Главная > Основная образовательная программа


Обсуждено

на заседании Методического Совета

__________________ 2011 г.

Утверждено

на заседании Педагогического Совета

протокол №7 от 26 мая 2011 г.

Директор школы

Утверждаю

_______________ 2011 г.

_______________ В. Г. Афонина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципальной общеобразовательной

средней школы № 5

города Нижневартовска

Нижневартовск

2011

Содержание

  1. Информационно-аналитические данные о школе:

    1. Информационная справка о школе.

    2. Аналитическое обоснование программы.

  2. Приоритетные направления развития программы:

1. Характеристика социального заказа на образовательные услуги.

2. Цели и задачи в области развития образования.

3. Моделирование образовательной деятельности с учетом

социального заказа:

    • концепция (модель школы).

    • модель выпускника I, II, III ступеней.

4. Формы и средства реализации программы.

III. Адресность программы:

  1. Характеристика учащихся.

  2. Срок освоения программы.

IV. Учебный план школы и его обоснование.

V. Учебные программы.

VI. Программы внеучебной деятельности.

VII. Организационно-педагогические условия:

  1. Характеристика организационно-педагогических условий.

  1. Технологии образовательного процесса.

VII. Ожидаемые результаты реализации программы.

IX. Диагностика результатов освоения программы.

Х. Управление образовательной деятельностью.

Раздел 1. Информационно-аналитические данные о школе.

  1. Информационная справка о школе

Школа находиться в 12 микрорайоне г. Нижневартовска. Удобное транспортное сообщение, комфортные условия обучения, высокий уровень образования, эмоционально привлекательная воспитывающая среда, яркие традиции – то, что делает школу № 5 особо востребованной обучающимися и их родителями.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»(далее МБОУ «СОШ№5» – ровесница нашего города, хорошо известна нижневартовцам нескольких поколений, как:

    • коллектив единомышленников, комплекс идей талантливых педагогов, влюбленных в свое дело, и способных учеников, преданных школе;

    • школа, где есть большой простор и для преподавательских исследований, и для успешной деятельности учащихся.

В городе школа известна как «Занковская». Это значит - обучение в ней ведется по дидактической системе Леонида Владимировича Занкова. В течение 7 лет с 1996 по 2002 г. педагогический коллектив школы осуществил инновационный проект «Реализация дидактической системы Л.В. Занкова в основной школе в условиях преемственности обучения начальной и основной школы». Школа получила статус филиала Федерального научно-методического Центра имени Л.В. Занкова. С 1998 года на базе школы действовал городской методический Центр развивающего обучения. Коллектив школы также успешно реализует проект В.Д. Шадрикова «Индивидуализация обучения на основе личностного ориентированного учебного плана школы» - в старших классах.

На протяжении 16 лет возглавляет педагогический коллектив Валентина Григорьевна Афонина, Заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного образования Российской Федерации, инициатор реализации в школе инновационных идей.

  • Школа является филиалом Федерального научно-методического Центра имени Л. В. Занкова (г. Москва). Научное руководство осуществляет кандидат педагогических наук, профессор ФНМЦ им. Л. В. Занкова Нечаева Н. В.

  • С 1997 года организовано научное общество учащихся «Эврика». Неоднократно члены НОУ занимали призовые места в региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Проекты учащихся напечатаны в научно-популярных журналах.

  • В школе организован Центр по организации Всероссийского конкурса-игры по языкознанию «Русский медвежонок». К участию в конкурсе привлекаются учащиеся школ города.

  • Учителя математики организовали и ежегодно проводят для учащихся школы международный конкурс-игру по математике «Кенгуру».

  • За последние 8 лет на выпущено 18 золотых и 26 серебряных медалистов.

  • Сформирована воспитательная среда, которая способствует самоопределению и самореализации всех учащихся. Выпускается школьная газета, действует Клуб Интересных Дел, музей «Память», бесплатные кружки и секции: вокальные, кройки и шитья, художественного вязания, театральные студии, экологический, туристический, шахматный, психологический клуб; частично платные: корригирующая гимнастика, атлетическая гимнастика, каратэ Киокушинкай, самооборона для девочек.

  • Две победы во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы на получение Президентского гранта в 2007 и 2008 гг.;

  • Победу в региональном конкурсе образовательных учреждений в номинации «Технологии обучения и воспитания» на получение гранта Губернатора Ханты-мансийского округа-Югры в 2007 г.;

  • Два Гранта Президента получили учителя начальных классов Гараева Н. Н., Галабурда С. Н.

  • Один Грант Губернатора ХМАО-Югры получил учитель начальных классов Рябова И. А.

  • В 2006-2007 учебном году коллектив школы, одним из первых в городе начал освоение методики социального проектирования.

  • 2009 г. школа внесена в Национальный Реестр лучших образовательных учреждений России. Свидетельство №1751

  • Школа гордится своими выпускниками, среди которых герой России летчик-испытатель Ващук Ю. М.; участник войны в Афганистане Ахметов У., посмертно награжденный орденом Красной Звезды; мастер международного класса по бальным танцам Бровко Д.; призер международной научно-практической конференции по математике Адинец А.; 9 выпускников успешно работают учителями в родной школе.

Экспертиза, внутренняя и внешняя, выявила положительные конечные результаты деятельности педагогического коллектива:

  1. Созданы комфортные условия для учеников и педагогов;

  2. Утвердился демократический стиль в системе управления (субъект – субъективные отношения между участниками образовательного процесса);

  3. Учителя 1 – 9 классов овладели методикой развивающего обучения, 83% на высоком уровне;

  4. Повысился качественный результат обученности и общего развития учащихся в занковских классах: 100% обученности, качество обученности 44,9 %.

Коллектив педагогических работников МОСШ №5 – это коллектив профессионалов, способных выдвигать единые педагогические требования к учащимся, принимающих концептуальную основу школы, готовых к обновлению содержания и качества образования в соответствии с основными положениями модернизации российского образования. Педагоги школы владеют приемами и методами современного обучения, вовлекают учащихся в совместную познавательную и проектную деятельность, учебно-исследовательскую работу. В 2010-2011 гг. в педагогическом коллективе:

Показатели квалификации педагогических работников.

  • Высшая – 23

  • Первая- 10

  • Вторая – 10

  • Не имеют категории - 7

  • 2 заслуженных учителя Российской Федерации;

  • 2 отличника народного образования;

  • 23 учителя высшей категории (44%);

  • 10 учителей I категории (19%);

  • 10 учителей II категории (19%);

  • 3 почетных работника образования;

Высокий творческий потенциал педагогов, их профессиональная компетентность, желание совершенствоваться, личностные качества, сплоченность вокруг общей идеи позволяют решать задачи качественного обучения и развития учащихся, совершенствовать образовательную систему школы.

В ходе инновационной деятельности педагогического коллектива возникла необходимость реорганизации методических объединений в предметно-цикловые комиссии и организации кафедр учителей-исследователей с целью овладения методикой работы над исследовательскими проектами.

Организованы 6 предметно-цикловых комиссий: учителей образовательной области искусства, математики и информатики, учителей начальных классов, гуманитарных предметов, общественных и естественных дисциплин, физвоспитания и трудового обучения. Создана кафедра учителей-исследователей. Научными руководителями кафедр являются ученые Федерального научно-методического центра имени Л. В. Занкова профессор Нечаева Н. В., ученые НГГУ кафедры естественных и точных наук.

В школе реализуются программы:

  1. Программа «Образование и здоровье поколения ХХI века»;

  2. Программа «Одаренные дети»;

  3. Программа «Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

  4. Программа «Информатизация школы №5»

  5. Программа деятельности детского объединения «Солнечный город»;

  6. Программа деятельности летнего пришкольного лагеря «Солнечный город»;

  7. Программа развития воспитательной системы на 2005-2010 гг.;

  8. Программа деятельности детского объединения «Школьная республика»;

  9. Программа деятельности школьного музея «Память»;

  10. Программа декоративно-прикладного искусства народов севера на уроках трудового обучения в начальной школе;

  11. Программа экологизации образования младших школьников;

  12. Программа «Мира не узнаешь, не зная края своего» по краеведению.

Школа располагается в четырехэтажном здании. Школьное здание введено в эксплуатацию с 1986 г., состояние здания удовлетворительное. Учебных кабинетов достаточно для проведения занятий: 39 учебных кабинетов, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНа (по цветовой гамме стен, мебели, освещению). Оборудован и действует кабинет БОС. Есть столовая, но мебель в столовой требует обновления, актовый и спортивный залы, спортивная площадка на территории школьного двора, оснащенные всем необходимым для осуществления образовательного процесса и проведения спортивных воспитательных мероприятий, хоккейный корт. Для учащихся подросткового возраста работает тренажёрный зал в цокольном этаже, лыжная база. В школе есть телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальная аппаратура. Имеется библиотека с достаточным количеством учебной и художественной литературы, формируется медиатека. Действует кабинет школьного врача, стоматологический кабинет, бассейн, столярная и слесарная мастерские, 3 компьютерных кабинета, выход в Интернет. Имеются два спортивных зала и комнаты для спортоборудования. Размеры учебных рекреаций соответствуют нормам.

Школа сотрудничает со следующими организациями:

  • Федеральным научно-методическим центром им. Л. В. Занкова (г. Москва);

  • Нижневартовским государственным гуманитарным университетом;

  • Центром детского творчества, молодежной общественной организацией «Клуб киокушинкай каратэ-до»;

  • Центром по проблемам семьи;

  • Центром психологической поддержки «Кардея»;

  • Кинотеатром «Мир»;

  • Детско-юношеским клубом физической подготовки;

  • Городским волейбольным клубом «Самотлор»;

  • Центром развития образования г.Нижневартовска.

Воспитательные задачи реализуются через деятельность детских организаций I, II, III ступеней обучения, работу бесплатных кружков и секций, театральные студии. Уже не первый год в школе работают органы ученического самоуправления, которые участвуют в соуправлении жизнедеятельности коллектива нашего учебного заведения.

Ученическое самоуправление МБОУ «СОШ № 5» оформлено в Школьную республику.

Привлечениек реальному управлению школой представителей общественности придает ему более демократический ";государственно-общественный характер";. Внедрение в школу модели общественно - государственного управления: Управляющего совета, способствует развитию участия в образовательной деятельности родителей, спонсоров как важного условия открытости образовательной системы.

В школе создан комфортный психологический климат, благодаря деятельности психолога Калашниковой Е. В., которая организует психологическое сопровождение образовательного процесса через различные формы деятельности: тренинги, семинары, психологический клуб для старшеклассников.

  1. Аналитическое обоснование программы

Образовательная программа за 2010-2011 учебный год выполнена. Основой анализа являются результаты внутреннего мониторинга деятельности образовательного учреждения, в том числе, и в рамках реализации программы развития образования г. Нижневартовска и программы развития МБОУ «СОШ № 5».

Эффективность деятельности школы анализируется по следующим направлениям:

  • школьный менеджмент и качество управления;

  • качество учебного плана;

  • достижения учащихся;

  • эффективность работы педагогического коллектива как единой коман­ды, компетентность педагогов;

  • школьная культура, психологический климат;

  • образовательные ресурсы школы.

Основной целью работы педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 5» являлось создание условий для развития школы в соответствии с социальным заказом и с учетом современных тенденций российского образования.

Анализ результатов деятельности педагогического коллектива осуществляется с учетом следующих критериев:

  • Полнота достижения поставленных школой целей.

  • Факторы, положительно повлиявшие на достижение целей.

  • Факторы, отрицательно повлиявшие на достижение целей.

В целом, данные анализа позволяют сделать вывод о позитивной, целенаправленной работе школы. Об этом, также, свидетельствует получение школой второго Гранта Президента в 2007-2008 учебном году, в 2008-2009 учебном году двух Грантов Президента учителями начальных классов Гараевой Н. Н. и Галабурда С. Н., в 2009 г. победа в конкурсе «Эколог Югры» в рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Спасти и сохранить» учителя начальных классов Рябовой И. А., 2009 г. победа в городском конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют» в номинации «Педагог дополнительного образования-2009» педагога-организатора школы Седова Р. Г.

Педагогическая деятельность школы, позволила совершить значительное продвижение во всех компонентах как самого образовательного процесса (цели, содержание, технологии, взаимоотношения участников, результаты), так и условиях его осуществления.

Качественно изменяются педагогические ориентации учителей. Среди приоритетных задач ими выделяются:

  • Ориентация на общечеловеческие ценности.

  • Демократический стиль общения.

  • Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, людям,
    культуре.

  • Стремление к воплощению гуманизации образования, к формированию нравственно насыщенной среды.

  • Ориентация на вариативность, творческий подход, концептуализацию
    образовательных процессов.

Администрация школы создает условия для реализации педагогами их профессиональных интересов, возможности личного роста. К управленческой деятельности привлекаются все субъекты образовательного процесса. Администрация осознает необходимость инновационных изменений в школе в связи с введением предпрофильной подготовки и переходом к профильному обучению.

Ведется работа с одаренными детьми.
Учебный план школы и предметные программы ориентированы, прежде всего, на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации ивладение информационными технологиями и иностранными языками.

Эффективна деятельность педагогического коллектива по повышению уровня обученности школьников в 2010-2011 учебном году:

99,69% учащихся усвоили образовательный минимум (стандарт).

44,95% учащихся превысили образовательный стандарт благодаря реализации преемственности по дидактической системе Л. В. Занкова на всех ступенях обучения, внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий и с учетом индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

Увеличилась доля учащихся, окончивших учебный год на «5» на 1,7%, и на «4» и «5» - стабильно в сравнении с предыдущим учебным годом.

Осуществляется обучение учащихся в режиме сотрудничества и развития учителями: Мезенцевой М. А., Завидовой С. В., Кутыревой Н. И., Гараевой Н. Н., Рябовой И. А., Мясниковой М. В., Галабурда С. Н. воспитателями ГПД Корниловой И. А., Феоктистовой Н. В..

Осуществляется развитие творческого потенциала и самореализации личности школьников.

Формируются в системе общеучебные умения и навыки всем коллективом как единой командой.

Используется гибкая система оценивания, учет достижений каждого ученика практически всеми учителями школы.

Наблюдается положительная динамика количественной оценки учебных достижений уча­щихся.

Выше среднего показателя качественной успеваемости показатели во всех классах начальной школы: 2 «А» - на 21,7% (Тимофеева Н. С.), 2 «Б» - на 27,1% (Курникова В. В.), 2»В» - на 27,3% (Щепина О. В.), 3 «А» - на 30,1% (Рябова И. А.), 3 «Б» - на 23,1% (Гараева Н. Н.), 3»В» - на 7,2% (Мезенцева Е. В.), 3 «Г» - на 5,1% (Павлова А. В.), 4 «А» - на 12,7% (Бондаренко В. В.), 4 «Б» - на 27,5% (Галабурда С. Н.), 5 «Б» - на 5,1% (Вотинова Н. А.), 6 «Б» - на 24,3% (Оренбуркина Т. Г.), 8 «Б» - на 9,2% (Шихова Р. А,), 10 «Б» - на 20,3% (Иванова С. Н.), 11 «А» - на 11,6% (Тураева Л. В.). Самый высокий качественный показатель по школе в 3 «А» классе – 75% .

Наблюдается стабильная динамика усвоения образовательного стандарта учащимися всех ступеней обучения по школе 2010-2011 учебном году.

Наивысший уровень усвоения образовательного стандарта – по физкультуре и музыке – 61% (I ступень), ИЗО – 57%, труду – 56%, английскому языку - 49% , литературе – 46% (I ступень), во II и III ступенях обучения: по музыке – 50%, искусству – 46%, физической культуре – 42%, технологии – 39%, ОБЖ – 31%.

Фактором, повлиявшим на успешность обучения, является своевременное оказание помощи слабым детям.

Осуществляется систематическая работа с неуспевающими которая включает:

  • Последовательный переход от внеличностного подхода к личностно-ориентированному;

  • Разработка психологом специальных схем мониторинга проведения педагогических наблюдений, позволяющих учителю увидеть своих учеников комплексно, разносторонне, в динамике;

  • Диагностика учебных умений и навыков с целью своевременного выявления пробелов, их устранения в рамках урочного времени и на индивидуальных занятиях.

Организация дополнительных занятий по многим предметам, где учащиеся могли получить консультации, выполнить повторно контрольные работы, сдать зачеты.

В течение года осуществлялось индивидуальное обучение больных детей на дому.

Обеспечивается контроль за ведением необходимой документации, составлен график учебных занятий, причем учитывались пожелания родителей и больного ребенка, поэтому не было перегрузок, комфортная ситуация во время занятий способствовали детям усвоить предметы на уровне стандарта.

Сравнительный анализ обучения отдельным предметам в динамике за два учебных года 2009-2010, 2010-2011 указывает на положительную динамику общей успеваемости практически по всем предметам, за исключением математики, алгебры и геометрии. Прослеживается рост качественных показателей по: русскому языку, математике, физкультуре, музыке, английскому языку (I ступень обучения), истории, английскому языку, обществознанию, физической культуре, технологии, информатике (II и III ступени обучения).

В сравнении с предыдущим учебным годом наметилось значительное увеличение доли учащихся, занявших призовые места в городских предметных олимпиадах от общего числа принимающих участие.

Наличие у учащихся хорошо развитой учебной мотивации позволяет выполнить все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны, заставляет проявлять активность в отборе и запоминании необходимой учебной информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Сравнительный анализ с результатами прошлых лет по некоторым факторам показал, что по основным двум факторам (чувство гражданского долга и мотивация достижений) по сравнению с прошлым годом присутствует положительная динамика.

Эффективность деятельности школы по повышению уровня воспитанности школьников определяется следующими показателями:

В межличностных отношениях учащихся школы доминируют доброжелательная атмосфера, жизнерадостный тон настроения, активность и взаимная поддержка.

Снизился показатель неудовлетворенности отношений «учитель – ученик».

На сегодняшний день в школе сложился стабильный творческий коллектив единомышленников, в межличностных отношениях которого преобладают положительные стороны социально-психологических характеристик педагогического коллектива.

В школе созданы благоприятные условия для широкого применения актуальных моделей организации воспитательного процесса: педагогический коллектив владеет современными воспитательными методиками, формируется Банк методических идей, разработаны и внедряются ряд программ в области воспитания и дополнительного образования.

Педагоги школы владеют широким арсеналом программно-методического обеспечения по организации профилактической работы с воспитанниками, их научно-методический багаж пополняется за счет обучающих семинаров, методической помощи Центра развития образования.

В образовательном учреждении действует ученическое самоуправление на всех ступенях школы, уровень развития самоуправления – средний.

Учащиеся 9, 11 классов отмечают повышенный уровень и активную жизненную позицию в общественном плане, стремление найти своё место в жизни.

В школе приемлемый для учащихся и учителей режим труда и отдыха, организованы психологическая и медицинская помощь, создана эстетическая среда, а общая благоприятная атмосфера способствует воспитанию у школьников целого ряда положительных качеств, способствует развитию инициативы, формирует ответственность.

В течение 2008-2009 учебного года школа приняла участие в 80% муниципальных мероприятий по охране труда, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

На уроках и во внеурочной деятельности в школе шире стал использоваться социальный опыт детей. Большинство учителей осознают, что в своей педагогической деятельности необходимо ориентироваться на формирование у учащихся готовности к творческой самореализации, формирование гуманистических ценностей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа муниципальной общеобразовательной средней школы № 29 на 2011 – 2012 учебный год

    Основная образовательная программа
    ... год Нижневартовск Содержание образовательнойпрограммы 7.2. Образовательнаяпрограмма начального общего образования (1 – 4 класс) 65 Пояснительная записка Образовательнаяпрограммамуниципальнойобщеобразовательнойсреднейшколы №29 ...
  2. Муниципальная общеобразовательная средняя школа №11 образовательная программа среднего (полного) общего образования

    Программа
    ... программы осуществляет администрация школы во главе с директором школы. II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Введение Образовательнаяпрограммамуниципальнойобщеобразовательнойсреднейшколы №11 городаНижневартовска ...
  3. Муниципальная общеобразовательная средняя школа №11 образовательная программа основного общего образования

    Документ
    Муниципальнаяобщеобразовательнаясредняяшкола №11 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА основного общего образования Нижневартовск 20101-20112 СОДЕРЖАНИЕ Управление образовательной ... года). 12. Программа развития образования городаНижневартовска на 2007-2011гг. ...
  4. Ханты – мансийский автономный округ – югра город нижневартовск муниципальная общеобразовательная средняя школа № 3

    Основная образовательная программа
    ... г Ханты – Мансийский автономный округ – Югра городНижневартовскМуниципальнаяобщеобразовательнаясредняяшкола № 3 Образовательнаяпрограммамуниципальнойобщеобразовательнойсреднейшколы № 3 на 2011 - 2013 годы Оглавление ...
  5. Образовательная программа (13)

    Основная образовательная программа
    ... , Программой развития образования городаНижневартовска на 2007-2011 годы, Уставом муниципальнойобщеобразовательнойсреднейшколы № 12, Программой развития школы на ...

Другие похожие документы..