Главная > Контрольные вопросы


Проблемное обучение



Проблемная ситуация


Противоречие

Рис. 3.1. Схема метода проблемного обучения

Используя этот метод обучения, надо четко пред­ставлять, что возникающее противоречие является обычно противоречием для учащихся, а не для учителя или науки. Поэтому в этом смысле оно субъективно. Но так как проти­воречие возникает по отношению к обучаемому, то оно объективно.

Противоречия могут возникать и быть обусловлены свойствами субъекта, воспринимающего учебный матери­ал. Поэтому можно создавать проблемные ситуации, ос­нованные на противоречиях, связанных с особенностями восприятия учебной информации. Их можно создавать на формальном или неглубоком понимании материала, су­жении или расширении рамок применяемых формул и ис­пользуемых законов и т.п.

Например, на вопрос, что является плодом у карто­феля, большинство школьников, не задумываясь, отвеча­ют, что картофелина. Услышав такой ответ, учитель сразу может создать проблемную ситуацию путем выстраивания системы последовательных вопросов и рассуждений, под­водящих учащихся к выявлению и осознанию противоре­чия. Спрашивается, а почему же тогда цветы у картофеля находятся не в земле, где, на ваш взгляд, образуются пло­ды? Налицо возникает противоречие - у всех растений плоды завязываются после цветения и развиваются на месте цветка, кроме того, плоды всегда содержат семена, а внутри картофелины семян нет. Путем наводящих вопро­сов выясняется, что у картофеля на месте цветка тоже по­является плод, похожий на маленький помидор, а карто­фелина есть просто утолщение на корнях, поэтому её на­зывают клубнем, корнеплодом. Здесь проблемная ситуа­ция возникает на формальном усвоении учебного мате­риала и житейских представлениях детей о плодах куль­турных растений: плоды - это то, «что едят люди».

Другой пример создания проблемной ситуации - по­сле изучения единиц измерения информации можно за­дать учащимся серию вопросов:

  • «Может ли количество информации быть меньше одного бита?».

  • «Если для кодирования одной буквы или цифры требует­ся объем памяти в один байт, тогда что можно закодиро­вать одним битом? Ведь в этом случае бессмысленно представлять, что один бит нужен для кодирования одной восьмой части буквы или цифры?». Затем путем организа­ции эвристической беседы учитель организует обсуждение и разрешает возникшее противоречие.

Следующий пример создания проблемной ситуации основан на использовании шуточного стихотворения не­обычного содержания, который можно зачитать перед на­чалом изучения двоичной системы счисления [22].

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила.

В портфеле по 100 книг носила.

Всё это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 тёмно-синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет всё совсем обычным,

Когда поймёте наш рассказ.

Учащиеся весьма живо начинают обсуждать описы­ваемую в стихотворении ситуацию, выдвигая самые фанта­стические предположения о персонаже: что это иноплане­тянин, мутант, животное и т.п. Учителю следует лишь чутко следить за высказываемыми предположениями, аргумен­тировать доводы и выдвигать контрдоводы, направлять дискуссию в нужное русло, подвести учащихся к необхо­димости изучения двоичной и других систем счисления.

Создавая проблемные ситуации, мы добиваемся то­го, что само незнание приобретает активную форму, сти­мулирует познавательную учебную деятельность, ибо процесс разрешения противоречия есть процесс выработ­ки нового знания. Проблемная ситуация и процесс разре­шения противоречия побуждает задавать вопросы и, тем самым, развивает творческие способности.

Проблемная ситуация тогда становится для учащихся проблемной, когда заинтересовывает их, как говорится, «задевает за живое». Мастерство учителя как раз и состоит в том, чтобы повернуть учебный материал такой гранью, которая высветит противоречие.

Использование проблемных ситуаций требует от учи­теля определенного опыта и мастерства. Необходим осо­бый такт, уважительная деловая атмосфера, психологиче­ский комфорт, ведь учащийся сталкивается с противоречи­ем, испытывает затруднения, ошибается. Учителю надо проявлять при этом деликатность, тактичность, поддержи­вать учеников, внушать уверенность в своих силах. Учени­ки должны видеть заинтересованность учителя и его ис­креннее желание научить их. Часто учителю требуется умение непредвзято оценить решения, которые предла­гают ученики. Бывают случаи, когда сами ученики подме­чают противоречие в объяснении учителя или в учебном материале, в этом случае от учителя требуется особая де­ликатность и умение быстро сориентироваться в ситуации.

Существует довольно распространённое мнение, что разрешить проблемную ситуацию должны сами ученики. Однако этого вовсе не требуется, но обязательным являет­ся условие, чтобы они были эмоционально подготовлены к её разрешению.

Как отмечают психологи, творческие способности не создаются от рождения, а «высвобождаются» в процессе обучения и воспитания. Поэтому проблемное обучение в большой степени способствует «высвобождению» творче­ских способностей учащихся, повышению их интеллекту­ального уровня.

Часто можно слышать мнение, что проблемное обу­чение возможно использовать при работе лишь с подго­товленными учащимися в старших классах. Однако это не так, противоречие может возникнуть в любой момент обу­чения и для любых учеников, поэтому проблемное обуче­ние можно применять для детей любого возраста и уровня подготовки.

Необходимо отметить, что проблемное обучение требует от учителя хорошего знания учебного материала, опыта, даже чутья на проблемные ситуации. Затраты учеб­ного времени при этом достаточно велики, особенно по сравнению с традиционными методами обучения, но они окупаются возможностью организовать поисковую дея­тельность, эффективно развивать диалектическое мышле­ние учащихся. Проблемное обучение решает принципи­ально иные задачи обучения, которые трудно и даже не­возможно решать другими методами.

Блочно-модульное обучение - это метод обучения, когда содержание учебного материала и его изучение оформляется в виде самостоятельных законченных блоков или модулей, подлежащих изучению за определённое время. Обычно его применяют в вузах совместно с рейтин­говой системой контроля знаний. В старших классах мо­дульное обучение позволяет выстраивать для учащихся индивидуальную траекторию освоения информационных технологий путем комплектования профильных курсов из набора модулей.

Программированное обучение - это обучение по специально составленной программе, которая записана в программированном учебнике или в обучающей машине (в памяти компьютера). Обучение идет по следующей схе­ме: материал делится на порции (дозы), составляющие по­следовательные шаги (этапы обучения); в конце шага про­водится контроль усвоения; при правильном ответе выда­ется новая порция материала; при неправильном ответе обучаемый получает указание или помощь. На таком принципе построены компьютерные обучающие програм­мы.

В обучении информатике описанные выше методы имеют свою специфику. Например, достаточно широко применяются репродуктивные методы, особенно на на­чальном этапе работы на компьютере - обучение пользо­вания мышью, клавиатурой. При этом учителю часто при­ходится «ставить руку» ученикам. Принцип «Делай как я!» может эффективно использоваться там, где есть локальная компьютерная сеть или демонстрационный экран и учи­тель может одновременно работать со всеми учениками при кажущемся сохранении индивидуальности обучения. Затем постепенно происходит переход от «Делай как я!» к «Делай сам!». Репродуктивные методы используются при изучении алгоритмов и основ программирования, когда ученики копируют части готовых программ и алгоритмов при выполнении своих индивидуальных заданий.

Использование локальной компьютерной сети по­зволяет эффективно организовать коллективную дея­тельность учащихся, когда одна большая задача разби­вается на ряд подзадач, решение которых поручается от­дельным ученикам или их группам. Участие в коллектив­ной работе вовлекает школьника в отношения взаимной ответственности, заставляет их решать не только учебные, но и организационные задачи. Всё это способствует фор­мированию активной личности, умеющей планировать и оптимально организовывать свою деятельность, соотно­сить её с деятельностью других.

3.2. Метод проектов при обучении информатике

В преподавании информатики нашел новое продол­жение давно забытый метод проектов, который органиче­ски вписывается в современный деятельностный подход к обучению. Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором уча­щиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбо­ра, планирования и выполнения специальных практиче­ских заданий, называемых проектами. Метод проектов применяют обычно при обучении компьютерным техноло­гиям, поэтому он может использоваться как для младших, так и для старших школьников. Как известно, метод проек­тов возник в Америке около ста лет назад, а в 1920 годы широко применялся в советской школе. Возрождение ин­тереса к нему обусловлено тем, что внедрение информа­ционных технологий обучения позволяет передать часть функций учителя средствам этих технологий, а сам он на­чинает выступать в качестве организатора взаимодействия учеников с этими средствами. Учитель всё более выступает как консультант, организатор проектной деятельности и её контроля.

Под учебным проектом понимается определенным образом организованная целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практического задания-проекта. Проектом может быть компьютерный курс изучения опре­деленной темы, логическая игра, компьютерный макет ла­бораторного оборудования, тематическое общение по электронной почте и многое другое. В простейших случаях в качестве сюжетов при изучении компьютерной графики могут быть проекты рисунков животных, растений, строе­ний, симметричных узоров и т.п. Если в качестве проекта выбрано создание презентации, то для этого обычно ис­пользуют программу PowerPoint, которая достаточно про­ста для освоения. Можно применять более продвинутую программу Macromedia Flash и создавать добротные ани­мации.

Перечислим ряд условий использования метода про­ектов:

  1. Учащимся следует предоставить достаточно широ­кий выбор проектов, как индивидуальных, так и коллек­тивных. Дети с большим увлечением выполняют ту работу, которую выбирают самостоятельно и свободно.

  2. Детей надо снабжать инструкцией по работе над проектом, учитывая индивидуальные способности.

  3. Проект должен иметь практическую значимость, целостность и возможность законченности проделанной работы. Завершенный проект следует представить в виде презентации с привлечением сверстников и взрослых.

  4. Необходимо создавать условия для обсуждения школьниками своей работы, своих успехов и неудач, что способствует взаимообучению.

5. Желательно предоставлять детям возможность
гибкого распределения времени на выполнение проекта,
как в ходе учебных занятий по расписанию, так и во вне-
урочное время. Работа во внеурочное время позволяет
контактировать детям разного возраста и уровня владения
информационными технологиями, что способствует взаи-
мообучению.

6. Метод проектов ориентирован, в основном, на ос-
воение приёмов работы на компьютере и информацион-
ных технологий.

В структуре учебного проекта выделяют элементы

[3]:

• формулировка темы;

  • постановка проблемы;

  • анализ исходной ситуации;

  • задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: орга­низационные, учебные, мотивационные;

  • этапы реализации проекта;

  • возможные критерии оценки уровня реализации проекта.

Оценка выполненного проекта является непростым делом, особенно если он выполнялся коллективом. Для коллективных проектов необходима публичная защита, которую можно провести в виде презентации. При этом необходимо выработать критерии оценки проекта и зара­нее довести их до сведения учащихся. В качестве образца для оценки можно использовать таблицу 3.1.


В практике работы школы находят место межпред­метные проекты, которые выполняются под руководством учителя ин-

5. Дизайн

6. Цветовое оформление

7. Использование мультимедиа

8. Соответствие стандартным требованиям

Защита проекта

9. Обоснованность темы проекта и предлагаемых решений

10. Качество доклада при защите

11. Проявление степени знаний по теме

Общий балл

форматики и учителя-предметника. Такой подход позво­ляет эффективно осуществлять межпредметные связи, а готовые проекты использовать как наглядные пособия на уроках по соответствующим предметам.

В школах Европы и Америки метод проектов широко применяется в обучении информатике и другим предме­там. Там считается, что проектная деятельность создаёт условия для интенсификации развития интеллекта с по­мощью компьютера. В последнее время также становится популярным организация занятий в школе на основе про­ектного метода обучения с широким использованием средств информационно-коммуникацион-ных технологий.

3.3. Методы контроля результатов обучения

Методы контроля являются обязательными для про­цесса обучения, так как обеспечивают обратную связь, яв­ляются средством его корректировки и регулировки. Функции контроля: 1) Воспитательная:

  • это показ каждому ученику его достижений в работе;

  • побуждение ответственно относиться к учению;

  • воспитание трудолюбия, понимания необходимости систематически трудиться и выполнять все виды учебных заданий.

Особое значение эта функция имеет для младших школьников, у которых ещё не сформированы навыки ре­гулярного учебного труда.

2) Обучающая:

  • углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний в ходе контроля;

  • выявление искажений в понимании материала;

  • активизация мыслительной деятельности учащихся.

3) Развивающая:

  • развитие логического мышления в ходе контроля, ко­гда требуется умение распознать вопрос, опреде­лить, что является причиной и следствием;

  • развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы.

  • развитие умений и навыков при решении практиче­ских заданий.

4) Диагностическая:

  • показ результатов обучения и воспитания школьни­ков, уровня сформированности умений и навыков;

  • выявление уровня соответствия знаний учащихся об­разовательному стандарту;

  • установление пробелов в обучении, характера оши­бок, объема необходимой коррекции процесса обу­чения;

  • определение наиболее рациональных методов обу­чения и направлений дальнейшего совершенствова­ния учебного процесса;

• отражение результатов труда учителя, выявление недочетов в его работе, что способствует совершен­ствованию педмастерства учителя.

Контроль лишь тогда будет эффективен, когда он ох­ватывает весь процесс обучения от начала до конца и со­провождается устранением обнаруженных недостатков. Организованный таким образом контроль обеспечивает управление процессом обучения. В теории управления различают три вида управления: разомкнутое, замкнутое и смешанное. В педагогическом процессе в школе, как пра­вило, присутствует разомкнутое управление, когда кон­троль осуществляется в конце обучения. Например, решая самостоятельно задачу, ученик может проверить своё ре­шение, лишь только сличив полученный результат с отве­том в задачнике. Найти ошибку и исправить её ученику со­всем непросто, поскольку процесс управления решением задачи разомкнутый - нет контроля промежуточных эта­пов решения. Это приводит к тому, что ошибки, допускае­мые в ходе решения, остаются не выявленными и неис­правленными.

При замкнутом управлении контроль осуществляется непрерывно на всех этапах обучения и по всем элементам учебного материала. Лишь в этом случае контроль в пол­ной мере выполняет функцию обратной связи. По такой схеме организован контроль в хороших обучающих ком­пьютерных программах.

При смешанном управлении контроль обучения на одних этапах осуществляется по разомкнутой схеме, а на других - по замкнутой.

Существующая практика управления процессом обу­чения в школе показывает, что оно построено по разомк­нутой схеме. Характерным примером такого разомкнутого управления является большинство школьных учебников, в которых имеются следующие особенности в организации контроля усвоения учебного материала [17]:

  • контрольные вопросы приводятся в конце параграфа;

  • контрольные вопросы не охватывают все элементы учебного материала;

  • вопросы, упражнения и задачи не обусловлены це­лями обучения, а задаются произвольным образом;

  • к каждому вопросу не приведены эталонные ответы (отсутствует обратная связь).

В большинстве случаев аналогично контроль органи­зован и на уроке - обратная связь от учащегося к учителю обычно отсрочена на дни, недели и даже месяцы, что яв­ляется характерным признаком разомкнутого управления. Поэтому реализация диагностической функции контроля в этом случае требует от учителя значительных усилий и чет­кой организации.

Многие ошибки, допускаемые учениками при вы-полне-нии заданий, являются следствием их невниматель­ности, безразличия, т.е. из-за отсутствия самоконтроля. Поэтому важной функцией контроля является побуждение учащихся к самоконтролю своей учебной деятельности.

Обычно в школьной практике контроль состоит в вы­явлении уровня усвоения знаний, который должен соот­ветствовать стандарту. Образовательный стандарт по ин­форматике нормирует лишь минимально необходимый уровень образованности и включает как бы 4 ступени:

  • общая характеристика учебной дисциплины;

  • описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала;

  • описание самих требований к минимально необхо­димому уровню учебной подготовки школьников;

• «измерители» уровня обязательной подготовки уча­щихся, т.е. проверочные работы, тесты и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходи­мого уровня требований.

Во многих случаях в основу процедуры оценки зна­ний и умений по информатике и ИКТ, исходя из требова­ний образовательного стандарта, кладется критериально-ориентированная система, использующая дихотомическую шкалу: зачет - незачет. А для оценки достижений школь­ника на уровне выше минимальных используется тради­ционная нормированная система. Поэтому проверка и оценка знаний и умений школьников должна вестись на двух уровнях подготовки - обязательном и повышенном.

В школе применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный контроль применяют для опре­деления исходного уровня обученности учащихся. Учителю информатики такой контроль позволяет определить детей, владеющих навыком работы на компьютере и степень это­го навыка. На основе полученных результатов необходимо провести адаптацию процесса обучения к особенностям данного контингента учащихся.

Текущий контроль осуществляется на каждом уро­ке, поэтому должен быть оперативным и разнообразным по методам и формам. Он состоит в наблюдениях за учеб­ной деятельностью учеников, за усвоением ими учебного материала, за выполнением домашних заданий, форми­рованием учебных умений и навыков. Такой контроль вы­полняет важную функцию обратной связи, поэтому он должен быть систематическим и носить пооперационный характер, т.е. следует контролировать выполнение каж­дым учеником всех важных операций. Это позволяет во­время фиксировать допущенные ошибки и тут же исправ­лять их, не допуская закрепления неправильных действий, особенно на начальном этапе обучения. Если в этот пери­од контролировать лишь конечный результат, то коррек­ция становится затруднительной, так как ошибка может быть вызвана разными причинами. Пооперационный кон­троль позволяет оперативно регулировать процесс обуче­ния по наметившимся отклонениям и не допускать оши­бочных результатов. Примером такого пооперационного контроля является контроль умений владения мышью, клавиатурой, в частности, правильности расположения пальцев левой и правой руки над клавишами.




Похожие документы:

  1. Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -

    Учебники и учебные пособия
    Предисловие - 9 - Раздел 1. Общиевопросыметодикипреподаванияинформатики и ИКТ в школе - 11 - Глава 1. Предмет информатики в школе -11 - Информатика как наука и как учебный предмет - 11 - История введения предмета информатика в отечественной ...
  2. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

    Научно-методический журнал
    ... , знаний приобретённых в школе, вопрос открытый. Возвращаясь к информатике, позволим себе отметить ... математики и информатики, заключается в теоретической базе учебных курсов «Методикапреподавания математики», «Методикапреподаванияинформатики», « ...
  3. Отчет профессионального образования за 2008 год

    Отчет
    ... вопросы ... 11 ... Раздел № ... информатики и ИКТ (Босова Л.Л., г. Коломна, УМЦ РУО 22 января 2008 г.). Проблемы преподаванияинформатики и ИКТ в школе ... Методикапреподавания математики в средней школе. Общаяметодика ... 56. Предисловие // Научные школы Московского ...
  4. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... ИКТ Использование ИКТ ... актуальными вопросамиметодикипреподавания русского ... преподаванияинформатики в учреждениях общего ... предисловие «От авторов», рубрика «Интересно знать», разделы ... , Н. Путешествие в древнегреческую школу. – № 11, 2009. Варганаў, В. ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу новинской сош на 2012 – 2015 уч г

    Основная образовательная программа
    ... методикапреподавания иностранного языка в начальной школе», 2011, 108 ч. «Теория и методикапреподавания иностранного языка в начальной школе ... 11 кл.: Бином, 2011. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 2 – 4 кл. начальной общеобразовательной школы. ...

Другие похожие документы..