Главная > Рабочая программа


Муниципальное образовательное учреждение

«Светлополянская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждено»:

на заседании зам. дир. по УВР Директор школы

ШМО учителей Г.А. Епанчинцева Н.И. Данилова

начальных классов

Протокол №1

от

Руководитель ШМО

Т.П. Гартвих

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 2 класса (базовый уровень)

Учитель: Штуканова Татьяна Анатольевна

с. Светлая Поляна

2010

Пояснительная записка

Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями стандарта начального общего образования по изобразительному искусству (Приказ МОРФ от 09.03.2004г. № 1312), с примерной программой начального общего образования по изобразительному искусству, утверждённой Министерством образования Российской Федерации, на основе программы Кузина В.С. «Изобразительное искусство» для 1-4 классов образовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. М.: «Дрофа», 2009.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности.

Содержание программы предусматривает как эстетическое воспитание предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Общая характеристика курса 2 класса

Во втором классе учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания.

Предметы для рисования с натуры ставятся во фронтальном положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.

Учащиеся продолжают определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, знакомятся с понятиями холодных и тёплых цветов, а также цветового тона.

Большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция).

Основные содержательные линии «Изобразительного искусства» представлены в программе 2 класса разделами: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающим миром».

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры, (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительной искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий тесно связаны друг с другом и проводятся в течение всего учебного года с учётом особенностей времён года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетания практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

  • направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отклика на красоту окружающих предметов, природы.

Успешное выполнение учебно-воспитательных задач поставленных перед общеобразовательным предметом «Изобразительное искусство», повышение эффективности уроков изобразительного искусства возможно лишь при строгом соблюдении дидактических принципов преподавания: воспитывающего обучения, наглядности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, доступности обучения, прочности усвоения учебного материала, а также индивидуальной личностно-ориентированный подход в обучении.

Большое значение имеет учёт возрастных особенностей младших школьников. Поэтому на уроках изобразительного искусства необходимо использовать в большей мере активно-творческиеметоды, обусловленные закономерностями искусства, и в меньшей – словестно-информационные.

Формыорганизации учебного процесса интегрированного курса «Изобразительное искусство» разнообразны: уроки-экскурсии, уроки в музеях, на пришкольном участке, беседы, дидактические игры. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроках организуется в форме индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на предмет «Изобразительное искусство» отведен 1 час в неделю, 34 часа в году. Количество учебных недель – 34.

Содержание программы (34 часа)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 8 часов

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать своё отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т.д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);

г) игрушек на ёлку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);

д) игрушечных машин (легковые машины, троллейбус, автобус, трактор и т.д.);

Выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (8 часов)

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления воображения, фантазии.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Весёлые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север тучи нагоняя…»А. Пушкин, «Ласточки» А. Плещеева, «Берёза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С Маршака, «Ёлка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Декоративная работа (8 часов)

Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приёмы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективной работы – фриза «Здравствуй, весна!», - на основе декоративного изображения цветов, птиц, для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.

Лепка (3 часа)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;

в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Лётчик в комбинезоне»;

г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.

Аппликация (3 часа)

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трёх основных цветов.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 часа)

Основные темы бесед:

  • прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и др. художников);

  • родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника-пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);

  • городские и сельские пейзажи;

  • художественно-выразительные средства живописи и графики – цвет, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

  • композиция в изобразительном искусстве;

  • художники-сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);

  • художники-анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинках и рисунках В. Серова и др. художников);

  • выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан;

  • главные художественные музеи России;

  • русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

В результате усвоения содержания курса «Изобразительное искусство»

во 2 классе учащиеся должны получить начальные сведения:

  • о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

  • о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

  • о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, жёлтый, синий);

  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый – от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный – от жёлтой и синей; фиолетовый – от красной и синей).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

  • верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;

  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

  • передать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удалённых предметов;

  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщённых форм растительного мира, а также из геометрических форм;

  • лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

  • составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.

Литература, используемая при подготовке программы

  1. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.

  2. Примерная программа начального общего образования.

  3. Программа «Изобразительное искусство» / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина – М.: Дрофа, 2009.

Литература для учителя

  1. Астахов, Ю.А. 50 великих русских художников. / Ю.А. Астахов. – М., 2008.

  2. Кузин, В.С. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. М.: Дрофа, 2010.

  3. Кузин, В.С. Методическое пособие «Изобразительное искусство» / В.С. Кузин – М.: Дрофа, 2009.

  4. Кузин, В.С. Учебник «Изобразительное искусство» 1-2 классы / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина – М.: Дрофа, 1995.

Литература для учащихся

  1. Астахов, Ю.А. 50 великих русских художников. / Ю.А. Астахов. – М., 2008.

  2. Кузин, В.С. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. М.: Дрофа, 2010.

Перечень учебно-методического обеспечения по предмету «Изобразительное искусство». 2 класс

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради).

  • Детская справочная литература (энциклопедии)

  • Методические пособия для учителя

Печатне пособия

  • Портреты (поэтов, художников)

  • Фотографии: с видами летнего и осеннего леса,

  • Картины русских художников

  • Иллюстрации с изображением матрёшки

  • Картины с натюрмортами

  • Рассказы И. Соколова-Микитова, Е. Чарушина, стихотворения А. Барто, И. Сурикова, М. Лермонтова, А. Прокофьева, М. Исаковского, С. Дрожжина, А. Фета, Н. Некрасова

ТСО

  • Телевизор

  • Видеоплеер

  • Аудио-магнитофон

  • Компьютер

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Муляжи овощей и фруктов.

  • Пластилин

  • Глина

  • Карандаши

  • Цветные карандаши

  • Акварельные краски

  • Ножницы

  • Кисть

  • Гуашь

  • Фломастеры

  • Цветная бумага

  • Детские игрушки (заяц, кошка, собака, медведь, слон)

Натуральные объекты

  • Гербарии культурных и дикорастущих растений.

  • Листья деревьев

Компьютерные и информационно-коммуникативные средств

  • Презентации по «Изобразительному искусству» на темы «Левитан», «Васнецов», «Шишкин», «Дымковская игрушка», «Картины известных художников», «Золотая хохлома», «Какие бывают картины».

  • Музыкальные диски и аудиокассеты с произведениями П.Чайковского «Времена года».

Муниципальное образовательное учреждение

«Светлополянская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждено»:

на заседании зам. дир. по УВР Директор школы

ШМО учителей Г.А. Епанчинцева Н.И. Данилова

начальных классов

Протокол №1

от

Руководитель ШМО

Т.П. Гартвих

Рабочая программа

по математике

для 2 класса (базовый уровень)

Учитель: Штуканова Татьяна Анатольевна

с. Светлая Поляна

2010

Пояснительная записка

Программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с требованиями стандарта начального общего образования по математике (Приказ МОРФ от 09.03.2004г. № 1312), с примерной программой начального общего образования по математике, утверждённой Министерством образования Российской Федерации, на основе программы

Н.Б.Истоминой «Математика» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО РФ (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006г.)

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их изменением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

В основе курса построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Практическая реализация данной концепции находит выражение:

1. В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий.

2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия.

4. В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирует на формирование у учащихся обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.

5. В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приёмов умственной деятельности.

6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определёнными методическими возможностями.

7. В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а так же системой учебных заданий.

8. В построении уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. Критериями оценки развивающих уроков являются: логика их построения, направленная на решение учебной задачи; вариативность предлагаемых учителем учебных заданий, вопросов и взаимосвязь между ними; продуктивная мыслительная деятельность учащихся, которая обеспечивается различными методическими приёмами, сочетанием разнообразных средств и форм обучения, активным высказыванием детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования.

Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

-развитие образного и логического мышления, воображения;

-формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (для учебников под ред базовый уровень)

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММАПОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУИСКУССТВУДля 4 класса (для учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой, базовыйуровень) Пояснительная записка Рабочаяпрограммапоизобразительномуискусству создана на основе федерального компонента ...
  2. Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (базовый уровень)

    Пояснительная записка
    ... Рабочаяпрограммапоизобразительномуискусствудля 2 класса (базовыйуровень) Учитель: Штуканова Татьяна Анатольевна с. Светлая Поляна 2010 Пояснительная записка Программапо предмету «Изобразительноеискусство» ...
  3. Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса на 2011/2012 учебный год

    Рабочая программа
    ... Таран «___»______________________20___г. РАБОЧАЯПРОГРАММАПОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУИСКУССТВУДЛЯ 1 КЛАССА НА 2011/ ... год Изобразительноеискусство в начальной школе является базовым предметом ... результаты характеризуют уровень сформированности универсальных ...
  4. Программа по изобразительному искусству для начальной школы («природа и художник») пояснительная записка

    Программа
    Программапоизобразительномуискусствудля начальной школы («Природа и художник») Пояснительная записка Цели и задачи начального образования поизобразительномуискусствуПрограммапоизобразительномуискусствудля начальной ...
  5. Рабочая программа по английскому языку для 2 класса Пояснительная записка Статус рабочей программы

    Рабочая программа
    ... . Рабочаяпрограммапо английскому языку в 3 классе Пояснительная записка. Основанием для разработки данной рабочейпрограммы послужила программапо иностранным языкам для 1-9 классов ...

Другие похожие документы..