Главная > Документ


Изучение раздела “Человек и его здоровье” курса биологии создает возможности для раскрытия физико-химических основ процессов жизнедеятельности человеческого организма на основе межпредметных связей с курсами физики и химии, изучаемых в основной школ. Наиболее значимыми для изучения биологии становятся понятия, с которыми учащиеся уже познакомились в курсах физики (масса, сила, вес тела, работа, давление, атмосферное давление, диффузия, глаз как оптическая система и др.) и химии (атомы и молекулы, химический элемент, строение молекул, химические реакции, ионы, кислород, вода, азот, водород, углерод, химическое загрязнение окружающей среды и др).

В старшей профильной школе прослеживаются межпредметные связи курса биологии с другими курсами физики, химии, географии.

По-прежнему существует проблема реализации межпредметных связей между курсами химии и биологии в старшей школе: изучение ряда понятий, связанных с особенностями строения молекул органических веществ, начинается в курсе биологии, предваряя их формирование в курсе органической химии. В старшей школе на базовом уровне это несоответствие устраняется за счет исключения из стандарта сведений о строении молекул органических веществ. В профильных классах эта проблема остается актуальной и решается путем опережающего изучения соответствующего материала в курсе биологии.

В стандартах повышен воспитательный потенциал содержания биологического образования за счет отбора содержания, значимого для формирования общей культуры, адекватного поведения в окружающей среде, сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих, а также природной среды, то есть составляющие основу воспитания экологической, гигиенической и генетической грамотности. В содержание стандартов основной и старшей школы включены сведения о современной естественнонаучной картине мира, роли биологических теорий, идей в формировании научного мировоззрения.

Личностно ориентированный подход реализован за счет включения в образовательные стандарты системы знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованных в его повседневной жизни, нацеленных на сохранение окружающей среды и собственного здоровья.

В стандартах уделено внимание формированию ключевых компетенций- готовности учащихся использовать освоенное содержание в реальной жизни для решения практических задач, что реализуется через цели, включающие использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, в практической деятельности и повседневной жизни. Для того чтобы успешно ориентироваться и найти  место на современном рынке труда, необходимо  владеть компетентностью, как предметной (умение добывать и структурировать информацию), так и коммуникационной (способность устанавливать и поддерживать контакты). В условиях информационной насыщенности общества явлениями массовой жизни стали информационные технологии, поэтому на первый план выступают задачи формирования у учащихся информационной компетентности.

С материалами по стандартам второго поколения можно ознакомиться на сайтах http://www.standart.edu.ru, http://www.mov.gov.ru/pro/fgos

V. Рекомендации по использованию УМК

Для преподавания курса «Биология» в соответствии с образовательными стандартами могут использоваться учебно-методические комплекты по биологии из Республиканского перечня учебных изданий для общеобразовательных учреждений РСО - Алания на 2012-2013 учебный год.

Формирование ключевых компетентностей у учащихся – основное требование ФГОС. В свете этих требований обобщенная модель учебника должна отражать: фундаментальное ядро содержания, функционально значимые, культурологические оболочки, аппарат ориентировки и организации усвоения, соответствующие возрастным особенностям и современному образовательному процессу.

При соотнесении содержания учебника и Примерной программы учитель определяет недостающий и избыточный информационные материалы, необходимые дополнительные справочные и учебные материалы и составляет рабочие программы курсов.

Перегрузка учащихся избыточным информационным материалом не допускается.

При реализации учебного предмета в рамках отдельной ступени общего образования не могут использоваться учебники разных авторских линий.

Учителя школ, начинающих реализацию обучения по ФГОС, прошли курсовую подготовку на базе СОРИПКРО « Методическое сопровождение введения ФГОС». Педагоги этих школ, начиная обучение биологии с 5 класса, самостоятельно выбирают из двух вариантов линий обучения: линейную – рекомендуемый учебник 5-6 класс Введение в биологию (авт. Сухова Т.С, Строганов В.И.) или концентрическую - учебник Биология 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев, Корнилова О.А.). Эти учебники начинают УМК, отражающие фундаментальное ядро содержания ФГОС( полностью линии представлены в гл.III)

В 2012-2013 учебном году учащиеся 5–9 классов продолжают изучение Природоведения и Биологии по программам и учебникам, соответствующим концентрическому построению школьного курса, в соответствии с Федеральным компонентом базисного учебного плана 2004 г. Это три авторские линии УМК, которые вошли в федеральный перечень учебников:

I линия: авторы А. А.Плешаков, В. И. Сивоглазов (Н. И. Сонин), В. Б.Захаров

II линия: авторы Т. С. Сухова, И. Н. Пономарева, В. М. Константинов и др.

III линия: авторы В. М. Пакулова, В. В. Пасечники др.

В образовательных учреждениях, где в 10-11 классах реализуется Примерная программа по биологии базового уровня, рекомендуется использование УМК двух авторских линий:

I линии (авт. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И.), учебник Сивоглазова В. И., Агафоновой И. Б., Захаровой Е. Т. Общая биология. 10–11 классы: для базового уровня. М.: Дрофа, 2008.

II линии (авт. Пономарева И. Н. и др.), учебник Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Лощилиной Е. Н. Общая биология. 10 кл.: М.: Вентана-Граф, 2008, и учебник Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Лощилиной Е. Н. Общая биология. 11 кл. М.: Вентана-Граф, 2008. Данные учебники завершают линию И. Н. Пономаревой.

Все представленные учебники предмета Биология могут рассматриваться как системообразующие элементы открытой информационно- образовательной среды ( ИОС), определяющие компетентностное освоение содержательного ядра биологии в соответствии с принципами интерактивности, рефлексии, комбинированного использования различных форм, методов обучения. В учебниках для старшей школы формирование компетентностей « учиться» может быть представлено в виде работы с терминологическим словарем, с научными понятиями, отражения в виде иллюстраций.В учебниках отобран обязательный материал, чтобы избавить учащихся от второстепенных малозначимых сведений, а сложные вопросы изложить доступным языком. Все учебники написаны с учётом возрастных особенностей учащихся. Учителя и методисты отмечают высокий уровень методического аппарата учебников.

К каждому учебнику издаются методические пособия и рабочие тетради для учителя. В помощь учителю издаются дидактические карточки и тетради для оценки качества знаний. Особенно эффективно их использование при проведении фронтальных опросов. Для организации самостоятельной работы учащихся изданы дидактические материалы - «Биологические лабиринты» и «Биологические карты» для 5 – 7 классов. Они помогут учителю разнообразить работу в классе, быстро определить уровень знаний школьников. В комплект к учебникам создан УМДК, которое содержит примерное тематическое и поурочное планирование курса на базовом уровне, дневники учеников, подробные поурочные рекомендации;

В образовательных учреждениях, где реализуется Примерная программа по биологии профильного уровня, рекомендуется использовать УМК линий - авт. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И(10-11 класс) и авт. Пономарева И. Н. , Корнилова О.А., Симонова Л.В.( 10-11 класс)

Общая биология. 10 класс. Ч. 1 / под ред. проф. В. Б. Захарова. М.: Дрофа, и в 11 классе - учебник Захарова В. Б., Мамонтова С. Г., Сонина Н. И. Общая биология. 11 класс. Ч. 2 / под ред. проф. В. Б. Захарова. М.: Дрофа.

Также для классов, изучающих биологию на профильном уровне рекомендована новая учебная линия под ред. Пономарёвой И.Н. ( изд. Вентана- Граф):

Биология.Профильный уровень. 10класс. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова. Изд. Вентана - Граф; Биология. Профильный уровень.11 класс. И. Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова. Учебная линия хорошо отработана и соответствует всем требованиям современного преподавания биологии и , как показывает практика, очень эффективно может использоваться для подготовки к ЕГЭ по биологии.

В качестве дополнительного УМК рекомендуется учебник «Общая биология» под ред. акад. В. К. Шумного, проф. Г. М. Дымшица и проф. А. О. Рувинского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2006.

Тематическое планирование профильного курса биологии должно быть ориентированно на примерную и авторскую программу.

VI. Внеурочная деятельность с учащимися

Основу внеурочной деятельности с учащимися составляет работа с одаренными и мотивированными детьми, в воспитании у них навыков научной и творческой работы по предмету. Овладение учащимися основами методов научного познания в условиях реализации школьной образовательной программы предполагает широкое применение методов учебного эксперимента, наблюдения, исследовательского, проблемного, разнообразных активных методов обучения. Внеурочная деятельность является важнейшим звеном всей работы учителя не только в плане обучения биологии, но и общекультурного развития, воспитания всесторонне развитой личности.

Изучение основ биологической науки должно проходить с использованием большого числа демонстраций, формирующих образные представления о живых объектах и пробуждающих познавательный интерес к изучению живой природы. Подготовка одаренных и мотивированных учащихся к олимпиадам по предмету – одна из наиболее значимых и интересных областей применения педагогического мастерства. На уровне республики, завершающим туром проведения олимпиады по биологии является олимпиада регионального этапа.

VII. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по предмету на ступени среднего (полного) общего образования (ЕГЭ)

Одной из приоритетных задач модернизации системы общего образования является формирование механизмов оценки качества образования посредством создания прозрачной и объективной системы оценки достижений обучающихся. ЕГЭ является основной формой сдачи экзаменов выпускниками. Результаты ЕГЭ становятся основным источником информации о качестве подготовки выпускников, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. ЕГЭ по биологии проводится с целью определения уровня биологической подготовки и их отбора для поступления в образовательные учреждения профессионального среднего и высшего образования.

Перечень элементов содержания, проверяемых на ГИА и ЕГЭ по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии базового и профильного уровней (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

В 2011 году на ЕГЭ по биологии проверялись знания и умения по всем разделам школьной биологии с VI по XI класс. Контрольные измерительные материалы проверяют усвоение школьниками знаний и умений основных разделов курса: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».

Следует также подчеркнуть, что содержание проверки не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.

При выполнении экзаменационной работы выпускники должны показать овладение не только теориями, понятиями, научными фактами, но и разнообразными умениями:

  • сравнивать биологические объекты, процессы, явления, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и направления эволюционного процесса;

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями биополимеров и органоидов клетки, органов, систем органов, движущими силами и результатами эволюции, устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, их приспособленность к среде обитания;

  • анализировать биологические процессы и явления, различные гипотезы происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения;

  • применять биологические знания в практических ситуациях;

  • использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения биологических объектов, процессов, явлений;

  • решать биологические задачи по цитологии, генетике, экологии, составлять схемы скрещивания, цепи питания;

  • обосновывать значение знаний биологических объектов, процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека, роль видового разнообразия, саморегуляции и круговорота веществ, деятельности человека в сохранении равновесия в биосфере.

Учителям биологии рекомендуется внимательно ознакомиться с результатами экзаменов ЕГЭ за 2011 и 2012 год по РФ и республике, чтобы иметь четкое представление о наиболее сложных для усвоения тем биологии, трудных вопросов, наиболее распространенных ошибках, допущенных на экзамене. Рекомендуется обсудить результаты ГИА и ЕГЭ на заседаниях районных, школьных методических объединений учителей биологии. Особое внимание следует обратить на темы разделов «Общая биология» и «Человек и его здоровье»,так какв экзаменационной работе встречается большое количество заданий, контролирующих наиболее существенные вопросы из этих разделов: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, терминов и понятий.

Учитывая анализ результатов на протяжении последних лет, при подготовке к ЕГЭ по биологии следует обратить внимание на закрепление тем, которые ежегодно вызывают затруднения учащихся. Наиболее сложными являются темы:

-химическая организации клетки, обмен веществ и превращение энергии;

-нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования,

-определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса,

- важнейшие ароморфозы у конкретных групп организмов;

-особенности и характеристики фаз митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза,

-характеристики и отличительные особенности биогеоценоза и агроценоза;

-характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

В процессе обучения биологии необходимо уделить особое внимание формированию у школьников умений обосновывать

-объяснять сущность биологических явлений и процессов, проявлений наследственности и изменчивости,

-норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере;

-устанавливать единство органического мира и этапы эволюции органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды;

-выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей

Рекомендуемые материалы для подготовки к итоговой аттестации выпускников за курс среднего (полного) общего образования по биологии в форме ЕГЭ:

1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2008- 20012г. – М.: Центр тестирования Минобразования России,

2. Биология. Система подготовки к единому государственному экзамену (рекомендации и комментарии к выполнению заданий повышенного уровня сложности) /сост. И. П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009-2012г.г..

3. Лернер Г.И. Единый государственный экзамен: Биология. – М.: Просвещение, Эксмо, 2009. – (Репетитор).

4. Захаров В. Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания. 9–11 кл. (Проверь свои знания). / В. Б. Захаров, А. Г. Мустафин. – М.: Просвещение, 2010.

5. Спецификация экзаменационной работы по биологии для выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (текущего года).

6. Требования к знаниям и умениям школьников: дидактико-методический анализ / под ред. А. А. Кузнецова. – М., 2008.

7. Фросин. В. Н. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек / В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

8. Готовимся к итоговой аттестации. ЕГЭ по биологии./Г.С. Калинова,- М. изд. Бином, 2011

9. Отличник ЕГЭ.ФИПИ. /Калинова Г.С./- М. Интеллект - Центр, 2011

10. Биология. Типовые задания для подготовки к ЕГЭ./Воронина Г.А./Астрель2011

Перечень учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях:

  • Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школ/В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева. – М.: Интеллект-Центр, 2006-2011

  • ЕГЭ-2007-2009. Биология: учебно- тренировчные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ; авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова. – М.: Интеллект-Центр, 2007-2011г.

  • ЕГЭ: Биология: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия 1/ Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: Вентана-Граф, 2006-2011

  • ЕГЭ: Биология: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия 2/ Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: Вентана-Граф, 2008

  • ЕГЭ: Биология: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия 3/ А.Н. Мягкова, В.З. Резникова. – М.: Вентана-Граф, 2007- 2011

  • ЕГЭ: Биология: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия 4/ А.Н. Мягкова, В.З. Резникова. – М.: Вентана-Граф, 2007-2011

  • ЕГЭ: Биология: Контрольно-измерительные материалы: Репетиционная сессия 5/ В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева. – М.: Вентана-Граф, 2006-2011

VIII.Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ по биологии

Примерными программами по биологии определен минимум лабораторных и практических работ. При составлении календарно-тематического планирования необходимо соотнести лабораторные и практические работы авторских линий и рабочих программ

Лабораторные и практические работы по биологии делятся на две группы:

  1. Направленные на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов деятельности;

  2. Направленные на определение уровня готовности на практике применять полученные знания.

Особое предпочтение следует уделить второй группе работ. Актуальными, в свете требований ФГОС, становятся экскурсии, полевые лабораторные работы, пришкольные опытные участки. В проведении практикумов значение имеет грамотное использование оборудования, в том числе и широкое применение виртуальных возможностей информационных средств обучения: показа электронного уровня микроскопии, редких организмов или природных событий и т.д. При проведении лабораторной работы или ее элементов в ходе комбинированного урока, оценки могут выставляться избирательно на усмотрение учителя или всему классу.

В примерных программах по биологии прилагается примерный перечень лабораторных работ.

IX.Интернет – ресурсы по предмету

1.@-mail:biologia@schoolpress.ru-аннотации к УМК, рекомендации по использованию дополнительных УМК, разработки уроков, возможность публикации собственных материалов.

2.www.1september.ru-первая в России ежедневная педагогическая лента, полнотекстовые версии педагогических и методических изданий, газет, в помощь учителю тематические подборки статей по разделам школьной программы.

3.- сайт экологического Центра «Экосистема», возможность обсуждения проблем экологического воспитания учащихся, знакомство с методиками организации научной детской творческой деятельности ( А.С. Боголюбов, кандидат биологических наук, профессор Университета штата Монтана, США.)

4.@-mail:infoprosvegion.ru-знакомство с новинками изд. Просвещение, возможность заказа продукции с поставкой.

5.@-mail:sales@edu-media.ru- производитель и дистрибьютор мультимедийной продукции для общеобразовательных школ, широкий выбор учебной и методической продукции.

6.www.eor.gersen.ru.- сайт электронных образовательных ресурсов

7.- федеральный центр цифровых образовательных ресурсов

8.,- единая коллекция цифровых ресурсов

География

Рекомендации подготовлены заведующей учебно-методическим кабинетом географии Дзасоховой Л.К. (rissav@).

География представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Следовательно, география – это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей. К числу основных задач школьной географии предлагается относить формирование умения комплексно рассматривать среду обитания человечества; а также воспринимать мир не как набор отдельных природных и общественных компонентов, а в виде природно-антропогенных, или по-другому природно - общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески, мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Среди ведущих перспективных направлений современного образования следует назвать:

− обновление географического образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1879).

− реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования;

− совершенствование содержания и технологии проведения ЕГЭ по предмету;

− организация работы с одаренными детьми через индивидуальную работу, факультативные занятия, элективные курсы, спецкурсы, а также обучение в заочных школах ведущих вузов страны.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д.А. Медведевым, ставит как одну из важнейших задач обновление содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Поэтому в условиях перехода на ФГОС нового поколения рекомендуется обратить внимание на изучение следующих источников:

1. Матюшкина Л.В., Доценко И.Б. Формирование ключевых компетенций: проблемы и пути решения. – Сайт: .

2. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

3. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

4. Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

5. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 об утверждении ФГОС основного общего образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  2. Методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО «О преподавании информатики в начальной ... наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику целесообразно ... для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного ...
  3. Методическое письмо (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  4. Методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ образовательной области «Искусство» ... классы» оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. ... . М., 1997 г. Рябцев Ю.С. «Методическое пособие и программа школьного курса по ...
  5. Методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного ... основные функции: информационно-методическая функция позволяет всем участникам ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием ...
  6. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... , утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым. Методическоеписьмо Об использовании результатов единого государственного ... творческих письменных высказываний. Таким образом, методическоеписьмо может содействовать совершенствованию преподавания иностранных ...

Другие похожие документы..