Главная > Документ


Скулкин Михаил Романович

Родился 9 октября 1927 г. в Каслях Челябинской об­ласти в семье рабочего. В 1946 г. окончил Каслинскую среднюю школу, а в 1950 г. - Свердловский юридический институт. В 1950-1951 гг. работал следователем прокурату­ры в Челябинске.

В 1951 г. переехал в Свердловск и начал работать в Уральском лесотехническом институте в должности асси­стента кафедры политической экономии. В 1961-1963 гг. М.Р. Скулкин обучался в очной аспирантуре кафедры по­литической экономии Уральского государственного универ­ситета им. A.M. Горького и досрочно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Вернулся в Уральский лесотехнический институт на долж­ность доцента кафедры политической экономии и исполнял обязанности заведующего этой кафедрой до 1967 г.

В феврале 1967 г. директивными органами М.Р- Скулкин был направлен на работу заведующим ка­федрой политической экономии Свердловского филиала Московского института народного хозяйства им. Г.В. Пле­ханова. После образования Свердловского института народ­ного хозяйства он избирается деканом планово-экономи­ческого факультета и работает в этой должности три года. Будучи первым деканом планово-экономического факульте­та, М.Р. Скулкин внес значительный вклад в его становле­ние, разработку учебных программ по новым специально­стям, организацию учебного процесса.

В 1971-1972 гг. он находился на должности старшего научного сотрудника СИНХа, подготовил докторскую дис­сертацию, а в 1977 г. был утвержден в ученой степени док­тора экономических наук и ему было присвоено звание профессора по кафедре политической экономии.

С 1974 по 1986 г. М.Р. Скулкин работал проректо­ром по учебной работе и временно исполнял обязанности ректора Свердловского института народного хозяйства. Бу­дучи проректором по учебной работе, он создал научно-методический совет, учебно-воспитательную комиссию, ко­торые осуществляли координацию всей учебной, учебно-методической и воспитательной работы в вузе. Играл руко­водящую роль в организации учебно-методических конфе­ренций, рекомендации которых внесли весомый вклад в по­вышение качества учебного процесса.

С 1986 г. по настоящее время М.Р. Скулкин работа­ет профессором кафедры экономической теории, является ведущим научным работником, выполняет на высоком уров­не все виды учебной, учебно-методической и научной рабо­ты. Им подготовлено 5 кандидатов экономических наук, опубликовано более 77 научных работ, в том числе 7 мо­нографий, 5 учебных и учебно-методических пособий.

В течение последних 20 лет профессор М.Р. Скулкин успешно работает над концепцией теоретической экономики, которая была рассмотрена в отделении Российской Акаде-

мии наук в 1997 г. и получила положительную оценку. Концепция теоретической экономики нашла определенное освещение в центральной и местной печати.

Концепция теоретической экономики включает в себя три основные части: экономическую индустриологию, трансформационную полиэкономию и маркетологию.

В 1999 г. профессор М.Р. Скулкин опубликовал по первой части теоретической экономики монографию «Эко­номическая индустриология», на этой основе разработал программу и новый учебный курс с одноименным названи­ем, который он читает студентам экономического факульте­та специальности «Экономическая теория» уже пятый учеб­ный год.

В настоящее время профессор М.Р. Скулкин завер­шил работу над монографией, посвященной «Трансформа­ционной полиэкономии», которая будет опубликована в 2001 г. издательством УрГЭУ. На этой основе подготовле­на и утверждена программа нового учебного курса «Транс­формационная полиэкономия». В настоящее время профес­сор М.Р. Скулкин работает над монографией по курсу «Маркетология».

В 1998 и в 2000 гг. профессор М.Р. Скулкин высту­пал на 3-м, 5-м и 6-м российских экономических форумах в Екатеринбурге с предложениями по дальнейшему разви­тию экономики РФ.

Профессор М.Р. Скулкин награжден несколькими правительственными наградами, а в 1998 г. приказом Ми­нистра общего и профессионального образования Россий­ской Федерации ему присвоено звание «Почетный работ­ник высшего профессионального образования России».

На протяжении свыше сорока лет его сопровождала по жизни замечательная женщина, жена, мать их сына Игоря - Римма Яковлевна Бахтилина. Сын - Игорь Ми­хайлович Скулкин - является кандидатом биологических на­ук, доцентом Уральского государственного педагогического университета.

Большую роль в формировании и росте научной ква­лификации, становлении М.Р. Скулкина как ученого сыгра­ли академики Российской академии наук: Д.С. Львов -академик-секретарь отделения экономики РАН, А.И. Ан-чишкин и А.И. Абалкин - директор Института экономики РАН, а также профессора В.М. Готлобер, А.П. Кудря-шов, Н.Г. Веселов, работавшие в УрГЭУ.

Тертышный Анатолий Тихонович

Родился 26 января 1939 г. в Серове Свердловской области в семье рабочего Серовского металлургического за­вода. Отец - Тихон Евдокимович родом из крестьян-середняков. Мать - Анастасия Алексеевна, домохозяйка.

В 1957 г. Анатолий Тихонович окончил среднюю школу и год работал киномехаником передвижки, демонст­рируя кинофильмы для сельских жителей. В 1958 г. был призван в ряды Советской Армии. Окончил Стерлитамак-скую школу младших военных специалистов и два года служил главным авиационным механиком по приборам в Группе Советских войск в Германии.

В 1961 г. А.Т. Тертышный поступил на исторический факультет Уральского государственного университета им. A.M. Горького. Сразу же был назначен командиром сель-хозотряда по уборке картофеля и овощей, направленного в

Красноуфимский район. За ударный труд отряд и его ко­мандир получили грамоты комитета ВЛКСМ УрГУ и Красноуфимского горкома комсомола. С третьего курса Анатолий Тихонович в силу материальных затруднений се­мьи перевелся на заочное отделение и работал преподавате­лем истории в вечерней школе.

В 1965 г. А.Т. Тертышный досрочно закончил уни­верситет и в том же году был принят на должность асси­стента кафедры общественных наук Свердловского филиа­ла Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Летом 1966 г. и 1967 г. в качестве кура­тора студенческого строительного отряда он находился в Гурьевской области Казахстана (строили колхозные кошары для овец), а в следующем году строили совхозные телятни­ки в Ирбитском районе Свердловской области. За доблест­ный труд строительный отряд и его куратор были награж­дены грамотами ЦК ВЛКСМ Казахстана и Ирбитского райкома ВЛКСМ и премиями.

В 1967 г. А.Т. Тертышный был направлен в аспи­рантуру исторического факультета УрГУ, которую закончил досрочно в 1970 г. с защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. После окон­чания аспирантуры в сентябре 1970 г. его направили на ка­федру истории КПСС СИНХа. Работал сначала ассистен­том, через год был избран по конкурсу на должность стар­шего преподавателя, а в сентябре 1973 г. - на должность доцента. В октябре 1975 г. ВАК утвердила его в ученом звании доцента.

Работая страшим преподавателем и доцентом, Анато­лий Тихонович на высоком научном и методическом уров­не читал лекции с применением наглядных пособий и тех­нических средств обучения, на семинарах использовал но­вые, прогрессивные формы проведения занятий со студен­тами. Активно участвовал в работе методического семинара, выступал с докладами на методконференциях, руководил подготовкой к изданию учебных пособий. Особое внимание

уделял научно-исследовательской работе: публиковал ста­тьи, участвовал во всесоюзных, общероссийских и регио­нальных научных конференциях, собирал и обобщал доку­ментальный материал по теме докторской диссертации.

В январе 1971 г. приказом ректора был назначен за­местителем декана заочного факультета и бессменно работал на этой должности 15 лет. Здесь он проявил такие качест­ва, как самодисциплина, организованность, ответственное и творческое отношение к делу, организаторские способности, корректное и в то же время требовательное отношение к своим коллегам и студентам-заочникам. По его инициативе на заочном отделении внедрялись новые формы и методы обучения.

В январе 1986 г. на основе представления ректората института вышел приказ Министра высшего и среднего специального образования РСФСР о назначении А.Т. Тертышного на должность проректора СИНХа по учебной работе. В дальнейшем он был назначен (1989) первым проректором - заместителем ректора института. Именно на этом посту в полной мере раскрылся его дар руководителя и организатора. Он в подлинном смысле этих слов стал единомышленником, соратником, правой рукой ректора В.М. Камышова в осуществлении преобразований в институте, которые вывели его в ранг университета.

Проведение скороспелых реорганизаций не входило в планы руководства института. Предстояло все обстоятельно обдумать, тщательно взвесить и после этого принимать кардинальные решения. Кроме того, настораживали неудачи горбачевской «перестройки» в экономической области, неус­тойчивость политического положения страны, неопределен­ность путей ее развития. Наконец Анатолию Тихоновичу необходимо было завершить работу над докторской диссер­тацией, которую он и защитил в 1988 г. А в 1990 г. реше­нием Государственного комитета СССР по народному об­разованию ему было присвоено ученое звание профессора.

Как известно, в 1991 г. произошел распад СССР, в Российской Федерации начался «обвальный» переход к так называемой «рыночной экономике», а фактически к «дико­му и варварскому» капитализму. Для института настали трудные времена. Медлить было нельзя. Следовало начать реализацию обдуманных и подготовленных мер, разработан­ных планов по приспособлению института к новым соци­ально-экономическим условиям. И под руководством ректо­ра профессора В.М. Камышова, первого проректора про­фессора А.Т. Тертышного и других руководителей необхо­димые преобразования в институте начали последовательно осуществляться.

Сообразуясь с «рыночной экономикой», руководство вуза существенно изменило действующую структуру специ­альностей и специализаций, были открыты новые, отвечаю­щие потребностям и запросам кардинально меняющейся экономической ситуации, перестроен в соответствии с тре­бованиями времени учебный процесс.

Начало изменениям структуры подготовки специали­стов было положено руководством института в 1988 г. в первую очередь по инициативе первого проректора А.Т. Тертышного, как отвечающего за организацию учеб­ного процесса. Именно тогда осуществили первый набор по новой для СИНХа специальности «Экономическая инфор­матика и АСУ», получившей в дальнейшем название «Ин­формационные системы в экономике». Решающий сдвиг в этом направлении произошел с начала 90-х годов. За 1992-2000 гг. вуз открыл подготовку специалистов по эко­номике природопользования, мировой экономике, экономике сферы услуг, управлению персоналом, экономической тео­рии, экономике и праву и др. Все это свидетельствовало о формировании многопрофильности вуза, о возможностях университета в дальнейшем выходить на рынок образова­тельных услуг с новым набором необходимых для экономи­ки специальностей и специализаций.

Под руководством первого проректора А.Т. Тертыш-ного в университете был пересмотрен весь учебный процесс: его планирование, организация, наполнение учебных планов, логика их построения. Произошли серьезные изменения в содержании образования. Кафедрами освоен большой блок дисциплин, ориентированных на рыночную экономику. Идет поиск новых образовательных технологий, в практику пре­подавания введены нетрадиционные методы занятий, приема экзаменов. Научно-методический совет университета, кото­рый возглавляет А.Т. Тертышный, большое внимание уде­ляет организации и контролю самостоятельной работы сту­дентов как наиболее творческой и продуктивной формы по­лучения знаний.

Введение новых планов и программ обусловило поиск новых технологий, форм и методов обучения, а это потре­бовало изменить характер разрабатываемой и публикуемой кафедрами методической документации и литературы. Рек­торатом была организована целенаправленная работа кафедр по обеспечению учебного процесса научно-методической ли­тературой, совершенствованию ее структуры и содержания. В первую очередь такая литература издается для студентов вновь открываемых специальностей, поскольку они в ней более всего нуждаются, ибо готовой методической литера­туры, выпущенной центральными издательствами, остро не­достает.

Благодаря созданию собственного издательства и до­полнительного оснащения его в 1995-1996 гг. современным полиграфическим оборудованием сократились сроки выпуска учебно-методической документации и литературы. За по­следние 5 лет издано более 1200 единиц методической ли­тературы, что позволило поднять показатель пополнения библиотечного фонда с 20 до 55% за счет внутренних из­даний. Можно сказать, что этим видом учебных пособий потребности студентов и преподавателей почти полностью удовлетворены.

Значительно труднее решается проблема обеспечения студентов новейшими учебниками. Первый проректор при­нимает меры по комплектованию ими библиотечного фонда. Однако выделяемые на это из внутренних резервов средст­ва ограничены. Поэтому был избран другой путь - созда­ние новых учебников и крупных пособий своими силами. И результаты уже есть. Ученые нашего вуза за последнее время издали десятки учебников в центральных и местных издательствах. Первопроходцами в этом важном деле стали кафедры экономики природопользования, финансов и кре­дита, экономики, организации и управления коммерческой деятельностью, экономической теории, истории и полито­логии, региональной и муниципальной экономики.

В последние 8-9 лет ректорат последовательно вне­дрял разработанный комплекс мероприятий по компьюте­ризации учебного процесса. Планом предусматривалось из­менение содержания учебных дисциплин с перенесением ак­центов на привитие студентам навыков работы на ЭВМ с современными программными средствами. Произошло каче­ственное обновление средств вычислительной техники. В последний период в учебном процессе используются только компьютеры Pentium, ПЭВМ-489. Это улучшило условия и увеличило возможности подготовки специалистов, вла­деющих компьютерной техникой.

По инициативе профессора А.Т. Тертышного сложи­лась традиция проведения в нашем вузе учебно-методи­ческих конференций с обсуждением актуальных проблем развития высшей школы, участием специалистов ведущих экономических вузов России и ряда зарубежных стран. Так, в 1994 г. состоялась региональная научно-методи­ческая конференция «Высшая экономическая школа. Ново­введения и практика», в 1995 г. - Всероссийская научно-методическая конференция «Высшая экономическая школа на пороге XXI века: новые возможности и перспективы», в 1997 г. - «Развитие системы высшего образования - циви­лизованный путь прогресса и реформ в российском общест-

ве», в 1999 г. - Всероссийская научно-практическая конфе­ренция «Образование - основа устойчивого развития Рос­сии». В настоящее время идет подготовка к проведению научно-методической конференции (с международным уча­стием) «Высшее образование в России: достижение и пер­спективы», которая состоялась в начале декабря 2001 г.

Значительный вклад внес профессор А.Т. Тертыш-ный в создание системы предоставления заинтересованным лицам платных образовательных услуг, которая начала фор­мироваться с 1991 г. Сначала был организован факультет переподготовки специалистов с высшим образованием по ряду специальностей, в настоящее время он преобразован в институт. В октябре 1995 г. на основе представленных пер­вым проректором предложений Совет вуза принял решение о создании факультета ускоренной сокращенной подготовки специалистов по линии «техникум - вуз». Занятия на фа­культете ведутся по очно-заочной форме обучения по сквозным учебным планам, разработанным совместно со средними специальными учебными заведениями.

В целях расширения сферы деятельности университета как центра образования и науки, а также предоставления возможности дополнительного заработка для научно-педагоги-ческого состава в 1991-1995 гг. по инициативе ректората был открыт ряд образовательных заведений на коммерческой основе, в которых наш вуз выступает в каче­стве одного из учредителей. Такими учреждениями являют­ся: Академия управления и предпринимательства, Уральская финансовая школа (единственный центр подготовки специа­листов по работе с ценными бумагами для Уральского ре­гиона), школа «Бухгалтер» (готовит и повышает квалифи­кацию бухгалтеров малого и среднего бизнеса), «Регион», «КОМБИ» (обучают по двум направлениям: предпринима­тель-менеджер малого и среднего бизнеса; коммерсант) и др.

Таковы основные структурные преобразования и на­правления совершенствования учебного процесса, методиче-

ской работы, проведенные в нашем вузе в конце 80-х -90-е годы. Безусловно, во всей этой кардинальной пере­стройке немалая заслуга принадлежит педагогическим кол­лективам, заведующим кафедрами, деканатам. Однако ос­новной импульс генерирования идей реорганизации исходил от ректора профессора В.М. Камышова и первого прорек­тора профессора А.Т. Тертышного. Этот же тандем сыграл руководящую роль в практической их реализации. Наряду с организацией и совершенствованием учебного процесса профессор А.Т. Тертышный ведет интенсивные научные исследования. Творческий коллектив под руководством А.Т. Тертышного начал исследования актуальной темы -«Социально-экономические и политические проблемы раз­вития Урала», целью которой является разработка новой концепции исторического развития Урала с учетом социаль­ных, экономических и политических аспектов и новых дос­тижений исторической науки.

Нельзя не отметить, что А.Т. Тертышный не только возглавлял творческий коллектив, но и сам вел все эти годы интенсивные научные исследования. За вторую половину 80-х и в 90-е годы он опубликовал лично и в соавторстве более 70 научных работ, в том числе 15 монографий и 7 учебных пособий.

Это выдвинуло профессора А.Т. Тертышного в ряд крупных ученых, занимающихся проблемами отечественной истории. Его историографические труды по эпохальным со­бытиям России 1917 г., гражданской войне и иностранной интервенции получили широкую известность в нашей стране и за рубежом, о чем свидетельствует факт запроса книги «1917 г. в России. История изучения» национальной биб­лиотекой Конгресса США, а изданный под его руково­дством учебник «Выбор пути. История России. 1861-1938 гг.» стал одним из лучших по истории России, опуб­ликованных за последние годы издательствами страны. В 2001 г. под редакцией А.Т. Тертышного подготовлена и опубликована вторая часть учебника «Выбор пути. История

России. 1938-2000 гг.». В 1997 г. А.Т. Тертышный в со­авторстве с Е.Б. Заболотным и В.Д. Камыниным опубли­ковал монографию «Урал накануне великих потрясений. Историографический очерк». А.Т. Тертышный ведет ис­следования по экономике и по экономической истории, об этом свидетельствует вышедшая в свет монография, создан­ная в соавторстве с профессором Е.Г. Анимицей, «Эконо­мическая реформа в России: общенациональный и регио­нальный аспекты».

В 2000 г. А.Т. Тертышный в соавторстве с профес­сором Е.Г. Анимицей опубликовал учебное пособие «Осно­вы местного самоуправления», которое рекомендовано Ми­нистерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.

А.Т. Тертышный участвует в исследованиях актуаль­ных проблем высшей школы. Опубликованные им работы, в том числе в центральной печати, раскрывают вопросы ме­тодологии и технологии обучения. В рамках республикан­ских программ «Возрождение гуманитарных наук и образо­вания в вузах России» и «Народы России: возрождение и развитие» А.Т. Тертышный осуществляет научное руково­дство двумя темами: «Роль гуманитарной подготовки в формировании кадров экономистов в условиях перехода к рынку» и «Социально-политическое и культурное развитие Урала (1917-1941 гг.)». Он является членом редколлегии академического издания «Урал в панораме XX века», опубликованного в 2000 г. Институтом истории и археоло­гии УрО РАН и УрО АВИН.

Значительный вклад вносит Анатолий Тихонович в подготовку научно-педагогических кадров историков. Он уже много лет является членом специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций при Ин­ституте истории и археологии УрО РАН, руководит иссле­дованиями аспирантов и соискателей, консультирует докто­рантов. По результатам своих исследований А.Т. Тертыш-

ный многократно выступал с докладами на международных, всесоюзных, республиканских и региональных научных кон­ференциях, симпозиумах и конгрессах. Следствием его дос­тижений в области научных исследований стало присвоение А.Т. Тертышному высоких званий: заслуженный деятель науки РФ в 1996 г. и академика Международной академии наук высшей школы в 1997 г.

Дело Анатолия Тихоновича - педагога и ученого -становится семейной традицией. Дочь - Елена Анатольевна Ципина - в 1992 г. окончила исторический факультет Уральского государственного университета им. A.M. Горь­кого. Семь лет работала преподавателем истории финансо­вой школы при нашем вузе. В июне 2000 г. защитила дис­сертацию на соискание ученой степени кандидата историче­ских наук и с сентября того же года работает на должности старшего преподавателя кафедры истории и политологии УрГЭУ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ ПОД РЕДАКЦИЕЙ (1)

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  2. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ ПОД РЕДАКЦИЕЙ (2)

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  3. Под редакцией хрестоматия по культурологии учебное пособие Божий дар - красота

    Учебное пособие
    Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
  4. Под редакцией ХРЕСТОМАТИЯ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ Gaudeamus igitur Juvenes dum sunuis! Post jucundam juventutem

    Книга
    Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
  5. Под редакцией ХРЕСТОМАТИЯ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ Gaudeamus igitur Juvenes dum sunuis! Post jucundam juventutem

    Книга
    Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
  6. Социология в россии под редакцией

    Литература
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.

Другие похожие документы..