Главная > Программа


Программа по географии, 5-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализуется в учебниках по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева.

Программа по географии составлена на основе:

• фундаментального ядра содержания общего образова­ния;

• требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования, представ­ленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учеб­ного курса;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий;

• программы духовно-нравственного развития и воспита­ния личности.

В программе соблюдается преемственность с при­мерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной дея­тельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. Геог­рафия — предмет, содержание которого одновременно охваты­вает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно­го и гуманитарно-общественного научного знания. Такое поло­жение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

— комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяй­ства людей в разных географических условиях;

— целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым за­конам;

— умений ориентироваться в пространстве на основе спе­цифических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

— умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и дру­гими принципами как основными ценностями географии;

— предпрофильной ориентации.

Программа по географии включает семь разделов.

1. Пояснительная записка. В пояснительной записке уточняются общие цели образования с учётом специфики географии как учебного предмета.

2. Общая характеристика курса географии, включаю­щая ценностные ориентиры географического образования.

3. Место курса географии в базисном учебном плане.

4. Результаты освоения курса географии — личностные, метапредметные и предметные.

5. Содержание курса географии представляет собой пер­вую ступень конкретизации положений фундаментального ядра содержания общего образования.

6. Примерное тематическое планирование — это следу­ющая ступень конкретизации содержания образования по географии. Оно даёт представление об основных видах учеб­ной деятельности в процессе освоения курса географии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждой темы.

7. Рекомендации по организации и оснащению учеб­ного процесса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологичес­ких, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах вза­имодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических под­ходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

— формирование системы географических знаний как ком­понента научной картины мира;

— формирование целостного географического образа пла­неты Земля на разных его уровнях (планета в целом, терри­тории материков, России, своего региона и т.д.);

— понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исто­рических факторов;

— познание основных природных, социально-экономичес­ких, экологических, геополитических процессов и закономер­ностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;

— формирование системы интеллектуальных, практичес­ких, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологи­чески целесообразное поведение в окружающей среде;

— формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

— формирование опыта жизнедеятельности через усвоен­ные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, тра­диции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического простра­нства;

— формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализа­цию собственных потребностей, интересов, проектов;

— формирование опыта творческой деятельности по реа­лизации познавательных, социально-коммуникативных по­требностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные програм­мы, презентации);

— понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природны­ми, социально-экономическими и экологическими фактора­ми, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

— всестороннее изучение географии России, включая раз­личные виды её географического положения, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных при­родных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого разви­тия страны;

— выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирова­ние у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологи­ческого, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональ­ной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универ­сальных учебных действий, обеспечивающих развитие позна­вательных и коммуникативных качеств личности. Обучающие­ся включаются в проектную и исследовательскую деятель­ность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифици­ровать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную дея­тельность, где преобладают такие её виды, как умение пол­но и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точ­ку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), предс­тавлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России.

Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на фор­мирование у обучающихся знаний о неоднородности и цело­стности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и уме­ний, позволяющих осознать, что план и карта — выдающие­ся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ори­ентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Зем­ли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Содержание учебника для 7 класса способствует углубле­нию знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний стра­новедческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о куль­туре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание — центральное в системе географи­ческого образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель — формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов — природы, населения, хозяйства. В 8 классе даётся общий обзор, а в 9 классе изучаются геог­рафические районы.

МЕСТО КУРСА ГЕОГРАФИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неде­лю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего обра­зования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе пред­ставляет собой базовое звено в системе непрерывного геог­рафического образования и является основой для последую­щей уровневой и профильной дифференциации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

Личностными результатами обучения географии являет­ся формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает до­стижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, прошлое и настоящее многонационально­го народа России; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; вос­питание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору про­фильного образования на основе информации о существую-

щих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инстру­ментами и техническими средствами информационных техно­логий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в груп­пах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-кри­тического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и эконо­мических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследова­тельской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю­щих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и обще­ства, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выби­рать наиболее эффективный способ, осуществлять познава­тельную рефлексию в отношении действий по решению учеб­ных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логи­ческое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулиро­вать выводы, делать умозаключения, выполнять познаватель­ные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оце­нивать свои действия и действия одноклассников, аргументи­рованно обосновывать правильность или ошибочность резуль­тата и способа действия, реально оценивать свои возможнос­ти достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и со свер­стниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользова­тельской компетентности в области использования техничес­ких средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструмен­тальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инстру­менты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источни­ков (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логичес­кими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объ­яснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятель­ности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и коорди­нировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конф­ликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязан­ностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социально­го взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образо­вательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необхо­димости для решения современных практических задач чело­вечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружа­ющей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования тер­риториального подхода как основы географического мышле­ния для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основ­ных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю­щей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к даль­нейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ Раздел 1. Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических иссле­дований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Геог­рафические координаты, их определение. Способы изображе­ния земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориенти­рования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Спо­собы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта особый источник информа­ции. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сет­ка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чте­ние карты, определение местоположения географических объ­ектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Исполь­зование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля планета Солнечной системы. Земля — пла­нета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса осве­щённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодей­ствие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности насе­ления. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внеш­них процессов. Основные формы рельефа суши и дна Миро­вого океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятель­ности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Атмосфера воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, тем­пература воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температу­ры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распре­деление влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их изме­рения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюде­ния за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопас­ности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адапта­ция человека к климатическим условиям местности. Особен­ности жизни в экстремальных климатических условиях.

Гидросфера водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морс­ких глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географичес­кого положения морей и океанов, глубин, направлений морс­ких течений, свойств воды. Роль Мирового океана в форми­ровании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранили­ща, болота. Использование карт для определения географи­ческого положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления тече­ния рек. Значение поверхностных вод для человека, их рацио­нальное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: гео­графическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Зем­ле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опас­ные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безо­пасности.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и живот­ного мира Земли. Особенности распространения живых орга­низмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический кругово­рот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная пояс­ность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как спо­соб определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи меж­ду её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая обо­лочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широт­ная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по географии 10-11 классы пояснительная записка

    Программа
    Программапогеографии 10-11 классыПояснительнаязаписка. Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования ...
  2. Рабочая программа по географии для 10 класса пояснительная записка

    Рабочая программа
    Рабочая программапогеографии для 10 классаПояснительнаязаписка Изучение географии в 10 кл. направлено на достижение ... и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7 5) Н.Н.Петрова Тесты погеографии 6-10кл.,»Дрофа» ...
  3. Английский язык программа по английскому языку « enjoy english » пояснительная записка статус документа

    Программа
    ... «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса ... произведений. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО МУЗЫКЕ 1 КЛАСС. Пояснительнаязаписка Рабочая учебная программапо музыке для 1-го класса разработана и составлена ...
  4. ГЕОГРАФИЯ 6—9 КЛАССЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Изучение географии на

    Пояснительная записка
    ГЕОГРАФИЯ 6—9 КЛАССЫПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в ... шар» (6 класс). Данная программа — основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программупогеографии, отражающую ...
  5. Пояснительная записка к рабочей программе по географии россии 8 класс ( базовый уровень) для основного общего образования

    Пояснительная записка
    Пояснительнаязаписка к рабочей программепогеографии России 8 класс ( базовый уровень) для основного общего ... образования Статус документа Рабочая программа ...

Другие похожие документы..