Главная > Документ


НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОХРАНЫ ТРУДА

Серия: Обучение требованиям охраны труда отдельных

категорий застрахованных работников

ОХРАНА ТРУДА

КУРС ЛЕКЦИЙ
для руководителей

образовательных учреждений

Том 1

Москва 2008

УДК 331.45+331.458 (075)

О 926

Охрана труда: курс лекций для руководителей образовательных учреждений / д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К.Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.т.н., профессор. Г.З. Файнбург, д.т.н., профессор С.С. Тимофеева, к.т.н., профессор Ю.А. Федченко., к.т.н., доцент Л.А. Ботвенко, к.ф-м.н. С.П. Ворошилов, к.э.н. В.Е. Рябова, Т.В. Абызова, Т.Л. Правдивая, Е.Н. Смирнова, засл. деятель науки РФ, д.т.н., профессор А.П. Лапин, к.т.н., доцент Б.М. Тюриков, к.б.н., доцент Ю.Н.Баранов – Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова- М., 2008. – Т.1.- 526с.

Курс лекций предназначен для преподавателей учебных центров охраны труда, ведущих обучение охраны труда руководителей образовательных учреждений.

Курс лекций дополняет базовый комплект учебных пособий серии «Охрана труда», входящих в федеральный базовый учебно-методический комплекс.

Курс лекций подготовлен в соответствии с примерными учебными планами и программой проведения 40-часового обучения охране труда и последующей проверки знаний требований охраны труда работников организаций отдельных категорий застрахованных.

Том 1.

Собственно курс лекций состоит из четырех частей:

Часть 1 – Основы охраны труда;

Часть 2 – Основы управления охраной труда

Часть 3 – Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности.

Часть 4 – Социальная защита работников на производстве.

Том 2.

Во 2 томе приведены некоторые документы практического использования – инструкции по охране труда и безопасности образовательного учреждения.

Каждая часть курса состоит из лекций сгруппированных по темам, сориентированных на 1 академический час, каждая лекция сопровождается слайдами, который могут использоваться как графический материал для раздачи слушателям. Лекции имеют резерв по времени для включения дополнительных материалов.

Курс лекции одобрен и рекомендован к печати Советом Национальной Ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ) для обучения и проверки знаний по охране труда и для использования в качестве одной из составляющих базового пакета учебной, учебно-методической и нормативно-справочной литературы.

Рецензенты: Алыменко Н.И., д.т.н. профессор (Пермский государственный университет)

Сурков Н.И., к.т.н., доцент (Администрация Кемеровской области)

Национальная ассоциация центров охраны труда

Москва, 105043,4-я Парковая ул., д. 29 Тел./Факс: (495) 164 39 59

E-mail: vcot-nnn@

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ

ЧАСТЬ 1
Основы охраны труда 8

ЧАСТЬ 2
Основы управления охраной труда в организации 138

ЧАСТЬ 3
Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности 277

ЧАСТЬ 4
Социальная защита пострадавших на производстве .374

ЛИТЕРАТУРА 497

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Настоящий курс лекций разработан на основе Примерных учебного плана и программы от 17 мая 2004 г., с сохранением возможности для создания в органах управления охраной труда и образованием различных региональных примерных учебных планов и программ, а в обучающих организациях – различных рабочих учебных планов и программ, отражающих практические потребности и запросы конкретной аудитории и разрабатываемых с учетом отраслевых, региональных и корпоративных особенностей.

В основу примерного курса лекций положена практическая направленность обучения, определяющая его эффективность – предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний работников, травматизма воспитанников и обучающихся, а также аварий и инцидентов в образовательных учреждениях.

Курс обучения состоит из четырех разделов программы, тематически объединяющих группу однонаправленных вопросов.

В качестве таких разделов выделены:

1) Основы охраны труда;

2) Основы управления охраной труда в организации;

3) Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности;

4) Социальная защита пострадавших на производстве.

Содержание и логика последовательности рассмотрения этих разделов хорошо видны из их названий.

Длительность раздела, как правило, составляет один учебный день, увеличиваясь до полутора дней или уменьшаясь до половины учебного дня для отдельных категорий слушателей. Практика показала, что такое временное деление курса с одновременным логическим делением на относительно обособленные (самостоятельные) разделы наиболее целесообразно как по условиям организации учебного процесса, так и для лучшего усвоения материала слушателями.

Каждый раздел разбит на последовательно изучаемые темы. Тема – это группа тесно связанных вопросов. Практика показывает, что наилучшим вариантом разбиения курса обучения на темы является такой вариант, при котором длительность каждой темы составляла бы один академический час и/или была бы кратной ему. К сожалению, выдержать этот принцип удается не всегда.

В примерных учебных планах длительность тем составляет четверть часа, полчаса, час, два часа и три часа.

Наименьшей учебной единицей является вопрос. Вопросы, из которых состоят темы, можно использовать в качестве вопросов на экзамене (собеседовании) в конце курса обучения. В качестве таких экзаменационных вопросов, в принципе, можно использовать и названия тем, но следует помнить, что тема – как правило, большой комплекс вопросов, и редко – один вопрос.

Детальное разбиение тем на вопросы, осуществленное в примерной программе структурирование (разбиение), необходимо для лучшего усвоения и запоминания слушателями содержания курса, а также для большей унификации (стандартизации) читаемого преподавателем курса.

Такое детальное структурирование программы обучения на разделы, темы и отдельные вопросы педагогически обосновано многолетней практикой, узаконено как обязательное нормативно-методическими документами системы образования России и широко используется при разработке программ в образовательных учреждениях.

Исходя из многолетнего опыта обучения, курс лекций максимально унифицирован для разных категорий слушателей по своей структуре и последовательности изложения тем. Варьирование и конкретизация положений любого раздела и темы учебного плана и программы достигаются при помощи перераспределения учебного времени, отведенного на изучение отдельных тем, либо при помощи акцентирования преподавателем внимания на тех или иных вопросах внутри тем.

Изменение времени, отведенного на различные темы, фактически меняет глубину и содержательность изучаемого курса. Окончательно делает это преподаватель в процессе проведения занятий: понятные и знакомые слушателям вопросы он излагает более сжато, на разъяснении новых и непонятных вопросов должен остановиться подробнее. Часть сведений при этом может повториться, поскольку реальное обеспечение требований охраны труда – комплексная и многогранная проблема.

Являясь «примерным», курс лекций допускает, в принципе, исключение ряда тем (не более 25% от общего числа) и/или замены их на новые темы, исходя из специфики потребностей слушателей. Такие нововведения наиболее целесообразно производить на третий день занятий. В этот день целесообразно рассматривать и специальные отраслевые проблемы, которые по своему объему не могут быть педагогически корректно включены в содержание тем общей тематики.

Курс лекций, как и Примерные учебные планы и программа, построен в соответствии с естественной логикой рассмотрения вопросов охраны труда: от общего к частному; от причины к следствию; от опасных и вредных производственных факторов условий труда и учебы к мерам защиты от них, вплоть до первой помощи и социальной защиты пострадавших; от правовых основ охраны труда как элемента социальной политики государства до конкретных деталей организации работы по охране труда на рабочем месте.

Базисная организация обучения по охране труда (профессиональной подготовки) предусматривает 40 часовую программу, включающую 32 часа (4 дня) аудиторных занятий и 8 часовую проверку знаний с самопроверкой и последующей экзаменационной проверкой знаний.

Стандартная организация занятий укладывается в одну рабочую неделю (5 рабочих дня). Занятия разбиты по принципу: лекции и/или собеседования – 4 акад. часа, обед, лекции и/или собеседования – 4 акад. часа. Возможна и другая организация образовательного процесса при сохранении его общего объема и содержания.

Содержание и структура курса лекций в принципе позволяют дополнительно использовать модульные системы обучения и компьютерные обучающие и контролирующие программы.

В процессе обучения слушателям (для повышения качества обучения и в соответствии с установившимися педагогическими традициями дополнять лекции самостоятельной работой с учебником) необходимо выдавать (можно временно, но лучше в постоянное пользование) учебную, учебно-методическую и другую специальную литературу.

Введение в курс лекций

Логикой жизни и законодательством Российской Федерации определено, что вся непосредственная работа по охране труда работников, по обеспечению безопасности и безвредности учебного процесса на здоровье обучающихся и/или воспитанников, а также по обеспечению безопасности имущества образовательного учреждения возложено на само образовательное учреждение, все обязанности которого выполняют его работники. За всю эту работу отвечает, в первую очередь, руководители учреждения, особенно первый руководитель.

Вот здесь-то руководитель, занятый основной деятельностью образовательного учреждения, сталкивается с постоянно сопутствующими ей проблемами обеспечения безопасности этой деятельности, от которых, с одной стороны, он никак не может отмахнуться, а, с другой стороны, и разрешить их один до конца не в состоянии.

Дело в том, что абсолютной безопасности не существует, и всегда есть опасность получения производственной травмы или профессионального заболевания работником, т.е. «невыполнение» требований охраны труда.

Кроме того, поведение работника (пострадавшего/жертвы) в 80% всех несчастных случаев оказывается либо случайно ошибочным, либо намеренно рискованным, а руководитель не может быть «нянькой» всем своим работникам постоянно и одновременно!

Если учесть, что вопросы охраны труда в образовательных учреждениях переплетаются с проблемами обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников, то становится ясна МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ в образовательных учреждениях.

Безопасность нормального функционирования образовательного учреждения – это состояние защищенности жизненного важных интересов личности (обучающихся, воспитанников и сотрудников/работников) и общества (включая собственников образовательного учреждения).

Обеспечение безопасности – сложная организационно-техническая задача, успешное решение которой возможно только при условиях, не позволяющих реализоваться опасностям. Одним из таких важнейших условий является постоянное продуманное целенаправленное противостояние опасностям, требующее постоянных затрат организационных (человеческих), материальных (овеществленных) и финансовых (денежных) ресурсов.

Неся персональную ответственность, никакой руководитель не может и не должен выполнять ВСЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ (или образовательного учреждения) ПО ОХРАНЕ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ лично. Для этого у него есть подчиненные. Многие их них грамотные специалисты и также заняты организацией обучения на своем уровне или в своем секторе обязанностей и ответственности.

А потому руководитель должен, во-первых, организовать безопасный труд своих подчиненных и безопасное функционирование образовательного учреждения, а, во-вторых, организовать работу по охране труда и безопасности в руководимом им учреждении/подразделении.

Но сделать это можно, если знаешь ЧТО делать и КАК делать.

Именно этому и посвящен настоящий курс обучения. Он содержит все основные сведения по охране труда и безопасности образовательного учреждения в пределах минимума, необходимого руководителю образовательного учреждения или его подразделения.

Напомним, что основной причиной производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников являются неблагоприятные условия труда, нарушения элементарных требований охраны труда и безопасности производства.

Подчеркнем, что «охрана труда» включает в себя «безопасность труда» и «гигиену труда» и касается только наемных работников, работающих по трудовому договору с работодателем.

Для образовательных учреждений работодателем выступает учреждение – юридическое лицо, заключившее договор с работником. При этом функции работодателя перераспределяются между работниками – должностными лицами работодателя. Наибольшие обязанности и ответственность естественно несет первый руководитель учреждения, а в подразделении – руководитель данного подразделения.

Заметим, что руководитель образовательного учреждения отвечает и за безопасность самого образовательного учреждения (в первую очередь от пожара), и за безопасность всех его сотрудников и обучающихся/воспитанников (в первую очередь от массового отравления и от инфекционных заболеваний, а также «детского» и производственного травматизма).



ОХРАНА ТРУДА

Курс лекций
для руководителей образовательных учреждений

в 5 частях

Часть 1.
Основы охраны труда

(первый день занятий)

Содержание

ОХРАНА ТРУДА 1

Тема 1.1. Трудовая деятельность человека 20

Вопрос 1.1.1. Общие понятия о трудовой деятельности человека 20

Вопрос 1.1.2. Общие сведения об организме человека 23

Вопрос 1.1.3. Организм человека и внешняя среда 29

Вопрос 1.1.4. Условия труда 32

Тема 1.2. Основные принципы обеспечения безопасности 40

Вопрос 1.2.1. Понятие «безопасность» и «безопасность труда» 40

Вопрос 1.2.2. Идентификация опасностей и оценка риска 43

Вопрос 1.2.3. Основные принципы обеспечения безопасности 45

Тема 1.3. Основные принципы обеспечения охраны труда 47

Вопрос 1.3.1. Понятие «охрана труда» 47

Вопрос 1.3.2. Понятие социально приемлемого риска 48

Вопрос 1.3.3. Основные принципы обеспечения охраны труда 49

Вопрос 1.3.4. Состояние условий труда в Российской Федерации 50

Вопрос 1.3.5. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда 51

Вопрос 1.3.6. Экономическое обеспечение охраны труда 53

Тема 1.4. Основные положения трудового права 57

Вопрос 1.4.1. Основные понятия трудового права 57

Вопрос 1.4.2. Международные трудовые нормы 59

Вопрос 1.4.3. Нормы российского трудового права 61

Вопрос 1.4.4. Трудовой договор между работником и работодателем 63

Вопрос 1.4.5 Дисциплина труда и методы ее обеспечения 75

Вопрос 1.4.6. Внутренний трудовой распорядок 76

Вопрос 1.4.7. Соблюдение режима труда и отдыха 77

Вопрос 1.4.8. Социальное партнерство 80

Вопрос 1.4.9. Особенности регулирования труда женщин 84

Вопрос 1.4.10. Особенности регулирования наемного труда молодежи 88

ТЕМА 1.5. Правовые основы обеспечения безопасности и охраны труда 90

Вопрос 1.5.1. Правовые источники безопасности и охраны труда 90

Вопрос 1.5.2. Нормативные документы МОТ по охране труда 91

Вопрос 1.5.3. Государственная политика в сфере охраны труда 92

Вопрос 1.5.4. Гарантии права работников на безопасный труд 95

Вопрос 1.5.5. Правовые основы безопасности образовательного учреждения 96

Вопрос 1.5.6. Правовые основы обеспечения безопасности обучающихся, воспитанников, персонала 98

Тема 1.6. Государственное регулирование в сфере охраны труда 100

Вопрос 1.6.1. Основные принципы государственного регулирования в сфере охраны труда в рыночной экономике 100

Вопрос 1.6.2. Государственное управление охраной труда 102

Вопрос 1.6.3. Регулирование деятельности работодателя через региональные рынки услуг по охране труда 105

Вопрос 1.6.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и охраной труда 106

Вопрос 1.6.5. Органы государственного специализированного надзора 107

Вопрос 1.6.6. Государственная экспертиза условий труда 109

Вопрос 1.6.7. Организация общественного контроля 110

Тема 1.7. Государственные нормативные требования охранЫ труда 111

Вопрос 1.7.1. Основы принятия и применения государственных нормативных требований охраны труда 111

Вопрос 1.7.2. Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда 112

Вопрос 1.7.3. Нормативные акты по безопасности 115

Вопрос 1.7.4. Закон о техническом регулировании 120

Вопрос 1.7.5. Действие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права 121

Тема 1.8. Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка 123

Вопрос 1.8.1. Основные типы работников 123

Вопрос 1.8.2. Трудовые обязанности работника 131

Вопрос 1.8.3. Права и трудовые обязанности работника по охране труда 133

Вопрос 1.8.4. Ответственность работников по соблюдению требований охраны труда 136

Тема 1.9. Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда 139

Вопрос 1.9.1. Должностные лица и их обязанности 139

Вопрос 1.9.2. Ответственность должностных лиц 144

Тема 2.1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда 152

Вопрос 2.1.1. Обязанности работодателя по охране труда 152

Вопрос 2.1.2. Основные мероприятия по организации работы по охране труда и безопасности образовательного учреждения 155

Вопрос 2.1.3. Служба охраны труда образовательного учреждения и ее функции 159

Вопрос 2.1.4. Распределение обязанностей работодателя по охране труда среди работников 165

Вопрос 2.1.5. Организация контроля по охране труда 167

Вопрос 2.1.6. Использование услуг специализированных организаций в сфере охраны труда 170

Тема 2.2. Управление внутренней мотивацией работников на безопасный труд и соблюдение требований охраны труда 171

Вопрос 2.2.1. Общие понятия о внутренней мотивации человека 171

Вопрос 2.2.2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности 172

Вопрос 2.2.3. Общие принципы подбора работников 173

Вопрос 2.2.4. Управление мотивацией деятельности работников по охране труда 175

Вопрос 2.2.5. Организация смотров-конкурсов по охране труда 177

Вопрос 2.2.6. Понятия «культура охраны труда», «культура безопасности» 180

Вопрос 2.2.7. Всемирный день охраны труда 180

ТЕМА 2.3. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда 181

Вопрос 2.3.1. Работники и их доверенные лица 181

Вопрос 2.3.2. Комитеты (комиссии) по охране труда 182

Вопрос 2.3.3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда 185

Вопрос 2.3.4. Планирование мероприятий по охране труда и разработка программ по улучшению условий и охраны труда в учреждении 186

Вопрос 2.3.5. Коллективный договор 186

Тема 2.4. Организация системы управления охраной труда 191

Вопрос 2.4.1. Внедрение современных систем управления – веление времени и глоболизации экономики 191

Вопрос 2.4.2. Основные принципы, элементы, понятия и термины современных систем управления 196

Вопрос 2.4.3. Основные документы по системам управления охраной труда 199

Вопрос 2.4.4. Требования к системе управления охраной труда 202

2.4.4.1 Общие требования 202

2.4.4.2. Политика учреждения в области охраны труда 203

2.4.4.3. Идентификация опасностей, оценка риска и управление им 203

2.4.4.4. Планирование мероприятий и функционирования системы управления охраной труда 205

Вопрос 2.4.5. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда 206

2.4.5.1. Структура работ и распределение ответственности 206

2.4.5.2. Распределение обязанностей по охране труда 207

2.4.5.3. Обучение, квалификация и компетентность персонала 207

2.4.5.4. Информирование и инструктирование персонала 208

2.4.5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям 208

2.4.5.6. Передача и обмен информацией 209

2.4.5.7. Документация системы управления охраной труда 209

2.4.5.8. Управление производственно-технологическими операциями 211

Вопрос 2.4.6. Контроль результативности охраны труда 212

2.4.6.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда 212

2.4.6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия 213

2.4.6.3. Аварии, несчастные случаи и происшествия 213

2.4.6.4. Записи и управление записями 214




Похожие документы:

  1. Национальная ассоциация центров охраны труда серия категорий застрахованных работников (1)

    Курс лекций
    ... НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОХРАНЫ ТРУДА Серия: Обучение требованиям охраны труда отдельных категорий застрахованных работников ОХРАНА ТРУДА ... саморегулируемую некоммерческую организацию «Национальная ассоциация центров охраны труда». Вопрос 1.6.4. ...
  2. Национальная ассоциация центров охраны труда серия категорий застрахованных работников

    Документ
    ... НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОХРАНЫ ТРУДА Серия: Обучение требованиям охраны труда отдельных категорий застрахованных работников ОХРАНА ТРУДА ... Администрация Кемеровской области) Национальная ассоциация центров охраны труда Москва, 105043,4-я ...
  3. Национальная ассоциация центров охраны труда

    Документ
    НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОХРАНЫ ТРУДА Серия: Обучение требованиям охраны труда отдельных категорий застрахованных работников ОХРАНА ТРУДА ... -методическим объединением и Советом Национальной Ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ) для обучения ...
  4. Чувашской республики гу «республиканский центр охраны труда»

    Документ
    ... национальными ведомствами и службами, работодателями и работниками ... категорий застрахованных. Число обученных по охране труда в учебных центрах ... серии ... Ассоциации выступили ООО «Сириус-спецодежда», ООО «Текстиль», ГУ «Республиканский центр охраны труда» ...
  5. Серия «про мышленная безопасность» основана в 2012 году безопасность труда

    Монография
    ... труда» на русском языке осуществлял Всероссийский центр охраны труда ... труда отдельных категорий работников ... серии «Промышленная безопасность», доктор технических наук, профессор кафедры охраны труда, промышленной и гражданской безопасности Национального ...

Другие похожие документы..