Главная > Программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Сызранский филиал

ГОУ ВПО САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и управления

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

«Экономика и управление»

Гороховицкая Т.Н.

«___»____________ 20__ г.

_______________________

(подпись)

ПРОГРАММА УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

для студентов специальности

"Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

специализации "Бухгалтерский учет

и аудит в промышленности"

Сызрань 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения

  2. Цели и задачи практики

  3. Организация практики

  4. Содержание производственной практики

4.1. Учетный раздел

  1. Общая характеристика предприятия и организации бухгалтерского учета

  2. Учет основных средств и нематериальных активов

  3. Учет материальных запасов

  4. Учет труда и заработной платы и связанных с ней отчислений

4.1.5. Учет денежных средств и расчетов

4.2. Аналитический раздел

  1. Анализ объемных показателей производства

  2. Анализ эффективности использования производственных ресурсов

  3. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции

  1. Анализ научно-технического развития предприятия

  2. Анализ социального развития предприятия

5. Оформление результатов производственной практики

Приложения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с учебным планом студенты специальности "Бух­галтерский учет, анализ и аудит" проходят производственную практику по бухгалтерскому учету и экономическому анализу продолжительностью 6 недель.

Учебно-методическое руководство и постоянный контроль за хо­дом практики осуществляется кафедрой экономики и управления.

За время прохождения практики студенты в соответствии с раз­работанной программой изучают организацию бухгалтерского учета, приобретают навыки организаторской работы на предприятии и принимают активное участие в его общественной жизни. По окончании практики представляют на кафедру отчет в соответствии с утвержденными требованиями и защищают его перед комиссией непосредственно на предприятии или кафедре. Студент, получивший отрицательный отзыв на работу или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляет­ся на практику повторно в летние каникулы или отчисляется из университета.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Производственная практика студентов является важнейшим элементом учебного процесса и проводится с целью закрепления и углубления теоретических знаний, полученных ими на лекциях, се­минарских и практических занятиях, приобретения навыков органи­зации учетной, счетно-вычислительной, научно-исследовательской работы в организациях.

Студенты проходят практику по программе в соответствии с ка­лендарным планом, составленным руководителем практики от университета и согласованным с руководителем от предприятия.

Приступая к изучению организации учета на определенном уча­стке, в первую очередь необходимо хорошо проработать учебный материал, который был рекомендован в университете, законодатель­ные и нормативные документы, отраслевые и разработанные в ор­ганизации инструктивные и методические документы по данному вопросу, ознакомиться с Уставом, учетной и налоговой политикой организации.

По каждой теме нужно критически рассмотреть практику учета на предприятии: соответствует ли количество выписываемых первич­ных документов действительной потребности; осуществляется ли бухгалтерский контроль за сохранностью и эффективным использо­ванием товарно-материальных ценностей и денежных средств; дос­таточно ли полно используется учетная информация для управле­ния экономикой организации; какой необходимой для контроля и управления информации недостаточно в настоящее время; являют­ся ли обоснованными избранные организацией приемы бухгалтер­ского учета и способы оценки имущества и обязательств.

Следует сделать вывод, отвечает ли организация учета на пред­приятии задачам прогресса, экономного, рационального использо­вания топливно-энергетических и других материальных и трудовых ресурсов, соблюдения налогового законодательства.

В период практики студент должен глубоко изучить:

  1. систему организации и управления хозяйственной деятельно­стью предприятия. Назначение и функциональные обязанности ведущих служб по осуществлению руководства финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;

  2. права и обязанности главного бухгалтера, распределение функциональных обязанностей между работниками бухгалтерии;

  3. порядок заполнения и обработки первичных документов по всем видам хозяйственных операций, по разделам, предусмотрен­ным программой;

  4. первичный учет на складах, в цехах и других структурных под­разделениях;

5) технику ведения аналитического учета хозяйственных средств и процессов;

6) организацию учета в бухгалтериях цехов и предприятия (цен­тральной бухгалтерии):

а) порядок обобщения данных первичных документов в накопительных, группировочных, сводных и распределительных ведомостях по учету материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, денежных средств;

б) систему автоматизации учетных работ.

В условиях автоматизированной обработки учетной информации студент должен уяснить организационную форму механизации, применяемую на предприятии систему кодирования, подготовки и передачи информации на вычислительную установку, уяснить, что служит носителем учетной информации, какие машинограммы вы­даются, их содержание и назначение, порядок контроля правильно­сти информации, отраженной в машинограммах.

В аналитической части цель практики - закрепить теоретические знания студентов и выработать профессиональные навыки по эко­номическому анализу хозяйственной деятельности, по указанным разделам.

В результате прохождения необходимо:

  • дать всестороннюю и объективную оценку хозяйственной дея­тельности предприятия, используя соответствующие методики эко­номического анализа и самостоятельно подготовленную информа­ционную базу;

  • определить резервы повышения эффективности производства, обосновать варианты управленческих решений по реализации этих резервов;

  • оценить состояние аналитической работы на предприятии и пер­спективы ее развития.

Проверка, закрепление и расширение теоретических знаний осуществляется на основе изучения общих нормативных хозяйст­венных документов, положений, инструкций, действующих в данном регионе и на данном предприятии, учебников, текстов лекций, за­дачников, методических указаний, рекомендованных кафедрой.

Для проведения анализа хозяйственной деятельности должна быть сформирована информационная база с использованием пла­новых документов, данных бухгалтерского и статистического учета и отчетности, оперативно-технической информации, целевых обсле­дований, аудиторских заключений, материалов хозяйственных ко­миссий и производственных совещаний, годовых отчетов организа­ции, в неучетной информации. Годовые данные, по возможности, представляются с разбивкой по кварталам и месяцам.

Каждый раздел и в целом обобщение результатов практики не­обходимо завершать определением внутренних и внешних резервов и рекомендациями по повышению эффективности работы предпри­ятия, его дохода и рентабельности.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Руководство производственной практикой осуществляется:

а) руководителем от университета;

б) руководителем-консультантом от организации.
Руководитель практики от университета:

  1. составляет индивидуальный план-график прохождения прак­тики, согласовав его с руководителем практики от предприятия;

  2. посещает базы практики, дает необходимые консультации студентам-практикантам, следит за полнотой изучения организации учета по каждому разделу программы;

  3. консультирует по вопросам сбора практического материала для написания курсовой работы по анализу;

  4. по окончании практики представляет письменный отзыв о ра­боте студента и качестве содержания его отчета о практике;организует защиту отчетов и выставляет оценку по ее резуль­татам;

  5. представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

Руководство практикой на производстве должны осуществлять квалифицированные работники бухгалтерии (главный бухгалтер, ру­ководитель сектора или учетной группы бухгалтерии).

Руководитель практики от организации:

  1. организует инструктаж по технике безопасности;

  2. представляет студенту конкретное рабочее место;

  3. обеспечивает его ежедневной загрузкой;

  4. создает необходимые условия для глубокого изучения вопро­сов в соответствии с программой практики;

  5. контролирует выполнение студентами работы в соответствии с утвержденными графиками и проверяет ее качество;

  6. дает необходимые пояснения по возникающим у студентов во­просам;

  7. обеспечивает студенту возможность ознакомиться с отрасле­выми инструктивными и методическими материалами по изучаемым вопросам;

  8. по окончании практики проверяет и заверяет отчет о практике, дает письменную характеристику на студента-практиканта.

Обязанности студента-практиканта:

  1. явиться на место практики точно в установленный срок;

  2. совместно с руководителем практики от университета и предпри­ятия составить индивидуальный календарный план прохождения практики (см. прил. 3);

  3. качественно выполнять задания, предусмотренные програм­мой производственной практики по всем темам;

  4. вести дневник по установленной форме, в котором ежедневно записывать содержание выполненной работы. Один раз в 3-5 дней представлять его на проверку и подпись руководителю практики от предприятия;

  5. являться для консультации на кафедру в сроки, установлен­ные руководителем от университета;

  6. выполнять правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, и требования трудового законодательства наравне со всеми работниками предприятия. Быть примером дисциплиниро­ванности, аккуратности и точности в работе;

  7. написать и защитить отчет о практике в срок, установленный кафедрой.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

4.1. Учетный раздел

4.1.1. Общая характеристика предприятия и организации бухгалтерского учета

Производственная практика начинается с общего ознакомления с предприятием, его организационной структурой, техникой и техно­логией производства, структурой учетного аппарата и организацией бухгалтерского учета, постановкой аналитической работы. По ре­зультатам изучения студент составляет схему организации управ­ления работой предприятия, схему последовательности основных производственных процессов, дает характеристику формы (централизация или децентрализация) учета, структуры учетного аппарата.

Практикант знакомится с профессиональным составом бухгал­терских кадров, с действующей в организации системой повышения профессионального уровня работников бухгалтерии, с должностны­ми (рабочими) инструкциями, отражающими обязанности каждого работника бухгалтерии, планами-графиками движения учетной до­кументации, учетной политикой организации.

В организациях, где бухгалтерский учет механизирован, студен­там необходимо уяснить степень механизации бухгалтерского уче­та, автоматизации рабочего места бухгалтера; проанализировать качество выдаваемых машинограмм с точки зрения рационального их использования пользователями экономической информации.

Для ознакомления студентов с производственной структурой и организацией управления руководителем практики от предприятия проводится экскурсия по цехам, местам хранения материальных ценностей и другим участкам предприятия с объяснением работы каждого из них. При изучении работы основных производственных цехов практикантам дается краткая характеристика оборудования и технологического процесса, структуры бухгалтерии - объясняются функции каждой отдельной части учетного аппарата.

По материалам производственно-финансового плана и годового отчета студенты знакомятся с важнейшими показателями работы предприятия за прошлый год (отгрузка и реализация продукции, прибыль и рентабельность, использование производственных фон­дов, предметов труда, рабочей силы и др.).

До начала изучения организации учета на каждом участке необ­ходимо внимательно прочитать соответствующий раздел лекций, учебника по основному курсу бухгалтерского учета, инструктивные и методические рекомендации по теме.

Общими для всех тем программы являются следующие норма­тивные документы:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ;

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Налоговый кодекс РФ. Гл. 25 «Налог на прибыль»;

  • Методические указания по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств. Утв. приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49;

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н;

  • Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации". Утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н. ПБУ 1/2008;

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с последующими из­менениями);

  • Постановление Госкомитета РФ по статистике от 30.10.97 г. № 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной доку­ментации по учету труда и его оплаты; основных средств и немате­риальных активов материалов, малоценных и быстроизнашиваю­щихся предметов, работ в капитальном строительстве";

  • Альбом первичных документов по учету затрат труда и его оп­латы, основных средств и нематериальных активов и др. Утв. По­становлением Госкомстата РФ от 30.10.97 г. № 71а и от 29.05.98 г. № 57а "Порядок поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации".

Перечисленные нормативные документы (как и приведенные да­лее по отдельным темам) следует изучать с учетом последующих изменений и дополнений.

4.12. Учет основных средств и нематериальных активов Инструктивные материалы:

  • Налоговый кодекс РФ. Гл. 21. «Налог на добавленную стои­мость»;

  • Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств". Утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н. ПБУ 6/01;

  • Правила ведения журналов учета полученных и выданных сче­тов-фактур, книги покупок и книги продаж при расчетах по НДС: По­становление Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 (в ред. от 26.05.2009);

  • Классификация основных средств, включаемых в амортизаци­онные группы. Утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных
активов», ПБУ 14/2007. Утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г.№153н.

На данном участке практики студенты должны изучить:

  1. состав основных средств, особенности их классификации на предприятии;

  2. первичные документы и регистры аналитического учета по движению основных средств. Нужно научиться заполнять и вести:

а) акт (накладная) приемки-передачи основных средств - тип. ф.№ОС-1;

б) акт приемки, сдачи отремонтированных, реконструированных
и модернизированных объектов - тип. ф. № ОС-3;

в) акт на списание основных средств - тип. ф. № ОС-4;

г) акт на списание автотранспортных средств - тип. ф. № ОС-4а;

д) инвентарные карточки учета основных средств - тип. ф. № ОС-6;

е) акт о приемке оборудования - тип. ф. № ОС-14;

ж) другие формы.

При этом необходимо дать определение инвентарного объекта исходя из конкретных условий предприятия, уяснить порядок присвоения инвентарных номеров и ведения картотеки основных средств, составления первичных документов.

  1. схему заполнения и обработки основных первичных докумен­тов (по форме прил. 4);

  2. порядок составления накопительных регистров по учету дви­жения основных средств (журнал-ордер № 13 или соответствующих машинограмм) и нематериальных активов;

  3. порядок начисления амортизации основных средств по их ви­дам (здания производственные и жилые, оборудование, транспорт­ные средства, основные средства в запасе и ремонте, арендован­ные и сданные в аренду), принятый в организации;

  4. на основании документов по выбытию основных средств;

а) рассчитать сумму амортизации;

б) отразить затраты, связанные с выбытием;

в) выявить результат продажи и прочего выбытия основных
средств;

г) составить необходимые бухгалтерские проводки;

  1. порядок определения состава подлежащих ремонту основных средств, составления ведомостей дефектов, учета затрат на теку­щий и капитальный ремонты;

  2. порядок проведения и оформления инвентаризации основных средств и отражения ее результатов в учете;

  3. применение в учете вычислительной техники, порядок состав­ления машинограмм, их содержание и назначение, использование их в оперативной работе отдельных служб и бухгалтерском учете;

  1. состав нематериальных активов; их классификация и оценка;

  2. порядок ведения аналитического учета нематериальных ак­тивов - тип. ф. № НМА-1;

  3. способы начисления амортизации нематериальных активов;

13) отражение на счетах и в регистрах бухгалтерского учета
движения нематериальных активов.

4.13. Учет материальных запасов

Инструктивные материалы:

- Налоговый кодекс РФ. Гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»;

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-
производственных запасов" ПБУ 5/01. Утв. приказом Минфина РФ
от 09.06.2001 г. № 44н;

- Методические указания по учету материально-производственных
запасов. Утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119 н.

Инструкция о порядке выдачи доверенностей на получение то­варно-материальных ценностей и отпуска их по доверенностям.

Необходимо ознакомиться с порядком планирования материаль­но-технического снабжения, основными условиями поставки важ­нейших видов материалов, учетом выполнения договоров с по­ставщиками, применяемой на предприятии номенклатуры-ценника, схемой документооборота в условиях обработки учетной информа­ции на вычислительных установках. При этом студент должен:

  1. изучить в отделе маркетинга порядок планирования матери­ально-технического снабжения, основные условия поставки важ­нейших видов материалов, постановку учета выполнения договоров с поставщиками, ознакомиться с применяемыми на предприятии ценниками, порядок установления учетных цен;

  2. принять участие в оформлении и предъявлении санкций к по­ставщикам, не выполняющим договоров и нарядов;

  3. уяснить порядок нормирования расхода материалов, способы оценки при их списании в расход;

  4. уяснить метод учета материалов и порядок отражения на сче­тах бухгалтерского учета поступления материалов (с использовани­ем или без использования счетов 15 и 16); установить, соответству­ет ли постановка учета на предприятии его учетной политике;

  5. усвоить методы оперативного наблюдения за соответствием складских запасов установленным нормативам и организацией ра­боты по выявлению и реализации ненужных материалов;

  6. ознакомиться в одном из производственных цехов с порядком хранения материалов, оформления лимитно-заборных карт и поль­зования ими, а также с правилами оформления разовых требова­ний-накладных на получение и замену материалов;

  7. ознакомиться с организацией складского хозяйства на одном-двух материальных складах, принять участие в приемке поступив­ших грузов, документально оформить приемку на склад нескольких партий различных материалов, выписать приходные ордера, а в случае несоответствия поступивших материалов документам поставщиков принять участие в составлении актов о приемке мате­риалов. Ознакомиться с построением картотеки количественного учета материалов, произвести записи в карточки складского учета операций по приходу и расходу, а также в книгу остатков материа­лов; принять участие в передаче обработанных на складе докумен­тов в группу учета материалов;

  1. произвести проверку регистрации счетов-фактур поставщиков и других документов, поступающих в группу материального учета бухгалтерии; ознакомиться с порядком хранения этих документов до поступления материалов на склад и способами контроля за свое­временным оприходованием поступивших материалов;

  2. принять участие в ведении журнала-ордера № 6, заполнении книги покупок, а также в определении фактической себестоимости поступивших за месяц материалов и ее отклонений от учетной се­бестоимости;

  1. составить ведомость движения материалов по ф. № 10 или 10а;

  2. ознакомиться с содержанием и порядком формирования ма­шинограммы по движению материалов;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» (дополненная версия) для студентов специальности 7

    Конспект
    ... версия) для студентов специальности 7.050102 ... хранятся учетные записи ... распределенные программы. Распределенная программапрограмма, ... Для сигналов, которые хорошо описываются аналитически ... и имеет статус QUIET - отсутствие сигнала ... На практике для этих ...
  2. Отчет по проекту " разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности " приложение а проекты государственных образовательных стандартов и примерные учебные планы для бакалавров-специалистов и магистров-специалистов

    Отчет
    ... дисконтированных и учетных оценках. ЭОУД ... программам высшего профессионального образования для студентов, ... математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры ... специальности. Преддипломная практика имеет своей целью приобретение студентами ...
  3. 1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАБОТЕ

    Документ
    ... программы 139 АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАБОТЕ, выполненной в рамках реализации инновационной образовательной программы «Инновационная образовательная программа ... учетными ... Методические рекомендации по практике для студентов специальностей 031502 – « ...
  4. " финансы и кредит "

    Методические указания
    ... В ПРОМЫШЛЕННОСТИ" для студентов специальности «Бухгалтерский учет ... практики контрольно ... учетной политики действующему законодательству 2.3. Проверка учетно-методического аспекта учетной ... организации аналитического учета ... плана и программы ревизии ...
  5. Экономики и финансов " лфэи-спбгуэф – 80 лет взгляд на прошлое

    Документ
    ... программа специализации «Управление качеством и конкурентоспособностью» для студентов специальности ... возможности и места практики для студентов старших курсов. ... А. Федорова и др. (проблемные и аналитические статьи). Большое внимание уделялось вопросам ...

Другие похожие документы..