Главная > Документ


С одной стороны, международные автоперевозки не требуют больших инвестиций и имеют малый срок окупаемости - не более трех лет. С другой стороны, такая арифметика верна при нормальном правовом и экономическом климате. Наделе наш перевозчик оказался в неравноценных условиях по сравнению с западными конкурентами.

Автомобили грузоподъемностью выше 16 т в странах СНГ не выпускаются. Благодаря ввозным таможенным пошлинам, НДС, налогу на приобретение автотранспортных средств и другим обязательным платежам стоимость автопоезда увеличивается на 60%, то есть он становится практически недоступным для многих автопредприятий. Существует еще целый ряд причин неконкурентоспособности отечественных перевозчиков. Высоки потери из-за проблем с топливом, дополнительных налогов на импортные запчасти, банковских задержек расчетов с грузоотправителями, простоев на пограничных переходах. Отечественный автотранспортник вынужден платить НДС от своих услуг (только одно это сразу на 20% снижает конкурентоспособность), различного вида сборы и платежи. Сеть автомобильных дорог, по которым обеспечиваются международные автомобильные перевозки, по своему техническому уровню и обустройству объектами дорожного сервиса, в первую очередь обустройству пограничных переходов, во многом не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Это является одним из основных препятствий, сдерживающих дальнейшее развитие международных автомобильных перевозок между странами СНГ и сопредельными государствами.

Основными причинами неудовлетворительного состояния автотранспортного комплекса являются: глубокий экономический кризис, ведомственный характер государственных и отраслевых программ развития автомобильного транспорта, а также несовершенство его законодательной и нормативно-правовой базы. В ближайшие 2-3 года роль и значение международных транспортных коридоров в развитии перевозок грузов значительно возрастет, что потребует решения комплекса вопросов, в том числе по:

  • гармонизации транспортной нормативно-правовой базы государств СНГ с европейской законодательной системой в этой области;

  • унификации параметров и основных требований к технологическим перевозочным системам;

  • созданию инфраструктуры для обеспечения высокоэффективного транспортного обслуживания участников перевозочного процесса (создание сети терминалов, станций технического обслуживания и ремонта, мотелей и кемпингов с охраняемыми стоянками, системы надежной связи и др.).

Для обеспечения свободного передвижения автомобильного транспорта по территориям государств-участников СНГ необходимо:

  1. Согласование безразрешительного порядка передвижения автомобильного транспорта по территории государств-партнеров:

    • отмена разрешительной системы на перевозку грузов и пассажиров продвижения транспортных средств по территории государств Общей транспортной системы;

    • установление режима регистрации транспортных средств на внутренних границах, применение единых правил прохождения таможенного контроля и пересечения государственной границы;

    • установление согласованного порядка въезда (выезда) на внешних границах единой таможенной территории (транспортного пространства), взаимная информация о пересечении внешних границ;

    • установление совместной системы контроля за проездом автотранспортных средств.

  2. Согласованное присоединение к международным конвенциям и договорам по вопросам автомобильного транспорта:

    • установление единого порядка допуска и осуществления международных перевозок, как национальными перевозчиками, так и перевозчиками третьих стран;

    • выработка согласованных позиций по присоединению к международным конвенциям и договорам, регламентирующим взаимоотношения в области транспорта;

    • совместные действия, направленные на создание внутригосударственных условий, отвечающих требованиям международных конвенций и договоров;

    • применение единых размеров предельных нагрузок на ось и размеров технических параметров транспортных средств.

  3. Сервисное обслуживание на основных согласованных международных автотранспортных маршрутах:

    • принятие межгосударственной концепции сервисного обслуживания на международных автомобильных магистралях;

    • создание транспортной инфраструктуры включающей в себя пункты ремонта и технического обслуживания подвижного состава, транс портные терминалы, гостиничные комплексы и пункты питания, автозаправочные станции;

    • принятие внутригосударственных нормативных актов исключающих местные сборы за проезд по территориям областей и регионов, мостам, тоннелям и т.д.

2. Формирование и развитие сети международных транспортных коридоров на территории государств - участников СНГ

Формирование и развитие сети международных транспортных коридоров на территории государств - участников СНГ должно рассматриваться на фоне основных аспектов развития мировой транспортной системы, как одной из составляющих процесса мирового экономического развития.

Это обусловлено следующими факторами:

  • рост мировой торговли будет все больше опережать рост мирового производства, значимость мировых транспортных связей превысит роль центров добычи сырья и промышленного производства;

  • наиболее быстрый рост товарообмена пойдет в треугольнике "Северная Америка - Европа - страны Азиатско-Тихоокеанского региона", непосредственно охватывая Россию и государства СНГ в потенциально выгодном качестве естественного моста между Европой и Азией.

В период с 1950 по 1995 г. мировой выпуск продукции возрастал примерно по 4 % в год, мировая торговля - по 6 % в год. В итоге производство продукции увеличилось в пять раз, а объем торговли - в четырнадцать. На весь послевоенный рост мировой торговли значительно повлиял активно развивающийся процесс международной экономической интеграции, в котором исключительно высока роль транспортных связей и телекоммуникаций.

Получение "транзитной ренты" от перевозок через территорию государств СНГ - это огромный нереализованный ресурс в одной из составляющих мировой торговли - торговли услугами.

Дальнейшая оптимизация материальных и информационных потоков в зависимости от ситуации на рынках и перманентное обеспечение экономической конкурентоспособности предприятий транспорта возможно на основе совершенствования коммуникаций и создания логистических систем, охватывающих всю цепь товародвижения с максимально эффективными связями между пунктами зарождения и погашения грузов.

2.1. Формирование новых транзитных транспортных магистралей континентального значения. Трансазиатские и Евроазиатские сухопутные транспортные коридоры. Взаимодействие с международными организациями по программам их развития и использования.

2.2. Развитие и меры по оптимизации транзита через территории государств Содружества

2.3. Экологический фактор воздействия транспорта при оптимизации транзита

2.4. Меры по оптимизации транзита по видам транспорта через территории СНГ должны обеспечить решение следующих основных задач:

2.5. Цели и принципы формирования международных транспортных коридоров на территории государств - участников СНГ, проведение единой тарифной, информационной и технологической политики, эффективное, взаимовыгодное распределение грузов, пассажиропотоков и совместных действий на рынке транспортных услуг.

2.1. Формирование новых транзитных транспортных магистралей континентального значения. Трансазиатские и Евроазиатские сухопутные транспортные коридоры. Взаимодействие с международными организациями по программам их развития и использования.

Одной из предпосылок формирования новых транзитных транспортных магистралей континентального значения является сложившаяся Транс - Европейская транспортная сеть (TEN) в рамках Европейского Союза (ЕС), в развитие которой положена, утвержденная в июле 1996 г., Концепция "Совместные главные направления создания Транс - Европейской сети". Концепция основана на принципе интеграции различных видов транспорта в мультимодальную транспортную сеть. Важным положением основных направлений TEN является расширение сети на Восток и ее соединение с транспортными сетями третьих стран. Временные рамки расширения TEN на Восток определены 2015 годом. Проводимый ЕС курс на расширение транспортных связей со странами Средней Азии и Закавказья и сближение со странами Центральной и Восточной Европы затрагивает экономические интересы как России, так и интересы СНГ в целом.

К настоящему времени конфигурация общеевропейских транспортных коридоров сложилась следующим образом:

  1. Хельсенки - Таллин - Рига - Каунас - Варшава - Рига - Калининград -Гданьск.

  2. Берлин - Варшава - Минск - Москва.

  3. Берлин/Дрезден - Вроцлав - Львов - Киев.

  4. Берлин/Нюрнберг - Прага - Будапешт - Арад; Арад / Констанца (4а); Арад - София - Салоники (4в); Арад - София Стамбул (4с).

  5. Венеция - Триест / Копер - Любляна - Будапешт - Ужгород - Львов - Киев-Риека-Загреб-Будапешт (5а);
    Братислава - Зилина - Ужгород (5в).

  6. Гданьск - Варшава - Зилина.

  7. Дунай.

  8. Дуррес - Тирана - Скопле - София - Варна.

  9. Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва / Псков - Витебск - Киев - Любашевка; Кишинев - Бухарест - Димитровград - Одесса - Любашевка (9а); Киев - Минск - Вильнюс - Каунас - Клайпеда/Калининград (9в).

  10. Зальцбург - Виллах - Любляна (10а); Пассау - Линц - Грац/Загреб - Всполье - Белград - Нис - Скопле - Салоники.

Другой предпосылкой является развитие транспортной инфраструктуры в АТР, в результате чего должно произойти объединение транспортных систем Азии и Тихоокеанского региона. Высокие темпы развития экономики азиатского региона и Дальнего Востока потребуют привлечения самого пристального внимания к развитию транспортных коридоров, транспортной инфраструктуры, транспортного парка. Основой сложившейся, принципиально иной, по сравнению со странами Европы, транспортной системы и транспортной интеграции в Азии является наличие нескольких региональных транспортных сетей, обслуживающих в основном нужды отдельных государств. Объединение этих сетей диктуется объективными условиями развития экономик этих государств. Главными причинами тенденции к объединению являются обширные расстояния транспортировки, при этом основным связующим звеном является океан. Морским транспортным перевозится значительная (70-80 %) часть всех внешнеторговых грузов в регионе. Такое же важное значение имеет система трансконтинентальных авиационных перевозок грузов. Страны региона располагают большим количеством современных международных аэропортов, оснащенных современным оборудованием и технологиями переработки грузов.

Занимая центральную часть Евразийского континента, Россия вместе с государства СНГ объективно играют роль геополитического моста в отношениях между странами Запада и Востока. Одновременное присутствие в Европе и Азии влияет на содержание экономических, политических и социальных процессов в этих частях света. Занимая огромное пространство, имея выходы к морям, используя большую территорию для международного транзита, а также обладая системой глобальной космической навигации государства СНГ владеют и уникальными возможностями участия в международной интеграции и воздействия на глобальные процессы.

2.2. Развитие и меры по оптимизации транзита через территории государств Содружества

По своей экономической сущности - транзит является экспортом транспортных услуг. Набор этих услуг постоянно расширяется и совершенствуется и зависит от уровня развития национальной транспортной системы и ее инфраструктуры

Транзит позволяет эффективно использовать резервы национальных транспортных систем, стимулирует их расширенное воспроизводство. Вследствие этого, в свою очередь, развивается транспортное машиностроение, активизируется строительство дорог, пунктов перевалки грузов, сопутствующих им объектов, создаются новые рабочие места.

Через территории государств Содружества проходят кратчайшие сухопутные, морские и воздушные пути, связывающие Западную Европу со странами Северной части Азиатско-Тихоокеанского региона, Северную Европу со странами Центральной Азии и Среднего Востока, те странами, характеризующимися огромными и постоянно растущими торговыми и пассажирскими связями.

Либерализация транзитных перевозок дает равные права для участия в них всем заинтересованным транспортным организациям независимо от формы собственности и государственной принадлежности, стимулирует развитие рынка транспортных услуг. При этом государство гарантирует целевую перевозку, создает им необходимые условия для перемещения товаров.

Для роста эффективности транзитных перевозок должна быть создана надежная правовая основа. Принципиально важным становится сближение национальных законодательств и нормативных предписаний с международными транспортными соглашениями и конвенциями, упрощение и гармонизация таможенных и других процедур пересечения границ, унификация транзитной документации. Вовлечению стран СНГ в процессы глобализации в определенной мере способствуют принятые правительствами государств Содружества базовые документы, соответствующие международным правилам и регулирующие проведение согласованной политики по транзитным перевозкам.

Развитие транзита не может не сопровождаться повышением требований к качеству предоставляемых транспортных услуг. Это - сокращение транзитного времени, снижение затрат на перевозку, оптимизация тарифов, сохранность грузов. Подобные условия можно соблюсти только при развитии методов транспортной логистики, рассматривающих мультимодальный транспорт, современные терминалы, экспедицию грузов, формирование эффективных транспортных маршрутов движения, позволяющих осуществлять комбинированное перемещение грузов по схеме "воздух - суша - море".

Увеличение объема транзитных перевозок зависит от развития транспортных сетей, что, в свою очередь, определяется инвестициями в эту отрасль. Они должны направляться на модернизацию существующих транспортных систем, ликвидацию узких мест, добавление недостающих звеньев.

Государства из-за высокой стоимости транспортных проектов и недостатка бюджетных средств испытывают объективные трудности, которые на сегодня выступают в роли стратегических инвесторов. Их задача позволяет им создать благоприятные экономические условия для реализации проектов, привлечь частных инвесторов и подрядчиков, выступить гарантами капиталов. В области инвестирования перспективным является переход к использованию новых схем, в частности, на финансирование строительства новых объектов по принципу "построил - оперируй - передай".

Значительная финансовая помощь в модернизации имеющихся и строительстве новых транспортных объектов оказывается международными финансовыми органами - Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком и другими. Без их дальнейшего участия в инвестировании транспортной сети темпы ее качественного изменения могут быть ниже ожидаемых.

Эффективность транзитных перевозок непосредственно связана с улучшением системы управления этим процессом. В настоящий момент создание информационно - логистических систем слежения за транспортным процессом отстает от потребностей сегодняшнего дня. Не на всех направлениях налажено получение информации о движении грузов. Требуют дальнейшего развития системы оптико-волоконной связи, спутниковой навигации.

Качественные изменения в системе транзитных перевозок напрямую зависят от повышения квалификации кадров, занятых в этом процессе.

Сегодня требуются специалисты с хорошим знанием логистики маршрутов транзита, умением комплексно решать задачи перевозки грузов, высокой компьютерной грамотностью. Поэтому заслуживает внимания инициатива формирования общей системы квалификационного сопровождения деловой карьеры специалиста по международным перевозкам.

Современный транзит невозможен без страхования. В условиях увеличения рисков транспортировки товаров страхование должна расшириться сфера страхования грузов, транспортных средств, ответственности перевозчиков. Возрастание стоимости грузов и средств их доставки делает необходимым развитие системы перестрахования.

Увеличение объема транзитных перевозок сказывается на экологической обстановке. Нужны целенаправленные природоохранительные меры по защите окружающей среды. При проектировании транспортных магистралей необходимо минимизировать ущерб, наносимый природе, сохранять исторические естественно-природные ландшафтные зоны. Новые транспортные средства должны создаваться с учетом международных экологических норм, а действующие - переоснащаться и модернизироваться для сведения к минимуму загрязнения природы.

2.3. Экологический фактор воздействия транспорта при оптимизации транзита

Экологически ориентированное развитие транспортных систем в межгосударственном контексте предполагает создание условий для совместного решения проблем в области транспорта и окружающей среды. Принимая во внимание все достоинства и негативные аспекты функционирования транспорта, необходимо способствовать использованию транспортных систем с устойчивым уровнем ресурсопотребления, снижению потребности в перевозках и использованию более экологически чистых,видов транспорта.

Только действенные и эффективные меры на национальном и межгосударственном уровне могут способствовать созданию экологически устойчивых транспортных систем, совместимых с требованиями защиты окружающей среды и здоровья населения.

Для того чтобы избежать возрастания затрат при планировании землепользования и организации работы транспорта, при разработке экономических инфраструктурных программ и общих направлений транспортной политики на национальном и межгосударственном уровне, а также при разработке отдельных конкретных проектов должна проводиться стратегическая оценка воздействия управленческих решений на окружающую среду.

Необходимость решения сложной многокритериальной задачи обеспечения устойчивости функционирования транспортных систем определяет важность разработки скоординированных мультимодальных планов (программ) в области развития транспорта. При этом первоочередное значение имеет учет вопросов безопасности движения, защиты окружающей среды, приемлемости транспортных решений для населения, а также эффективности использования новых технологических и технических проработок.

Межгосударственная программа "Развитие транспорта в странах СНГ" послужит формированию основы для создания экологически устойчивых и социально приемлемых национальных транспортных систем. Такая программа должна базироваться на межгосударственном плане в области охраны окружающей среды, национальных планах (программах) в области развития транспорта и стратегических оценках воздействия решений в области транспорта на окружающую среду, а также учитывать потребности всех отраслей экономики стран СНГ.

Для обеспечения экологической ориентации функционирования транспортных систем необходимо, в первую очередь, рассмотреть следующие основные задачи и мероприятия, обеспечивающие их решение:

  1. Создание равных условий конкуренции между всеми видами транспорта на основе разработки и внедрения соответствующих решений в области транспортной политики:

    • интернализация (внесение в стоимость транспортной работы) всех затрат, включая внешние издержки, связанные с ущербом от дорожно-транспортных происшествий и ущербом, вызванным загрязнением окружающей среды, исходя из принципа "загрязнитель платит";

    • обеспечение "прозрачности" ценообразования в сфере транспортных услуг путем использования процедур интернализации и изменчивости всех затрат;

    • усиление контроля за соблюдением всех существующих ограничений (ограничение скорости, стандарты на выбросы, соблюдение других требований и правил в области безопасности движения, охраны труда и др.;

    • введение дифференцированного экологического налога на личный транспорт.

  2. Экологически ориентированное планирование развития транспортных инфраструктур:

    • учет на этапе планирования развития инфраструктуры положений, нормативов, требований и конкретных решений, сформулированных в национальных планах (программах) в области развития транспорта, межгосударственной программе "Развитие транспорта в странах СНГ", включая стратегические оценки воздействия на окружающую среду;

    • внедрение процедуры оценки воздействия на окружающую среду, которая является обязательной на национальном и межгосударственном уровне при планировании работы транспорта.

  3. Внедрение единой системы стандартов безопасности и экологических стандартов, отвечающих международным требованиям:

    • установление нормативов допустимых предельных уровней выбросов и шума;

    • установление стандартов качества топлива;

    • принятие других технических стандартов (стандартов безопасности и др.).

  4. Создание экологически безопасных пассажирских транспортных систем - создание и совершенствование сети общественного пассажирского транспорта с оптимальной для пассажиров координацией между различными его видами, развитие инфраструктурных и интермодальных связей (например, между местными, региональными и межрегиональными транспортными системами), развитие систем управления перевозками с применением средств телематики.

  5. Планирование экологически безопасных грузовых транспортных систем:

    • приоритетное развитие экологически безопасных видов грузового транспорта, таких, как железнодорожный, водный и комбинированный, с наилучшей возможной координацией между различными его видами, при одновременном особом внимании к развитию интермодальных связей, например между местными, региональными и межрегиональными транспортными системами, а также инфраструктурных связей;

    • оптимизация структуры транспортного парка по типу используемых двигателей, использование экологически чистых видов топлива, оптимизация грузопотоков, оптимизация использования провозных возможностей;

    • развитие логистических систем, основанных на компьютеризированном управлении перевозками, применении средств телематики и т.д.

Развитие сотрудничества стран СНГ в области решения проблем, связанных с воздействием транспорта на окружающую среду, здоровье населения, с созданием устойчивых транспортных систем, должно охватывать укрепление кадрового и научного потенциала, расширение технических, технологических, организационных и институциональных возможностей, содействие инвестициям, развитию прямых контактов и сотрудничества между отдельными регионами и крупными городами в целях обмена опытом в области ограничения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду.

С учетом того, что решение вышеперечисленных задач будет в значительной степени определять условия для обеспечения экономического развития и роста жизненного уровня населения государств, наращивание потенциала сотрудничества в области транспорта и окружающей среды может также рассматриваться как совместная цель. всех государств-участников Программы.

При этом необходимо отметить, что отсутствие или недостаточное совершенство законов, касающихся вопросов охраны окружающей среды от воздействия транспорта, соответствующих им подзаконных актов (постановлений правительств, стандартов и др.) приводит к тому, что в ряде случаев юридическая основа проведения природоохранных мероприятий на транспорте отсутствует или является недостаточной.

Для повышения эффективности административных механизмов управления, направленных на ограничение воздействия транспорта на состояние окружающей среды, целесообразно внедрить:

    • нормирование показателей экологической безопасности транспортных средств при их производстве и эксплуатации;

    • нормирование показателей экологической безопасности топливно-смазочных материалов и специальных жидкостей;

    • сертификацию выпускаемой транспортной техники, топливно-смазочных материалов и услуг на их соответствие требованиям современных международных стандартов;

    • учет экологических факторов при выдаче лицензий на коммерческую деятельность на транспорте;

    • обязательный периодический контроль технического состояния транспортных средств (в первую очередь - автотранспорта);

    • системы регионального квотирования воздействия транспорта.

Непосредственный результат в виде повышения экологической безопасности функционирования территориальных элементов транспортного комплекса, выполнения задач, вытекающих из международных обязательств стран СНГ, может быть достигнут в результате следующих мероприятий:

    • внедрения техники (технологий), отвечающей действующим и перспективным экологическим требованиям;

    • рационализации структуры парка транспортной техники и технологического оборудования;

    • внедрения экологически чистых топлив, масел, специальных жидкостей;

    • развития и поддержания в надлежащем состоянии транспортных коммуникаций, совершенствования организации движения;

    • повышения уровня технической эксплуатации подвижного состава, улучшения организации и структуры перевозок;

    • улучшения специальной подготовки (обучения) руководителей и персонала транспортных предприятий в области охраны окружающей среды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

    Документ
    ... формированию и развитию ... КОНЦЕПЦИЯ межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств I. Общие положения Современное развитие ... сети международных транспортных коридоров на территориях государств ...
  2. Постановление « » 2011 года г ростов-на-дону №

    Документ
    ... ; - развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Ростовской области, реализация транзитного потенциала. Стратегическими направлениями развития транзитного потенциала на территории ...
  3. Стратегия социально-экономического развития (5)

    Документ
    ... ; развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Ростовской области, реализация транзитного потенциала. Стратегическими направлениями развития транзитного потенциала на территории ...
  4. Концепция дальнейшего развития содружества независимых государств

    Решение
    ... сельскохозяйственной продукции; - развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ; повышение ...
  5. Содружество независимых государств совет глав государств протокольное решение

    Решение
    ... развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ, формируется Координационный комитет транспортных коридоров СНГ, разработан проект Концепции ...

Другие похожие документы..