Главная > Программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе

исторического факультета Пятин М.А.

наименование факультета подпись Ф.И.О.

«___»____________200 г.

Протокол заседания Ученого совета факультета

№ 1 от « 19 » сентября 2007 г.

Декан

факультета Ягов О.В.

подпись Ф.И.О

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАЛЕОГРАФИЯ

050401 История

Исторический факультет

Кафедра новейшей истории России и краеведения

Пенза – 2007

1. Квалификационные требования

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000г.

1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории по специальности 050401 История при заочной форме обучения 6 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, учителя истории и права, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приёмы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

1.3.1. Область профессиональной деятельности

Среднее общее (полное) образование.

1.3.2. Объект профессиональной деятельности

Обучающийся

1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Учебно-воспитательная;

социально-педагогическая;

культурно-просветительная;

научно-методическая;

организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

2. Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Палеография»

Предмет и метод палеографии. Содержание, история развития и современное состояние палеографии. Функции палеографии в познании прошлого. Комплексное использование вспомогательных исторических дисциплин для овладения навыками внешней критики документов: их датировки, установление подлинности, авторства, места написания. Возможности использования палеографии для решения самостоятельных вопросов базового исторического исследования в области социально-экономической, политической истории, а также история культуры и искусства.

  1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

- сформировать целостное представление о палеографии;

- выявить взаимосвязи вспомогательных исторических дисциплин между собой;

- научить применять на практике знания, полученные по палеографии;

- подчеркнуть специфику и особенности палеографии для исторической науки;

- осуществить связь дисциплины с мировой историей.

Задачи дисциплины:

- рассмотрение содержания, истории развития и современного состояния палеографии;

  • воспитание учащихся и формирование у них духовных нравственных ценностей и патриотических убеждений в основе индивидуального подхода;

- формирование культуры студентов в области освоения палеографии.

  1. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Палеография входит в цикл предметов предметной подготовки и формирует у студентов представление о сущности такого слагаемого вспомогательных исторических дисциплин как палеография.

  1. Распределение времени, отведённого на изучение дисциплины «Палеография» по учебному плану

5.1. Специальность 050401 История

Форма учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

11 семестр

Общая трудоёмкость, всего часов

104

Аудиторные занятия (АЗ)

20

Лекции (Л)

10

Практические занятия (ПЗ)

10

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа (СЗ)

84

Контрольная работа

Компьютерное тестирование

Форма итогового контроля

зачет

  1. Тематический план дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины»

6.1. Специальность 050401 История

п/п

Наименование разделов и тем

заочное отделение

АЗ

СР

Л

ПЗ

XI семестр

1

Введение в русскую палеографию

2

2

8

2

Происхождение славянской письменности. Палеография памятников письменности Древней Руси (XI – XII вв.)

2

2

12

3

Палеография памятников письменности периода феодальной раздробленности (вторая треть XIII – XV вв.)

2

2

20

4

Палеография памятников письменности Русского государства (конец XV – XVII вв.)

2

2

24

5

Палеография памятников письменности Русского государства (конец XVI – первая половина XIX вв.). Неография.

2

2

20

Итого часов

10

10

84

Всего

104

  1. Содержание дисциплины «Палеография»

Тема 1. Введение в русскую палеографию.

Предмет и метод вспомогательных исторических дисциплин. Предмет и задачи палеографии. Содержание, история развития и современное состояние вспомогательных исторических дисциплин: палеографии. Связь с другими ВИД.

Материал для письма: папирус, пергамен, береста, бумага. Книгопечатание. Орудия для письма. Переплёт и книжный блок. Украшение рукописей и книг: заставка, концовка, инициал, вязь, миниатюра, полевые украшения. Тайнопись. Кирилловская азбука. Деятельность Кирилла и Мефодия. Типы письма: уста, полуустав, скоропись. Функции вспомогательных исторических дисциплин в познании прошлого: палеография как ВИД, позволяющая установить хронологические рамки наиболее важных исторических источников. Овладение навыками внешней критики документов: их датировки, установление подлинности, авторства, места написания.

Предмет и задачи палеографии. Задачи палеографии: определение времени и места возникновения; их авторов; истории создания; установление подлинности, выявление подделок. Использование примет при определении подлинности документа: подтверждающие друг друга, ограничивающие друг друга, противоречащие.

Связь с другими ВИД: эпиграфикой, сфрагистикой, нумизматикой, дипломатией, хронологией, археографией. История изучения русской палеографии. Термин «палеография». Княжеские архивы. Появление практических потребностей в период образования единого централизованного государства. Изучение палеографии в XVIII и XIX вв.: деятельность В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова. Изучение русской палеографии в XX веке: М.П. Погодин, Н.П. Лихачев, Б.Д. Греков, М.Д. Приселков.

Тема 2. Происхождение славянской письменности. Палеография памятников письменности Древней Руси (XIXII вв.).

Древнейшие данные о письменности у восточных славян. Черты и резы. Деятельность Кирилла (Константина) и Мефодия по созданию славянской азбуки. Славянские азбуки – кириллица и глаголица: вопрос о первенстве происхождения. Точки зрения по этому вопросу ученых: Щепкина, Селищева, Срезневского, Карского, В.А. Истрина.

Использование навыков письменности в практических целях. Древнейшие сохранившиеся памятники письменности: грамота новгородскому Юрьеву монастырю великого киевского князя Мстислава Владимировича (1125 – 1132 гг.). Использование материала для письма – пергамен, техника его изготовления. Использование красящих веществ, чернил. Графика памятников письменности. Признаки уставного письма. Украшение рукописей. Орнамент и миниатюра (заставки, инициалы, концовки, полевые украшения, миниатюры, иллюстрации). Стили украшения – старовизантийский или геометрический, тератологический или чудовищный.

Тема 3. Палеография памятников письменности периода феодальной раздробленности (вторая треть XIIIXV вв.)

Наиболее важные рукописные памятники XII – XV вв. Деятельность московской великокняжеской канцелярии. Жалованная грамота великого князя рязанского Олега Ивановича Ольгову монастырю, Задонщина. Материал для письма и орудия. Палимпсесты. Производство бумаги. Использование иностранной бумаги. Графика. Появление полуустава. Скоропись. Вязь: геометрический, природный, смешанный. Тайнопись, основные приемы. Рукописный орнамент и миниатюра: чудовищный стиль, балканский или неовизантийский.

Тема 4. Палеография памятников письменности Русского государства (конец XVXVII вв.)

Письменность к. XV – XVII вв. Начало книгопечатания 1564 г. Деятельность И. Федорова И П. Мстиславца. Соборное Уложение 1649 года, Книга степенная царского родословия. Материал для письма. Бумага, перо, карандаш, сургуч. Графика. Скоропись. Особенности чтения источников, выполненных скорописью. Знаки препинания и надстрочные знаки. Вязь. Тайнопись, её системы XVII века. Рукописный орнамент и миниатюра: появление книжной гравюры. Стили оформления – травный, старопечатный, русское барокко.

Тема 5. Палеография памятников письменности Русского государства (конец XVII – первая половина XIX вв.). Неография.

Памятники актовой и книжной письменности: «Письма и бумаги императора Петра Великого», «Законодательные акты времен Петра I», «Книга о скудости и богатстве». Следственные дела о декабристах, сочинения русских классиков – А.С. Грибоедова «Горе от ума». Материал ля письма: появление гербовой бумаги, экслибрисы, суперэкслибрисы. Графика. Введение гражданского шрифта. Украшение рукописей. Появление новых стилей – рококо.

Графика. Совершенствование техники письма. Появление типов почерков – министерского. Материал для письма. Появление почтовых атрибутов – конверты. Чернила. Орудия письма: ручки шариковые, перьевые, карандаши, фломастеры. Способы записи. Появление печатной машинки. Стенография. Новые способы сохранения информации – диктофон, цифровые технологии. Архивация информации. Проблемы доступности информации и её достоверность.

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Кобрин А.П., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984.

  2. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984.

  3. Римский С.В. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

  4. Римский С.В. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

  5. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.

  6. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1967.

  7. Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии. М., 1967.

Дополнительная:

  1. Иванцев В.П. От рисунка до азбуки. Ростов-на-Дону, 1957.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М. 1960.

  3. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

  4. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.

  5. Колесников И.Ф. Экспертиза «подметного письма». М. 1954.

  6. Лихачев Н.П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Спб. 1899.

  7. Никонов В. А. Драгоценные свидетели. М, 1992.

  8. Поле Т.А. Некоторые документы о Румянцевском кружке// Советские архивы. 1980. № 4.

  9. Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950.

  10. Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси XI – XVIII вв. М., 1964.

  11. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М., 1973.

  12. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1966.

  13. Шляпкин И.А. Палеография 1905.

8.Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Палеография»

В результате изучения дисциплины студент исторического факультета должен:

знать:

- специфику курса «Палеография»;

- основные теоретические требования по палеографии.

уметь:

- применять на практике знания, полученные по палеографии:

- читать документы и иные письменные источники, выполненные в период XI – XX вв.;

- трактовать имена собственные;

- разбираться в особенностях времяисчисления;

- разбираться в особенностях метрических систем.

владеть навыками:

- анализа и синтеза;

- индукции и дедукции;

- работы с источниками.

9. Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «палеография»

  1. Предмет и задачи палеографии. Связь с другими ВИД.

  2. История изучения русской палеографии.

  3. Генезис и развитие письма.

  4. Древнейшие данные о письменности у восточных славян.

  5. История возникновения и распространения кирилловской
    азбуки.

  6. Влияние христианства на развитие письменности Древней Руси.

  7. Палеография памятников письменности Древней Руси (XI –
    начало XII вв.).

  8. Палеография памятников письменности периода феодальной
    раздробленности (вторая треть XII – конец XV вв.).

  9. Палеография памятников письменности русского государства
    (конец XV – конец XVIII вв.)

  10. Палеография памятников письменности русского государства
    (конец XVIII – первая половина XIX вв.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины история россии 050401 история история с дополнительной специальностью

    Программа
    ... ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ РОССИИ 050401 История, история с дополнительной специальностью Исторический факультет Кафедра отечественной истории и методики преподавания истории ... и их роль – палеография, дипломатика, археография, историческая ...
  2. Программа учебной дисциплины история россии 050401 история история с дополнительной специальностью

    Программа
    ... ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ РОССИИ 050401 История, история с дополнительной специальностью Исторический факультет Кафедра отечественной истории и методики преподавания истории ... и их роль – палеография, дипломатика, археография, историческая ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине вспомогательные исторические дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    ... Ф.И.О ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 050401 История, история с ... дисциплин. Предмет и задачи палеографии. Содержание, история развития и современное состояние вспомогательных исторических дисциплин: палеографии ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ история россии НАПРАВЛЕНИЕ 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ по профилю подготовки № 050401История ... исторические науки и их роль – палеография, дипломатика, археография, историческая география, генеалогия ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ история россии НАПРАВЛЕНИЕ 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ по профилю подготовки № 050401История ... исторические науки и их роль – палеография, дипломатика, археография, историческая география, генеалогия ...

Другие похожие документы..