Главная > Документ


7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г. являются:

1. содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира;

2. выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения;

3. большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс;

4. в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.

5. на основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по географии для основной школы.

ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

Личностные, направленные на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения и включающим:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.

Метапредметные, которые заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты по географии направлены на:

1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8. формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.

Нормативные - правовое обеспечение деятельности учителя географии

1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от

9 марта 2004 г. № 1312).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»

/dok/fgos/7195 ,

/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html

4. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ)

/work/obr/dok/obs/8267). Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках федеральных перечней» – /asp .

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» /dok/fgos/7195 ,

/files/materials/7195/1897.pdf .

6. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

7. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

В соответствии с ФГОС основного общего образования начальный курс географии будет изучаться в 5 – 6 классах, что, несомненно, решит проблему повышения познавательного интереса к учебной дисциплине.

Для общеобразовательных учреждений РСО-А на изучение географии отводится следующее количество часов в неделю по классам:

Место предмета в учебном плане

География является обязательным для изучения учебным предметом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 7, 8 и 9 классах – по 70 часов, из расчета 2-х часов в неделю.

Распределение количества часов на изучение географии по годам обучения представлено в таблице:

Учебные предметы

 

 

Классы

(количество часов в неделю)

всего

5

6

7

8

9

География

 

1

2

2

2

7

В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов учебного предмета «География» в 6 классе перенесены в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности.

География не относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов федерального компонента государственного стандарта среднего (полного ) общего образования: она включена в перечень учебных предметов по выбору на базовом или профильном уровнях в зависимости от профиля обучения. Количество часов на изучение географии на базовом и профильном уровнях представлено в таблице:

учебный предмет

Количество часов за два года обучения (10-11 классы)

Базовый уровень

Профильный уровень

география

70 (1 час в неделю)

210 (3 часа в неделю)

На этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне отведено 70 учебных часов на изучение географии за два года обучения – в 10 и 11 классах (по 1 часу в неделю).

Особенности преподавания географии в 2011-2012 учебном году. Необходимо обратить внимание на следующие особенности в преподавании географии в 2012-2013 учебном году:

1. В инвариантной части БУП-2004 г. выделяется не менее 10% учебного времени на изучение регионального компонента, который предоставляет большие возможности для изучения своей республики в отдельных курсах географии (34 часа - 8, 9 классы).

2. В условиях быстро меняющейся образовательной среды сформулированы общие требования к уровню подготовки выпускников. Среди них важнейшие умения:

- отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях;

- систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию;

-оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;

- искать решения географических задач и проблем;

- выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий.

3. Географические знания способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально- трудовой и бытовых сферах.

Формирование этих компетентностей происходит в условиях перехода на новые стандарты при использовании в практике преподавания современных педагогических технологий – информационной, проектно-исследовательской, модульной, технологии критического мышления, дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др.

На этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне ФБУПом отведено 70 учебных часов на изучение географии за два года обучения – в 10 и 11 классах. На изучение географии на профильном уровне федеральный базисный учебный план отводит 210 учебных часов за два года обучения в 10 и 11 классах. Для профилирования географии в старших классах имеется значительный объем резервного времени, который составляет 30 часов и предусматривает вариативность включения географии в социально-экономический и естественно - географический профили. В связи c этим, при организации профильного обучения определенной специализации резервное время может перераспределяться между отдельными модулями содержания для более глубокого их изучения. Федеральный компонент образовательного стандарта по географии содержит: стандарт для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по географии представляет собой обобщенное содержание географического образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум по географии представлен в форме набора предметных тем, объединенных в крупные блоки содержания. Они включаются в обязательном порядке в основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Требования к подготовке выпускников по географии представляют собой установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Выбор методики преподавания географии в новых условиях определяется

некоторыми общими принципами:

- переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

- переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять,

самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

- вариативность образования;

- приближением географического образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни. В этой связи на первый план в содержании географического образования, в требованиях к подготовке выпускников по географии в основной и старшей школе вышли умения и навыки, и приобретает практико-ориентированное направление. Это необходимо для того, чтобы теснее увязать содержание учебной географии с реальными проблемами сегодняшнего дня и решениями практических задач, связанных с реформированием России, в том числе преобразованием ее географического пространства.

Учебно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплекс по предмету

Программы:

1. Примерные программы основного и среднего (полного) образования по географии, рекомендованные Минобрнауки РФ от 07.07.05. г. № 03-1263.

2. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы // Под редакцией В.П. Дронова – М.: Вентана – Граф , 2008.

На основании письма Министерством образования и науки РФ от 07.07.05 г. № 03-1263 и в связи с переходом на ФГОС нового поколения учителям географии рекомендуется использовать примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки РФ.

Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, раскрывают неиспользованные резервы в структуре содержания и организации обучения. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариантивности образования – с одной стороны и его стандартизации – с другой. Учебное время на изучение разделов программ является примерным и рассчитано по ступеням образования.

Учебно-методический комплекс по географии подготовлен единым авторским коллективом и рекомендован (допущен) Министерством образования и науки РФ. По всей линии учебников прослеживается преемственность в развертывании содержания, системы вопросов и заданий от одного учебника к другому.

Классическая линия, соответствующая :

1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. 6 класс. – М.: Дрофа.2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География .7 класс. – М.: Дрофа.3.  Баринова И.И. География России. 8 класс. – М.: Дрофа.4.  Дронов В.П., Ром В.Я. География России. 9 класс. – М.: Дрофа.
Учебники для X – XI классов:
1.     Холина В.Н. География (профильный уровень). – 10. – М.: Дрофа.
2.     Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). – 10 – 11 . –М.: Просвещение.
3.     Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10. – М.: Просвещение.
4.     Бахчиева О.А. / под ред. Дронова В.П. География (базовый уровень) 10. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
Линия учебников издательства «Русское слово»

(отражают современные тенденции развития школьной географии):

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.География. 6 кл. Русское слово.

2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.География. 7 кл. Русское слово.

3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.География. 8 кл. Русское слово.

4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. 9 кл. Русское слово.

Линия учебников издательства ВЕНТАНА-ГРАФ

(отражают современные тенденции развития школьной географии):



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  2. Методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО «О преподавании информатики в начальной ... наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику целесообразно ... для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного ...
  3. Методическое письмо (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  4. Методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ образовательной области «Искусство» ... классы» оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. ... . М., 1997 г. Рябцев Ю.С. «Методическое пособие и программа школьного курса по ...
  5. Методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного ... основные функции: информационно-методическая функция позволяет всем участникам ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием ...
  6. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... , утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым. Методическоеписьмо Об использовании результатов единого государственного ... творческих письменных высказываний. Таким образом, методическоеписьмо может содействовать совершенствованию преподавания иностранных ...

Другие похожие документы..