Главная > Документ


Транспортный коридор №2 по территории Республики Беларусь

Автомобильная дорога М1 / ЕЗО Брест - Минск - граница Российской Федерации является участком Критского коридора №2 Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию и определенного Европейским Союзом как высший приоритет среди Критских коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность ее по территории республики составляет 606 километров.

3.1.2. По территории Республики Молдова проходит Панъевропейский транспортный коридор № 9 Хельсинки - С. Петербург - Москва/Псков - Киев - Любашевка - Кишинэу - Бухарест - Димитровград - Александрополь. Общая протяженность коридора по территории республики составляет 153 км.

В настоящее время в рамках программы TACIS разрабатывается проект "Усовершенствование транспортных потоков по Коридорам №№ 2 и 9 Трансъевропейской сети".

Трасса международного железнодорожного панъевропейского коридора № 9 по территории Республики Молдова проходит по железнодорожному участку Кучуган (граница с Украиной) - Новосавицкая - Бендер - Кишинэу - Унгень (граница с Румынией). Общая протяженность его составляет 209,3 км. Данный участок железной дороги включен также в Европейское соглашение "О магистральных железнодорожных линиях" (У 95) и "О важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах" (С-Е95), к которым Республика Молдова присоединилась в 1996 и в 1997 годах соответственно. Кроме того, в 1997 году министерством подписано в рамках ОСЖД "Соглашение об организационных и эксплуатационных аспектах комбинированных перевозок в сообщении Европа-Азия" в которое также включен указанный железнодорожный участок (АСЕ95). Данная железнодорожная линия на всем протяжении требует модернизации и проведения работ по электрификации, осуществлению всех видов ремонта пути. В связи с чем в настоящее время введены ограничения скорости движения грузовых и пассажирских поездов практически на всем протяжении участка.

3.1.3. Украина осуществляет внешнеэкономическую деятельность с 200 странами мира. Используя выгодное геополитическое положение в Европе она перевозит грузы и пассажиров в международном сообщении преимущественно автомобильным транспортом. Общая стоимость грузов, доставляемых автомобильным транспортом в международном сообщении достигла почти 80 % от общей стоимости, перевозимых всеми видами транспорта. Это обусловлено тем, что автомобилями перевозятся наиболее ценные грузы, преимущественно мелкими партиями на небольшие расстояниями (500-1000 км), быстрее и удобнее, чем другими видами транспорта.

В международном сообщении для потребностей народного хозяйства Украины автотранспортом перевозится 54-60 % грузов и пассажиров, а 40-46 % из них следует транзитом через ее территорию.

В данный период международными транспортными организациями и правительством Украины определено пять стабильных международных транспортных коридоров и три межгосударственных транспортных коридора. Их протяженность на территории Украины составляет более 7,2 тысяч км. по основному ходу и 1,7 тысяч км. по ответвлениям.

3 (Критский) Германия, Польша, Украина: Краковец - Львов - Ровно - Житомир - Киев. Протяженность маршрута 618 км.

5 (Критский) Италия, Словения, Венгрия, Словакия, Украина: Косыны - Чоп - Стрый - Львов. Протяженность маршрута 309 км.

9 (Критский) Финляндия, Россия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Румыния, Болгария, Греция: Новые Яриловичи - Чернигов - Киев - Любашевка, Платоново. Протяженность маршрута 643 км.

Ответвление: Любашевка - Одесса - 146 км.

Ответвление: Конти - Бачевск - 255 км.

10 Балтика - Черное море (условно) Польша, Украина: Ягодин Ковель - Луцк - Тернополь - Хмельницкий - Винница - Одесса. Протяженность маршрута 975 км.
Ответвление: Тернополь - Черновцы - Порубное - 201 км.

Эти коридоры оснащены соответствующей сетью комплексов: пунктами и объектами дорожного сервиса, которые по мощности и пропускной способности, количеству и качеству обслуживания перевозчиков еще далеки от международных стандартов, нормативов и требований и в настоящее время не удовлетворяют взрастающие грузо- и пассажиропотоки международного транспортного сообщения. Интенсивность движения на дорогах государственного значения существенно возрастает, а на отдельных участках в 1,5 - 2,0 раза превышает нормативную.

На дорогах международных коридоров по их основному ходу с ответвлениями функционирует лишь 125 комплексов и пунктов транспортно-экспедиторского и автодорожного сервиса, в том числе 29 грузовых терминалов, 52 пункта автомобильного и 44 пункта дорожного сервиса. Среднее расстояние между грузовыми терминалами составляет 250 км, между пунктами автомобильного сервиса 0 140 км и комплексами дорожного сервиса - 160 км, что в 2 - 2,5 раза меньше потребности по международным стандартам, а по номенклатуре и качеству услуг перевозчикам и пассажирам их несоответствие еще больше: удовлетворяется лишь 25 - 30 % потребности.

По ориентировочным расчетам на перспективу до 2005 года уровень международных автомобильных перевозок, автодорожного сервиса на основных транспортных коридорах Украины можно повысить в 2 - ".5 раза за счет совершенствования нормативно-правовой базы и значительного обустройства грузовых терминалов, пунктов автомобильного и дорожного сервиса.

Для дальнейшего развития и повышения уровня транспортных услуг и автодорожного сервиса на автомобильном транспорте Украине в международном сообщении необходимо:

  • выполнить комплекс научно-практических разработок по созданию нормативно-правовой базы, внедрению прогрессивных технологий, по организации и управлению международными автомобильными перевозками, включая транзит, более эффективному инвестированию экспортного потенциала транспортного комплекса Украины, упрощению налоговой системы и инвестиционной политики в сфере перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом на международных транспортных коридорах;

  • сформировать единую гибкую и дееспособную инфраструктуру системы управления международными автомобильными перевозками и автодорожным сервисом, которая обеспечивала бы ее надежное функционирование и связь с Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, МСАТом, АСМАПами смежных стран;

  • изыскивать и привлекать отечественных и иностранных инвесторов к развитию и поэтапному оснащению транспортных коридоров достаточной сетью комплексов, пунктов и объектов транспортного и автодорожного сервиса, системой информационно-производственных узлов автоматизированной связи и расчетов за перевозки и оказания автодорожного сервиса, увязанной с единой аналогичной системой международного сообщения Европы и Азии;

  • создать необходимые условия для широкого привлечения к выполнению международных перевозок автотранспортных средств (отвечающих требованиям Евро-2 и Евро-3) в количествах и типаже, удовлетворяющих потребности украинских перевозчиков при условии выполнения ими этих перевозок не меньше чем на 65- 70 % от общего уровня объемов, перевозимых автомобильным транспортом Украины в международном сообщении.

3.1.4. По территории Российской Федерации проходят три трансъевропейских транспортных коридора - № 1, № 2 и № 9.

Значение этих коридоров для повышения качества международных перевозок зафиксировано в Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации.

Российская часть указанных коридоров представлена железными и автомобильными дорогами, морскими портами, обеспечивающими выход на международные морские пути, магистральными аэропортами, открытыми для международного сообщения. На отдельных направлениях в навигационный период перевозки могут осуществляться по имеющимся здесь внутренним водным путям. В составе международных транспортных коридоров рассматриваются также размещенные в их зоне грузовые и пассажирские терминалы и другие объекты транспортной инфраструктуры, в том числе вспомогательные сооружения (подъездные дороги, пункты сервиса, средства управления движением и др.).

Наибольшую протяженность по территории России имеет международный транспортный коридор № 9. Он проходит от границы с Финляндией к Санкт-Петербургу и далее в направлениях на Киев (через Москву и через Псков) до границ с Украиной и Белоруссией. Одним из российских участков коридора является направление Вильнюс - Калининград в пределах Калининградской области.

Указанные направления международного транспортного коридора включают следующие участки железных и автомобильных дорог: граница с Финляндией - Выборг - Санкт-Петербург - Москва, Санкт-Петербург - Невель - граница с Белоруссией, Москва - Брянск - граница с Украиной, граница с Литвой (Нестеров) - Калининград.

В состав российской части транспортного коридора входят также морские порты Санкт-Петербург, Калининград и Выборг, аэропорты Ленинградского и Московского узлов (Пулково, Ржевка, Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково), сооруженные в Санкт-Петербурге и Московском регионе терминальные комплексы.

Учитывая динамичное развитие евроазиатских транспортно-экономических связей, целесообразно продолжить транспортный коридор по территории России в направлениях Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск и Москва - Астрахань, включив в него объекты транспортной инфраструктуры, имеющиеся на этих направлениях. Это прежде всего железные дороги Москва - Воронеж - Ростов на Дону - Новороссийск и Москва - Липецк - Волгоград - Астрахань; магистральные автомобильные дороги Москва - Воронеж - Ростов и Москва - Волгоград; водный путь по р. Волге, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому каналам; речные порты на этом водном пути; российские морские порты, расположенные на Азовском, Черноморском и Каспийском побережьях.

В состав российской части коридора № 2 входят железнодорожная и автомобильная магистрали от границы с Белоруссией до Нижнего Новгорода, аэропорты Московского транспортного узла, аэропорт Нижнего Новгорода, а также имеющиеся и сооружаемые терминальные комплексы в Смоленске, Вязьме, Москве и Московской области, Владимире и Нижнем Новгороде.

По транспортным магистралям этого коридора осуществляется основная часть международных грузовых железнодорожных и автомобильных перевозок на направлении Запад-Восток.

Россия заинтересована в продолжении железнодорожной части транспортного коридора от Нижнего Новгорода до российских дальневосточных портов, что позволит увеличить перевозки грузов международного транзита на направлении Запад-Восток.

Для реализации этого предложения необходима дальнейшая проработка вопроса в соответствии с "Меморандумом о взаимопонимании при развитии транспортного коридора Берлин-Москва", подписанном на уровне министров транспорта в январе 1995 г., и докладом по уточнению Критских коридоров, рассмотренным Третьей общеевропейской конференцией по транспорту.

В составе коридора № 2 подлежат рассмотрению также пограничные железнодорожные и автомобильные переходы.

Российская часть транспортного коридора № 1 включает морской порт Калининград, железнодорожные и автомобильные подходы к нему от границы с Литвой (Советск) и от границы с Польшей (Мамоново), а также аэропорт Калининград. Важно отметить наличие на железнодорожном участке Мамоново - Калининград как колеи 1520 мм., так и европейской колеи 1425 мм.

В ближайшее время предстоит окончательно уточнить направление и состав МТК по территории России на основе изучения изменяющейся географии внешнеторговых связей и транспортных потоков. Эта работа должна выполняться с учетом критериев, установленных международными организациями. Необходимо тесное взаимодействие совместно с органами исполнительной власти, расположенными в зонах коридоров субъектов Российской Федерации. Им рекомендуется разработка региональных программ по транспортно-технологическому обеспечению внешнеторговых грузопотоков.

Наряду с определением состава объектов инфраструктуры российской части МТК необходимо также уточнить перечень и состояние инвестиционных проектов по их развитию.

3.2. TRACECA (Восточная Европа по коридорам №№ 3,4,5,7,9 - через Черное море - Кавказ - через Каспийское море - Центральная Азия)

3.2.1. По территории Грузии проходит продолжение Евро-Азиатского транспортного коридора TRACECA с выходом на порты Черного моря, основу которого составляет Грузинская железная дорога и транзитные автомобильные дороги, протяженность которых составляет 400-450 км.

Протяженность основной линии железной дороги на территории Грузии составляет около 500 км. На долю железнодорожных транспорта приходится 66 процентов транзитных перевозок грузов по грузинскому участку Евразийского транспортного коридора. За последние четыре года объем этих перевозок возрос почти в 3,3 раза. По информации грузинской стороны такой рост объемов транзитных перевозок не является предельным и может быть в дальнейшем обеспечен за счет проведения гибкой тарифной политики, являющейся важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности магистрали. Здесь необходимо отметить, что действующие тарифы заметно превышают их аналоги, на альтернативных железнодорожных магистралях северного и южного направлений.

В настоящее время грузинской стороной осваиваются 32 млн. долларов, выделенных на развитие железной дороги республики Европейским банком реконструкции и развития.

Из-за довольно сложных таможенных процедур на границе с Азербайджанской республикой грузовые автоперевозчики преодолевают транзитный участок по территории Грузии лишь за 4-5 дней, тогда как на это должно уходить не более 1-2 дней. Налоги и сборы в целом составляют 700-800 долларов США на автотранспортное средство, т.е. в пределах почти двух долларов на один километр пробега, в то время как в Европе этот показатель не превышает в среднем одного доллара.

Порты Грузии - Поти и Батуми, входящие в структуру коридора TRACECA, позволяют осуществлять транспортировку экспортно-импортных грузов по Черному морю в направлениях:

  • порты Российской Федерации - Новороссийск, Сочи, Таганрог, на основании соглашения о торговом судоходстве от 19 марта 1996 г.;

  • порты Украины - Ильичевск, Одесса, перевозки осуществляются при наличии фрахта;

  • порты Молдавии - Измаил, перевозки осуществляются при наличии фрахта;

  • порты Болгарии - Варна, Румынии - Констанца (с заходом в порты Ильчевск, Одесса), Турции - Стамбул.

Кроме того, через пролив Босфор пролив имеется возможность прохода в Средиземное море с выходом на страны Средиземноморского бассейна и Скандинавию.

С 1997 г. введена в действие паромная судоходная линии между портами Новороссийск - Поти - Бургас, на которой работают два болгарских судна типа "Ро - Ро" вместимостью 95 автопоездов с пассажирскими каютами для водителей.

Практически завершена реконструкция порта Поти порта и завершено строительство нефтяного терминала с расчетной мощностью переработки 60-70 тыс. тонн дизельного топлива в месяц.

Весной 2000 г. в порту Супса введен в действие нефтяной терминал, который рассчитан на переработку дополнительных 10-12 млн. тонн нефти

Приоритетными вопросами, связанными с организацией транзита грузов по территории Грузии в рамках упомянутого транспортного коридора, являются повышение эффективности управления транспортом при осуществлении транзитных перевозок, упрощение таможенных формальностей на границе с Азербайджанской Республикой, реконструкция и модернизация железнодорожной и авто магистралей, совершенствование процедуры оформления грузов в портах Поти и Батуми, координация деятельности транспортных ведомств Грузии и Азербайджанской Республики, обеспечивающих загрузку данного транспортного коридора, согласование размеров налогов и сборов, взимаемых с автоперевозчиков.

3.2.2. По территории Азербайджанской Республики проходит отрезок Евро-Азиатского транспортного коридора TRACECA. Исходной точкой данной магистрали является порт - железнодорожная станция г. Баку куда поступают грузы, транспортируемые по Каспийскому морю в направлении Российской Федерации (порты Астрахань, Оля), Республики Казахстан (порт Актау) и Туркменистана (порт Туркменбаши) по территориям, которых проходит продолжение данного транспортного коридора в направлении Юго-Восточной Азии, а также на Иран.

Перевозка грузов в треугольнике Баку, Туркменбаши, Астрахань (Оля) осуществляется на железнодорожных и автогрузовых паромах типа "Дагестан" с годовым грузооборотом не менее 130-150 тыс. тонн.

В связи с неопределенностью правового статуса Каспийского моря, отсутствием устойчивых объемов экспортно-импортных грузов, предъявляемых к перевозке прикаспийскими государствами, линейное судоходство в направлении порта Баку и из него, а также портов других государств отсутствует. Перевозка осуществляется при наличии фрахта преимущественно с использованием судов типа "река-море".

В порту Баку завершается строительство контейнерного терминала, проводится капитальный ремонт Бакинской городской товарной станции, что позволит существенно расширить возможности порта в части переработки контейнерных грузов, следующих прежде всего по коридору в направлении порта Туркменбаши, улучшить экспедиторское обслуживание.

Стержнем транспортного коридора TRACECA, проходящего по территории Азербайджанской Республики, является Государственная железная дорога в направлении Баку - Беюк-Кясик с выходом на территорию Грузии, по которой проходит продолжение рассматриваемого транспортного коридора в направлении побережья Черного моря (порты - Поти, Батуми).

На станции Беюк-Кясик проводятся работы по строительству пункта технического осмотра локомотивов с возможностью обработки 3000 локомотивов в год. Намечается строительство новых нефтеналивных терминалов на станциях Сангачалы, Али-Байрамлы, Баку-товарная.

На конец 2000 г. на отрезке Баку - Беюк-Касик произведен капитальный ремонт пути протяженностью 72 км., капитально отремонтировано 12 мостов, заменены 104 комплекта стрелочных переводов. Максимальная скорость движения поездов доведена до 80 км./час.

В 2001 г. намечается прокладка оптико-волоконной линии связи на участке Баку - Беюк-Кясик.

Прогнозируемый объем перевозок по главному коридору через станцию Беюк-Кясик на период до 2005 г. по расчетам специалистов составляет:

  • 2001 г. - 10,2 млн. тонн.

  • 2002 г. - 10,4 млн. тонн.

  • 2003 г. - 10,6 млн. тонн.

  • 2004 г. - 10,9 млн. тонн.

  • 2005 г. - 11,1 млн. тонн.

По территории Республики проходят ответвления от основной железнодорожной магистрали с выходом на территории Российской Федерации и Ирана. Речь идет об отрезках:

  • территория России - Ялама - Беюк-Кясик с выходом на территорию Грузии;

  • территория России - Ялама - Баладжары - Астара с выходом на территорию Ирана.

3.2.3. Железные дороги Армении имеют три выхода на Грузинскую и Азербайджанскую железные дороги и железнодорожный пограничный переход на Турцию.

По стыку Садахло (Грузия)-Айрум (Армения) пропускная способность железной дороги составляет 24 эшелона (по 30 вагонов) в сутки, расстояние до ж/д станции Ахурян составляет 170 км. Прохождение поезда по этому участку с переработкой на станциях и таможенных процедурах составляет 28 часов. По вышеуказанному стыку имеется возможность принятия грузов через РЖД, Азербайджанскую, Грузинскую, Украинскую ж/д и через ранее действовавший железнодорожный коридор, через пограничный переход ст. Ахурян (Армения) - ст. Акьяка (Турция), далее по железной дороге в Европейские страны или к торговым портам Средиземноморского побережья Турции.

По стыку Нахичеванской Автономной республики Азербайджана Шарур (Азербайдждан) - Ерасх (Армения) пропускная способность железной дороги составляет 40 составов в сутки, расстояние до железнодорожной станции Ахурян составляет 234 км.

Прохождение поезда по этому участку с учетом переработки на станциях и таможенных процедурах составляет 28 часов.

Для использования и развития вышеуказанного коридора и других маршрутов транспортировки грузов по железной дороге необходима "реанимация" отдельных участков путей.

По стыку Казах (Азербайджан) - Иджеван (Армения) пропускная способность железной дороги составляет 16 составов в сутки, расстояние до железнодорожной станции Ахурян составляет 324 км, ранее на этом участке следовали составы весом до 3000 тонн.

Прохождение поездов по этому участку с учетом переработки на станциях и таможенных процедурах из-за высокогорья составляет 72 часа. Однако с 1992г и по настоящее время со стороны Азербайджана этот участок дороги блокирован и бездействует.

Для использования "Кавказского транспортного коридора" по территории Грузии и Армении через стык Садахло (Грузия)-Айрум (Армения) маршрут экспортно-импортных грузов необходимо предварительно направлять на ст. Ахурян (Армения), где оперативно будут заменяться колесные пары вагонов и обеспечат бесперебойную доставку груза через ст. Акъяка (Турция) в торговые порты Средиземноморского побережья Турции и Европейские страны.

Железно дорожная станция Ахурян построена в 1897 г., полная реконструкция станции проведена в 1991-1992 гг. Ст. Ахурян располагает всеми необходимыми техническими условиями для переработки как грузовых, так и пассажирских вагонов, следующих в Турцию, в том числе проводится замена колесных пар шириной 1520 мм на 1435 мм. Станция в полной сохранности, все имеющееся проектное оборудование в хорошем состоянии, в том числе и техника для автоматического подъема вагона и замены колесных пар, в наличии имеются колесные пары для 200 вагонов. Станция имеет две открытые площадки, на одной из которых имеющаяся техника и технологические возможности позволяют за 2 часа переставить колесные пары у 7 вагонов и тем самым обеспечивает возможность переходов 4-х поездов по 20-25 вагонов в сутки. В случае увеличения грузопотока имеется возможность вдвое увеличить имеющуюся мощность станции. На другой площадке станции за 12 часов рабочего времени имеется возможность одновременной перегрузки грузов из 30 вагонов турецкого типа в вагоны стандарта СНГ с помощью имеющейся в наличии малой механизации и технологических линий.

Приоритетностью данной трассы является то, что, используя "Кавказский транспортный коридор" для экспортно-импортных грузов стран СНГ транзитом по Армении через пограничный переход Ахурян - Акъяка, можно будет осуществлять доставку грузов, минуя морские порты, тем самым исключая значительные портовые расходы, составляющие от 20 до 25% стоимости перевозимого груза. При этом также значительно сократятся и сроки прохождения груза и тарифные расходы на перевозку.

С 1993 г. вышеуказанный коридор блокирован со стороны Турции и не эксплуатируется.

Наряду с вышеуказанными 4-мя коридорами железнодорожная сеть Армении делает возможным также транзит и доставку грузов в Центральную и Среднюю Азию и на Дальний Восток, в страны Персидского залива с применением мультимодального варианта перевозок, а именно: грузы доставляются через вышеуказанные 4 железнодорожных стыка на ст. Ерасх, далее на автомашинах на ст. Джульфа (Иран) и далее по необходимому маршруту.

Следует отметить также, что после открытия прямого сообщения - международного железнодорожно-паромного сообщения через Ильичевск - Паромная в порты Батуми и Поти, стала возможным доставка вагонов из стран СНГ в Армению без дополнительных погрузочно - разгрузочных работ в морских портах.

На сегодня это является для Армении самым надежным транспортным коридором, связывающим страну с Россией, странами СНГ и Европы.

Основная дорожная сеть Республики Армения включает в себя 1570 км автомобильных дорог межгосударственного назначения и 1580 км автомобильных дорог республиканского назначения. В конце 2000г. по кредиту Всемирного банка будет реабилитировано 630 км межгосударственных дорог. До конца 2004 г. будет реабилитировано еще 600-650 км отрезков дорог по транспортному кредиту Всемирного банка и по средствам фонда Линса.

В сфере воздушного транспорта имеется один грузовой терминал, который сдан в эксплуатацию в 1998 г. Площадь складского помещения составляет 9800 м2, а пропускная способность 80-100 тыс. тонн в год. Комплекс оснащен современным оборудованием и всеми техническими средствами, что дает возможность одновременно принять пять современных грузовых самолетов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

    Документ
    ... формированию и развитию ... КОНЦЕПЦИЯ межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств I. Общие положения Современное развитие ... сети международных транспортных коридоров на территориях государств ...
  2. Постановление « » 2011 года г ростов-на-дону №

    Документ
    ... ; - развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Ростовской области, реализация транзитного потенциала. Стратегическими направлениями развития транзитного потенциала на территории ...
  3. Стратегия социально-экономического развития (5)

    Документ
    ... ; развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Ростовской области, реализация транзитного потенциала. Стратегическими направлениями развития транзитного потенциала на территории ...
  4. Концепция дальнейшего развития содружества независимых государств

    Решение
    ... сельскохозяйственной продукции; - развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ; повышение ...
  5. Содружество независимых государств совет глав государств протокольное решение

    Решение
    ... развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ, формируется Координационный комитет транспортных коридоров СНГ, разработан проект Концепции ...

Другие похожие документы..