Главная > Учебно-методический комплекс


II вариант

  1. Какая форма подачи материалов на газетных полосах является преобладающей?

А. Индивидуальная публикация.

Б. Подборка.

В. Тематическая страница.

  1. Какие виды правки материалов чаще всего встречаются в редакционной практике?

А. Правка-обработка.

Б. Правка-сокращение.

В. Правка-переделка.

  1. Что представляет собой макетирование номера?

А. Расположение материалов в определенном порядке.

Б. Вертикальное и горизонтальное расположение материала на полосе.

В. Графический рисунок будущей газеты.

  1. Какой вид печати наиболее подходит для производства изобразительной продукции?

А. Высокая.

Б. Глубокая.

В. Плоская.

  1. Чем отличается офсетная печать от обычной?

А. Печатная форма непосредственно соприкасается с бумагой.

Б. Между печатной формой и бумагой располагается резиновый валик.

В. Печатающие элементы не возвышены, а углублены.

  1. Сколько пунктов содержит в себе квадрат?

А. 24.

Б. 36.

В. 48.

  1. В чем разница между газетной страницей и газетной полосой?

А. Газетная страница больше газетной полосы.

Б. Газетная страница меньше газетной полосы.

В. Газетная страница равна газетной полосе.

  1. Какой формат чаще всего используют сегодня в газетах?

А. А-4.

Б. А-3.

В. А-2.

  1. Какие этапы типографского процесса выпуска номера перешли в редакционный процесс?

А. Печатание тиража.

Б. Изготовление матриц.

В. Набор и верстка полос.

  1. Какие виды периодических изданий специализируются на информационных жанрах?

А. Отраслевые.

Б. Многотиражные.

В. Научно-популярные.

  1. В чем состоит принцип «перевернутой пирамиды» при подготовке новостей?

А. Главное сообщается в начале заметки.

Б. Главное сообщается в середине заметки.

В. Главное сообщается в конце заметки.

  1. Когда журналисты работают бригадным методом при подготовке отчета?

А. При освещении крупных мероприятий.

Б. При подготовке тематических отчетов.

В. При написании отчета о командировке.

  1. В каких еще сферах деятельности кроме журналистики используется интервью как метод сбора информации?

А. В политологии.

Б. В социологии.

В. В медицине.

  1. Какие виды правки осуществляет главный редактор в ходе выпуска номера газеты?

А. Правка-сокращение.

Б. Правка-переделка.

В. Правка-вычитка.

  1. Чем отличается памфлет от фельетона?

А. Объемом.

Б. Более острой сатирической окраской.

В. Авторской позицией.

  1. В чем состоит сходство комментария и корреспонденции?

А. Оперативность.

Б. Многообразие фактов.

В. Масштабность.

  1. Какова роль обзора печати в профессиональной учебе журналистов?

А. Никакой.

Б. Разбирает недостатки местной прессы.

В. Объясняет политическую ситуацию.

  1. В чем состоит эффективность жанра обозрения для газеты?

А. Позволяет читателям узнать много интересного.

Б. Оперативно дает разностороннюю картину окружающей действительности.

В. Создает глубокий образ современности.

  1. Какие издания специализируются на аналитических жанрах?

А. Массовые.

Б. Многотиражные.

В. Качественные.

  1. Какой вид верстки заголовков больше всего отвечает материалу на всю полосу формата А-2

А. Открытая.

Б. Закрытая.

В. Глухая.

  1. Какие события наиболее часто становятся объектом отражения в репортаже?

А. Политические.

Б. Экономические.

В. Спортивные.

  1. В каких случаях используется дополнительный редакционный комментарий?

А. Когда редакция не разделяет позицию автора.

Б. Когда сотрудники редакции хотят высказать общее мнение.

В. Когда газета выступает на актуальную тему.

  1. Чем отличаются газетные художественно-публицистические жанры от журнальных?

А. Глубиной.

Б. Оперативностью.

В. Краткостью.

  1. В каких изданиях заметка является главным жанром?

А. Научные

Б. Отраслевые.

В. Качественные.

  1. Что понимается под конструктивностью корреспонденции?

А. Аргументированность изложения проблемы.

Б. Точный адрес освещаемых событий.

В. Конкретные рекомендации улучшения дела.

II вариант - ответы

  1. А

  1. А

  2. В

  3. Б

  4. Б

  5. В

  6. А

  7. Б

  8. В

  9. Б

  10. А

  11. А

  12. Б

  13. А

  14. Б

  15. А

  16. Б

  17. Б

  18. В

  19. В

  20. В

  21. А

  22. В

  23. -

  24. В

Материально-техническое обеспечение и перечень используемого программного обеспечения дисциплины

Аппаратное оборудование: компьютер для набора текста, оформления газетных полос; монитор, сканер для ввода изобразительного материала, принтер для вывода газетных полос формата А-4, получения оригинал-макетов; ксерокс А-3 для печати тиражей учебных газет.

Программное обеспечение для набора (Mikrosoft Word), верстки изданий (Adobe PageMaker, QXPress, Adobe InDesign) и обработки графических материалов (Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Ilustrator). Цифровые форматы хранения фотоиллюстраций (TIF, JPEG )

Лекция №1.

Особенности газетной работы

Труд первых работников печатной журналистики был синкретичен. Они сочетали в себе и издателя, и редактора, и журналиста, и оформителя, и организатора, и наборщика. Со временем в нем произошло разделение и кооперация труда, появились тематические, жанровые, организационные специализации. В редакционном коллективе выделилось звено управления и звено исполнения. Первые больше руководили выпуском газеты, вторые занимались сбором, обработкой информации, производством газетных текстов. К настоящему времени виды журналистской деятельности стали еще более локальными, более сегментированными. Вместе с тем, благодаря технологическим изменениям в информационных процессах, они синтезируют в себе разделенные ранее операции между сотрудниками редакции. Так, компьютеризация редакций привела к исчезновению двух важных в прошлом для газеты профессий – машинистки и линотипистки. Теперь журналисты сами набирают на компьютере тексты, отпала необходимость и в горячем наборе (отливке строк из металла), его заменило выведение текста на пленки.

Тем не менее, труд журналиста многофункционален. Он сочетает в себе различные виды деятельности – литературную, редакторскую, организаторскую, оформительскую работу. Доля каждой из них зависит от должности и круга обязанностей того или иного работника редакции. Руководство редакции – главный редактор, его заместители, члены редколлегии - значительную часть своего рабочего времени посвящают организационной деятельности как внутри редакции, так и за ее пределами, редактированию материалов своих сотрудников. Меньше всего времени у них остается на собственное творчество – литературную работу. Поэтому руководители редакции ограничиваются наиболее важными для газеты жанрами – передовой статьей, «Колонкой редактора», политическим комментарием, в которых четко определяют позицию издания по тому или иному важному вопросу текущей жизни.

Рядовые же журналисты, наоборот, больше времени отдают литературной и редакторской работе. Именно они и их авторы заполняют своими текстами газетные полосы. Однако и им приходится значительную часть рабочего времени тратить на различные организационные вопросы. Ведь для того, чтобы собрать фактический материал, нужно прежде организовать встречи с необходимыми людьми, у которых тоже много своих дел и визит журналиста не всегда вписывается в их распорядок.

Литературная работа весьма разнообразна. Она различается и по тематике, и по жанрам, благодаря чему редакция наполнена различными специалистами – журналистами-политологами, экономистами, аграрниками, военкорами, спортивными обозревателями, фельетонистами, очеркистами, репортерами, рецензентами, комментаторами и т.д. Каждый из них создает литературные тексты в рамках своей специализации. В небольших редакциях, где число сотрудников ограничено, многие из этих журналистских специальностей приходится совмещать. Поэтому журналистам здесь приходится быть более универсальными. То же самое можно сказать и о собкорах, которые трудятся вдали от редакции, и в силу этого обязаны обладать широкой эрудицией, большим опытом в освещении различных тем, владении всей палитрой газетных жанров.

Литературная работа журналиста отличается, как уже упоминалось выше, от литературной работы писателя тем, что первый должен выполнить ее оперативно, за короткий, точно установленный срок и в точно обусловленном размере. Он не может ожидать, когда на него снизойдет вдохновение.

О работе журналиста обычно судят по опубликованному материалу. Однако написание текста – последний этап творческого процесса, который не дает полного представления о затраченном труде. Ведь до того, как взяться за его литературное оформление, журналисту нужно выбрать тему своего будущего произведения, отобрать и осмыслить факты, найти соответствующую форму изложения. Практически работа газетчика начинается с выбора объекта и предмета будущей публикации. По мнению Ю. Буданцева, этому помогает точное обозначение темы (общее определение предмета отражения), проблемы (общественный вопрос, разрешением которого является содержание произведения) и задачи (конкретная цель, связанная с одной из функций – информационной, объясняющей, оценивающей, побуждающей).

Выбор темы имеет решающее значение. Именно по ее актуальности, политической значимости оценивает читательская аудитория и степень зрелости самого журналиста, и направление всей газеты. Важное условие успешного решения журналистом темы – степень его компетентности в данном вопросе. Повышению знаний в том или ином тематическом направлении служит разделение труда редакционных работников по отделам и специализация по конкретному кругу вопросов внутри отдела. Журналист обязан также подходить к выбору темы в соответствии с ее общезначимостью (а не только из личного интереса), профилем издания, потребностями аудитории, текущими политическими, экономическими и иными задачами.

Для начала творческого процесса каждого журналиста, подчеркивают авторы книги «Мастерство журналиста» (М., 1977), характерны две стадии работы: первая – овладение объектом (через его «опредмечивание»), вторая – овладение предметом (путем реализации его в содержании журналистского произведения). На первой стадии происходит предварительное знакомство с объектом действительности, сбор первичной информации на самом объекте, выяснение проблемных ситуаций, характерных для него в данный момент и определение наиболее актуальных и значимых из них. Предварительное знакомство с объектом происходит при помощи специальной литературы, справочников, газетных подшивок. Это позволяет журналисту не повторять в своем материале общеизвестные факты, выйти на новый уровень расследования проблемы, целенаправленно вести сбор первичной информации на объекте. Эту информацию журналист, как правило, получает от конкретных людей в процессе общения с ними. На характер беседы и объем получаемой информации оказывают влияние различные факторы, которые сотрудники редакции всегда должны учитывать и соответственно корректировать свои действия.

Исследователи выделяют следующие факторы:

- психологические:

  • несовпадение социальных характеристик беседующих – их социального статуса, ценностных ориентаций, социальной активности;

  • несовпадение психологического состояния – в уровне развития интеллекта, в характере эмоций и чувств, в направлении волевых устремлений;

  • несовпадение психобиологических свойств, а также их проявлений – разность темпераментов и характеров, разность манер;

  • несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, планам и привычкам участников.

Любой из этих «психологических барьеров» ведет к неконтактности собеседников, отсутствию свободного потока информации от одного к другому;

  • социально-психологические факторы, связанные с психологией поведения социальной группы, к которой принадлежит собеседник. Неосведомленность журналиста о психологическом состоянии данной группы ведет к невозможности взаимопонимания между ними;

  • этические факторы, которые возникают как следствие воздействия на личность общечеловеческих моральных норм: нежелание собеседника отвечать на те или иные вопросы по соображениям морального плана (например, раскрывать чужие секреты) или в соответствии с запретами профессиональной этики (врачебной, педагогической и т.д.); профессиональная этика журналиста (система запретов, ограничивающих набор средств и методов «добычи» информации.

После сбора определенного количества информации журналист получает достаточное представление о сложившихся проблемных ситуациях, что дает ему возможность остановиться на одной из них, наиболее актуальной в данное время. Дальше следует глубокое изучение избранной проблемы – сбор, анализ, проверка, систематизация фактов, поиск путей ее конструктивного решения. На этом этапе журналисту также приходится обращаться к специальной литературе, обмену мнениями со специалистами, коллегами и т.д. На завершающей стадии разработки темы автор определяет для себя конкретную цель своего произведения, его жанр, композицию.

Отбор фактов. Факт является документальной основой журналистики. Мастерство газетчика в значительной мере заключается в том, насколько он умеет убеждать фактами – отбирать их из текущей действительности, обобщать, анализировать, устанавливать их связь и взаимозависимость, выстраивать на их фундаменте свои рассуждения и идеи. Факт не может существовать вне контекста социальной действительности. Отбор фактов всегда идет с определенных позиций. Те издания, которые дают некомментированные новости и стараются тем самым убедить свою аудиторию в объективности информации, ее независимости от политической конъюнктуры, попросту лукавят. Уже сам отбор, освещение одних фактов и одновременное замалчивание других говорят о манипулировании сознанием читателей.

В процессе работы журналист идет от единичного факта к сумме фактов, взятых в их развитии, затем к системе фактов, а от них к явлению, раскрытию его сущности. Видеть за фактом явление – одно из важнейших профессиональных качеств журналиста.

Построение журналистского произведения. Факты отобраны, систематизированы. Теперь предстоит изложить их читателям. На помощь приходит сюжет – средство организации материала. Он отличается от литературного сюжета, поскольку средства массовой информации наделены иными социальными функциями и средствами отображения жизни общества. В журналистике сюжет – это логика развития мысли, система событий, история постановки и решения актуальной общественной проблемы в соответствии с социальной целью, конкретной идеологической задачей. В таком сюжете не всегда присутствуют все элементы, из которых складывается сюжет литературного произведения. Малые информационные жанры зачастую не имеют сюжета и выстраиваются в зависимости от того, что организует собранный материал в единое целое – событие или проблема. Наиболее распространенный тип – событийный, в основе которого лежит конкретное завершенное событие (на нем строятся репортажи, очерки). С помощью проблемного сюжета раскрывается логика авторской мысли, убедительность аргументов и выводов (он характерен для аналитических жанров).

Силу и динамику повествованию придает конфликт в журналистском произведении, отражение противоречий в ходе общественного развития. Особенно значительна его роль в аналитических материалах – на основе конфликта часто выстраивается весь сюжет.

При написании текста важно соизмерять его составные части, починять главному второстепенное, добиваться, чтобы объем и значимость фактов соответствовали масштабам доказательств, выводов автора. Это достигается с помощью композиции. Композиционные приемы, обусловленные документальностью произведения, подразделяют на три группы. В первой построение отражает логику факта, события (информационные жанры), во второй – логику авторского исследования проблемы (аналитические жанры). Третья объединяет предыдущие приемы, обогащает их возможностями ассоциативного мышления (художественно-публицистические жанры).

Подготовленный журналистом материал должен соответствовать следующим коммуникативным характеристикам, предложенным Ю.П. Буданцевым:

  • своевременность (соответствие социальной установке);

  • доступность (степень усвоения текста аудиторией);

  • этичность (гуманистическая оправданность включения в текст тех или иных смысловых элементов);

  • полнота (степень представленности ситуации);

  • представительность (общественная значимость текста);

  • достоверность (истинность, адекватность отражения);

  • новизна (неизвестные ранее факты, выводы).

Редакторская работа. Этот вид журналистской деятельности тоже весьма разнообразен. Начать нужно с того, что каждый журналист, выполняя литературную работу, параллельно занимается и редактированием собственных текстов. Для доведения материала до того вида, в котором ему предстоит появиться на полосе, автор неоднократно его правит, дорабатывает. Возможно, что после сдачи заведующему отделом или ответственному секретарю материал вновь вернется к журналисту на доработку.

Кроме собственных материалов сотрудники отделов правят материалы своих коллег, которые приходят с телетайпных лент информационных агентств, собственных корреспондентов с мест. Много времени уходит на подготовку к печати авторских публикаций, которые в советские времена должны были заполнять не менее 60% площади газетного номера. Такое соотношение было введено для того, чтобы со страниц газет больше звучал голос народа, а не штатных сотрудников редакции. Сегодня уже мало кто придерживается этих норм, но практика показывает, что газета для аудитории более привлекательна тогда, когда читатели могут найти в ней публикации специалистов, экспертов, хорошо знающих свое дело, представителей различных социальных, профессиональных, возрастных групп.

Редакторская работа ведется практически во всех подразделениях и на всех этапах выпуска издания, начиная от рядового сотрудника и заканчивая главным редактором. Литературное редактирование применяется при изменении композиции текста, его жанровой формы, содержательной стороны. В ходе ее используются разные виды правки рукописей, материалов, в зависимости от этапа их прохождения в технологической цепочке. Первоначально в отделах ведется правка-обработка, правка-сокращение, правка-переделка, правка-вычитка. Самая сложная из них – это правка-переделка, когда текст коренным образом перерабатывается. Самая легкая – правка-вычитка, исправляющая ошибки, опечатки, которые были сделаны при перепечатке уже поправленного текста. При последующем прохождении текста на полосу возможна правка-сокращение (в ходе верстка полос, постановке срочных новых материалов в номер и т.д.) в секретариате, редакторате, дежурной группе на выпуске. В следующих главах будут более подробно изложены виды и приемы редакторской работы в творческих подразделениях редакции – отделах.

Организаторская деятельность также пронизывает все работу журналистов. В звене управления – это организационно-управленческая деятельность, которую осуществляют редактор, его заместители, ответственный секретарь, заведующие отделами. Они занимаются подбором и расстановкой кадров, созданием условий для полноценной работы каждого сотрудника, планированием, нормированием, учетом и контролем, стимулированием их труда. Главный редактор и редакционная коллегия выполняют эти функции в рамках всего коллектива, а заведующие отделами – в рамках вверенных им подразделений.

В звене исполнения – это организаторская работа журналистов, ориентированная на установление и укрепление внередакционных связей редакции с социумом, которые служили бы источниками и каналами новой и актуальной информации для газеты. Она содержит разнообразные формы работы с отдельными аудиторными группами, внештатными авторами, побуждение их к регулярному сотрудничеству с газетой. Это также привлечение к изданию новых читателей, подписчиков, рекламодателей, спонсоров, которые создают редакционному коллективу финансовую стабильность и благополучие.

В разные годы на первый план выходили то одни, то другие формы оргработы. В советской прессе наиболее распространенной была работа с рабочими и сельскими корреспондентами. Сотрудники редакции совместно с рабселькорами организовывали смотры, рейды по предприятиям, которые вскрывали недостатки, освещали положительные стороны их работы, трудовые достижения. Выпускали «листки народного контроля», устраивали «переклички» трудовых коллективов и городов. Позже их сменили деловые клубы, встречи за круглым столом, общественные редколлегии, корпункты, консультации, советы при редакциях. Сегодня многое редакционные коллективы устраивают массовые праздники своих изданий, которые популяризируют газеты, позволяют расширить круг подписчиков и читателей. Для этого разыгрываются разнообразные призы, проводятся конкурсы, газеты становятся устроителями спортивных соревнований.

Оформительская работа приобрела существенное значение в последние годы с внедрением новых издательских технологий. В доперестроечные годы большинство советских газет выглядела практически одинаково – черно-белый цвет, стандартный набор шрифтов, линеек, других оформительских элементов. Слабая полиграфическая база местных изданий, скромные госдотации не позволяли создавать красочные, привлекательные издания. Поэтому оформительством газеты занимались сами журналисты в меру своих сил и способностей. Работники секретариата, которых никто не готовил в специальных учебных заведениях, а выделял из своих рядов сам редакционный коллектив, макетировали полосы, создавали графическое лицо газеты, исходя из того набора оформительских средств, которыми располагала местная типография. Отсутствие конкуренции между изданиями из-за их малого числа (одна газета на район, город, две – на область, край) тоже не стимулировало желание выглядеть красивее остальных. Партийные издатели прежде всего обращали внимание на содержание, а не на внешний вид газеты.

Только в рыночных условиях газеты и журналы начали облекать себя в модные полиграфические одежды. Для этого потребовались специалисты. Поэтому сегодня в штатах многих, особенно столичных, изданий значатся арт-директоры, художники, дизайнеры, художественные редакторы, которые в прямом смысле слова делают «лицо» своему изданию. Сегодня оформительская деятельность занимает достойное место наряду с другими видами журналистского труда. В иллюстрированных же массовых и молодежных изданиях она становится определяющей. Изобразительный ряд в них диктует свои условия журналистским текстам. Фотографии, рисунки, коллажи нередко определяют стиль и содержание журнала или еженедельника.

Лекция №2.

История развития системы периодической печати



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете»

    Учебно-методический комплекс
    ... коммуникаций Учебно-методическийкомплексподисциплине «РАБОТАЖУРНАЛИСТА В ГАЗЕТЕ» Для студентов, обучающихся по направлению ... . 2-я внутрисеместровая аттестация по курсу «Работажурналиста в газете» проходит в виде контрольной работы. I вариант. ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине « работа журналиста в газете»

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплексподисциплине «РАБОТАЖУРНАЛИСТА В ГАЗЕТЕ» Для студентов, обучающихся по ... В Б В В Б Б А. 2-я внутрисеместровая аттестация по курсу «Работажурналиста в газете» проходит в виде контрольной работы. I вариант. 1. Формы подачи ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (205)

    Учебно-методический комплекс
    ... Квитченко Е. В. СОДЕРЖАНИЕ Учебно-методическийкомплексподисциплине 1 Специальность: 030601.65 ... газеты. а) исторические условия зарождения первых газет; б) тематика первых газет ... и получения информации. 5. Работажурналиста в Интернет. Литература: ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (63)

    Учебно-методический комплекс
    ... В. СОДЕРЖАНИЕ Учебно-методическийкомплексподисциплине 1 Специальность: ... работыжурналиста; в) соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа. 2. Требования к уровню освоения дисциплиныДисциплина ... газеты. Вечерние и утренние газеты ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине 09 русская литература и культура (уд-04 13-029)

    Учебно-методический комплекс
    ... и методики преподавания литературы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ ОПД.Ф.09 Русская литература ... газета “Кировская правда”: “22 мая состоялось собрание писателей и журналистов ... прекращали активной творческой работы. По отношению к «непослушным» ...

Другие похожие документы..