Главная > Учебно-методический комплекс


Курс предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития и организации газетного дела. Целью курса является формирование у студентов понимания основ газетной журналистики и их значения для функционирования периодической печати, специфики профессиональной журналистской деятельности, отражение многогранности газетного труда.

Задачи курса - познакомить студентов с журналистским творчеством как профессиональной деятельностью, дать им конкретные навыки создания газетных материалов в информационных, аналитических, художественно-публицистических жанрах, выпуска конкретных периодических изданий.

Содержание курса:

В курсе рассматриваются типология современной прессы, характер и условия газетного труда, система профессиональных обязанностей газетчика, структура творческого процесса, стадии создания журналистского произведения, особенности работы над материалами разных жанров. На практических занятиях студенты образуют творческие редакции, которые выпускают учебные газеты, в процессе создания которых отрабатываются основные технологические и творческие процессы производства периодических изданий.

Освоив содержание курса, студент должен свободно разбираться в системе понятий и терминов, связанных с функционированием газетной журналистики, понимать типологические характеристики периодических изданий, ориентироваться в структуре и функциях редакционного коллектива и его подразделений, планировании работы редакции, ее взаимодействии с читательской аудиторией. Он должен также владеть методикой сбора материала и написания журналистского текста.

Организационно-методическое построение курса.

Курс состоит из лекций, практических занятий и групповых академических консультаций. Формат практического занятия – организация редакционного коллектива учебной студенческой газеты, распределение профессиональных ролей между студентами, планирование, подготовка и выпуск газеты, разбор вышедших номеров с точки зрения содержания, жанрового разнообразия, оформительской модели.

Проводится два письменных тестирования на основе пройденного в рамках лекций и практических занятий материалов, а также по дополнительной литературе.

Условия и критерии выставления оценок:

От студентов требуется посещение лекций и практических занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная творческая работа при создании газетных текстов в разных жанрах, редакторская и оформительская работа, регулярность в выпуске периодического издания.

Балльная структура оценки:

I семестр4 кредита:

Посещение занятий – 1 балл за практическое занятие.

Публикация в газете - 18 баллов (10 баллов за текст, 2 балла за актуальность, 3 балла за мастерство литературного исполнения, 3 балла за аналитичность). Всего 5 публикаций за семестр.

Внутрисеместровая аттестация – 25 баллов

Работа главного редактора - 18 баллов + 4 публикации

Работа ответственного секретаря – 18 баллов + 4 публикации

Итоговая аттестация – 30 баллов (в форме теста на основе пройденного материала и по дополнительной литературы)

Всего 133-144 балла

II семестр3 кредита:

Посещение занятий – 1 балл за практическое занятие.

Публикация в газете - 18 баллов (10 баллов за текст, 2 балла за актуальность, 3 балла за мастерство литературного исполнения, 3 балла за аналитичность). Всего 3 публикации за семестр.

Внутрисеместровая аттестация – 25 баллов

Работа главного редактора - 18 баллов + 2 публикации

Работа ответственного секретаря – 18 баллов + 2 публикации

Итоговая аттестация – 25 баллов (в форме теста на основе пройденного материала и по дополнительной литературы)

Всего 100-108 баллов

Шкала оценок:

(Оставляется строка, которая соответствует количеству кредитов)

Кол-во кредитов

Оценка

Неудовлетвор.

Удовлетвор.

Хорошо

Отлично

Оценка ECTS

F(2)

FX(2+)

E(3)

D(3+)

C(4)

B(5)

A(5+)

Мак. сумма баллов

3

108

Менее 37

37-54

55-63

64-72

73-90

91-99

100-108

4

144

Менее 49

49-72

73-84

85-96

97-120

121-132

133-144

Пояснение оценок

А

Выдающийся ответ

В

Очень хороший ответ

С

Хороший ответ

D

Достаточно удовлетворительный ответ

Е

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FХ

Оценка 2+ (FХ) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)

Правила выполнения письменных работ (газетных публикаций и контрольных тестовых работ)

Каждая публикация должна быть написана в определенном газетном жанре (в информационных и аналитических). Текст должен быть написан грамотно, отвечать нормам русского литературного языка. Содержание текстов должно отличаться актуальностью, социальной направленностью, отражать волнующие молодежь проблемы, отвечать духу студенческих изданий. Основные требования к подготовленному для публикации тексту: своевременность, доступность, этичность, полнота, представительность, достоверность, новизна. Подготовленные тексты обсуждаются по данным критериям на практических занятиях. Из них формируются номера газеты. За материал, не опубликованный в газете, баллы не начисляются. Не вовремя выполненная работа не засчитывается, т.к. не попадает в номер.

Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение применять полученные знания на практике. Объем внутрисеместровой контрольной работы рассчитан на 2 академических часа.

Темы лекций и семинарских заданий

I семестр4 кредита:

Неделя I:

Тема вводной лекции «Особенности газетной работы».

Литература обязательная: Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С.10-16.

Литература дополнительная: Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учеб. пособие. М: Аспект-пресс, 2003. С.25-52.

Практическое занятие: Организация редакционного коллектива газеты на основе учебной студенческой группы. Знакомство с профессиональными ролями в редакции газеты. Выборы редактора и ответственного секретаря.

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.70-76.

Литература дополнительная: Ныркова Л.М. Как делается газета. М.: Гендальф, 1998. С.3-7.

Задание к практическому занятию: Придумать название газеты, ее девиз, продумать концепцию издания и закрепить ее в конкретных тематических направлениях-рубриках. Закрепить рубрики за конкретными членами редакционного коллектива.

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.64-69.

Литература дополнительная: Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004. С.426-432.

Неделя II:

Тема лекции «История развития системы периодической печати».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: Изд-во РУДН, 2001. С.47-99. Есин Б.И., Кузнецов И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). М.: Изд-во МГУ, 2002. С.7-57.

Литература дополнительная: Грабельников А.А., Минаева О.Д. История русской периодической печати (1703-2003): Библиогр. справочник: В 2-х т. М.: РИП-холдинг, 2004.

Неделя III:

Тема лекции «Отечественная пресса в годы рыночных реформ».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: РИП-холдинг, 2001. С.13-100. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: Изд-во РУДН, 2001. С.100-216.

Литература дополнительная: Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004. С.127-146.

Практическое занятие: Утверждение названия газеты, ее девиза, концепции издания, закрепление ее в конкретных тематических направлениях-рубриках, выборы ответственных за ведение конкретных рубрик. Разработка плана первого номера газеты.

Литература обязательная: Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С.66-74., 166-169.

Задание к практическому занятию: Написать тексты в информационных и аналитических жанрах согласно плану номера газеты.

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.70-74. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 169-178.

Литература дополнительная: Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

Неделя IV:

Тема лекции «Типология современной прессы».

Литература обязательная: Типология периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2006. С.10-47. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.3-57.

Литература дополнительная: Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004. С.147-164.

Неделя V:

Тема лекции «Характер и условия газетного труда».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.58-76.

Литература дополнительная: Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004. С.189-198.

Практическое занятие: Разбор написанных студентами текстов. Создание графического макета номера газеты, подготовка его к печати.

Литература обязательная: Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 166-169, 226-234.

Литература дополнительная: Ныркова Л.М. Как делается газета. М.: Гендальф, 1998. С.8-29.

Задание к практическому занятию: напечатать тираж номера газеты и рассмотреть его как единую содержательно-оформительскую систему.

Литература обязательная: Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 170-193.

Неделя VI:

Тема лекции «Работа редакции в условиях рынка».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.77-90. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 35-64.

Литература дополнительная: Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1996. С.10-17.

Неделя VII:

Тема лекции «Структурно-функциональные характеристики редакционного коллектива».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.91-109. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 85-99, 142-151.

Литература дополнительная: Давтян С.Л. Редакционные уставы Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ. М.: Институт проблем информационного права, 2004. С.12-20.

Практическое занятие: Редакционная летучка. Обзор вышедшего номера, оценка публикаций, а также всего номера в содержательном и оформительском аспектах. Составление плана второго номера газеты.

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.73-74. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 166-169, 226-234.

Литература дополнительная: Ныркова Л.М. Как делается газета. М.: Гендальф, 1998. С.8-29.

Задание к следующему практическому занятию: Написать тексты в информационных и аналитических жанрах согласно плану номера газеты.

Литература обязательная: Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 170-193.

Неделя VIII:

Тема лекции «Функции сотрудников звена управления».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.110-117. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 100-107.

Литература дополнительная: Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004. С.603-605; Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1996. С.14-16.

Неделя IX:

Тема лекции «Отдел в системе редакционного аппарата».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.117-131. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 107-115.

Практическое занятие: Обсуждение написанных студентами текстов во второй номер газеты.

Литература дополнительная: Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М.: Ладомир, 2004. С.600-603.

Задание к следующему практическому занятию: Создание графического макета номера газеты, подготовка его к печати.

Литература дополнительная: Ныркова Л.М. Как делается газета. М.: Гендальф, 1998. С.30-34.

Неделя X: внутрисеместровая аттестация

Контрольная работа по пройденному материалу.

Неделя XI:

Тема лекции «Руководство и управление работой журналистов в редакции и отделе».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.132-141. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 115-120.

Литература дополнительная: Гуревич С.М. Номер газеты. Учебное пособие. М., 2002. С.53-80. Давтян С.Л. Редакционные уставы Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ. М.: Институт проблем информационного права, 2004. С.26-36.

Неделя XII:

Тема лекции «Организация работы журналиста».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.142-150. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 107-115.

Литература дополнительная: Давтян С.Л. Редакционные уставы Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ. М.: Институт проблем информационного права, 2004. С.37-40.

Практическое занятие: Обсуждение содержания и графического макета номера газеты, подготовка его к печати.

Литература дополнительная: Ныркова Л.М. Как делается газета. М.: Гендальф, 1998. С.35-38.

Задание к следующему практическому занятию: Составление плана 3-го номера газеты, подготовка текстов.

Неделя XIII:

Тема лекции «Объекты, субъекты и принципы планирования редакционной деятельности».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.151-155. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 121-141.

Неделя XIV:

Тема лекции «Виды редакционных планов».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.155-160. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 131-134.

Практическое занятие: Редакционная летучка. Обзор вышедшего номера, оценка публикаций, а также всего номера в содержательном и оформительском аспектах.

Задание к следующему практическому занятию: Составление плана 3-го номера газеты, подготовка текстов.

Неделя XV:

Тема лекции «Бизнес-план редакции».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.161-166. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 60-62.

Литература дополнительная: Киверин В.И. Экономика редакции газеты. Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. С.77-93.

Неделя XVI:

Тема лекции «Рынок потребителей информации».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.167-174. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: РИП-холдинг, 2001. С.139-161.

Практическое занятие: Обсуждение текстов в информационных и аналитических жанрах согласно плану номера газеты.

Задание к следующему практическому занятию: Создание графического макета номера газеты, подготовка его к печати.

Неделя XVII:

Тема лекции «Работа редакции с авторским активом и читательской почтой».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.175-186. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 151-161.

Неделя XVIII:

Тема лекции «Организационно-массовая работа».

Литература обязательная: Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: РИП-холдинг, 2005. С.187-192. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учеб. пособие. М.: Аспект-пресс, 2004. С. 161-164.

Практическое занятие: Обсуждение содержания и графического макета номера газеты, подготовка его к печати.

Литература дополнительная: Ныркова Л.М. Как делается газета. М.: Гендальф, 1998. С.39-45.

Задание к следующему практическому занятию: Обзор всех вышедших номеров с точки зрения содержания, жанровой структуры, литературного стиля и грамотности, оформления к заключительной редакционной летучке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «работа журналиста в газете»

    Учебно-методический комплекс
    ... коммуникаций Учебно-методическийкомплексподисциплине «РАБОТАЖУРНАЛИСТА В ГАЗЕТЕ» Для студентов, обучающихся по направлению ... . 2-я внутрисеместровая аттестация по курсу «Работажурналиста в газете» проходит в виде контрольной работы. I вариант. ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине « работа журналиста в газете»

    Учебно-методический комплекс
    ... Учебно-методическийкомплексподисциплине «РАБОТАЖУРНАЛИСТА В ГАЗЕТЕ» Для студентов, обучающихся по ... В Б В В Б Б А. 2-я внутрисеместровая аттестация по курсу «Работажурналиста в газете» проходит в виде контрольной работы. I вариант. 1. Формы подачи ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (205)

    Учебно-методический комплекс
    ... Квитченко Е. В. СОДЕРЖАНИЕ Учебно-методическийкомплексподисциплине 1 Специальность: 030601.65 ... газеты. а) исторические условия зарождения первых газет; б) тематика первых газет ... и получения информации. 5. Работажурналиста в Интернет. Литература: ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (63)

    Учебно-методический комплекс
    ... В. СОДЕРЖАНИЕ Учебно-методическийкомплексподисциплине 1 Специальность: ... работыжурналиста; в) соединить в представлении студентов теорию и практику масс-медиа. 2. Требования к уровню освоения дисциплиныДисциплина ... газеты. Вечерние и утренние газеты ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине 09 русская литература и культура (уд-04 13-029)

    Учебно-методический комплекс
    ... и методики преподавания литературы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ ОПД.Ф.09 Русская литература ... газета “Кировская правда”: “22 мая состоялось собрание писателей и журналистов ... прекращали активной творческой работы. По отношению к «непослушным» ...

Другие похожие документы..