Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

Ткалич Светлана Константиновна

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ТВОРЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

Специальность 13.00.02 - Теория и методика

обучения и воспитания (изобразительное искусство)

Специальность 13.00.08 – теория, методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Москва 2012

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»

Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор

Сокольникова Наталья Михайловна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ветрова Ирэна Борисовна

доктор педагогических наук, профессор

Гладилина Ирина Петровна

доктор педагогических наук, профессор

Горбунова Галина Александрова

Ведущая организация: Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена

(г. Санкт-Петербург)

Защита состоится 25 апреля 2012 г. в 13-00 на заседании диссертационного Совета Д.13.00.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.

Автореферат разослан 25 марта 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н.Р. Геворгян

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность. Стратегическая инициатива «Новое образовательное измерение» обозначила перспективу развития высшей школы во имя будущих поколений, сознавая особый путь России как уникальной цивилизации, опираясь на её великое историческое и культурное наследие1. Фундаментальные исследования вузовской науки должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентного поиска, анализа, освоения и обновления информации. Стратегия модернизации социально-экономического пространства, вступление России в ВТО, организация ЕвразЭС ставят перед теоретической и прикладной наукой задачу активизации внутренних несырьевых ресурсов, определяющих особенность конкурентного преимущества интеллектуальных, проектно-конструктивных, художественно-творческих достижений, аккумулированных в регионах Российской Федерации.

Региональный аспект модернизации содержания образования открывает новую страницу в педагогической науке и практике, является одним из основополагающих в концепции развития многонациональной страны. Региональные университеты рассматриваются центрами научной, информационной, экспериментальной деятельности, ориентированной на модернизацию образовательного и культурного пространства; сохранение социокультурного генома в каждом регионе. Поиск новых форм диалога этничности, как специфической характеристики наследия многонациональной страны, и профессионального образования, являющегося инструментом социализации личности, является важной исследовательской задачей педагогической науки2.

Проведённый анализ позволил сделать вывод о слабо разработанном научном направлении, раскрывающем разнообразие художественно-образных графических достижений, являющихся особенностью развития культурных ландшафтов многонациональной России. Выявлена слабо отрефлектированная в методиках преподавания этнохудожественная идентификация изобразительного искусства, аккумулированного в территориальных массивах культурного наследия. Многие технико-изобразительные способы передачи информации, зафиксированные с помощью рисунков, фотографий в историко-культурных, этнографических исследованиях, служебных записках и описаниях (XVII-XX вв.) являются ценнейшим достоянием российской многонациональной культуры. Сегодня они не адаптированы к педагогической практике в области изобразительного искусства, не вошли в проектную культуру дизайн-образования. Вследствие однолинейного подхода к освоению этнохудожественного наследия уникальные достижения графической культуры не стали объектом внимания на занятиях по предметам «Изобразительное искусство», «Рисунок», «Композиция», «Основы проектной графики». У будущих педагогов по изобразительному искусству, дизайнеров, руководителей художественных студий, сценографов и театральных художников по костюму, постановщиков зрелищных представлений, художников-анимационного кино, дизайнеров книжной графики, фестивального плаката, консультантов по разработке внутренних туристических маршрутов в регионах отмечено поверхностное представление об эволюции изобразительного искусства, представленного разнообразием графических достижений в структуре этнохудожественного наследия России.

Анализ показал, что региональный вектор профессиональной подготовки студентов творческих специальностей в вузах культуры, современного искусства, дизайна формулируется в аморфной конфигурации, не обеспечен системным алгоритмом анализа и систематизации этнохудожественного разнообразия наследия, не конкретизированы методики подготовки педагогов и студентов творческих кафедр на фактологическом материале наследия. Не рассматриваются истоки изобразительного искусства, концентрирующие графические достижения коренных жителей российских территорий в дописьменный период. В квалификационных модулях профессиональной подготовки творческих кадров (бакалавров, магистров) не учитывается роль графической межпоколенной коммуникации, являющейся индикатором самосохранения этнических культур в регионах. Образовательный пробел отражается на однообразии сюжетных композиций, художественно-графических достоинствах эскизов, предназначенных для анимационного кино, сценографии театрального и эстрадного искусства, сценического костюма, проектирования средового пространства со стилевым единством.

Обобщение результатов проведённого комплексного анализа позволило сделать вывод, что спроектированная на государственном уровне стратегия информационно-технологического прорыва, в идеале предполагающая сбалансированность технологических и гуманитарных (художественных, эстетических, экологических, этических) знаний о внутренних нематериальных ресурсах регионов, сегодня не имеет полноценной стартовой платформы, так как не обеспечена достоверным информационно-образовательным ресурсом о разнообразии графического компонента в структуре этнохудожественного наследия.

Выявлена крупная научная проблема межотраслевой несогласованности между: государственной стратегией регионального вектора модернизации содержания образования; государственным заказом на подготовку компетентных кадров в области культуры и образования; регионально-ориентированным вектором вузовской науки; методиками квалификационной/профильной подготовки компетентных творческих кадров в вузах культуры, современного искусства, дизайна к профессиональной самореализации в регионах РФ. Механизмом разрешения проблемы на уровне регионального вектора педагогической науки и практики определена универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента с графической доминантой.

Универсальность модели обеспечивается способностью адаптации национально-культурного компонента к программам обучения студентов творческих специальностей в колледжах, вузах (бакалавр, магистр), на факультетах дополнительного образования, курсах повышения квалификации и переподготовки педагогов и специалистов творческих сфер деятельности. Понятие «этнохудожественное разнообразие наследия» включает в себя вариативность достижений локальных традиционных школ в виде технических приёмов декорирования предметов; графических символов современной культуры региона, олицетворяющих жизнеспособность традиции в художественном творчестве XXI века, развитии регионального дизайна. Национально-культурный компонент с графической доминантой определяет вектором модернизации профессиональной подготовки творческих кадров оптимальную систему методов анализа и систематизации графического наследия в российских регионах. Графическая константа (термин дисс.) аккумулирует все способы передачи сообщений/информации, графические достижения коренных жителей территории во временном пространстве первобытной, традиционной, современной культуры.

Проблема исследования представлена поиском оптимального взаимодействия между современными требованиями профессиональной подготовки творческих кадров и внедрением национально-культурного компонента с графической доминантой, воздействующего на модернизацию преподавания изобразительного искусства в вузах культуры, современного искусства, дизайна.

Целью исследования являются конструирование универсальной модели, обеспечивающей модернизацию профессиональной подготовки творческих кадров на основе концептуальной целостности содержания, организационных форм обучения и методов анализа и систематизации графической константы в структуре этнохудожественного наследия и проверка эффективности инновационной модели в опытно-экспериментальной работе.

Объектом исследования выдвигается профессиональная подготовка педагогических и творческих кадров, востребованных стратегией регионального вектора модернизации содержания профессиональной подготовки кадров.

Предметом исследования определена система оптимальных методов в структуре сконструированной универсальной модели, обеспечивающая достижение дефицитных знаний о графической константе и формирование квалификационной компетенции на основе навыка анализа и систематизации изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что универсальная модель с преобразующим национально-культурным компонентом является преобразующим психолого-воспитательным механизмом и обеспечит модернизацию профессиональной подготовки творческих кадров в вузах культуры, современного искусства, дизайна. Синергетическое воздействие на формирование нравственных, этических, социально-ценностных качеств выпускника творческой кафедры с помощью анализа и систематизации графической константы в структуре этнохудожественного наследия оптимально при условии: внедрения в учебный процесс оптимального комплекса методов анализа и систематизации графической константы в структуре этнохудожественного наследия; трансформации индивидуально-личностной мотивации студента к овладению оптимальным комплексом методов анализа и систематизации графического наследия в устойчивую профессиональную потребность в целенаправленном сохранении коммуникативного потенциала наследия в виде элементов знаковой символики и техник изображения на этапах проектной, композиционной, живописно-графической деятельности. Предполагается, что в педагогической практике формирование компетентных специалистов, востребованных в регионах России, может быть реализовано при условии:

  • включения национально-культурного компонента с графической доминантой в учебный процесс;

  • разработки дидактического модуля учебно-исследовательской деятельности студентов (бакалавров, магистров);

  • разработки практических заданий синхронно с методами анализа и систематизации артефактов этнохудожественного наследия;

  • учёта жанровой профильной подготовки студентов творческих кафедр и многообразия интерпретаций графической константы в творческих проектах.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:

  1. провести комплексный анализ, позволяющий выявить и обосновать факторы, определяющие: особенности российской школы профессиональной подготовки творческих кадров на современном этапе развития многонациональной России; подходы к реализации регионального вектора модернизации содержания образования, заявленного на уровне государственной стратегии;

  2. выделить графическую константу в структуре этнохудожественного разнообразия наследия; обосновать ролевую функцию графической константы, воссоздающей межпоколенную преемственность в процессе освоения дефицитных знаний о коммуникативном и технико-изобразительном потенциале графической культуры коренных жителей российских территорий;

  3. конкретизировать особенность взаимодействия и взаимозависимости четырёх составляющих педагогического процесса, совокупно обеспечивающих динамику развития регионального вектора вузовской науки;

  4. разработать теоретико-методологические основы универсальной модели и оптимальный комплекс методов анализа и систематизации изобразительного искусства, аккумулированного в массивах наследия многонациональной России;

  5. разработать этапы опытно-экспериментальной работы для подтверждения универсальности и результативности методики освоения национально-культурного компонента с графической доминантой, учитывая жанровое разнообразие профильной подготовки;

  6. подготовить рекомендации по модернизации профессиональной подготовки студентов вузов культуры, современного искусства, дизайна на основе национально-культурного компонента с графической доминантой, учитывая образовательную, художественно-творческую, проектную секторальность индустрий региональной инфраструктуры и жанровость профильной подготовки творческих кадров.

Теоретические и методологические основы исследования. Межотраслевая проблема исследования, выявляющая роль национально-культурного компонента в профессиональной подготовке творческих кадров, поиск результативного решения комплекса поставленных задач обусловили обращение к научным трудам отечественных философов: И.А.Бердяева, М.М.Бахтина; А.Ф.Лосева о категории эстетики, трактующейся как символическое, как носитель формообразующего смысла (значения, ценности); Вл.С.Соловьева о ценностно-иерархической шкале трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовной, интеллектуальной и социальной, известной в науке как «философия всеединства»; Д.С.Лихачева о роли наследия в развитии культурно-цивилизационной модели общества.

Теоретические подходы к обоснованию модернизации профессиональной подготовки педагогических и творческих кадров опирались на работы ведущих российских учёных: С.П.Ломова о системной подготовке учителей декоративно-прикладного творчества и народных промыслов; Л.Г.Савенковой о роли полихудожественного образования в развитии детей и юношества; Н.М.Сокольниковой о полимотивированности в деятельности обучающихся, о роли художественного образования для всех уровней образовательной и профессиональной подготовки. Важным ориентиром в области целостного представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры, эколого-педагогического, эстетического воспитания явились работы А.В.Антоновой, Т.И.Баклановой, В.Н.Банникова, Л.В.Ершовой, Т.С.Комаровой, Л.А.Рапацкой, Т.Я.Шпикаловой.

Систематизированы концепции докторских исследований последних лет, направленные на повышение качества подготовки по изобразительному искусству: Л.Л.Алексеевой (художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития, 2009); В.Н.Банникова (профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства, 2009); Г.А.Горбуновой (инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников, 2010); Е.Н.Губановой (национально-региональный компонент декоративно-прикладного искусства в образовательном пространстве начальной школы, 2010); М.А.Денисовой (формирование этнокультурной компетенции молодёжи в учреждениях дополнительного образования в процессе основ декоративно-прикладного искусства, 2004); Л.В.Кучеровой (профессиональное становление студентов педагогического колледжа в системе дополнительной подготовки в области дизайна, 2011); Л.Н.Мун (синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования, 2009); С.П.Рощина (формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога, 2010).

Методический интерес вызвали работы, посвященные конструированию учебного процесса с использованием образовательных технологий: М.В.Кадыровой (использование национально-художественных традиций на уроках по изобразительному искусству, 2004); Т.С.Комаровой (методика обучения изобразительной деятельности и конструированию); Е.Ф.Кузнецова (формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на материале обучения студентов на художественно-графическом факультете, 2008); И.Н.Полынской (преподавание изобразительного искусства в школе с учётом национально-регионального компонента; 2010); Г.А.Поровской (методика преподавания изобразительного искусства в школе и вузе; 2009). В процессе работы со студентами-дизайнерами методическим ориентиром использованы искусствоведческие работы авторов: К.А.Кондратьевой, Ю.В.Назарова, И.Н.Савельевой, уточняющих ценность этнокультурного наследия для развития регионального вектора дизайн-образования в многонациональной России. На этапе эксперимента проведена адаптация способов метафорической образности дизайна согласно рекомендациям доктора искусствоведения Е.В.Жердева. Обращение к работам ученых в области педагогической науки обусловлено соотношением авторской инновации с существующей базой научных подходов, раскрывающих роль:

  • системного подхода как направленной методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостной системы (П.К.Анохин, А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, А.И.Пискунов, В.Н.Садовский, Ю.П.Сокольников, Э.Г.Юдин);

  • личностно-деятельностного подхода к организации учебного процесса (Л.П.Буева, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, А.А.Вербицкий, К.К.Платонов, СЛ.Рубинштейн);

  • структуры и содержания образования (В.С.Леднев, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, А.И.Пискунов, М.Н.Скаткин);

  • целостности содержания образования и педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.С.Леднев, М.И.Махмутов, А.И.Пискунов, Н.А.Половникова);

  • дидактической составляющей учебного процесса, представленной в работах авторов: Ю.П.Азарова, А.Г.Асмолова, Б.С.Гершунского, Т.А.Ильиной, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, В.М.Монахова, Н.Д.Никандрова, П.И.Пидкасистого, М.М.Поташника, Н.С.Розова, Л.Ф.Спирина, А.И.Суббето, В.Д.Шадрикова, И.С.Якиманской;

  • психологической основы образовательного процесса в системе профессионального образования, рассмотренной в работах: К.А.Абульхановой-Славской, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.П.Давыдова, Л.В.Занкова, И.А.Зимней, Н.В.Кузьминой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, Р.С.Немова, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной, А.И.Щербакова, Д.Б.Эльконина, В.А.Якунина;

  • Ю.П.Сокольникова о воспитании социально-активной личности с позиций системного подхода.

Методологическим ориентиром в процессе разработки универсальной модели послужили работы: В.П. Беспалько о роли системообразующего элемента в педагогической системе; Н.А. Давыдова о дидактическом проектировании этапов образовательного процесса в профессиональном образовании (ВУ); А.Г. Казаковой о блочно-модульном структурировании познавательного материала (МГУКИ).

Степень научной разработанности проблемы исследования. Начало третьего тысячелетия отмечено двумя исследованиями в педагогической науке и практике, конкретизирующими области декоративно-прикладного искусства и проектной культуры дизайна. Систему оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов рассмотрел в докторской диссертации С.П.Ломов (доктор педагогических наук, 2000). Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности рассмотрел Ю.В.Назаров (доктор искусствоведения, 2003). Практически указан навигационный маршрут исследовательской деятельности для педагогов-экспериментаторов и студентов творческих кафедр в пространстве пересечения художественного творчества, проектной культуры, образования, науки.

В отечественном образовании пост-перестроечного периода большое внимание уделено созданию обновлённого информационного образовательного и гуманитарного сервиса, разработке учебных комплексов в виде программ, рабочих тетрадей, рабочих программ, конспектов уроков, методических пособий по изобразительному искусству для учащихся общеобразовательной школы (Е.А.Алексеенко, В.Н.Банников, Л.В.Ершова, О.М.Гусева, И.В.Золотарь, С.Е.Игнатьев, Н.В.Кармазина, Н.Р.Макарова, Н.Р.Паламар, Т.Я.Шпикалова, А.Н.Щиров). Разработаны учебники для творческих вузов, для студентов художественно-графических факультетов, включающие историю стилей в искусстве, народную художественную культуру, живопись; книги для семейного чтения (Т.И.Бакланова, В.Н.Крейн, С.П.Ломов, Н.М.Сокольникова, А.П.Яшухин). Этнохудожественное образование рассматривается в системе ключевых компетенций российского профессионального образования. Достижением отечественной педагогической науки является система этнохудожественного образования «школа-колледж-вуз», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.И.Баклановой (МГГУ им. М.А.Шолохова). Необходимость организации учебно-воспитательного процесса с опорой на этнопедагогические традиции отмечают в исследованиях Л.А.Алыневская, Г.Ж.Асылханова, А.А.Белоус, Л.Д.Вавилова, С.С.Горбенко, Н.А.Горяева, Ж.Д.Доржиева, О.Н.Прокопец, Э.Г.Скворцов, З.Н.Тюменцева.

Региональный аспект проблемы модернизации образования рассмотрен с позиции административно-управленческого подхода в докторских исследованиях авторов: Г.И. Алексеевой, Д.М.Городенко, Н.Г.Марковой, З.Г.Найденовой, П.А.Степановой, А.Р.Шайдуллиной, Л.А.Энеевой, Т.А. Ярковой. Ценность культурного наследия народов многонациональной России подчёркивают в исследованиях, посвящённых изготовлению костюма, авторы: Е.А.Аброзе, Л.Н. Абутилипова, Т.Ю.Адукова, М.И.Алибекова, Т.П.Алексеева, А.А.Богордаева, Е.М.Ефимова, А.И.Затулий, И.Н.Савельева. Отмечена активизация внимания ряда учёных к роли этнокультурного наследия в развитии графического дизайна в контексте знаково-семиотической кодификации (Э.М.Глинтерник, Н.С.Герасимов, Е.В.Сокольникова, И.Н.Стор).

Наследие народов северных территорий РФ рассматривается с позиции воспитательного фактора воздействия на формирование личности. Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России проанализировала А.Н.Фролова (2004)3. Декоративно-прикладное искусство народов Севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтнической среде изучила Л.Л.Бокотей (2010)4. В этой связи добавим, что наше исследование является продолжением кандидатской диссертации, сконцентрировавшей результаты исследования, проведённого на Крайнем Северо-Востоке России5.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений (135)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  2. Публичный отчет кабардино-балкарской республики за 2010-2011 учебный год

    Публичный отчет
    Город Прохладный, второй по величине город КБР республиканского подчинения, расположен в северо-восточной равнинной части республики. По экономическим показателям город находится на втором месте в республике после столицы - г.

Другие похожие документы..