Главная > Программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

Утверждаю

_____________________

Руководитель ООП

по направлению 150400

зав.кафедрой металлургии

проф. В.М. Сизяков

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТА И КАФЕДРЫ»

Направление: 150400 «Металлургия»

Профиль: «Металлургия цветных металлов»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Составитель: проф. В.М. Сизяков

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

ИСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТА И КАФЕДРЫ

Составитель: проф. В.М.СИЗЯКОВ

Кафедра металлургии

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является знакомство будущих специалистов-металлургов с историей становления и развития изучения металлургии в стенах старейшего высшего технического учебного заведения России – Горного института и формированием научной школы металлургов Горного института, давшей России и миру крупнейших специалистов, ученых и инженеров в области производства и обработки металлов. Излагаются основные этапы становления горно-металлургической отрасли России с древних времен до наших дней, освещается история развития основных технологий переработки металлургического сырья, рассматриваются основные этапы развития Горного института, как первой высшей технической школы России. Подробно изучаются биографии выдающихся ученых–металлургов – выпускников Горного института, их вклад в создание и развитие металлургического комплекса России и СССР, рассматриваются основные изобретения ученых-горняков в области металлургии, дается история проектирования и строительства крупнейших металлургических заводов и комбинатов нашей страны. Дается обзор современного состояния металлургии России, излагаются перспективы дальнейшего развития металлургической науки и производства как продолжения непрерывного поступательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к разделу «Дисциплины по выбору студента» гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ.В.01.). Для изучения дисциплины студент должен обладать входными знаниями по истории, физике и химии, уметь пользоваться компьютером, работать с информацией из различных источников. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих предметов: введение в специальность, природа и человек, металлургические технологии производства и обработки металлов, металлургия тяжелых цветных металлов, металлургия легких металлов, металлургия благородных металлов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК -1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: историю создания и развития направления по металлургии в стенах Горного института; биографии наиболее выдающихся ученых-металлургов; историю становления металлургической промышленности России; ее современное состояние и перспективы дальнейшего развития; историю создания и развития первого в России высшего технического учебного заведения – Горного училища – Горного кадетского корпуса – Горного института.

Уметь: объяснитьроль металлургии в развитии общества; расположить в хронологической последовательности основные этапы развития отрасли в целом, связать их с историей России; подготовить информационные сообщения, рефераты и презентации на темы, связанные с биографиями выдающихся деятелей металлургов – выпускников Горного института; изложить основные этапы становления и развития Горного института и формирования его научных школ; ориентироваться в музейном собрании института; дать пояснения по основным разделам экспозиции музея и, особенно, экспонатов технического собрания музея.

Владеть: навыками выступления перед аудиторией с презентацией и устным докладом; знаниями по истории развития отрасли; знаниями о деятельности выдающихся ученых, и инженеров в области металлургии.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Аудиторные занятия (всего)

68

68

В том числе:

-

-

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

-

Лабораторные работы (ЛР)

17

17

Самостоятельная работа (всего)

40

40

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

20

20

Другие виды самостоятельной работы

20

20

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Введение

Предмет и содержание дисциплины. Краткие исторические и статистические сведения о свойствах, применении и производстве металлов. Роль металлов и металлургии в человеческом обществе

2

Металлургия в России в допетровскую эпоху

Состояние горных промыслов и производства металлов в России XVI-XVII вв. Первые горные и металлургические предприятия. Деятельность иностранных концессионеров (Виниус, Марселис, Акема), возникновение металлургии в центральной России (Тула, Подмосковье). Строгановы и их роль в освоении Урала.

3

Эпоха Петра I и его роль в развитии горно-заводской отрасли России

Становление отечественной горнодобывающей и металлургической промышленности в эпоху Петра I (XVIII в.), реформы Петра I в области управления горным делом. Проблема обеспечения горных промыслов металлургических предприятий специалистами и пути ее решения в эпоху Петра I. Роль В.Н.Татищева в подготовке отечественных горных специалистов. Личность В.Н.Татищева. Деятельность В.Н.Татищева и В.И.Геннина по организации горных школ. Ч. Гаскойн и его деятельность по организации металлургических предприятий в России. Развитие металлургии на Севере России (Олонецкая губерния, Петрозаводск). Освоение горных богатств Урала как важнейший этап развития русского горно-металлургического промысла. Деятельность и история семьи Демидовых.

4

Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие горного дела и металлургии.

М.В.Ломоносов и его роль в становлении отечественной науки и образования, в том числе горного, работы М.В. Ломоносова, связанные с металлургией («Слово о пользе химии», «О светлости металлов», «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном» и др.)

5

Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища.

Создание, становление и развитие Горного института в Санкт-Петербурге. Деятели екатериниской эпохи в области горного образования – М.Ф. Соймонов, И.А. Шлаттер, А.Е. Мусин-Пушкин.

6

Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге.

Горное училище – Горный кадетский корпус – Институт Корпуса горных инженеров – Горный институт. История развития, программы подготовки горных инженеров. Горный журнал и его роль в распространении научных знаний в горном деле и металлургии. Наиболее выдающиеся управляющие, командиры и директора института. Формирование ведущих научных школ института. Современное состояние Горного института и основные направления научных исследований ученых-горняков в настоящее время.

7

История возникновения и становления металлургии в стенах Горного института в 19 веке.

Возникновение и развитие направления по металлургии в стенах Горного института. Соединенная лаборатория Горного корпуса и департамента горных и соляных дел, работы по технологии переработки уральской платины. Возникновение и становление кафедры металлургии, династия Иосса. Металлургия России в 19 веке.

8

Металлургия в России в 19 – начале 20 века и роль выпускников Горного института в ее развитии.

Выдающиеся металлурги – выпускники института (Н.С. Курнаков, А.А. Износков, В.Е. Грум-Гржимайло, М.А. Павлов, А.А Ауэрбах, Н.В. Воронцов, П.М. Обухов и др.). Биографические сведения, направления научной и производственной деятельности, крупнейшие изобретения, разработки, вклад в развитие российской металлургической промышленности.

9

Развитие направления по цветной металлургии в Горном институте. Школа металлургов-цветников ГИ.

Возникновение направления по цветной металлургии. Н.П. Асеев и его ученики. Работа металлургов Горного института по созданию отечественной никелевой промышленности. «Группа никеля». Становление и развитие советской алюминиевой промышленности. Горный институт – родоначальник научных металлургических институтов СССР (ВАМИ, Гипроникель, Гипроалюмний). Выдающиеся металлурги-цветники – выпускники и преподаватели Горного института – Н.С. Грейвер, И.Н. Пискунов, И.Н. Масленицкий, Д.С. Диомидовский, А.Н. Кузнецов, основные направления их научной деятельности).

10

Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время

Металлургическая отрасль в СССР и роль ученых-горняков в ее развитии. Современные направления научных исследований кафедры МЦМ.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Основы специальности

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

2.

Огонь и человек

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

3

Металлургические технологии производства и обработки металлов

х

х

х

х

4

Металлургия тяжелых цветных металлов

х

х

х

х

5

Металлургия легких металлов

х

х

х

х

6

Металлургия благородных металлов

х

х

х

х

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц., час.

Практ.

зан., час.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Введение

2

1

3

2.

Металлургия в России в допетровскую эпоху

2

2

4

8

3

Эпоха Петра I и его роль в развитии горно-заводской отрасли России

2

4

6

4

Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие горного дела и металлургии.

2

2

4

4

12

5

Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища.

2

2

4

6

Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге.

4

2

4

10

7

История возникновения и становления металлургии в стенах Горного института в 19 веке.

4

2

4

4

14

8

Металлургия в России в 19 – начале 20 века и роль выпускников Горного института в ее развитии.

4

2

4

6

16

9

Развитие направления по цветной металлургии в Горном институте. Школа металлургов-цветников ГИ.

6

4

4

6

20

10

Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время

6

3

6

15

6. Лабораторный практикум:

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1

1.

Вводное занятие

1

2

4

Изучение микроструктур чугунов и сталей

4

3

7

Термическая обработка сталей.

4

4

8

Обжиг сульфидных концентратов.

4

5

9

Литье алюминиевых сплавов.

4

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Металлургия в России в допетровскую эпоху

  1. История уральской металлургии.

  2. История становления и развития металлургии на севере Росси. Ч. Гаскойн.

  3. Выдающиеся деятели Петровской эпохи, связанные с металлургией.

2

Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие горного дела и металлургии.

  1. М.В. Ломоносов и его работы по металлургии. Роль М.В. Ломоносова в становлении технического образования в России.

  2. Места в Петербурге, связанные с историей горно-заводского дела.

2

Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге.

  1. От Горного училища до Горного института.

  2. Выдающиеся командиры, директора, ректоры института.

  3. Ведущие научные школы Горного института.

2

История возникновения и становления металлургии в стенах Горного института в 19 веке.

  1. «Соединенная лаборатория» и ее роль в развитии платиновой промышленности России.

  2. Династия Иосса.

  3. Н.С. Курнаков.

  4. «Генерал от металлургии» - П.П. Аносов.

  5. История булатной стали.

2

Металлургия в России в 19 – начале 20 века и роль выпускников Горного института в ее развитии.

  1. История становления металлургии юга России.

  • 2. Вклад ученых-металлургов Горного института в развитие российской артиллерии.

  • 3. Выдающиеся инженеры-металлурги – выпускники ГИ (А.А. Изосков, Н.Г. Славянов, П.М. Обухов, Н.В. Воронцов, А.А Ауэрбах и др.).

2

Развитие направления по цветной металлургии в Горном институте. Школа металлургов-цветников ГИ.

  • 1. Н.П. Асеев – создатель цветной металлургии.

  • 2. А.Н. Кузнецов.

  • 3. История создания алюминиевой промышленности России.

  • 4. История создания никелевой промышленности в СССР.

4

Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время

  1. 1. Выдающиеся металлурги Горного института в 20 веке.

3

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Первое высшее техническое учебное заведение России – Горный институт (1773-1998). СПГГИ. ";Медиа-маркет";, 1998.

2. Генерал от металлургии Павел Аносов. Под ред. М.Е.Главацкого. Екатеринбург, Уральский университет, 1999.

3. Сизяков В.М. Современное состояние и проблемы развития алюминиевой промышленности России. СПб., Записки Горного института. Т.165. 2005.

4. Чиркст Д.Э. Содружеству металлургов и химиков Горного института свыше 230 лет. СПб., Записки Горного института. Т.169. 2005.

5. Сизяков В.М. Состояние, проблемы и перспективы развития способа комплексной переработки нефелинов. СПб., Записки Горного института. Т.169. 2005.

6. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование деятельности основоположников металлургической школы России и оценка ее влияния на современное развитее металлургической отрасли 1.17.07 Ц. 2007 .

7. Венецкий С.И. Наследники Гефеста.М. ГУП Издательский дом «Руда и металлы». 2001.

8. Александровский С.В. Исследования Горного института в области получения титана и тугоплавких соединений. СПб., Записки Горного института. Т.169. 2005.

9. Розен Б.Я., Розен Я.Б. Металл особой ценности. М. Металлургия, 1980.

10. М.Беккерт. Мир металла. М. Мир, 1980.

б) дополнительная литература

11. Журнал ";Цветные металлы"; № 2, 194.

12. Горный журнал, № 6, 2000.

13. С. Венецкий Наследники Гефеста. М., ГУП «Издательский дом «Руда и металлы», 2001.

Материалы сети Internet

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Коллекции Горного музея, экспонаты зала горной и заводской техники, зала истории Горного института, стенды, посвященные главным деятелям российского горнозаводского дела и горной науки, размещенные в специализированных аудиториях, многочисленные портреты, экспонированные в конференц-зале, портретной галерее и аудиториях кафедры МЦМ, мультимедийное оборудование ауд. 3223, 6402; презентации и видеофильмы по тематике курса.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В качестве средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предлагается проведение контрольных работ в форме тестов по каждому из разделов дисциплины, подготовка информационных сообщений и презентаций, защита рефератов по выбранным темам. Программа курса предусматривает посещение Горного музея и Храма горных инженеров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Первое высшее техническое учебное заведение россии (188)

    Рабочая программа
    ... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...
  2. ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ (321)

    Программа
    ... и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. ПервоевысшеетехническоеучебноезаведениеРоссии – Горный институт (1773-1998). СПГГИ ...
  3. Первое высшее техническое учебное заведение россии (464)

    Рабочая программа
    ... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... бурения скважин. Первоевысшее горное учебноезаведение в России. Проф. ...
  4. Первое высшее техническое учебное заведение россии (31)

    Рабочая программа
    ... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... освоения специальных дисциплин высшегоучебногозаведения. В задачи ...
  5. Первое высшее техническое учебное заведение россии (68)

    Рабочая программа
    ... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... предприятии : учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Одинцова. – М. ...

Другие похожие документы..