Главная > Отчет


ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ РОССИЙСКОЙ

АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗА 2008 ГОД

МОСКВА

2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4-7

1.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО

8-126

1.1.

Развитие педагогической науки в обновляемом социуме

8-11

1.2.

Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием

11-16

1.3.

Социокультурные проблемы современного образования

16-25

1.4.

Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования

25-35

1.5.

Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене

35-38

1.6.

Научное обеспечение модернизации профессионального образования

38-46

1.7.

Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях

46-52

1.8.

Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества

52-57

1.9.

Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях

57-64

1.10.

Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка

64-68

1.11.

Итоги экспериментальных исследований по направлениям фундаментальных исследований РАО

68-89

1.12.

Важнейшие научные достижения членов Академии

89-120

1.13.

Научные результаты исследований, выполненных РАО в рамках проектов федеральных и региональных целевых программ

120-126

2.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

126-144

2.1.

Основные направления и важнейшие результаты исследований по программам экспериментальных площадок РАО

126-131

2.2.

Внедрение научных разработок

131-144

3.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

145-218

3.1.

Работа Президиума РАО

145-159

3.2.

Совершенствование научно-организационной работы

159-167

3.3.

Проблемы кадрового потенциала

167-177

3.4.

Информационное обеспечение научной деятельности

177-190

3.5.

Развитие международных связей

190-199

3.6.

Взаимодействие РАО с федеральными и региональными органами власти, системой образования, научными структурами

199-218

4.

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

219-228

4.1.

Финансирование РАО

219-222

4.2.

Основные итоги бухгалтерского учета

222-224

4.3.

Контрольно-ревизионная работа

224-225

4.4.

Состояние материально-технической базы

225-228

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

228-236

ПРИЛОЖЕНИЕ

237-241

Научные организации Российской академии образования

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

242-250

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования проходит сложные этапы модернизации, ориентированные на сохранение ее стабильности, фундаментальности, обеспечение опережающего развития с учетом возросших потребностей общества и государства в компетентных кадрах специалистов всех уровней.

В отчетном году ориентация на возросшие инновационные потребности экономического и социокультурного развития российского общества определяла стратегию и направленность научной и образовательной деятельности Российской академии образования.

Специалистами РАО в совместной работе с учеными РАН, РАМН, МГУ и другими научными учреждениями федерального уровня обеспечивалась подготовка проектов документов федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Представленный РАО вариант образовательных стандартов нацеливает развитие образовательных систем на реализацию приоритетных общественно-стратегических задач; на обоснование современных требований к общему образованию со стороны личности, семьи, общества и государства; на укрепление вертикали управления в качестве инструмента реализации государственной образовательной политики.

Раскрыты закономерности, сущность и современные инновационные подходы к развитию содержания, технологий и механизмов построения и реализации вариативных личностно ориентированных систем школьного образования. В русле данных исследований актуальное значение приобретают теоретико-методологические и прикладные разработки, формирующие представления о сущности гуманитарного воспитательного потенциала содержания общего среднего образования, механизмах и способах его рационального использования в учебном процессе как фактора духовно-нравственного развития личности, ресурса консолидации гражданского общественного самосознания.

В области фундаментальных исследований по проектам, ориентированным на обоснование стратегии государственной политики и дальнейшую модернизацию общего среднего образования обоснованы критерии оценки основного компонента – качества образования.

Осуществление инноваций в области психолого-педагогической антропологии детства позволило обосновать смыслообразующий базис сущности понятийно-категориального аппарата, раскрывающего процесс духовно-нравственного развития личности ребенка, взаимосвязь и специфику эмоциональной и смысловой регуляции его жизнедеятельности.

Проводимые исследования по проектам, ориентированным на изучение многомерных процессов развития педагогической науки в обновляемом социуме, сосредоточены на поисковых теоретических исследованиях и концептуальных разработках сущностных оснований системного анализа взаимодействия педагогической науки и отечественного образования в условиях социальных перемен.

В области нормативной методологии было уделено большое внимание разработке концептуальных подходов системного анализа взаимодействия педагогической науки и современных образовательных систем. Это позволило исследовать сложные процессы по выявлению основных видов взаимодействия социальных и биологических факторов в обучении и воспитании человека в контексте реалий, противоречий и тенденций развития гуманитарного знания.

Реализация проектов исследований, целевые установки которых направлены на раскрытие и обоснование закономерностей, сущности и тенденций развития современной дидактики, позволила раскрыть сущность инвариантного и вариативного компонентов содержания образования на уровнях общего теоретического представления о базовой области образования, а также конкретных учебных предметов и других вспомогательных материалов, связанных с методическим и техническим обеспечением учебного процесса.

Междисциплинарные исследования по проектам, ориентированным на выявление оптимальных условий и факторов духовно-нравственного развития личности в открытом воспитательном пространстве, а также разработка научных основ моделирования динамики социального института воспитания сосредоточены на ключевых целеустановках, предусматривающих дальнейшее укрепление статуса воспитания в системах жизнедеятельности российского общества, всестороннее опережающее развитие воспитательной деятельности по формированию мировоззрения и нравственных устоев граждан России, адекватно отражающих стратегию государственной образовательной политики и консолидацию отношений гражданственности и демократии.

Осуществлялось комплексное изучение отдельных общих проблем и приоритетов развития воспитания: обоснование стратегии государственной политики в области воспитания, социально-педагогических факторов и направлений модернизации молодежной политики; выявление механизмов компенсации потенциальных рисков социализации детей и молодежи; раскрытие сущности и соотношения социокультурных условий и факторов, определяющих воздействие на становление и развитие духовно-нравственной и экологической культуры детей и молодежи, идеалов и ценностей патриотизма и гражданственности.

В логике приоритетных общенациональных задач продолжены исследования проблем социального института семьи как системообразующего микросоциума образования и воспитания личности. Проводятся фундаментальные исследования, раскрывающие новое качество социальных отношений семьи, общества и государства в условиях изменяющегося социума. Осуществлены теоретические и прикладные разработки по научному обеспечению государственной семейной политики социально-педагогической поддержки семей с детьми. Исследован феномен семейного неблагополучия, разрабатываются механизмы его преодоления и предупреждения.

В области модернизации профессионального образования разработаны теоретико-методологические основы: педагогической системы проектно-технологического типа организационной культуры; проектирования открытого образования; развития инновационных процессов в системе среднего профессионального образования, педагогического моделирования творческого подхода к процессу подготовки специалистов на основе оптимального сочетания продуктивных и репродуктивных компонентов обучения.

Созданы варианты моделей креативной подготовки студентов в системе опережающего профессионального образования. Выявлены сущность и особенности построения универсальной дидактической системы современного вуза относительно ее методологического и научно-методического обеспечения. Проводятся исследования по выявлению организационных и педагогических условий профилактики ситуаций, приводящих к торможению успешной учебной деятельности студентов и порождающих нередко их хронический дискомфорт в процессе обучения.

Исследования по проблемам развития непрерывного образования взрослых позволили разработать базовые закономерности инновационного развития непрерывного образования, выявить сущность и закономерности духовно-нравственного развития взрослого человека как основного фактора модернизации профессионального образования, определить научные основы становления национально-региональных систем непрерывного образования в Российской Федерации и других государствах-участниках СНГ.

Фундаментальные исследования по проектам, предусматривающим разработку методологических основ развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях, осуществляются на междисциплинарной основе. На основе выявленных философско-методологических, социально-психологических, педагогических и технико-технологических предпосылок развития информатизации отечественного образования в здоровьесберегающих условиях разработаны философско-педагогические модели замещения реальной коммуникации учебного назначения на психологически комфортную виртуальную, реализованную в информационных сетях. Разработаны методологические основы подготовки научно-педагогических кадров информатизации образования в условиях функционирования информационного образовательного пространства и внедрения нового поколения образовательных стандартов.

Обоснованы требования к канальной емкости транкинговой системы радиосвязи для образовательных учреждений регионов с низкой плотностью населения как к коммуникационной среде, обеспечивающей доступ к удаленным базам данных и базам знаний образовательного назначения.

Разработаны теоретические подходы к созданию систем менеджмента качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000.

Проведенные теоретические исследования в области формализации информационных процессов, моделей и алгоритмов автоматизированного педагогического контроля знаний позволили разработать формально-структурную модель знаний, используемую в качестве гносеологического базиса при разработке многокритериального подхода к оцениванию учебных достижений и профессиональной компетентности преподавателей, а также при исследовании качества тестового контроля знаний.

Значительные результаты были достигнуты в теоретических исследованиях, ориентированных на раскрытие и анализ психологических и физиологических закономерностей и индивидуальных особенностей развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях. Изучение закономерностей и природосообразной сущности психического развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности, на базе осуществления интегрированного подхода позволило определить особенности развития функциональной системы психической регуляции поведения и деятельности в фило- и онтогенезе. Были выявлены возрастные особенности познавательного и личностного развития одаренных детей на разных этапах дошкольного и школьного детства, роль осознанной саморегуляции и субъектного опыта в развитии самосознания и личностной направленности у старшеклассников.

В процессе исследований психологии безопасности в образовании и психологического обеспечения деятельности в экстремальных ситуациях созданы технологии сопровождения образовательного процесса с учетом обеспечения его психологической безопасности и рабочие программы «Психология безопасности в образовании» и «Психологическое обеспечение деятельности в экстремальной ситуации», а также модель управления персоналом и контингентом учащихся в чрезвычайных и кризисных ситуациях, способствующая их предотвращению или минимизации возможных травматических последствий.

Итоги научно-исследовательской и образовательной деятельности Академии в отчетный период свидетельствуют о позитивных результатах работы ее научных учреждений, членов Академии в реализации государственной программы фундаментальных исследований (2008-2012 гг.). В итоге первого года работы по приоритетным направлениям фундаментальных исследований получены важные научные результаты в области методологии и теории развития наук об образовании, раскрывающие инновационный потенциал современного гуманитарного знания, стратегические ориентиры повышения качества и конкурентоспособности отечественного образования в условиях современного общества.

1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО

НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В соответствии с «Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на период 2008-2012 годы» в рамках Тематического плана фундаментальных исследований РАО на 2008 год выполнены исследования по 10 фундаментальным направлениям. Реализация выдвинутых научных задач была нацелена на получение новых знаний, раскрывающих процессы, происходящие в современном образовании, и способствующих научно-методическому обеспечению государственной образовательной политики.

    1. Развитие педагогической науки в обновляемом социуме

Результаты фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по исследовательскому направлению в 2008 году в целом способствовали выявлению необходимых условий эффективного влияния науки на утверждение приоритетности образовательной сферы в государстве.

В соответствии с социокультурной динамикой и развитием современной информационной базы российского социума ХХI века были существенно пересмотрены приоритеты в постановке и планировании научно-исследовательской работы, что привело к обновлению теоретико-методологической базы фундаментальных исследований в области наук об образовании.

В исследованиях культурно-педагогических основ стратегии и технологий развития образовательных систем обоснованы методологические механизмы взаимодействия педагогической науки и системы отечественного образования в современных условиях, включая определение иерархизированной субъектности как методологической основы обеспечения органического единства разноуровневых и разнофункциональных целей и задач с позиций целостности системы отечественного образования (Турбовской Я.С.).

Новые подходы связаны с разработкой концептуальных оснований системного анализа взаимодействия педагогической науки и отечест­венного образования в современных условиях, раскрытием процесса становления преемственности основных направлений отечественной педагогической науки на рубеже ХIХ – ХХ вв. в культурно-антропо­логическом, православно-педагогическом, консервативно-педагогическом контекстах (Игнатьева Т.Б.); определением основных видов взаимодей­ствий социальных и биологических факторов в обучении и воспитании, а также выявлением типов результативности фундаментальных и прикладных исследований в педагогике (Полонский В.М.). Выявлены методологические требования к описанию результатов научно-педагогических исследований; рассмотрены различные основания разработки типологии исследований: по целевой составляющей (фундаментальные, прикладные, разработки), по содержательной характеристике (область и тематика изучаемых вопросов), по используемым методам (теоретические или экспериментальные), различного рода организационным показателям (времени, затратам и т.д.). Предложена классификация результатов в зависимости от их проблематики и выделено пять основных типов: информационные, концептуальные, квалиметрические, организационно-методические и методологические (Полонский В.М.).

В исследованиях, раскрывающих нарративную, объяснительную и прогностическую функции современной педагогической науки, выявлены способы описания образовательной действительности; дан анализ функции описания; раскрыты стандарты научно-педагогических описаний; определена сущность педагогического описания как неотъемлемой части современного педагогического дискурса. Проведен анализ понятийно-категориальных средств современной педагогической науки (Лукацкий М.А.).

В результате исследований современных проблем дидактики разработаны дидактические основания предметности обучения (Иванова Е.О.); рассмотрена специфика инвариантного и вариативного компонентов содержания образования на уровнях общего теоретического представления, учебного предмета и учебного материала (Осмоловская И.М.). Проанализировано современное состояние содержания и структуры процесса обучения, его сущность и закономерности, выявлены уровни процесса обучения (Логвинов И.И.). На социетарном уровне обучение реализуется как процесс трансляции от поколенияк поколению накапливаемой в обществе культуры; на институциональном – как процесс функционированияи эволюции учебных заведений различных типов, объединяемых в рамках этнических, государственных, конфессиональныхсистем образования; на неинституциализированномчерез влияние микросоциального окружения на поведение отдельного человека; на интерперсональном уровне обучение осуществляетсяв формах межличностноговзаимодействия.

Исследования по выявлению психолого-педагогических условий и духовно-нравственных основ развития личности в открытом воспитательном пространствепривели к обоснованию многоаспектности понимания воспитания как определяющей методологической тенденции современной теории воспитания; изменений в представлениях о закономерностях и принципах воспитания; разработке концепции полисубъектного воспитания. Сформулирован классический подход к пониманию соотношения закономерностей и принципов воспитания. Определены пути выхода из духовного кризиса (Селиванова Н.Л.).

Одновременно выполнены исследования, касающиеся анализа педагогической теории в контексте мировой культуры, результатом которых является систематизация и структурирование источников и их анализ в русле методологических подходов (Егоров С.Ф.); обоснованы концептуальные подходы к ретроспективному анализу тенденций и опыта всемирной педагогики (Салимова К.И.); раскрыты тенденции развития образования как гуманитарного феномена (Сенько Ю.В.).

Новые обобщения, относящиеся к характеристике становления педагогической теории России в XIX веке, включают положение о развитии как фундаментальном основании педагогического процесса; методику определения различия в педагогическом знании обыденного факта или явления от научного; обоснование близости по объекту и цели педагогики к художественной литературе.

Установлено, что в современных подходах к изучению педагогической теории XIX столетия практически отсутствует предметный подход к праву и законодательству, регулирующий социальные отношения в сфере образования.

Обоснованы методологические аспекты интерпретации исторических фактов, раскрывающих образовательное право России в широком культурно-историческом контексте развития педагогической теории XIX столетия (Егоров С.Ф.).

Инновационные исследования в области сравнительной педагогики выявили сущность кризиса воспитания молодежи в современном мире; стратегии развития образования в контексте глобализации зарубежных стран, в том числе стран СНГ (Мясников В.А., Вульфсон Б.Л., Мосолов В.В.); разработана модель мирового образовательного пространства в сети Интернет (Тагунова И.А.). В исследовании критериев и показателей педагогических измерений качества образования определены ведущие подходы, которые включают: динамический, бипарадигмальный, иерархический, структурированный.

Представлены результаты исследований, ориентированных на разработку теоретических моделей и технологий совершенствования инновационной деятельности в образовании, в которых раскрыта автономия образования как основа самодетерминации и устойчивости его развития (Платонов В.В.). Проанализирован развиваемый в ведущих течениях западной философии образования конструктивный подход к образованию как социокультурной системе, ориентированный на современную рационалистическую философию и постнеклассическую науку.

Обоснована необходимость перехода от традиционной трансляционно-репродуктивной образовательной модели индустриальной цивилизации к мировоззренческой, системно-синергетической парадигме образования, адекватной формирующемуся постиндустриальному информационно-коммуникативному обществу; выявлены условия внедрения инновационных педагогических систем в полиэтническом и полиязыковом социальном пространстве современной России, исследована их роль в разрешении межнациональных противоречий и конфликтов (Копытов А.Д., Турченко В.Н.). Выявлены актуальные направления совершенствования информационной поддержки модернизации образования, проанализированы практика и процедуры экспертизы инновационных проектов и программ развития в сфере образования, выделены ключевые проблемы экспертизы (Хомерики О.Г., Моисеев А.М.).

Научная новизна исследования теории педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности обусловлена построением теоретической модели педагогического коллектива как субъекта развития деятельности (Лазарев В.С.). Исследована проблема адаптации и внедрения системы зачетных единиц в общеобразовательной школе; дидактические проблемы образования одаренных детей (Никитин А.А.).

Исполнители научно-исследовательских работ ─ учреждения Российской академии образования: Институт теории и истории педагогики, Институт инновационной деятельности в образовании, педагогических исследований одаренности детей, Институт развития образовательных систем.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТЧЕТ О РАБОТЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    Отчет
    ... для обсуждения на общем собрании академииОТЧЕТ О РАБОТЕРОССИЙСКОЙАКАДЕМИИОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2007 ГОД Москва – 2008 ... РАО и заслушан отчет об экспериментальной работе школы № 91 РАО. В Российскойакадемииобразования проведена ежегодная августовская ...
  2. Об­ра­зо­ва­ние и на­ука из­вес­тия уральско­го от­де­ле­ния рос­сийской ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния (13)

    Документ
    РОС­СИЙСКАЯАКА­ДЕ­МИЯОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ УРАЛЬСКОЕ ОТ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЕ И НА­УКА ИЗ­ВЕС­ТИЯ УРАЛЬСКО­ГО ОТ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ РОС­СИЙСКОЙАКА­ДЕ­МИИОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ ... html. 9. От­чет по на­уч­но- ... по на­уч­но-ме­то­ди­чес­кой ра­бо­те МОУ «Гим­на­зия № ...
  3. Об­ра­зо­ва­ние и на­ука из­вес­тия уральско­го от­де­ле­ния рос­сийской ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния (1)

    Документ
    ... Российскойакадемииобразования по теме: «Развитие научного потенциала системы образования на Урале». Для совместной работы ... позиции Российскойакадемииобразования укреплялись на Среднем Урале. Далее участникам совещания был представлен отчет ...
  4. Сибирский научный центр российской академии образования

    Документ
    РОССИЙСКАЯАКАДЕМИЯОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙАКАДЕМИИОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ... и область, обобщение и представление отчета о выполненной работе. В апреле издаются приказы по ...
  5. Российской академии образования сборник программ

    Документ
    Институт содержания и методов обучения Российскойакадемииобразования СБОРНИК программ внеурочной деятельности детей ... и выставка работ учащихся Подготовка рефератов, отчетов, стендовых материалов и выставки работ учащихся. Защита работ учащихся ...

Другие похожие документы..