Главная > Аннотированный список


Высшее образование: тенденции развития

 

(аннотированный список статей из периодических изданий)

 

Вып. 1

 

2011 г.

 

Содержание

Актуальные проблемы высшей школы 1

Проблемы модернизации высшего профессионального образования 2

Россия в Болонском процессе 3

Единый государственный экзамен 3

Вузы в инновационной экономике 4

Вопросы качества образования 5

Практика высшей школы 6

Компетентностный подход 8

Кадры высшей квалификации 9

Рынок образовательных услуг 10

Вузовская наука 10

Информатизация образования 12

Экономика и управление высшими учебными заведениями 13

Социология образования 14

Студенчество 15

Филиалы вузов 16

Высшее образование за рубежом 16

Образовательная политика г. Тольятти 17

Поволжский государственный университет сервиса в прессе 17

Актуальные проблемы высшей школы

1. Ефимов, В. С.
   Высшее образование в России: вызовы XXI века   [Текст] / В. С. Ефимов, А. В. Лапшева
// Унив. упр.: Практика и анализ. - 2010. - № 4. - С. 6-17. - Лит. в конце ст.
Обсуждается возможность появления новых социально-антропологических проектов и соответствующая трансформация систем образования. Рассмотрены сценарные варианты развития высшего образования в России, сформулированы возможные позиции федеральных и национальных исследовательских университетов.

2. Миронов, А. В.
   Приоритетные принципы развития современного российского образования    [Текст] / А. В. Миронов
// Соц. -гуманитар. знания. - 2010. - № 6. - С. 28-45.
В ХХI веке проблемы образования как процесса и системы сохраняют свою актуальность. Состояние образования в современном мире крайне противоречиво. Главная черта развития современного образования - это его усложнение, связанное с усложнением процессов приобщения молодежи к ценностям культуры предыдущих поколений, освоения ею взрослой жизни, структурным усложнением общество в целом. Нарастают и кризисные явления в образовании, вызванные как внешними, так и внутренними причинами.

3. Макарова, М. Н.
   Политика вуза в условиях демографического спада [Текст] / М. Н. Макарова
// Высш. образование в России. - 2011. - № 1. - С. 110-116. - Лит. в конце ст. - 2,44 МБ.
Рассматриваются вопросы, связанные со снижением конкурса на этапе зачисления абитуриентов. Представлены результаты исследования, делаются выводы о возможных способах решения проблемы.

4. Клячко, Т.
   Профессиональное образование: опять реформы? [Текст] / Т. Клячко
// Ректор вуза. - 2011. - № 2. - С. 16-20.
Анализ ситуации с профессиональным образованием в России.

5. Пугач, В. Ф.
   Человеческие ресурсы высшей школы постсоветской России [Текст] / В. Ф. Пугач
// Высш. образование в России. - 2011. - № 2. - С. 24-29.
Содержатся результаты анализа человеческих ресурсов высшей школы России, рассматривается их влияние на уровень образования занятого населения, на человеческий потенциал общества в целом.

Проблемы модернизации высшего профессионального образования

6. Коршунов, С. В.
   О реализации нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов в МГТУ им. Н. Э. Баумана [Текст] / С. В. Коршунов
// Альма матер. - 2010. - № 11. - С. 40-46. - Лит. в конце ст.
Освещены основные проблемы, связанные с разработкой ФГОС и их реализации в вузах страны и в частности в МГТУ им. Н.Э. Баумана, учитывающие стоящую перед университетом задачу создания собственных образовательных стандартов. Приводится краткая характеристика предшествующих поколений образовательных стандартов; затрагивается вопрос о составе и значимости первоочередных мер по развитию инженерного образования в современной России.

7. Бердашкевич, А. П.
   О государственной поддержке университетов [Текст] / А. П. Бердашкевич, С. А. Клепиков
// Унив. упр.: практика и анализ. - 2010. - № 5. - С. 6-14.
Исследуется прогноз объемов и направлений государственной поддержки университетского сектора российской системы образования.

8. Ганиев, Э. Р.
   Социальное партнерство в высшем профессиональном образовании: модели и формы реализации    [Текст] / Э. Р. Ганиев
// Соц. -гуманитар. знания. - 2010. - № 6. - С. 342-349.
Раскрываются проблемы социального партнерства в системе высшего профессионального образования сквозь призму дискурса модернизации. Выделяются как отечественные модели такого партнерства, так и некоторые тренды, характеризующие его формы и проявления.

9. Фурсенко, А. (министр образования и науки).
   ";Министерство сознательно вызывает огонь на себя"; [Текст] / А. Фурсенко
// Комс. правда. - 2011. - 25 февр. (№ 26). - С. 20-21.
Министр образования и науки А. А. Фурсенко о новых образовательных стандартах.

10.   Изменения в лицензировании и аккредитации учебных заведений [Текст]
// Ученый совет. - 2011. - № 1. - С. 8-12.
С 1 января 2011 г. вступил в силу ФЗ ";О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления услуг в сфере образования";. Он регламентирует новый порядок лицензирования и аккредитации учебных заведений.

11. Гребнев, Л. С.
   Высшая школа о новом законе ";Об образовании";: хотим как лучше? [Текст] / Л. С. Гребнев
// Высш. образование в России. - 2011. - № 1. - С. 13-25. - Лит. в конце ст.
Критически анализируются некоторые положения новой редакции проекта ФЗ ";Об образовании";.

12. Петрунева, Р. М.
   Еще раз о ФГОС, культуре, прагматизме и местечковости [Текст] / Р. М. Петрунева
// Высш. образование в России. - 2011. - № 1. - С. 73-77. - Лит. в конце ст. - 2,31 МБ.
Рассматриваются практические проблемы реализации ГОС нового поколения.

13. Бердашкевич, А. П.
   О единых принципах образовательных стандартов для разных уровней образования [Текст] / А. П. Бердашкевич, Н. В. Тихомирова
// Альма матер. - 2011. - № 1-. - 2,07 МБ.
Цель работы - показать, что формирование человека и гражданина является основной целью нового поколения государственных общеобразовательных стандартов. Достижение указанной цели должно сопровождаться соответствующей реорганизацией учебного процесса на последующих этапах обучения.

14. Лаврушин, О. И.
   К вопросу о модернизации финансово-экономического образования [Текст] / О. И. Лаврушин
// Деньги и кредит. - 2011. - № 3. - С. 14-18. - Лит. в конце ст.
Рассматриваются проблемы финансово-банковского образования. Предлагаются пути совершенствования подготовки банковских кадров.

15. Захаревич, В. Г.
   Собственные образовательные стандарты в контексте международных требований [Текст] / В. Г. Захаревич
// Высш. образование в России. - 2011. - № 3. - С. 3-13. - Лит. в конце ст.
Рассматривается подход к построению собственных вузовских стандартов, ориентированный на проектирование инженерных образовательных программ с учетом требований международных аккредитационных агентств. Особенность предлагаемого подхода состоит в удовлетворении образовательных программ как российским ФГОС ВПО, так и международным требованиям профессиональной аккредитации, а его основой является успешный опыт Таганрогского технологического института Южного федерального университета по аккредитации бакалаврской образовательной программы ";Информатика и вычислительная техника "; в двух авторитетных международных аккредитационных организациях.

Россия в Болонском процессе

16. Нечаев, В. Д.
   О концепции современного гуманитарного образования [Текст] / В. Д. Нечаев
// Высш. образование в России. - 2011. - № 3. - С. 14-22. - Лит. в конце ст.
Излагаются основные положения Концепции современного гуманитарного образования в МГГУ им. М.А. Шолохова. В соответствии с ее принципами вуз должен в режиме инновационного развития перейти на двухуровневую систему подготовки кадров ";бакалавр - магистр"; и реализовать компетентностный подход в образовательном процессе. В основу Концепции положены: культуроцентристская парадигма; компетентностный подход; психолого-педагогическая теория контекстного обучения.

17. Викторова, Е. В.
   Программы двойных дипломов как фактор формирования инновационной среды университета [Текст] / Е. В. Викторова
// Инновации. - 2010. - № 12. - С. 27-31. - Лит. в конце ст.
Рассмотрены вопросы реализации международных программ двойных дипломов в университетах. Показана их роль в инновационном развитии вуза, влияние на формирование инновационной образовательной среды. Рассмотрено их влияние на качество подготовки высококвалифицированных специалистов. Предложен алгоритм разработки и реализации программ двойных дипломов. Сформулированы преимущества участия в программах двойных дипломов для студентов, профессорско-преподавательского состава и вуза в целом.

18. Барбаков, О. М.
   Проблемы становления двухуровневой системы высшего образования в России [Текст] / О. М. Барбаков, Н. Г. Осипова
// Изв. вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2011. - № 1. - С. 67-72.
Анализируется мнение руководителей среднего звена, профессорско-преподавательского состава, студентов университетов и работодателей Тюменского региона о модернизации системы высшего профессионального образования в условиях интеграции в европейское образовательное пространство.

19. Арефьев, И. Б.
   Высшее образование в России: бакалавр, специалист, магистр? [Текст] / И. Б. Арефьев, А. Л. Степанов
// Ученый совет. - 2011. - № 4. - С. 22-35. - Лит. в конце ст.
Проведен анализ процессов в современной сфере российского высшего образования. Представлен опыт работы вузов по Болонским соглашениям в Европе и России.

20.    ЕГЭ и прием в вузы-2010: информация к размышлению [Текст]
// Ректор вуза. - 2010. - № 11. - С. 10-16.
Результаты исследования среднего балла абитуриентов, поступивших в вузы в 2010 г., Исследование проведено Высшей школой экономики.

Единый государственный экзамен

21. Малинецкий, Г.
   ЕГЭ как катализатор кризиса российского образования [Текст] / Г. Малинецкий, А. А. Подлазов
// Ректор вуза. - 2010. - № 11-12.
Представлены различные точки зрения на единый государственный экзамен. Обсуждаются его недостатки и пути преодоления.

22.    Плохо анализируют и чертят [Текст]
// Ректор вуза. - 2010. - № 12. - С. 64-65.
Федеральный институт педагогических измерений обсудил на ученом совете контрольно-измерительные материалы (КИМы) по ЕГЭ 2010 г.

23. Макарова, М. Н.
   Абитуриенты в условиях применения ЕГЭ [Текст] / М. Н. Макарова
// СОЦИС. - 2011. - № 2. - С. 93-98.
Рассматриваются особенности поведения абитуриентов в условиях введения ЕГЭ в практику приемов в вузы.

Вузы в инновационной экономике

24.    Корпоративная инновационная система высшей школы и национальная инновационная система России [Текст] / А. А. Харин [и др.]
// Инновации. - 2010. - № 10. - С. 10-18. - Лит. в конце ст.
Рассматриваются вопросы, связанные с созданием корпоративной инновационной системы высшей школы России как одного из важнейших элементов формируемой национальной инновационной системы. С учетом первостепенной важности в создании инноваций результатов научных исследований рассмотрено состояние финансового обеспечения науки в России в сопоставлении с другими странами. Значительное внимание уделено истории развития инновационной сферы в отечественных вузах. Показана необходимость и обоснована возможность создания корпоративной инновационной системы высшей школы.

25. Факторович, А. А.
   Принципы управления качеством образования в вузе в условиях реализации ФГОС [Текст] / А. А. Факторович
// Высш. образование в России. - 2010. - № 12. - С. 40-47. - 3,10 МБ.
Рассматриваются проблемы разбития высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Обоснованы принципы, формы и методы совершенствования действующих внутривузовских систем управления качеством образования. Предлагается управленческий механизм, который обеспечит актуализацию преподавательского и студенческого потенциала как ресурса реализации новых образовательных стандартов.

26. Гордин, В. Э.
   Театральные технологии в обучении менеджменту в вузе [Текст] / В. Э. Гордин, Е. В. Корчагина
// Высш. образование в России. - 2010. - № 12. - С. 28-34. - 3,07 МБ.
Представлена разработанная авторами методика обучения студентов менеджериальных специальностей вузов коммуникационным навыкам. Она основана на формировании и дальнейшем использовании сценических технологий (актерского мастерства, режиссерских и драматургических навыков) и прошла апробацию на факультете менеджмента Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ. Положительными эффектами применения инновационной технологии в учебном процессе являются: развитие у студентов эффективных коммуникативных навыков, творческого подхода при решении коммуникативных задач, расширение культурного и социального кругозора студенческой аудитории.

27. Хаирова, С. М.
   Инновационной экономике - инновационное вузовское образование [Текст] / С. М. Хаирова
// Рос. предпринимательство. - 2010. - № 12(Вып. 1). - С. 114-118. - Библиогр. в конце ст.
Инновационная экономика невозможна без инновационного образования. Потенциал, наработанный вузами, должен быть использован в части модернизации образовательного процесса путем их сетевого взаимодействия и получения эффекта синергии как на региональном, так и на федеральном уровнях. Трансформацию вузов региона целесообразно осуществлять в направлении формирования образовательного консорциума (отраслевого, территориального) в рамках которого может осуществляться вовлечение персонала и студентов вузов в инновационную деятельность.

28. Антонова, О. А.
   Психолого-актерские тренинги в сфере социально-культурного сервиса [Текст] / О. А. Антонова
// Теория и практика сервиса: экономика, соц. сфера, технологии. - 2010. - № 3. - С. 50-57. - Лит. в конце ст.
Рассматриваются психолого-актерские тренинги как инновационные технологии в образовательном пространстве вузов. Анализируются их цели, задачи и дается обоснование необходимости применения данной технологии.

29. Буц, В. Г.
   Организационные инновации в сфере образования    [Текст] / В. Г. Буц
// Соц. -гуманитар. знания. - 2010. - № 6. - С. 337-341.
На основании зарубежного и отечественного опыта и с учетом современных исследований рассматривается содержание и практическая применимость важнейших категорий инновационного менеджмента, а также организационные основы управления инновационным образовательным процессом.

30. Кирилина, Н. А.
   Стратегические подходы к развитию вуза [Текст] / Н. А. Кирилина
// Вестн. ассоц. вузов туризма и сервиса. - 2011. - № 1. - С. 27-32. - Лит. в конце ст.
Рассматриваются возможные направления преобразования вузов, обосновывается приоритетное направление развития вузов - построение инновационного университета, которое может быть реализовано в рамках соответствующей стратегии. Выделены принципы, требующие учета при разработке стратегии вуза. Предложены методические рекомендации по разработке стратегии вуза.

31. Можаренко, Ю. И.
   Малые инновационные предприятия при вузах [Текст] : институциональны аспекты развития малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях / Ю. И. Можаренко
// Рос. предпринимательство. - 2011. - № 2(Вып. 2). - С 37-42. - Библиогр. в конце ст.
В статье исследуются институциональные аспекты инновационного предпринимательства малых предприятий, созданных при высших учебных заведениях. Автор предлагает систему показателей для оценки социально-экономической эффективности малых инновационных предприятий при вузах и мероприятия по повышению их эффективности.

Вопросы качества образования

32. Васильева, Е. Ю.
   Удовлетворенность работодателей качеством принимаемых выпускников вузов в высокотехнологичном сегменте рынка профессионального труда РФ [Текст] / Е. Ю. Васильева
// Унив. упр.: Практика и анализ. - 2010. - № 4. - С. 28-36. - Лит. в конце ст.
Приводятся результаты репрезентативного исследования удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов в высокотехнологичном сегменте рынка профессионального труда РФ. Описывается система мониторинга удовлетворенности работодателей, включающая четыре элемента: удовлетворенность личностным развитием выпускников, их профессиональной подготовленностью, сформированной готовностью и компетентностным развитием.

33. Богдан, Н. Н.
   Взаимосвязь организационной культуры вуза и качества профессионального образования [Текст] / Н. Н. Богдан, И. Ю. Парфенова
// Унив. упр.: Практика и анализ. - 2010. - № 4. - С. 18-27. - Лит. в конце ст.
Рассматривается взаимосвязь организационной культуры вуза и качества профессионального образования, внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на качество образования. Авторы анализируют подходы к пониманию качества образования как интегративного явления, пронизывающего все стороны деятельности высших учебных заведений. Изложены результаты исследования элементов качества образования во взаимосвязи со структурой организационной культуры вуза, а также восприятия и оценки работниками и студентами на примере ФГОУ ВПО ";Сибирская академия государственной службы"; организационной культуры вуза и различных сторон деятельности

34. Бадеева, Е. А.
   Разработка внутривузовского инструментария планирования качества [Текст] / Е. А. Бадеева
// Унив. упр.: практика и анализ. - 2010. - № 5. - С. 63-68. - Лит. в конце ст.
Раскрываются особенности планирования как функции внутривузовской системы менеджмента качества. Предлагается методика внутривузовского планирования качества на основе инструментария SWOT-анализа.

35. Гридина, Л. В.
   Показатели для оценки эффективности управления качеством образовательных услуг вуза [Текст] / Л. В. Гридина
// Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 6. - С. 90-94. - Библиогр. в конце ст.
Практически каждое российское высшее учебное заведение сегодня внедряет системы менеджмента качества. Анализ эффективности управления качеством образовательных услуг и выработка направлений ее повышения позволяют обоснованно перейти к другой функции менеджмента качества - улучшению качества образовательных услуг.

36. Максимцев, И. А.
   Обеспечение качества образования. Аспекты международной интеграции : опыт Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов / И. А. Максимцев, Е. А. Горбашко
// Сертификация. - 2011. - № 1. - С. 14-17. - Библиогр. в конце ст.
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов был признан лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга в области качества в 2000 году. В 2010 году университет вновь стал лауреатом этой престижной премии. За десять лет накоплен большой опыт в области обеспечения качества образования, значительная роль в формировании которого отводится международной интеграции университета в европейское образовательное пространство. В статье представлены материалы, обобщающие данный опыт.

37. Беденко, Н. Н.
   Стандартизация процессов в вузе как одно из условий обеспечения качества образования [Электронный ресурс] / Н. Н. Беденко
// Стандарты и качество на CD. - 2011. - № 1. - С. 52-54.
Представлен опыт некоторых вузов Тверского региона, свидетельствующий, что правильно организованная и методически обеспеченная стандартизация внутренних процессов действительно является одним из методов повышения качества образования.

38. Меняйлова, Р. А.
   Качество образования как обобщающий показатель результативности его финансового обеспечения [Текст] / Р. А. Меняйлова
// Финансы и кредит. - 2011. - № 12. - С. 56-58. - Библиогр. в конце ст.
В статье исследуются проблемы финансирования высшего образования в России, анализируются бюджетные расходы на эту сферу в 2008-2010 гг. Предлагаются меры по обеспечению качества, доступности и эффективности образования. Качество высшего образования рассматривается как обобщающий показатель результативности его финансирования.

39. Трубилин, А. И.
   Система оценки качества деятельности преподавателей и кафедры вуза [Текст] / А. И. Трубилин, О. В. Григораш
// Альма матер. - 2011. - № 2. - С. 60-64. - Лит. в конце ст. - 1, 96 МБ.
Авторы предлагают рейтинговую систему оценки качества индивидуальной деятельности профессорско-преподавательского состава по основным видам работы кафедры. В основу оценки положены показатели аккредитации и аттестации вуза; в системе учтены показатели по всем видам работ преподавателей в учебном году.

40. Горбашко, Е.
   Грамотные специалисты смогут обеспечить конкурентоспособность России [Электронный ресурс] / Е. Горбашко, И. Дюков, К. Туманов
// Стандарты и качество. - 2011. - № 2. - С. 76-79. - Лит. в конце ст.
Исследование взаимосвязей и взаимозависимостей между качеством образования и конкурентоспособностью страны.

41. Цапко, Е.
   Развитие стандартизации как вида деятельности вуза [Электронный ресурс] / Е. Цапко
// Стандарты и качество. - 2011. - № 2. - С. 72-74. - Лит. в конце ст.
Практика деятельности по стандартизации Томского политехнического университета.

42. Осипов, М. Ю.
   Основные пути повышения качества высшего образования в России [Текст] / М. Ю. Осипов
// Альма матер. - 2011. - № 3. - С. 36-39. - Лит. в конце ст.
Рассмотрены проблемы и намечены основные пути повышения качества высшего образования в РФ, в том числе посредством рейтинговой системы конкурсного отбора преподавателей вузов.

43. Газалиев, А. М.
   Оценка знаний студентов технического вуза [Текст] / А. М. Газалиев, В. В. Егоров
// Ученый совет. - 2011. - № 3. - С. 19-15. - 1,78 МБ.
Педагогами Карагандинского государственного технического университета разработана процедура оценки знаний студентов. По дисциплинам математического цикла проводится письменный экзамен на основе экзаменационных равнозначных билетов, содержащих 10-14 тестов открытого типа.

44. Некрасова, М. Г.
   Аспекты реализации системы менеджмента качества в университете [Текст] / М. Г. Некрасова
// Методы менеджмента качества. - 2011. - № 4. - С. 32-37. - Библиогр. в конце ст.
В данной статье на примере деятельности университета обсуждаются отдельные аспекты, на которые необходимо обратить внимание, чтобы СМК стала ";родной"; для сотрудников организации, не вызывала у них отторжения. Рассматриваются подходы и принципы разработки документации СМК. Приведен пример представления информации с использованием расширенной блок-схемы.

45. Калашникова, О. В.
   Качество высшего образования - основной критерий финансирования вузов в условиях инновационной экономики [Текст] / О. В. Калашникова
// Финансы и кредит. - 2011. - № 4. - С. 58-67. - Библиогр. в конце ст.
Отмечается, что при переводе экономики России на инновационный путь развития возрастает актуальность качества высшего профессионального образования. С помощью статистических методов проанализированы различные источники финансирования образовательной деятельности вузов, показана зависимость финансирования вузов от результатов их деятельности (в первую очередь инновационной), определены наиболее эффективные системы управления их финансовыми ресурсами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Высшее образование тенденции развития (1)

    Аннотированный список
    Высшееобразование: тенденцииразвития (аннотированный список статей из периодических ...
  2. Высшее образование тенденции развития (4)

    Аннотированный список
    Высшееобразование: тенденцииразвития (аннотированный список статей из периодических ... ). 107 Таланов, С. Л. Социализация молодежи и перспективы развитиявысшегообразования [Текст] / С. Л. Таланов // Альма матер. - 2010 ...
  3. Высшее образование тенденции развития (5)

    Аннотированный список
    Высшееобразование: тенденцииразвития (аннотированный список статей из периодических ... кредитования в Великобритании. 99 Максимцев, И. А. Тенденцииразвития докторского образования в европейских университетах [Электронный ресурс] / И. А. Максимцев ...
  4. Высшее образование тенденции развития (6)

    Аннотированный список
    Высшееобразование: тенденцииразвития (аннотированный список статей из периодических ... \publ2\Senashko_O_vishem.pdf Рассматриваются тенденцииразвитиявысшего академического и профессионального образования в России. Обсуждается проблема ...
  5. Высшее образование тенденции развития

    Аннотированный список
    Высшееобразование: тенденцииразвития (аннотированный список статей из периодических ... . В конце ст. Рассматриваются тенденцииразвития вуза в условиях реформирования высшегообразования. Предлагается использовать интеллектуальный потенциал ...

Другие похожие документы..