Главная > Документ





У всякой эпохи свои задачи

Евгений Бекметов, отличник просвещения РК

От редакции. Е. Бекметов родился в Казахстане, прошел путь от учителя до начальника департамента образования Карагандинской области. А после переезда в Россию – от директора школы до начальника отдела департамента образования правительства Москвы, начальника отдела министерства образования и науки РФ. Связь с родиной не теряет и всегда готов поделиться своими знаниями, опытом, размышлениями.

«У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества», – утверждал Генрих Гейне. Отвечая на вызовы XXI века, Казахстан принимает эффективные меры для прорыва к интеллектуальному лидерству. Поэтому пристальное внимание уделяется модернизации образования, целью которой является формирование национальной модели на принципах обновления, результативности, подотчетности обществу. Главная задача – отчетливо очерченная стратегия столь важной гуманитарной трансформации. Тут стоит повнимательнее оглядеться и, не боясь «увидеть за деревьями лес», выявить зоны стабильности, точки напряжения и пути развития. Сегодня этими вопросами озабочено все педагогическое сообщество.

Не претендуя на универсальный охват, можно констатировать, что, несмотря на позитивные изменения в образовательной сфере, некоторые ее составляющие и общая картина знаний не в полной мере отвечают современным вызовам и препятствует консолидации общества. Очевиден недостаток механизмов и инструментов, стимулирующих и регулирующих результативность системы образования, ее открытость.

К числу негативных тенденций следует отнести невысокий уровень управленческой культуры, коррупционные нарушения. Образовательные программы и учебники не всегда реалистичны и актуальны. Учебная нагрузка школьников по-прежнему иррациональна. Усугубляются проблемы здоровья и «неперспективных» учащихся. Система профессионального образования все еще непропорциональна и неадекватна требованиям экономики. Наконец, самая «злобная злоба дня» – рост доли слабых преподавателей, обусловленный снижением уровня их подготовки, мотивации к профессиональному росту, невысокой зарплатой.

Каковы же, на мой взгляд, общие принципы мобилизационной стратегии? Следует сразу подчеркнуть, что реанимация старой модели образования, даже сегментарная, была бы ошибочным выбором. К примеру, модернизация чаще всего отождествляется с расширением ресурсной базы и инфраструктуры. К сожалению, эта иллюзия простоты создает реальный риск – подчинить свои усилия заведомо безнадежным попыткам вернуться в прошлое. Однако завтра однозначно не будет таким, как вчера.

Вектор развития национальной модели нужно выстраивать, ориентируясь на возможные варианты будущего, оценивая инновационные горизонты, осваивая технологии из мировой образовательной практики, изыскивая альтернативы, опираясь на форсайт. При этом базовым условием остаются казахстанские реалии, ресурсы, традиции и потребности общества. Прежде всего, для развития конкурентной образовательной среды необходимо запускать современные технологии управления и экономические стимулы.

Важно, что бы четко заработал принцип нормативно-подушевого финансирования, когда бюджетные средства выделяются организациям образования «по потребностям» на подготовку конкурентоспособного ученика, дифференцированно, по объему, качеству, конечным результатам, то есть по формуле: «от финансирования затрат образовательных организаций к финансированию результатов их деятельности».

Причем нормативы подушевого финансирования целесообразно утверждать местной исполнительной властью с учетом повышающих региональных коэффициентов. Таким образом, в контексте продвижения к «всеобщему» 12-летнему профильному образованию, создается эффект конкуренции. Стимулируется соревнование школ за «своего» ученика, повышается качество образовательных и дополнительных услуг, обеспечивается демократический выбор учебного заведения.

Безусловно, новые экономические правила должны предусматривать объективную и справедливую оплату работы конкретного учителя и руководителя, реально повышающую их уровень доходов. То есть, «доплаты за эффективность», мотивирующие высокие результаты работы и достижения педагогических работников. Зарплата педагога при этом складывается из базовой и стимулирующей частей. Их соотношение – также прерогатива регионов.

Базовая часть должна предусматривать все надбавки к окладу или ставке, которые учитель ныне получает помимо уроков. А стимулирующая, надтарифная часть фонда оплаты труда может составлять от 30 процентов и выше к общей зарплате. Это бонус за стабильный рост достижений педагогов, за почетные звания и награды, успешную деятельность учебного заведения. Тогда нормативно-подушевое финансирование как прямой способ доведения денег до школы будет неразрывно связан с распределением единого фонда зарплаты в каждой организации образования, которая должна разработать собственное положение об оплате труда, согласовать его с профсоюзом и утвердить новую редакцию коллективного договора.

Конечно, непростым вопросом является тестирование работы педагога. Ведь ряд учителей отличаются консерватизмом и завышенным самомнением. Скорее всего, их будут пугать заявленные перемены. Чтобы весь кадровый корпус мог принять новые подходы и отказаться от уравниловки, нужно изыскать способы максимальной поддержки и поощрения педагога-проводника в мире информации: консультанта, исследователя, руководителя проектов, воспитателя. Тогда учитель станет стремиться к повышению профессионализма, умению применять активные методы обучения и интерактивные технологии.

Пока нет единых параметров, но совместными усилиями, можно четко сформулировать все критерии учета результатов педагогического труда, уровня знаний учащихся, их общественно-значимых достижений. Простой и непреложный факт – это успешность учеников. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив и миссия современного учителя – научить его учиться, содействовать развитию его многогранных способностей, продвижению к «своей» профессии по индивидуальному плану обучения.

Однако любые принципы и мероприятия, положенные в основу программы, не будут работать при отсутствии четкого понимания менеджмента, за счет каких ресурсов, в какие сроки и в какой последовательности выполняется программа. И дело здесь в двух обстоятельствах. Прежде всего для перехода к управлению результатами нужна специальная подготовка директора-менеджера, владеющего кейсом современных управленческих и психолого-педагогических инструментов.

Вся регулирующая деятельность должна направляться на повышение эффективности работы отрасли и ее конкурентоспособности. А для экономического стимулирования и персональной ответственности руководителей необходимы целевые и контрольные индикаторы. Они призваны отражать позитивную статистику деятельности организации образования, создание комфортных и безопасных условий, эффективность вложенных средств, сокращение неприоритетных расходов, подвоз учащихся, полноценное питание, спорт, электронный документооборот, дистанционное обучение, профессионализм педагогов, повышение их квалификации и другие компоненты.

Прогнозировать и регулировать результативность можно с помощью широкого диапазона современных инструментов. В их ряду – региональная система управления интеллектуальным потенциалом, мониторинг, независимый аудит, поддержка «лидеров», обновление кадров. При формировании такой модели образования изменится само представление о традиционной карьере учителя или руководителя. Может стать весьма привлекательной возможность приходить к преподаванию после опыта работы в других сферах или сочетание этих деятельностей.

Одна из важных тенденций развития – расширение автономности организаций образования и полномочий общественных Советов в управлении, которое позволит обеспечить открытость и подотчетность, объективность распределения фонда зарплаты, рациональное расходование бюджетных средств, внедрение ресурсосберегающих технологий, оптимизацию штатного расписания, адекватное соотношение административно-педагогического персонала.

Этому процессу могли бы содействовать расширение отраслевых и региональных программ выделения служебного и арендного жилья, софинансирования ипотеки для молодых учителей и ученых, а также пенсионных накоплений педагогов. В том числе, субсидирование из бюджета и отчислений организаций образования. Подобные стимулы можно множить и множить.

Болевой точкой пока остаются и организационные проблемы Единого национального тестирования. Сигналом для коррекции являются такие «токсичные звенья», как элементы коррупции, некорректные контрольно-измерительные материалы, технологические сложности, узкое информационное и профориентационное поле. Как следствие, диспропорции в системе подготовки кадров для рынков труда. Ситуация есть и с ней надо что-то делать. В русле продвижения РК к Болонскому процессу, формирования современной модели, педагогическому сообществу предстоит обновлять программу национальной оценки прогрессаобразования.

Необходимо не только подходить критически и менять материалы экзамена, совершенствовать образовательные стандарты и процедуру этого важнейшего института внешнего контроля, но и расширять возможности внутренней оценки и учета результатов интеллектуального развития учащихся. При этом не следует превращать Единое национальное тестирование «в самоцель», поскольку это всего лишь форма проверки знаний. Учеников надлежит готовить не к ЕHT, а к дальнейшей жизни, и ЕНТ должно в полной мере содействовать этой миссии.

То есть, осуществляя независимость оценки, формировать объективный рейтинг системы образования, обеспечивать поступление в вузы и колледжи на бесконтактной основе, блокировать зачисление «двоечника» в учебное заведение, независимо от формы собственности, содействовать выполнению государственного заказа на подготовку компетентных кадров для рынков труда, осуществлять социальное перемешивание граждан – движение «социального лифта».

Безусловно, ЕНТ не может быть единственным регламентом при поступлении в вузы или колледжи. Должны учитываться возможности и выбор выпускника, различные квоты, «портфолио» абитуриентов – обладателей знака «Алтын белги», чемпионов и призеров интеллектуальных олимпиад, конкурсов, соревнований, другие общественно-значимые результаты.

Отдельная песня – травматизация общественного сознания. Поэтому ключевую роль играет укрепление ценностных ориентиров. Важно усиливать идеологическое воспитание, чтобы молодые люди были патриотами своего Отечества, искренне любили избранную профессию, стремились вести здоровый образ жизни и приносить пользу своему народу. Только такие граждане смогут обеспечить инновационный прорыв Казахстана.

Следующая проблема – неэффективное развитие интернет-ресурсов региональных организаций образования. Здесь нужно не «черпать воду решетом», аобеспечивать коммуникативную связь с потребителями образовательных услуг, оперативно и прозрачно формировать для них информационные потоки. В первую очередь: публичный доклад, документооборот в электронном виде с оцифрованной подписью, образовательные программы, дистанционное обучение, персональный состав преподавателей и их квалификацию, бюджет, материально-техническая база, спортивные сооружения и секции, мониторинг успеваемости, трудоустройство выпускников, рейтинг-лист организаций образования, в том числе по итогам ЕНТ, ПГК. То есть, активно содействовать развитию модели открытого образования в РК и значительно расширять свободу выбора казахстанцев в информационном пространстве. Для достижения заявленных целей нужно более активно продвигать учебное телевидение.

Новый импульс формированию национальной модели может придать расширение границ гражданского участия. В том числе, в синхронной настройке стандартов, управлении, изданий учебников или замены их на бесплатные онлайн-версии, контроле за соблюдением прав учащихся и работников образования. Эти функции общество может выполнять с помощью попечительских и управляющих школьных Советов. Координировать усилия всех гражданских институтов могла бы общественная организация «Союз гражданских организаций и педагогического сообщества Казахстана». Ее создание целесообразно и для диагностики сферы образования, а также конструктивного диалога на республиканском уровне.

Право казахстанцев на качественное образование, независимо от места проживания, на комфортные условия обучения, на сохранение здоровья своих детей, на снижение нагрузки учащихся, на реалистичные учебные программы и грамотные учебники должно быть гарантированно. В том числе, стандартами нового поколения. Сюжет расшифровки не требует. Важной задачей остается развитие центров образования, в том числе социо-культурных образовательных комплексов в отдаленных районах, с детскими садами, пришкольными интернатами, системой «Школьный автобус».

В перспективе стратегическую задачу, направленную на формирование индивидуальной траектории и модели образования в течение жизни, сможет решить переход на 12-летнее обучение, дифференцированное по профилям. В том числе, академическому, ориентированному на поступление в вуз или колледж, технологическому – для получения профессий в сфере производства, малого и среднего бизнеса, и многопрофильному.

Подобный формат позволит учащимся более рационально развивать практический интеллект и теоретическое мышление, проектно-исследовательскую культуру, коммуникационные умения, фундаментальные основы анализа и принятия решений, базовые навыки и компетенции, технологии самообразования, а также расширить диапазон дополнительного образования в школе.

Нужно учитывать, что при усилении внешнего контроля знаний, на старшей профильной ступени 12-летней школы, будут обучаться примерно 60 процентов учащихся. Около 40 процентов выпускников основной ступени смогут учиться в профессиональных школах и колледжах, по окончании которых придут на рынки труда. Дифференциация, селекция по способностям и возможностям, начавшаяся в школе, будет создавать условия для объективного выбора дальнейшей образовательной траектории человека. Профессионально-техническое образование должно стать базовым уровнем системы подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Вся сфера профессионального образования предполагает приведение государственных стандартов в соответствие с квалификациями, признанными международными организациями Европейского союза и странами СНГ. К сожалению, пока практически не действуют экономические стимулы для инвесторов образования, налоговые преференции для юридических и физических лиц, например, освобождение от налогов расходов, направляемых на обучение, ремонт и строительство школ.

Переформатировать систему подготовки мобильных кадров для высокотехнологичных и наукоемких рынков труда может ряд безотлагательных мер. В первую очередь, это принятие Закона РК «О социальном партнерстве в сфере подготовки кадров», не имеющего аналога в СНГ. Он позволит четко формировать систему конструктивного, взаимовыгодного государственно-частного партнерства, определить права и обязанности исполнительной власти, работодателя, образовательной организации, то есть всех структур, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров. Главное, предусмотреть стимулы для компаний, инвестирующих ресурсы в человеческий фактор, разработать механизмы соучредительства, многоканального финансирования, расширить базу производственной практики и т. д.

Информационные технологии порождают иную социальную среду. Им нужны люди, обеспечивающие управление, научные исследования и культуру. Наиболее востребованными становятся творческие способности. Потребность в  выращивании собственных лидеров, необходимость передачи специфических знаний будут содействовать расширению участия крупных компаний в построении образовательных структур. «Дорожная карта» такого корпоративного образования – это аутсорсинг образовательных программ, корпоративный учебный центр, корпоративные кафедры и  корпоративные университеты.

Кроме того, целесообразно развитие укрупненных многоуровневых колледжей, которые могут реализовывать программы начального и среднего профессионального образования, прикладного «технического» бакалавриата и повышения квалификации, а также использовать варианты модульной подготовки и переподготовки по конкретным специальностям. Эти процессы требуют коррекции и интеграции учебных программ на основе компетентностного подхода, укрепления материально-технической базы профессиональных школ и колледжей, обкатки серьезных проектов.

Первоочередной задачей становится оснащение тренажерами - имитаторами сложного оборудования и интерактивными классами для обучения технологиям. Прежде всего в неуниверситетских учебных заведениях, которые готовят кадры для агропромышленного и производственного сектора, нефтехимического комплекса, строительной индустрии и транспорта. Все это будет предельно рациональным подходом, чтобы модернизировать маршрут казахстанской школы ремесленников.

Очевидна и необходимость настройки некоторых сегментов высшего образования для его конкурентоспособности на глобальных рынках труда и образования. Безусловно, вузам дана самостоятельность в выборе форм и средств, внедряются инновации и поощряются инноваторы. Студенты получают реальную возможность выбора активных, интерактивных и кредитных технологий обучения, специальных курсов, индивидуальных консультаций, возрастает объем самостоятельной работы и ответственность за ее результаты.

Но чтобы в полной мере отвечать современным вызовам, важно привить им такие компетенции, как умение в течение всей жизни добывать и использовать эту информацию для успешной самореализации. Ведь, как говорил Демокрит: «Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения».

При этом учебные программы должны обновляться опережающими темпами. Не менее важно достижение рационального количества студентов по отношению к численности населения. Например, как существовавшая ранее «советская» норма – 170–220 бюджетников на 10 тысяч населения.

Стратегической задачей является развитие сетевого взаимодействия. Это создание университетских и научно-образовательных округов (школа – колледж – вуз – научный центр – базовое предприятие), ориентированных на развитие непрерывности образования, научного и ресурсного обеспечения подготовки кадров. Такая модель позволит оптимизировать и рационально аккумулировать материально-технические средства и деньги, квалифицированный профессорско-преподавательский состав, а также создавать при колледжах и университетах малые предприятия, где смогут работать выпускники этих учебных заведений.

Очень важно концентрировать интеллект в инновационных процессах исследовательских университетов и научных интеграторах - технохабов (кластер современных научных центров и универсальных лабораторий в различных областях знаний), стратегией которых является разработка интеллектуального продукта на принципах аутсорсинга с последующей коммерциализацией этих разработок.

Важнейший рычаг экономического стимулирования вузов – дифференцированный, нормативный подход их финансирования в зависимости от результативности, рационального, эффективного поведения и открытости этих организаций образования. Он должен касаться стоимости государственных образовательных грантов и кредитов, привлечения зарубежных преподавателей, расходов на укрепление ресурсной базы и оснащение современным лабораторным оборудованием. Для определения реального рейтинга конкретного вуза необходимо отрабатывать прозрачный и доступный для потребителя механизм мониторинга, содержащий множество параметров.

Вузы, получая в зависимости от объективных и субъективных статистических показателей, разный объем бюджетных средств, становятся заинтересованными в том числе в расширении сети довузовских факультетов, академической мобильности студентов и вовлеченности их в фундаментальные исследования. Итог на выходе – конкурентоспособные и научные кадры, ориентированные на потребности экономики знаний.

Приоритетом для вузов и колледжей уже стал ежегодный государственный образовательный заказ, который формируется по результатам исследований рынков труда. А утвержденные Парламентом страны в его объеме гранты выделяются на конкурсной основе по итогам ЕНТ. Количество и размеры государственного гранта – это гибкий инструмент регулирования госзаказа. На основании прогнозных систем, в связи с существующей кадровой диспропорцией можно оперативно варьировать в зависимости от дефицита специальности или статуса вуза. Нужно законодательно продвигать контрактные модели, предусматривающие целевое распределение выпускников вузов для обеспечения кадрами социальной сферы, экономики и сельского хозяйства. Необходимо также изменить временные рамки прохождения педагогической практики в формате интернатуры до одного года как условие получения диплома.

Новых подходов требует лицензирование вузов и колледжей. Краеугольный принцип – создание независимых институтов аудита, осуществляющих на конкурсной основе аккредитацию. При проведении этой процедуры будут учитываться мнения общественных экспертов и профессиональных ассоциаций, которые ныне фактически вынесены за скобки.

В системе повышения квалификации работников образования «перевернуть» ситуацию может альтернативный формат переподготовки на принципах госзаказа – именной грант один раз в пять лет. Этот процесс сформирует конкурентную среду и создаст возможность выбора инновационных программ.

Большая роль должна отводиться пропаганде педагогического труда. Пока она остается где-то очень и очень на периферии общественного интереса. Между тем на интернет-ресурсах МОН РК и областных управлений образования можно создать мобильную базу лидеров системы образования – учителей, директоров школ и колледжей, ректоров, преподавателей вузов и ученых для продвижения их новаторских и педагогических стратегий.

О

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас к сотрудничеству.

Материалы присылайте по адресу: 050010, г. Алматы,

ул. Калдаякова, 62.

Присланные материалы необходимо дублировать

на дискете, а лучше отправлять по электронной почте

(e-mail: t_pedagogika@).

По всем вопросам, в том числе приобретения прошлых выпусков журнала, обращайтесь по телефонам:

2 91 21 77, 8 777 2800089


бразование и его модернизация признаны национальным приоритетом государства. Ныне акценты смещаются на разработку практических мер и реальные действия.И важнейшим условием достижения заявленных целей является личная причастность к этим процессам каждого казахстанца.

СИСТЕМА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА – В. В. ДАВЫДОВА

В ПРАКТИКЕ БЕЗКРИЗИСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ

Карасаева Х. О.,

кандидат филологических наук, профессор

Казахстанская модель системы непрерывного образования, включающая в себя дошкольное воспитание и обучение, средний, послесредний профессиональный, высший и послевузовский уровни и ступени образования, приближена по срокам обучения к мировым стандартам, а современные тех­нологии обучения достигли такого уровня, что любое знание может быть адаптировано к любому возрасту обучаемого.

На сегодняшний день заботой педагогов является решение проблемы, как организовать безкризисный переход детей смежного возраста к новым социальным ролям: дошкольника к младшему школьнику, выпускника начальной школы к учащемуся среднего звена и т. д.

В начальном общем образовании перед педагогами поставлена задача развития мотивации к познавательной деятельности и формирования учебных навыков, предполагающих готовность к продолжению обучения в основном звене.

Практика показывает, что очень часто ребенок в первые месяцы обучения в школе обнаруживает неподготовленность к новой роли ученика.

Новый распорядок, при котором число запретов и предписаний резко увеличивается, школьная среда с непривычными отношениями с взрослыми и сверстниками, учебный процесс, требующий сосредоточенности и внимания, приводят детей в некоторую растерянность, сказывающуюся на результатах обучения.

В этом плане особенно актуальна проблема организации в дошкольных учреждениях разных видов учебного сотрудничества, предваряющих будущую учебную деятельность ребенка в рамках школы. Сегодня же мы наблюдаем в практике предшколы смешение понятий «подготовка детей к обучению учебным предметам» и «обучение учебным предметам». Процесс подготовки к школе рассматри­вается часто как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных умений и навыков. Педагоги стремятся как мож­но раньше научить детей читать и писать, хотя еще Л. С. Выготский отмечал, что ничего не прибавляет­ся в умственном развитии ребенка оттого, что его научили чи­тать.

В результате такого подхода день ребенка насыщен деятельностью, которая не соответствует его возрастным потребностям, он мало двигается, недостаточно выполняет творческих заданий, почти не занимается сюжетной игрой и т. п.

Особую тревогу психолого-педагогической науки вызы­вает растущее переутомление ребенка, так как оно отрицательно воздействует не только на его работоспособность, но и на его общее эмоциональное состояние. Приходится констатировать, что существующие формы воспитания и обучения игнорируют отсутствие у детей предшкольного периода возможностей для сознательного усво­ения предлагаемых знаний.

Своевременной реакцией на данную ситуацию явилась Государственная программа развития системы образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 гг., в которой в структуру общего образования введена предшкольная ступень, призванная обеспечить преемственность между дошкольным и школьным обучением.

Реализация преемственных связей требует решения следующих задач:

1. Использование здоровьесберегающих технологий с целью поддержания позитивного отношения ребенка к познавательной деятельности.

2. Организация процесса развития воспитанников с учетом их возрастной индивидуальности.

3. Рас­крытие и развитие интеллектуальных и социальных ка­честв каждого ребенка, необходимых для успешного обучения в школе.

На этой основе можно сформулировать конкретные приоритетные и преемственные задачи дошкольного учрежде­ния и начальной школы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Слово «афоризм» происходит от греческого «афорисмос» (краткое изречение)

    Документ
    ... удовлетворения своих потребностей он зависел только отсвоего трудолюбия, отсвоего поведения и отсвоего ума ... время и постоянное общение. У всякойэпохисвоизадачи, и их решение обеспечивает прогресс ... пришли спасти мир. В редакции. «Тут вот сообщение, ...
  2. ОТ РЕДАКЦИИ Уважаемые читатели! Задача предлагаемой вам книги "

    Задача
    ОТРЕДАКЦИИ. Уважаемые читатели! Задача ... Понимание своего состояния, осведомленность о своей болезни только ... объективные кожные симптомы. - Всякое кожное заболевание или дерматоз представлено ... 1073 г. В эпоху Возрождения прогрессивное значение имела ...
  3. От редакции предисловие i вселенский собор в никее 325 г

    Документ
    ... армянской церкви. Отредакции. История вселенских ... эпохи. A эпоха, охваченная в труде А. В. Карташева, поистине уникальна. Это эпоха перехода от ... Рим, ставили своейзадачей мирить Льва с ... удаляясь от Антиохии, запретил всякие апелляции к своему бывшему ...
  4. От редакции 5 актуально 6

    Ученые записки
    ... год. № 3. 2011. СОДЕРЖАНИЕ ОТРЕДАКЦИИ 5 АКТУАЛЬНО 6 Игнатов В.Г., заслуженный ... . Они проявляют отсутствие всякого желания к согласованию интересов ... Совет видит своюзадачу в активизации гражданского ... формированию менталитета эпохи; толерантностью; ...
  5. ПЯТЬ ВЗГЛЯДОВ НА «ДВУХ КТО» от редакции

    Документ
    ... НА «ДВУХ КТО» отредакции Плиниий Младший в ... пе­реводом всякого художественного произведения ... Кстати, к такому решению задачи пришёл в некоторых переводах ... оказывал на публику эпохи модернизма. Итак ... хорош, и редактор знает свое дело. А ведь писатели – ...

Другие похожие документы..