Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Примерная

основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

031300.62 ЖУРНАЛИСТИКА

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобнауки России от 28 декабря 2009г. №493

Квалификация (степень): Бакалавр

Нормативный срок освоения программы: 4 года

Форма обучения: очная

Сургут 2011 г.

1. Общие положения

Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Сургутским государственным педагогическим университетом по направлению подготовки 031300 Журналистика представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

Основная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 031300 Журналистика

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

- Федеральные законы РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.1996 № 125-ФЗ);

- Типовое положение об образовательном учреждении ВПО (высшем учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71;

- Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 031300 Журналистика высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря № 775;

- Примерная основная образовательная программа (ПООП) по направлению подготовки, утвержденная приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337;

- Устав ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 031300 Журналистика

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата 031300 Журналистика

Данная ООП имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 031300 Журналистика.

ООП бакалавриата 031300 Журналистика позволяет готовить журналистов для работы в корпоративных, региональных, общероссийских печатных, телевизионных, электронных СМИ.

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Абитуриенты, поступающие по направлению 031300 Журналистика, проходят творческий конкурс по журналистике.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 031300 Журналистика

2.1. Область профессиональной деятельностивыпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки

- включает средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ и др.) и смежные информационно-коммуникативные сферы (издательства, пресс-службы, рекламные и PR- агентства (связи с общественностью).

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

- массовая информация, передаваемая по различным каналам СМИ, адресованная различным аудиторным группам.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Авторская деятельность – создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики.

Редакторская деятельность – приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ и т.п., материалов в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.

Проектно-аналитическая деятельность – участие в разработке и коррекции концепции СМИ, определении их формата, в программировании, планировании редакционной деятельности и анализе ее результатов, разработка авторских проектов, планирование своей собственной работы.

Организационно-управленческая деятельность – участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов.

Социально-организаторская деятельность – привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества, организаций, учреждений и взаимодействие с ними.

Производственно-технологическая – участие в производственном процессе выпуска издания, теле-, радиопрограммы, интернет-СМИ на базе современных технологий.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Авторская деятельность:

– выбор и формулирование актуальной темы публикации, предназначенной для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ и на других носителях, формирование замысла (или сценарной разработки), определение дальнейшего хода работы;

– сбор информации (работа с источниками информации с помощью разных методов), ее проверка, селекция и анализ;

– создание материала с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической и т.п.) и в разных форматах и жанрах.

Редакторская деятельность:

– отбор, редактирование разных видов текстов (печатных, аудио-, видео- и др.), приведение их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

– селекция, редактирование, компоновка ретранслируемой информации, получаемой из Интернета, поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, аудитории (письменные и устные обращения и т.п.), служб изучения общественного мнения, PR-служб и рекламных агентств.

Проектно-аналитическая деятельность:

– сбор и анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта;

– участие в разработке и коррекции концепции СМИ, их модели, формата, разработка авторского проекта;

– участие в текущем планировании деятельности СМИ и планирование собственной работы;

– участие в коллективном анализе деятельности СМИ и анализ результатов собственной работы (профессиональная рефлексия).

Организационно-управленческая деятельность:

– участие в организации работы различных подразделений СМИ (в соответствии с должностными обязанностями);

– участие в продвижении медиапродукта на информационном рынке, обеспечение его информационно-рекламной поддержки.

Социально-организаторская деятельность:

– привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных, общественных организаций и др.) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ;

– работа с редакционной почтой;

– участие в организации социально значимых общественных обсуждений, дебатов и т.п.;

– участие в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных и т.д.);

– организация интерактивного общения с аудиторией, установление информационно-коммуникативных связей на базе различных медийных средств и новейших информационных технологий.

Производственно-технологическая деятельность:

-подготовка медиапродукта к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами разных каналов передачи информации;

-участие в процессе производства и выпуска печатного и интернет-издания, теле-,радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала).

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Выпускник по направлению подготовки «Журналистика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными компетенциями (ОК):

социально-личностными:

– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

– способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

– культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

– готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

– умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

– способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

– понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9;)

– способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

– готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

– владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья;

– готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).

Общенаучными компетенциями (ОК):

– способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

– способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);

– способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16).

инструментальными:

– свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17);

– умение пользоваться изученными иностранными языками в личностной и профессиональной коммуникации, для чтения литературы (общей и профессиональной), работы в Интернет-сети (ОК-18);

– способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19).

Профессиональными компетенциями (ПК)

общепрофессиональными компетенциями:

– понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста

в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

– понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

– ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе пониманиепроцессов конвергенции (ПК-3);

– понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

– знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5);

– знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК-6);

– понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества и т.д.), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре (ПК-7);

– знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильных медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков (ПК-8);

– знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, про-граммы, полосы, рубрики и т.п.), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ (ПК-9);

– базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение и др.), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

– знание основ международного гуманитарного права, правовых норм, регулирующих функционирование СМИ в России, в том числе прав и обязанностей журналиста, авторского права (ПК-11);

– понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике (ПК-12);

– ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов, понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционирования СМИ и политологического знания для журналиста (ПК-13);

– ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения Рос-сии (ПК-14);

– понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов её изучения (ПК-15);

– понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16);

– ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17);

– представление об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиа-предприятий, их финансовой и ценовой политике) (ПК-18);

– знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса (ПК-19);

– знание основ менеджмента в СМИ (ПК-20);

– понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией и т.п.); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);

– осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22);

– знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики (ПК-23);

– знание возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании (ПК-24);

– знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

– знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения и т.д.) (ПК-26);

– углубленное знание особенностей новостной журналистики и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика и т.п.) (ПК-27);

– осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ и др., ориентация в современной жанровой и стилевой специфике (ПК-28);

– знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий (ПК-29);

– знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ (ПК-30);

– знание иностранного языка и умение применять его в связи с профессиональными задачами (ПК-31);

– знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентно й журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика и т.п.) (ПК-32);

– ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ПК-33);

– знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа (ПК-34);

– знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ (ПК-35);

– знание основ рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты) (ПК-36);

– представление о технологии текстового и внетекстового продвижения публикаций СМИ (ПК-37);

– знание основ организации научного исследования в сфере журналистики (ПК-38).

Профессиональными методико-технологическими компетенциями по видам деятельности:

На основе полученных теоретических знаний, касающихся различных аспектов функционирования СМИ и журналистской деятельности, знакомства с современной редакционной отечественной и зарубежной практикой в связи с необходимостью выполнения различных видов редакционной работы и соответствующими задачами бакалавр должен обладать следующими методико-технологическими, практическими компетенциями - навыками, умениями:

Журналистская авторская деятельность:

– выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определить дальнейший ход работы (ПК-39);

– собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комитет по средствам массовой информации и полиграфии Ханты-Мансийского автономного округа Писатели Югры биобиблиографический указатель 2003

    Библиографический указатель
    ... массовой информации и полиграфии Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга Государственная библиотека Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга Писатели Югры биобиблиографический указатель 2003 ББК ...
  2. Ханты-мансийского автономного округа – югры (6)

    Документ
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгры Учреждение Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры «Государственная библиотека Югры» КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГАЮГРЫ 2011 года Ханты-Мансийск ...
  3. Ханты-мансийского автономного округа – югры (9)

    Документ
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгры Учреждение Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры «Государственная библиотека Югры» КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГООКРУГАЮГРЫ 2011 года Ханты-Мансийск ...
  4. ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2006 г

    Документ
    ... В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМАВТОНОМНОМОКРУГЕ - ЮГРЕ И ПРОИСШЕДШИЕ С НЕЙ В XXI ВЕКЕ СДВИГИ 1.1. Место Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры в экономических и демографических координатах России. Ханты-Мансийскийавтономныйокруг - Югра ...
  5. Ханты – мансийский автономный округ - югра коллегия департамента физической культуры и спорта постановление

    Документ
    ... Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры по водному поло «ЮГРА» г. Ханты-Мансийск, водное поло 3 Команда Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры по хоккею с шайбой «Югра» г. Ханты-Мансийск, хоккей ...
  6. Ханты-мансийский автономный округ-югра д у м а

    Документ
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгры, законами Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры, постановлениями Губернатора Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры, постановлениями и распоряжениями Правительства Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга ...

Другие похожие документы..