Главная > Контрольные вопросы
Предисловие - 9 -
Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания
информатики и ИКТ в школе - 11 -
Глава 1. Предмет информатики в школе -11 -
Информатика как наука и как учебный предмет - 11 -
История введения предмета информатика в отечественной школе - 15 -
Цели и задачи школьного курса информатики - 23 -
Контрольные вопросы и задания - 34 -
Глава 2. Содержание школьного курса информатики и ИКТ- 36 -
Общедидактические подходы к определению содержания курса информатики - 36 -
Машинный и безмашинный варианты курса информатики ... - 37 -
2.3. Стандарт образования по информатике - 40 -
Базовый уровень - 50 -
Профильный уровень - 55 -
Модульное построение курса информатики - 65 -
Место курса информатики в учебном плане школы. Базисный учебный план - 67 -
Контрольные вопросы и задания - 71 -
Глава 3. Методы и организационные формы обучения
информатике в школе - 72 -
Методы обучения информатике - 72 -
Метод проектов при обучении информатике - 84 -
Методы контроля результатов обучения - 87 -
Оценки и отметки в обучении - 110 -
Организационные формы обучения информатике - 118 -
Типы уроков по информатике - 125 -
Использования кабинета вычислительной техники на уроках - 133 -
Дидактические особенности преподавания информатики... - 135 -
Внеклассная работа по информатике - 136 -
Подготовка учителя к уроку - 139 -
Деятельностный подход к обучению информатике - 146 -
Контрольные вопросы и задания - 150 -
Глава 4. Средства обучения информатике -153 ■
Система средств обучения информатике - 153 -
Компьютеры и компьютерные классы - 160 -
Кабинет вычислительной техники и организация его работы - 164 -
Техника безопасности при проведении занятий в кабинете вычислительной техники - 174 -
Программное обеспечение - 179 -
Учебники и учебные пособия по информатике для школы .. - 181 -Контрольные вопросы и задания - 185 -
Коротко о самом важном -186 ■
Раздел 2. Методика преподавания базового курса
информатики и ИКТ - 197 -
Глава 5. Содержание базового курса и методика изучения
основных понятий -197 ■
Содержание базового курса информатики и ИКТ - 197 -
Общие подходы к введению понятия информации - 198 -
Энтропийный подход к понятию информации. Информация и энтропия - 203 -
Компьютерный подход к измерению информации - 207 -
Семантический (содержательный) подход к измерению информации - 208 -
Кибернетический (алфавитный) подход к измерению информации - 210 -
Методика обучения основным понятиям курса информатики - 213 -
Контрольные вопросы и задания - 217 -
Глава 6. Методика изучения основных информационных
процессов - 219 -
Хранение информации - 220 -
Процесс обработки информации - 222 -
Процесс передачи информации - 225 -
Представление числовой, символьной и графической информации в компьютере - 228 -
Представление звуковой информации в компьютере - 234 -
Контрольные вопросы и задания - 238 -
Глава 7. Методика изучения аппаратных средств
компьютерной техники - 240 -
7.1. Методика изучения архитектуры компьютера - 240 -
Понятие об архитектуре компьютера - 240 -
Методика изучения архитектуры ЭВМ фон Неймана.... - 241 -
Использование при обучении Учебного компьютера... - 244 -
Методика изучения архитектуры персонального
компьютера - 245 -
Внешняя и внутренняя память компьютера - 250 -
Внешние устройства персонального компьютера - 253 -
Контрольные вопросы и задания - 254 -
Глава 8. Методика изучения программных средств
вычислительной техники - 256 -
Контрольные вопросы и задания - 261 -
Глава 9. Методика обучения информационному
моделированию и алгоритмизации - 263 -
Содержание образования по линии информационного моделирования - 263 -
Методические подходы к введению представлений об информационных моделях и моделировании - 265 -
Методика изучения информационных моделей и формализации - 267 -
Содержание обучения по линии алгоритмизации - 271 -
Методические подходы к изучению алгоритмизации - 274 -
Методика введения понятия алгоритма - 277 -
Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях - 281 -
Контрольные вопросы и задания - 285 -
Глава 10. Методика обучения языкам программирования- 287 -
Парадигмы программирования - 287 -
Методические рекомендации по изучению языков программирования - 289 -
Методические рекомендации по изучению систем программирования - 291 -
Контрольные вопросы и задания - 294 -
Глава 11. Методика обучения информационно-
коммуникационным технологиям - 295 -
Содержание обучения по линии информационно-коммуникационных технологий - 295 -
Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационно-коммуникационных технологий - 297 -
Контрольные вопросы и задания - 299 -
Глава 12. Методика решения задач в базовом курсе
информатики и ИКТ - 300 -
Место задач в базовом курсе информатики и ИКТ - 300 -
Типы задач по информатике - 302 -
Качественные задачи по информатике - 305 -
Количественные задачи по информатике - 307 -
Задачи на моделирование явлений и процессов - 310 -
Занимательные задачи по информатике - 314 -
Контрольные вопросы и задания - 315 -
Коротко о самом важном - 316 ■
Раздел 3. Методика преподавания профильных курсов
информатики - 326 -
Глава 13. Профильные курсы по информатике и ИКТ
в школе - 326 ■
Место профильных и элективных курсов в базисном учебном плане школы - 326 -
Профильные курсы, ориентированные на пользователей персонального компьютера - 330 -
Методические подходы к определению содержания курсов, ориентированных на пользователей - 330 -
Методика обучения работе с офисным пакетом прикладных программ - 334 -
Контрольные вопросы и задания - 337 -
Глава 14. Профильные курсы, ориентированные на
программирование - 338 ■
Содержание обучения курсов программирования - 338 -
Методика обучения структурному программированию - 341 -
Методика обучения объектно-ориентированному программированию - 355 -
Методика обучения логическому программированию - 359 -
Контрольные вопросы и задания - 363 -
Глава 15. Профильные курсы, ориентированные на обработку
текстовой, численной и графической информации- 364 -
Программы курсов - 364 -
Методика обучения обработке текстовой информации - 366 -
Методика обучения обработке численной информации.... - 368 -
Профильные курсы, ориентированные на обработку графической информации - 372 -
Контрольные вопросы и задания - 375 -
Глава 16. Профильные курсы, ориентированные на
информационно-коммуникационные технологии- 376 -
Контрольные вопросы и задания - 381 -
Коротко о самом важном- 381 -
Раздел 4. Методика преподавания информатики в начальной
школе - 383 -
Глава 17. Особенности преподавания информатики в
начальной школе - 383 -
Контрольные вопросы и задания - 388 -
Глава 18. Содержание обучения информатике младших
школьников - 389 -
Развитие представлений о содержании обучения информатике в начальной школе - 389 -
Пропедевтика основ информатики в начальной школе - 394 -
Контрольные вопросы и задания - 399 -
Глава 19. Основные подходы к методике обучения
информатике младших школьников - 401 -
Особенности мышления младших школьников - 401 -
Организация и методы обучения младших школьников по информатике - 403 -
Безотметочное обучение информатике в начальной
школе - 412 -
Контрольные вопросы и задания - 417
Глава 20. Компьютерные обучающие программы и
развивающие игры для младших школьников- 418 ■
Компьютерные обучающие программы - 418 ■
Методические особенности использования обучающих программ - 421
Компьютерные развивающие игры для младших школьников - 424
Психолого-педагогические особенности использования развивающих компьютерных игр для младших школьников - 427 ■
Контрольные вопросы и задания - 431 ■
Коротко о самом важном - 432
Раздел 5. Методика обучения школьников с применением
информационных технологий - 436 -
Глава 21. Дидактические особенности обучения школьников с
применением информационных технологий - 438
Структура информационных технологий обучения - 438 ■
Дидактические особенности использования информационных технологий в обучении - 443 ■
Принципы использования информационных технологий
в обучении - 447
Контрольные вопросы и задания - 450
Коротко о самом важном - 451
Варианты заданий контрольных работ - 453 -
Раздел 1. Общие вопросы методики- 453 ■
Раздел 2. Методика преподавания базового курса
информатики - 460
Разделы 3 и 4. Методика преподавания профильных курсов
информатики - 466
Раздел 5. Методика преподавания математики с
применением информационных технологий- 470 -
Ответы - 473 -
Раздел 1. Общие вопросы методики- 473 -
Раздел 2. Методика преподавания базового курса
информатики- 478 -
Разделы 3 и 4. Методика преподавания профильных курсов
информатики - 485 -
Персоналии - 486 -
Справочные материалы - 491 -
Список рекомендуемой литературы для студентов - 505 -
Список использованных источников - 507 -
Предисловие
Предлагаемый вниманию электронный учебник предназначен для студентов педагогических специальностей вузов, изучающих курс «Методика преподавания информатики с практикумом решения задач», или аналогичные курсы. Его также могут использовать студенты педагогических колледжей и училищ, изучающие курс «Информатика с методикой преподавания».
Первый раздел пособия содержит изложение общих вопросов теории и методики обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям в школе. В нём также приведены некоторые сведения из курса общей дидактики, что поможет освежить их в памяти студентов. Второй раздел посвящён рассмотрению вопросов преподавания базового курса информатики. В третьем разделе описана методика преподавания информатики в предпрофильном и профильном обучении. Четвертый раздел посвящён преподаванию информатики в начальной школе. Заключительный пятый раздел касается вопросов применения информационных технологий в обучении.
В конце каждой главы приведены контрольные вопросы и задания, а в после каждого раздела дано его краткое содержание. Эти сведения рекомендуется использовать при подготовке к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам.
В конце пособия приведены справочные материалы: тезаурус основных терминов и понятий; персоналии ученых и методистов; названия технических устройств и марок компьютеров; краткое описание методов, форм и средств обучения и др. Эти сведения можно использовать при подготовке докладов и рефератов, а также для самообразования.
Автор ограничился лишь минимально необходимым перечнем учебников и методической литературы, которые можно рекомендовать студентам.
Электронный учебник создан на базе третьего издания учебника автора с тем же названием (Саратов, 2008 год).
Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания информатики и ИКТ в школе
Глава 1. Предмет информатики в школе
1.1. Информатика как наука и как учебный предмет
Информатика является очень молодой наукой - её появление и становление относится ко второй половине 20 века. Сам термин «информатика» в отечественной литературе используется сравнительно недавно и его толкование до сих пор нельзя считать устоявшимся и общепринятым. Это связано с терминологическими и понятийными трудностями введения понятия «информатика» и его производных понятий. Толковый словарь по информатике определяет её так: «Научная, техническая и технологическая дисциплина; занимается вопросами сбора, хранения, обработки, передачи данных, в том числе с помощью компьютерной техники».
Технической основой современной информатики является микроэлектроника, новые полупроводниковые материалы, тонкопленочные технологии и нанотехнологии, линии и системы компьютерной связи.
Истоки информатики тесно связаны с математикой и кибернетикой. Особую роль при этом сыграли математическая логика и кибернетика, которая создала теоретические предпосылки для создания ЭВМ. Отцом кибернетики общепризнанно считают американского ученого Норберта Винера, который в 1948 году опубликовал книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». В отношении кибернетики в нашей стране были допущены грубейшие ошибки и извращения со стороны государства и идеологических органов коммунистической партии. Кибернетика была объявлена «буржуазной лженаукой», «продажной девкой империализма» (это клише газет и журналов тех времен). Ещё в 1954 году в «Кратком философском словаре» кибернетика характеризовалась как «реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного механицизма». Грубые ошибки из-за такой неверной идеологической оценки нанесли серьёзный вред науке, затормозили её развитие в нашей стране на многие годы, привели к существенному отставанию в развитии отечественных электронных вычислительных машин. Это отставание мы ощущаем и по настоящее время. Лишь огромные потребности в машинных расчетах для создания атомного оружия и ракетной техники вынудили отодвинуть в сторону идеологические догмы, предотвратили разгром кибернетической науки в нашей стране, позволили разрабатывать отечественные ЭВМ.
Интересна история слова «кибернетика». В начале 19 века французский физик Андре Ампер, известный из школьного курса физики по закону Ампера, создал единую классификацию всех наук, как существовавших в то время, так и тех гипотетических, которые, по его мнению, должны были бы существовать. Он предположил, что должна существовать и наука, изучающая искусство управления людьми. Эту несуществующую в то время науку Ампер назвал кибернетикой, взяв для наименования греческое слово «кибернети-кос» - искусный в управлении. В Древней Греции такого титула удостаивались лучшие мастера управления боевыми колесницами.
Кибернетика и информатика имеют много общего, основанного на концепции управления. Кибернетика исследует общие законы движения информации в произвольных системах, в частности, в тех аспектах, которые относятся к процессам управления. Информатика исследует общие закономерности движения информации в природе и в социальных системах. Если кибернетические принципы не зависят от частных реальных систем, то принципы информатики всегда находятся в тесной связи с функционированием реальных систем.
Объектом информатики (объект - это часть объективной реальности, подлежащая изучению) является то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий), т.е. объектом информатики являются информационные процессы в природе и обществе и информационные технологии.
Предметом информатики являются общие свойства и закономерности информационных процессов в природе и обществе. В более узком плане - это общие закономерности конкретных информационных технологий.
Сам термин «информатика» имеет французское происхождения, и был введен в широкий оборот в 60 - 70 годах 20 века как соединение двух французских слов «infor-matione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). В СССР в середине 20 века термин «информатика» связывали с обработкой научно-технической информации. Однако с середины 1970 годов термин получил другое толкование в работах академика А.П. Ершова «... как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации».
В англоязычных странах термину «Информатика» соответствуют термины «Computer Science» (наука о компьютерах) и «Information Science» (наука об информации).
Структура предметной области информатики включает в себя 4 раздела:
теоретическая информатика,
средства информатизации,
информационные технологии,
социальная информатика.
Школьная информатика обслуживает соответствующие проблемы преподавания информатики в школе. Она является ветвью информатики, занимающейся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе, а также использованием в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.
В последнее время некоторые ученые и методисты предлагают для обозначения школьной информатики ввести новый термин - «компьюторика», который частично соответствует переводу с английского термина «Computer Science». Однако он не получил распространения.
В структуре школьной информатики выделяют 4 раздела:
Программное или математическое обеспечение, которое включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения информационной, обучающей и управляющей систем средней школы.
Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информационно-коммуникационные технологии.
4) Организационное обеспечение рассматривает вопросы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки преподавательских кадров в современных условиях информатизации образования.
Похожие документы:
Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -
Учебники и учебные пособияПредисловие - 9 - Раздел 1. Общиевопросыметодикипреподаванияинформатики и ИКТ в школе - 11 - Глава 1. Предмет информатики в школе -11 - Информатика как наука и как учебный предмет - 11 - История введения предмета информатика в отечественной ...ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
Научно-методический журнал... , знаний приобретённых в школе, вопрос открытый. Возвращаясь к информатике, позволим себе отметить ... математики и информатики, заключается в теоретической базе учебных курсов «Методикапреподавания математики», «Методикапреподаванияинформатики», « ...Отчет профессионального образования за 2008 год
Отчет... вопросы ... 11 ... Раздел № ... информатики и ИКТ (Босова Л.Л., г. Коломна, УМЦ РУО 22 января 2008 г.). Проблемы преподаванияинформатики и ИКТ в школе ... Методикапреподавания математики в средней школе. Общаяметодика ... 56. Предисловие // Научные школы Московского ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)
Инструктивно-методическое письмо... ИКТ Использование ИКТ ... актуальными вопросамиметодикипреподавания русского ... преподаванияинформатики в учреждениях общего ... предисловие «От авторов», рубрика «Интересно знать», разделы ... , Н. Путешествие в древнегреческую школу. – № 11, 2009. Варганаў, В. ...Основная образовательная программа начального общего образования мбоу новинской сош на 2012 – 2015 уч г
Основная образовательная программа... методикапреподавания иностранного языка в начальной школе», 2011, 108 ч. «Теория и методикапреподавания иностранного языка в начальной школе ... 11 кл.: Бином, 2011. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 2 – 4 кл. начальной общеобразовательной школы. ...