Главная > Учебно-методический комплекс


Первые печатные издания как инструмент

Появление массовой информации исследователи журналистики, как правило, связывают со временем перехода от феодальных отношений в обществе к капиталистическим. С накоплением товаров для обмена, установлением торговых отношений между государствами появились потребности в расширении коммуникативных связей. Особенно ярко это проявилось в Европе — Италии, Германии, Франции. Сначала коммерческие, дипломатические новости доставляли между делом купцы, почтовые чиновники, курьеры. Со временем в крупных административных и торговых центрах средневековой Европы стали создаваться цехи по сбору и распространению новостей в виде рукописных газет. Эти предтечи деловых издательств специализировались на том, что, например, в портовых городах на прибывших морских судах собирали информацию о номенклатуре привезенных товаров. Спрос на подобного рода издания оказался достаточно устойчивым. Они позволяли купцам существенно экономить время и снижать расходы на сделки. В Венеции за такие рукописные листки расплачивались мелкой монетой «газетта», которая и дала имя этой информационной продукции.

Довольно быстро из источника торговой информации листки превратились в политический инструмент конкретных общественных групп. Газеты ряда ремесленных цехов средневековых европейских городов служили одновременно и выявлению общих потребностей организации, ее солидарности в борьбе против конкурентов, магистрата и местного дворянства.

Однако активно развивающиеся рынок и производство требовали более интенсивного информационного обмена, расширения объема и оперативности коммерческой, политической и иной информации. Старые формы передачи информации с этим не справлялись. Проблему решило изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом в середине XV в. в Германии. Следует заметить, что первый печатный станок изобрели в Китае (ксилография – оттиск иероглифов с досок), но его возможности были ограничены и связаны со спецификой китайской письменности, где каждый знак обозначает отдельное слово. Гутенберг же изобрел более перспективный способ печатания с помощью подвижных самостоятельных литер. В его типографии наборщику для набора одной страницы книги требовался один день, затем на прессе можно было печатать 16 экз. страницы в час. Позже количество оттисков выросло до 100 в час.

Развитие книжного дела существенно повысило грамотность населения и, как следствие, подготовило читательскую аудиторию к потреблению информации печатных периодических изданий, которые широко распространились спустя полтора столетия после появления печатной книги. Печатный станок – пресс – сделал издание газет экономически целесообразным. В отличие от редакции рукописной газеты с большим количеством переписчиков, редакция печатной газеты состояла зачастую из издателя, совмещавшего функции редактора, оформителя, корреспондента, а порой и распространителя. Печатный же станок благодаря большим тиражам печатной продукции сделал информацию массовой. Разумеется, массовость первых печатных газет была невелика, но она росла вместе с техническим совершенствованием полиграфии, с политическими потребностями, увеличением периодичности выхода. Так, большое влияние газеты как средство массовой информации приобретают в Германии во времена Реформации и к началу Тридцатилетней войны. К концу XVII в. там выходило уже около 200 газет различных типов. Тиражи первых ежедневных немецких газет составляли 150-200 экз. (самым распространенным изданием этого века было «Frankfurter Jornal» – 1500 экз.). В XVIII в. они выросли в среднем до 2000 экз.

Печатная газета весьма высоко была оценена властвующими элитами как инструмент государственной политики. Так, первое печатное французское периодическое издание «La Gazette» (1631 г.) было использовано для защиты молодой монархии от консервативной феодально-аристократической верхушки, сепаратистских тенденций, раздиравших страну. На ее страницах публиковали свои статьи и комментарии король Людовик ХIII и кардинал Ришелье, с санкций которого, по сути, и начал издавать газету Теофраст Ренадо.

Одними из первых печатных газет в Германии стали «Ordinari-Post», создававшиеся по привилегии кайзера, поэтому назывались «кайзеровскими». Как пишет Г.Ф. Вороненкова, они содержали дипломатическую и политическую информацию, а их авторами являлись дипломаты, офицеры, госсекретари, имевшие непосредственное отношение к политической сфере. В 1609-1620 гг. такие газеты выходили в 10 городах. Позже император Фридрих Великий (правил в 1740-1786 гг.) создал настоящую пропагандистскую машину. Помимо того, что он сам регулярно публиковал статьи с разъяснением своей политики, он обязывал делать то же самое и своих влиятельных сановников. Император принуждал также газеты печатать инспирированные им корреспонденции. Благодаря различным «уткам», он довольно успешно влиял на настроение в обществе.

В авторитарном обществе позднего Ренессанса, вскоре после изобретения печатания, пишут американские исследователиСиберт Ф., Шрам У., Питерсон Т. в книге «Четыре теории прессы», считалось, что истина исходит не от большой массы людей, а от небольшого числа мудрецов, способных вести и направлять других. Таким образом, истина исходит откуда-то из сфер, близких к центру власти. Пресса, следовательно, функционировала сверху вниз. Тогдашние властители использовали прессу, чтобы информировать людей только о том, что они считали нужным сообщить, и о том, какую политику, по мнению властителей, им следует поддерживать. Тюдоры и Стюарты полагали, что пресса принадлежит королевской власти и потому обязана поддерживать королевскую политику. В частную собственность пресса могла попасть только по особому разрешению, которое отменялось всякий раз, когда можно было счесть, что нарушено обязательство поддерживать политику королевской власти. Издательская деятельность, таким образом, представляла собой некое соглашение между источником власти и издателем, по которому источник власти жаловал издателю монопольное право, а издатель обеспечивал власти поддержку. При этом источник власти оставлял за собой право определять и менять политику, право выдавать лицензию, а иногда и право на цензуру.

Развитие книжного и газетного дела частными лицами заставило правящие круги ввести цензуру на печатную продукцию. Изобретение предварительной цензуры приписывают папе Сиксту VI, повелевшему в 1471 г., чтобы ни одна книга не печаталась без предварительного рассмотрения и одобрения духовных лиц. В течение ХVI в. цензура была введена во всех государствах Западной Европы. В Германии первые же печатные книги, листки были взяты под контроль духовенства. С началом Реформации церковную цензуру сменяет надзор за печатью со стороны князей и городских советов, распространяется предварительная государственная цензура.

В России Стоглавый собор (1551 г.) принял меры по наблюдению за правильностью переписывания церковных и юридических книг. Появление раскольнической рукописной литературы повлекло немедленное применение карательной цензуры: духовные соборы и московские патриархи предавали рукописи анафеме. Первая типография в России, появившаяся при Иване Грозном в 1563 г., до конца ХVII в. существовала как учреждение, находящееся исключительно в распоряжении правительства, в цензуре по отношению к ней не было нужды. Вольные же типографии в Киеве и Чернигове имели предварительную цензуру. Екатерина II в 1796 г. закрыла частные типографии, цензура сосредоточилась в специальных цензурных ведомствах Петербурга и Москвы. Анализ уставов о цензуре, подчеркивает Ю.М. Батурин, показывает, что цензурный террор правящего класса вырастал с падением значения высших государственных органов.

Первая печатная русская газета «Ведомости» появилась по распоряжению Петра I также для выполнения политических задач. 15 декабря 1702 г. Петр I издал указ: «По ведомостям о воинских и всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов - ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ, ... а из Монастырского приказа те ведомости отсылать на печатный двор». Через два дня, 17 декабря вышел первый номер печатной газеты под названием «Ведомости Московского государства». Спустя десять дней появился следующий номер уже под названием «Юрнал, или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебургом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году». Газета с названием «Ведомости» увидела свет 2 января 1703 г. Царь участвовал в ее последующих выпусках и как автор, и как редактор.

Первые печатные издания в России, в отличие от частных коммерческих заграничных листков и газет, носили официальный общенациональный характер, были созданы для конкретных политических задач. До Петра I власти довольствовались рукописными изданиями, которые трудно назвать газетами, а уж тем более средствами массовой информации. «Столбцы», «Вестовые письма», «Куранты» больше походили на документы ДСП (для служебного пользования) и предназначались для царя и приближенных бояр. Дьяки Посольского приказа делали в них обзоры событий за границей, используя рукописные и печатные листки западных стран, а также письма информаторов при иностранных дворах, русских представителей за границей. Расширение связей России с европейскими странами вызывало потребность в зарубежной информации. Рукописные газеты помогали власти следить за политикой иностранных держав, поэтому и тематика их была соответствующая - военные и политические вести, сведения о посольских сношениях, международной торговле. Они выходили 2-4 раза в месяц в 2-3 экземплярах. Поэтому историки журналистики считают, что «до появления петровских «Ведомостей» Московское государство газет не знало»(Березина В.Г., Дементьев А.Г., Есин Б.И. Западов А.В., Сикорский Н.М. История русской журналистики XVIII-XIX веков. М., 1963. С.17.). Фактически русская журналистика, периодическая печать начинается с газеты «Ведомости».

Собственному народу власти несли массовую информацию в допечатные времена с помощью проповедей, пастырских посланий, грамот. Они содержали поучения, нравоучения, а кроме этого – актуальные сведения, трактовку текущих политических событий, злободневные оценки происходящего. Послания всегда читались при большом собрании народа, в церкви, с амвона, после литургии, вместо проповеди. Летописи нельзя было считать массовой литературой, поскольку ими мог пользоваться лишь узкий круг людей, причастных к этому информационному производству. В смутное время XVII в. самой оперативной, злободневной и массовой формой распространения информации среди населения были грамоты, «грамотки», «отписки», «прелестные» письма, «подметные» листы. Пересылка и распространение этих грамот и листов особенно широко применялись с началом крестьянских войн. Они были вызваны к жизни неотложными политическими задачами: необходимостью убедить в правоте данной политической группировки, сплотить своих сторонников, расширить число приверженцев, побудить их действовать в нужном направлении. Их целью было также подтверждать или опровергать слухи. Лжедмитрий I широко использовал агитационно-пропагандистские возможности «царских грамоток», посылая их народу в Москву с гонцами.

Печатный станок произвел, без преувеличения, революцию в массовизации информации. Правда, в России процесс замены рукописной информации на печатную растянулся почти на полтора столетия: первая печатная книга из типографии Ивана Федорова вышла в 1564 г., а первая печатная газета появилась только в 1702 г.

Петру I типографская газета понадобилась не для информирования себя о жизни за границей (он получал эту информацию из иностранных газет, которые лично просматривал), а, наоборот, для пропаганды успехов начатых им реформ и военных побед, о которых должны были знать определенные круги читателей не только в России, но и при европейских дворах. Главной темой газеты становится Северная война. Информационными источниками служат письма и донесения царю от его генералов, сообщения послов, информация из зарубежных газет, поставляемая чиновниками Посольского приказа. Тираж газеты, ее объем и цена вначале сильно колебались. Наибольшим тиражом был отпечатан №10 за 1703 г. – 4000 экз. Номер с известием о Полтавской битве составил 2500 экз. После введения гражданского алфавита часть тиража какое-то время продолжает печататься церковно-славянским шрифтом. Иногда интерес читателей к газете был столь велик, что номер приходилось выпускать дополнительным тиражом (№3, 1711 г. о Прутском походе). Выпуск «Ведомостей» был возложен на государственных чиновников: сначала в Москве на директора Печатного двора Ф. Поликарпова, затем в Петербурге – на директора типографии М. Абрамова. Коллегия иностранных дел, пришедшая на смену Посольскому приказу, занималась подбором сотрудников редакции. С 1728 г. издание «Ведомостей» переходит к Академии наук, они получают название «Санкт-Петербургские ведомости» (1727-1917), которые с начала ХIX в. (1800) первыми в стране перешли на ежедневный выпуск. Они служили образцом для других изданий в проведении последовательной самодержавной политики.

Официальная печать, созданная Петром I, развивалась и совершенствовалась под непосредственным наблюдением последующих царей династии Романовых. И все наиболее значительные изменения в этой сфере происходили с появлением нового самодержца. Правительство сохраняло монополию на печатное слово и, в отличие от европейских монархов, не разрешало выпуск частных изданий. Лишь спустя полвека в России в годы правления Елизаветы Петровны появился частный ежемесячный журнал «Трудолюбивая пчела», первый номер которого увидел свет в 1759 г. тиражом 1200 экз. Его издателем был известный литератор, драматург и поэт А.П.Сумароков. Однако оппозиционная направленность журнала, его критический, сатирический тон по отношению к власти уже через год привели издание к закрытию. Но оно открыло путь другим журналам частных издателей, выходившим в 1760-1770-е гг.

Екатерина II тоже принимала активное участие в развитии русской журналистики. Ее секретарь Г.В. Козицкий в 1769 г. начал издавать еженедельный журнал «Всякая всячина» (1769-1770), в котором императрица была основным автором. Тираж издания колебался от 1600 до 1000 экз. С помощью журнала Екатерина II стремилась привить русской литературе и журналистике охранительные тенденции, поддержку монархии и прославление государства. Ее сатира в «улыбательном духе», не затрагивающая конкретных лиц, недостатков, а лишь указывающая на пороки, человеческие слабости, служила примером для организации других сатирических еженедельников. Многие частные издатели старались соответствовать этим стандартам, прославляя все деяния царицы и показывая себя ее горячими сторонниками. Однако издатель журнала «Трутень» Н.И. Новиков вступил в открытую полемику со «Всякой всячиной». Это было, пожалуй, первое противостояние официальному мнению на страницах печати. Стремление Екатерины II управлять общественным мнением проявилось и в театральной сфере: пять ее комедий, написанные для придворного театра, должны были убедить зрителей в разумности деятельности правительства на благо Отечества.

По ее же совету Академия наук начала издавать журнал «Собеседник любителей российской словесности» (1783-1784), целью которого была борьба против оппозиционных настроений в обществе, защита идей монархии, требование покорности престолу. Екатерина II публиковала в нем «Записки касательно российской истории», в которых давала образцы толкования событий и старалась убедить читателей, что все хорошее исходит от престола. На страницах этого журнала у нее завязалась дискуссия с Д. Фонвизиным, который затрагивал ряд острых общественно-политических тем. Кроме этого, императрица привлекала на свою сторону даже народную массовую информацию. Она издала «Выборные российские пословицы», которые, как считают ученые, были весьма тенденциозны и искусственны. Именем народа они освящали самодержавный режим, сословное разделение, проповедовали смирение и покорность как норму поведения подданных в государстве.

Как видно из вышесказанного, журналистика в России с самого начала была делом государственным, серьезным, стоящим на страже державных интересов. И те, кто считал, что с ее помощью можно критиковать власть и порядки (А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, И.А. Крылов), сразу же ощущали это на собственной судьбе. Частные издания выходили только до тех пор, пока шли в фарватере правительственной информационной политики. Переход от благонамеренно-нравоучительного тона к критическому, сатирическому приводил их к закрытию властями. На этом фоне деятельность Н.И. Новикова весьма показательна тем, что его издания явились серьезной попыткой противостоять официальному общественному мнению, создавать свое и воздействовать на общественное сознание просвещенной части российского общества. Журналы Новикова также выступали инструментом социально-политического управления аудитории, разрушая государственную монополию на руководство общественным мнением. Его еженедельники «Трутень» (1769-1770), «Живописец» (1772-1773), «Кошелек» (1774), ежемесячник «Пустомеля» (1770) раздвинули тематические рамки русской прессы (развитие крестьянской темы, темы просвещения, борьбы с бескультурьем), потеснили традиции классицизма, ввели на страницы журналов освещение социальных проблем, социальную сатиру, практически положили начало русской политической журналистике.

Дальнейшая деятельность Новикова в качестве издателя при типографии Московского университета явилась новым шагом в расширении типологии изданий, читательских аудиторных групп по интересам, по возрасту. Взяв типографию в аренду на десять лет, он собрал пайщиков, финансовые средства и развернул активную работу. Тираж университетской газеты «Московские ведомости» вырос до 4000 экз. благодаря хорошо поставленной корреспондентской сети в разных городах, разнообразию жанров, а также приложениям, расширявшим кругозор подписчиков – журналам «Экономический магазин» (1780-1789), «Городская и деревенская библиотека или Забавы и удовольствие разума и сердца в праздное время» (1782-1786), «Прибавление к Московским ведомостям» (1783-1784), «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), «Магазин натуральной истории, физики и химии или новое собрание материй, принадлежащих к сим трем наукам» (1788-1790). Кроме того, он издавал журналы «Утренний свет», «Московское ежемесячное издание», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец». Можно сказать, что это был настоящий Издательский дом, который выпустил также с 1779 по 1792 г. около 900 названий книг для просвещения соотечественников.

В годы непродолжительного царствования Павла I правительство тоже стремилось подчинить прессу своим интересам. Издание новых газет и журналов строго регламентировалось. В имеющихся изданиях сужалась политическая информация. В официальной печати и частных изданиях дворянской ориентации, поддерживающей монархизм, острые социальные вопросы не поднимались, о нуждах народа не писали. Особенно нетерпимо было правительство ко всему, что напоминало о народных возмущениях, о французской буржуазной революции. Именным указом императора были изъяты из обращения такие слова, как гражданин (следовало писать и говорить: жители, обыватели), отечество (надо было употреблять слово «государство»), а слово «общество» было предписано вообще не употреблять. При Павле I, по существу, впервые устанавливалась официальная правительственная цензура в Петербурге, Москве, Риге, Одессе – были назначены цензоры, выделены соответствующие помещения и штаты. Руководили цензурой полицейские. Один из исследователей начала XIX в., характеризуя печать при императоре Павле, писал, что Россия была как бы отгорожена от заграницы, ввоз изданных за рубежом книг и журналов был запрещен вовсе.

Развитие прессы в дореволюционной России (XIX в.-1917 г.)

С приходом к власти Александра I в 1801 г. началась либерализация общественной жизни - облегчение цензурных правил, снятие запрета на открытие частных типографий, разрешение ввоза газет, журналов, книг из-за границы, бурный рост периодических изданий. С 1801 по 1811 г. появилось 60 новых журналов, 9 газет, хотя жизнь многих из них была непродолжительной. Получила развитие отраслевая пресса, посвященная экономическим, административным, научно-техническим вопросам. В числе новых газет были и выпускаемые правительственными учреждениями, в частности «Северная почта» (издание почтового департамента Министерства внутренних дел). Появились музыкальные, театральные и педагогические журналы, журналы для женщин, критико-библиографические издания. То есть массовая аудитория активно сегментировалась по конкретным интересам читательских групп.

Вместе с тем был принят цензурный устав (1804 г.), который вновь вводил предварительную цензуру, отмененную было в 1802 г. С одной стороны, он расширял права журналистов и писателей, допуская обсуждение в печати общественно-политических вопросов, а с другой - запрещал печатать произведения, «противные правительству, нравственности, закону божию и личной чести граждан».

С началом войны 1812 г. правительство сократило количество изданий, оставив только три журнала консервативного направления - «Русский вестник», «Чтение в Беседе», «Вестник Европы», в которых превалировала тема патриотизма, защиты Отечества и к которым затем в октябре 1812 г. присоединился новый журнал «Сын Отечества», возглавивший эту тематику.

После восстания декабристов Николай I ужесточил надзор за прессой, стараясь не допустить распространения революционных идей в обществе. Было создано III отделение при царской канцелярии для борьбы с вольнодумством, принят новый цензурный устав (1826 г.), который запрещал политическую тематику в печати. Внесенные в него изменения в 1828 г. предоставили еще большую свободу цензорам – они единолично решали вопрос о вредности того или иного сочинения. С 1832 г. новое периодическое издание можно было открыть только по личному разрешению царя. В 1836 г. правительство вообще перестало давать разрешения на выпуск газет и журналов, и в течение двух десятилетий журналисты вынуждены были перекупать друг у друга право на издание периодики. Тем не менее, при заметном сокращении частных общественно-литературных журналов продолжали появляться государственные ведомственные, отраслевые, экономические, научно-технические издания («Журнал мануфактур и торговли», «Мануфактурные и горнозаводские известия», «Журнал путей сообщения», «Инженерные записки», «Военный журнал», «Коммерческая газета», «Земледельческая газета», «Журнал министерства народного просвещения», «Ученые записки Московского университета» и др.). Таким образом, власть регулировала развитие массовых информационных процессов, давая возможность развиваться деловой части прессы, направленной на созидательные цели, и препятствуя оппозиционной политической, дестабилизирующей обстановку в обществе.

Многие исследователи истории журналистики ограничивали свое внимание только политической печатью, изучая нелегкую судьбу отдельных, наиболее ярких изданий (закрытие, например, в 1830-е гг. журналов «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», газет «Молва», «Литературная газета»). И в то же время выпускали из виду общие тенденции развития периодики, которая продолжала расширяться за счет других видов изданий. Так, в те же 30-е гг. заметно увеличивается провинциальная пресса в крупных городах, в 1838 г. при губернских управлениях создается целая система местных «Губернских ведомостей». В этом проявлялся патерналистский характер политики Николая I, который понимал роль монарха как главы огромного патриархального семейства, нуждающегося в неустанном отеческом попечении. Царь-батюшка стремился уберечь своих подданных-детей от дурного влияния. Ученые подчеркивают, что система контрольных и карательных органов составляла одну из структур государственного патернализма, так как «отцовская забота» распространяется не только на физическое, но и на нравственное здоровье нации, под которым подразумевалась и политическая благонадежность. Государство выступало в качестве гувернера над народом. Три из пяти отделений личной канцелярии императора занимались проблемами опеки: III – надзором, IV – благотворительностью, V – опекой государственных крестьян.

Несмотря на ужесточение цензуры, массовая информация продолжала профессионализироваться, а ее читательская аудитория – увеличиваться. В издательское дело все больше проникали капиталистические начала, обязанности редактора постепенно отдалялись от функций предпринимателя-издателя и перестали объединяться в одном лице. Издатели начали использовать высокие гонорары для привлечения нужных сотрудников в своего журнала. Возросло количество профессиональных журналистов и литераторов, для которых работа в печати являлась единственным средством существования. Рядом с читателем-дворянином появился новый читатель: из чиновничества, купечества, духовенства, крестьян.

До середины века развивалась главным образом правительственная печать. Политическая реакция на западноевропейскую революцию привела к учреждению особого комитета по обследованию содержания журналов и действий цензуры, постоянного комитета по делам печати (1848 г.). В ведение последнего входил контроль за всеми произведениями печати – газетами, журналами, книгами. Все заключения комитета после утверждения царем передавались как личные распоряжения и указания Николая I. Годы с 1948 по 1855, названные «мрачным семилетьем», характеризовались усилением правительственной цензуры, особенно трудно пришлось общеполитическим демократическим журналам. За 1851-1855 гг. в России появилось всего 30 новых изданий, которые носили ведомственный или специализированный характер.

Только с приходом Александра II и его в целом буржуазными реформами русская пресса получает широкое поле действий. За четыре года (1856-1860) в стране появилось 150 новых газет и журналов самых разных видов и направлений – общественно-политических, политико-экономических, научно-технических, библиографических, сатирических, юмористических. Всего же за первое десятилетие царствования Александра II на этапе наиболее интенсивной реформаторской деятельности увидело свет почти 400 новых газет и журналов. Наиболее заметным был рост местной прессы, ранее находившейся в зачаточном состоянии и не поощрявшейся властью из-за труднодоступности столичному цензорскому надзору. Теперь же каждое четвертое издание выходило в провинции. Первенствовали здесь западные и южные губернии, экономически более развитые.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете»

    Учебно-методический комплекс
    ... коммуникаций Учебно-методическийкомплексподисциплине «РАБОТАЖУРНАЛИСТА В ГАЗЕТЕ» Для студентов, обучающихся по направлению ... . 2-я внутрисеместровая аттестация по курсу «Работажурналиста в газете» проходит в виде контрольной работы. I вариант. ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине « работа журналиста в газете»

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплексподисциплине «РАБОТАЖУРНАЛИСТА В ГАЗЕТЕ» Для студентов, обучающихся по ... В Б В В Б Б А. 2-я внутрисеместровая аттестация по курсу «Работажурналиста в газете» проходит в виде контрольной работы. I вариант. 1. Формы подачи ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (205)

    Учебно-методический комплекс
    ... Квитченко Е. В. СОДЕРЖАНИЕ Учебно-методическийкомплексподисциплине 1 Специальность: 030601.65 ... газеты. а) исторические условия зарождения первых газет; б) тематика первых газет ... и получения информации. 5. Работажурналиста в Интернет. Литература: ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (63)

    Учебно-методический комплекс
    ... В. СОДЕРЖАНИЕ Учебно-методическийкомплексподисциплине 1 Специальность: ... работыжурналиста; в) соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа. 2. Требования к уровню освоения дисциплиныДисциплина ... газеты. Вечерние и утренние газеты ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине 09 русская литература и культура (уд-04 13-029)

    Учебно-методический комплекс
    ... и методики преподавания литературы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ ОПД.Ф.09 Русская литература ... газета “Кировская правда”: “22 мая состоялось собрание писателей и журналистов ... прекращали активной творческой работы. По отношению к «непослушным» ...

Другие похожие документы..