Главная > Контрольные вопросы


АК — КГ — ИК — ?

Как видно из схемы, в конце цепочки целей постав­лен знак вопроса, что объясняется динамизмом целей об­разования, необходимостью соответствовать современно­му уровню развития науки и практики. Например, сейчас возникла потребность включения в содержание понятия ИК представлений об информационно-коммуникационных технологиях, владение которыми становится обязатель­ным элементом общей культуры современного человека. Некоторые методисты предлагают формировать инфор­мационно-технологическую культуру школьников. В ин­формационную культуру школьника входят следующие компоненты [1]:

  1. Навыки грамотной постановки задач для решения с помощью ЭВМ.

  2. Навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математическо­го моделирования и умения строить простые матема­тические модели поставленных задач.

  3. Знание основных алгоритмических структур и уме­ние применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям.

  4. Понимание устройства и функционирования ЭВМ, элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков про­граммирования высокого уровня.

  5. Навыки квалифицированного использования основных типов современных информационно-коммуникационных систем для решения с их помощью практических задач, понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем.

  6. Умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.

В то же время, в реальных условиях школы формиро­вание информационной культуры во всех её аспектах представляется проблематичным. Дело здесь не только в том, что не все школы в достаточной степени обеспечены современной компьютерной техникой и подготовленными учителями. Использование многовариантных программ, в частности авторских, привело к тому, что не только содер­жание, но и цели образования школьников в области ин­форматики в 1990 годы стали трактоваться по-разному. Их стали формулировать крайне нечётко, размыто и даже не­определённо, поэтому решением коллегии Минобраза России от 22.02.1995 г. было предложено использовать 3-х этапную структуру курса информатики средней школы с распределёнными целевыми установками [11]:

Первый этап (1-6 кл.) - пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с ком­пьютером, формируются первые элементы инфор­мационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютер­ных тренажеров на уроках математики, русского язы­ка и других предметов.

  • Второй этап (7-9 кл.) - базовый курс, обеспечиваю­щий обязательный общеобразовательный минимум подготовки по информатике. Он направлен на овла­дение методами и средствами информационных технологий решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования ком­пьютеров в своей учебной, а затем профессиональ­ной деятельности.

  • Третий этап (10-11 кл.) - продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объёму и содержанию в зависимости от интересов и направленности допро-фессиональной подготовки школьников.

Предложение трехэтапной структуры курса было оп­ределенным шагом вперед, способствовало преодолению разброда и шатаний в определении целей, позволило сде­лать изучение информатики в школе непрерывным. Новый базисный учебный план 2004 года и образовательный стандарт по информатике закрепили такую структуру кур­са. Более раннее изучение информатики делает реальным систематическое использование учащимися информаци­онно-коммуникационных технологий при изучении всех школьных предметов.

Дальнейшее развитие курса информатики должно быть связано с усилением его общеобразовательной функции, с возможностями решения общих задач обуче­ния, развития и воспитания школьников. Большинство оте­чественных методистов склоняются к тому, что будущее школьного предмета информатики состоит в развитии фундаментальной компоненты, а не в «погружении» в об­ласть информационных технологий. Информатика предла­гает новый способ мышления и деятельности человека, позволяет формировать целостное мировоззрение и науч­ную картину мира, и это следует использовать в обучении школьников.

В развитых странах Запада цели изучения информа­тики в школе носят, в основном, прикладной характер и состоят в подготовке школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, ос­воением средств информатизации и информационных технологий, что считается залогом успешного экономиче­ского развития общества.

Контрольные вопросы и задания

  1. Приведите определение информатики. Когда она воз­никла и на какой основе?

  2. Что общего между кибернетикой и информатикой?

  3. Приведите и опишите структуру информатики как науки.

  4. Что является предметом и объектом информатики?

  5. Дайте определение термина «Школьная информатика».

  6. Приведите структуру школьной информатики.

  7. Приведите дату введения в средних школах предмета

ОИВТ.

  1. Опишите этапы истории обучения информатике в отече­ственной школе.

  2. Когда появились в учебном плане школы факультативы по информатике и как они назывались?

  1. Перечислите основные компоненты алгоритмической культуры учащихся.

  2. С какого года в школы стали поступать отечественные компьютерные классы?

  3. Приведите компоненты, составляющие содержание компьютерной грамотности школьников.

  4. Приведите компоненты информационной культуры.

14. Приведите 3-х этапную структуру курса информатики, рекомендованную Минобразом в 1995 году.

Глава 2. Содержание школьного курса ин­форматики и ИКТ

2.1. Общедидактические подходы к определе­нию содержания курса информатики

Говоря о содержании курса информатики в школе, следует иметь в виду требования к содержанию образова­ния, которые изложены в Законе РФ «Об образовании». В содержании образования всегда выделяют три компонен­ты: воспитание, обучение и развитие. Обучение занимает центральное положение. Содержание общего образова­ния включает в себя информатику двояким образом - как отдельный учебный предмет и через информатизацию всего школьного образования. На отбор содержания курса информатики влияют две группы основных факторов [1], которые находятся между собой в диалектическом проти­воречии:

  1. Научность и практичность. Это означает, что содер­жание курса должно идти от науки информатики и соот­ветствовать современному уровню её развития. Изучение информатики должно давать такой уровень фундамен­тальных познаний, который действительно может обеспе­чить подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности в различных сферах.

  2. Доступность и общеобразовательность. Включае­мый материал должен быть посилен основной массе уча­щихся, отвечать уровню их умственного развития и имею­щемуся запасу знаний, умений и навыков. Курс также должен содержать все наиболее значимые, общекультур­ные, общеобразовательные сведения из соответствующих разделов науки информатики.

Школьный курс информатики, с одной стороны, дол­жен быть современным, а с другой - быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух во мно­гом противоречивых требований является сложной зада­чей.

Содержание курса информатики складывается слож­но и противоречиво. Оно должно соответствовать соци­альному заказу общества в каждый данный момент его развития. Современное информационное общество вы­двигает перед школой задачу формирования у подрас­тающего поколения информатической компетентности. Понятие информатической компетентности достаточно широко и включает в себя несколько составляющих: моти-вационную, социальную когнитивную, технологическую и др. Когнитивная составляющая курса информатики на­правлена на развитие у детей внимания, воображения, памяти, речи, мышления, познавательных способностей. Поэтому при определении содержания курса следует ис­ходить из того, что информатика обладает большой спо­собностью формирования этих сфер личности и, в особен­ности, мышления школьников. Общество нуждается в том, чтобы вступающие в жизнь молодые люди обладали на­выками использования современных информационных технологий. Все это требует дальнейших исследований и обобщения передового педагогического опыта.

2.2. Машинный и безмашинный варианты курса информатики

Первая программа курса ОИВТ 1985 года содержала три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Эти по­нятия определяли обязательный для усвоения учащимися объём теоретической подготовки. Содержание обучения складывалось на основе компонентов алгоритмической культуры и, затем, компьютерной грамотности учащихся. Курс ОИВТ предназначался для изучения в двух старших классах - в девятом и десятом. В 9 классе отводилось 34 часа (1 час в неделю), а в 10 классе содержание курса дифференцировалось на два варианта - полный и краткий. Полный курс в 68 часов был рассчитан для школ, распола­гающих вычислительными машинами или имеющими возможность проводить занятия со школьниками на вы­числительном центре. Краткий курс объёмом 34 часа предназначался для школ, не имеющих возможности про­водить занятия с применением ЭВМ. Таким образом, сразу были предусмотрено 2 варианта - машинный и безма­шинный. Но в безмашинном варианте планировались экс­курсии объёмом 4 часа на вычислительный центр или предприятия, использующие ЭВМ.

Однако реальное состояние оснащения ЭВМ тогдаш­них школ и готовности учительских кадров привели к тому, что курс волей-неволей был изначально ориентирован на безмашинный вариант обучения. Большая часть учебного времени отводилась на алгоритмизацию и программиро­вание, через которые преимущественно и рассматрива­лось общеобразовательное значение предмета информа­тики.

Первый собственно машинный вариант курса ОИВТ был разработан в 1986 году в объёме 102 часа для двух старших классов. В нем на знакомство с ЭВМ и решение задач на ЭВМ отводилось 48 часов. В то же время сущест­венного отличия от безмашинного варианта не было. Но, тем не менее, курс был ориентирован на обучение ин­форматике в условиях активной работы учащихся с ЭВМ в школьном кабинете вычислительной техники (в это время начались первые поставки в школы персональных компь­ютеров). Курс был достаточно быстро сопровожден соот­ветствующим программным обеспечением: операционной системой, файловой системой, текстовым редактором. Были разработаны прикладные программы учебного на­значения, которые быстро стали неотъемлемым компо­нентом методической системы преподавателя информа­тики. Предполагалась постоянная работа школьников с ЭВМ на каждом уроке в кабинете информатики. Было предложено три вида организационного использования кабинета вычислительной техники - проведение демонст­раций на компьютере, выполнение фронтальных лабора­торных работ и практикума.

Безмашинный вариант сопровождался несколькими учебными пособиями, например, учебники А.Г. Кушнирен-ко с соавторами в то время получили широкое распро­странение. Тем не менее, и машинный вариант во многом продолжал линию на алгоритмизацию и программирова­ние, и меньше содержал фундаментальные основы ин­форматики.

В 1990 годы с поступлением компьютеров в боль­шинстве школ курс информатики начал преподаваться в машинном варианте, а основное внимание учителя стали уделять освоению приемов работы на компьютере и ин­формационных технологий. Однако следует отметить, что реалии третьего десятилетия преподавания информатики показывают наличие в настоящее время безмашинного варианта или большой его доли в значительном числе школ, не только сельских, но и городских. Преподавание в начальной школе также ориентировано, в основном, на безмашинное изучение информатики, чему есть некоторое объяснение - время работы на компьютере для учащихся начальной школы не должно превышать 15 минут. Поэто­му учебники информатики для них содержат лишь не­большую долю собственно компьютерного компонента.

2.3. Стандарт образования по информатике

Введение образовательного стандарта стало шагом вперед, а само его понятие прочно вошло в арсенал ос­новных понятий дидактики. Действующий в настоящее время образовательный стандарт утвержден приказом Минобразования России от 05.03.04 г. № 1089. Он опреде­ляет федеральный компонент государственных образова­тельных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Государственный образовательный стандарт содер­жит нормы и требования, определяющие:

  • обязательный минимум содержания основных обра­зовательных программ;

  • максимальный объём учебной нагрузки учащихся;

  • уровень подготовки выпускников образовательных учреждений;

  • основные требования к обеспечению образователь­ного процесса.

Назначение образовательного стандарта состоит в том, что он призван:

  • обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;

  • сохранить единство образовательного пространства;

  • защитить обучающихся от перегрузок и сохранить их психическое и физическое здоровье;

  • установить преемственность образовательных про­грамм на разных ступенях образования;

• предоставить право гражданам на получение полной и достоверной информации о государственных нор­мах и требованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

Образовательный стандарт по информатике и ИКТ является нормативным документом, определяющим тре­бования:

  • к месту курса информатики в учебном плане школы;

  • к содержанию курса информатики в виде обязатель­ного минимума содержания образования;

  • к уровню подготовки учащихся в виде набора требо­ваний к ЗУНам и научным представлениям;

  • к технологии и средствам проверки и оценки дости­жения школьниками требований образовательного стандарта.

В новом стандарте реализуется идея развития и уси­ления фундаментальных основ школьного курса информа­тики на основе системно-информационного подхода к анализу объектов и явлений окружающего мира и инфор­мационных технологий.

В стандарте можно выделить два основных аспекта: Первый аспект - это теоретическая информатика и сфера пересечения информатики и кибернетики: системно-информационная картина мира, общие закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем. Второй аспект - это информационные технологии. Этот аспект связан с подготовкой учащихся к практической дея­тельности и продолжению образования.

В содержании стандарта нашло отражение то, что парадигма школьного образования по информатике в на­стоящее время смещается к триаде: «информация - ин­формационные модели - информационные технологии». В стандарте можно также выделить две содержательные линии: линия информационных процессов и линия пред­ставления информации.

Особенностью стандарта есть то, что он определяет новый критериально-ориентированный подход к способу оценки уровня подготовки школьников по информатике.

Рассмотрим кратко содержание стандарта для ос­новного общего и среднего (полного) образования. Со­держание стандарта по информатике для начального об­разования будет рассмотрено в 16 главе.

Извлечения из стандарта основного общего образо­вания по информатике и ИКТ (из приложения к приказу

Минобразования России № 1089 от 05.03.04 г.)

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного об­щего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными вида­ми информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных тех­нологий (ИКТ), организовывать собственную инфор­мационную деятельность и планировать её результа­ты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуаль­ных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информа­ции с учетом правовых и этических аспектов её рас­пространения, избирательного отношения к инфор­мации;

выработка навыков применения средств ИКТ в по­вседневной жизни, при выполнении индивидуаль­ных и коллективных проектов, в учебной деятельно­сти, при дальнейшем освоении профессий Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ Информационные процессы

Представление информации

Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естествен­ные и формальные языки. Формализация описания реаль­ных объектов и процессов.

Примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.

Информационные процессы: хранение, передача и обра­ботка информации. Дискретная форма представления ин­формации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств ин­формационных технологий. (Курсивом выделен материал, ко­торый подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).

Передача информации Процесс передачи информации, источник и приёмник ин­формации, сигнал, кодирование и декодирование, иска­жение информации при передаче, скорость передачи ин­формации.

Обработка информации

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгорит­мов, блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логиче­ские значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, спи­ски, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преоб­разование сигналов живыми организмами. Компьютер как универсальное устройство обработки

информации

Основные компоненты компьютера и их функции. Про­граммный принцип работы компьютера. Командное взаи­модействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.

Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о про­граммировании.

Информационные процессы в обществе Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация. Инфор­мационная безопасность, информационная этика и право.

Информационные технологии

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (вклю­чение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходные материалов. Гигиенические, эр­гономические и технические условия безопасной эксплуа­тации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объ­ектами в наглядно-графической форме (графический поль­зовательский интерфейс). Создание, именование, сохра­нение, удаление объектов, организация их семейств. Ар­хивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объек­тов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. Образовательные области приоритетного освоения (предметные области, в рамках которых наиболее успеш­но можно реализовать указанные темы раздела образова­тельного стандарта): информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира:

  • природных, культурно-исторических, школьной жиз­ни, индивидуальной и семейной истории, в том числе запись изображений и звука с использованием раз­личных устройств (цифровых фотоаппаратов и микро­скопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

  • текстов, в том числе с использованием сканера и про­грамм распознавания, расшифровки устной речи);

  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

  • таблиц результатов измерений (в том числе с исполь­зованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов Тексты. Создание текста посредством квалифицированно­го клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами тек­ста.

Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выде­ление изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диа­грамм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом.

Примеры деловой переписки, учебной публикации (док­лад, реферат).

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и ИКТ, обществоведение, естественнонауч­ные дисциплины, филология, искусство. Базы данных. Поиск в готовой базе. Создание записей в базы данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатики и информационные технологии, обществоз-нание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью ин­струментов графического редактора, сканера, графическо­го планшета, использование готовых графических объек­тов. Геометрические и стилевые преобразования. Исполь­зование примитивов и шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. При­менение простых анимационных графических объектов. Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство, проектная деятельность в различных предметных областях.

Поиск информации Компьютерные энциклопедии и справочники, информация в компьютерных сетях и некомпьютерных источниках ин­формации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулировка запросов. Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, язы­ки.

Проектирование и моделирование Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использова­ние стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геомет­рические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели. Образовательные области приоритетного освоения: черчение, информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии, география, естест­веннонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (элек­тронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в го­товую таблицу, изменение данных, переход к графическо­му представлению. Ввод математических формул и вычис­ления по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естествен­нонаучные дисциплины, обществознание (экономика).

Организация информационной среды Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, \Л/еЬ-страницы, презен­тации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного исполь­зования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования инфор­мационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации кол­лективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, об­ществоведение, естественнонаучные дисциплины.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать:

  • виды информационных процессов, примеры источ­ников и приёмников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

назначение и функции используемых ИКТ; уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепоч­ками символов, числами, списками, деревьями; про­верять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, исполь­зуя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, спра­вочной системой; предпринимать меры антивирус­ной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимой для хранения информации, скорость передачи ин­формации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию стра­ниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изо­бражения;

  • создавать и использовать различные формы пред­ставления информации: формулы, графики, диа­граммы, таблицы (в том числе динамические, элек­тронные, в частности - в практических задачах), пе­реходить от одного представления к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представ­ления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных опера­ций графических редакторов, учебных систем авто­матизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютер­ных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его пе­риферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

следовать требованиям техники безопасности, ги­гиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -

    Учебники и учебные пособия
    Предисловие - 9 - Раздел 1. Общиевопросыметодикипреподаванияинформатики и ИКТ в школе - 11 - Глава 1. Предмет информатики в школе -11 - Информатика как наука и как учебный предмет - 11 - История введения предмета информатика в отечественной ...
  2. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

    Научно-методический журнал
    ... , знаний приобретённых в школе, вопрос открытый. Возвращаясь к информатике, позволим себе отметить ... математики и информатики, заключается в теоретической базе учебных курсов «Методикапреподавания математики», «Методикапреподаванияинформатики», « ...
  3. Отчет профессионального образования за 2008 год

    Отчет
    ... вопросы ... 11 ... Раздел № ... информатики и ИКТ (Босова Л.Л., г. Коломна, УМЦ РУО 22 января 2008 г.). Проблемы преподаванияинформатики и ИКТ в школе ... Методикапреподавания математики в средней школе. Общаяметодика ... 56. Предисловие // Научные школы Московского ...
  4. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... ИКТ Использование ИКТ ... актуальными вопросамиметодикипреподавания русского ... преподаванияинформатики в учреждениях общего ... предисловие «От авторов», рубрика «Интересно знать», разделы ... , Н. Путешествие в древнегреческую школу. – № 11, 2009. Варганаў, В. ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу новинской сош на 2012 – 2015 уч г

    Основная образовательная программа
    ... методикапреподавания иностранного языка в начальной школе», 2011, 108 ч. «Теория и методикапреподавания иностранного языка в начальной школе ... 11 кл.: Бином, 2011. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 2 – 4 кл. начальной общеобразовательной школы. ...

Другие похожие документы..