюдений за

состоянием: геологической среды (в том числе подземные воды, экзогенные и эндогенные

геологические процессы), водных объектов (включая природные и сточные воды, водохозяйственные

системы и сооружения), источников антропогенного воздействия и зон их влияния.

Наиболее оперативный, масштабный и информативный мониторинг состояния природных сред

осуществляют службы Росгидромета, которые проводят наблюдения за качеством воздуха в городах и

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

промышленных центрах, за загрязнением поверхностных вод суши и морей, а также почв.

Росгидрометом осуществляются комплексные наблюдения за загрязнением окружающей среды и

состоянием растительности, трансграничным загрязнением атмосферы и пограничных вод,

химическим составом и кислотностью атмосферных осадков, а также снежного покрова, за фоновым

загрязнением атмосферы, за радиоактивным загрязнением окружающей среды.

7. Центральное место в управлении природно-ресурсным комплексом занимают платежи за

пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды, поступления от которых

составляют около 20% всех бюджетных поступлений. В структуре федерального бюджета основная

доля всех природно-ресурсных платежей (99%) приходится на платежи в сфере недропользования.

В целях введения в налогообложение недропользователей более совершенных рентных

принципов в 2003 г. МПР России проводилась работа по обоснованию необходимости

дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от горнотехнических

и геолого-экономических условий разработки месторождений. Кроме того, для устранения

противоречия между положениями Закона Российской Федерации ";О недрах"; и Постановлением

Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 249 в части установления размера

регулярных платежей за добычу на континентальном шельфе подготовлен соответствующий проект

постановления Правительства Российской Федерации.

Платежи в бюджетную систему за пользование лесным фондом в 2003 г. составили 5836,8 млн.

руб., в том числе в федеральный бюджет - 1568,7 млн. руб. и в бюджеты субъектов Российской

Федерации - 4268,1 млн. руб. В 2003 г. недополучено федеральным бюджетом доходов от

использования лесного фонда в связи с отсутствием у регионов заинтересованности в установлении

ставок, превышающих минимальные при отпуске древесины на корню.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2003 г. были

утверждены только в середине года (Постановление Правительства Российской Федерации от 12

июня 2003 г. N 344 ";О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ

стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и

подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления";). В результате этого в

2003 г. поступления в консолидированный бюджет за негативное воздействие на окружающую среду

составили 8332 млн. руб. (в федеральный бюджет - 1583,5 млн. руб.). Согласно оценкам МПР России,

ежегодные поступления в бюджеты по действующей системе платежей должны составлять 10 - 11

млрд. руб. Плата за все виды водопользования в 2003 г., составившая 9,6 млрд. руб. (что на 2,64 млрд.

руб. больше, чем в 2002 г.), поступила в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Особое внимание в 2003 г. уделялось развитию системы страхования в области

природопользования и охраны окружающей среды, в частности, страхования участков лесного фонда

от пожаров, риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии

гидротехнических сооружений, и др.

Финансирование природоохранной деятельности. В 2003 г. предприятиями и организациями

всех форм собственности израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное

использование природных ресурсов 35407,0 млн. руб.

Основной объем природоохранных инвестиций распределился следующим образом (млн. руб.):

в охрану водных ресурсов - 14915,1; охрану атмосферного воздуха - 10889,4; охрану и рациональное

использование земель - 6414,4; охрану недр и рациональное использование минеральных ресурсов -

296,6; охрану и рациональное использование лесных ресурсов - 104,9; охрану и воспроизводство

рыбных запасов - 551,2; охрану и воспроизводство диких зверей и птиц - 2,8; организацию

заповедников и других природоохранных территорий - 51,2; строительство установок для

утилизации и переработки отходов производства - 1113,4, предприятий и полигонов по утилизации,

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

обезвреживанию и захоронению отходов - 1068,0.

8. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей

среды осуществляется в рамках международных организаций, многосторонних конвенций и

соглашений, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего

зарубежья.

В 2003 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием.

Подготовлены и подписаны Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря,

межправительственное соглашение с КНР о сотрудничестве в области изучения и освоения

Мирового океана. Сотрудничество с Программой ООН по окружающей среде осуществлялось по

таким ключевым направлениям, как стойкие органические загрязнители, деградация земель,

биоразнообразие и биологическая безопасность, международные воды.

На саммите стран ";восьмерки";, проходившем в Эвиане (Франция), приняты План действий по

воде, нацеленный на комплексное управление и эффективное использование водных ресурсов, а

также План действий по науке и технологиям в целях устойчивого развития, направленный на

сохранение биоразнообразия и устойчивое управление лесами.

На общеевропейской конференции министров окружающей среды ";Окружающая среда для

Европы";, проходившей в Киеве, приняты Министерская Декларация, рамочный документ по

Экологической стратегии для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, а также

базовые элементы стратегии образования в целях устойчивого развития.

По итогам проведенных конференций в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона и

Совета государств Балтийского моря приняты Декларации и утвержден перечень экологически

значимых инвестиционных проектов в ";горячих точках"; российской части Баренцева региона,

финансирование которых осуществляется НЕФКО/АМАП, а также одобрены стратегия и план

действий по ";чистому производству";.

В 2003 г. Российская Федерация участвовала в мероприятиях по ряду конвенций, в частности:

по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; о трансграничном

воздействии промышленных аварий; об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном

контексте; по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; о

трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; по защите Черного моря от загрязнения;

по защите морской среды района Балтийского моря; об охране озонового слоя; о контроле за

трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; о стойких органических загрязнителях;

о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических

веществ и пестицидов.

В двустороннем сотрудничестве с Казахстаном основное внимание было уделено оценке

влияния запусков ракет-носителей с космодрома ";Байконур"; на окружающую среду, с Украиной -

созданию системы мониторинга прибрежно-шельфовых зон Азово-Черноморского бассейна,

совместному управлению водными ресурсами трансграничных бассейнов и др. Продолжалось

сотрудничество с США в области охраны природы и организации заповедников, с Германией - по

таким направлениям, как ";окружающая среда и энергия";, ";военная деятельность и охрана окружающей

среды"; и др., с Норвегией - по проблеме предотвращения радиоактивного загрязнения и др., с Данией

- по реализации совместных проектов строительства сооружений по удалению опасных отходов и

др., со Швецией - по реализации 16 природоохранных проектов, с Японией - по управлению особо

охраняемыми природными территориями в приграничных районах, устойчивому лесопользованию и

другим проблемам, с Индией - по охране перелетных птиц и исследованиям их пролетных путей.

Международное сотрудничество продолжалось также в области регулирования рыболовства и

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

контроля за промыслом водных биоресурсов в территориальном море, исключительной

экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в области

снижения техногенного загрязнения околоземного космического пространства.

9. Научными учреждениями и организациями Российской академии наук в рамках программ

фундаментальных и прикладных исследований, а также федеральных целевых и президентских

программ экологической направленности в 2003 г. были получены важные результаты, некоторые из

них представлены ниже.

В области биологических наук обоснованы принципы, методология и оценки биоразнообразия

лесов Северной Евразии, выявлены факторы его изменения под влиянием природных и

антропогенных факторов. Выявлены нелинейные по отношению к количеству кислотообразующих

веществ, поступающих из атмосферы, изменения кислотности органогенных и минеральных

горизонтов Al и Fe-гумусовых подзолов. Запатентована технология быстрой рекультивации почв,

загрязненных нефтью.

В области наук о Земле на принципиально новой основе выполнена оценка сырьевой базы

нефтяной и газовой промышленности Западно-Сибирской провинции в целом и для территорий

отдельных субъектов Федерации. Для целей Конвенции об изменении климата создана

интегрированная база данных и конверсионных коэффициентов для расчета эмиссии и поглощения

парниковых газов в лесном и аграрном секторах. Оценено влияние выпадений техногенных

кислотообразующих веществ на воды суши в различных регионах, показана актуальность проблемы

закисления вод в России, описаны механизмы закисления вод, оценены изменения в экосистемах

при кислотных выпадениях.

В области химических наук и наук о материалах разработаны новые технологии биологической

очистки сточных вод и типы очистных сооружений, способные, помимо основных легкоокисляемых

загрязняющих веществ, удалять соединения азота и фосфора, нефтепродукты, СПАВ, хлор-,

фосфорорганические и другие трудноокисляемые и токсичные вещества.

В области проблем энергетики, машиностроения и механики процессов управления разработана

новая математическая модель процессов переноса примесей в сильно неупорядоченных средах,

обладающих фрактальными свойствами, для анализа безопасности захоронений долгоживущих

радионуклидов и процессов их миграции.

В области общественных наук разработана система показателей технологической безопасности

России, включающая более 300 индикаторов, позволяющих провести комплексную оценку текущего

уровня и динамики усиления (ослабления) угроз технологической безопасности России. Разработаны

расчетно-методические основы параметрических характеристик экологического страхования при

размещении отходов производства и потребления. Разработана динамическая модель анализа

взаимосвязи социально-экономических и экологических показателей в региональных

макроэкономических расчетах с выделением блоков показателей: потребления природных ресурсов;

природно-ресурсного потенциала территорий; загрязнения окружающей среды.

Научно-исследовательскими институтами Российской академии сельскохозяйственных наук в

2003 г. по тематике, связанной с рациональным природопользованием и охраной окружающей среды,

получены следующие наиболее важные результаты.

В области земледелия разработаны системы противоэрозионных мероприятий,

обеспечивающие снижение смыва почвы в 2 - 5 раз и более, потерь гумуса и основных элементов

питания на 35 - 70%, увеличение запасов продуктивной влаги и урожайности возделываемых культур

на 20 - 30%; разработана система мероприятий по рекультивации земель с разным уровнем

загрязнения почв.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

В области мелиорации, водного и лесного хозяйства разработаны технологии изготовления и

применения органоминеральных удобрительно-мелиоративных смесей с использованием торфа,

сапропелей и другого органического сырья для восстановления деградированных и загрязненных

мелиорируемых земель.

В области растениеводства создано и передано в Госкомиссию по сортоиспытаниям 255 новых

сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, адаптированных к современным условиям и

сочетающих повышенный потенциал продуктивности и высокое качество зерна с устойчивостью к

неблагоприятным условиям среды, включая основные болезни и вредителей.

В области защиты растений разработаны способы реабилитации почв, загрязненных остатками

пестицидов, путем применения двух типов активированных углей, а также с помощью сорговых

культур, ризосферных бактерий и эндемикоризных грибов.

В области зоотехники установлены ПДК тяжелых металлов в пыльце и прополисе.

В области ветеринарной медицины разработаны и утверждены методические указания по

применению озона в ветеринарии для дезинфекции и дезодорации.

В области механизации сельского хозяйства разработана система тракторов, удовлетворяющих

повышенным требованиям к выбросу вредных веществ, воздействию на почву.

Научно-исследовательскими институтами Министерства сельского хозяйства Российской

Федерации в рамках Федеральной целевой программы ";Повышение плодородия почв России на 2002

- 2005 годы"; проводились исследования, направленные на снижение негативного влияния

сельскохозяйственного производства на окружающую среду. Также разработаны: автоматизированная

база данных о загрязнении почв и сельскохозяйственной продукции пестицидами, тяжелыми

металлами, нитратами, нефтью и нефтепродуктами; нормы технологического проектирования

ветеринарно-санитарных заводов по утилизации отходов и биологических конфискатов,

обеспечивающих защиту населения и окружающей среды; технология восстановления загрязненных

почв методом фиторемидиации, обеспечивающая их устойчивую детоксикацию, защиту окружающей

среды и увеличение производства продукции высокого качества.

Минпромнауки России в 2003 г. осуществляло государственную поддержку научно-технических

и технологических разработок в области ресурсосбережения и охраны окружающей среды в рамках

ФЦНТП ";Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники"; на

2002 - 2006 гг. Разработаны: метод повышения нефтегазо- и конденсатоотдачи пластов с

использованием процесса ультразвукового воздействия, обеспечивающий повышение

интенсификации добычи нефти в 1,5 - 2 раза и уменьшение энергозатрат на 15 - 20% при снижении

нагрузки на окружающую среду; высокоэффективный безотходный процесс переработки

концентратов и техногенных отходов цветных металлов, обеспечивающий снижение энергозатрат и

повышение степени извлечения меди, цинка и свинца; экологически безопасные технологические

схемы освоения богатых железных руд КМА, объединяющих добычу и рудоподготовку в единый

технологический процесс, осуществляемый в подземных условиях; три экологически чистых

строительных композита с регулируемыми свойствами и структурой: стеклофибробетон,

полимерцементный бетон и бетон на основе термопластичного серосодержащего минерального

вяжущего.

Государственными научными центрами Российской Федерации разработаны

высокоэффективные бессточные технологии и технические установки для термодистилляционной

переработки химически загрязненных промышленных стоков от металлургических и других

предприятий; созданы электромагнитные методы и средства измерения расходов и уровня жидкости

в ненапорных трубопроводах, которые найдут широкое применение в жилищно-коммунальном

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

хозяйстве, теплоэнергетике, горнодобывающих отраслях промышленности, ирригационных системах

и т.д. Выполнены также другие важные разработки в области экономии природных ресурсов и

снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.

10. МПР России в 2003 г. утверждены ";Основные положения Концепции создания Единой

информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды"; и План

мероприятий по созданию ЕИСП на 2003 г. Разработана концепция создания экологической

инфотеки в рамках указанной системы. Совместно с Минэкономразвития России и Минсвязи России

рассмотрен вопрос о реализации проекта ЕИСП в рамках Федеральной целевой программы

";Электронная Россия (2002 - 2010 годы)";.

В системе МПР России созданы Российский и территориальные фонды информации по

природным ресурсам и охране окружающей среды, фонды информации по государственным службам

Министерства, в планах - формирование Фонда экологической информации. В организациях,

подведомственных МПР России, в области информационного обеспечения природопользования и

охраны окружающей среды наработано и хранится более 859 ед. информационных ресурсов, включая

базы и банки данных, общим объемом более 30 терабайт.

В 2003 г. на базе территориальных фондов геологической информации МПР России было

создано 56 ФГУ ";Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей

среды МПР России"; (ТФИ МПР России).

В целях картографического обеспечения природоохранной деятельности в рамках ФЦП

";Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)"; продолжались работы по формированию

государственного фонда цифровой картографо-геодезической информации, созданию и обновлению

цифровых карт, учебных, справочных карт и атласов. В фондах Роскартографии сосредоточено около

30 тыс. номенклатурных листов цифровых топографических карт. За 2003 г. издано более 6 тыс.

номенклатурных листов топографических карт разных масштабов. Изданы карты ";Российская

Федерация";, которые могут быть использованы в качестве географической основы для создания карт

экологической тематики.

Подготовлены крупномасштабные цифровые карты районов, неблагополучных в экологическом

и техногенном отношении. Роскартография разрабатывает учебную стенную карту России

";Экологические проблемы"; масштаба 1:5000000 для иллюстрации участков с благоприятной,

умеренно острой и очень острой экологической обстановкой, а также отображения многочисленных

экологических проблем с выделением промышленных центров, оказывающих негативное

воздействие на окружающую среду, и объектов повышенной экологической опасности.

Роскартография готовит к изданию Атлас России, содержащий общегеографические карты

территории России в целом и ее регионов, городов. Продолжаются работы по созданию

Национального атласа России (НАР), призванного дать целостное представление о природе,

населении, хозяйстве, экологии, истории и культуре нашей страны. В настоящее время завершается

создание первого тома атласа. Комплекс карт второго тома НАР ";Природа. Экология";, посвященных

охране природы, загрязнению окружающей среды и рациональному природопользованию, будет

отражать: природные условия и антропогенные факторы формирования экологической обстановки,

тенденции изменения состояния природной среды (загрязнение отдельных компонентов природной

среды и способность их к самоочищению), эколого-демографическую обстановку, социальные

последствия ухудшения экологической обстановки, мероприятия по обеспечению экологической

безопасности России.

11. В течение 2003 г. в России продолжалась работа по формированию системы непрерывного

всеобщего экологического образования и воспитания населения. В ряде субъектов Российской

Федерации приняты законы об экологическом образовании, подписаны указы глав администраций.

Значительный вклад в развитие системы экологического образования и просвещения вносят

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

федеральные органы исполнительной власти - МПР России, Минкультуры России, Минобразования

России.

Большую роль в экологическом просвещении населения играют библиотеки страны. Вопросы

деятельности библиотек в области экологического просвещения обсуждены на международной

конференции ";Программа ЮНЕСКО ";Информация для всех";: развитие национальной и

международной информационной политики";, которая проводилась в сентябре 2003 г. в

Петропавловске-Камчатском.

В 2003 г. МПР России был издан информационно-аналитический обзор ";Развитие системы

экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992 - 2002 годах";. На

Третьем Всероссийском съезде по охране природы (ноябрь 2003 г., Москва) секция ";Экологическое

образование и просвещение"; была одной из самых многочисленных, что свидетельствует о

значимости образования и просвещения в решении экологических проблем.

В учебных заведениях начального профессионального образования МПР России реализуется

программа подготовки государственных инспекторов по охране леса. В 22 учебных заведениях

среднего профессионального образования МПР России в 2002 - 2003 учебном году обучались 15138

студентов. В структуре образовательных учреждений МПР России предусмотрено повышение

квалификации кадров.

Минобразования России утвердило уточнения и дополнения государственных образовательных

стандартов высшего профессионального образования по следующим экологическим специальностям:

013100 ";Экология";, 013400 ";Природопользование"; и 013600 ";Геоэкология";. В эти стандарты введены

новые дисциплины: устойчивое развитие человечества, экологический менеджмент, экономика

природопользования и экологический аудит, утверждены новые требования к материально-

техническому обеспечению процесса обучения по всем экологическим специальностям высшего

образования. Госстандартом России введен в действие Общероссийский классификатор

специальностей по образованию ОК 009-2003, в который внесены изменения, касающиеся

экологических и природоохранных направлений подготовки и специальностей высшего и среднего

образования.

В системе Минсельхоза России в 282 средних специальных учебных заведениях,

расположенных в 73 субъектах Российской Федерации, ведется подготовка кадров экологического

профиля по специальности ";Охрана окружающей среды и рациональное использование природных

ресурсов";. Система высшего профессионального образования включает 59 вузов, в том числе 21

университет, 36 академий, 2 института и 41 филиал.

В МПС России подготовка специалистов в области охраны окружающей среды осуществлялась

в 2003 г. в 6 железнодорожных высших учебных заведениях в очной и заочной форме.

12. В общественном экологическом движении России в отношении его состава,

организационной структуры, направлений деятельности, связей организаций внутри движения и

взаимодействия его с властью в 2003 г. существенных изменений не произошло.

Экологическое движение по-прежнему нуждается в консолидации для эффективного решения

природоохранных проблем как на региональном, так и на федеральном уровнях, что обусловлено

многообразием общественных объединений. Представители ведущих общественных экологических

организаций в 2003 г. принимали активное участие в Третьем Всероссийском съезде по охране

природы, Съезде лесоводов, Всероссийском конгрессе работников водного хозяйства.

В 2003 г., как и прежде, наиболее значимые мероприятия проведены в области экологического

образования и воспитания, информирования населения об экологических проблемах, научной и

практической природоохранной деятельности, общественного экологического контроля и

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

общественной экологической экспертизы, организации любительского клубного движения по

естественнонаучным направлениям, оказания природоохранных услуг.

Всероссийское общество охраны природы, действующее в большинстве субъектов Российской

Федерации, и многие другие общественные объединения активно участвовали в Общероссийских

днях защиты от экологической опасности, которым в 2003 г. исполнилось 10 лет.

СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИНФОРМАЦИИ И СОСТАВИТЕЛЯХ

Государственный доклад ";О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации

в 2003 году"; подготовлен МПР России при участии заинтересованных министерств, ведомств,

научно-исследовательских и производственных организаций.

Разделы Государственного доклада составлены на основании материалов:

Часть I. Качество природной среды и состояние природных ресурсов.

1. ";Атмосферный воздух"; - Росгидромета, МПР России.

2. ";Поверхностные и подземные воды. Морские воды"; - Росгидромета, МПР России.

3. ";Почвы и земельные ресурсы"; - Минсельхоза России, Росземкадастра, Росгидромета, МПР

России.

4. ";Использование полезных ископаемых и охрана недр"; - Госгортехнадзора России, МПР

России.

5. ";Растительный мир, в том числе леса"; - МПР России.

6. ";Животный мир, в том числе рыбные ресурсы"; - Госкомрыболовства России, Росрыбхоза,

Минсельхоза России, МПР России.

7. ";Радиационная обстановка"; - Минатома России, Госатомнадзора России, Росгидромета,

Минсельхоза России, МПР России.

8. ";Особые виды воздействия на окружающую среду"; - Росавиакосмоса, Росгидромета.

9. ";Климатические и другие особенности года. Стихийные бедствия"; - МЧС России,

Росгидромета, Минсельхоза России, МПР России.

Часть II. ";Влияние экологических факторов среды обитания на здоровье населения"; - Минздрава

России.

Часть III. ";Влияние экологических факторов на сохранение культурного наследия"; -

Минкультуры России.

Часть IV. ";Особо охраняемые природные территории"; - Минкультуры России, ЗАО ";СКО ФНПР

";Профкурорт";, МПР России, Госкомстат России.

Часть V. ";Воздействие производственной и иной деятельности на окружающую среду";:

1. ";Промышленность"; - Минатома России, Минэнерго России, Минсельхоза России, ОАО ";ГМК

";Норильский никель";, Госкомстата России, МПР России.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

2. ";Жилищно-коммунальное хозяйство"; - Госстроя России, Госкомстата России, МПР России.

3. ";Сельское хозяйство "; - Минсельхоза России, Госкомстата России, МПР России.

4. ";Транспорт "; - МПС России, Минтранса России, Госкомстата России, МПР России.

5. ";Вооруженные Силы Российской Федерации"; - Минобороны России, МПР России.

6. ";Отходы производства и потребления "; - МПР России.

7. ";Промышленные и транспортные аварии и катастрофы "; - Госгортехнадзора России, МПР

России.

Часть VI. ";Экологическая обстановка в регионах";:

1. ";Общая характеристика загрязнения окружающей среды"; - МПР России, Госкомстата России.

2. ";Центральный федеральный округ"; - ДГК по Центральному региону, ГУПР и УПР МПР

России, Госкомстата России.

3. ";Северо-Западный федеральный округ"; - ДГК по Северо-Западному региону, ГУПР и УПР

МПР России, Госкомстата России.

4. ";Южный федеральный округ "; - ДГК по Южному региону, ГУПР и УПР МПР России,

Госкомстата России.

5. ";Приволжский федеральный округ"; - ДГК по Приволжскому региону, ГУПР и УПР МПР

России, Госкомстата России.

6. ";Уральский федеральный округ"; - ДГК по Уральскому региону, ГУПР и УПР МПР России,

Госкомстата России.

7. ";Сибирский федеральный округ"; - ДГК по Сибирскому региону, ГУПР и УПР МПР России,

Госкомстата России.

8. ";Дальневосточный федеральный округ "; - ДГК по Дальневосточному региону, ГУПР и УПР

МПР России, Госкомстата России.

Часть VII. ";Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования ";:

1. ";Государственная экологическая политика. Экологические программы и их реализация "; -

МПР России.

2. ";Природоохранительное законодательство Российской Федерации"; - Госгортехнадзора

России, Госкомрыболовства России, МПР России.

3. ";Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и

охраной отдельных видов природных ресурсов"; - Госгортехнадзора России, ФПС России,

Госкомрыболовства России, МПР России.

4. ";Обеспечение исполнения природоохранительного законодательства органами прокуратуры ";

- Генпрокуратуры России.

5. ";Государственная экологическая экспертиза"; - МПР России.

6. ";Экологический мониторинг "; - Росгидромета, МПР России.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

7. ";Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности"; -

Госкомстата России, МПР России.

8. ";Международное сотрудничество"; - Госкомрыболовства России, Росавиакосмоса, МПР

России.

9. ";Наука и техника в решении проблем охраны окружающей среды и обеспечения

экологической безопасности"; - РАН, РАСХН, Минпромнауки России, Минсельхоза России,

Росавиакосмоса, МПР России.

10. ";Информационное обеспечение природоохранной деятельности"; - Роскартографии, МПР

России.

11. ";Экологическое образование, просвещение и воспитание"; - Минобразования России,

Минсельхоза России, МПС России, МПР России.

12. ";Общественное экологическое движение "; - ВООП.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О состоянии и об охране окружающей среды российской федерации в 2003 году

    Доклад
    ... ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБОХРАНЕОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ В 2003ГОДУ Государственный доклад "О состоянии и обохранеокружающейсредыРоссийскойФедерации в 2003году" подготовлен ...
  2. Федерации о состоянии и об охране окружающей среды российской

    Доклад
    ... РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ОБОХРАНЕОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ В 2007 ГОДУ Государственный доклад "О состоянии и обохранеокружающейсредыРоссийскойФедерации в 2007 году" подготовлен ...
  3. «ответственность за нарушения законодательства по объектам животного мира занесенным в красную книгу российской федерации и в красные книги субъектов российской федерации» 1

    Закон
    ... закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ) ... РФ «О состоянии и обохранеокружающейсредыРоссийскойФедерации в 2006 году» // СПС «КонсультантПлюс»; Государственный доклад «О состоянии и обохранеокружающейсредыРоссийскойФедерации в 2009 году». М., 2010 ...
  4. Информационный выпуск «о состоянии природных ресурсов и окружающей среды

    Документ
    ... Государственных докладов «О состоянии и обохранеокружающейсредыРоссийскойФедерации», ежегодно издаваемых Министерством природных ресурсов и экологии РоссийскойФедерации можно сделать ...
  5. Информационный выпуск «о состоянии природных ресурсов и окружающей среды

    Документ
    ... Государственных докладов «О состоянии и обохранеокружающейсредыРоссийскойФедерации», ежегодно издаваемых Министерством природных ресурсов и экологии РоссийскойФедерации можно сделать ...

Другие похожие документы..