Главная > Урок


Замечания

Вариант

С. С. Перли, Б. С. Перли. Петр Великий и его блистательное детище — Санкт-Петербург на уроках математики. Нетрадиционный задачник по математике для 6-го класса

@ГЛАВА =От авторов

С. С. Перли, Б. С. Перли. Волшебное детище великого Петра — блистательный Санкт-Петербург на уроках математики. Нетрадиционный задачник по математике для 6-го класса

@ГЛАВА =От авторов

Книгой открывается цикл «Русская история на уроках математики», подготовленный издательством «Альфарет».

издаваемый

Идея его создания, сбор и систематизация материалов, а также текст всех задач цикла принадлежат Стелле Семеновне Перли. Болезнь на десятилетия ограничила ее подвижность, но любовь к педагогике и желание «учить детей интересно» позволили ей выполнить этот огромный труд.

@ПОДПИСЬ = Автор — Борис Семенович Перли

Идея создания цикла, сбор и систематизация материалов, а также текст всех задач цикла принадлежат Стелле Семеновне Перли. Болезнь на десятилетия ограничила ее подвижность, но любовь к педагогике и желание «учить детей интересно» позволили ей выполнить этот огромный труд.

@ПОДПИСЬ = Автор — Борис Семенович Перли

Санкт-Петербург — один из красивейших городов мира, был возведен по Указу Петра Великого.

Чтобы создать такой город, одной лишь воли даже великого императора было недостаточно. Россия должна была обладать квалифицированными строителями, достаточным количеством строительных материалов и соответствующей техникой. А защищать новый город должна была сильная армия и могучий флот, чтобы оборонять его на берегах Невы от нападений с моря, на котором тогда властвовали шведы.

Постройка города стала возможной только благодаря реформам, проведенным в России Петром I.

@РАЗДЕЛ = РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

@РАЗДЕЛ1 = Математическая тема:
Решение задач на все действия с десятичными дробями

@ИЛЛ. = 1. Монета с Петром I

@ЭПИГРАФ = Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

@ПОДПИСЬ = А. С. Пушкин

К концу XVII века Россия в экономическом развитии значительно отставала от ведущих стран Запада. Немецкий ученый Г. В. Лейбниц, разрабатывая в 1670 году план создания Европейского союза, призванного обеспечить мир, перечислил, какие земли могут стать колониями крупнейших стран Европы. Россию он видел колонией Швеции. Состояние России «поставило еще в допетровском поколении перед сколько-нибудь прогрессивно и самостоятельно мыслившими людьми грозный вопрос о возможности дальнейшего сохранения государственной безопасности и даже о национальном самосохранении в широком смысле этого слова, если остаться при рутинном быте, политическом и общественном, при рутинной, непримиримо консервативной идеологии, при отказе от сколько-нибудь активной внешней политики»,— считал российский историк академик Е. В. Тарле.

Россия нуждалась в немедленных радикальных преобразованиях.

Они были осуществлены Петром I за годы его правления (1689—1725).

Нельзя сказать, что до него не проводили реформы на Руси, но новое внедрялось медленно. Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию Петр I, двигаясь с привычной российской неспешностью, как написал, например, русский историк XVIII века М. М. Щербатов в своем сочинении «О повреждении нравов в России», потребовалось бы 200 лет.

При этом Петру I пришлось делать все одновременно — вести войну и реорганизовывать армию, создавать флот и заботиться о производстве оружия для новых воинских формирований.

Для быстрейшего решения всех стоявших перед страной задач Петр I мог бы пригласить в Россию зарубежных специалистов и с их помощью провести задуманные преобразования. Царь выбрал путь более длинный и трудный, но предпочтительный для дальнейшего развития страны: начал создавать кадры отечественных профессионалов, чтобы они, объединив западноевропейский опыт с российской практикой, сумели найти наилучшие способы осуществления реформ для вывода России на достойное место среди развитых стран мира.

Вариант

В решении задач, стоящих (вставших) перед Россией, Петр I отводил иностранцам вспомогательную роль. На руководящие посты он, как правило, назначал россиян, а иноземцев — их подчиненными.

В решении задач, представших перед Россией, Петр I отводил иностранцам вспомогательную роль. На руководящие посты он, как правило, назначал россиян, а иноземцев — их подчиненными

Так, флотом командовал адмирал Ф. М. Апраксин, а отличный специалист К. И. Крюйс был у него вице-адмиралом. Во главе армии были поставлены фельдмаршал Б. П. Шереметев и генерал-фельдмаршал А. Д. Меншиков. Умелые и честные иноземцы служили России долгие годы, нерадивые же, как, например, фельдмаршал Гольц или генерал-квартирмейстер фон Шиц, отстранялись от службы.

По мере подготовки собственных российских специалистов иностранцев приглашали на службу все реже. Так, в 1698 году их приехало в Россию 1000 человек, а в 1717 году — всего 50, в основном архитекторы, художники, скульпторы.

Благодаря реформам Петра за время его правления страна неузнаваемо изменилась. Из замкнутого, изолированного от всего мира царства, где даже иноземные негоцианты по указу царя Алексея Михайловича не имели права свободной торговли и вынуждены были свои товары оптом продавать российским купцам, Россия стала более открытым государством.

Превратилась в заметную силу и начала влиять на международные отношения российская дипломатия, все энергичнее защищая национальные интересы родины.

Через порты Балтики Россия стала торговать со странами Европы. Даже в далекий Китай с 1689 по 1730 годы было отправлено 50 российских торговых караванов. Торговый оборот страны, составлявший в 1702 году всего лишь 1,1 млн. рублей, вырос к 1726 году до 5,8 млн.

Изменился и внутренний уклад жизни. В семьях, ранее живших по правилам Домостроя (свод жизненных правил и наставлений, разработанный в XVI веке), патриархальные нравы уступили место европейским. Женщины больше не жили в таком, как раньше, затворничестве, повзрослевшие дети обрели некоторую свободу. Допускалась, например, женитьба по любви, а не только по воле отца.

Появились светские книги, общедоступная газета, на Красной площади в Москве — театр. Открылись школы, аптеки, больницы. Кроме новой столицы — Санкт-Петербурга, возведенного иноземными и русскими архитекторами как европейский город, много строили и в Москве, во многих других городах, где поднимались фабрики, верфи, вступали в строй рудники и шахты.

Сподвижник царя вице-канцлер П. П. Шафиров писал: «Истину реку, что не обрящется не токмо [не только] в нынешнех нашей памяти веках, но ниже в гисториях прежних веков его величеству равного.. который бы во многие лета в своем государстве толь многие славные дела не токмо начал, но от большей части в действо произвел».

В справедливости этих слов нас убеждает не только бесконечный список деяний и подвигов Петра I, но и оценка другим гением земли русской А. С. Пушкиным деятельности царя, который

@СТИХИ =

...над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.

@ГЛАВА =

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ РОССИИ — НАЧАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

@ЭПИГРАФ =

Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

@ПОДПИСЬ = М. В. Ломоносов

@ГЛАВА1 =

Математические и Навигацкие школы в сухаревой башне

В XV—XVII веках в Московском государстве богатые родители учили детей дома, а те, кто не мог нанять учителя, отправляли ребят в школы при церквях, в которых дьяк года за три обучал их Закону Божьему, чтению и письму. Этих знаний было совершенно недостаточно для службы в армии и флоте, создаваемых Петром I. Поэтому царь стал открывать учебные заведения, в которых должны были обучаться будущие инженеры, артиллеристы, морские офицеры и другие специалисты. Так Петр хотел открыть «Математические и Навигацкие» учебные заведения, то есть мореходно-хитростных наук школы (Так тогда они назывались); в 1701 году их разместили в Сухаревой башне в Москве.

@ГЛАВА1 =

Сухарева башня

@ЭПИГРАФ =

«Сухарева башня — невеста Ивана Великого, а Меншикова — его сестра».

@ПОДПИСЬ = Московская присказка

@ЭПИГРАФ =

«…перед вами… возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громадина — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе».

@ПОДПИСЬ = М. Ю. Лермонтов

В конце XVII века в Москве расширяется строительство монументальных каменных общественных зданий, самым крупным из которых была Сухарева башня. Ее возвел в 1692—1695 гг. архитектор М. И. Чоглоков вместо деревянной башни Сретенских ворот Земляного города, через которые в столицу въезжали по Ярославской дороге.

Башню назвали Сухаревой по имени полковника Лаврентия Панкратовича Сухарева, командира расквартированного в той местности стрелецкого полка, выступившего на стороне царя Петра в августе 1689 года во время стрелецкого бунта, который спровоцировала жаждавшая захватить трон царевна Софья.

Сухарева башня — первая гражданская постройка, сооруженная в память об историческом событии. До нее с этой целью возводили лишь культовые сооружения: часовни, храмы, монастыри.

Сначала здание имело два этажа: нижний — с запирающимися на ночь воротами, и верхний — со служебными палатами. На второй этаж Сухаревой башни поднимались по широкой наружной лестнице. Такие лестницы имели многие древнерусские постройки, деревянные и каменные, но у каждой из них был индивидуальный, только данному сооружению присущий облик. Длина крыльца обычно составляла половину длины здания. Верхняя его площадка – парадный вход в здание.

Когда было решено перевести в Сухареву башню Математическую и Навигацкую школы, «т. е. мореходных хитростью искусств учеников», М. И. Чоглоков достроил для их размещения третий этаж, а для обсерватории — четырехэтажную башенку (см. рис).

В здании разместились классы Навигационной школы — математический, картографический, геодезический, кораблестроительный.

Выпускники школы в Сухаревой башне сыграли важную роль в укреплении военной и экономической мощи России. Первых 517 человек, по окончании школы, Петр направил на Неву, и на Балтийское море, где они строили суда и отражали нападения шведского флота.

Сухарева башня — здание, в котором 4 установленных друг на друга объема образовывали 3 уступа (Да ну посмотрите же на рис!). Крыши нижних этажей были для обитателей верхних свободными пространствами — гульбищами (1).

При Петре I в восьмигранной надстройке размещалась астрономическая обсерватория, руководил которой сподвижник царя генерал-фельдмаршал Яков Вилимович Брюс{*}

@СНОСКА = {*} Я. В. Брюс с 16 лет был солдатом петровского «потешного полка», и с этого возраста участвовал во всех войнах, которые вел Петр. Я. В. Брюс был одним из создателей русской артиллерии и долгие годы командовал ею. Участвовал в разработке воинских уставов. Будучи искусным дипломатом, возглавлял делегацию России на переговорах со Швецией при подписании Ништадского мира. Переводил на русский язык труды зарубежных ученых. Написал несколько работ по математике и астрономии. Собранная им библиотека в 1,5 тыс. томов на 7 европейских языках, в основном, посвящена математике, астрономии, военному делу. Завещана и ныне находится в Библиотеке Российской академии наук.

Так как для большинства москвичей занятия Брюса были непонятными, загадочными, он стал героем множества сказок и легенд. В одной из них рассказывалось, что колдуну Брюсу подвластны гроза и снег, которые он может вызвать даже в ясный летний день. В другой - что он изобрел «вечный» календарь, да и часы на башне «вечные». В то время в Москве производились попытки бальзамирования трупов, и слухи об этом, вместе со сказкой о живой и мертвой воде, породили легенду о наказе Брюса жене разрубить его, живого, на куски, а через 9 месяцев побрызгать их сначала мертвой водой (чтобы тело срослось), а затем живой, чтобы воспрять к жизни помолодевшим и похорошевшим. В том, что замысел чернокнижника не удался, легенда обвиняла неверную жену: та, мол, специально разлила живую воду.

@ИЛЛ. = 2. Сухарева башня в Москве (1692—1695; арх. М. И. Чоглоков). Фото 1920 года.

В Сухаревой башне молодой мастер Андрей Нартов создавал удивительные станки и собирал библиотеку по кораблестроению, военно-инженерному строительству, артиллерийскому делу, архитектуре. У него часто бывал царь Петр — учился работать на Нартовских станках. (И сегодня в Эрмитаже можно полюбоваться этими станками XVIII века. Они по-прежнему в рабочем состоянии. (А как сказать по-другому? Я попытался в Эрмитаже протянуть руку над ограждающей веревочкой – понять: какк же устроены суппорта станка, который делает не только круглую, но еще и фигурно взрезанную деталь. Сирена завыла, тетя прибежала… А среди экскурсоводов ни один на такие вопросы не отвечает…)

В начале XIX века Сухаревская башня использовалась под склады.

В 1829 году на ее втором этаже в восточных залах из чугунных плит собрали резервуар для Мытищинской воды. Ее качали сюда паровыми насосами из Алексеевской водокачки. В 1854 году в западных залах тоже соорудили резервуар. Из обеих емкостей вода самотеком поступала в уличные фонтаны и бассейны, откуда ее черпали горожане. Когда в 1892—1892 гг.(?) вступили в строй Крестовские водонапорные башни, Сухареву башню перестали использовать как водосборник, и резервуары были разобраны. Освободившиеся помещения отдали под склады.

У въездных ворот в Москву с незапамятных времен появились рынки. У ворот Белого города торговали съестным, у ворот Земляного можно было купить дрова, сено, солому. Крестьянам было выгодно продать товар, не въезжая в город, так как в воротах стражники (воротники) взимали «мыто» — сбор.

На Сретенке в торговые дни (воскресенье, среду и пятницу) сельские жители торговали с возов, которые перегораживали улицы. То же происходило и в остальных местах торговли. Поэтому с 1789 года было велено торговать только у Сухаревой башни. Там появился Сухарев рынок.

После пожара 1812 года сгоревшие дома у ворот разобрали, пруды засыпали, площадь у ворот перепланировали, за счет чего увеличились размеры территории, на которой шла бойкая торговля — к этому времени рынок у Сухаревой башни стал одним из крупнейших в Москве. Там, кроме дешевых подержанных вещей, можно было найти на развалах у букинистов удивительные книги. Такого богатства не было ни на одном рынке Москвы, да и во всей России.

В 1885 и 1907 годах за счет сноса палисадников у домов площадь опять расширили, и по обеим сторонам от башни образовали Большую и Малую Сухаревы площади, которые с 1937 по 1990 годы носили название Большой и Малой Колхозных площадей. В 1934 году при реконструкции города башню, как помеху движению транспорта, демонтировали. В ее защиту выступили М. Горький, архитекторы И. В. Жолтовский и А. В. Щуров и другие деятели культуры. Они обратились к И. В. Сталину с просьбой сохранить старинное сооружение, на что получили ответ: «Считаю решение правильным, ибо советские люди сумели создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня».

С 1976 г. обсуждается возможность восстановления Сухаревой башни, при этом прорабатываются разные варианты: то ли сделать это на старом фундаменте, сохранившемся под асфальтом, то ли на новом месте — напротив Странноприимного дома Шереметевых (Института скорой помощи им. Н. В. Склифасовского). В этом случае Сухарева башня, восстановленная церковь Троицы в Листах1 и Странноприимный дом, и Странноприимный дом, вместе с сохранившейся окрест старинной городской застройкой, составили бы прекрасный архитектурный ансамбль столицы…

В июне 1978 года Президиум Центрального Совета Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры принял решение о восстановлении Сухаревой башни. В 1986 году был объявлен конкурс на архитектурную планировку — реконструкцию Колхозной площади с восстановлением Сухаревой башни на прежнем месте, на ее фундаменте.

В 1996 г. принято решение о восстановлении Сухаревой башни по принятому 10 лет назад проекту. Сейчас проекты восстановления башни лежат в Музее русской архитектуры, там же стоят ее макеты. Они ждут своего часа…

В Математическую и Навигацкую школы принимали мальчиков и юношей от 12 до 20 лет всех сословий, кроме крепостных. Сначала всех зачисленных как «добровольно хотящих, иных же паче [лучше] и со принуждением» посылали в первый класс Русской школы. Окончивших ее переводили во второй класс — в Цифирную школу.

В обеих школах учили читать, писать и считать. После их окончания детей «разных чинов людей» (разночинцев) посылали служить в Адмиралтейство писарями, помощниками архитекторов, аптекарями. Дворянские же дети продолжали получать образование в Навигацкой школе, где преподавали геометрию, тригонометрию, астрономию, географию и другие науки. Выпускникам школы присваивали офицерское звание и отправляли во флот и армию. Если же кому-то из очень способных разночинцев удавалось закончить Навигацкую школу, то они затем служили на кораблях штурманами.

В 1715 году Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург, поближе к морю, и переименовали в Морскую академию, а Русская и Цифирная школы, оставшиеся в Сухаревой башне, стали подготовительными классами академии. Трудно приходилось ученикам этого первого в стране высшего технического учебного заведения. Жили они на казарменном положении в течение 9—10 и более лет и занимались по 8—9 часов в день. За промахи в учебе учащихся били, так как считалось, что «и жезл бо есть злобы искоренитель и насадитель добродетели». Для поддержания порядка во время занятий по уставу Морской академии предписывалось «для унятия крику и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат и быть им по человеку во всякой коморе во время учения и иметь хлыст в руках, буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить..». Деньги от казны на содержание учеников поступали нерегулярно, поэтому они нередко голодали.

Учиться было трудно еще и потому, что преподаватели не знали русского языка, а учебники, хотя и переведенные на русский язык, были написаны так сложно, что их невозможно было пересказать своими словами и приходилось учить наизусть. Но, несмотря на все это, число офицеров, окончивших школы, год от года росло, и уже к 20-м годам XVIII века Россия перестала приглашать иностранцев на службу во флоте. Для того, чтобы представить, как много юношей в сухопутной Москве изучали морское дело, решите следующую задачу (2).

Кроме Математической и Навигацкой школ Петр I учредил в Москве пушкарские школы, Инженерную, Госпитальную и школу Глюка.

Пушкарские школы, как и навигацкие, состояли из Русской, Цифирной школ и специальной, где изучали тригонометрию, черчение, военные науки. Разночинцы, окончившие первые две школы, служили рядовыми в артиллерии; дворяне же после окончания специальной школы становились офицерами.

В Госпитальной школе обучали будущих лекарей и фельдшеров. Задачу школы пастора Глюка царь сформулировал так: «Для общей всенародной пользы учинить на Москве школу на дворе В. Ф. Нарышкина на Покровке, а в той школе бояр и окольничих и думных и ближних и всякого служилого и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить и в тое школу записываться станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и философской мудрости». Чтобы сравнить число учеников в этих школах, следует знать, сколько человек в них училось в какой-нибудь один год (3).

Сохранившиеся сведения о пушкарских школах позволили составить и следующую задачу (4).

В Москве в 1712 году получило, по современной терминологии, высшее и среднее специальное образование около 900 человек. Значение этого факта огромно, так как до Петра I во всей стране не было ни одного светского учебного заведения и ни одного студента, кроме учащихся Славяно-греко-латинской академии. Заслуги Петра в создании учебных учреждений, дающих гражданам техническое образование, отметил в «Слове на похвалу.. памяти Петра Великого», произнесенном 29 июня 1725 года, писатель и государственный деятель Феофан Прокопович: «Что ни видим цветущее, а прежде сего нам и неведомое, не все ли то его заводы?.. Что же рещи о Арифметике, Геометрии и прочих математических искусствах, которым ныне дети России с охотою учатся, с радостью навыкают, и полученная показывают с похвалою: тая прежде были ли? Не ведаю, во всем государстве был ли хотя один цирклик [циркуль], а прочаго орудия и имен не слыхано: а есть ли бы где некое явилося арифметическое или геометрическое действие, то тогда волшебством нарицано».

@ЗАДАЧА = 1. Столп Ивана Великого был на 17 м выше Сухаревой башни. Вычислите высоту башни, если известно, что сумма высот зданий равнялась 115 м.

@ЗАДАЧА = 2. В школе в Сухаревой башне в 1705 году обучалось 0,6 от числа учащихcя в 1711 году. В 1712 году — на 238 больше, чем в 1705 году. Сколько учеников обучалось в этой школе в каждый указанный год, если известно, что в сумме в эти годы там обучалось 1338 человек?

@ЗАДАЧА = 3. В 1712 году в Инженерной школе училось в 2 раза больше человек, чем в Госпитальной, в школе Глюка — на 23 человека меньше, чем в Инженерной. Сколько учеников было в каждой из этих школ в 1712 году, если известно, что в Госпитальной и школе Глюка училось 127 ученика?

@ЗАДАЧА = 4. В пушкарских школах в 1704 году училось в 1,2 раза больше учеников, чем в 1701 году, в 1707 году — на 164 учеников меньше, чем в 1704 году. Сколько человек училось в этих школах в каждый указанный год, если известно, что в 1704 и 1707 годах вместе в них было учеников на 186 больше, чем в 1701 году?

@ГЛАВА =

НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — ЦИФИРНЫЕ, ГОРНЫЕ, ПЛОТНИЦКИЕ, ГАРНИЗОННЫЕ

Петр I стремился создать в стране начальные школы, в которых в основном учили бы цифири (арифметике) и геометрии, так как людей, имевших такие знания, не хватало. В 1714 года поступило распоряжение открыть в каждом губернском городе цифирную школу «для науки молодых робяток из всяких чинов людей». В них должны были учиться мальчики от 10 до 15 лет, и их собирали по всей губернии, не интересуясь, хотят они уезжать от родителей и учиться в школе, или нет. Чтобы принудить родителей посылать сыновей учиться, было велено без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

Обязательность обучения в цифирных школах встретила противодействие населения. В 1716 году дворянство, пообещав царю обучать сыновей дома, получило разрешение не посылать их в цифирные школы. Затем купечество било челом царю, чтобы освободить своих сыновей от обучения в школах, так как «детей надо к ремеслу приучать, за прилавком сидеть». Потом Синод счел, что дети духовенства должны обучаться не в цифирных школах, а в епархиальных, кстати, открытых тоже не без участия Петра. Когда из цифирных школ забрали сыновей перечисленных сословий, учеников в них стало значительно меньше. Те, кто остался, не всегда заканчивали курс обучения, убегали домой, не выдержав тяжелых условий жизни в школе. Последнее было отчаянным поступком, ведь беглецов ловили и, поймав, сажали в тюрьму, на цепи (5).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 100 великих нобелевских лауреатов

    Автореферат диссертации
    ... классах стало обыкновением, что он заменял заболевших учителей математики. Планк вспоминал уроки Германа ... года в Санкт-Петербурге, в семье врача. Во время гражданской войны его семья бежала на год ...
  2. 100 великих нобелевских лауреатов

    Автореферат диссертации
    ... классах стало обыкновением, что он заменял заболевших учителей математики. Планк вспоминал уроки Германа ... года в Санкт-Петербурге, в семье врача. Во время гражданской войны его семья бежала на год ...
  3. Сергей анатольевич мусский 100 великих нобелевских лауреатов 100 великих – аннотация

    Документ
    ... классах стало обыкновением, что он заменял заболевших учителей математики. Планк вспоминал уроки Германа ... года в СанктПетербурге, в семье врача. Во время гражданской войны его семья бежала на год ...
  4. Сергей анатольевич мусский 100 великих нобелевских лауреатов 100 великих – аннотация

    Документ
    ... классах стало обыкновением, что он заменял заболевших учителей математики. Планк вспоминал уроки Германа ... года в СанктПетербурге, в семье врача. Во время гражданской войны его семья бежала на год ...
  5. Михаил горбаневский

    Книга
    ... блистательно ... «уроков ... его своим именем». Обратите внимание: «для забавы», пишет историк, поскольку на ... Детищемего ... ПетраВеликого чисто немецкая форма Санкт-Петербург, наряду с сокращенной формой Петербург ... Нетрадиционныйзадачникпоматематике. V—VI класс ...

Другие похожие документы..