Главная > Методические рекомендации


«Я могу работать в современном офисе»

Методические рекомендации для педагогов системы дополнительного образования детей к дополнительной образовательной программе и пособию для обучающихся по курсу «Я могу работать в современном офисе»

Москва

2005

ББК

Б 25

Барканов С.В., Прохоров А.Н., Спиридонов, Васильева И.Е.

Б 25 Я могу работать в современном офисе: Методические рекомендации для педагогов системы дополнительного образования детей к дополнительной образовательной программе и пособию для обучающихся по курсу «Я могу работать в современном офисе» (под общей редакцией Барканова С.В.). – М.: , 2005 – 128 с.

ISBN

Данное издание является составной частью учебно-методического комплекта, разработанного по заказу корпорации Microsoft «Я могу работать в современном офисе» и представляет собой учебно-методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования детей, учителей информатики, экономики, всех педагогов, которые интересуются вопросами обучения новым информационным технологиям. Пособие состоит из дополнительной образовательной программы, рекомендаций по преподаванию курса корпорации Microsoft «Я готов работать в современном офисе», интегрирующего в себе вопросы обучения новым информационным технологиям и основам экономических знаний, с формированием навыков деловой этики и психологии общения.

Книга будет интересна также родителям, руководителям детских и молодежных объединений, волонтерских общественных структур, проводящих тренинги, специалистам молодежных бирж труда, организаторам профильных компьютерных и экономических лагерей, методистам, студентам педагогических вузов, всем тем, кто интересуется проблемами использования новых информационных технологий в системе дополнительного образования детей и воспитании подрастающего поколения.

(с) Интернет-университет информационных технологий, 2005

(с) Барканов С.В., Прохоров А.Н., Спиридонов, Васильева И.Е., 2005

Содержание

Введение

4

Система дополнительного образования детей и новые информационные технологии

7

Основные методические задачи курса «Я готов работать в современном офисе»

16

Формы и методы работы педагога при обучении детей попрограмме «Я готов работать в современном офисе»

26

Список литературы и образовательных интернет-ресурсов

48

Введение.

В начале 90-х годов на заседании коллегии Минобразования России, посвященного проблемам информатизации, один из приглашенных специалистов высказал совершенно невероятную мысль. Компьютеры перевернули понятие «образование» с ног на голову. Ведь, что такое образование в самом широком смысле?

Передача культурных ценностей от старшего поколения к младшему. Но повсеместное внедрение информационных технологий и массовое использование компьютеров как в образовательных учреждениях, так и в быту привели к тому, что дети, усваивающие компьютер быстрее, чем взрослые, сами поучают старших!

Собственно в этом сегодня может убедиться каждый родитель. Успеть за новыми «прогами»1, освоить новую операционку или, тем паче, новые версии музыкальных редакторов или компьютерного видеомонтажа пытливым подросткам удается гораздо скорее, чем родителям.

А что педагоги? Сколько раз одному из авторов этой книги приходилось сдерживать возмущение сына, который после урока информатики жаловался на учительницу (добрую и милую женщину, профессионала-педагога), что она не знает нюансов Photoshop, и не умеет настроить MS Windows, не расскажет в деталях как создать свой сайт.

За что ее винить? За то, что она добросовестно обучает детей в парадигме предметной области «информатика» языку «BASIC»?! Не всем же дано (и по времени, и по способностям) угнаться за быстроидущей компьютерной модой, или иными поветриями компьютерной субкультуры.

А уж классным руководителям - гуманитарием приходится еще труднее понять язык (не компьютерный, а язык общения) их подопечных в школе и «во внеурочное время»2.

Но значит ли это, что массовая компьютеризация российской школы отодвинет педагогику на задворки истории?

По счастью, нет! Законы педагогики действуют и в этой сфере, ибо компьютеры – лишь средство. Хорошее, замечательное, умное, гениальное – но средство обучения, передачи и сохранения информации, труда, заменяющее монотонный и утомительный труд интеллектуалов, творцов, художников. Средство общения, наконец.

Однако почему-то во многих педагогических статьях и книгах забывается, что коль скоро образование двуединый процесс - воспитания и обучения, то и новые информационные технологии должны непременно быть средством воспитания ребенка. Компьютер должен служить педагогу и родителю помощником (умным, добрым, ненавязчивым) в формировании личностных качеств: нравственности, гражданственности, трудолюбия. Одним словом – он тоже должен быть средством воспитания.

Лет десять назад в «Учительской газете» говоря об аудиовизуальном нашествии на подростка, агрессии СМИ и кинофильмов, содержащих насилие и эротику, была открыта рубрика «Видеоразоружение». В ту пору против видео и кино ополчились (мягко говоря) многие представители педагогической общественности. Мы тогда попытались отстоять точку зрения, что опасно не видео как средство, опасно неумение родителей и, особенно педагогов, формировать зрительские вкусы и навыки критического отношения к аудиовизуальной информации.

Не боимся повториться, но и про компьютеры нынче говорится так много негативного в педагогической и родительской среде, что пора серьезно заступиться за компьютер как средство воспитания и развития личности.

Не он заставляет ребенка сутками напролет играть в бездумный «Doom III», или кровавый «Quake III», контрразумный онлайновый «Counter-strike»3.

Не он породил «интернет-зависимость» тысяч подростков, которых вылавливают из интернет-клубов разгневанные мамы-папы.

Вовсе не компьютер виноват в том, что как грибы множатся порносайты и интернет-странички про то, «как создать бомбу» или как хакерскими методами взломать чужой портал.

Он лишь безропотное средство, которым манипулируют люди: грешные или талантливые, воспитанные или мерзавцы, педагоги или сообщники террористов.

Прежде чем эта книжка появилась как идея, мы убедились на практике, что педагогические возможности компьютера без продуманной методики его использования как средства воспитания и развития личности школьника не будут полностью реализованы.

Важно понять четыре очень простые мысли:

компьютер – это педагогическая неизбежность сегодняшней и особенно - завтрашней России;

компьютер – это великий обманщик и великий вдохновитель (в зависимости от педагогической ситуации);

информационные технологии усиливают либо смешивают позитивные и негативные стороны воспитывающего, а также развивающего потенциала компьютера;

знание офисных программ – это базовый элемент для каждого молодого человека, который выходит на рынок труда, сопоставимый с умением читать, считать и грамотно писать.

I. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Новые технологии позволяют дать дополнительный стартовый капитал подростку, какую бы стезю за порогом школы он не выбрал.

Любому выпускнику необходимы навыки, которые дают офисные программы. Любой юноша или девушка нуждается в сумме экономических знаний, какую бы профессию он не избрал. Наконец, любому молодому работнику пригодятся навыки делового этикета, включая умение правильно вести переговоры, общаться с собеседником (клиентом или начальником, коллегой или поставщиком) по телефону, переписываться по электронной почте.

Авторы курса «Я готов работать в современном офисе» постарались соединить все это в рамках дополнительной образовательной программы.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), говоря о задачах современной школы, которая должная выпускать здоровых молодых людей, выделила в ряд ключевых проблему «обучения детей основным жизненным навыкам».

К ним следует отнести

умение принимать ответственные решения,мыслить творчески (креативно) и критически,

организовать эффективное взаимодействие (коммуникация),

развивать навыки межличностного общения, самопознания (самооценки),

способности к эмпатии (восприятие «других»),

а также контролировать эмоции и справляться со стрессами

и другие.

Данный дополнительный образовательный курс «Я готов работать в современном офисе», как и любое иное направление в системе дополнительного образования детей позволяют многие из этих навыков сформировать быстро и эффективно.

Авторы настоящего издания исходят из того, что сферы новых информационных технологий и дополнительного образования детей имеют много общего, они объективно рядоположены и взаимно обогащают друг друга.

Вектора программы дополнительного образования детей и информационного пространства пересекаются.

Это подтверждают общие характеристики систем.

Дополнительное образование детей и информационная среда – суть добровольные системы, в которые индивидуум попадает по своей инициативе, воле, желанию, исходя из собственных интересов и мотивации. Придти и остаться в учебной группе, где изучается программа «Я могу работать в современном офисе», равно как и в той или иной коммуникативной информационной среде обучающийся и пользователь могут только по своей воле, в результате того факта, что его образовательные (и информационные) потребности удовлетворяются данным ресурсом или созвучны его интересам.

Обе сферы – суть открытые системы, в которые каждый субъект попадает, во-первых, свободно, без всяких ограничений, во-вторых, имеет возможность самореализоваться по своему выбору. Обе сферы находятся в тесной взаимосвязи с иными социокультурными институтами, они открыты и для системы общего и профессионального образования, а также для такого важного института – как семья и социум в самом широком смысле.

Эти сферы позволяют выравнивать возможности доступа к образовательным ресурсам вне зависимости от места жительства ребенка, позволяя детям из самых отдаленных уголков России приобщаться к различным видам творчества. Разветвленная сеть общеобразовательных учреждений, где практикуются дополнительные образовательные программы, предлагается огромный выбор обучающих программ и направлений творчества (более 600 –наш курс интегрирует не менее 5 направлений!), сопоставима с социокультурным потенциалом компьютерных программ и глобальных информационных сетей.

Обе сферы (и наш курс в том числе) ориентируют, прежде всего, не на формирование узкого набора знаний, умений и навыков, а на развитие творческих способностей личности в самом широком образовательном смысле.

В этих системах главенствующим стимулом, влияющим на мотивацию продолжения коммуникативного и образовательного процесса, является создание в ней так называемой «ситуации успеха». Субъект сам для себя определяет рамки продвижения личностного развития, от незнания к знанию, траекторию профессионального самоопределения. При этом он, и в рамках данного курса (равно как и любого иного по дополнительным образовательным программам), и в открытой информационной среде, соревнуется не столько с окружающими, сколько сам с собой: от полного незнания или недостаточного знания, к иным уровням освоения понятий и представлений в выбранном виде творчества; от полного неумения и отсутствия навыков - через промежуточные ступени роста к конкретным умениям и развитым навыкам в выбранном виде творчества.

Обе системы дают возможность для профессионального самоопределения обучающегося. При этом занятия по программе «Я могу работать в современном офисе» может дать значительный стартовый капитал, как в целом спектре профессий, так и в определенной специальности.

Равно, как и информационное пространство позволяет обогатиться творчески на самом общем профессиональном уровне, либо выбрать конкретную специализацию (программиста, администратора сети, логистика, Web-дизайнера).

Сфера дополнительного образования детей, представленная в частности нашей интегрированной программой и область информационных технологий сообща одинаково эффективно решают проблему социализации личности. От прямой социально-педагогической поддержки до приобретения личностью коммуникативных качеств, освоения социальных связей через деятельность, общение и самосознание.

В той же степени и ИТ могут использовать основную парадигму дополнительного образования детей – гуманистический характер, личностно-ориентированный подход, разновозрастной характер коммуникативных связей, педагогического и информационного сопровождения.

Что нового привносит дополнительная интегрированная образовательная программа, разработанная по заказу корпорации Microsoft «Я готов работать в современном офисе», основанная на передовых информационных технологиях в содержание образовательной деятельности?

Содержательными функциями информационных технологий в нашем курсе являются:

функция развития информационной культуры детей в системе непрерывного образования;

функция удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;

функция интеграции методов педагогики в неформальную информационную среду;

функция единства образования и воспитания при обучении языку НИТ;

функция приоритета гуманистического подхода в развитии ИТ в образовательной среде над технократическим.

а) Функция развития информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования

Информационная культура личности – важный атрибут человека современного общества. Главный элемент информационной культуры – это основы знаний о процессах преобразования, передачи и применения информации. На этой базе учащиеся получают навыки сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, профессиональной и досуговой деятельности. Компьютер в этом контексте выступает не только как средство получения, сбора и переработки информации, но и как цель познания, как социокультурный феномен информационного общества.

Дополнительная образовательная программа корпорации Microsoft «Я готов работать в современном офисе» не формирует человека-профессионала, «человека-компьютерщика», она дает ему возможности профессионального самоопределения. Возможность выбора любой профессии, где используются компьютерные технологии. Одновременно она дает представление подростку, что компьютер может быть средством полезного досуга.

Наверное, наиболее существенным в определении целей реализации этой функции является понятие формирование культуры пользователя. Элементами ее будет не только навыки, умения и знания, но и воспитание поведенческих мотивов при общении с компьютерами. Сетевой этикет, игровая культура, гигиена общения с компьютерной техникой – должны стать частью общей подготовки.

б) Функция удовлетворения образовательных потребностей обучающихся

Образовательные потребности личности в рамках нашего курса реализуются при помощи НИТ на занятиях в общеобразовательных учрежденияхв рамках дополнительных образовательных программ при наличии условий или в системе учреждений дополнительного образования детей (клубах, объединениях и т.д.) с целью развития:

умения работы в современных офисных программах корпорации Microsoft;

навыков коммуникации и делового общения;

возможностей самовоспитания личности;

профессиональных качеств будущего клиента на рынке труда.

в) Функция интеграции методов педагогики в неформальную информационную среду

Известный российский режиссер А.Кончаловский, говоря о возможностях компьютерных технологий, подчеркивает: «Компьютерные технологии дают человеку возможность получать информацию, но не освобождают его от тех же страхов, которые у него были, от необходимости эту информацию классифицировать. Обилие информации еще не дает ума. Огромные возможности {есть у компьютера}, но это еще не значит, что они облегчают человеку способность понять себя, смысл жизни». ( «Домашний компьютер», 2001, №6).

Неформальная информационная среда – это и многочисленные игровые программы, и миллионы Web-страничек, которые используются детьми и подростками при удовлетворении своих досуговых и информационных потребностей. Это огромное пространство практически не освоено педагогами для расширения образовательных информационных ресурсов.

Форм интеграции норм педагогики в эту среду немало.

Главными направлениями «педагогического окультуривания» информационной среды посредством курса «Я готов работать в современном офисе» являются:

- педагогическое поощрение компьютерного творчества (широко представленных в разнообразных заданиях: презентации, Web-странички, оформление документов, графиков, таблиц, резюме и т.п.);

- включение коллектива обучающихся и педагога, а также родителей в систему педагогического партнерства при формировании компьютерной культуры у детей и подростков.

г) Функция единства образования и воспитания при обучении языку НИТ

Воспитывающая деятельность всегда была главнейшим элементом системы дополнительного образования детей. Но при использовании НИТ воспитательные цели чаще всего рассматриваются как побочные, не доминирующие в совместной образовательной деятельности педагога и обучающегося. Бесспорно, что очень важно в процессе использования НИТ сформировать у школьников «модульно-рефлексивный стиль мышления» или стиль «операционного мышления» («Информатика и образование», 1997, №1). Но не менее существенно, чтобы предметная деятельность школьников в связке «человек-компьютер» была бы дополнена нравственными парадигмой: «ответственный человек-компьютер».

Теория «андеграундного компьютерного движения или хакерства» («Компьютерра», 2001, № 19) красноречиво говорит о том, что несформированные нравственные качества личности позволяют подростку с операционным и модульно-рефлексивным стилем мышления стать талантливым компьютерным мошенником или изобретателем новейших разрушительных вирусов.

Ключевыми словами в реализации этой функции будет формирование информационной культуры, или иначе информационная компетентность (Л.В.Семенов).

Информационная культура - это компонент человеческой культуры. Ее критериями можно считать умение:

адекватно формулировать свою потребность в информации;

эффективно осуществлять поиск нужной информации;

перерабатывать информацию и создавать новую;

отбирать и оценивать информацию;

а также компьютерная грамотность.

Информационная культура - это умение целенаправленно рабо­тать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современ­ные технические средства и методы.

Введение новых информационных технологий в процесс воспитания личности пресле­дует следующие цели:

- формирование у обучающихся умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

- подготовка личности «информационного общества»;

- вырабатывание у подрастающего поколения навыка критически осмысливать информационные потоки;

- формирование у обучающихся исследовательских умений, а также способности принимать оптимальные решения.

д) Функция приоритета гуманистического подхода над технократическим в развитии ИТ в образовательной среде

По мнению известного ученого, профессора университета штата Мэриленд Бена Шнайдермана, если существовавшие длительное время концепции обработки информации соответствовали формулировке «компьютер это может», и строились в доминанте «компьютер - первично, человек- вторично», то ведущие идеи нового века отталкиваются от положения «Это может человек» («Computerworld», 2001 №17).

Принципиальные моменты взаимодействия «человек-машина» в информационном пространстве определяется тем, кто для кого существует и кто под кого должен подлаживаться: человек для машины (и, соответственно, - человек должен «приспосабливаться» под компьютер и программное обеспечение), или наоборот: разработчики ПО и конструкторы должны учитывать возможности человека. Большая часть ошибок, совершаемых при обработке информации, исходит не от пользователя, а от технократов-конструкторов и программистов.

В педагогическом плане при разработке нашего курса «Я готов работать в современном офисе» эта функция может означать, что авторы учитывали следующие утверждения:

- компьютер – уникальное средство достижения творческих задач, поставленных человеком (обучающимся или педагогом).

- процесс познания происходит при обязательном коммуникативном воздействии обучаемого и обучающегося. Воспитывается и обучается личность, а не софт, или компьютер.

Созданная дополнительная образовательная программа «Я готов работать в современном офисе», с включенными в курс интерактивными творческими заданиями для обучающихся, по нашему представлению, соответствует не столько технократичным, но, прежде всего, гуманистичным (эстетическим, нравственным) требованиям и предусматривать возможность соучастия в решении задания педагогов или родителей, давать возможность ощущать подростку ситуации «успеха» «здесь и сейчас» (Л.Выготский).

II. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КУРСА «Я ГОТОВ РАБОТАТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОФИСЕ»

Предлагаемый курс предназначен для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, продолжительностью в один учебный год. Программа рассчитана на 144 учебных часов, часть из которых может вестись в виде самостоятельных или консультативных занятий. Возможно объединение занятий с курсами «Основы предпринимательской деятельности», «Прикладная экономика», а также с обучением по другим предметам.

Преподаватель может по своему усмотрению использовать часы, выделяемые на практические занятия и деловые игры. Например, работа школьной компании может вестись на протяжении всего учебного года, а может проходить сжато, в течение 6-9 недель, в середине или конце учебного курса.

Время, выделяемое на теоретические и практические занятия, жестко не разделено. Однако учитель может сам выбирать, проводить ли ему отдельные практические занятия или же совместить их с изучением теоретических положений.

Кроме того, преподаватель вправе изменять содержание отдельных тем и количество часов, выделяемых на их изучение, в соответствии со своими взглядами, особенностями учащихся, их способностями, интересами, а также подготовленностью школьников.

Настоящий курс опирается на введенный в высшей школе России образовательный стандарт по специальности 071900 «Информационные системы (в образовании)» и адекватен европейским и иным международным стандартам компьютерного и экономического образования, тем самым создает условия для будущей нострификации образовательных документов российских граждан в странах ЕС.

В то же время настоящая программа «Я готов работать в современном офисе» является составной частью информационного и экономического образования и учитывает особенности российской экономики, национальный опыт перехода к смешанной экономике рыночного типа, адаптирован к российским традициям в области информационных технологий, предпринимательства и моделям делового образования.

Целью данного курса является обучение школьников работе в среде офисных приложений Microsoft в нетрадиционной форме, формирование навыков общения и обмена опытом, совместной деятельности с ровесниками и педагогами посредством телекоммуникаций, расширение знаний в области информационных технологий, коммуникаций, базовых знаний рыночной экономики с использованием информационных ресурсов, знакомство с различными аспектами организации собственной деятельности в телекоммуникационной среде, повышение эффективности использования приложений Microsoft и телекоммуникаций за счет формирования навыков аналитико-прогностической работы в практической деловой деятельности.

Перед тем как рассмотреть технологии реализации программы «Я готов работать в современном офисе» надо определить, что такое современный офис.

Современный офис — это не совокупность изолированных комнат, где каждый трудится сам по себе, но место, где люди работают вместе, чтобы способствовать успеху общего дела. Главные требования к современному офису состоят в том, чтобы наилучшим образом обеспечивать коммуникацию, гибкость и взаимодействие: работу «со скоростью взгляда».

Офис – не застывшая структура, определенная изначально, а динамичная, постоянно меняющаяся корпоративная система, основанная на взаимосвязи всех компонентов.

Концепция данной образовательной программы состоит в том, что обучаемому преподавателю предлагается из отдельных компонентов построить систему передачи знаний, необходимых для работы в современном офисе, определить все подчиненные связи, навыки, нужные для успешного функционирования, передать эти навыки обучаемым в инновационной форме, основанной на взаимодействии участников курса, освоить своеобразный конструктор.

Важной особенностью программы является ее прикладной характер.

В число дидактических задач входят:

а) развитие специальных способностей у учащихся. Акцент ставится на такой организации учебно-воспитательного процесса, когда целью обучения становится развитие способностей именно данного вида посредством обучения знаниям, умениям и навыкам соответствующего вида деятельности, достаточным, в частности, для сдачи тестов на сертификат Microsoft Office Specialist (MOS).

MOS, как указано авторами в пособии для обучающихся, - всемирно признанный стандарт для оценки навыков работы с бизнес-приложениями Microsoft Office. Это единственная одобренная корпорацией Microsoft программа сертификации, разработанная для проверки и качественной оценки знания пользователей настольных приложений пакета Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Access и Microsoft Outlook).

б) развитие способности учащегося к учению, как необходимого условия освоения любых видов деятельности. С психологической точки зрения это предполагает развитие способности учащегося быть субъектом учебной деятельности на основе приоритетного использования для построения дидактического компонента обучения тех психологических закономерностей, которые лежат в основе формирования учебной деятельности курса «Я готов работать в современном офисе»: НИТ, офисных программ, делового этикета и т.д.

в) развитие социальных и личностных способностей учащегося. Это предполагает в первую очередь развитие мотивационной и ценностной сфер личности учащихся, их коммуникативных способностей, т.е. способности к межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности. Целью образования является присвоение учащимися способов социального и межличностного взаимодействия, информационной культуры, основ экономики и предпринимательства, необходимых для успешной интеграции и функционирования в современной социальной среде, рыночной экономике.

Курс «Я готов работать в современном офисе» предоставляет многочисленные возможности для получения, развития и закрепления у школьников важных навыков:

— использования современных компьютерных программных продуктов;

— решения проблем и развития практического мышления в новых условиях хозяйствования;— в области экономики и организации предпринимательской деятельности;

— изучения и анализа полученной социально-экономической информации;

— понимания офисных документов, презентаций, графиков и аналитических таблиц;

— работы в малых группах (школьных фирм, бизнес-группи т.п.) и руководства ими;

— публичных выступлений и организации собственного дела;

— работы с тестами и оценки ситуаций и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Департамент образовании города москвы московский городской дворец детского (юношеского) творчества организация содержательной деятельности учреждения дополнительного образования детей

    Автореферат диссертации
    ... дополнительного образования детей в г. Москве. В кн.: Л.Н.Буйлова, Г.П.Буданова. Дополнительное образование. Нормативные документы и материалы. М., «Просвещение», 2008. 67 Методические рекомендации по классификации образовательных программ ...
  2. Сеть учреждений дополнительного образования детей

    Конкурс
    ... опыта работы может включать: образовательные программы дополнительного образования детей соответствующие тематике Конкурса; разные виды методической продукции (рекомендации, пособия, имитационные ...
  3. Методическое пособие «проведение образовательных программ (семинаров) по повышению готовности к предпринимательской деятельности

    Методическое пособие
    ... в образовательных учреждениях Архангельской области: методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования ...
  4. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании материалы третьей всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в россии проходившей в санкт-петербурге

    Программа
    ... образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся ...
  5. В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОРИЕНТАЦИЯ   НА        ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА Монография Волгоград «Перемена» 2001

    Монография
    ... профессиональ­но-образовательные программы. В короткий срок были разрабо­таны авторские учебные программы по новым дисциплинам и методические пособия по самостоятельной работе ...

Другие похожие документы..