Главная > Автореферат диссертации


Отчет 50 страниц, 28 источников.

Ключевые слова: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, СУДЕБНЫЙ СПОР.

Объектом исследования является судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по разрешению споров, возникающих в сфере отношений социального страхования и деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.

Целью работы является установление места судебной практики в системе источников российского финансового права, исследование практики применения российского законодательства о государственных внебюджетных социальных фондах и выявление способов повышения эффективности правоприменительного процесса.

Результатами проведенного исследования являются анализ судебной практики рассмотрения правовых споров в сфере деятельности государственных внебюджетных социальных фондов; выявление коллизий и пробелов российского финансового, гражданского, административного законодательства, регулирующего деятельности государственных внебюджетных социальных фондов; установление зависимости между конкретным содержанием правовых норм и их непосредственным применением судебными органами, что обуславливает степень эффективности правоприменительного процесса. Выявлено, что несовершенство российского законодательства в сфере социального страхования (неопределенность организационно-правового статуса государственных внебюджетных социальных фондов, необходимость оптимизации правового режима финансовых средств этих фондов и т.д.) оказывает непосредственное влияние на разрешение конкретных правовых споров в судебных органах.

Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано при совершенствовании существующих и разработки новых нормативных правовых актов в сфере деятельности государственных внебюджетных социальных фондов.

____________________

Шифр «1.2.23»

Договор № 120 от 06.09.2005

Научный руководитель: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Ярыгина Т.В.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗ ФФПР, ФФК, ФРР, ФРРФ И ФССР

В 2004-2005 ГГ.

РЕФЕРАТ

Отчет 72 страницы, 13 таблиц, 9 рисунков.

Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫРАВНИВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СУБВЕНЦИИ, СУБСИДИИ, БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕЕСТРЫ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, БЮДЖЕТЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РЕЗУЛЬТАТ, СТРАТЕГИЧЕСИЕ ЦЕЛИ.

Объектом исследования являются бюджетные фонды финансовой помощи субъектам Российской Федерации:

- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР);

- Федеральный фонд компенсаций (ФФК);

- Федеральный фонд софинансирования социальных расходов (ФССР);

- Фонд реформирования региональных финансов (с 2005 года – Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов) (ФРРФ);

- Федеральный фонд регионального развития (ФРР).

Цель работы: проанализировать и оценить существующую систему предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из указанных бюджетных фондов в 2004-2005 годах и подготовить предложения на ближайшую и среднесрочную перспективу по совершенствованию механизмов распределения текущей и инвестиционной финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации и бюджетам органов местного самоуправления.

Полученные результаты:

проанализированы существующие организационно-методические аспекты предоставления федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации с точки зрения их влияния на достижение основных целей региональной политики Российской Федерации, направленной на сокращение чрезмерной социально-экономической ассиметрии и повышение уровня сбалансированности региональных бюджетов;

определен комплекс задач по внесению изменений в методологию построения взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней в условиях реализации нового бюджетного законодательства и реформирования бюджетного процесса;

сформулированы предложения, включающие меры, ориентированные на:

  • Уточнение концепции финансовой помощи субъектам Российской Федерации. Концепция должна основываться на среднесрочной программе экономического развития страны, основных задачах региональной политики Центра, приоритетах развития территорий, исходить из целей реформы межбюджетных отношений.

  • Создание нормативно-правовой базыбюджетных фондов, отвечающей бюджетной реформе, ориентированной на результат.

  • Формирование отношений между федеральным центром и регионами на основе достоверных показателей прогноза социально-экономического развития территорий, особенно доходной и расходной составляющих их бюджетной системы.

  • Разработку качественного статистического материала, дающего возможность обеспечить обоснованное распределение финансовых средств и оценить эффективность использования бюджетных фондов.

  • Внедрение аудита эффективности функционирования бюджетных фондов, а так же методов оценки соответствия перераспределяемых через них финансовых ресурсов стратегическим задачам развития российских регионов.

Практическая значимость. Результаты НИР могут быть использованы в практической деятельности Счетной палаты и контрольно-счетных органов на местах в части оценки эффективности использования средств внебюджетных фондов на обеспечение единого социального пространства для граждан России и формирования эффективной социальной политики в российских регионах. Предложенные рекомендации и материалы могут быть использованы также в процессе подготовки специалистов для контрольно счетных органов.

2006 год

Шифр «1.1.5.»

Договор № 186 от 01.08.2006

Научный руководитель: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВА

РЕФЕРАТ

Отчет на 108 страниц.

Ключевые слова: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА, КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЕРИОД, ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ» КАПИТАЛ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИНВЕСТИЦИИ, ИННОВАЦИИ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ.

Объектом исследования являлись прогнозы и программы социально-экономического развития Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу.

Цель работы состояла в оценке эффективности взаимодействия экономических и социальных факторов при разработке новой экономической стратегии государства.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- обоснование необходимости комплексного (программного) подхода к определению стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу, исходя из анализа существующих проблем реформирования российской экономики и сценарных условий осуществления социально-экономической политики на современном этапе;

- определение основных приоритетов социально-экономического развития на перспективный период;

- выявление наиболее эффективных путей решения увязанной по целям и срокам задачи резкого повышения конкурентоспособности трех составляющих: Человека, Государственных институтов, Бизнеса, как основного условия роста темпов экономического развития и качества жизни в Российской Федерации;

- выявление возможных путей повышения роли государственного управления и регулирования в обеспечении эффективного взаимодействия экономических и социальных факторов в процессе реализации новой экономической стратегии государства.

Результатами проведенного исследования являются:

- оценка намечаемых направлений и масштабов наращивания «человеческого» капитала и повышения темпов экономического роста;

- оценка роли пространственной организации Российской Федерации в обеспечении ее национальной безопасности;

- определение перспективных направлений устранения структурных ограничений экономического роста.

Практическая значимость. Содержащаяся в настоящем научном отчете оценка эффективности взаимодействия экономических и социальных факторов новой экономической стратегии государства может использоваться Счетной палатой Российской Федерации и органами внешнего контроля субъектов Российской Федерации в ходе экспертно - аналитических мероприятий и, в первую очередь, при проведении предварительного контроля формирования показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, финансового плана на трехлетний период, федерального и региональных бюджетов на предстоящий год.

____________________

Шифр «1.2.2»

Договор № 221 от 17.08.2006

Ответственный исполнитель: к.э.н. Кравченко Е.В.

Научная экспертиза: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Ярыгина Т.В.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕФЕРАТ

Отчет 71 страница, 3 таблицы.

Ключевые слова: МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СРЕДСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ВЫРАВНИВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СУБВЕНЦИИ, СУБСИДИИ, СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, БЮДЖЕТЫ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ.

Объектом исследования являются новые положения Бюджетного кодекса и финансовые инструменты, регулирующие межбюджетные отношения.

Цель исследования – выработать основные направления совершенствования межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оценить опыт реализации изменений, внесенных в российское законодательство.

Полученные результаты. Проведен анализ новых положений бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральных законов об общих принципах организации органов власти в субъектах российской федерации и рекомендации по повышению эффективности межбюджетных отношений. Реализация действующего законодательства по разграничению полномочий (это законы № 95-ФЗ, 131-ФЗ, 122-ФЗ) выявила целый ряд проблем. Прежде всего, в условиях существующих существенных различий в уровне бюджетной обеспеченности населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований реализация переданных на эти уровни полномочий в части обеспечения услугами образования, здравоохранения, социального обслуживания и т.п. невозможна без дополнительного финансирования из федерального бюджета. Необходимо создание эффективных механизмов выравнивания финансовых ресурсов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с помощью межбюджетных трансфертов, которые призваны, прежде всего, решать задачу безусловного обеспечения равенства гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав граждан, проживающих в любом регионе страны.

Дана оценка механизма совершенствования и расширения практики передачи федеральными законами осуществления отдельных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности государственного управления и развития федеративных отношений.

Обоснован вывод о том, что разграничение расходных полномочий по уровням бюджетной системы требует адекватного механизма формирования и распределения финансовых ресурсов, необходимых и достаточных для реализации каждым уровнем бюджетной системы закрепленных за ним расходных полномочий. Это означает необходимость перехода к целенаправленному формированию качественно новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей самостоятельность каждого уровня бюджетной системы. Гарантией реализации принципа сбалансированности бюджетов является покрытие из соответствующих бюджетов дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти и не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Предложены меры по повышению эффективности межбюджетных отношения, в частности, внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений; разработка предложений по повышению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем создания высокоэффективной системы налогов; обоснование методики распределения межбюджетных трансфертов, направленной на создание стимулов у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении объемов поступления доходов в бюджеты всех уровней, повышении эффективности управления региональными и муниципальными финансами; принятие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах, устанавливающего долгосрочные нормативы выделения депрессивным территориям финансовой помощи из федерального бюджета.

Практическая значимость. Результаты исследования и представленные предложения могут быть использованы в процессе подготовки законодательства в сфере межбюджетных отношений, а также в практической деятельности Счетной палаты и контрольно-счетных органов на местах в ходе оценки эффективности реализации бюджетной реформы.

____________________

Регистрационный номер контракта по Единому

Реестру РНТД 15051.7727270450.06.1.002.2

Дата регистрации 30.10.2006

Интернет-номер документа ИЙ11012172908

Шифр «1.2.5, 1.2.21, 2.1.3, 2.1.13»

Государственный контракт 9/гк от 14.07.2006

Исполнитель: ОАО «Институт микроэкономики», руководитель рабочей группы к.э.н. Терехов А.К.

Научная экспертиза: начальник отдела, к.э.н. Чепляева О.К.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕФЕРАТ

Отчет 309страниц, 28 таблиц, 6 рисунков, 3 приложения.

Ключевые слова: НОВАЯ БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДОХОДНЫХ И РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ БЮДЖЕТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗ ФФПР, ФФК, ФФРР, ФФСС.

Объектом исследования являются взаимосвязи между процессами социально-экономического развития муниципальных образований, субъектов федерации и страны в целом и финансовыми потоками, сопровождающими эти процессы.

Предметом исследования являются отношения между муниципальными образованиями, субъектами федерации и федеральным центром, возникающие в процессе их социально-экономического развития и характер финансовых потоков бюджетных средств, обеспечивающих реализацию этих отношений.

Цель работы – оценка существующих межбюджетных отношений с точки зрения их соответствия текущим и перспективным задачам социально-экономического развития Российской Федерации в целом и её отдельных регионов.

В процессе исследования были получены следующиерезультаты:

Определено оптимальное соотношение целевых и иных расходов в структуре региональных и муниципальных бюджетов, с учетом вводимой новой бюджетной классификации, оцениваемой по следующим аспектам:

- оценка целесообразности предлагаемой перестройки действующей бюджетной классификации, касающейся расходной части региональных и муниципальных бюджетов

- анализ сопоставимости структурных показателей расходной части региональных и муниципальных бюджетов по отношению к предыдущим периодам

- анализ состояния прозрачности бюджетных показателей, распределения и группировок бюджетных расходов с учетом вводимой новой бюджетной классификации

- анализ информационности и аналитических возможностей новой классификации.

Проведен анализ влияния процесса разграничения доходных и расходных полномочий органов власти разных уровней на сбалансированность межбюджетных отношений в Российской Федерации в 2006-2007 годах (с оценкой регионального бюджетного законодательства), включая:

- анализ изменений доходных источников консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2006-2007 годах, в условиях действия новых редакций Налогового Кодекса РФ и Бюджетного Кодекса РФ по сравнению с законодательством 2004-2005 годах

- расчет экономического эффекта от изменений налогового законодательства с оценкой как для Российской Федерации в целом, так и в разрезе каждого субъекта Российской Федерации

- анализ изменений расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в условиях законодательства 2006-2007 годов (то есть в условиях вступления в силу федеральных законов № 184-ФЗ (в новой редакции), № 122-ФЗ, № 131-ФЗ) по сравнению с законодательством 2005 года.

- расчет экономического эффекта от изменений бюджетного законодательства в разрезе субъектов Российской Федерации

- оценку сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2006-2007 годах

Анализ развития доходного (налогового и неналогового) потенциала субъектов Российской Федерации в 2006-2007 годах, включая:

- анализ изменений налогового и бюджетного законодательства на формирование доходного потенциала субъектов Российской Федерации

- оценку влияния неналоговых источников доходов на формирование доходной базы региональных бюджетов

- влияние процесса объединения субъектов Российской Федерации на рост (снижение) доходного потенциала вновь образованных субъектов Российской Федерации

- методику оценки доходного потенциала региона и муниципальных образований а также предложений по стимулированию наращивания собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

- оценку налоговой и статистической отчетности, используемой для прогноза и оценки доходного потенциала субъектов Российской Федерации.

Оценка эффективности механизма распределения финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из ФФПР, ФФК, ФФРР, ФФСС в 2006-2007 годах (с оценкой эффективности методик распределения средств указанных фондов). Названные оценки осуществляются на основе следующих аналитических разработок:

- анализ и оценку существующей системы предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из указанных бюджетных фондов в 2006-2007 годах

- анализ существующих организационно-методических аспектов предоставления федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации с точки зрения их влияния на достижение основных целей региональной политики Российской Федерации, направленной на сокращение чрезмерной социально-экономической асимметрии и повышение уровня сбалансированности региональных бюджетов

- предложения на ближайшую и среднесрочную перспективу по совершенствованию механизмов распределения текущей и инвестиционной финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации и бюджетам органов местного самоуправления, направленные на повышение прозрачности и объективности их предоставления и эффективности использования.

Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в работе Счетной палаты Российской Федерации при оценке эффективности реализации межбюджетных отношений в консолидированном бюджете, а также региональными и муниципальными органами власти при разработке бюджетов соответствующих уровней.

____________________

Шифр «2.2.18-1»

Договор № 215 от 10.08.2006

Руководитель НИР: д.э.н., профессор Храпылина Л.П.

Научная экспертиза: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Ярыгина Т.В.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, В ЧАСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСХОДОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

РЕФЕРАТ

Отчет 73 страницы, 1 приложение.

Ключевые слова: НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА, РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ЦЕЛЕВЫЕ СРЕДСТВА, МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЕДИНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Целью работы являются предложения по упорядочению правового обеспечения реализации 122-ФЗ в региональном разрезе в интересах обеспечения равного доступа граждан к социальным правам и формирования единого социального пространства Российской Федерации.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

  • проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих реализацию 122-ФЗ в региональном разрезе;

  • исследованы методы контроля нормативно-правового обеспечения в регионе исполнения социальных обязательств в рамках 122-ФЗ;

  • изучены причины низкой активности регионов в исполнении социальных обязательств с использованием целевых средств в рамках межбюджетных отношений;

  • разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения и контроля выполнения социальных обязательств на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках 122-ФЗ.

Проведенное исследование позволило обосновать следующие выводы:

1. Законодательное разграничение полномочий в сфере исполнения государственных социальных обязательств и, связанные с этим нормативные правовые изменения в свете 122-ФЗ, определяют уровень ответственности за реализацию установленных мер социальной поддержки населения и функционирование объектов социального назначения и являются индикаторами, характеризующими равенство (или неравенство) доступа к социальным правам у граждан, проживающих в различных регионах Российской Федерации.

2. Достижение должного уровня исполнения социальных обязательств в рамках законодательно определенного разграничения полномочий возможно только при адекватном административно-организационном и финансовом базисе. Однако действующие федеральные нормативно-правовые документы, в свете внесенных 122-ФЗ поправок, по многим позициям противоречивы, и не позволяют субъектам федерации осуществлять целевое расходование средств на решение ряда социальных проблем населения муниципальных образований. Вследствие этого муниципальные органы власти, у которых из-за нововведений минимизированы собственные финансовые ресурсы, не могут в полной мере выполнять свои полномочия.

3. На уровне муниципальных образований слабо поставлен контроль за учетом граждан, имеющих те или иные социально-экономические права, предусмотренные действующим законодательством. В оформляемых документах фиксируется не вся требуемая установленным типовым документом информация. Эта проблема касается и федерального регистра.

4. Используемый на практике заявительный принцип обеспечения социально-экономических прав граждан (за исключением государственной социальной помощи) не позволяет объективно судить об истинной численности лиц, в отношении которых должны быть реализованы социальные гарантии, а также о реальных масштабах необходимой государственной социальной деятельности и её финансовой обеспеченности. Данное обстоятельство требует обоснования критериев и показателей, используемых в учетно-отчетных документах, где наряду с поставленными на учет лицами должны включаться лица, имеющие те или иные социально-экономические права.

5. Исполнение социальных обязательств на уровне регионов во многом зависит от действующего в них законодательства, однако не все субъекты федерации должным образом оценили масштабы работы по принятию региональных законов, касающихся мер социальной поддержки в свете 122-ФЗ.Отмечается недостаточный квалификационный уровень ряда законов и подзаконных актов в субъектах. Это указывает на пассивность уполномоченных федеральных структур, обязанных оказывать субъектам соответствующую методическую и консультативную помощь, а также обеспечивать контроль их законотворчества.

6. Основной недостаток действующей системы финансового обеспечения социальных обязательств на уровне регионов в том, что она не создает необходимых стимулов для наращивания собственных до­ходов субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Нередки случаи, когда финансовая помощь регионам используется полностью или частично не по прямому назначению. В этой связи необходимо законодательное закрепление неправомерности внесения каких-либо изменений со стороны органов исполнительной власти в порядок использования поступивших в режиме финансовой помощи средств. Эта норма подлежит обязательному контролю и должна быть зафиксирована как норма прямого действия в законодательстве.

7. Оценка результативности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках действующего законодательства применительно к социальным обязательствам должна быть в целом ориентирована на динамику социального положения населения и его отдельных групп. Она должна проводиться с учетом специально разработанных критериев и показателей, включая показатели эффективности действующего регионального законодательства и его соответствия федеральным законодательным нормам.

Практическая значимость: подготовленные материалы могут быть использованы в практической деятельности Счетной палаты Российской Федерации в части определения эффективности бюджетных средств на реализацию мер в соответствии с положениями ФЗ-122, в системе государственного управления, в деятельности органов управления социальными отраслями и комплексами социальной защиты населения, включая региональный и муниципальный уровень.

____________________

Шифр «1.2.6»

Договор № 17 от 15.01.2007

Научный руководитель темы: начальник отдела НИИ СП, к.э.н. Чепляева О.К.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

    Автореферат диссертации
    ... (Проблемыоценкиэффективностииспользованиябюджетныхсредств, направленныхнаповышениекачестважизнинаселения и сокращениеуровнябедности в РоссийскойФедерации. Реферативныйсборникнаучно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ ...
  2. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1)

    Автореферат диссертации
    ... (Проблемыоценкиэффективностииспользованиябюджетныхсредств, направленныхнаповышениекачестважизнинаселения и сокращениеуровнябедности в РоссийскойФедерации. Реферативныйсборникнаучно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ ...
  3. Счетная палата российской федерации библиографический указатель научных публикаций

    Библиографический указатель
    ... Т.В., Шалганова И.В., Чекорина Е.А. Проблемыоценкиэффективностииспользованиябюджетныхсредств, направленныхнаповышениекачестважизнинаселения и сокращениеуровнябедности в РоссийскойФедерации. Реферативныйсборник НИОКР, выполненных НИИ СП ...
  4. Наука и общество проблемы современных исследований

    Документ
    ... расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ ...
  5. Оглавление1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Ста

    Документ
    ... , о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ по ...

Другие похожие документы..