Главная > Документ


Тверской патерик

Содержание

Предисловие к патерику

1. Св. Благоверный великий князь Михаил Ярославич, Тверский.

2. Благоверная великая княгиня Анна Димитриевна, Кашинская.

3. Благоверная княгиня Тверская Ксения.

4. Благоверная княгиня Иулиания Новоторжская.

5. Св. Благоверный великий князь Георгий Всеволодович.

6. Благоверный Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь.

7. Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный.

8. Благоверный Владимир, Ржевский князь.

9. Ржевская княгиня Агриппина, супруга Владимира.

10. Преподобная Параскева, игуменья Ржевская.

11. Св. Филипп 2-й, митрополит Московский.

12. Преподобный Дионисий, Троице Сергиевой Лавры архимандрит.

13. Святейший патриарх Иов.

14. Нектарий, Архиепископ Тобольский и Сибирский.

15. Преподобный Макарий игумен Колязинский.

16. Преподобный Паисий Угличский.

17. Преподобный Антоний Краснохолмский.

18. Преподобный Нектарий Бежецкий.

19. Преподобный Арсений Новгородский.

20. Преподобный Корнилий Комельский.

21. Преподобный Савватий, основатель Сретенского монастыря.

22. Преподобный Евфросин

23. Преподобный Трифон Печенгский.

24. Св. Арсений 1-й, Епископ Тверский.

25. Святитель Акакий, Епископ Тверской.

26. Св. Варсонофий 2-й, епископ Тверский, Чудотворец Казанский.

27. Преподобный Ефрем Новоторжский.

28. Святитель Феодор 2-й, Епископ Тверский.

29. Святитель Феоктист Архиепископ Тверский.

30. Преподобный Аркадий, ученик пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца.

31. Святый Герман, архиепископ Казанский.

32. Святый Гурий, архиепископ Казанский.

33. Святитель Симеон 1-й, Епископ Тверский.

34. Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский (т. е. по р. Дону).

35. Свят. Арсений 3-й, Архиепископ Тверский

36. Святитель Тихон, Епископ Воронежский, чудотворец Задонский.

37. Св. Моисей, архиепископ Новгородский.

38. Преподобный Савва, основатель Саввина Сретенского монастыря.

39. Преподобный Варсонофий.

40. Преподобный Ефрем Перекопский (или Перекомский).

41. Преподобный Савва Вишерский.

42. Преподобный Нил Столобенский чудотворец.

43. Преподобный Максим грек.

44. Преподобный Антоний Леохновский.

45. Блаженный Константина Новоторжский.

46. Преподобный Иосиф Волоцкий (или Волоколамский).

47. Благоверный Михаил Александрович, князь Тверский и Микулинский.

48. Преподобная Васса (Василиса), в монашестве Феодора, Нижегородская княгиня.

49. Преподобный Ксенофонт Тутанский.

50. Преподобный Вассиант, основатель Рябовой Троицкой пустыни.

51. Преподобный Галактионт.

52. Преподобный Мартирий Зеленецкий.

53. Св. Благоверный князь Муромский Глеб.

54. Блаженный Георгий (Юрий).

55. Святитель Петр Московский и всея России митрополит.

56. Св. Алексий, Митрополит Московский (Киевский) и всея России.

57. Святитель Киприан, митрополит Московский (Киевский) и всея России.

Предисловие

Потомственный Почетный гражданин, член Тверской ученой Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы ";Собора Тверских Святых” и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 янв. 1907 г.).

На упомянутой иконе Тверские святые расположены (на подобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены врост ив таком порядке:

На первом (нижнем) ряде: в средине-св. благоверный великий князь Михаила Ярославич Тверский и св. Арсений 1-й, епископ Тверский; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверский (Казанский Чудотворец) и преп. Ефрема, архимандрит Новоторжский.

В средине 2-го ряда: св благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная великая княгиня Тверская Ёсения, мать св. благоверного великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Вежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверский и Феодора 2-й, епископ Тверский.

В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, — святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василъко (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Тиры, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский. ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверский.

В 4-м ряду на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Диониси, ТроицеСергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов, и святит. Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверский (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

В пятом ряду-на правой стороне: преподобные Макары и племянник его Паисий Угличский; преподобные Антоны Краснохолмский и Нектарий Вежецкий; на левой стороне: преподобные Савва Вишерский, Ефрем Перекомский (Перекопский), Савва и Варсонофий Саввинские.

В верхнем (шестом) ряду-на правой стороне: преподобные Арсений Новгородский, Корнилий Ииомельский, Савватий и шфросин Савватьевские и Трифон Печенгский (просветитель лопарей); на левой: преп. Нил Столобенский Чудотворец, пр. Максим Грек, Антоний Леохновский, блаженный Константин Новоторжский и преп. Иосиф Волоколамский.

В сонме святых Тверских на иконе их собора довольно святых не принадлежащих, по-видимому, к Тверской епархии, в нынешнем её составе. К Твери и Тверской губернии прежде всего должны быть отнесены святые уже прославленные и канонизованные и только местно чтимые:

в Твери.св. Благоверный князь Михаила Яросла­вич и его мать великая княгиня Есения. Мощи первого из них открыто почивают в Тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, а вторая (Ксения) была погребена в бывшем в Твери Софийском женском монастыре, которого ныне и следов не осталось, но предполагают что эта обитель существовала на берегу Волги на соборной площади.Симеон1-й, епископ Тверский; он был погребен в Введенском правом приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора, — Феодор 2-й, Епископ Тверский, скончался на покое в Отроче монастыре в Твери, но тело его было погребено в Введенском же пределе кафедрального собора. — Вероятно, в этом же приделе было погребено тело убитого тушинцами Тверского святителя Феоктиста, (перенесенное в Тверь с места его кончины).

В Тверском уезде находятся — в Успенском Желтикове мужском монастыре мощи святителя Арсепгя 1-го, основателя обители (мощи его открыто почивают) и Акакия, Епископа Тверского (тело его погребено в Успенском соборе Желтикова монастыря). В селе Савватьевском (в 15 верстах от Твери) под спудом почивают мощи пр. Савватия, основателя Сретенского Савватьевского монастыря и его ученика Евфросина. (Ныне монастырский храм обращен в приходскую церковь с. Савватьева). На месте погребения пр. Савватия доныне в церкви сохраняется гробница его; место же погребения пр. Евфросина неизвестно. В селе Саввине, в 20 верстах от Твери — в бывшем, ныне упраздненном, монастыре, подвизались два брата-преп. Савва и Варсонофий; по местному преданию, они были погребены в своей обители; в приходской церкви с. Саввина устроен придел в честь пр. Саввы Освященного, тезоименитого основателю Саввинского монастыря.

В городе Торжке — в Борисоглебском монастыре открыто покоятся мощи основателя обители преподобного Ефрема, а под спудом, ученика его, блаженного Аркадия. — В Спасо-Преображенском соборе г. Торжка, под правым приделом находится гробница св. Иулания, княгини Новоторжской — в церкви, её имени посвященной.-На соборной площади существует старинная часовня, построенная, по местному верованию, на месте погребения Новоторжского блаженнаго-Константина.

В городе Еашине — в Воскресенском соборе почивают мощи благоверной великой княгини Анны, супруги св. благоверного великого князя Михаила Ярославича, в правом приделе.

В городе Колязине — в Троицком Колязинском мужском монастыре открыто почивают мощи основателя обители, пр. Макария, а в притворе-под спудом покоятся мощи местно чтимого святителя Сератона, митрополита Сарского и Подонского.

В Силовой пустыни, на Столобенском острове озера Селигера (в 7 верстах от города Осташкова), открыто почивают мощи преп. Жила, первоначальника обители; здесь же, в монастыре, под соборным храмом, погребено тело благотворителя и восстановителя Ниловой пустыни-местно чтимого святителя Лектария, митрополита Тобольского и Сибирского.

В городе Ржевг-местно почитаются Ржевский князь Владимир и его супруга Агриппина, погребенные в городском соборе; — в этом же г. Ржеве подвизалась и игуменья Параскева, но в каком монастыре она жила, — неизвестно, неизвестно где и погребена.

В городе Вежецке в приходской Введенской церкви, обращенной из монастыря подгороднего, покоится основатель обители пр. Жектарий.

В ИСраспохолмском (Никольском) монашыре (близ заштатного города Красного Холма, Весьегонского уезда) под спудом погребен основатель обители преп. Антоний Красно-Холмский (место погребения его в обители неизвестно).

Эти святые, без сомнения, могут быть признаны принадлежащими к собору Тверских угодников Божиих, так как они окончили земную жизнь (";родились, для вечной жизни";) в пределах Тверской епархии.

Что же касается до остальных, которые скончались вне Тверской епархии, то одни из них по своему родопроисхождению принадлежали к Твери и вообще к территории Тверской епархии, как то:

Антоний Леохновский, он был из Тверских бояр;

Святейший Патриарх Иов и Казанский Архиепископ Герман были уроженцы города Старицы,

Преп. Дионисий, Троице-Сергиевской 1'Лавры архимандрит и блаженный Арсений были родом из города Ржева;

Преп. Ефрем Перекопский и преп. Савва Вишерский были родом из Кашина.

Преп. Трифон был сын священника Крестовоздвиженской церкви города Торжка.

Другие из них проживали в Твери и пределах Тверской епархии. А именно:

Препод. Моисей, архиепископ Новгородский, Корнилий Комельский и Паисий Угличский были постриженниками Тверских монастырей святитель Моисей Тверского Успенского Отроча монастыря, Корнилий-Савватьевского, Сретенского — и Паисий-Троицкого в Колязине Макарьевского монастыря.

Преп. Иосиф Волоколамский проживал в монастырях Тверской епархии.

Первосвятитель Казанский Гурий был настоятелем Селижаровского монастыря, из которого он, по воле царя Иоанна Грозного, возведен был на кафедру Казанскую.

Св. Варсанофий (второй сего имени) был епископом Тверским; тверскую кафедру занимал и Арсении 2-й Эласонский, впоследствии Архиепископ Суздальский.

Св. Тихон, епископ Воронежский-был настоятелем Успенского Отроча монастыря и занимал должность ректора Тверской Духовной Семинарии.

Преп. Максим Грек почти двадцать лет томился в заключении Отроча монастыря.

Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный был князем Бежецким.

Наконец к Тверским святым присоединены пострадавшие в пределах Тверской епархии и мученической кончиной перешедшие в загробную жизнь. Так св. благоверный великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович был убит в 1238 г. 4 марта в битве с татарами, на берегах р. Сити, близ с. Боженки в Кашинском уезде; — в том же уезде в Шеренгском лесу (где ныне деревня Васильева) мученически скончался племянник Великого князя Георгия Василъко (Василий) Константиновичу Ростовский князь: св. Филипп 2-Й Московски митрополит, был задушен Малютою Скуратовым в Тверском Отроче монастыре (28 дек. 1569 г.).

Икона ";Собор Тверских святых” и местно чтимых, сооруженная Иоасафом Як. Кункиным (в 1902 г.) не полна: на ней нет некоторых подвижников благочестия местно чтимых и даже мучеников за св. церковь: Так опущены:

Тверской князь Александр Михайлович и его сын Феодор, которых 28 октября 1839 года в Орде хан предал ужасной казни (";раз имаша их по составам”) и страдальческие тела их были привезены в Тверь и погребены в Спасо-Преображенском Соборе.

Великий князь Тверской и/гтш./ий Александровичу в иночестве Матвей, внук св. благоверного великого князя Михаила Ярославича; он, по завещанию, был погребен в Княжеском монастыре (Афанасьевском), бывшем близ кафедрального собора, где ныне Тверское реальное училище; в кафедральном соборе хранится частица от его мощей.

В городе Старице, в Вознесенской церкви, бывшей прежде монастырем женским, местно чтится Пелагия, мать святейшего патриарха Иова.

В Торжке-имеются иконные изображения (в единоверческом храме) благоверного князя Симеона Мстиславича, супруга св. княгини иулиании Новоторжской. Там же, в Борисоглебском монастыре, ежегодно торжественно совершается поминовение архимандрита Константина и сожженных с ним иноков (25 января 1609 г.).

В Ииашине в Сретенском женском монастыре свято чтится память схимонахини Дорофеи (Лодыгиной) и др., а в Клобукове Николаевском монастыре совершается ежегодно (18 авг.) поминовение Сергия и Марфи (Ансимовых).

В селе Кожине-богомольцами на пути в Колязин к мощам пр. Макария посещаются гробницы родителей его болярина Василгя и Ерины и супруги преподобного Елены. — В ограде Христо-Рождественской церкви города Колязина погребен местно чтимый отрок Иоанн; над местом его погребения недавно устроена часовня.

В селе Нектариеве Тверского уезда — в приходском храме (в бывшем монастыре) находится древняя рака, в коей покоится основатель обители Нектарий, а в селе Тутане-того же уезда, под спудом покоится основатель бывшего Тутанского монастыря Ксенофонт.

В селе Застолбье Бежецкого уезда-устроена часовня на месте жительства Иоаннси (Ионы) и Нестора (Димитрия) в иночестве Нектарин, бояр из свиты святителя Гурия, почивающих в пещерке Казанского Спасского монастыря.

Супруга Нижегородского князя Андрея Константиновича Васса или Анастасия была родом из Твери.

Новосоловецкая пустынь, приписанная к Ниловой пустыни, свято чтит своего основателя схимонаха Иону (в мире Иоанн, в монашестве Иоиль f позже 1740 г.), коего гробница в монастырском храме; на гробнице находится его изображение.

В Ниловой пустыни ежегодно совершается память святочтимых в ней - устроителя и первого игумена Германа 1-го '22 февр. 1614 г.), архимандрита Феодосия 1-го Доброго (j 1761 г.) и др. В этой обители на покое проживали и в ней скончались архипастыри и благоустроители, как то: сибирский митрополит Нектарий, строгий аскет и подвижник Аарон (Еропкин), епископ Корельский (f 1780 г.) и другие (см. Месяцеслов русских святых, архиепископа Димитрия, 22 февр. Стр. 191-195).

В житии преп. Нила Столобенского упоминается игумен мон. Никольского на Рожке (в Осташ. уезде (Сергий, друг его и духовник; без сомнения Сергий по своей жизни был замечательным подвижником благочестия.

Есть и другие угодники Божии, подвизавшиеся и скончавшиеся в пределах нынешней Тверской епархии; но уже миром забытые и никому, кроме Всеведующего Бога, неведомые. С течением времени по мере развития церковноисторического быта древнейшей в России Тверской епархии будут открыты и новые, доселе неизвестные угодники Божии, основатели монастырей, мученики, пострадавшие за св. веру и отечество. В синодиках Тверских монастырей (Борисоглебского в Торжке, Успенского в Старице, Ниловой пустыни, и др.) записано много лиц духовных и мирян, настоятелей и иноков, — убитых от врагов, сожженных (как то: в Старице-во главе с игуменом Серапионом, в Торжке-во главе с игуменом Константином и др.). По исследованию В. В. Зверинского, в пределах нынешней Тверской губернии оказывается более 120 монастырей, частью закрытых (в 1764 г.), а большею частью разоренных и уничтоженных врагами отечества и церкви, при чем, без сомнения, много было пролито невинной крови.

1. Св. Благоверный великий князь Михаил Ярославич, ";Гверский.

Св. Благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверский на иконе Собора Тверских Святых занимает первое место, как более других известный и прославляемый в Тверской епархии и чтимый всей церковью, как страдалец за отечество и великий мученик за св. Православную церковь. Он был сын великого князя Ярослава Ярославича и племянник св. великого князя Александра Невского, родился в 1271 г.; на Тверское княжество вступил в 1292 г.; браком сочетался с дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича-Анною (8 ноября 1294 г.) и имел от нея четырех сыновей: Димитрия, прозванного ";Грозные очи";; он родился в 1299 г. и убит в Орде 15 сент. 1325 г., Александра-родился в 1301 г. и убит также в Орде 28 окт. 1339 г., Константина-родился в 130(> г. и скончался в 1345 г. и Василия родился в 1309 г. и умер в 1368 г.

Подробное описание жизни и деятельности св. Великого князя Михаила Ярославича составлено прот. А. В. Соколовым „Св. Благоверный и Великий Князь Михаил Ярославич”, Тверь, 1964 г. См. также Месяцеслов Русских Святых 22 ноября и 24 июня.-Св. Михаил был убит в орде, по интригам Московского князя Юрия и Кавгадые, при хане Узбеке, 22' ноября 1318 г., 37 лет от роду. Тело убитого ев князя Михаила несколько времени находилось в Маджарах (место его смерти), где в 1879 г. построен мужской монастырь (в Ново-Григорьевском уезде Ставропольской губернии), затем было перевезено в Москву и погребено у Спаса на Вору, в Кремле. Вследствие усиленных просьб супруги его (Анны Димитриевны) и угроз Тверского князя Димитрия Михайловича, мощи св. Михаила были возвращены в Тверь (6 сент. 1819 г.) и погребены в Спасо-Преображенском каоедральном соборе. Впоследствии мощи св. великого князя были открыты в 1655 г. (при Еп Лаврентие).празднование памяти св. Михаила Тверского установлено (для всей России) определением Московского собора 1549 г. В Уставе церковных обрядов. совершаемых в Московском большом Успенском соборе (1634 г.) сказано (под 22 н.): ";Убиение Великого князя Михаила Тверского, (трезвон середний) поют с полиелеем” (Тимофеев, Историч. Библ. 111, 31).

В Твери торжественно память его совершается 22 нояб., (в день его мученической кончины);-24: июня в память избавления Твери от холеры, в 1831 г.;- 80 сети, в память освобождения Твери от моровой язвы, в 1665 г. и — 8 ноября в день его тезоименитства.-Июня 24 ежегодно совершается крестный ход с мощами св князя по главным улицам г. Твери при громадном стечении богомольцев (см. Месяцеслов Русских святых, июнь, 222-225). В каоедральном Тверском соборе еженедельно по средам после литургии отправляется молебен св. благоверному князю Михаилу с прочтением ему акафиста.

На иконах св. Михаил изображается согласно Иконописному Подлиннику, в коем под 22 ноября сказано: плешив надсед мало, брада аки Михаила Черниговского, на главе шапка княжеская, в правой руке крест, а в левой-меч в ножнах”... (Филимонову стр. 198). На иконе ";Собор Тверских Святых” св. князь Михаил изображен без великокняжеской шапки, в молитвенном положении, с руками на груди сложенными вместе и приподнятыми вверх, в великокняжеской одежде.-Тропарь св. великому князю Михаилу (гл. 8)";Возвысив ум твой к Богу, и жития со ангелы возжелал еси, тленную славу земную оставил еси, блаженне, и положил еси душу твою за люди твоя, восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле. Моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою";. Служба ему помещена: в служебной Минее 22 ноября.

2. Благоверная великая княгиня Анна Димитриевна, Кашинская.

По правую сторону св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского на Иконе Собора Святых Тверских) изображена ";многоскорбная"; его супруга, благоверная великая княгиня Анна Дмитриевна (Кашинская) с преклоненной головой, в иноческом одеянии в схиме (на ней надет епитрахиль с крестом); левая рука её на груди, а правая опущена вниз. Благоверная княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, родилась, вероятно, в г. Кашине (этим городом владел её отец и Кашин отдан был за ней, как ";вено"; (приданое) при замужестве её с Тверским князем Михаилом Ярославичем). Она вступила в брак 8 ноября 1294 года; венчана была Тверским епископом Андреем в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. От сего брака родились четыре сына и одна дочь Феодора (родившаяся в 1800 г.). Много скорбей выпало на долю благочестивой княгини. Въ1296 г. сгорел до тла великокняжеский дворец и едва сам великий князь и его супруга (первые заметившие пожар) спаслись. Вскоре после сего и, может быть, вследствие пережитого бедствия, сильно заболел молодой князь. Затем начались интриги московского князя Юрия из-за великокняжеского титула, коим почтен был св. Михаил Ярославич; почти беспрерывные разорения Тверского княжества от татар и князя Юрия Даниловича. Над Юрием в 1317 г. Тверской князь одержал славную победу, при чем захвачена была в плен жена Юрия, — Кончака (сестра хана Узбека), скоро умершая в Твери. Кончина её была приписана отраве и великий князь вытребован был в Орду, где 22 ноября был убит,

Великая княгиня Анна, предчувствуя печальный исход. с горькими слезами проводила Михаила Яро­славича до с. Едимонова, где рассталась с супругом навсегда. На месте этом построена часовня, в народе слывущая под названием ";святой часовни";, в ней находится изображение св. благоверного великого князя Михаила и его супруги и трогательная картина их прощания. Сколько слез пролито ею о страдальческой кончине супруга, сколько было хлопот и горя по случаю упорства Московского князя Юрия разрешить перевести тело св. мученика в Тверь для почетного погребения. Рукописное житие благоверной глубоко трогательно изображает тяжелое положение любящей супруги, влагая в её уста сильные горькие сетования: ";Кто похитил наше сокровище!... О, царство безбожных татар! Да не будет над тобою благословения Вышнего... Осиротела я с чадами, лишилась надежды, лишилась покровителя и отца... Горе мне! Лучше бы мне умереть с тобою!"; Так рыдала она над гробом своего супруга. Обремененная скорбями, она, вероятно, в скором времени после сего, решилась оставить мир и переменить княжеские чертоги на убогую келью инокини.

Благоверная княгиня Анна постриглась в иночество с именем Евфросинии и поселилась в Софийском монастыре в Твери.-Но несчастье одно за другим преследовало ее: в 1325 г. из Орды привезли тело убитого старшего её сына Димитрия, великого князя, а затем, оттуда же, доставлены были растерзанные тела её другого сына (Александра) и внука Феодора.

Младший сын её Василий, получивший в удел Кашин, убедил благоверную Анну перейти в этот город, где для нея близ собора был построен Успенский женский монастырь, в котором она приняла схиму с прежним именем (Анны) и там же скончалась 2-го октября (по мнению одних в 1338 году, а по мнению других в 1368 году в глубокой старости). Тело её было погребено в Успенском монастырском храме.-Имя благоверной княгини Анны с течением времени забыто было до того, что к гробнице её относились непочтительно и только в 1611 году, вследствие явления её благочестивому клирику Герасиму, пробудилось в жителях Кашина особое благоговение к своей покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском C-ре 1649 г. постановлено было открыть мощи княгини Анны. Открытие её мощей совершилось в Кашине 21 июля того же года. Для этого торжества решился посетить г. Кашин сам царь Алексей Михайлович с своей супругой и благочестивыми своими сестрами. Тело новоявленной угодницы Божией, по освидетельствовании, оказалось нетленным сам Государь изволил участвовать в перенесении мощей из ветхого Успенского, храма в Воскресенский собор. Тогда же было установлено праздновать св. Анне 2-го октября, в день её кончины, и 21 июля в день обретения её мощей, и составлена была ей служба знаменитым ученым мужем того времени Епифанием Славяницким Царь повелел построить новый храм в честь её, а духовенство Кашинского собора богато одарил дарами (деньгами и землею). Царица и царевны трудились над вышиванием богатого покрова на мощи великой княгини, с лицевым её изображением, и воздухов для богослужения... Но чрез 80 лет совершилось необычное и доселе достаточно неуясненное событие... У Патриарха Иоакима и у духовных властей того времени возникло сомнение: действительно ли обретенные в Кашине мощи принадлежав Тверской княгине Анне, супруге св. великого князя Михаила? В житии её, составленном незадолго до открытия её мощей, на основании местных преданий, по сличении с краткими летописными сказаниями, найдено было 13 противоречий с Степенною книгою и летописями... В феврале 1677 года под председательством самого Патриарха Иоакима в Москве составился собор, на котором выслушан был доклад Рязанского Митрополита Иосифа, свидетельствовавшего мощи благоверной княгини Анны. По разсмотрении жития Анны и сличении оного с Степенною книгою и летописями, Московский собор в 1677 г. определил: ";И мы, смиренный Иоаким... с сыны и сослужители Архиерейства нашего, соборно слышавше, судихом: житие вел. Княгини (Анны) и о чудесах списание оставити за недостоверное их, и упразднили я, до времени великого собора всех архиереев и до подлинного извещения, егда аще впредь чем Бог объявит и утвердит. Гробу с мощьми благоверные княгини стояти в той соборной церкви, где и ныне стоит по прежнему, запечатану архиерейскими печатьми. Празднества ей не творити и молебнов ей не пети до совершенного великого собора рассуждения, а пети по ней точию панихиды... (в Москву взяты только с изображением кн. Анны покров, а также иконы её). Посвященную ей церковь запечатать также до Великого Собора";. В 1678 г. состоялся великий собор, на коем присутствовали 5 митрополитов, 6 архиепископов и много духовных властей под председательством того же патриарха, который потвердил определение прежнего собора, воспретившее почитать княгиню за святую; храм, посвященный в Кашине её имени, по соборному определению, был переименован в честь Всех Святых с тем намерением: ";аще совершенно благоугоди Богу великая княгиня Анна, да будет во оном храме и тоя имя купно со всеми святыми";. (Подлинник собора 1678 г. в сокращенном виде напечатан в Чтениях Истории и Российских Древностей за 1871 г. Книга 4.-Кункин, Г. Кашин, 2 вып. 1906 г. №№ 71, 72). Вероятно, — строгое и пристрастное отношение Московских соборов к прославлению памяти благоверной княгини Анны произвело на граждан г. Кашина тяжелое впечатление и возбудило в них еще большее уважение к покровительнице своего города; они, не смотря на воспрещение чтить её память, писать её иконы, читать её житие и отправлять ей службы, списывали житие благоверной княгини (и доселе у благочестивых жителей хранятся старинные списки жития её), сохраняли её иконы и чтили их как чудотворные (как напр. икону, написанную на гробнице), и хранили, как драгоценное сокровище, частицы от её мощей(от времени собора 1678 г. в Кашинском Успенском соборе хранятся частицы её мощей в напрестольном кресте, в иконах, крестах)... При Воскресенском соборе заведена была запись чудесных исцелений от мощей благоверной княгини Анны..., Тверские архипастыри благосклонно смотрели на почитание благоверной княгини Анны (напр. Иоасаф с 1768 г. разрешил петь у раки княгини молебны), благословляли новые монастыри (как напр. Николо-Малицкий, близ Твери, Холохолинский Богословский близ Старицы) иконами с частицами от её мощей; затем и Св. Синод разрешал и благословлял (с 1818 г., а может быть и ранее) печатать Месяцесловы, в коих под 2 числом октября положена ";Память св. благоверной великой княгини Анны Кашинской";... В 1817 г., по благословению Тверского архиепископа Серафима (впоследствии Петербургского митрополита), было торжественное перенесение из Успенского собора в Воскресенский собор (по его возобновлены) мощей св. княгини Анны, которые в богатой серебряной раке открыто в нем почивают; это событие ознаменовано установлением нового праздника 17 ноября в честь её.-С этого времени у граждан г. Кашина видимо усилилось почитание благоверной княгини Анны. Граждане спасение своего города в 18 веке (от чумы), а в 1831 и в 1848 годах от холеры приписывали её заступлению пред Господом. В 1853 г. граждане города Кашина, во главе с дворянами, чрез Тверского архиепископа Гавриила сильно ходатайствовали пред Св. Синодом о восстановлении торжественного чествования благоверной княгини Анны, как Богом прославленной угодницы Божией; в 1861 г. они (вторично) обращались к Петербургскому митрополиту Григорию (бывшему прежде в Твери) и умоляли его, ради пользы св. Церкви и для их утешения, восстановить чествование покровительницы их города. Св. Синод определением своим от 18 ноября 1853 г. отклонил означенное ходатайство (Синод. Архив № 80, 1853). Подобное же ходатайство Тверского епархиального начальства о чествовании памяти её было и в 1902 г., — но также оставлено без последствий. В настоящее время год от году-усиливается в Кашине чествование благоверной великой княгини Анны. Богато украшенная рака с её мощами, под величественным балдахином, открыта и находится близ иконостаса правого придела (в честь св. мучеников Гурия, Самона и Авива) в Кашинском Воскресенском соборе; над мощами прикреплен покров с её изображением, шитый царицей Мариею Ильинишною и сестрами царя Алексея Михайловича.  на краях покрова вышит ей тропарь: О, тебе, Мати, известно";... с прибавлением обращения к ней, как святой молитвеннике пред Богом; почти ежедневно пред ракою благоверной княгини служится молебны ";всем святым”, но в конце читается молитва к ней, как преподобной, все блаженной и сильной предстательнице пред Богом... Прибогослужении на литиях, отпустах, не только в Кашине, но и во всем уезде, имя её произносится как имя святой, наряду с другими святыми Православной Церкви; в честь её нарекают имена девочкам при св. крещении. В дни радости и в годину бедствий благочестивые жители Кашина прибегают с молитвами к своей покровительнице и г. Кашин слывет городом благоверной княгини Анны; иконами с её изображением благословляют новобрачных; пред ней усердно молятся желающие вступит в монастырь. Граждане г. Кашина подносили трем императорам (Александру 2-му, Александру 3-му и Николаю 2-му) иконы благоверной великой княгини Анны, после их коронования в Москве. Сравнительно спокойное положение города в нынешнее смутное время Кашинцы приписывают молитвам и покровительству её. В Кашине, имеющем не более 10000 жителей, все храмы (более 20) остались самостоятельными приходами, благодаря благоверной княгине Анне. Тверский Архиепископ (впоследствии Киев. митрополит) Филофей, посетив их город в 1860, неожиданно для них при богослужении упомянул имя княгини Анны, как святой, чем сильно обрадовал их. А затем, когда Архиепископ объявил, что в их городе должно остаться не более 8-10 церквей самостоятельными, а другие к ним должны быть приписанными, представители города, (Кашинское купечество), объявили ему, что они, по молитвам их покровительницы благоверной княгини Анны, не допустят ни одной церкви быть закрытою и взнесли значительные капиталы на обеспечение причтов, так что ни одна из Кашинских церквей не сделалась приписной (хотя есть приходы, состоящие из 50 — 60 душ мужеского поля). И все это совершилось, говорят, по молитвам св. княгини Анны. Празднование благоверной княгини Анны совершается в Кашине пять раз в год: 2-го октября, в день её кончины; 21 июля, в день обретения её мощей (в 1649 г.); 12 июня, в день первого (в 1649 г.) перенесения мощей из Успенского в Воскресенский собор; 17 ноября — в день вторичного (в 1817) перенесения мощей в возобновленный Воскресенский собор из Успенского, — и в неделю всех святых, согласно определению Московского собора 1678 г. (о празднованы ей вместе со всеми святыми). В этот день совершается всеградский крестный ход при многочисленном стечении богомольцев. Во всех крестных ходах носят икону благоверной княгини Анны (из иконостаса Воскресенского собора), местно чтимую за чудотворную. В честь её составлено две службы (в рукописи). Кажется, служба, составленная ей Епифанием Славяницким, на 2-е октября, не дошла до нас. Тропарь благочестивой княгине Анне, гл. 3: ";Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгиня Анна, яко лоза плодовита процвела еси среди терния, во всех благочестивых княгинях и во инокинях же; яко крин процвете в вертограде. во граде Кашине, своими добродетельми, всех удивила еси чудным своим житием: тем угодила еси Христу Богу, радующися и веселящися, и ныне пребывавши в лике преподобных жен, наслаждающихся райские красоты и веселия. Молимся, моли о нас человеколюбца, Христа Бога нашего, даровали нам мир и велию милость.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. НОВОМУЧЕНИКИ ИСПОВЕДНИКИ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г

    Документ
    ... жёны купеческую дочь Татьяну Димитриевну Третьякову, имевшую высшее университетское ... Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиняАнна Кашинская (восстановление почитания в 1909 ... В день памяти святого благоверногоВеликого Князя Александра Невского (30 ...
  2. Христианство и слепота

    Документ
    ... и с ц е л я ю щ и х с в я т ы х : 3. 2. 1. святая Русской православной церкви великаякнягиня Евдокия-Евфросиния Московская 3.2. 2. Святитель Иулиан ... Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) ... Серафима, Анна исцелилась душевно ... победы благоверному Государю ...
  3. Собор московских святых переходящее празднование в воскресение перед 26 августа/4 сентября православные святые в истории москвы

    Документ
    ... великого князя, сына Иоанна Красного и великойкнягини Александры ... браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны. Преподобная ... митрополита Ионы, благоверных князей Александра Невского ... где мать его Анна горячо молилась. ...
  4. Новая книга — это неторопливое

    Книга
    ... и Иг вместе с великойкнягиней Елизаветой Феодоровной, великим князе Сергеем Михайловичем и ... во имя Св. Благоверного Константина Ярославского и ... Села. Когда Екатерина Димитриевна увидела Ксению, ... — СПб., 2002. Красовская В. Анна Павлова — Л. —М., 1965. ...
  5. Дмитрий и надежда зима - тайна имени диагностика кармы имени часть 1 имя карма и психоанализ

    Документ
    ... в энергетике имени Анна терпеливость и открытость ... Елисавета Феодоровна, Алапаевская, великаякнягиня, мученица. След имени ... видеться со своим благоверным, становится скучно ... Денисьевна) Димитрий (Димитриевич, Димитриевна) Диомид (Диомидович, Диомидовна ...

Другие похожие документы..