Главная > Программа


Приложение к постановлению

Администрации Комсомольского

муниципального района

от _20.08.2010г._ № __561___

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Комсомольском муниципальном районе на 2010-2020 годы»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Комсомольском муниципальном районе на 2010-2020 г.г.» (далее – Программа)

Срок реализации Программы

этап 1 – 2010 -2012 г.г.

этап 2 – 2013 г. – перспектива до 2020 г.

Цель Программы

обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, а также повышение энергетической эффективности в Комсомольском муниципальном районе и снижение энергоемкости предприятий и организаций

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- прекращение безучетного потребления тепловой энергии организациями, финансируемыми из бюджета;

- создание действенного экономического механизма стимулирования энергосбережения;

- сокращение нерационального расходования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях экономики;

- суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов

- до 6,0 тыс. т.у.т. в год

Задачи Программы

- снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение потерь энергоресурсов;

- принятие долгосрочных целевых программ по повышению эффективности использования энергии в муниципальных образованиях, расположенных на территории района;

- реконструкция и модернизация существующих котельных и тепловых сетей с целью достижения качественного теплоснабжения населения;

- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов

Перечень разделов

1. Социально - экономическая проблема Комсомольского муниципального района.

2. Цель Программы, целевые индикаторы и ожидаемые результаты.

3. Задачи Программы, сроки реализации, мероприятия и ресурсное обеспечение Программы.

Раздел 1. Энергоэффективность в ЖКХ.

Раздел 2. Энергоэффективность в бюджетной сфере.

Раздел 3. Энергоэффективность в промышленности.

Раздел 4. Энергоэффективность в сельском хозяйстве.

Раздел 5. Модернизация и реконструкция объектов теплоснабжения в Комсомольском муниципальном районе.

4. Контроль за выполнением программы.

Источники финансирования Программы

Этап 1:

внебюджетные источники, в т.ч. средства предприятий.

Этап 2:

- средства областного бюджета;

- средства местных бюджетов;

- внебюджетные источники.

  1. Социально-экономическая проблема Комсомольского муниципального района

    1. Краткая характеристика района.

Комсомольский муниципальный район расположен в северо-западной части Ивановской области. Его территория составляет 1200 кв. км. На западе граничит с Ильинским, на юге – с Тейковским, на востоке – с Фурмановским и Ивановским районами, на севере – с муниципальными районами Ярославской и Костромской областей. Численность населения на 01.01.2010г. составляла 20475 человек.

В состав района входят 1 городское поселение (г. Комсомольск) и 5 сельских поселений: Писцовское, Подозерское, Октябрьское, Марковское и Новоусадебское.

Комсомольский муниципальный район может быть отнесен к промышленно-аграрному типу. Ведущее место в экономике района занимают промышленное производство и сельское хозяйство.

Мощный импульс социально-экономическому развитию района придал ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса ПГУ-325. Возведение на территории ИвГРЭС первого энергоблока представляет собой новый этап в развитии энергетики, позволяющий перейти на современную технологию производства электроэнергии в Ивановской области. Вторым крупным в районе является закрытое акционерное общество «Комсомольское лесопромышленное предприятие». Основными видами деятельности предприятия являются лесозаготовка и переработка леса, поставка его потребителю, пошив фирменной одежды для работников лесного хозяйства, оказание бытовых и ритуальных услуг.

Агропромышленный комплекс района включает в себя 7 предприятий и 12 фермерских хозяйств. Сельскохозяйственной специализацией района является молочное животноводство и растениеводство.

В сфере малого бизнеса в районе функционируют 65 предприятий малого бизнеса и 269 предпринимателей.

    1. Постановка социально-экономической проблемы.

Основу топливной составляющей структуры потребления Комсомольского муниципального района составляет природный газ. Этот факт определяет зависимость экономики от поставок данного вида топлива.

Существуют проблемы в сфере производства и распределения электрической и тепловой энергии. В связи с изменением экономической ситуации котельные несут нагрузку ниже установленной мощности. Оборудование и электросетевая инфраструктура имеют значительный износ и, как следствие, заниженный КПД и значительные потери при передаче и распределении. При этом в районе вкладывается недостаточно средств на замену оборудования, исчерпавшего свой ресурс, и на реконструкцию сетевых объектов.

На большинстве предприятий района используется оборудование, которое в настоящее время морально устарело и требует для своей работы значительных затрат энергоресурсов, что определяет большую энергоемкость выпускаемой продукции. Рост объемов производства продукции неизбежно потребует увеличения выработки энергии, а следовательно и увеличения расхода топлива.

В последнее время с увеличением количества бытовой техники резко возросло потребление энергии населением.

В такой ситуации, когда энергопотребление неуклонно растет, а имеющиеся ресурсы ограничены, основной проблемой становится неэффективность использования топлива и энергии. Она связана, прежде всего, с отсутствием у производителей и потребителей энергоресурсов стимулов к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности их использования, что определено несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и тарифных механизмов. Они в настоящее время не стимулируют производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергоносители.

Общие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:

- нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии;

- слабая нормативно-правовая база по эксплуатации общедомовых приборов учета;

- неразвитость механизма стимулирования энергосбережения;

- недостаток финансовых средств для внедрения энергосберегающих технологий, повсеместной установки приборов учета и регулирования тепловой энергии;

- отсутствие организационно-правовой базы для притока инвестиций в энергосберегающие проекты.

Жилищно-коммунальное хозяйство и топливно-энергетический комплекс.

Одной из важнейших задач является сокращение потребления тепловой и электрической энергии в жилищно-коммунальном секторе и сверхнормативных потерь при производстве и передаче энергоресурсов до потребителя.

Основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса:

- значительный износ основных фондов;

- значительная протяженность и износ сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;

- повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;

- несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;

- неплатежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования систем энергоснабжения.

Кроме того, в жилищном хозяйстве практически везде отсутствуют общедомовые приборы регулирования расхода и учета потребления топливно-энергетических ресурсов. Не все квартиры в жилых домах оборудованы приборами учета расхода газа и воды. В числе проблемы присутствует несанкционированный разбор энергоносителей.

Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению в сфере ЖКХ являются:

- проведение обязательных энергетических обследований, подготовка энергетических паспортов и мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов на всех котельных и зданиях;

- внедрение энергосберегающей технологии;

- модернизация систем теплоснабжения с применением эффективных теплоизоляционных материалов и конструкций;

- внедрение автоматизированной системы контроля и управления энергией на объектах;

- оснащение потребителей приборами регулирования и учета расхода электрической и тепловой для снижения коммерческих потерь;

- снижение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства на топливо, тепловую, электрическую энергию;

- перевод угольных и торфяных котельных на природный газ;

- использование частотных преобразователей для регулирования производительности насосов в котельных, центральных тепловых пунктах, насосных станциях;

- упорядочение режимов работы котельных установок в соответствии с расчетными нагрузками с целью повышения их коэффициента полезного действия;

- снижение теплопотребления строящихся и эксплуатируемых зданий за счет повышения термического сопротивления ограждающих конструкций, применения стеклопакетов;

в организациях, финансируемых из бюджета:

- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, потребляемых организациями бюджетной сферы, и сокращение на этой основе их затрат на энергообеспечение;

- оснащение приборами учета всех потребителей энергоресурсов.

Промышленность.

Удельный вес топлива и электроэнергии в материальных затратах на производство продукции в районе растет.

Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению в промышленности являются:

- снижение удельного потребления энергии на единицу выпускаемой продукции на предприятиях (энергоемкости), повышение конкурентоспособности продукции за счет увеличения показателей энергоэффективности;

- ускорение разработки и организации производства продукции, имеющей улучшенные энергетические характеристики;

- улучшение метрологического контроля, надзора и статистического наблюдения за расходом энергоресурсов;

- повышение коэффициента полезного действия действующих энергетических установок;

- снижение потерь энергоносителей в инженерных сетях;

- повышение теплозащиты зданий, трубопроводов тепловых сетей;

- введение в действие экономических рычагов, стимулирующих энергосбережение;

- проведение энергетических обследований предприятий, реализация мероприятий по экономии энергоресурсов, проведение паспортизации предприятий;

- внедрение энергоэкономичного оборудования и энергосберегающих технологий;

- установка на предприятиях недостающих приборов учета расхода тепла, газа, воды и других энергоресурсов.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве доля затрат на энергоресурсы при производстве продукции постоянно растет. Не используется возможность переработки отходов сельскохозяйственного производства (навоза, куриного помета, растительных остатков и т.д.) в энергоносители (биогаз, биоэтанол и др.) и экологически чистые удобрения.

Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению в сельском хозяйстве являются:

- внедрение энерго- и ресурсосберегающей техники, технологий и оборудования при производстве продукции растениеводства и животноводства;

- проведение энергетических обследований, реализация мероприятий по экономии энергоресурсов, проведение паспортизации сельскохозяйственных организаций;

- внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Выводы.

С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы района предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:

- росту затрат предприятий района на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления;

- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

Высокая энергоемкость предприятий может стать причиной снижения темпов роста экономики района и налоговых поступлений в бюджет.

Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий со стороны органов местного самоуправления, предприятий и организаций по повышению эффективности потребления энергии и ресурсов других видов на территории района.

1.3. Программно-целевой метод управления энергосбережением

Основным инструментом управления энергосбережением в Комсомольском муниципальном районе предлагается программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальной программы энергосбережения.

В предстоящий период должны быть выполнены требования в части управления процессом энергосбережения, в том числе:

- применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;

- проведение энергетических обследований;

- учет энергетических ресурсов;

- ведение энергетических паспортов;

- ведение топливно-энергетических балансов;

- нормирование потребления энергетических ресурсов;

- наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием.

Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:

1. Недостатком бюджетных средств в органах местного самоуправления для финансирования мероприятий по энергосбережению.

2. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на региональном и муниципальном уровнях.

3. Необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств.

В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике района становится одной из приоритетных задач его социально-экономического развития.

Выполнение Программы будет содействовать переводу экономики Комсомольского муниципального района на энергосберегающий путь развития на основе создания организационных, экономических и других условий, обеспечивающих высокоэффективное использование энергоресурсов, снижение удельного уровня их потребления, повышение конкурентоспособности предприятий и экономики района в целом.

2. Цель Программы, целевые индикаторы и ожидаемые результаты

2.1. Цели Программы

В общем виде проблемная ситуация выглядит так: в условиях реформирования экономики, глубокого спада производства, массовых неплатежей нарастает зависимость района от стоимости энергоресурсов, растут дотации из бюджета, увеличиваются вредные выбросы в окружающую среду, снижается уровень жизни населения, растет социальная и политическая напряженность в обществе.

Поэтому основной целью Программы является повышение эффективности использования ресурсов за счет снижения расхода топливно-энергетических ресурсов к 2020 году на 25%, что позволит экономике района выйти на следующий этап развития, а также повысит его энергетическую безопасность. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Комсомольском муниципальном районе позволит обеспечить снижение объема потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего в рамках утвержденного лимита потребления газа реализовать дальнейший темп социально-экономического развития. Кроме того, реализация программных мероприятий позволит сократить вредные выбросы в атмосферу.

Основными целями 1 этапа Программы являются создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы района на энергосберегающий путь развития, активное вовлечение всех групп потребителей в энергоресурсосбережение и создание благоприятных условий для превращения энергосбережения в привлекательную сферу для бизнеса, а также снижение расхода топливно-энергетических ресурсов.

Целями 2 этапа являются дальнейшее обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, снижение энергоемкости производства.

Основными целями Программы являются:

- обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий;

- активное вовлечение всех групп потребителей в энергоресурсосбережение;

- создание благоприятных условий для превращения энергосбережения в привлекательную сферу для бизнеса;

- сокращение вредных выбросов в окружающую среду;

- перевод экономики района на энергосберегающий путь развития.

Для достижения указанных целей требуется реализовать основные программные мероприятия по пяти отдельным подпрограммам, сбалансированным по целям, задачам и срокам исполнения. Каждая подпрограмма охватывает отдельное направление работ.

В соответствии с заданиями в Программе определены необходимые мероприятия по сокращению потерь и использованию выявленного потенциала энергосбережения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН -

    Документ
    ... ) городских округов и муниципальных районов; Программа № 6 руководители эвакокомиссий организаций; Программа № 7 руководители спасательных ... при эксплуатации объекта. Типовой паспорт безопасности территории муниципальных образований и организаций. ...
  2. Муниципальная долгосрочная целевая программа на 2011 - 2015 годы» (далее - программа) паспорт программы

    Документ
    ... - 2015 годы» (далее - Программа) ПаспортПрограммы Наименование программыМуниципальная долгосрочная целевая программа "Организация борьбы с туберкулезом в Октябрьском ...
  3. Территориальная программа Паспорт программы

    Закон
    ... на 2011 год Паспортпрограммы Наименование Программы - Территориальная программа государственных гарантий оказания ... реализации Программы. Формирование муниципальных заданий на предоставление медицинской помощи в рамках Программы жителям муниципальных ...
  4. Паспорт программы (12)

    Основная образовательная программа
    ПАСПОРТПРОГРАММЫ Наименование Программы Образовательная программамуниципального бюджетного дошкольного бюджетного образовательного учреждения ...
  5. Долгосрочная целевая программа «сохранение и популяризация объектов культурного наследия расположенных на территории городского округа чапаевск на 2012-2020 годы» (далее - программа) паспорт программы

    Программа
    ... 2020 годы» (далее - Программа) ПАСПОРТПРОГРАММЫ Наименование программы Долгосрочная целевая программа «Сохранение и популяризация ... округа Чапаевск; Муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система»; Муниципальное учреждение «Дворец ...
  6. Паспорт программы цель программы законодательная база для разработки программы развития школы

    Закон
    ПАСПОРТПРОГРАММЫ Настоящая Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной ... Локальные акты школы. Разработчик программы: муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа ...

Другие похожие документы..