Главная > Документ


Часто выделяют дедуктивные и альтернативные, конкурирующие гипотезы. Хотя, как представляется, различие между ними не столь и велико. Точнее говоря, в ходе исследования они могут превращаться из одного типа в другой.

Дедуктивные гипотезы. В этом случае одно следствие выводится из одной причины, предполагается одна взаимосвязь. Часто дедуктивная гипотеза формулируется в виде причинной связи стилистически, примерно следующим образом: «Чем выше, ниже, больше…тем выше, ниже, больше».

Например, в исследовании роли СМИ в правовом просвещении населения и повышении их политической активности, которое проводит, например, департамент по информационной политике администрации, гипотеза может быть сформулирована так: «Чем выше интерес человека к политическим материалам в средствах массовой информации, тем выше его политическая активность».

В исследовании проблемы почему, несмотря на активную работу отдела по связям с общественностью УВД и реализации программы по профилактике правонарушений, в том числе по правовому просвещению подростков, наблюдается рост преступности, гипотеза может выглядеть так: «Чем ниже уровень информированности о правовых нормах, тем больше склонность к совершению противоправных поступков и опасность девиантного поведения».

Причины тех или иных политических предпочтений в период предвыборных кампаний населения можно объяснить гипотезой о хорошей пропагандистской, агитационной работе политического объединения или кандидата.

Обсуждая причины снижения рейтинга власти (органа власти, мэра, губернатора и т.д.), можно выдвинуть гипотезу о неэффективной работе пресс-службы, отдела по связям с общественностью органа власти или пресс-секретаря должностного лица.

Впрочем, дедуктивных гипотез в исследовании может быть не одна, а несколько. Так, в приведенных выше примерах, могут быть и другие причины политической активности, политических предпочтений, девиантного поведения, кроме названных. В этом случае дедуктивные гипотезы дополняют друг друга, и их главная особенность в том, что они не противоречат друг другу, являются, как бы параллельными, а не альтернативными.

Например, причинами высокого уровня девиантного поведения может быть не только слабая информированность подростков о правовых нормах, необходимости их соблюдения, но отсутствие убежденности в неизбежности наказания за правонарушение, недоверие судам и правоохранительным органам и т.д.

Или при изучении факторов электоральных предпочтений жителей города можно сформулировать следующую гипотезу: «Политические предпочтения горожан на выборах в местные органы власти определяются возрастом, полом, образованием, имиджем кандидата, родом занятий, воздействием СМИ».

Другой тип гипотез – альтернативные или конкурирующие.

Они используются в тех случаях, когда у исследователя существует более одного предполагаемого варианта решения проблемы. В этом случае выдвигаемые гипотезы противоречат друг другу, конкурируют и предполагается, что одна из них – главная.

Характерной процедурой при работе с альтернативными гипотезами является часто необходимость, в свою очередь, их объяснение с помощью других гипотез. Возникает возможность построения целого «дерева гипотез».

Обратимся, в качестве примера, также, к описанной выше ситуации, где речь шла о падении рейтинга власти, доверия к ней.

Первая гипотеза может выглядеть так: причиной падения доверия к власти (органа власти, мэра и пр.), является неэффективность информационной политики.

Вторая альтернативная, конкурирующая гипотеза связывает падение рейтинга власти, доверия к ней с неэффективностью работы муниципальных учреждений, оказывающих услуги населению.

В рамках каждой из этих гипотез, в свою очередь, также могут конкурировать альтернативные гипотезы. Так, в первой гипотезе неэффективность информационной политики, осуществляемой пресс-службой или отделом по связям с общественностью, может объясняться следующими гипотезами:

  • недостаточное информирование населения о деятельности муниципалитета и проблемах местного сообщества в СМИ;

  • информирование достаточное, но форма подачи неинтересна для аудитории, читателя, проигрывает другим информационным поводам в качестве, отсутствие мифологической, идеологической составляющей;

  • информирование достаточное, но используемые источники информации (СМИ) не пользуются доверием населения, поэтому нет доверия и к информации;

  • информация достаточная, интересная, источнику информации (СМИ) есть доверие, но информация носит негативный по отношению к органу власти или должностному лицу характер, против них ведется информационная война.

Во второй гипотезе, объясняющей падение рейтинга власти плохой работой его органов и учреждений, также можно найти объясняющие ее конкурирующие гипотезы, например: низкий профессионализм служащих; неудобный график работы органов власти, государственных и муниципальных учреждений, недостаточным бюджетным финансированием выполняемых ими функций и т.д.

Таким образом, можно выстроить «целое дерево» гипотез, каждая из которых будет раскрываться гипотезами следующего уровня.

Альтернативные гипотезы, в свою очередь, могут рассматриваться как дедуктивные, если выяснится, что они дополняют друг друга, а не противоречат. Например, когда выяснится, что падение доверия к органам муниципальной власти вызвано как плохой работой муниципальных учреждений, так и плохой работой пресс-службы отдела по связям с общественностью.

Так, стремление молодого человека к получению образования, поступлению в вуз может объясняться стремлением к знаниям, познавательной активностью, любопытством; возможностями последующего карьерного роста, стремление получить отсрочку от армии; умелой рекламной, информационной кампанией образовательного учреждения.

Или, например, стремление голосовать за некого кандидата на выборах может объясняться разными причинами: одобрением его программы; привлекательной внешностью и одеждой; умением хорошо говорить, но в результате исследования выясняется, что решающую роль сыграла работа в СМИ.

Или, наоборот, выясняется, что политические предпочтения населения северного города, с характерным для него монопроизвоодством, на выборах в местные органы власти определяются отнюдь не воздействием СМИ, а также не возрастом, полом, образованием кандидата, а, в первую очередь, его родом занятий («нефтяник»), и никакие пиар-акции эту ситуацию не изменят.

Как видим, дедуктивные гипотезы могут легко трансформироваться в альтернативные, конкурирующие.

Определенные требования предъявляются и к формулировке гипотез. Так, она должна предусматривать преемственность с предшествующим знанием, не противоречить доказанным наукой фактам. В гипотезе необходимо использовать общепринятые в науке категории и понятия. Наконец, что принципиально важно, гипотеза должна предусматривать возможность эмпирической проверки, быть доказуемой.

Но, главное, нужно помнить, что гипотеза играет исключительно важную роль в исследовании. Именно она определяет его направление. Неопытный исследователь, несформулировавший рабочую гипотезу, в ходе опроса будет спрашивать обо всем подряд и, как потом выяснится, большая часть вопросов, включенных им в анкету, окажется ненужной.

Поэтому разработке гипотез следует уделять большое внимание. В «свернутом» виде она представляет собой предполагаемый результат исследования, и весь последующий ход исследования – есть развертывание гипотетического предположения, объясняющего исследуемую проблему.

Но в то же время, нельзя стать рабом гипотезы. Не стоит ее отстаивать, несмотря ни на что, даже тогда, когда она, очевидно, противоречит фактам. Следует помнить, что опровергнутая гипотеза – тоже позитивный научный результат.

Концептуализация и операционализация

основных понятий

Сформулированная в программе исследования проблема и гипотеза представляет, исходную точку программы исследования. Ее предстоит наполнить конкретным содержанием. Такими приемами, конкретизирующими проблему и гипотезу, выступает процедура концептуализации и операционализации основных понятий.

Понятия, использованные в изложении гипотезы, называются основными понятиями, или – переменными.

Переменная – это эмпирически наблюдаемое свойство некоторого явления, которое может принимать более одного значения.

Найдите переменные в гипотезах:

  • Чем выше интерес человека к материалам на политические темы в СМИ, тем выше его политическая активность.

  • Политические предпочтения горожан на выборах в местные органы власти определяются возрастом, полом, образованием, но в наибольшей степени – родом занятий.

  • Чем ниже уровень правового просвещения и уровень правосознания населения местного сообщества, тем больше склонность некоторых его членов к совершению противоправных поступков и опасность девиантного поведения.

Одни переменные могут определяться качественно, ступенчато, с перерывом постепенности и поэтому могут принимать ограниченное число значений. Другие переменные могут определяться количественным измерением.

Например, переменные: политическая активность, интерес к политике, пол, национальность, образование, род занятий, уровень правосознания, степень девиантного поведения, уровень толерантности определяются качественно. Доход, возраст, можно измерить и определить количественно.

Переменные, которые рассматриваются как меняющие свои значения в ответ на изменение значения других переменных, называются зависимыми переменными. Их значение зависит от значения других переменных.

Задание 1

Найдите зависимые переменные в вышеприведенных гипотезах.

Переменные, которые воздействуют на значение других переменных, меняя свои собственные значения, называются независимыми переменными.

Задание 2

Найдите независимые переменные в вышеприведенных гипотезах.

Одна и та же переменная может быть и зависимой и независимой. Это определяется их соотношением с гипотезой.

Задание 3

В вышеприведенной гипотезе превратите политактивность из зависимой в независимую переменную.

Работа с переменными носит название концептуализации и операционализации. В первую очередь, этим процедурам подвергаются зависимые переменные. Именно они представляют собой исходные понятия – тощие абстракции, которые требуется наполнить конкретным содержанием, используя зависимые переменные.

Концептуализацией называют логический анализ основных понятий. Это определение смыслового, гносеологического объема исследуемого понятия.

Исследователь активно использует при осуществлении процедуры концептуализации научную литературу, монографическую, справочную, привлекает юридические акты.

Некоторые понятия достаточно однозначны. Например, понятие политические предпочтения.

Другие понятия имеют многозначные смысловые значения. Тогда возникают сложности концептуализации.

Первая причина этого – сложность самих исследуемых понятий. Например, при определении понятия политическая культура в исследовании путей ее формирования средствами массовой коммуникации исследователь сталкивается с ситуацией, когда одних только определений понятия культура – около двухсот. При изучении массовых коммуникаций в местном сообществе потребуется уточнить понятие сообщество. Причем таких определений также окажется множество (какой главный признак положить в основу определения сообщества: локальная область расселения, общие связи, основанные на экономическом взаимодействии, общие связи, основанные на психологическом чувстве идентичности?).

Вторая причина неоднозначности трактовок понятий – то, что в ряде случаев эта трактовка зависит не от сложности исследуемого явления, а от различной мировоззренческой базы, от различной идеологической концепции. Например, в исследовании понимания в обществе понятия свободы СМИ или социальной справедливости либеральная и социалистическая идеология, по-разному трактуют это понятие. Значит, исследователю, в этом случае, следует выбрать концепцию, описать ее в программе и затем – в отчете.

Различие в трактовках понятий может, также, определяться разными проблемами, целями исследования. Например, религиозность мы можем трактовать как понятие, характеризующее роль конфессий в политическом укладе национального государства. Но объектом исследования может быть индивидуальная религиозность, степень и направленность веры людей. В этом случае определение понятия будет иное.

Приведем примеры определения понятий, наиболее употребляемых в социологии массовых коммуникаций.

Информационные ориентации – устойчивые социо-психоло-гические установки, обеспечивающие интерес индивида к тем или иным источникам или видам информации.

Информирование населения о делах местного сообщества и муниципалитета, департамента, фирмы – сообщение сведений в виде определенным образом обработанных фактов, воспроизводящих образ объекта и его функции.

Доверие органам власти – уверенность в соответствии декларируемых этими органами намерений последующим действиям и результатам действий и субъекта деятельности.

Задание 4

Осуществите концептуализацию понятия доверие СМИ.

Следующий шаг – операционализация основных понятий.

Операционализация – это преобразование, или переформулировка основных понятий, абстрактных в конкретные термины. Задача операционализации – перейти от концептуального, теоретического уровня к конкретному, эмпирическому, измеряемому. Таким образом, проблема и гипотеза должны быть переведены на язык измеряемых показателей. Эти показатели называются индикаторами. Это и есть операционализация основных понятий, инструментами которой становятся независимые переменные.

Переменные позволяют переводить исследуемые абстрактные понятия в утверждения с более точными эмпирическими определениями, которые могут быть измерены.

Например, команда приобрела баскетболиста, обладающего спортивным мастерством. Это абстрактное утверждение (косвенно судит – что хороших командах раньше играл). Как может судить тренер? Измеряет количество набранных очков, передач, блоков, перемещений на площадке. Подобно этому происходит перевод абстрактных понятий в эмпирически измеряемые величины в ходе исследования

Например, необходимо выяснить политическую активность. Нельзя же просто подойти к человеку и спросить: «Какова Ваша политическая активность?». Любой опрашиваемый затрудниться ответить на такой вопрос. Тогда как установить степень этой активности?

В вышеприведенной гипотезе политическая активность выступает зависимой переменной. Каковы, в этом случае, будут индикаторы интереса к политике? Это могут быть: просмотр политических передач; чтение политрубрик газет; обсуждение с друзьями политических событий; участие в работе политической организации, участие в митинге, обращение с письмами в политические организации; участие в выборах и т.д.

При изучении причин девиантного поведения зависимой переменной будет выступать правосознание, а независимыми переменными, индикаторами – знание законов, доверие правоохранительным органам, убежденность в справедливости правосудия, в неизбежности наказания.

При изучении религиозности, если независимая переменная определена как роль конфессии в политическом укладе, то индикаторами будут являться: количество церковных приходов, воскресных школ, участие церковных иерархов в работе законодательной власти и т.д.

Если же религиозность определена как индивидуальная, как степень индивидуальной веры, то индикаторами станут: частота участия в церковных обрядах, степень веры в спасение души, убежденности в существование сверхъестественной силы, степень интереса к астрологии и т.д.

Различают индикаторы двух видов.

Эффект-индикаторы характеризуются возможностью взаимозаменяемостью зависимых и независимых переменных. Например, «интерес к местной политике» измеряется с помощью индикатора «просмотр телепередач местного телевидения». Но возможна и обратная зависимость: интерес к политическим передачам будет иметь тот человек, который интересуется местной политикой.

Или, например, готовность участвовать в выборах заставляет человека читать и смотреть политические новости. Но и наоборот: просмотр местных новостей заинтересовывает человека в участии в выборах.

Число формативных индикаторов, необходимых для определения зависимой переменной точно не фиксируется.

Формативные индикаторы. Это индикаторы, значения которых детерминируют, определяют значение зависимой переменной. Их число точно определено, отказ от одного из них ведет к ущербности в определении основного понятия – зависимой переменной.

Задание 5

Укажите формативные индикаторы профессионального статуса журналиста.

Существуют следующие правила подбора индикаторов:

1. Использовать индикаторы, уже применявшиеся в ранних исследованиях.

2. Стремиться проверить индикаторы в проверочных исследованиях – пилотажных, в пробных интервью.

3. Но главное требование: индикаторы должны быть направлены на проверку гипотезы. Осуществляя операционализацию, следует иметь ввиду конечный результат исследования: что именно предполагается анализировать в отчете по его результатам.

Таким образом, результатом операционализации становится создание системы индикаторов. Именно независимые переменные, индикаторы ложатся затем в основу вопросов анкеты. Поэтому следующий шаг в проведении количественного опроса по результатам операционализации – подготовка опросного листа, анкеты.

Подготовка методического инструментария

социологического опроса

в исследовании массовых коммуникаций

Подготовка методического инструментария предполагает в первую очередь создание опросника – анкеты (кроме анкеты к методическому инструментарию исследования относятся разного рода иллюстративные, наглядные материалы, используемые в ходе опроса). Создание анкеты становится возможным в результате концептуализации и операционализации основных понятий.

Опросник (анкета) – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, раскрывающая содержание проблемы.

Опрос доставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания, мнения, отношения и поведенческие отчеты.

Факты – например, выписывает ли респондент газеты, есть ли у него телевизор и т.д.

Знания – это суждения респондентов о фактах окружающего мира, например, о наличии тех или иных телепередач в сетке вещания.

Мнения – это устойчивые ориентации респондентов, оценка вещей в их значимости для них, например, суждения о качестве телепрограмм, фильмах, книгах и т.д.

Отношения – это суждения респондентов о своих поведенческих предпочтениях, например, о том, какие телепрограммы они предпочитают смотреть, какие газеты читать. Причем, мнения и отношение могут не совпадать. Зритель может низко оценивать ту или иную тепередачу, ее художественный и нравственный уровень, но с удовольствием смотреть ее каждый вечер.

Отчеты – это утверждения респондентов как они поступают в том или ином случае, например, информация о том, какие телепередачи смотрит или какие газеты читает респондент.

Создание анкеты опирается на концепцию, согласно которой всякая операция измерения, в конечном счете, определяется как приписывание чисел вещам (свойствам, событиям). При этом отношения между числами отражают, представляют отношения между вещами. Таким образом, измерение представляет определенные свойства в виде чисел, поддающихся суммированию, сравнению и т.д.

Рассмотрим основные типы формулировок вопросов.

По уровням измерения выделяют:номинальные измерения, т.е., отнесение объектов в классы.Илиординальные измерения, т.е. упорядоченные по степени выраженности свойства или признака, выраженности меры.

Ординальное измерение позволяет формулировать ранжированные суждения (выражаемые, например, «в какой мере…?», «в какой степени…?» или в числовом выражении, например от 1 до 5).

Вопросы могут быть, также: открытые, закрытые, полузакрытые. «Закрытые» вопросы предполагают предложение в опроснике респонденту вариантов ответов. Открытые вопросы предполагают самостоятельные ответы респондента. Полузакрытые вопросы предполагают, наряду с вариантами ответов, одним из пунктов предоставление респонденту высказать мнение, не отраженное в этих вариантах.

Еще один тип вопросов: альтернативные (ответы взаимоисключающие), например: «Выписываете ли Вы газеты?», и неальтернативные, предполагающие несколько вариантов ответа Например: «Какие газеты Вы выписываете?».

В опроснике целесообразно предусматривать спасительный пункт – «затрудняюсь ответить».

К самой формулировке вопросов предъявляются определенные требования, например:

  1. Формулировки должны быть ясными, понятными и в то же время достаточно краткими, лапидарными.

  2. Следует, с одной стороны, избегать сленга, а с другой – избегать специальных терминов. Нельзя допускать смешение собственного исследовательского вопроса с вопросом к респонденту, не переведя свой вопрос на его язык.

  3. Вопрос не должен быть многозначным. В нем не должно быть более двух логических оснований. (Например: «Читаете ли Вы местную прессу и смотрите ли передачи местного телевидения»?)

  4. Следует избегать подталкивающих вопросов, избегать использовать оценочные суждения. (Например: «Читаете ли Вы газету «N», относящуюся к «желтой прессе»?)

  5. Следует соблюдать необходимую детализацию (например, в вопросе: «Читаете ли Вы детективы?», необходимо уточнить, к какому периоду относится Ваш вопрос.

  6. Ответ и вопрос должны составлять один смысловой ряд.

Опросник предполагает расположение вопросов в определенной композиционной последовательности, в анкете должна прослеживаться логика. Ажна также эстетическая сторона оформления. Обязательно в начало опросника следует поместить пояснительную записку, включающую объяснение кто и с какой целью проводит опрос, как заполнять анкету, является ли опрос анонимный и т.д.

Следует предусмотреть в опроснике смысловые блоки, а также, – фильтры.

Важная проблема – количество вопрос. В обычном опросе желательно, что это число не превышало 40–60, а в телефонном – 20–30.

Следующий вопрос, на который следует ответить в ходе создания программы исследования: «Кого опросить?». Для этого создается выборка.

Создание выборки исследования

Территориально или социально локализованные группы населения, мотивы поведения которых необходимо выяснить в процессе исследования, называются генеральной совокупностью.Это могут быть читатели газеты, избиратели на территории населенного пункта, жители города и т.д.

Важно помнить, что речь идет об идеальной генеральной совокупности. Например, 198 262 избирателя 7 марта будет отличаться от генеральной совокупности 14 марта – в день выборов (кто-то уехал в отпуск, кто-то вернулся из командировки и т.д.)

В том случае, если есть возможность опросить всю группу, такой опрос называется сплошным. Например, при изучении информационных ориентаций студентов конкретного вуза, факультета, курса. Но в этом случае нельзя распространить полученные результаты на боле широкую совокупность, например, на все студенчество города.

Но чаще всего технически опросить всю генеральную совокупность – например, всех жителей города или страны – невозможно. Для решения этой проблеме в арсенале социологии есть приемы выборки. Выборка – это процедура отбора для опроса респондентов из генеральной совокупности по определенным правилам. Группа респондентов, отобранная для опроса, называется выборочной совокупностью.

Выборочная методика опроса исходит из предположения, что люди, которых предстоит опросить, несмотря на неповторимую индивидуальность обладают сходными чертами. Пол, возраст, образование, уровень дохода, национальность, профессия, место жительства – факторы, которое делают людей похожими друг на друга. Значит, есть возможность отобрать группу, которая по этим параметрам воспроизводит часть населения, мнение которой следует узнать.

Причем не нужно стремиться делать эту группу как можно большей. Главное в выборочном методе – не сколько опросить, а кого опросить, создать репрезентативную выборку. Считается, что впервые это наиболее точно удалось осуществить американскому исследователю Гэллапу в 1936 г. Именно он считается основателем выборочного метода опроса.

Главное требование к выборочной совокупности – репрезентативность, или представительность. Она должна воспроизводить генеральную совокупность по основным параметрам, является микромоделью генеральной совокупности.

Какое число респондентов должно быть отобрано в выборочную совокупность? Здесь нет однозначного ответа. Главное требование к объему выборки – обеспечение репрезентативности.

Что касается упомянутых правил выборки, то здесь можно назвать три основных типа выборки. Случайная, квотная и смешанная. Выбор той или иной определяется целью исследования и банком данных, исходной информацией, которой располагают социологи.

Случайная выборка (вероятностная) представляет отбор респондентов в выборочную совокупность на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности каждому элементу генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых.

Условием такой выборки является наличие списка генеральной совокупности. Для отбора которых в выборочную совокупность используется техника неукоснительности шага отбора или таблица случайных чисел. К сожалению, не всегда есть в наличии банк статистических данных для осуществления случайной выборки.

В этом случае можно использовать разновидность случайной выборки – территориально-случайную выборку. Это случайный отбор респондентов по месту проживания (населенный пункт разбивается на участки, выбор из них, улицу, дом и т.д.).

Квотная выборка – отбор респондентов в выборочную совокупность с заданными параметрами, отражающими генеральную совокупность. Например, – отбор по полу, возрасту, роду занятий, образованию. Недостаток квотной выборки – возможная определенная доля ошибки в выборах параметров. Существует проблема недостаточности статистической информации.

Соблюсти необходимую репрезентативность позволяет дополнение квотной выборки элементами случайной выборки. В этом случае задается квота, но отбор респондента осуществляется случайным образом на основе случайной территориальной выборки.

Осуществив выборку можно приступать к опросу, но предварительно нужно выбрать его форму.

Форма опроса достаточно многозначное понятие, ее типологизацию можно осуществить по разным основаниям.

В зависимости от техники следует различать анкетирование – самостоятельное заполнение респондентом ответов на вопросы опросного листа – и интервьюирование – заполнение опросника интервьюером со слов опрашиваемого.

К интервьюеру и технике интервьюирования предъявляются достаточно высокие требования, например, умение расположить респондента, не влиять на его ответы и т.д.

Разновидностью интервьюирования выступает телефонный опрос. Разновидностью анкетирования – почтовый опрос – в форме рассылки писем респондентам (а также, телеграфный, телетайпный опросы, опрос в Интернете). У каждой формы опроса свои достоинства и недостатки.

В зависимости от способа организациивыделяют перекрестный или мониторинговый опросы.

При перекрестном опросе сбор данных производится только один раз. Описываются мотивы поведения групп населения в строго определенный момент времени. Но нет возможности видеть развитие мотивов поведения этих групп во времени.

При мониторинговом исследовании сбор данных проводится более одного раза. Его основные виды: трендовое, панельное.

В трендовых опросах в разное время опрашиваются члены разных выборок, но при этом члены одной группы и их мотивы поведения отражают поведение группы в целом. Например, во время выборов – отслеживаются изменения электоральных настроений в зависимости от публикаций в СМИ.

Панельный опрос предполагает, что в разные моменты опрашиваются одни и те же лица, но в разное время. Этот метод наиболее эффективен при изучении рейтингов телепередач и телеканалов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комитет по средствам массовой информации и полиграфии Ханты-Мансийского автономного округа Писатели Югры биобиблиографический указатель 2003

    Библиографический указатель
    Писатели Югры: Биобиблиогр. указ. / Комитет по СМИ и полиграфии, Гос. б-ка ХМАО; Сост.: С. Ю. Волженина и др.; Авт. вступ. ст. Н. И. Коняев.– Екатеринбург: , 2003.
  2. Ханты-мансийского автономного округа – югры (6)

    Документ
    Краеведческий календарь: юбилейные и памятные и даты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2011 года / Департамент культуры Ханты-Манс. авт. окр.
  3. Ханты-мансийского автономного округа – югры (9)

    Документ
    Краеведческий календарь: юбилейные и памятные и даты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2011 года / Департамент культуры Ханты-Манс. авт. окр.
  4. Ханты-мансийского автономного округа — югры отчёт

    Автореферат диссертации
    Стариков В.П., доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой зоологии и экологии животных СурГУ — ответственный исполнитель разделов «Млекопитающие», «Пресмыкающиеся» и «Земноводные».
  5. ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2006 г

    Документ
    Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, распоряжения Правительства автономного округа от 26 июня 2006 года N 246-рп ";О проведении научно-исследовательской
  6. Государственная центральная ХАНТЫ-МАНСИЙСК

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель включает литературу (книги, статьи из сборников и периодических изданий) о городе Ханты-Мансийске. В основу легли публикации окружной газеты за период с 7 июля 1931 г.
  7. Государственная центральная ХАНТЫ-МАНСИЙСК

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель включает литературу (книги, статьи из сборников и периодических изданий) о городе Ханты-Мансийске. В основу легли публикации окружной газеты за период с 7 июля 1931 г.

Другие похожие документы..