Главная > Руководство


Федеральное агентство

по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Казанский государственный медицинский университет

О Т Ч Е Т

О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ

за 2003-2007 гг.

Казань

2008 г.

Юридический адрес:

420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д.49 (тел. 236-06-52)

ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

РУКОВОДСТВО УНИВЕРСИТЕТОМ:

Амиров Наиль Хабибуллович

Ректор, заслуженный деятель наук РФ, академик РАМН, профессор

Созинов Алексей Станиславович

Проректор по учебной работе, профессор

Анохин Владимир Алексеевич

Проректор по научно-исследовательской работе, профессор

Яхин Каусар Камилович

Проректор по последипломному образованию, профессор

Мухарямова Лайсан Музиповна

Проректор по контрактному обучению и международной деятельности, доцент

Якупов Эдуард Закирзянович

Проректор по лечебной работе, доцент

Валиуллин Виктор Владимирович

Проектор по воспитательной работе, профессор

Мусабиров Ренат Вазыхович

Проректор по административно-хозяйственной работе

Салимов Наиль Вагизович

Проректор по капитальному строительству

Гайфутдинова Гузель Аскаровна

Главный бухгалтер

Зефиров Андрей Львович

Декан лечебного факультета, заслуженный деятель наук РФ, профессор, чл.корр.РАМН

Клюшкин Иван Владимирович

Декан педиатрического факультета, профессор

Галлямов Альберт Бариевич

Декан медико-профилактического факультета, профессор

Андреев Иван Михайлович

Декан стоматологического факультета, доцент

Зиганшин Айрат Усманович

Декан фармацевтического факультета, профессор

Семина Ирина Ивановна

Декан факультета менеджмента и высшего сестринского образования, профессор

Максимова Маргарита Николаевна

Декан факультета социальной работы, доцент

Сагдеев Рашид Билалович

Председатель профкома сотрудников КГМУ, профессор

Насыбуллина Наиля Марсовна

Зав. ЦНИЛ, доцент

Сметанникова Светлана Леонидовна

Начальник планово-финансового отдела

Грязнов Алексей Николаевич

Начальник отдела кадров

Радченко Ольга Рафаиловна

Секретарь Ученого совета КГМУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………

5

1.Организационно-правовая основа деятельности …………………….

5

2.Общие сведения об образовательном процессе………………………

8

3.Система управления университетом ………………………………….

23

4.Структура подготовки специалистов………………………………….

26

4.1. Подготовка специалистов в КГМУ ……………………………………..

26

4.2. Прием в образовательные учреждения ………………………………………..

39

4.2.1. Прием в КГМУ ………………………………………………….

29

4.2.2. Довузовская подготовка …………………………………………

34

4.3. Подготовка специалистов из зарубежных стран ……………………………..

40

4.4. Содействие в трудоустройстве выпускников ………………………………...

46

5.Содержание подготовки выпускников……………………………….……...

48

5.1. Соответствие разработанных профессионально-образовательных программ заявленным уровням подготовки ……………………………….…….

48

5.2. Достаточность и современность источников ………………………………...

50

5.3. Организация учебного процесса ……………………………….……………...

53

5.3.1. Работа по организации производственной практики студентов

64

5.3.2. Студенческая научная работа ……………………………….………….

72

6.Качество подготовки специалистов ……………………………….………...

75

6.1. Оценка качества знаний ……………………………….……………………….

75

6.1.1. Уровень требований при конкурсном отборе абитуриентов …………

75

6.1.2. Уровень требований на додипломном этапе …………………………..

77

6.1.3. Востребованность выпускников ………………………………………..

80

6.1.4. Отзывы потребителей о квалификации специалистов ………………..

80

6.1.5. Профессиональный рост выпускников ………………………………...

81

6.1.6. Воспитательная работа

82

6.1.7. Эффективность системы менеджмента качества

92

6.2. Условия, определяющие качество подготовки специалистов ………………

96

6.2.1. Кадры ……………………………………………………………………

96

6.2.2. Научно-исследовательская деятельность ……………………………..

98

6.2.3. Лечебная работа ……………………………….………….…………….

126

6.2.4. Международная деятельность ……………………………….…………

142

6.2.5. Финансовое обеспечение образовательного процесса. Материально-техническая база ……………………………….………..

150

6.2.6. Финансирование вуза за счет бюджетов РФ и РТ …………………….

155

7.Информация по устранению недостатков …………………………….

165

8.Приложения ……………………………………………………………..

179

8.1. Приложение 1……………………………………………………..

180

8.2. Приложение 2……………………………………………………..

192

8.3. Приложение 3……………………………………………………..

213

8.4. Приложение 4……………………………………………………..

232

8.5. Приложение 5……………………………………………………..

272

8.6. Приложение 6……………………………………………………..

360

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее самообследование проведено университетом в связи с предстоящей в 2008 году комплексной проверкой. В соответствии с программой аттестации высших и средних специальных образовательных учреждений (1996 г.) процедура самообследования начата за год до проведения внешней экспертизы. В соответствии с приказом ректора КГМУ от 17 октября 2007 г. № 1187 с целью оценки готовности направлений подготовки, переподготовки специалистов, Университета в целом к комплексной проверке ВУЗа утверждены общеинститутская комиссия и графики работ по самообследованию. Этим же приказом ректора определен состав комиссии факультетов по самообследованию факультетов. Отчеты о самообследовании факультетов заслушаны на заседаниях ученых советов факультетов. В сентябре 2002 года утверждены перечни учетно-отчетной документации кафедр и деканатов КГМУ, используемые при самообследовании (протокол Ученого Совета № 2 от 28.09.2007 г.) Приказом ректора № 1187 от 17.10.2007 г. определен порядок подготовки и проведения контроля качества подготовки специалистов путем тестирования студентов всех факультетов по всем дисциплинам учебного плана. В целях упорядочения структуры университета утвержден список наименований кафедр, курсов, подразделений, график подготовки отчетов о самообследовании (протокол Ученого Совета № 2 от 28.09. 2007 г.). Отчет о самообследовании университета утвержден для предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки Ученого Совета от 29.02. 2007 г. (протокол № 7).

1. Организационно-правовая основа деятельности

Казанский государственный медицинский университет аттестован Постановлением государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации № 42-273/П от 26.05.2003 г. Университет имеет лицензию, выданную Министерством образования Российской федерации Серия А № 000753 от 29 мая 2003 г., регистрационный № 0727. В связи с реорганизацией органов государственного управления в сфере здравоохранения и изменением наименования Учредителя университета данная лицензия была заменена лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Серия А № 268597, регистрационный № 8959 от 20 июня 2007 года. Получили лицензию 7 специальностей: ”лечебное дело“(060101), педиатрия”(060103), “медико-профилактическое дело”(060104), “стоматология” (060105), “фармация”(060108) и “сестринское дело” (060109), ”социальная работа“ (040101) – все семь специальностей представляются к лицензированию и аккредитации. Лицензия получена и на специальности дополнительного и послевузовского профессионального образования: ординатура – 40, аспирантура – 35, интернатура – 23 и право на профессиональную переподготовку, повышение квалифика-ции руководящих работников и специалистов по направлениям, специальностям, специализациям и дисциплинам вуза. Имеется также лицензия на довузовскую подготовку – проведение подготовительных курсов и обучение в медицинских классах и лицеях.

Договор между Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию (учредитель) и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства здравоохранению и социальному развитию» подписан 16. 03.2005 года. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» зарегистрировано 31.05.2005 за государственным регистрационным номером 2051622055483 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 по Республике Татарстан. Устав КГМУ утвержден конференцией преподавателей, сотрудников и обучающихся Казанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации 28 марта 2003 г. и утвержден Приказом МЗ РФ № 175 от 24.04.2003 г. В связи с реорганизацией органов управления здравоохранения Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №325) приказом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию № 120 от 03.03.2005 г. были внесены изменения и дополнения к Уставу.

Среднегодовой приведенный контингент обучающихся студентов в 2007 г. по очной форме обучения составляет 3799,3 чел. Площади, выделенные для проведения учебного процесса, включая учебные классы, аудитории, а также площади лечебно-диагностических блоков клиник составляет 141566кв.м., в том числе учебно-лабораторные помещения – 118251 кв.м., что позволяет вести обучение в соответствии с лицензионными требованиями. Информационно-библиотечное, медицинское обслуживание, общественное питание и количество мест в общежитиях и условия проживания, также соответствуют нормативным требованиям. Качественный состав основных штатных сотрудников (по состоянию на 28.02.2008 г.) вуза: из 605 штатных преподавателей 469 человек имеют ученые степени (77,5%), в том числе 136 докторов наук (22,5%) и 333 кандидатов наук (55,04%), что соответствует нормативам. Обеспеченность учебно-методической литературой по всем специальностям соответствует нормативам. На нужды образования направляется 84% всех средств университета. Расходы на одного обучающегося из контингента, приведенного к очной форме обучения, составили в 2007 году 40,5 тыс. рублей.

2. Общие сведения об образовательном процессе

Казанский государственный медицинский университет – один из старейших и наиболее крупных медицинских вузов России. Он берет начало с мая 1814 года, когда в Казанском университете был образован медицинский факультет. В 1930 году по постановлению СНК РСФСР № 132 от 05.11. 1930 года он получил статус самостоятельного института с лечебным и санитарно-гигиеническими факультетами. Позднее были открыты: педиатрический (1932), стоматологический (1956), фармацев-тический (1975) факультеты.

В 1966 году институту присвоено имя министра здравоохранения СССР, профессора, член-корр. АМН СССР Сергея Владимировича Курашова. В соответствии с потребностями общества и современной системы здравоохранения были открыты факультеты: социальной работы (1991), последипломного образования (1993) и менеджмента и высшего сестринского образования (1994). Учитывая многопрофильность и многоуровневость вуза приказом государственного комитета РФ по высшему и среднему образованию № 355 от 29. 04. 1994 году ему был придан статус медицинского университета.

С момента основания Казанский медицинский университет подготовил более 50 тысяч врачей, провизоров. В настоящее время государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства здравоохранению и социальному развитию» – многофункциональное, многоуровневое государственное высшее медицин-ское учебное заведение, обеспечивающее потребности личности и общества в высшем медицинском (фармацевтическом) и гуманитарном образовании, развитии медико-биологических и клинических наук, научных и медицинских знаний и подготовке специалистов. 

Медицинский университет обеспечивает подготовку кадров не только для республики Татарстан, но и для регионов Поволжья, Республик Чувашия, Чечня, Ингушетия, Калмыкия и Марий Эл и др. Под эгидой КГМУ работают подготовительные курсы и два представительства, лицей и медико-биологические классы на базе средних школ. Все это позволяет обеспечить в рамках университета весь комплекс непрерывного медицинского образования.

Почти за двухвековую историю в университете сложились известные в стране научно-педагогические школы: анатомов – Е.Ф. Аристов, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Тонков, В.Н. Терновский и др.; физиологов – Ф.В. Овсянников, Н.О.Ковалевский, А.В. Кибяков, микробиологов – В.М. Арисовский, П.Ф. Здродовский; терапевтов – Н.А.Виноградов, С.С. Зимницкий, Н.К. Горяев и др., невропатологов – Л.О. Даркшевич, В.М. Бехтерев, Л.И. Омороков., акушеров-гинекологов – В.С. Груздев., хирургов – В.И.Разумовский, А.В. Вишневский и др., офтальмологов – Е.В. Адамюк, В.В. Чирковский, А. П. Нестеров, гигиенистов - А.И. Якобий, М.С. Капустин, В.В. Милославский. В области общественной медицины и организации здравоохранения широко известны имена Н.А. Семашко, Н.З. Соловьева, С.В. Курашова и др. С этими именами связано становление крупнейших отечественных медицинских школ и научных направлений. Профессор В.А. Энгельгардт открыл механизмы окислительного фосфорилирования; А.В. Кибяков – чл.-корр. АМН ССР, лауреат Павловской премии открыл механизм химической передачи возбуждения с одного нейрона на другой. В.И.Лаврентьев – чл.-корр. АМН СССР, лауреат Государственной премии, создал гистофизиологическое направление в морфологии. А.П. Нестеров-лауреат Государственной премии, чл.-корр. АМН СССР создал всемирно признанную школу глаукомотологов. Д.М. Зубаиров – лауреат Государственной премии, академик АН Татарстана создал теорию непрерывного свертывания крови.

Воспитанниками Казанской школы, работавших в Казанской губернии и работающих в настоящее время в Республике Татарстан являются более 400 докторов наук, 35 Заслуженных деятелей науки РСФСР и РФ, 79 заслуженных деятелей науки ТАССР и РТ, более 700 заслуженных врачей России и Татарстана.

Выпускниками Казанского медицинского института являются 5 Героев Социалистического Труда, 5 Народных врачей СССР, 3 действительных члена и 4 чл.-корреспондента АН СССР и РАН, 18 действительных членов и 13 чл.-корреспондентов АМН СССР и РАМН, 4 академика и 9 чл.-корр. АН Республики Татарстан, 1 министр здравоохранения СССР и два министра здравоохранения России.

За прошедшие годы в стенах Казанского вуза подготовлено более 50 тысяч специалистов, из них более четырех тысяч выпускников за отчетный период настоящей аттестации. В настоящее время в КГМУ обучение студентов ведется по 7 специальностям. В университете осуществляется подготовка по 27 специальностям в интернатуре, по 40 специальностям в ординатуре, по 35 специальностям в аспирантуре, проводится повышение квалификации и профессиональная переподготовка врачей по 31 специальности.

Для организации и обеспечения учебного процесса Университет располагает шестью учебными корпусами и двумя корпусами стоматологической клиники. Кроме того, в учебном процессе используются 45 клинических учреждений, учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, Государственного департамента по фармации, Министерства труда и занятости и социального обеспечения с аудиториями, лабораториями общей площадью 141566 кв. м.

Для прохождения производственной практики студентов фармацевтического факультета имеется свой ботанический сад площадью 7,3 гектара.

Приведенный контингент студентов в 2007 г. составляет 3799,3 человек. Контрактная форма обучения студентов функционирует с 1991 года, в настоящее время с полной компенсацией расходов за обучение учатся 1249 человек, из них 282 иностранных студентов и 14 клинических ординаторов и 2 клинических интерна из 30 стран мира. Кроме того, на контрактной форме обучаются 1270 студентов по заочной форме обучения.

Учебный процесс обеспечивают 64 кафедры и 6 курсов, на которых работают 605 основных штатных преподавателей (по данным на 28 февраля 2008 года), в том числе 136 докторов наук (22,5%) и 333 кандидатов наук (55,04%).

В качестве внешних совместителей работают 178 человек, из них – 18 докторов наук и 76 кандидатов медицинских наук. Внешние совместители сотрудники лечебных учреждений, органов санитарно-эпидемиологической службы и органов управления здравоохранения РТ и управления здравоохранения г. Казани

В настоящее время на кафедрах и в подразделениях Казанского государственного в числе ученых – один член-корреспондент РАН, один академик РАМН, один член-корреспондент РАМН, три академика АН Республики Татарстан, и 3 член-корреспондент АН РТ, 27 – действительных членов и членов-корреспондентов других академий наук.

Награждены медалями Российской Федерации «За заслуги перед отечественным здравоохранением» два человека (проф. Салихов И.Г., проф. Еналеева Д.Ш.).

Почетное звание «Заслуженного деятеля науки РФ» имеют 6 профессоров (Н.Х. Амиров, А.А. Зефиров, Э.Н. Ситдиков, Д.М. Зубаиров, Е.Е. Никольский, М.Р. Рокицкий), звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» имеют 7 профессоров.

В университете работают:

  • Лауреат Государственной премии РФ (проф. Д.М. Зубаиров);

  • Лауреат премии Совета Министров СССР (проф. Л.А. Поцелуева);

  • Лауреат премии Академии наук СССР (проф. В.И. Данилов);

  • Лауреаты Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники – 17 докторов наук;

  • 31 Заслуженных деятелей науки РТ;

  • 9 Заслуженных врачей Российской Федерации (профессора В.П. Булатов, А.П. Пигалов, И. Г. Салихов, Ф.Ш. Ахметзянов, А.А. Ахунзянов, Д.М. Красильников, Э.Н. Ситдиков, В.И. Данилов, доцент Ф.А. Мифтахова);

  • 53 Заслуженных врачей Республики Татарстан;

  • 5 Почетных работников государственной санэпидслужбы (Н.Х. Амиров, З.М. Берхеева, В.М. Смирнов, А.В. Иванов, А.Б. Галлямов, В.Ф. Чупрун);

  • 7 Заслуженных работников высшей школы Российской Федерации;

  • Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации (Р.С. Сафиуллин);

  • Заслуженный работник здравоохранения Республики Татарстан (Т.Г. Тимофеева)

  • Заслуженный работник физической культуры РТ (Р.Б. Сагдеев)

В КГМУ осуществляется многоуровневая система образования, позволяющая реализовать принцип непрерывности образования:

– довузовская подготовка.

– подготовка дипломированного специалиста;

– послевузовское профессиональное образование – интернатура, ординатура, аспирантура;

– программы дополнительного образования – повышение квалификации специа-листов и профессиональная переподготовка специалистов.

В системе непрерывного образования – “общеобразовательное учреждение – высшее учебное заведение” – важным звеном является качественная подготовка школьников к поступлению в вуз с учетом их профессиональной ориентации. В Казанском государственном медицинском университете эту задачу решает отделение довузовской подготовки и отбора абитуриентов, осуществляющее разработку и внедрение многоуровневых и многовариантных программ довузовского обучения, форм и методов их реализации.

Обучение на отделении довузовского образования за отчетный период проводилось в традиционных формах:

  • комплексная подготовка на базе университета, в представительствах в г. Йошкар-Ола, Набережные Челны;

  • подготовка школьников в специализированных медицинских (химико-биологических) классах на базе лицея № 116 г. Казани, СОШ № 19 и № 24 г. Набережные Челны, Шармашинской СОШ, СОШ № 30 г. Йошкар-Олы, Парань-гинской СОШ Республики Марий Эл, многопрофильной гимназии №19 г. Элиста Республики Калмыкия;

  • подготовка школьников в специализированных классах по социальной работе на базе СОШ № 133 и № 55 г. Казани, СОШ № 34 г. Набережные Челны.

  • подготовительные курсы – очные (воскресные, вечерние), заочные;

а также в новых формах обучения, введенных в связи с проведением эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), изменениями условий приема в вузы, переходом приемных испытаний на систему ЕГЭ. Отделением были откорректированы программы и учебные планы довузовского образования, организованы и проведены:

  • курсы «Готовим к ЕГЭ» с привлечением экспертов ЕГЭ по общеобразовательным предметам (химии, биологии, русскому языку);

  • обучающие семинары по подготовке к ЕГЭ совместно с Министерством образования и науки РТ.

За отчетный период на отделении внедрены новые виды подготовки и привлечения абитуриентов:

  • комплексная 2-х летная подготовка школьников на базе университета;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По здравоохранению и социальному развитию»

    Документ
    ... государственный медицинский университет Федерального агентства поздравоохранению и социальномуразвитию» Специальность – 060101 (65 ... медицинский университет Федерального агентства поздравоохранению и социальномуразвитию» Специальность – 060101 (65 ...
  2. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (3)

    Отчет
    ... медицинский колледж Федерального агентства поздравоохранению и социальномуразвитию»по результатам самообследования деятельности колледжа ... колледж Федерального агентства поздравоохранению и социальномуразвитию" с 7 апреля 2003 г. по 12 апреля 2003 ...
  3. Федеральное государственное унитарное предприятие и социального страхования федерального агентства по здравоохранению и социального развития

    Отчет
    ... Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Федерального агентства поздравоохранению и социальногоразвития УДК № госрегистрации Инв ...
  4. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (9)

    Отчет
    ... университет (г. Архангельск) Федерального агентства поздравоохранению и социальномуразвитию» СОГЛАСОВАНО: Проректор по УВП __________________Агафонов Ю.В. «____»___________________2009 г. УТВЕРЖДАЮ ...
  5. Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (14)

    Отчет
    ... университет (г. Архангельск) Федерального агентства поздравоохранению и социальномуразвитию» СОГЛАСОВАНО: Проректор по УВП __________________Агафонов Ю.В. «____»___________________2009 г. УТВЕРЖДАЮ ...

Другие похожие документы..