Главная > Контрольные вопросы


использовать приобретённые знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, электронных таб­лиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с исполь­зованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информа­ционных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использова­ния информационных ресурсов общества с соблюде­нием соответствующих правовых и этических норм.

Извлечения из стандарта среднего (полного) общего об­разования по информатике и ИКТ (из приложения к при­казу Минобразования России № 1089 от 05.03.04 г.)

Базовый уровень

Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной

научной картины мира, роль информационных про­цессов в обществе, биологических и технических сис­темах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реаль­ных объектов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуаль­ных и творческих способностей путем освоения и ис­пользования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюде­нию этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информацион­ных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ Базовые понятия информатики и информационных технологий

Информация и информационные процессы Системы, образованные взаимодействующими элемента­ми, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Классификация информационных процессов, выбор спо­соба представления информации в соответствии с постав­ленной задачей. Универсальность дискретного (цифрово­го) представления информации. Двоичное представление информации.

Поиск и систематизация информации. Хранение информа­ции: способ хранения информации.

Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Преобразование информации на основе формальных пра­вил. Алгоритмизация как необходимое условие его авто­матизации.

Особенности запоминания, обработки и передачи инфор­мации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе, технике.

Информационные модели и системы Информационные (нематериальные) модели. Использо­вание информационных моделей в учебной и познава­тельной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формали­зация задач из различных предметных областей. Структу­рирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделиро­вания (на примерах из различных предметных областей). Компьютер как средство автоматизации информацион­ных процессов

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Ар­хитектура современных компьютеров. Многообразие опе­рационных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от ре­шаемой задачи .

Программные средства создания информационных объек­тов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Средства и технологии создания и преобразования ин­формационных объектов

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое пред­ставление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информацион­ные объекты. Средства и технология работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Ос­новные способы представления математических зависи­мостей между данными. Использование электронных таб­лиц для обработки числовых данных (на примере задач из разных предметных областей).

Графические информационные объекты. Средства и тех­нологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами гра­фических редакторов, систем презентационной и анима­ционной графики.

Базы данных. Системы управления базами данных. Созда­ние, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных се­тей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его после­дующего поиска.

Основы социальной информатики Основные этапы становления информационного обще­ства. Этические и правовые нормы информационной дея­тельности человека.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом

уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информацион­ных объектов различного типа с помощью современ­ных программных средств информационных и ком­муникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, опи­сывающих реальные объекты и процессы;

назначение и функции операционных систем; уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соот­носить полученные результаты с реальными объек­тами;

  • распознавать и описывать информационные процес­сы в социальных, биологических и технических сис­темах;

  • использовать информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям модели­рования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной струк­туры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую ин­формацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и дина­мику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиени­ческие

рекомендации при использовании средств ИКТ; использовать приобретённые знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных обра­зовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;

  • ориентации в информационном пространстве, рабо­ты с распространенными автоматизированными ин­формационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального инфор­мационного пространства.

Профильный уровень

Изучение информатики и ИКТ на профильном уровне среднего (полного) образования направлено на достиже­ние следующих целей:

освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построе­нию описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование, средствам моделирования; информационным про­цессам в биологических, технологических и социаль­ных системах;

  • овладение умениями строить математические объ­екты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяю­щие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использо­вать общепользовательские инструменты и настраи­вать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способно­стей к формализации, элементов системного мышле­ния;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитив­ную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, соз­дания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного ти­па с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информаци­онной деятельности в различных сферах, востребо­ванных на рынке труда.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ Базовые понятия информатики и информационных технологий

Информация и информационные процессы

Виды информационных процессов. Процесс передачи ин­формации. Сигнал, кодирование, декодирование, искаже­ние информации. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видео­информации.

Скорость передачи информации. Восприятие, запомина­ние и обработка информации человеком, пределы чувст­вительности и разрешающей способности органов чувств.

Системы, компоненты, состояние и взаимодействие ком­понентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь.

Модель в деятельности человека. Описание (информаци­онная модель) реального объекта и процесса, соответст­вие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания. Использование инфор­мационной модели в процессе общения, практической деятельности, исследования.

Математические модели: примеры логических и алгорит­мических языков, их использование для описания объек­тов и процессов в живой и неживой природе и технологии, в том числе физических, биологических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Использование средств имитационного моделирования (виртуальных ла­бораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.

Системы счисления. Логика и алгоритмы. Высказывания. Логические операции, кванторы, истинность высказывания. Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности. Индук­тивное определение объектов. Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универ­сальная вычислимая функция; диагональное доказатель­ство несуществования. Выигрышные стратегии. Слож­ность вычисления; проблема перебора. Задание вычис­лимой функции системой уравнений. Сложность описа­ния. Кодирование с исправлением ошибок. Сортировка. Элементы теории алгоритмов. Формализация понятия ал­горитма. Вычислимость. Эквивалентность алгоритмических моделей. Построение алгоритмов и практические вычис­ления.

Язык программирования. Типы данных. Основные конст­рукции языка. Системы программирования. Основные эта­пы разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи.

Информационная деятельность человека Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические сред­ства и информационные ресурсы). Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций. Роль инфор­мации в современном обществе и его структурах: эконо­мической, социальной, культурной, образовательной. Ин­формационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура. Образовательные информаци­онные ресурсы.

Экономика информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Информационная этика и право, информационная безо­пасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их пре­дотвращения.

Средства ИКТ

Архитектура компьютеров и компьютерных сетей. Про­граммная и аппаратная организация компьютеров и ком­пьютерных систем. Виды программного обеспечения. Операционные системы. Понятие о системном админист­рировании.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компью­терного рабочего места. Типичные неисправности и труд­ности в использовании ИКТ. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями использования. Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для выбранной области дея­тельности.

Профилактика оборудования.

Технологии создания и обработки текстовой информации

Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций. Использование готовых и соз­дание собственных шаблонов.

Использование систем проверки орфографии и граммати­ки. Тезаурусы. Использование систем двуязычного пере­вода и электронных словарей. Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети. Ис­пользование цифрового оборудования. Использование специализированных средств редактиро­вания математических текстов и графического представле­ния математических объектов. Использование систем распознавания текстов.

Технология создания и обработки графической и муль­тимедийной информации

Представление о системах автоматизированного проекти­рования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объ­ектов. Ввод и обработка звуковых объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования. Создание графических комплексных объектов для различ­ных предметных областей: преобразования, эффекты, кон­струирование. Создание и преобразование звуковых и ау­диовизуальных объектов. Создание презентаций, выпол­нение учебных творческих и конструкторских работ. Опытные работы в области картографии, использова­ние геоинформационных систем в исследовании экологи­ческих и климатических процессов, городского и сельско­го хозяйства.

Обработка числовой информации Математическая обработка статистических данных, ре­зультатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков. Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественнонаучного и математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учёта индивидуальных показателей учебной дея­тельности. Примеры простейших задач бухгалтерского учё­та, планирования и учёта средств.

Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач. Обработка числовой инфор­мации на примерах задач по учёту и планированию.

Технологии поиска и хранения информации Представление о системах управления базами данных, по­исковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы ин­формации: электронные каталоги, базы данных. Организа­ция баз данных. Примеры баз данных: юридические, биб­лиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управле­ния базами данных для формирования примера базы дан­ных учащихся в школе.

Использование инструментов поисковых систем (форми­рование запросов) для работы с образовательными порта­лами и электронными каталогами библиотек, музеев, кни­гоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Правила цитирования источников информации.

Телекоммуникационные технологии

Представления о средствах телекоммуникационных тех­нологий: электронная почта, чат, телеконференции, фору­мы, телемосты, интернет-телефония. Специальное про­граммное обеспечение телекоммуникационных техноло­гий.

Использование средств телекоммуникаций в коллектив­ной деятельности. Технологии и средства защиты инфор­мации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений. Инструменты создания информационных объектов для Интернета. Методы и средства создания и сопровождения сайта.

Технологии управления, планирования и организации деятельности

Технологии автоматизированного управления в учебной среде. Технологии управления, планирования и организа­ции деятельности человека. Создание организационных диаграмм и расписаний. Автоматизация контроля их вы­полнения.

Системы автоматического тестирования и контроля зна­ний. Использование тестирующих систем в учебной дея­тельности. Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на профильном

уровне ученик должен

знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные конструкции языка программирования;

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

  • виды и свойства информационных моделей реаль­ных объектов и процессов, методы и средства ком­пьютерной реализации информационных моделей;

  • общую структуру деятельности по созданию компью­терных моделей;

  • назначение и области использования основных тех­нических средств информационных и коммуникаци­онных технологий и информационных ресурсов;

  • виды и свойства источников и приемников информа­ции, способы кодирования и декодирования, причи­ны искажения информации при передаче; связь по­лосы пропускания канала со скоростью передачи ин­формации;

  • базовые принципы организации и функционирова­ния компьютерных сетей;

  • нормы информационной этики и права, информаци­онной безопасности, принципы обеспечения инфор­мационной безопасности;

  • способы и средства обеспечения надежного функ­ционирования средств ИКТ;

уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в про­стейших социальных, биологических и технических системах;

  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диа­граммы, формулы);

  • вычислять логическое значение сложного высказы­вания по известным значениям элементарных выска­зываний;

  • проводить статистическую обработку данных с по­мощью компьютера;

  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • устранять простейшие неисправности, инструктиро­вать пользователей по базовым принципам исполь­зования ИКТ;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и об­работки информации;

  • оперировать информационными объектами, исполь­зуя имеющиеся знания о возможностях информаци­онных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллек­туальной собственности на информацию;

  • проводить виртуальные эксперименты и самостоя­тельно создавать простейшие модели в учебных вир­туальных лабораториях и моделирующих средах;

  • выполнять требования техники безопасности, гигие­ны, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечения надежно­го функционирования средств ИКТ;

использовать приобретённые знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообра­зованием и профессиональной ориентацией;

  • представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для разме­щения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;

  • подготовки выступления, участия в коллективном об­суждении, фиксации его хода и результатов;

  • личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;

  • соблюдения требований информационной безопас­ности, информационной этики и права.

Этот образовательный стандарт утвержден совсем недавно, поэтому необходима активная работа по его ме­тодическому, организационному и техническому подкреп­лению. Если требования стандарта на базовом уровне ещё могут быть достижимы в значительной части школ, то для профильного уровня подавляющее большинство школ и учителей не готовы, как технически, так и методически.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -

    Учебники и учебные пособия
    Предисловие - 9 - Раздел 1. Общиевопросыметодикипреподаванияинформатики и ИКТ в школе - 11 - Глава 1. Предмет информатики в школе -11 - Информатика как наука и как учебный предмет - 11 - История введения предмета информатика в отечественной ...
  2. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

    Научно-методический журнал
    ... , знаний приобретённых в школе, вопрос открытый. Возвращаясь к информатике, позволим себе отметить ... математики и информатики, заключается в теоретической базе учебных курсов «Методикапреподавания математики», «Методикапреподаванияинформатики», « ...
  3. Отчет профессионального образования за 2008 год

    Отчет
    ... вопросы ... 11 ... Раздел № ... информатики и ИКТ (Босова Л.Л., г. Коломна, УМЦ РУО 22 января 2008 г.). Проблемы преподаванияинформатики и ИКТ в школе ... Методикапреподавания математики в средней школе. Общаяметодика ... 56. Предисловие // Научные школы Московского ...
  4. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... ИКТ Использование ИКТ ... актуальными вопросамиметодикипреподавания русского ... преподаванияинформатики в учреждениях общего ... предисловие «От авторов», рубрика «Интересно знать», разделы ... , Н. Путешествие в древнегреческую школу. – № 11, 2009. Варганаў, В. ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу новинской сош на 2012 – 2015 уч г

    Основная образовательная программа
    ... методикапреподавания иностранного языка в начальной школе», 2011, 108 ч. «Теория и методикапреподавания иностранного языка в начальной школе ... 11 кл.: Бином, 2011. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 2 – 4 кл. начальной общеобразовательной школы. ...

Другие похожие документы..