Главная > Основная образовательная программа


Принята решением Утверждаю:

Педсовета №3 Директор МБОУ «СОШ №1»

от 29.03.2012 г. Федерягина Л.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Основная образовательная программа

начального общего образования

МБОУ «СОШ №1»

(с изменениями на основании

приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. №2357 зарегистрированном в Минюст России

от 12 декабря 2011 г. №22540)

Срок реализации программы 2012 – 2016 гг.

Пояснительная записка

Образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

· с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

· с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

· с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

· с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

· с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

· с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную урочную и внеурочную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути, соответствующий способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Основная образовательная программа начального общего образования создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и

освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования- обеспечение выполнения требований Стандарта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно- полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Программа построена на основе следующих принципов:гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.

Образовательная программа начального общего образования реализуется средствами УМК «Школа России» и УМК «Начальная школа 21 века». УМК «Школа России» включает современные средства обеспечения учебного процесса по всем предметным областям учебного плана. Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, методическими пособиями, комплектами демонстрационных таблиц, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

В систему учебников «Школа России» входят завершенные линии по всем предметам.

Система учебников «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию и способствуют:

  1. Реализации идеологической основы ФГОС - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  2. Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

  3. Организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

«Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В систему учебников «Начальная школа XXI века» входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:
- Русский язык.

Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.
- Литературное чтение.Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.
- Окружающий мир.Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
- Изобразительное искусство.Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
- Технология.Автор: Лутцева Е.А.
- Физическая культура.Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс).Авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.
- Английский язык «FORWARD»  (2-4 классы). Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.

Учебники системы «Начальная школа XXI века» успешно прошли экспертизы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО) в 2010 году. Экспертные заключения, полученные в двух Российских академиях, содержат однозначный вывод, о том, что данная система обеспечивает выполнение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Все учебники системы «Начальная школа XXI века» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27декабря 2012).

В связи с переходом на ФГОС НОО учебники комплекта не перерабатывались кардинально, но в методический аппарат, в аппарат ориентировки и в справочный аппарат были внесены изменения для того, чтобы соответствие новым требованиям стало более явным и для учителя, и для ребенка.

Непосредственное участие в разработке примерной основной образовательной программы начального общего образования позволило авторам системы в процессе доработки учебников, рабочих тетрадей и методических пособий обогатить их современным содержанием и методическим аппаратом, нацеленным на решение задач, стоящих перед начальным общим образованием на современном этапе развития общества. Задача такой модернизации облегчалась тем, что с самого своего возникновения в 1997 году основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века» был системно-деятельностный подход. В результате применения системы «Начальная школа XXI века» в учебном процессе осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Успешно формируются универсальные учебные действия. На материале данных учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов учителя начальной школы могут успешно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также системно работать над укреплением физического и духовного здоровья обучающихся.

Сформированность учебной деятельности школьника предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

УМК «Начальная школа 21 века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).
4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.
5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).
6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

Система «Начальная школа XXI века» включает в себя полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью системы «Начальная школа XXI века» являются издания, обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.

Система «Начальная школа XXI века» всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования.

Образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся микрорайона МБОУ «СОШ №1»

Условия реализации основной образовательной программы начального общего образования, созданные в школе, в полной мере соответствуют требованиям ФГОС:

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: сформулированы в отношении личностных, метапредметных и предметных результатов;

  • требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования: учтен тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников; по своей структуре программа соответствует предъявляемым требованиям, что отражено в содержании;

- требования к реализации основной образовательной программы начального общего образования: указанные во ФГОС требования выполняются в полной мере и обеспечивают создание комфортной развивающей образовательной среды.

Педагогический коллектив начальной школы имеет профильное образование, повышает уровень квалификации, подготовлен к внедрению ФГОС. Финансовые условия обеспечивают школе возможность исполнения требований Стандарта. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Информационно-образовательная среда позволяет осуществлять основные виды деятельности в электронной (цифровой) форме. Учебно-методическое и информационное обеспечение гарантирует доступ всем участникам образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией образовательной программы начального общего образования.

Информационная справка о школе

Параметры информации

Содержание информации

1

Полное название школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

2

Год основания

1913

3

Учредитель

Отраслевой исполнительный орган городского самоуправления «Управление образования Верхнеуфалейского городского округа»

4

Организационно-правовая форма учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

5

Тип учреждения

Общеобразовательное учреждение

6

Вид учреждения

Средняя общеобразовательная школа

7

Адрес образовательного учреждения с почтовым индексом

456800, Челябинская область

Город Верхний Уфалей

Улица Ленина, дом 186

8

Телефон

(35164) 2-34-85

9

E - mail

mous001@

10

Директор школы

Федерягина Л.Н.

11

Победитель конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы

2007, 2008 гг.

В 2011 – 2012 учебном году в школе обучается 777 учеников, из них 334 ученика учатся в 1-4 классах по стандартам второго поколения.

Средняя наполняемость составляет 27,8 человека.

Начало занятий с 1 сентября. Учебный год разбивается на четверти, разделённые каникулами. Период каникул и их продолжительность определяется календарным графиком, который согласовывается с Управлением образования Верхнеуфалейского городского округа.

Школа работает в режиме шестидневной учебной недели, продолжительность уроков во 2-4 классах составляет 40 минут, в первых классах – 35 минут. Все дети учатся в две смены. Занятия кружков и индивидуально-групповые занятия проводятся в группе продлённого дня. Для учащихся начальных классов созданы 11 групп продлённого дня.

Для устранения психофизиологической перегрузки обучающихся, на основании «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10» в школе определён объём времени на выполнение обязательной части домашнего задания, который не должен превышать во 2-3 классах 1,5 часа, в 4- 5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – до 3,5 часов.

В школе работает 52 учителя. Средний возраст педагогов – 46,5 лет. Средний педагогический стаж – 24 года. Средний возраст администрации – 44,6 лет. Работающих пенсионеров 14, что составляет 28%. В начальной школе-12 учителей, из них 7 имеют высшее образование, 5 - средне-специальное, 3 учителя – высшей категории,1-тьютор.

Организация обучения на первой ступени учитывает специфику начальной школы как особого этапа в жизни ребенка, связанного:

- с изменением ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- изменением самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Выпускник начальной школы

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир,

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности,

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом,

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Модель внеурочной деятельности

в начальной школе МБОУ «СОШ №1» в условиях ФГОС НОО

Внеурочная деятельность организована в МБОУ «СОШ №1» с учетом:

- запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг;

- специфики образовательной деятельности образовательного учреждения;

- кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности.

Внеурочную деятельность мы рассматриваем как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. В своей работе используем модель «школы полного дня» Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями ГПД. Данную модель характеризует создание условий для полноценного пребывания ребенка в ОУ в течение дня.

Режим работы в классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак, во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные общества, олимпиады, соревнования, исследования, общественно- полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целомобразовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Программы организации внеурочной деятельности разработанные ОУ рассчитаны на школьников определенной возрастной группы.

В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся.

Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности нашего образовательного учреждения является организация исследовательской деятельности (общеинтеллектуальное направление), которую мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, позволяющей повысить не только конкурентоспособность учащихся, но и выйти на новый уровень достижений, значимых как для личности, так и для муниципальной образовательной системы.

Поэтому в рамках внеурочной деятельности особое место занимает реализация программы «Я - исследователь»». Данная программа способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на наш взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития.

Занятия в рамках данной программы проводятся учителями начальных классов. Программа направлена на формирование у учащихся познавательных функций всех уровней и способствует приобретению социального опыта.

Организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся начальной ступени общего образования.

Это направление внеурочной деятельности представлено курсами «Расти здоровым», «Крепыш», «Ловкачи», «Уроки докторов здоровья».

По результатам многочисленных исследований здоровье школьников, начиная с 1 класса, ухудшается, всё больше с каждым годом его обучения в школе. Одна из причин - низкая двигательная активность и нахождение значительного времени в статичном сидячем положении за партой в школе, за компьютером дома. А ведь дети - это будущее нашего государства. Поэтому необходимо сделать акцент на активное формирование у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом.

Социальное направление представлено программами «Хоровое пение», «Поем и играем». Данные программы способствуют социализации ребенка в обществе, усвоению норм поведения, развитию эстетического вкуса и способствует воспитанию гармонически развитой личности.

Духовно – нравственное направление представлено курсом «Земля - наш дом» с элементами краеведения и уроком «Основы духовно-нравственной культуры». Целью программы «Земля - наш дом» является формирование бережного отношения к уголкам родного края, развитие экологически активной деятельности обучающихся. Основы духовно-нравственной культуры ведет педагог прошедший обучение по этому курсу.

Общекультурное направление представленокурсами«Занимательная грамматика» и «Занимательная геометрия». Цель данных курсов: развитие познавательных способностей и общеучебных умений учащихся на основе системы развивающих занятий

Основная идея программы внеурочной деятельности младших школьников состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом – на развитие специальных предметных компетенций.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.

При организации внеурочной деятельности школьни­ков необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, пре­одолел сложности пути (фактический результат), но и приоб­рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув­ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это послед­ствие результата. Например, приобретённое знание, пережи­тые чувства и отношения, совершенные действия развили че­ловека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятель­ности — непосредственное духовно-нравственное приобре­тение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социаль­ными субъектами за пределами школы, в открытой общест­венной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность в её страновом, этническом, гендерном и других ас­пектах.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж­ны быть в известной степени ограниченны.

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные общества, олимпиады, соревнования, исследования и т.д.

 Эффективность внеурочной деятельности определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям ФГОС начального общего образования в портфеле достижений.

Портфель достижений отражает уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах.

В наполнении портфолио принимают участие учащиеся, педагоги, родители.

В условиях класса полного дня у каждого класса есть своя комната, пространство, которое организовано сообразно задачам и формам жизни данного класса. Образ классного пространства создается совместными усилиями детей, учителей и родителей.

Для организации внеурочной деятельности оборудован спортивный зал, приобретено спортивное оборудование (шведские стенки, маты, спортивный инвентарь) и развивающие игры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош № 5»

    Основная образовательная программа
    ... программуначальногообщегообразования (далее: ООП НОО). ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМБОУ «СОШ № 5» г.Ачинска определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начальногообщегообразования ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош № 34

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМБОУСОШ № 34 Основнаяобразовательнаяпрограмманачальной школы МБОУСОШ № 34 разработана в соответствии с ФГОС начальногообщегообразования 2011 г Оглавление Оглавление 3 Учебный ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош №41» г норильск - 2010 год

    Основная образовательная программа
    ... программа первой ступени общегообразованияМБОУ «СОШ №41» (далее Программа) разработана наосновании требований федерального государственного образовательного стандарта начальногообщегообразования к структуре основнойобразовательнойпрограммы ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования г навашино

    Основная образовательная программа
    ... . ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМБОУСОШ №4 ориентирована на традиционную ... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начальногообщегообразования Введение В ответ наизменения ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «верхнетоемская сош» 1 пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМБОУ «Верхнетоемская СОШ» 1.Пояснительная записка Нормативная база, определяющая ...

Другие похожие документы..