Главная > Контрольные вопросы


1.2. История введения предмета информатика в отечественной школе

Информатика была введена как обязательный учеб­ный предмет во все средние школы СССР с 1 сентября 1985 года и получила название «Основы информатики и вычис­лительной техники», сокращенно ОИВТ. С 2004 года дан­ный предмет называется «Информатика и информацион­но-коммуникационные технологии» или более сокращен­но - «Информатика и ИКТ». Между возникновением ин­форматики как самостоятельной науки и введением её в практику массовой общеобразовательной школы прошло очень мало времени - всего 10-15 лет, что является бес­прецедентным случаем в истории педагогики. Поэтому определение содержания школьного курса информатики и в настоящее время является непростой задачей.

Вначале информатика преподавалась в двух послед­них старших классах - 9 и 10 (в те годы школа была деся­тилетней), а сейчас её изучают уже в начальной школе. Однако проникновение в учебные программы школ све­дений из информатики началось значительно раньше -ещё на заре компьютерной эры были отдельные опыты изучения со школьниками элементов программирования и кибернетики. Можно выделить три основных этапа в исто­рии отечественного образования в этой области:

  • первый этап - с начала постройки первых советских ЭВМ и до введения в школе учебного предмета ОИВТ в 1985 году;

  • второй - с 1985 по 1990 гг. до начала массового по­ступления в школы компьютерных классов;

  • третий - с 1991 г. и по настоящее время.

1. На первом этапе в начале 1950 годов отдельные группы энтузиастов в НИИ и вузовских вычислительных центрах вели поисковые работы по обучению школьников началам программирования. Эти группы начали возникать в разных местах. Будущий академик А.П. Ершов руководил такой группой в конце 1950 годов в новосибирском Ака­демгородке и впервые внедрил в практику версию школь­ной информатики. В начале 1960 годов стали открываться школы с математической специализацией, и для них были созданы первые официальные учебные программы по курсу программирования, ориентированных на учащихся средних школ. В этих специализированных школах преду­сматривалась профессиональная подготовка вычислите-лей-програм-мистов на базе общего среднего образова­ния. Развитие сети таких школ привело к появлению спе­циальных учебных пособий по системам программирова­ния, а в журнале «Математика в школе» стали публико­ваться материалы по обучению школьников программи­рованию.

В середине 1960 годов в физико-математической школе при Саратовском государственном университете был развернут компьютерный класс на базе ЭВМ Урал 1 и Урал 2, а затем БЭСМ 4. Позднее в этой школе была уста­новлена ЭВМ ЕС 1020. Школьники изучали программиро­вание на языках Алгол 60 и Ассемблер (см. ИНФО, 1993, № 2, С.9).

В 1961 г. В.С. Леднев предпринял экспериментальное преподавание специально разработанного им курса для средней школы по общим основам кибернетики. Результа­том этой работы стало официальное включение в середи­не 1970 годов курса «Основы кибернетики» (объём 140 часов) в число факультативных курсов для общеобразова­тельной средней школы. Значительная часть его содержа­ния была посвящена информатике.

После школьной реформы 1966 года в учебные пла­ны средней школы были введены новые формы учебной работы - факультативы. По математике и её приложениям было разработано три факультативных курса: «Програм­мирование», «Вычислительная математика» и «Векторные пространства и линейное программирование». В то время эти курсы строились в условиях «безмашинного» обучения и не получили широкого распространения, что было связа­но как с неподготовленностью преподавателей, так и с от­сутствием в школах материальной базы.

В начале 1970 годов начала развиваться система межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), в некоторых из которых стали возникать специали­зации по профессиональной подготовке учащихся старших классов в области применения вычислительной техники. С 1971 года такую подготовку в экспериментальном порядке начали в УПК Первомайского района г. Москвы на базе вы­числительного центра Центрального НИИ комплексной ав­томатизации под методическим руководством С.И. Шварцбурда. Постепенно этот опыт стал распространяться по стране в тех местах, где были предприятия-шефы, кото­рые обладали новейшими ЭВМ. В таких УПК стали успешно готовить школьников по специальностям: оператор ЭВМ, оператор устройств подготовки данных для ЭВМ, электро­механик по ремонту и обслуживанию внешних устройств ЭВМ, регулировщик электронной аппаратуры, програм­мист-лаборант, оператор вычислительных работ. С появ­лением многотерминальных комплексов на базе малых ЭВМ, диалоговых вычислительных комплексов и персо­нальных компьютеров в этих УПК произошло существен­ное изменение как содержания подготовки школьников по компьютерным специальностям, так и их перечня. В нача­ле 1990 годов с развалом СССР УПК фактически исчезли как форма образовательной деятельности средней школы и сейчас работу продолжают лишь некоторые уцелевшие из них, где готовят, в основном, пользователей персональ­ного компьютера и компьютерных дизайнеров.

Широкое распространение ЭВМ в конце 1960 годов привело к всё более возрастающему воздействию их на все стороны жизни людей. Ученые-педагоги и методисты ещё в то время обратили внимание на большое общеоб­разовательное влияние ЭВМ и программирования, как но­вой области человеческой деятельности, на содержание обучения в школе. Они указывали, что в основе програм­мирования лежит понятие алгоритмизации, рассматри­ваемое как процесс разработки и описания алгоритма средствами заданного языка. Любая человеческая дея­тельность, процессы управления в различных системах сводятся к реализации определенных алгоритмов. Пред­ставления учащихся об алгоритмах, алгоритмических про­цессах и способах их описания неявно формируются при изучении многих школьных дисциплин и особенно мате­матики. Но с появлением ЭВМ эти алгоритмические пред­ставления, умения и навыки стали получать самостоятель­ное значение, и постепенно были определены как новый элемент общей культуры современного человека. По этой причине они были включены в содержание общего школьного образования и получили название алгоритми­ческой культуры учащихся.

Основными компонентами алгоритмической культу­ры являются:

  • понятие алгоритма и его свойств;

  • понятие языка описания алгоритма;

  • уровень формализации описания;

  • принцип дискретности (пошаговости) описания;

  • принципы построения алгоритмов: блочности, ветв­ления, цикличности;

  • выполнение (обоснование) алгоритма;

  • организация данных.

Формирование алгоритмической культуры предпола­галось осуществлять средствами различных школьных предметов, однако, в середине 1970 годов только в учеб­ник по алгебре для 8 класса был включен раздел «Алго­ритмы и элементы программирования», который потом был исключен. Тем не менее, идея глубокого влияния про­граммирования и алгоритмизации на содержание и про­цесс обучения дала толчок развитию школьной дидактики в этом направлении перед началом эры компьютериза­ции.

В конце 1970 годов появились массовые и дешёвые программируемые микрокалькуляторы. После экспери­ментальной проверки решением Минпроса СССР они были введены в школьный учебный процесс. Быстро появились методические разработки, которые позволили обеспечить массовое обучение школьников программированию на микрокалькуляторах. Однако появление персональных компьютеров отодвинуло микрокалькуляторы в сторону.
Широкое распространение с конца 1970 годов микропро-
цессоров, малых ЭВМ, диалоговых многотерминальных
комплексов, а затем и персональных ЭВМ, которые начали
появляться и в школах, породило новую волну интереса к
проблеме внедрения программирования и ЭВМ в школу.
Лидировала в этом деле «сибирская группа школьной ин-
форматики» при отделе информатики ВЦ Сибирского от-
деления АН СССР под руководством академика А.П. Ершо-
ва. В начале 1980 годов Г.А. Звенигородским была создана
интегрированная система программирования

«Школьница» - первая отечественная программная систе­ма, специально ориентированная на школьный учебный процесс. Всё это создало предпосылки для последующего решения проблемы компьютеризации школьного образо­вания.

2. Второй этап наступил в ходе реформы школы 1984
года, когда была объявлена задача введения информатики
и вычислительной техники в учебный процесс школы и
обеспечения всеобщей компьютерной грамотности моло-
дежи. В конце 1984 года ВЦ Сибирского отделения АН
СССР и НИИ СиМО АПН СССР развернули работы по созда-
нию программы нового для школы учебного предмета -
«Основы информатики и вычислительной техники», кото-
рый с 1 сентября 1985 года был введен как обязательный.
Одновременно в сжатые сроки были подготовлены проб-
ные учебные пособия для учащихся и для учителей. Тогда
же был учрежден новый научно-методический журнал
«Информатика и образование» (ИНФО), который и сейчас
остается исключительно важным для информатизации об-
разования. Журнал освещает организационные, техниче-
ские, социально-экономические, психолого-
педагогические и методические вопросы внедрения ин­форматики и информационных технологий в образова­тельную сферу.

Введение информатики в школе в то время было достаточно революционным. В тех немногих западных странах, где в то время также вводили этот новый пред­мет, его воспринимали, в основном, в прикладном аспекте - для освоения информационных технологий. В нашей же стране он рассматривался в развивающем и формирую­щем аспектах, и на первый план выдвигалась его фунда­ментальная составляющая.

В летний период 1985 и 1986 годов была проведена массовая переподготовка учителей математики и физики на специальных курсах, а также начата регулярная подго­товка учителей информатики на физматах пединститутов. В то время отечественные персональные ЭВМ в педагогиче­ских вузах были в очень ограниченном количестве, а под­готовка учителей информатики не соответствовала требо­ваниям преподавания нового предмета. Только в неболь­шой части ведущих вузов были установлены первые отече­ственные компьютерные классы, а также японские компь­ютеры «Ямаха». Перед электронной промышленностью страны была поставлена задача - в сжатые сроки развер­нуть массовое производство персональных компьютеров и компьютерных классов для оснащения школ. Эта задача была успешно выполнена - в конце 1980 - начале 1990 го­дов в школы стали массово поступать отечественные ком­пьютерные классы с персональными ЭВМ типа «ДВК», «Корвет», «Микроша», «Агат», «Электроника» и др., что ознаменовало переход от «безмашинного» курса инфор­матики к собственно «машинному».

3. Третий этап начался с поступлением в школы IBM совместимых персональных компьютеров и компьютерных классов производства киевского завода «Электронмаш», а также зарубежных. В середине 1990 годов в ряд школ Рос­сии поставлялись также компьютерные классы, укомплек­тованные ПЭВМ «Макинтош» фирмы Apple.

Все эти качественные и количественные изменения в оснащении школ вычислительной техникой привели к су­щественному изменению содержания курса ОИВТ и насту­плению современного этапа в истории отечественного об­разования по информатике. Произошёл пересмотр содер­жания курса, и ориентация значительной части методистов и учителей на подготовку пользователей персонального компьютера. В 1993 году была принята первая версия ба­зисного учебного плана школы, в котором информатику предлагалось изучать с 7 класса за счёт часов вариативной части. Однако в базисном учебном плане 1998 года ин­форматика была прописана уже в инвариантной части в составе образовательной области «Математика» как само­стоятельный предмет в 10-11 классах, а за счёт вариатив­ной части она могла изучаться с 7 класса. В это же время стала намечаться тенденция со стороны органов управле­ния образованием « размазать» информатику по образова­тельным областям «Математика» и «Технология». Эту тен­денцию заметили методисты и стали активно противодей­ствовать попыткам расчленения информатики как само­стоятельного предмета. Всё это привело к тому, что в ба­зисном учебном плане 2004 года информатика включена как обязательный предмет с 3 класса, правда, как учебный модуль предмета «Технология» в 3 и 4 классах, и как от­дельный предмет - с 5 класса. Такие «шараханья» дирек­тивных органов системы образования, конечно, не способ­ствуют стабильности и повышению качества обучения по информатике, но отражают тенденции в подходах различ­ных групп ученых, методистов и чиновников от системы народного образования.

1.3. Цели и задачи школьного курса информа­тики

В образовательном стандарте по «Информатике и ИКТ» сформулированы цели изучения предмета, которые разнесены для начальной, основной и для старшей школы. В основной школе изучение информатики и ИКТ направле­но на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных тех­нологий (ИКТ);

  • развитие познавательных интересов, интеллекту­альных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информа­ции с учетом правовых и этических аспектов её рас­пространения; избирательного отношения к полу­ченной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в по­вседневной жизни, при выполнении индивидуаль­ных и коллективных проектов, в учебной деятельно­сти, дальнейшем освоении профессий, востребован­ных на рынке труда.

В старшей школе на базовом уровне ставятся такие

цели:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных про­цессов в обществе, биологических и технических сис­темах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реаль­ных объектов и процессов, используя при этом ин­формационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллекту­альных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюде­нию этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информацион­ных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В старшей школе на профильном уровне ставятся та­кие цели:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся: к математическим объектам информатики; к построе­нию описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным про­цессам в биологических, технологических и социаль­ных системах;

  • овладение умениями строить математические объек­ты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способно­стей к формализации, элементов системного мышле­ния;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитив­ную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, соз­дания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного ти­па с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информаци­онной деятельности в различных сферах, востребо­ванных на рынке труда.

Перечисленные цели школьного курса информатики и ИКТ можно сгруппировать в три основные общие цели: образовательная, практическая и воспитательная. Эти общие цели обучения определяются с учетом места ин­форматики в системе наук и жизни современного общест­ва [1].

Образовательная цель обучения информатике -дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть значение инфор­мационных процессов в формировании научной картины мира, роль информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества. Необходимо вооружить учащихся базовыми умениями и навыками для прочного усвоения этих знаний и основ других наук. Реализация об­разовательной цели в соответствии с законами дидактики способствует общему умственному развитию учащихся, развитию их мышления и творческих способностей.

Практическая цель - предполагает вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для по­следующей трудовой деятельности. Учащихся следует не только знакомить с теоретическими основами информати­ки, но и обучать работе на компьютере и использованию средств современных информационных технологий; зна­комить с профессиями, непосредственно связанными с ЭВМ.

Воспитательная цель реализуется мировоззренче­ским воздействием на ученика путем осознания им значе­ния вычислительной техники и информационных техноло­гий для развития цивилизации и общества. Важным явля­ется формирование представления об информации как одного из трех фундаментальных понятий науки: материи, энергии и информации. Использование в обучении совре­менных информационных технологий формирует культуру умственного труда. Изучение информатики требует от учащихся определенных умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логики и воображения. В курсе информатики ученику следует учиться четко и педантично реализовывать алгоритм своих действий, уметь абсолютно точно записывать его на бумаге и безошибочно вводить в компьютер. Это постепенно отучает учеников от неточно­сти, нечеткости, неконкретности, расплывчатости, небреж­ности и т. п .

Разумеется, все эти три цели взаимосвязаны и не мо­гут реализовываться в отрыве друг от друга. Нельзя полу­чить воспитательный эффект, игнорируя практическую сторону содержания обучения.

Общие цели в реальном учебном процессе транс­формируются в конкретные цели обучения. Однако это оказывается непростой задачей, что подтверждается мно­голетним опытом преподавания информатики в школе. На формулировку конкретных целей влияет то обстоятельст­во, что наука информатика сама находится в стадии интен­сивного развития. Кроме того, изменение парадигмы об­разования, в частности его стандартов, порождает изме­нение содержания этих целей, увеличивает долю субъек­тивизма в их определении.

Когда впервые вводился курс ОИВТ в 1985 году, то выдвигалась стратегическая цель «...всестороннее и глубо­кое овладение молодежью вычислительной техникой», что в то время рассматривалось как важный фактор уско­рения научно-технического прогресса в нашей стране и ликвидации намечавшегося отставания от передовых ин­дустриальных стран Запада. Основными целями курса тогда были:

  • формирование представлений учащихся об основных правилах и методах реализации решения задач на ЭВМ;

  • освоение элементарных умений пользоваться мик­рокомпьютерами для решения задач;

  • ознакомление с ролью ЭВМ в современном произ­водстве.

Ученые и методисты тогда считали, что введение курса информатики создаст возможности для изучения школьных предметов на качественно новом уровне за счет повышения наглядности, возможности моделирования на ЭВМ сложных объектов и процессов, сделает усвоение учебного материала более доступным, расширит учебные возможности школьников, активизирует их познаватель­ную деятельность.

В качестве конкретной цели была поставлена компь­ютерная грамотность учащихся. Понятие компьютерной грамотности достаточно быстро стало одним из новых по­нятий дидактики. Постепенно выделили следующие компоненты, определяющие содержание компьютерной грамотности школьников [10]:

  • понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и ме­тодах описания, понятие о программе как форме представления алгоритма для ЭВМ;

  • основы программирования на одном из языков;

  • практические навыки обращения с ЭВМ;

  • принцип действия и устройство ЭВМ;

  • применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Как видно из содержания, компьютерная грамот­ность (КГ) является расширением понятия алгоритмиче­ской культуры учащихся (АК) путем добавления некоторых «машинных» компонентов. Эта естественная преемствен­ность всегда подчеркивалась, и методистами даже стави­лась задача «завершить формирование ведущих компо­нентов алгоритмической культуры школьников как основы формирования компьютерной грамотности», что можно представить схемой:

АК -> КГ

В компонентах компьютерной грамотности учащихся можно выделить следующее содержание:

  1. Умение работать на компьютере. Это умение есть умение на пользовательском уровне, и включает в себя: умение включить и выключить компьютер, владение кла­виатурой, умение вводить числовые и текстовые данные, корректировать их, запускать программы. Сюда относят также умения работать с прикладными программами: тек­стовым редактором, графическим редактором, электрон­ной таблицей, игровыми и обучающими программами. По своему содержанию эти умения доступны младшим школьникам и даже дошкольникам.

  2. Умение составлять программы для ЭВМ. Большинство методистов считает, что подготовка программистов не может быть целью общеобразовательной школы, однако, понимание принципов программирования должно вхо­дить в содержание образования по информатике. Этот процесс должен быть растянут во времени и начинаться с формирования умений составления простейших про­грамм, включающих организацию ветвлений и циклов. Та­кие программы можно писать с использованием простых и наглядных «доязыковых» средств. В старших классах в ус­ловиях профильного обучения возможно изучение одного из языков программирования. При этом важно не столько изучение языка, сколько формирование прочных знаний о фундаментальных правилах составления алгоритмов и программ.

  3. Представления об устройстве и принципах действия ЭВМ. В школьном курсе физики рассматриваются различ­ные физические явления, лежащие в основе работы ЭВМ, а в курсе математики - наиболее общие положения, отно­сящиеся к принципам организации вычислений на компь­ютере. В курсе информатики учащиеся должны освоить сведения, позволяющие им ориентироваться в возможно­стях отдельных компьютеров и их характеристиках. Этот компонент компьютерной грамотности имеет важное профориентационное и мировоззренческое значение. 4. Представление о применении и роли компьютеров на производстве и других отраслях деятельности человека, а также о социальных последствиях компьютеризации. Этот компонент должен формироваться не только на уро­ках информатики - необходимо, чтобы школьный компью­тер использовался учениками при изучении всех учебных предметов. Выполнение школьниками проектов и реше­ние задач на компьютере должно охватывать различные сферы применения вычислительной техники и информа­ционных технологий.

Компоненты компьютерной грамотности можно представить четырьмя ключевыми словами: общение, программирование, устройство, применение. В обучении школьников недопустимо делать акцент на каком либо одном компоненте, ибо это приведет к существенному пе­рекосу в достижении конечных целей преподавания ин­форматики. Например, если доминирует компонент обще­ние, то курс информатики становится преимущественно пользовательским и нацеленным на освоение компьютер­ных технологий. Если акцент делается на программирова­нии, то цели курса сведутся к подготовке программистов.

Первая программа курса ОИВТ 1985 года достаточно быстро была дополнена второй версией, расширившей цели курса и в которой появилось новое понятие «инфор­мационная культура учащихся». Требования этой версии программы, взятые в минимальном объеме, ставили зада­чу достижения первого уровня компьютерной грамотно­сти, а взятые в максимальном объеме - воспитание ин­формационной культуры учащихся. Содержание информа­ционной культуры (ИК) было образовано путем некоторого расширения прежних компонентов компьютерной грамот­ности и добавления новых. Эта эволюция целей образова­ния школьников в области информатики представлена на схеме:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Предисловие - 9 - раздел 1 общие вопросы методики преподавания информатики и икт в школе - 11 -

    Учебники и учебные пособия
    Предисловие - 9 - Раздел 1. Общиевопросыметодикипреподаванияинформатики и ИКТ в школе - 11 - Глава 1. Предмет информатики в школе -11 - Информатика как наука и как учебный предмет - 11 - История введения предмета информатика в отечественной ...
  2. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

    Научно-методический журнал
    ... , знаний приобретённых в школе, вопрос открытый. Возвращаясь к информатике, позволим себе отметить ... математики и информатики, заключается в теоретической базе учебных курсов «Методикапреподавания математики», «Методикапреподаванияинформатики», « ...
  3. Отчет профессионального образования за 2008 год

    Отчет
    ... вопросы ... 11 ... Раздел № ... информатики и ИКТ (Босова Л.Л., г. Коломна, УМЦ РУО 22 января 2008 г.). Проблемы преподаванияинформатики и ИКТ в школе ... Методикапреподавания математики в средней школе. Общаяметодика ... 56. Предисловие // Научные школы Московского ...
  4. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... ИКТ Использование ИКТ ... актуальными вопросамиметодикипреподавания русского ... преподаванияинформатики в учреждениях общего ... предисловие «От авторов», рубрика «Интересно знать», разделы ... , Н. Путешествие в древнегреческую школу. – № 11, 2009. Варганаў, В. ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу новинской сош на 2012 – 2015 уч г

    Основная образовательная программа
    ... методикапреподавания иностранного языка в начальной школе», 2011, 108 ч. «Теория и методикапреподавания иностранного языка в начальной школе ... 11 кл.: Бином, 2011. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 2 – 4 кл. начальной общеобразовательной школы. ...

Другие похожие документы..