Главная > Документ

1

Смотреть полностью

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина

с углублённым изучением предметов физико-математического цикла”

г. Перми

«Утверждаю»

Председатель Управляющего совета

_______________ О.Ю. Бабарыкина

«_____» ______________ 2011 года

Публичный доклад

(2010 – 2011 учебный год)

1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения

Общая информация

Название общеобразовательного учреждения (по уставу)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ";Средняя общеобразовательная школа № 9 имени А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла"; города Перми

Тип и вид общеобразовательного учреждения

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Организационно-правовая форма

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Учредитель

Департамент образования администрации города Перми

Год основания

1809

Юридический адрес

614039, город Пермь, Комсомольский проспект, 45

Телефон

(3422) 212-80-71

Факс

(3422) 212-80-71

E-mail

school9-perm@

Адрес официального сайта в Интернете

www.permschool9.ru

Должность руководителя

Директор

Фамилия, имя, отчество руководителя

Курдина Наталия Анатольевна

Банковские реквизиты

Филиал ОАО Банк ВТБ города Перми

БИК 045773844

к/с 30101810400000000844

р/с (бюдж. средства) 40703810600274000053

ИНН 5904080489

КПП 590401001

Свидетельство о регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано)

№1887 от 09.12.92 администрацией Свердловского района города Перми

Лицензия (номер, дата выдачи, кем выдана)

А № 248413 от 24.06.2008 Министерством образования Пермского края

Аккредитация (номер, дата выдачи, кем выдана)

ГА № 027138 от 23.06.09 Департаментом образования Администрации Пермской области (до 2014 года)

Авторизация IBO

Certificate of Authorization, 3 February 2009

Содержание образования

- региональный (национально-региональный) компонент учебного плана

- школьный компонент учебного плана

- программы обучения в начальной школе

- профиль(и) обучения на III ступени полного среднего образования

- изучаемые иностранные языки (указать, в каких классах)

- количество часов в неделю на иностранные языки в 10-11 классах

- возможности языковой стажировки

Часы регионального компонента переданы для реализации программ углубленного изучения предметов физико-математического цикла (7-11 кл.) и второго иностранного языка.

  1. 7 -11 классы с углублённым

изучением отдельных предметов:

- преподавание математики 8-11 по государственной программе для классов с углубленным изучением математики;

- преподавание математики в 7 классе по авторской программе углубленного изучения

- преподавание физики 7-11 по государственным программам для классов с углубленным изучением физики;

- преподавание информатики по сквозной (3-11кл.) авторской программе.

  1. Элективные курсы:

- дистанционные формы обучения;

- элементы экспериментальной физики;

- немецкий язык как второй иностранный язык.

3. Реализация программ International Baccalaureate Organization - Middle Years Programme (IB MYP, 5 – 9-е классы)

4. Школьная проектная деятельность как подготовка к созданию Персонального проекта (5-9-е классы)

5. «Занимательная математика» в 5-6 классах.

";Школа-2000";, ";Школа-2100";, ";Гармония";

Углубленное изучение математики, физики и информатики

По учебному плану: английский (2-11 классы), немецкий (5-11),

В системе дополнительного образования: немецкий, японский, французский (5-9 классы).

3 часа

средствами образовательного туризма

Реализуемые образовательные программы (указать названия):

- международного уровня

- всероссийского уровня

- учрежденческого уровня

Программа Международного бакалавриата (IB MYP)

«Школа-2000», «Школа-2100», «Гармония», углублённого изучения математики (8-11 классы), углублённого изучения физики (7-11 классы), «К вершинам музыкального искусства», государственные программы по общеобразовательным предметам.

";История естествознания и инноватики";, ";Радиоэлектроника и элементы экспериментальной физики"; (пакет элективных курсов), ";Программа углубленного изучения математики в основной школе (7 класс)";

Реализуемые социальные проекты (указать названия):

- всероссийского и международного уровня

- муниципального уровня

- учрежденческого уровня

Театральный фестиваль школ Международного бакалавриата России и стран СНГ ";Прикамское Чудо";, усадебные праздники в государственных музеях - заповедниках России, бескорыстный труд в различных регионах России (“доброхотское движение”), фестиваль ISTA.

";Пушкинские балы";, летний выездной физико-математический лагерь, школы английского языка (2 раза в год), весенняя компьютерная школа, городской турнир юных математиков, городской турнир юных физиков, проект «Дети на оперной сцене»

«Детский сад для бабушек»

Традиции

Сотрудничество с образовательными учреждениями других типов и учреждениями культуры

- дополнительного образования детей

- высшего профессионального образования, с которыми есть договорные отношения

- музеи

- иные

1. “Семейная” школа (ученики - дети, внуки и правнуки бывших учеников)

2. Состав учащихся (около 62 % контингента - мальчики)

3. Выбор ВУЗа (более 80% абитуриентов избирают специальности, связанные с естественно-математическими, техническими дисциплинами)

4. Директор – гуманитарий (в течение 50 последних лет)

5. Меценатство выпускников.

6. Уникальность проектов: день Лицея, Пушкинский бал, Свеча памяти А. С. Пушкина, Театральный фестиваль и др.

7. Коллективное литературное творчество, завершающееся изданием книги.

8. Постоянное обращение к историческим истокам школы.

9. Монопрограмма по физкультуре, ориентированная на один вид спорта – баскетбол.

10. Ведущая образовательная идея – служение обществу.

Областной центр развития творчества детей и юношества “Муравейник”, Дворец творчества юных

Государственный университет “Московский физико-технологический институт”, Государственный университет “Высшая школа экономики”, Пермский Государственный университет, Пермский Государственный технический университет, Пермский Государственный педагогический университет, Университетский округ ПГУ

Государственный мемориальный историко-литературный и природно–ландшафтный музей–заповедник им. А.С. Пушкина “Михайловское”, Государственный дом – музей им. П.И. Чайковского (г. Клин), филиал Государственного литературного музея М.М. Пришвина (д. Дунино), Государственный мемориально– архитектурный комплекс “Музей–усадьба П.И. Чайковского” (г. Воткинск), мемориальный музей–усадьба С.В.Ковалевской (с. Полибино), Пермский краевой краеведческий музей, Пермская государственная художественная галерея, архитектурно-этнографический музей “Хохловка”, музей современного искусства PERMM, музей истории политических репрессий «Пермь 36», краеведческие, этнографические, заводские музеи Пермского края (Очёр, Нытва, Чусовой, Соликамск, Кунгур, Лысьва и др.)

  • ISTA (Международная школьная театральная ассоциация)

  • Воинская часть «Сокол»

  • Волонтерская организация «Вектор дружбы»

  • Fortrose Academy, Scotland

  • St. Christopher’s School, Kingdom of Bahrain

  • Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского

  • Пермский государственный театр кукол

  • Пермский краевой детский онко-гематологический центр.


2. Состав обучающихся

871 учащихся в 33 классах. Из них: в начальной школе 308 чел. (10 классов), в средней школе 456 человек (18 классов), 105 в старшей школе (4 класса). Основная часть учащихся – мальчики (около 62 %).

Социальная структура контингента учащихся и их семей разнообразна (интеллигенция, служащие, бизнесмены, рабочие и др.).

Большая часть детей проживает в районах, близких к школе (Ленинский, Мотовилихинский), или в Свердловском районе. В связи с изменениями инфраструктуры города в последние годы расширилась география районов, а значит, увеличился приток учащихся из отдаленных микрорайонов Перми: Гайва, Кислотные Дачи, Железнодорожный, Акуловский и др., пригорода, включая коттеджные поселки.

В школе учатся дети из многодетных семей, дети – инвалиды, дети со специальными образовательными нуждами (SEN – Special Educational Needs).

3. Структура управления муниципальным автономным общеобразовательным учреждением ”Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла” г. Перми, органы самоуправления

Примечания к диаграмме:

ЛОВ – лидер Области взаимодействия ЛПО – лидер предметной области

Организационная структура управления образовательной деятельностью школы

Управляющий совет

Административный совет

 ↨

Старостат Педагогический совет

Совет педагогов

одной параллели

Методический совет

Предметная кафедра

  1. Условия осуществления образовательного процесса, в том числе материально-техническая база

Школа предоставляет возможности получения образования в следующих формах: очная, экстернат, обучение на дому. В рамках федерального проекта в целях повышения доступности качественного образования разрабатываются интернет — технологии дистанционного обучения.

Учащимся школы и их родителям предоставляется возможность выбора (кроме общеобразовательных программ) программ углубленного изучения математики, физики, информатики.

Образовательный процесс реализуется в рамках трех ступеней обучения, каждая из которых имеет свою специфику.

На I-ой ступени обучения используются (в качестве базовых) программы “Школа 2100” и «Гармония». Используются игровые методики, информационно-компьютерные технологии, элементы театральной педагогики, коллективные и групповые формы обучения. В качестве пропедевтических курсов идет обучение иностранным языкам, информатике. В последние годы для обеспечения адаптации учащихся среднего звена к программам Международного бакалавриата начато изучение образовательных подходов IB PYP учителями начальной школы. Разработана образовательная программа обучения детей начальных классов в рамках ФГОС 2-го поколения на 2011 – 2015 гг.

Обучение учащихся II-ой ступени характеризуется тем, что с 7 класса учащиеся имеют возможность начать углубленное изучение предметов физико-математического цикла, что обеспечивает им высокие стартовые возможности для поступления на физико-математические, естественно-научные, технические специальности ВУЗов не только Перми, но и других вузов страны, мира. В преподавании математики и физики традиционно используются методы проблемного обучения и тьюторства для работы с одаренными учащимися, осуществляемого студентами-выпускниками школы в разных формах дополнительного образования. В преподавании информационных технологий и физики применяются техники проблемного и разноуровневого обучения, в том числе и дистанционного.

На базе национальных образовательных программ с 5-го класса начато осуществление подходов, используемых в современном международном, а в последние годы и российском образовании: междисциплинарность, социальная практика, коммуникативная компетентность, информационная грамотность, персональный проект - деятельность в рамках программ Организации Международного бакалавриата (International Baccalaureate Middle Years Programme).

III-я ступень обучения характеризуется углублением в предметах физико-математического цикла. Преподавание ведется по государственным, авторским и авторизованным программам. Используются дискуссионные и исследовательские методы, методы проблемного обучения, блочно-модульные системы на уроках истории и биологии, лекционно-зачетная система по ряду предметов естественно-научного цикла, ИКТ и дистанционные технологии.

Уникальность образовательной системы школы связана с реализацией масштабных проектов: выездные физико-математические и компьютерные лагеря; доброхотские отряды, усадебные праздники в музеях – заповедниках А.С.Пушкина, П.И.Чайковского, Д.И.Менделеева, М.М.Пришвина, С.В.Ковалевской и пр.; образовательные сессии по самостоятельно разработанным маршрутам России и странам Европы; сквозные темы, ежегодно дающие образовательное погружение учащихся всей школы в историю и легенды Пермского края, Театральные фестивали школ Международного бакалавриата стран СНГ «Прикамское чудо»; проекты, партнерами в которых выступают Музейные территории, пермские вузы, театры, международные структуры, например, British Geological Survey (Британское геологическое общество) и др.

В прошедшем учебном году продолжалась реализация проекта «Дети на оперной сцене»: вместе с профессионалами Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского в спектакле Римского-Корсакова «Снегурочка» выступило 200 учащихся школы. Новой страницей проекта стали детские симфонические утренники. 19 декабря 2010 года, по случаю Дня рождения школы, 273 ребёнка вышли на сцену театра с пластическим интонированием симфонии В.А. Моцарта № 40 соль-минор, в шумовом оркестре «Детской симфонии» до-мажор Й. Гайдна. Школьный оркестр стал победителем краевого конкурса классической музыки и был удостоен чести 4 июня 2011 года вновь исполнить симфонию Гайдна на Детском симфоническом концерте.

Ребята имеют возможность успешно участвовать в различных интеллектуальных и предметных конкурсах и олимпиадах (Лис, Кенгуру, Енот, Марафон знаний, Полиглот- Плюс и пр.), городских и краевых турнирах юных математиков, в международных турнирах журнала «Квант», математических боях старшеклассников, посвященных памяти Колмогорова, в олимпиадах всех уровней (включая международный) по всем учебным дисциплинам.

Формированию чувства локтя ученика и выпускника школы способствует атмосфера корпоративности, традиция деятельности клубов по интересам, система подготовки и проведения массовых детских мероприятий, стирающая возрастные границы и рамки классных коллективов. Наибольшей значимостью в этом направлении обладают совместные (старосты + классные руководители) проектировочные семинары.

Обучение учащихся ведется в здании, имеющем 4 этажа, и в трехэтажном пристрое. Образовательный процесс обеспечен 21 кабинетом, площадью приблизительно 48-56 кв.м и 11 кабинетами, площадью приблизительно 18 кв.м. Специальное и лабораторное оборудование имеют кабинеты радиоэлектроники, физики, химии, технологии, биологии, ИЗО. Школа оснащена 3 современными комплектами лингафонной техники, 16 комплектами проекционного оборудования, имеются 3 мощных копировальных аппарата, 147 компьютеров, обеспечивающих работу служб школы, 3 –стационарных интернет-класса, 2 мобильных компьютерных класса. Два спортивных зала — большой и малый (баскетбольный и атлетический) и спортивная площадка во дворе обеспечивают работы по здоровьесбережению. Современно оборудованный театральный зал имеет множественное назначение. В школе большая уютная столовая с разнообразной системой питания. Имеется медицинский кабинет.

Образовательные программы обеспечены фондом библиотечно-информационного центра, укомплектованным учебниками на 70-90% в разных параллелях. На русском языке имеются книги и учебники 19323 наименований. Для работы школы по программам Международного бакалавриата приобретена учебная и справочно-энциклопедическая литература на английском — 242 наименования, немецком — 41, других языках — 10, в том числе программные и учебно-методические материалы на CD, DVD и аудиокассетах. Библиотека оснащена современным технологическим оборудованием, локальной Интернет-сетью.

Школа имеет единую локальную сеть с точками Wi-Fi-доступа в Интернет.

План ремонтных работ МАОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина»

на лето 2011 года

Направление деятельности

Ориентировочная стоимость (рубли)

Исполнитель

Источники финансирования

Сроки

1

1 этаж: очистка и ремонт системы отопления

9856,25

Элком – сервис

Бюджет ФМО

02.06.2011 по

31.08.2011

2

Ремонт технологического оборудования каб.13,15

6000/4500

ООО «Вектор»

Бюджет ФМО

27.06.2011 по

31.07.2011

3

Установка тепловой завесы в тамбуре

16 000

ООО «Вектор»

Бюджет ФМО

27.06.2011 по

31.07.2011

4

Опрессовка и очистка бойлера

17034, 46

Элком – сервис

Бюджет ФМО

02.06.2011 по

31.08.2011

5

Ремонт системы отопления в спортзале

135027, 72

Элком – сервис

Бюджет ФМО

02.06.2011 по

31.08.2011

6

Ремонт системы отопления на чердаке

83268, 78

Элком – сервис

Бюджет ФМО

02.06.2011 по

31.08.2011

7

Покраска коридоров, лестничных проёмов всего здания школы

826077, 89

ООО «Вектор»

Бюджет ФМО

27.06.2011 по

31.07.2011

8

Ремонт спортзала (потолок, окно, крыша)

159 000

ООО Строительная компания

«Русский проект»

Бюджет ФМО

22.07.2011по

04.08.2011

9

Косметический ремонт нового корпуса, столовой, оздоровительного центра

80 520, 18

ООО «Вектор»

Бюджет ФМО

27.06.2011 по

31.07.2011

10

Ремонт кабинета 37 (стены, электричество, потолок)

5800

ООО «Вектор»

Бюджет ФМО

27.06.2011 по

31.07.2011

11

Заправка и приобретение огнетушителей, испытание пожарного крана

5595

4200

ООО «Пожарный мастер»

Бюджет ФМО

20.07.2011 по

04.08.2011

12

Замеры сопротивления изоляции цепи

23 624, 67

Испытательная электролаборатория

Бюджет ФМО

08.06.2011 г

13

Ремонт канализации

124 000

ООО Строительная компания

«Русский проект»

Бюджет ФМО

11.07.2011 по

04.08.2011

14

Ремонт туалета

290 000

ООО «Вектор»

Бюджет ФМО

27.06.2011 по

31.07.2011

15

Ремонт лестниц

12 000

ООО «Промвентилляция»

Бюджет ФМО

11.07.2011 по

20.07.2011

5. Учебный план образовательного учреждения. Режим обучения

Режим работы школы:

Учебные занятия проводятся в 2 смены

- первая смена с 8.30 (20-минутная интервал-перемена для обеда после 3 и 4 уроков); обучались 17 классов, 471 человек

- вторая смена с 14.30 (15-минутная интервал-перемена для обеда после 2 и 3 уроков); обучались всего 15 классов, 400 человек.

В школе триместровое (логика деления по триместрам задана системой критериального оценивания) обучение, предполагающее наличие каникул внутри и после каждого из триместров, а так же наличие дополнительных Пушкинских каникул в конце февраля.

1 триместр 01.09.2010 – 30.11.2010 (78 дней)

Каникулы: 03.11.2010- 07.11.2010, 29.11.2010 – 30.11.2010 (7 дней)

2 триместр

01.12.2010 – 26.02.2011 (76 дней)

Каникулы: 30.12.2010- 09.01.2011, 19.02.2011 – 23.02.2011 (16 дней)

3 триместр

28.02.2011 – 31.05.2011 ( 80 дней)

Каникулы: 25.03.2011- 31.03.2011 (7 дней)

Учебный план (см. отдельно).

6. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Педагогический состав – 60 человек

Высшая категория 37 человека, первая категория 15 человек, вторая категория 7 человек.

Имеют степень:

кандидат наук - 1 человек (Бабушкин В.М.)

Имеют почетное звание:

Заслуженный учитель РФ – 2 человека (Воронина Н.П., Одинцова Г.А.)

Почётный работник общего образования России, Отличник народного просвещения – Белёва Л.В, Олехова В.П., Филимонова Л.Г., Занина Е.Л., Зубкова Е.М., Шевченко С.П., Дьчкова С.Ю., Сухинин И.В., Мехоношина Л.В., Краснопёрова Г.А., Курдина Н.А., Фёдорова Л.Н., Шульгина Г.М., Вязьмина О.Н., Яковлева О.В.

Лауреаты Государственной национальной премии ”Культурное наследие” – Курдина Н.А., директор школы, Яковлева О.В., зам. директора, Окулова О.В., преподаватель русского языка и литературы, руководитель доброхотского центра.

Награждены медалями:

Медаль Пушкина – Окулова О.В.

Медаль Эйлера - Одинцова Г.А., Вязьмина О.Н.

Лауреаты премии «Лучшие учителя России»: Бабушкин В.М., Вязьмина О.Н., Гладков О.П., Занина Е.Л., Колесниченко Л. И., Курдина Н.А., Одинцова Г.А., Окулова О.В., Шульгина Г.М.

Директор школы Курдина Наталия Анатольевна (преподаватель истории): Отличник народного просвещения СССР, Лауреат премии Лучший учитель года 2007, Лауреат Строгановской премии пермского землячества в номинации ”За выдающиеся достижения в общественно-политической жизни”, Лауреат Государственной национальной премии ”Культурное наследие”, награждена медалью Пушкина.

Моложе 40 лет – 25 % педагогического коллектива.

Школа укомплектована кадрами на 96 %.

7.Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения (основные данные по получаемому бюджетному финансированию, привлеченным внебюджетным средствам, основным направлениям их расходования)

Статья

Классификация расходов бюджета РФ (коды)

В том числе (в рублях)

КВСР

КЦСР

КВР

КОСГУ

Доп.КУ

Доп.КИ

Доп.КР

2010-2011 уч.г.

Расходы, всего

930

301

10000

В том числе

Расходы

200

10000

00

31002017

Оплата труда и начисления на оплату труда

210

00

20990783

Заработная плата, за исключением зарплаты по выборным муниципальныи должностям и муниципальным служащим

5210211

5210224

4219902

001

005

001

211

211

211

30

30

30

15768954

951704

401724

Методлитература

5210211

001

212

02

77800

Суточные

212

03

2875

Прочие выплаты

5210211

001

212

31

1451

Начисления на оплату труда

5210211

4219902

5210224

001

005

005

213

213

213

00

00

00

3569215

78143

221043

Приобретение услуг

220

00

0

Услуги связи

4219902

5210211

001

009

221

00

106542

88140

0

Транспортные услуги

222

0

Отопление, горячее водоснабжение

4219902

223

04

696508

Потребление газа

223

05

0

Электроэнергия

4219902

223

06

726943

Водоснабжение, водоотведение, ассенизация

4219902

223

07

133867

Арендная плата за пользование имуществом

224

00

0

Услуги по содержанию имущества, ремонт

4219902

5210211

001

001

225

225

00

00

2065713

3093000

Прочие услуги

4219902

001

226

33

801373

Прочие расходы

4219902

001

290

35

37951

Налог на имущество

4219902

001

290

19

203859

Земельный налог

4219902

001

290

20

1381298

Транспортный налог

290

21

0

Пособие по социальной помощи населению

262

Обеспечение одеждой фонд всеобуча

5055308

005

262

10

7999

Бесплатное питание многодетные-фонд всеобуча

5055308

005

262

11

27950

Бесплатное питание малообеспеченные-фонд всеобуча

5055309

005

262

11

25885

Поступление нефинансовых активов

300

00

Увеличение стоимости основных средств за исключением строительства, реконструкции и модернизации объектов

5210211

227963

001

001

310

310

36

37

156684

127392

Увеличение стоимости материальных запасов

501534

5210211

340

37

203004

45000

Котельное топливо

340

16

0

Печное топливо

340

17

0

Продукты питания

340

37.930.00.0.3001

ИТОГО РАСХОДОВ

800

00

31002017

8. Результаты образовательной деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки

Результаты выпускных экзаменов

11 классы: 49 выпускников. Сдали ЕГЭ (Единый государственный экзамен)

Математика: все, средний балл по школе 75,0.

Русский язык: все, средний балл по школе 73,9.

Физика: 29 чел., средний балл по школе 69,3. На 100 баллов – Паньков А., Новиков А.

Обществознание: 14 чел, средний балл по школе 72,6.

Английский язык:: 8 чел, средний балл по школе 75,5.

География: 1 чел., средний балл по школе 100. На 100 баллов – Харитонов Д.

Химия: 2 чел, средний балл по школе 79,0.

Биология: 2 чел, средний балл по школе 80,5.

История: 6 чел., средний балл по школе 81,2. На 100 баллов – Шестакова Кс.

Информатика: 15 чел., средний балл по школе 80,0.

9 классы: 84 ученика. Участвовали в ГИА (Государственная итоговая аттестация)

Математика: все, кол-во на 5 и 4 –соответственно 90,5 % и 8,3 %. Средний балл по школе по 5-бальной шкале – 4,89

Русский язык: все, кол-во на 5 и 4 –соответственно 31,0 % и 57,1 %. Средний балл по школе по 5-бальной шкале – 4,15

Физика: 81 чел., кол-во на 5 и 4 –соответственно 52,0 % и 43,0 %. Средний балл по школе по 5-бальной шкале – 4,47.

Результаты регионального мониторинга качества знаний в 7-х классах

  • По математике доля учащихся, показавших уровень высокий и выше среднего – 91,37%

  • По русскому языку доля учащихся, показавших уровень высокий и выше среднего - 44,3 %.

Победители и призёры заключительного этапа Всероссийских олимпиад школьников 2011 года:

  • Алексей Гордеев (10 класс) – победитель олимпиады по информатике

  • Белоногов Иван (9 класс) – призёр олимпиады по информатике

  • Кирилл Симонов (10 класс) – призёр олимпиады по информатике

  • Лизунов Михаил (10 класс) – призёр олимпиады по информатике

  • Паньков Александр (11 класс) - призёр олимпиады по физике

  • Харитонов Даниил (11 класс) – победитель олимпиады по географии

Победители и призёры регионального этапа Всероссийских олимпиад школьников 2011 года:

  • Сарбитова Екатерина (9 класс) – призер олимпиады по обществознанию

  • Маркграф Олег (9 класс) – призер олимпиады по английскому языку

Победители Краевого турнира юных математиков: команды учащихся 6 – 8 классов в Старшей высшей лиге и Младшей высшей лиге.

Победители во втором конкурсе «Открытие. Пермский край»: 2 проспекта на русском и английском языках - «Пермский дворик. Виктор Михайлович Орешников», «Александр Петрович Орлов. Из истории землетрясений»

Итоги деятельности школы за 2010-2011 учебный год:

- школа входит в “десятку” лучших общеобразовательных учреждений Перми (по системе рейтингования Департамента образования города).

Осуществлены следующие проекты:

- образовательные сессии,

- участие в конференциях российского и международного уровня,

- IX Театральный фестиваль школ Международного бакалавриата стран СНГ «Прикамское чудо»,

- ХХV Пушкинский бал,

- ХХIX школьный чемпионат по баскетболу (более 250 участников - учащихся с 5 по 11 класс школы),

- доброхотский труд на музейных территориях России,

- участие в театральных фестивалях Международной школьной театральной ассоциации,

- «Дети на оперной сцене», совместный проект с Пермским академическим театром оперы и балета им. П.И. Чайковского,

- началась работа школы творческого развития личности (руководитель проекта – К.Ю. Хабенский),

- состоялось участие группы школьников и учителей в реализации проекта ГТРК – 7 «Пермский край: есть чем гордиться» (участие в съёмках фильма-провокации «Пермь – соляная столица мира»),

- присвоение школе статуса Центра инновационного опыта Пермского края по итогам участия в конкурсе с проектом «Пермская биеннале «Математика и Искусство»,

- в книгу Почета работников образования города Перми (сентябрь 2010 года) занесена учитель информатики Шульгина Галина Михайловна.

Публикации о школе (фрагментарно)

  • XXV Пушкинский Бал /news/news_more/?id=16940

  • 25.02.2011 Участие в учебе ISTA /news/news_more/?id=16966

  • 02.03.2011 Участие в фестивале английской песни

/news/news_more/?id=16995

  • 23.03.2011 Участие в Международной конференции по вопросам служения обществу

/news/news_more/?id=17110

  • 24.03.2011 О театральном фестивале «Прикамское чудо – 2011»

/news/news_more/?id=17120

  • 18.04.2011 О проекте Константина Хабенского

http://www./news/news_more/?id=17282

  • 25.04.2011 Об учебе по предмету Театр для MYP Years 1-3, организованной ISTA

http://www.perm.ru/news/news_more/?id=17336

  • 18.05.2011 О поступлении в United World College учеников 11-го класса Баженова Артема и Мельниковой Юлии

/news/news_more/?id=17466

  • 06.05.2011 В Пермском крае станет больше кислорода. 14 мая 2011 года в Национальный День посадки леса состоится закладка школьного питомника лиственниц учащимися школы № 9 им. А.С.Пушкина г.Перми на Липовой горе, на базе Учебно-научного Центра кафедры плодоовощеводства Пермской сельхозакадемии им. Д.Н.Прянишникова.

http:// /index.cfm?page=871&da..

  • НОВЫЙ КОМПАНЬОН №19 (650) от 07.06.2011 «Физико-математическая школа утончённости». Светлана Ивашкевич

  • IB как философия служения обществу. – Интервью Н.А. Курдиной. – Ж-л «Управление школой» № 7, 2011 г., сс. 16-18

  • IB Learner Profile (ученический проект). – Постер А. Краснопёровой, И. Поляковой. – Ж-л «Управление школой» № 7, 2011 г., сс. 16-18

  • Информационно-методический журнал «Национальный проект «Образование», № 2, 2011. Серия публикаций учителей Т.К. Каменевой, С.А. Утятниковой, Н.П. Тайфёровой

  • Дерево молодости. Живой посланник пермского периода/ Сост. Н.А. Курдина, Т.К. Каменева. – Пермь, ООО «ПК «Астер», 2011. – 120 с. с илл., увел. стекл.

9. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья

Школа имеет несколько направлений в здоровьесберегающей деятельности:

- сопровождение учебного процесса врачом (работают врач (по совместительству) и фельдшер);

- обеспечение всех кабинетов, классных руководителей аптечками;

- традиционные оздоровительные мероприятия школы (баскетбольные турниры, Пушкинская верста, Веселые старты, поездки, походы, экскурсии, Дни здоровья);

- волонтерское (доброхотское) движение, предполагающее спартанский стиль жизни в поездке, что обеспечивает закалку, выносливость, развитие физических навыков, психоустойчивость;

- просветительская работа, осуществляемая на классных часах, уроках здоровья силами социального педагога, классных руководителей, специалистов разного профиля (например, врача-нарколога, венеролога, терапевта и т.д.).

В школе организуется и проводится ежегодный медицинский осмотр всех учащихся.

Школьники 10-12 лет (4-6 классы) и подростки (9-11 классы) осматриваются бригадой узких специалистов (окулист, хирург, эндокринолог, лор, ортопед, стоматолог, невропатолог и для девочек - гинеколог). Юноши проходят обследование ЭКГ. Лабораторные обследования проводят специалисты поликлиники. С 15 лет учащиеся проходят флюорографическое обследование.

74, 7 % детей имеют 1 и 2-ю группы здоровья; 25,3 % подготовительную группу.

С целью поддержания здорового образа жизни открыт оздоровительный центр.

Для лекционной работы в школе приглашаются специалисты из числа родителей учащихся и специалисты из разных лечебно-профилактических учреждений. Выпускаются стенгазеты в виде электронного фотоальбома на темы «Сохранение здоровья», в зависимости от возраста и интересов детей.

Профилактика здорового образа жизни, культуры тела, экологии душевного состояния является одним из приоритетных направлений деятельности коллектива учителей. Немаловажен и личный пример: при приеме на работу в школу учитывается, насколько позитивно мироощущение педагога, высока готовность вести учебную и внеклассную деятельность в данном направлении.

10. Организация питания

Организация питания осуществляется обществом с ограниченной ответственностью «ЛеМаС». Директор Лебедева Марина Степановна (техник-технолог приготовления пищи, мастер-повар) сотрудничает со школой с 1987 года. ООО «ЛеМаС» имеет добровольную сертификацию на услугу питания столовой, организацию рационального комплексного питания.

Питание организовано в две смены. Общее количество детей, охваченных организованным горячим питанием, составляет 660 человек (около 76 % всех обучающихся). В школьной столовой организована продажа ассортимента продуктов, разрешенных для реализации в учебных заведениях, в том числе, горячих блюд на раздаче. Дети имеют возможность комплектовать завтрак и обед по своему вкусу и самочувствию.

В столовой предлагается 7 вариантов завтраков и обедов:

1 вариант:завтрак «Крепыш» для детей 7-10 лет, который состоит из горячего мясного, или рыбного, или молочного блюда, гарнира, салата или подгарнировки, горячего напитка или компота, хлеба;

2 вариант:завтрак «Лакомка» для детей 11-17 лет, в состав которого входит горячее второе блюдо, гарнир, напиток, хлеб, выпечка;

3 вариант:обед «Обжорка» состоящий из первого блюда, горячего второго блюда, гарнира, салата или подгарнировки, напитка, хлеба, выпечки;

4 вариант:завтрак «Юниор» состоящий из салата или подгарнировки, горячего второго блюда, напитка, хлеба;

5 вариант:комплекс «Гурман», состоящий из холодной закуски, второго натурального горячего блюда, гарнира, напитка, хлеба, выпечки;

6 вариант:завтрак «Здоровье», состоящий из каши молочной с маслом, или запеканки творожной или овощной, или омлета, напитка, хлеба, фрукта;

7 вариант:завтрак «Фруктовый», состоящий их фрукта или фруктового салата и сока.

Кроме вышеперечисленных комплексов предлагается 2-х разовое питание, соответствующее всем требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08, согласованное с Роспотребнадзором Пермского края. Это 2-х разовое питание разработано с учетом необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона школьника, дифференцированного по возрастным группам.

При разработке меню учитывается фактор интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся, поэтому в меню есть напитки, обогащенные микронутриентами («Золотой шар», витаминизированные кисели); при приготовлении выпечки используется улучшитель теста с витаминами «Колосок»; проводится С-витаминизация третьих блюд согласно инструкции. Услугами питания пользуются школьники, преподаватели, технический состав. Каждый год столовая принимает участников ежегодного Театрального фестиваля школ международного бакалавриата стран СНГ «Прикамское чудо».

ООО «ЛеМаС» совместно с другими организаторами школьного питания школ Свердловского района города Перми входит в состав некоммерческого партнерства «Лидер», директором которого является Лебедева М.С. Для оптимизации расходов в штате НП «Лидер» работает профессиональный калькулятор с большим опытом работы. Имеется программное обеспечение «АРМ-Калькуляция», которое дает возможность вести контроль за рационом питания школьника, отслеживать выполнение суточной потребности в белках, жирах, углеводах, калорийности, витаминах, микроэлементах; вести накопительные ведомости контроля за рационом питания; анализ выполнения суточных норм по возрастным категориям. На базе НП «Лидер» создан и успешно работает «Комбинат школьного питания Свердловского района г.Перми», выпускающий полуфабрикаты высокой степени готовности.

Персонал столовой регулярно участвует в конкурсах кулинарного мастерства работников школьного питания. Режим работы столовой: с 10 до 16 часов с обеденным перерывом с 13 до 14 часов. Выходной день – воскресенье.

11. Обеспечение безопасности

Школа сотрудничает с ГУ ОВО при УВД Свердловского района г. Перми (договор № 61 от 1 января 2007 года). Договор предполагает обслуживание кнопки тревожной сигнализации с целью пресечения очевидных правонарушений и преступлений.

Фейс-контроль на входе в школу осуществляют охранники, сотрудничающие со школой по договору. Их особенность – знание в лицо не только каждого ребёнка и сотрудника школы, но и многих из родителей. Органы УВД, неоднократно применявшие методы контроля деятельности охраны школы, не только не имеют к охранникам претензий, но обращаются к руководству школы о поощрении их за бдительность.

Регулярно проводятся инструктажи и тренировки (не менее 2-х раз в год) по обеспечению безопасности для учителей и учеников школы, о чем делаются отметки в соответствующем журнале.

При выезде детей за пределы города, края, а также при передвижении группами в пределах Перми осуществляется стандартная процедура мероприятий (внутренний инструктаж, оповещение ГАИ, если выезд связан с передвижением на автобусе, подготовка аптечки и так далее).

Оборудование школы соответствует нормам пожарной безопасности. Функционируют автоматическая пожарная сигнализация (АПС), система оповещения в случае опасности (ОПС). Смонтированы камеры видеонаблюдения с выходом на общий монитор – часть общегородской системы безопасности.

Завершены работы по сооружению ограждению здания и прилегающей территории.

12. Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ОУ, условия и порядок их предоставления

Все обучающиеся имеют возможность реализовать свои способности, участвуя в работе любого из центров или кружков.

В школе работают:

  • Доброхотский центр (волонтерское движение)

  • Школьный музей

  • Пушкинский центр

  • Научное общество учащихся

  • Баскетбольный клуб

Кружки, работающие в школе, охватывают широкий круг направлений:

№ п/п

Направления доп. образования

Кружки, студии, объединения, секции

1

Физкультурно-спортивное

Баскетбольный клуб

2

Художественно-эстетическое

Вокальный кружок

Театральная студия

Кружок художественного творчества

Танцевальный кружок

Хор

3

Научно-техническое

НОУ учащихся

Заочная школа дистанционного обучения

Решение нестандартных и олимпиадных задач по физике, математике

Занимательная физика

Программирование на языке «С++»

Компьютерная графика и анимация

4

Подготовка детей к школе

группы

5

Естественно-научное

Математика и конструирование

Информатика в играх и задачах

За страницами учебника истории, географии

6

Туристско-краеведческое

Краеведение

История школы

7

Культурологическое

Риторика

История естествознания

Happy English

8

Социально-педагогические

Развивающие игры

Развитие познавательных способностей

Курсы профориентационной направленности

9

Эколого-биологическое

Многообразие органического мира

10

Коррекция речи

Логопедические занятия

11

Обучение 2-му иностранному языку

Кружки немецкого, французского, японского языков

Школа оказывает также дополнительные платные образовательные услуги по направлениям:

Подготовка детей к школе (для дошкольников 5 и 6 лет)

Коррекция речи

Спецкурсы по предметам: русский язык, математика, химия, физика, информатика

Дополнительное образование создает оптимальные условия для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся.

  1. Социальная активность и социальное партнёрство

Являясь некоммерческим партнёром, школа сотрудничает со следующими организациями:

- Ассоциация школ Международного бакалавриата стран СНГ,

школа №9 - член ассоциации с апреля

2009 года

- Ассоциация культуротворческих школ России

школа №9 член ассоциации c мая 2008 года

- Международная школьная театральная ассоциация (International School Theatre Association)

школа №9 член ассоциации c июня 2008 года

14.Основные сохраняющиеся проблемы общеобразовательного учреждения (в том числе, не решенные в отчётном году)

1. Высокий спрос на школу не предоставляет возможности для сокращения

ученического контингента с целью приведения к норме численной наполняемости

классов.

2. Не достигнуто 100 %-ное исполнение требований БУП - 2004 (в частности,

в учебные планы не всех классов введён 3-й час физической культуры).

3. Низок показатель «Качество знаний» на этапе промежуточного оценивания (по

итогам триместров) в 5 – 10 классах.

4. Требует повышения уровень заработной платы учителя.

5. Не организованы в должной степени работы по авторизации школы по программе IB

DP.

6.Не завершена работа, вытекающая из рекомендаций авторизационной команды IB

MYP.

7. Остановились динамичное пополнение и модернизация базы учебно-методического

оборудования (требуется приобретение комплекта робототехники для кабинетов

физики, необходимы новые поступления в фонд библиотечно-информационного

центра, в том числе, на иностранных языках; требуется приобретение

разноуровневой (по ростовке) ученической мебели).

8. Необходим поиск новых конструктивных форм сотрудничества семьи и школы.

9. Необходимы формы более эффективной работы (в том числе, наставнической)

с молодыми специалистами.

10. Требуется оптимизация финансовых расходов для проведения работ

по аутсорсингу (outsourcing).

15. Основные направления ближайшего (на год, следующий за отчётным) развития образовательного учреждения

Основные вехи деятельности школьного сообщества

в 2011/2012 учебном году

Сентябрь

2011

1 октября 2011

Октябрь

2011

19 октября

2011

Ноябрь 2011

Ноябрь-декабрь 2011

20-30 ноября 2011

14 декабря

2011

Январь 2012

Январь-март

2012

27 февраля 2012

29 февраля, 1 марта 2011

Март 2012

22-28 марта 2012

Апрель

2012

Май 2012

Июнь-август

2012

- День знаний

- Неделя погружения в MYP (Years 1,2,3,4,5)

- Участие в научно-практической конференции ПГУ «170 лет открытия Пермской системы»

- Участие во второй Детской палеонтологической конференции (Пермский краевой музей)

- Литературная образовательная сессия

- Образовательная сессия в Шотландию

- Образовательная сессия учителей в Поленово

- Туристические походы

- Общий классный час, посвященный истории школы

- Школьные олимпиады

- Городской турнир юных математиков

- Городской турнир юных физиков

- Старт XXX школьного чемпионата по баскетболу

- День Царскосельского лицея. День рождения М.А. Осоргина

- Литературный интеллектуальный турнир

- Пушкинская верста

- Сбор доброхотов

- Посвящение первоклассников в ФМШата

- II Малые Астафьевские чтения

- Краевой турнир юных математиков

- Муниципальный этап Всероссийской многопредметной олимпиады школьников

- Международный турнир старшеклассников «Кубок памяти А.Н. Колмогорова»

- Образовательная сессия «Итальянский дворик и др.» (Италия)

- «Любимый день рождения школы»

- Зимние профильные лагеря

- Рождественский лагерь английского языка

- Лагерь «Мастерилка»

- Региональный этап Всероссийской многопредметной олимпиады школьников

- Защита девятиклассниками (MYP Year 5) РР (A Personal Project)

- Участие делегации школы в фестивале ISTA (Мюнхен)

- Свеча памяти А.С.Пушкина

- XXVI Пушкинский бал

- Проект «Дети на оперной сцене»: участие в опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (4-8 классы)

- Участие делегации школы в фестивале ISTA (Стамбул)

- Уральский турнир юных математиков

- Весенняя олимпиада по математике для учащихся 5-7 классов г. Перми

- Весенняя компьютерная школа

- C&S Learner Conference

- День поэзии

- X театральный фестиваль «Прикамское чудо»

- III Татищевская ассамблея. Пермская биеннале «Математика и искусство»

- Участие в 3-м конкурсе Национального исследовательского университета ПГТУ «Открытие. Пермский край»

- Весенняя олимпиада по математике для четвероклассников г. Перми

- Праздник «За честь школы»

- Школьная весна

- Праздник Последнего звонка

- Летние школьные профильные лагеря

- Математическая образовательная сессия в Грецию (Афины, остров Самос)

- Походы и сплавы

- Доброхотские отряды

Сквозная тема 2011/12 учебного года: Пермский дворик

Режим работы школы в 2011-2012 учебном году

I триместр(11,5 недель)

1 сентября – 24 ноября 2011 г.

Осенние каникулы (5 дней) 2 – 6 ноября 2011 г.

(3 дня) 25 – 27 ноября 2011 г.

II триместр (11 недель)

28 ноября 2011 г. - 22 февраля 2012 г.

Рождественские каникулы (10 дней) 30 декабря 2011 г. – 9 января 2012 г.

Пушкинские каникулы (5 дней) 23 февраля 2012 г. – 27 февраля 2012 г.

III триместр (11 недель)

28 февраля 2012 г. – 25 мая 2012 г.

Весенние каникулы (7 дней) 23 марта – 29 марта 2012 г.

Аттестационная неделя (4 дня) 28 мая – 31 мая 2012 г.

История школы №9 в датах

ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ 2011-2012 учебного года

2011 г. – 95 лет назад - 1916 год – 1 октября в здании Кирилло-Мефодиевского училища прочитана 1-ая лекция по физиологии товарищем министра просвещения России г-ном Шевяковым в 1-ом на Урале университете

2011 г. – 90 лет назад - в 1921 г. школе имени III Интернационала присвоен № 9.

2012 г.- 90 лет назад - 1922 год – школа стала семилеткой № 9

2012 г. – 80 лет назад - 1932 год – школа № 9 – средняя образцовая школа – десятилетка

2012 г.- 75 лет назад - 1937 год – 13 февраля – Пермский горсовет присвоил имя А.С.Пушкина средней школе № 9

2012 г. – 75 лет назад – в феврале 1937 г. школу посетил Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов

2011г. - 70 лет назад - 10 октября 1941 – декабрь 1943 гг. – в здании по Комсомольскому пр.,45 размещен эвакуационный госпиталь № 2573

2011-2012 гг. – 50 лет назад - 1951 – 1952 гг. – переезд в новое здание – Комсомольский проспект, 45

2011 г. – 40 лет назад - 1971 год – в школе открыт музей

2011 г. – 30 лет назад в 1981 году прошел первый чемпионат школы по баскетболу.

2011 г. – 25 лет назад - 1986 год – открыт первый компьютерный класс

2012 г. – 10 лет назад – 2002 г. - прошел 1-ыйтеатральный фестиваль школ МБ “Прикамское чудо”

2011 г. – 10 лет назад – в 2001 году Пушкинский центр школы отмечен Грантом Пермской городской администрации как победитель городского конкурса социально значимых проектов в номинации «Возродим народные традиции» за проект «Пушкинские балы». Работа над проектом началась 15 сентября 1999 года на совместном заседании Совета школы (председатель Крюкова Елена Аркадьевна) и Пушкинского центра (руководитель Дробышева Людмила Ивановна). Проект дал начало движению проектирования социальных инициатив граждан в Пермской области и РФ. В феврале 2011 года прошёл XXV-й Пушкинский бал.

2012 г. – 5 лет назад - 25 апреля 2007 года за организацию и развитие доброхотского движения на территории 24 музейных образований творческий коллектив учителей МОУ «СОШ № 9 им.А.С. Пушкина»: Курдина Наталия Анатольевна – директор школы, руководитель доброхотских отрядов; Окулова Ольга Владиславовна – учитель русского языка и литературы, руководитель доброхотского центра школы; Яковлева Ольга Васильевна – учитель английского языка, педагог-организатор удостоены Национальной премии «Культурное наследие» (из экспертных заключений: Наиболее ранний и последовательный пример волонтерской деятельности с обширной географией поездок. Активный PR, умение привлекать денежные средства для доброхотской деятельности (проезд и питание). Особо социально значимо создание Центра доброхотского движения в Приволжском федеральном округе).

16. Приложения к Публичному докладу

16.1 Аннотация к инновационной образовательной программе муниципального автономного общеобразовательного учреждения ";Средняя общеобразовательная школа № 9 имени А. С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла"; города Перми (январь 2011 года)

Концептуальной основой программы являются принципы и методы образовательной системы Международного бакалавриата и физико-математического образования в классах (школах) с углубленным изучением предметов физико-математического цикла.

С 1968 г. школа реализует целостную образовательную программу углубленного изучения предметов физико – математического цикла (свидетельство о государственной аккредитации от 23 июня 2009 г. № 184).

С 2007 г. школа стала участником проекта правительства Пермского края «Создание системы Международного бакалавриата», в 2009 г. – ведомственной целевой программы администрации г. Перми «Создание образовательных учреждений нового вида».

Зона ответственности школы – программа средней ступени обучения IBO – Middle Years Programme.

I. Цели и задачи, отражающие направленность на реализацию стратегии развития Пермского края

Инновационная образовательная программа создает условия для решения следующих задач образовательного учреждения:

  • реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • реализация программ углубленного изучения предметов физико-математического цикла в VII – XI классах, создание условий для развития физико-математических способностей учащихся, предоставление возможности профессионального самоопределения в области физико-математических и технических специальностей;

  • реализация программы международного бакалавриата в V – IX классах;

  • расширенное изучение иностранных языков, знание которых является необходимым условием межнационального общения;

  • развитие разносторонних способностей учащихся, гармоничного развития их личности.

II. Содержание инновационной деятельности учреждения

Учебный план MYP включает 8 предметных групп: язык А – русский язык, язык В – английский язык (продвинутый уровень), математика, гуманитарные науки, естественные науки, физическая культура, искусство, технология. Все предметные группы объединены областями взаимодействия (подходы к учению, общество и служение, человек-творец, среды, здоровье и социальное образование), смысл которых – обеспечение целостности образования на основе выделения фундаментальных ценностей человеческой деятельности.

Количество часов инвариантной части учебного плана ОУ соответствует количеству учебных часов на изучение учебных предметов государственного стандарта общего образования с I по XI классы.

Часы вариативной части учебного плана используются для углубленного изучения предметов физико – математического цикла, реализации The Middle Years International Baccalaureate Programme (IB MYP).

Английский язык изучается со II класса как язык международного общения и универсальный язык современной компьютерной техники. В соответствии с рекомендациями IBO для более продуктивной реализации программы международного бакалавриата (IB MYP) увеличено количество часов на изучение иностранного языка в V – VI (MYP Years 1 - 2) классах на 1 час. Кроме этого, в 5 – 9 классах вводятся предметы на английском языке: «Театр», «Естествознание», «Страноведение», «Информационные технологии», «Иностранная литература».

Современный уровень развития общества, высокие стандарты технологической компетентности, предъявляемые студентам программы MYP, предполагают свободное владение информационными компьютерными технологиями, поэтому с V по VII классы в предмете «Технология» выделен учебный модуль «Информационные технологии», на котором рассматриваются вопросы хранения и передачи информации, формируются навыки работы с таблицами, презентациями, графическим и текстовым редакторами и т.п. Увеличено количество часов на изучение данного модуля в V классе на 1 час из вариативной части. Обязательность изучения информационных технологий в V – VII классах предусмотрена также IB MYP.

В соответствии с требованиями IBO и с целью осуществления преемственности между ступенями обучения в VIII и IX классах продолжается изучение предмета «Искусство».

Завершая программу, студент MYP защищает полезный обществу Персональный проект, представляющий собой продукт учебной деятельности, отражающий собственные интересы ученика. Подготовка к защите персонального проекта осуществляется в рамках организованной с 5 класса (MYP Years 1) школьной проектной деятельности, включающей 3-х частную проектную студента работу над общешкольным проектом в рамках сквозной темы, над междисциплинарным проектом, реализуемым на уроке, над индивидуальным учебно-исследовательским проектом.

Система оценивания, принятая в классах MYP, называется критериальной. Присутствие такой системы – обязательное и жёсткое условие IBO, выдвигаемое перед школами, авторизованными в MYP. Достижения школьников – студентов MYP, оцениваются на основе критериев, в которых выражены цели образования и навыки, необходимые для успешного освоения предмета.

III. Механизмы достижения результатов российского и международного уровней, подтверждающие данные

В течение многих лет школа входит в число лидеров среди школ города Пермь по итогам государственной итоговой аттестации, итогам мониторинга качества образования. Ежегодно доля выпускников школы, продолжающих обучение в Высшей школе, превышает 90%. По итогам ЕГЭ 2010 года 22 из 48 выпускников 11 классов набрали 225 баллов и получили возможность участвовать в проекте губернатора Пермского края по поддержке студентов, имеющих высокий академический результат.

Итоги ЕГЭ по обязательным предметам(в баллах из 100 возможных)

2007-2008

2008-2009

2009-2010

русский

математика

русский

математика

русский

математика

Школа №9

68,18

64,75

69,51

68,96

70,40

74,14

Пермь

59,40

44,34

60,92

45,68

61,85

44,85

Пермский край

57,50

42,50

59,01

44,84

59,90

43,00

РФ

55,4

38,1

57,2

44,1

58,00

43,70

Превышение показателей ПК

10,68

22,25

10,50

24,12

10,50

31,14

Превышение показателей РФ

12,78

26,65

12,31

24,86

12,40

30,44

Итоги экзаменов в 9 классах по обязательным предметам(в баллах из 100 возможных)

2009-2010

русский

математика

Школа №9

78,35

83,18

Пермь

52,77

72,03

Пермский край

69,37

47,09

Из таблицы видно, что результаты школы значительно превышают результаты города, Пермского края и РФ в целом.

Результаты участия школы в предметных олимпиадах

Участие школьников в предметных олимпиадах и творческих конкурсах - одно из приоритетных направлений образовательной программы школы. В таблице ниже приведены данные по результативности участия учеников школы в предметных олимпиадах. Следует отметить, что с началом реализации в школе программ MYP в школе достигнуты и первые победы в олимпиадах по иностранным языкам и социально-экономическим дисциплинам.

2008 - 2009

2009 - 2010

2010 - 2011

Участники школьного тура без учета повторений на одного ребенка

2815

2833

2838

Участники муниципального тура без учета повторений на одного ребенка

588

591

593

Участники регионального тура без учета повторений

81

73

75

Победители и призеры регионального тура без учета повторений

22

24

28

Участники Всероссийской олимпиады без учета повторений

5

11

9

Победители и призеры Всероссийской олимпиады без учета повторений

3

4

Данные результаты достигнуты в ходе систематической работы педагогического коллектива и являются итогом организации образовательного процесса в целом. Условиями достижения этих результатов являются: 1) адекватный набор образовательных и предметных программ учреждения; 2) система оценки качества образования, принятая в школе (использование критериального оценивания, мониторинг качества образования, промежуточная и итоговая аттестации); 3) корректировка учебных программ непрофильных предметов в соответствии со спецификой школы; 4) система внеурочной работы, направленная на развитие творческого потенциала учащихся (организация индивидуальных и факультативных занятий, организация предметных конкурсов и состязаний внутри школы, участие в интеллектуальных, творческих состязаниях вне школы).

Значимые социальные проекты, реализованные школой

  • Театральный фестиваль школ Международного бакалавриата стран СНГ «Прикамское чудо» (проведены 8 фестивалей. Участники - школьники Перми, Москвы, Красноярска, Самары, Армении, Шотландии, Бахрейна. Ежегодно на сцены пермских театров выпускается около 20 детских спектаклей)

  • Совместный проект школы и Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского «Дети на оперной сцене». Осуществлена совместная постановка оперы Бородина «Князь Игорь» (показы в апреле 2009 г. и в мае 2010 г.), симфонического утренника по произведениям Моцарта и Гайдна (дети участвовали в художественном интонировании и шумовом оркестре). Готовится к постановке опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (показ 5 марта 2011)

  • Впервые в 200-летней истории школы написана и издана книга-летопись «Очерки из истории пермской школы № 9»

  • Доброхотское движение. 18 лет школа осуществляет безвозмездную помощь музейным территориям Перми, Пермского края и России

  • «Детский сад для бабушек». Совместная творческая деятельность учащихся школы и представителей старшего поколения, решающая проблему занятости стариков

  • Летний физико-математический лагерь. Действующая более 15 лет летняя физико-математическая школа для учащихся 6-8 классов, имеющих стойкий интерес к точным наукам.

  • Зимние школьные профильные лагеря («Школа английского языка» для 4-9 классов, творческий лагерь «Мастерилка» для учеников 2-6 классов, зимний физико-математический лагерь для учащихся 6-10 классов)

  • Организация и проведение городского турнира юных физиков для учащихся 8 классов (осенью 2010 года был проведен уже 4-й турнир)

  • Организация и проведение городского турнира юных математиков для 5-8 классов (осенью 2010 года VIII-й турнир собрал около 500 учащихся школ города)

  • Баскетбольные чемпионаты. Ежегодные соревнования для команд 5 – 11 классов. Раз в пять лет организация «Баскетбольной тусовки» для выпускников школы

  • Общешкольные концертные программы: «Школьная весна» - концерт для ветеранов войны и труда, Пушкинский бал старшеклассников, балы для представителей старшего поколения

Прогнозируемые результаты как итог реализации новой концепции

А. Целевые показатели, характеризующие изменение проблемной ситуации

в результате реализации Программы

Проблема

Целевой показатель

Разница профессиональных установок и компетенций учителя IBO и российской школы в вопросах технологизации образования

– Увеличение удельного веса педагогов, применяющих в образовательной деятельности современные технологии (в том числе, IB-технологии);

– Увеличение числа применяемых образовательных технологий (в том числе ИКТ)

Невостребованность социумом принятых в международных образовательных практиках процедур оценивания

– Увеличение числа субъектов образовательного процесса, использующих различные здоровье сберегающие техники оценивания

Невостребованность наддисциплинарных связей

– Увеличение удельного веса педагогов, ставящих под сомнение приоритет предметоцентристского метода обучения

Отношение взрослых к социальной практике учащихся как к «забаве юных дней»

– Увеличение числа детей в социально значимых практиках разной тематики разного масштаба

Практикоориентированная недостаточность российских учебников

– Увеличение числадоступныхматериалов нормативного, методического, общеобразовательного характера, переведенных с английского языка;

– Увеличение удельного веса аутентичной англоязычной литературы, доступной широкой общественности

Разрыв между притязаниями современного общества и мотивацией современного российского ученика в вопросах уровня образованности

– Увеличение доли учащихся, реализующих муниципальную модель профильного образования;

– Увеличение доли учащихся, принявших участие в предметных олимпиадах;

– Увеличение доли учащихся, занимающихся по программам дополнительного образования.

B. Прогнозируемые результаты

  1. Оформление проблемного поля и технологической обеспеченности интеграции содержания физико-математического образования и технологий IBО.

  2. Техническая модернизация Школы. Пространственно-предметные, технологические, содержательные изменения образовательной среды Школы.

  3. Изучение и освоение нормативной базы (Gides, Handbooks etc.) IB MYP, IB DP, IB PYP.

  4. Увеличение направлений (образовательные, управленческие, технологические, социально значимые и др.) проектной деятельности педагогов и учащихся.

  5. Новая структура общественно-государственного управления Школой – тандем Управляющего совета и Наблюдательного совета.

  6. Пакет документов на присвоение Школе статуса школы-кандидата в IB DP, интересующейся школы в программе IB PYP.

  7. Подготовка команды педагогов-экспериментаторов.

  8. Профилизация основной и старшей школы с акцентом на использование IB и IT-технологий.

  9. Разработанные концепции и осуществленное обеспечение деятельности специализированных образовательных центров: многофункционального досугово-образовательного центра для обеспечения социокультурной, проектной деятельности; центра программ здоровьесберегающего сопровождения образования (блоки центра: танцевальный/борцовский; водных процедур; индивидуальных коррекционно-реабилитационных занятий; массажа).

  10. Положительная динамика состояния здоровья учащихся.

12. Выход на новую Программу развития Школы.

IV. Особенности кадрового состава

Всего педагогов, реализующих MYP - 56.

Из них: кандидаты наук – 1 чел., Заслуженный учитель Российской Федерации – 2 чел., Почетный работник общего образования РФ – 13 чел., награждены медалью Пушкина – 2 чел., медалью Эйлера – 2 чел.

Имеют:

- первую категорию – 8 чел.,

- высшую категорию – 34 чел.,

- учитель-исследователь - 1 чел.

Это составляет 77 % от числа педагогов.

100 % учителей ежегодно проходят краткосрочные курсы повышения профессионального мастерства в приемлемой по системе Международного бакалавриата форме: тренинги, конференции, семинары (в том числе международные), workshops международного уровня.

Профессионализм учителей МАОУ СОШ № 9 неоднократно подтверждался итогами промежуточных аттестаций, внешнего и внутреннего мониторинга, мониторинговыми мероприятиями при процедуре аккредитации школы, результатами ЕГЭ, олимпиад районного, городского, краевого и международного уровня.

Команда педагогов школы – организатор множества мероприятий, направленных на профессиональную подготовку/переподготовку специалистов различных территорий: от Свердловского района г. Перми до иностранных педагогов; на презентацию пермского опыта, в том числе для TOП-менеджмента IBO.

Школа первой в крае была авторизована в качестве школы Международного бакалавриата.

16.2. Стратегия развития МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» г. Перми как общественно активной школы

Настоящая ответственность бывает только личной.

Фазиль Искандер

В основе стратегии лежит философия общественно-ориентированного образования. В её контексте:

  • образование есть непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека;

  • все члены сообщества, включая как отдельных граждан, так и деловые круги,  общественные и частные организации, несут ответственность за повышение уровня образования всех членов сообщества;

  • участие в деятельности по выявлению потребностей и ресурсов сообщества и удовлетворению этих потребностей за счет имеющихся ресурсов для улучшения жизни сообщества является правом и обязанностью каждого члена сообщества.

Философия общественно-ориентированного образования  является концептуальной базой формирования особого подхода к развитию сообщества и человеческих ресурсов, интерпретирующегося как

  • процесс, который собирает вместе членов сообщества для выявления его потребностей и ресурсов, сочетая их так, чтобы это позволило повысить качество жизни в сообществе;

  • возможность для местных жителей, общественно-активных школ, местных организаций и учреждений стать активными партнерами в решении проблем образования и сообщества.

Идеи общественно-ориентированного образования, проникшие в «плоть и кровь» школы № 9 уже в конце 80-х годов ХХ века, позволили ей по-новому посмотреть на общественное участие в развитии образования, используя при этом многие позитивные традиции советской школы, стать полем активного взаимодействия государства и общества, реализовать не только заказ государства, но и родителей, стать авангардом введения практики создания органов государственно-общественного управления (Совет школы, Управляющий совет, Наблюдательный совет), благотворительных фондов развития школы (АНО «Дети будущего»), ассоциаций выпускников (особенно активизировавшихся в связи с 200-летим школы 2009 года).

В общественно-ориентированное образование включается местное население разных возрастных групп, разной социальной вовлечённости вплоть до маргинальных групп населения.

В качестве общественно-активной школа № 9 решает свои уставные цели через:

  • создание условий для обучения, воспитания и развития всех субъектов образовательного процесса, включая жителей местного сообщества;

  • аккумуляцию ресурсов (интеллектуальных, материальных и др.) с целью их разумного распределения по результатам анализа сложившейся ситуации, стратегического планирования;

  • совместное принятие решений с органами государственно-общественного управления;

  • создание условий для объединения субъектов образовательного процесса и жителей местного сообщества в процессе решения социально-значимых проблем местного сообщества;

  • организацию работы по программным направлениям: Добровольчество, Партнерство, Демократизация.

Демократизация, добровольчество и партнерство составляют модельные направления школы № 9 как общественно-активной. Каждое направление появилось из её практического опыта работы, предполагающего включение заинтересованных организаций, людей в образовательный процесс при соблюдении лидирующей роли школы.

Деятельность школы № 9 как общественно-активной предполагает предоставление выпускникам необходимого уровня академического образования, а также:

  • формирует навыки гражданской активности и самореализации;

  • воспитывает чувства ответственности через объединение учащихся, родителей, педагогов, представителей власти, бизнеса и других членов сообщества для достижения общей цели – лучшего будущего для каждого из нас;

  • предоставляет возможности участия в решении социальных проблем сообщества, не дожидаясь правительственных решений;

  • использует социальные практики для обучающихся.

Приложение

Целевая программа развития школы

«Социальное партнёрство
как основа деятельности школы»

На данном этапе развития эта программа является одним из основных, концептуальных направлений в деятельности школы, т.к. остальные подпрограммы реализуются в плоскости идей и ценностей заявляемых данной программой.

Программа предлагает способ координации усилий различных субъектов, потенциально заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве друг с другом: образовательных учреждений, предприятий, различных компаний, органов власти, учащихся и их родителей и т.п.

Цель программы: Создание условий для общественно активной деятельности школы в вопросе формирования основных общекультурных компетентностей учащихся за счет расширения поля их социального взаимодействия.

Данную программу предполагается реализовывать в трех направлениях:

1) Проект «Дети - детям»

В рамках этого проекта нам видится возможной организация мест социальных проб учащихся. Но, помимо этого, важное место уделяется гражданскому и нравственному воспитанию учащихся, т.к. этот проект направлен на расширение контактов учеников с другими детьми, знакомство с разными культурами и образом жизни, с проблемами разных детей, а также на оказание помощи конкретным детям, нуждающимся в помощи. Учащиеся смогут реализовать данный проект по следующим направлениям:

  • помощь детям, находящимся на излечении в детском онко-гематологическом центре им. Гааза;

  • организация предметных олимпиад и Интернет-проектов для всех желающих учащихся через сайт школы;

  • организация олимпиад, творческих конкурсов, турниров, Татищевских чтений для детей города и края;

  • организация физико-математического лагеря, компьютерной школы для детей города и края;

  • организация Театрального фестиваля школ Международного бакалавриата стран СНГ «Прикамское чудо»;

  • системные контакты с детьми детского дома № 3

  • разработка экскурсионных маршрутов и проведение экскурсий по г. Перми и Пермскому краю для гостей школы

  • и др.

2) Проект «Дети - старикам» («Детский сад для бабушек»)

Данный проект способствует реализации идеи вовлеченности в социальную жизнь российских стариков. Его компоненты создают благоприятную ситуацию для дополнительного общения стариков и внуков, для снятия стресса одиночества у представителей старшего поколения, для создания естественной среды «передачи традиций». Учащиеся смогут реализовать данный проект по следующим направлениям:

  • организация творческих мастер-классов со стариками;

  • организация пленэров;

  • совместная волонтёрская деятельность стариков и внуков;

  • организация и проведение концертов, «Балов победителей»;

  • и др.

3) Проект «Дети - учреждениям культуры»

«Открытая» школа, которая является открытой системой, транслирующей свою деятельность в общество, должна помочь учащимся самореализоваться, используя такой образовательный приём как «погружение в культуру». Это одновременно и возможность учиться выстраивать и налаживать отношения со взрослыми, способ увидеть собственную перспективу. Для учащихся это не просто получение опыта культурнической практики, а ответственные и требующие приложения достаточных усилий партнерские взаимоотношения, в которых определены права и обязанности сторон. Учащиеся смогут реализовать данный проект по следующим направлениям:

  • организация доброхотских (добровольческих) отрядов в русских музеях и усадьбах;

  • проведение усадебных праздников (Государственный музей П.И. Чайковского в г. Клин Московской области, Государственный музей-усадьба А.С. Грибоедова «Хмелита», Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»);

  • организация мастер-классов, перфомансов в рамках Международной выставки «АртПермь»;

  • участие в реализации совместного проекта школы и Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского «Дети на оперной сцене»;

  • организация совместных арт-проектов школы и Пермской государственной художественной галереи, в том числе «Музейная ночь»;

  • реализация совместного проекта школы и музея современного искусства PERMM «Пермский дворик»;

  • организация добровольческой деятельности на территории ботанического сада при ПГУ, Пермского некрополя, Пермского зоопарка, архитектурно-этнографического музея «Хохловка», детского парка им. Горького, стадиона «Динамо»;

  • организация деятельности школьного музея (свидетельство № 9446 от 04.10.2004), в т.ч. организация поисковой деятельности в направлениях:

  • ученики и педагоги школы – участники Великой Отечественной войны

  • 200-летняя история школы

  • биография и творчество В.М. Орешникова.

16.3. План воспитательной работы ( 2010/11 учебный год)

Миссия школы: предоставление учащимся возможности получения образования, соответствующего российским и международным стандартам, связанного с физико-математической специализацией школы и работой в программе IB MYP

Успешность осуществления миссии обеспечивается:

  • индивидуально-личностным подходом

  • тактиками формирования универсальных образовательных компетенций.

На осуществление миссии работают принципы:

  • целостности обучения, предполагающий единство требований, обеспечивающих социальную и творческую реализации;

  • коммуникативности, предполагающий функционирование «полей», необходимых и достаточных для осуществления процессов эффективного общения, сотрудничества, служения;

  • межкультурного взаимодействия, предполагающий включение детей в процессы формирования толерантного сознания, принятия «инакости», культуры мира

Сквозная тема (Umbrella Theme):

тема, объединяющая образовательную (обучение и воспитание) деятельность школы в течение учебного года – «Соль земли пермской»

Приоритетные направления деятельности школьного сообщества в 2010/11 учебном году:

• Подготовка и празднование 300-летия М.В. Ломоносова

• Подготовка и празднование 50-летия полета в космос

• Развитие движения юных математиков и физиков г.Перми

• Организация и проведение авторизационного визита IB DP

• Дальнейшая реализация идеи социального служения: IX Театральный фестиваль

школ Международного бакалавриата стран СНГ; Астафьевские чтения;

Доброхотское движение и др.

Основные вехи деятельности школьного сообщества в 2010/11 учебном году***

Сентябрь 2010

- День знаний

- Неделя погружения в MYP (Years 1,2,3,4,5)

- Образовательная сессия в Армению «Музыкальные инструменты первого христианского государства»

- Образовательная сессия учителей, посвященная 1000-летию города Ярославля

- Туристические походы

Сентябрь-октябрь 2010

- Городской турнир юных математиков

- Городской турнир юных физиков

- День дублёра

1 октября 2010

- Общий классный час, посвященный 201-й годовщине основания школы

19 октября 2010

- День Царскосельского лицея: Пушкинская верста, сбор доброхотов

Октябрь-ноябрь 2010

- Посвящение первоклассников в ФМШата

- Малые Астафьевские чтения

Ноябрь 2010

- Краевой турнир юных математиков

Начало декабря 2010

- Международный турнир старшеклассников «Кубок памяти А.Н. Колмогорова»

14 декабря 2010 - «Любимый день рождения школы»

Декабрь 2010

- Образовательная сессия «Соль земли. Австрия»

- Школьный симфонический утренник

Январь 2011

- Зимний физико-математический лагерь

- Рождественский лагерь английского языка

- Лагерь «Мастерилка»

Январь-март 2011

- Защита девятиклассниками (MYP 5) персональных проектов (A Personal Project)

- Участие делегации школы в фестивалях ISTA

Февраль 2011

- Свеча памяти А.С.Пушкина

- XXV Пушкинский бал

Февраль-март 2011

- Уральский турнир юных математиков

- Весенняя компьютерная школа

Март 2011

- IX театральный фестиваль «Прикамское чудо»

- C&S Learner Conference

- Проект «Дети на оперной сцене» Н.А. Римский-Корсаков, «Снегурочка» (3-8 классы)

Апрель-май 2011

- Весенняя олимпиада по математике для четвероклассников и учащихся 5-7 классов г. Перми

- Методический тур учителей в Шотландию

Май 2011

- Школьная весна

- Праздник последнего звонка

Июнь-август 2011

- Летние школьные профильные лагеря

- Городской физико-математический лагерь

- Походы и сплавы

- Доброхотские отряды

Основные программы, целевые классные часы, рекомендуемые социально-психологической службой школы:

  • 1-4-х классы - программа «Полезные привычки»; «Уроки здоровья»; «Все цвета кроме черного»;

  • 5 классы – занятия: «Учимся строить отношения»; «Изучаем Устав школы»;

  • 6 классы - изучение ориентированности учащихся на здоровый образ жизни;

  • 7-е – курсы «Личность подростка - самопознание», «Утверждай себя – «Подросток и социальная среда» - учебный курс Обществознание – уроки-беседы инспектора ОДН «Права несовершеннолетних» в рамках месячника Права; изучение попадания в группу риска наркозависимости (ГРН) – городское тестирование

  • 5-е - 8-е – программа «Жизненно важные навыки»;

  • 9-е классы – беседы по профессиональной ориентации «Мой выбор» – ценностные ориентировки, персональный проект;

  • 10-11-е классы рекомендуется проведение занятий «Личностное портфолио старшеклассника» (включает в себя «Портфолио успешной личности», «Портфолио лидера детских и молодежных групп», «Портфолио развития»).

Совет профилактики включил в План совместной работы МАОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина» и ОДН УВД Свердловского р-на г. Перми на 2010-2011 учебный год комплекс профилактических мероприятий по профилактике социально-опасных заболеваний.

Технологии реализации плана:

  • общественно-государственное управление;

  • детско-взрослое сообщество;

  • сквозная тема;

  • коллективное планирование;

  • социальное проектирование;

  • единый классный час.

***Выдержки из Школьного дневника 2010/11 учебного года

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный доклад гимназия № 625 за 2010/2011 учебный год

    Доклад
    Публичныйдоклад государственного образовательного учреждения гимназия № 625 за 2010/2011учебныйгод «Ты – первый урок ... языку ГОУ гимназия №625 20.11.1010-11 классы Интернет-олимпиада ... ГОУ гимназия №625 20.12.10-28.12.10 5-10 классы Конкурс новогодних ...
  2. Публичный доклад о деятельности в 2010-2011 учебном году

    Доклад
    Публичныйдоклад МОУ «Нахвальская средняя общеобразовательная школа» о деятельности в 2010-2011учебномгоду. ... 2011учебныйгод Покрытие пола в спортзале 100.000. руб. жалюзи 20 ... с использованием индивидуальных учебных планов учащихся в 10-11 классах; ...
  3. Публичный отчет гимназии №1573 за 2010-2011 учебный год

    Публичный отчет
    Публичный отчет гимназии №1573 за 2010-2011учебныйгод. Гимназия № 1573 находится ... 4(32) 4(16) 8 4(39) 5(24) 9 4(33) 4(20) 10 4(36) 5(24) 11 5(40) 5(23 ... - Подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений. - Проведение индивидуальных и ...
  4. Публичный доклад г краснодара в 2010-2011 учебном году i констатирующая часть

    Доклад
    Публичныйдоклад Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 Г. Краснодара в 2010-2011учебномгоду I. ... 19 в 5-9 классах Человек 1020 в 10-11 классах Человек 2 3 5.3.10. Охвачено 2-х разовым питанием ...
  5. Публичный доклад г чусового за 2010-2011 учебный год

    Доклад
    ... ООШ№1 А.В.Кардашев Публичныйдоклад МОУ ООШ № 1 г. Чусового за 2010-2011учебныйгод 1.Общие сведения ... 2 10 12 Немецкий язык 1 1 1 3 Химия 1010 Физическая культура 13 7 20 Физика ... 27 13 83 ОБЖ 101020 Русский язык 5 33 10 48 География 9 6 15 ...
  6. Публичный доклад за 2010-2011 учебный год с нагольное 2011 год

    архив
    ... области» Публичныйдоклад общеобразовательного учреждения за 2010-2011учебныйгод Директор школы: Т.Ю. Титовская с. Нагольное 2011год ... 2011учебномгоду профессии водителя обучалось 60 учащихся 10-11 классов, профессию тракториста получали 20 ...

Другие похожие документы..