Главная > Исследование


СЭТС/Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация

© Камская государственная инженерно-экономическая академия (КамПИ) 2003-2006 / 15 номер 2006 г./

Ильин А. Н.

Природа лидерской одарённости

В настоящее время инициатива и творческие способности личности становятся решающим фактором общественного развития. На современном этапе формирования качественно новой социальной среды попытка рассмотрения феномена лидерской одарённости представляется необходимой и своевременной. Пересмотр отношений индивидов в различных общностях и функций межличностного общения предполагает проанализировать механизмы и тенденции таких изменений. Подходя к проблеме с онтологической позиции, лидерская одарённость рассматривается как неотъемлемая часть общественного бытия.

В истории философии проблема лидерства и лидерской одарённости занимает заметное место. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерство как таковое является неотъемлемой частью исторического развития человечества. Попытки осмыслить место и особенности данного феномена предпринимались с древнейших времён.

В изучении феномена лидерской одарённости можно условно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерно преобладание одной или нескольких так называемых концепций лидерства. При этом отметим, что применительно к системе образования эти концепции появляются лишь в ХХ веке, что объясняется как расширением доступа к образованию, так и развитием и диверсификацией самой системы образования. Появление этих концепций было подготовлено всем предшествующим ходом развития научной (в том числе управленческой) и социально-философской мысли.

Природе лидерской одарённости и качествам лидера уделяли внимание многие философы и мыслители прошлого.

С античных времён до 40-х годов XX века господствовала теория черт. Исследователи описывали присущие лидерам характеристики, вопрос о развитии которых поднимался редко; лидерская одарённость вопреки его социальной природе рассматривалась как атрибут выдающейся личности и воспринималась как руководство. Качества лидера и природу лидерства рассматривали такие философы и мыслители прошлого, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Сенека, М.Аврелий, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, А.Ф.Моджевский, Ж.-Ж.Руссо, Ж.-О.Ламетри, К.-А.Гельвеций, И.Кант, Т.Карлейль, Ф.Ницше, З.Фрейд и другие учёные. Роль обучения и необходимость воспитания лидеров и руководителей отмечали на этом этапе лишь некоторые из них: Аристотель, И.Габирол, К.-А.Гельвеций, И.Кант, В.В.Розанов1.

В ХХ веке проблема лидерства привлекла внимание философов, социологов, социальных психологов, теоретиков менеджмента. Именно в это время появились попытки охарактеризовать лидерскую одарённость как феномен, сочетающий в себе ряд философских, социальных, биологических, психологических, политических и этических аспектов. Широкое распространение получили психологические теории лидерства. Лидерская одарённость как совокупность определённых психических качеств описывал американский социолог Э.Богардус; анализ исследований черт лидеров содержится в работах К.Бирда, Р.Стогдилла, Ю.Дженнингса, роль личностного фактора в лидерстве подчёркивал Б.Басс. В 20-30-е годы XX века проблемой лидерства занимались У.Коули, К.Левин, Р.Липпит, Г.Пейдж, П.Пигорс и другие2. Таким образом, в рамках теории черт сложилась группа концепций, описывающих личность лидера, её характеристики.

Вторая группа теорий связана с характеристикой поведения руководителя (лидера) и функциями руководства (лидерства). Сторонники данного подхода фактически приравнивают понятия лидера и руководителя. В изучении поведения личности преобладает психологический подход, ограниченный рамками конкретных обстоятельств. В русле теории лидерских стилей стали появляться работы, посвящённые анализу взаимоотношений лидера и последователей. Среди концепций этой группы – поведенческие, мотивационные теории, теории обмена и трансактного анализа (К.Левин, Р.Липпит, Р.Уайт, Д.Макгрегор, В.Врум, П.Йеттон и другие).

На следующем – ситуационном – этапе взаимодействие лидера и подчинённых рассматривалось в контексте ситуации, при этом лидер был скорее её инструментом, чем творцом. Самостоятельность личности лидера оказывалась второстепенной, проявление лидерских качеств и их развитие зависели от определённой ситуации. В 40-50-е годы XX века наблюдалась конвергенция теорий черт и ситуационного лидерства. Лидерство в ситуации изменений становится основным объектом исследований философов и психологов, на которых оказали существенное влияние труды М.Вебера, Дж.Дьюи, Ч.Кули, Г.Лебона, Г.Тарда, В.Парето, концепция «социального действия» Т.Парсонса.Вклад в ситуационную теорию внесли М.Белбин, Дж.Бёрнс, С.Джибб, П.Друкер, Р.Стогдилл, П.Херси и К.Бланшар, Дж.Немфилл, Ф.Фидлер и некоторые другие исследователи. Все эти теории развивались на основе практики, эксперимента и исследовали социальный и организационный контекст лидерства3.

На современном этапе – с середины 70-х годов – можно выделить несколько подходов к разработке теорий лидерства и руководства. Среди них – философский (уделяющий внимание, прежде всего, ценностным аспектам), социологический (изучающий особенности групп и действий в них лидера), психологический (рассматривающий психологические особенности лидера и последователей, их взаимоотношения), практический (дающий конкретные рекомендации по управлению коллективами в конкретных сферах деятельности.

Рассматривая феномен лидерской одарённости, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в общественной жизни лидера, как центральную, наиболее одарённую и авторитетную личность в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде общественной деятельности в любой исторический период. Во-вторых, в истории философии попытки осмыслить место и особенности феномена лидерской одарённости предпринимались с древнейших времён. С античных времён и до сегодняшнего времени лидерская одарённость является неотъемлемой частью исторического развития человечества и помогает проявить наиболее яркие стороны человеческой индивидуальности. В-третьих, лидерская одарённость является сложным философским, психологическим и социально-политическим явлением, которое характеризуется детерминационным основанием.

Лидер – это индивид, обладающий ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отражённой субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы). В-четвёртых, лидер – это лицо, за которым данное сообщество признаёт право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.

Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает её ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей и в некоторых случаях символизирует их. В-пятых, лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая, в свою очередь, ожидает, принимает и поддерживает его действия. В-шестых, лидерская одарённость личности как явление обладает особенностями детерминации творческих способностей личности социальной, природной и духовной средой обитания, которая не определяет тип поведения, но стимулирует его активность и эффективность в конкретных условиях места и времени.

1См.:Ананченко М.Ю., Овсянкина П.Е. Курс «Лидерство» в школе.- Архангельск, 1995.- С.16-30

2См.:Ананченко М.Ю. Лидер как субъект социального управления: социально-философский анализ.- Архангельск,- 1999. С.7-10.

3См.: Кудряшова Е.В., Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента социального управления. /Философия и образование – пространство диалога. Архангельск, 2000. С.23



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Природа лидерской одарённости

    Документ
    Природалидерской одарённости В настоящее время инициатива ... ) и социально-философской мысли. Природелидерской одарённости и качествам лидера уделяли ... поднимался редко; лидерская одарённость вопреки его социальной природе рассматривалось как ...
  2. Наука и общество проблемы современных исследований

    Документ
    ... Карпова Л. Г. Сущность лидерских способностей………………………. 351 История и ... поэтому, чтобы понять природулидерских способностей, необходимо раскрыть ... Развитие интеллектуальных и нравственных лидерских качеств: профессиональная компетентность, порядочность ...
  3. План введение 1 содержание понятия лидерства в управлении организацией 2 типы подходов к изучению лидерства 3 теория лидерских качеств 4 концепция лидерского поведения выводы и предложения приложения введение

    Доклад
    ... изучению лидерства. 3.Теория лидерских качеств. 4.Концепция лидерского поведения. Выводы и предложения ... образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный ... факторов. Данное определение природы лидерства предложил американский политолог ...
  4. О природе метафоры и ее роли в понимании организации и менеджмента

    Документ
    ... отражает законы природы. В сущности, закон природы призван оправдать ... относительно нейтральных терминах: вопросы лидерского стиля, автономии, участия и ... и симбиотическими отношениями, присутствующими в природе. Наблюдают колонию термитов, строящих свой ...
  5. О природе метафоры и ее роли в понимании организации и менеджмента

    Документ
    ... отражает законы природы. В сущности, закон природы призван оправдать ... относительно нейтральных терминах: вопросы лидерского стиля, автономии, участия и ... и симбиотическими отношениями, присутствующими в природе. Наблюдают колонию термитов, строящих свой ...

Другие похожие документы..