Главная > Документ


Биология

Методическое письмо о преподавании биологии в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования составлено заведующей УМК биологии Кантемировой З.А. (zareta2316@mail.ru).

В средних общеобразовательных учреждениях преподавание биологии в 2012-2013 учебном году будет осуществляться в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) /db/mo/Data/d_04/1089.html

3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

/dok_edu.asp

/ob-edu/noc/rub/standart/

/work/obr/dok/obs/1483/

/work/obr/dok/obs/1487/.

4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).

/ob-edu/noc/rub/standart/

/work/obr/dok/.

5. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

/ob-edu/noc/rub/standart/

/work/obr/dok/.

6. Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2011, ЕГЭ-2012.

.

7. Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ГИА-9 – 2010, ГИА-9 – 2012. .

8. Материалы VI съезда Всероссийского педагогического собрания, 31.05.11. Выступление В.В. Путина.

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Примерные программы по учебным предметам в 2-х частях / М.: Просвещение, 2010.

Всем учителям рекомендовано знание материалов Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, примерных программ по биологии.

Цели изучения биологии, в соответствии с ФГОС, ориентированы не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В стандарте, в качестве приоритетов в образовании, обозначены воспитание выпускников, оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки школьников и создание условий для сохранения и укрепления их здоровья,

Перед современным биологическим образованием общество ставит новые задачи. От выпускников средней школы требуется умение ориентироваться в потоке информации, грамотно, ответственно и творчески решать возникающие проблемы сохранения здоровья, экологии, разумного и рационального природопользования, воспринимать любое проявление жизни как ценностное, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя – научить своего ученика грамотно и бережно относиться к живой природе, творчески мыслить, то есть вооружить таким важным умением, как умение жить в гармонии с обществом и природой, уметь находить необходимую информацию, уметь учиться.

В условиях введения Федерального Государственного стандарта в основную школу следует особое внимание уделить вопросам:

− методического, теоретического обновления в подходах, использования педагогических технологий естественнонаучного образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1879);

− в целях повышения качества биологического образования усилить, углубить и расширение реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования;

−систематически вести контроль качества биологического образования в форме рабочего контроля, мониторингов, совершенствование подготовки, содержания и технологии проведения ГИА и ЕГЭ;

− развивать работу с одаренными детьми через расширение сети дополнительного, внеурочного образования, факультативных занятий, элективных курсов, спецкурсов, а также обучения в олимпийских школах, заочных школах ведущих вузов страны,

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.

Важная роль в совершенствовании педагогического мастерства учителя, распространении опыта лучших учителей отводится методическим районным отделам. Методическим районным отделам следует расширять работу по изучению особенностей и задач ФГОС, изучению и распространению опыта лучших учителей, повышению профессионального уровня учителей с использованием методических объединений учителей-предметников, проводимых в форме семинаров, «круглых столов», презентации опыта работы лучших учителей, победителей ПНПО, мастер-классов.

Важными вопросами для изучения, анализа, обсуждения предлагаются следующие

1.Приоритетные направления развития биологического образования в контексте стратегии образования до 2020 года и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», цели, задачи, требования ФГОС.

2.Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках биологии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

3.Обновление содержания и методики преподавания школьного курса «Биология» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

4.Системно-деятельностный подход в организации обучения , метод проектов- важнейшая технология деятельностного, развивающего обучения. Современные педагогические технологии на уроках биологии и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

5.Выбор УМК в условиях введения ФГОС в 5 классах. Учебно-методический комплекс как средство формирования универсальных учебных действий.

6.Приоритетное формирование УУД и метапредметных умений – как результат практико- ориентированного обучения биологии.

7.Изучение и распространение опыта участия учителей биологии и обучающихся в конкурсах с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах (из опыта работы учителей-практиков). Создание условий для развития творческих способностей молодых педагогов в условиях современной школы.

8.Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по биологии. Изучение результатов ЕГЭ по биологии в республике в 2012, 2011 году

9.Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

10.Требования ФГОС к современному оборудованию и роли кабинета биологии в обеспечении нового качества образования.

11.Повышение профессионального мастерства учителя. Распространение опыта лучших учителей.

I. Место учебного предмета «Биология» в федеральном базисном
учебном плане

Биология - важнейшая и неотъемлемая составная частьестественнонаучного образования на всех ступенях обучения.

В рамках общего комплекса естественнонаучных дисциплин биология вносит значительный вклад в формирование целостного знания о живом мире, формирует общую культуру восприятия жизни.

Основные изменения в преподавании биологии в свете ФГОС:

  • Изменение основных целей биологического образования – перенос акцентов с простого формирования суммы знаний на формирование практико - ориентированных, метапредметных , развивающих знаний.

  • Преемственность обучения на трех этапах общего образования - начальном (1-4 кл.), основном (5-9 кл.), среднем (полном) (10-11 кл.).

  • Расширение вариативности содержания изучаемого материала, участие педагога в составлении рабочих программ.

  • Экологизация содержания всех разделов биологии.

  • Использование современных педагогических технологий.

  • Расширение и углубление поискового, исследовательского подхода в процесс обучения биологии.

В условиях перехода всей образовательной системы на использование нового Федерального Образовательного стандарта важнейшим становится вопрос о повышении качества образования. Перед биологическим образованием стоит вопрос повышения качества образования, результатов образования, изменения приоритетов в работе системы образования, школы, каждого педагога. В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Образовательное учреждение должно разрабатывать рабочие программы учебных предметных линий на основе предложенных примерных программ. Задачи школьного биологического образования в свете ФГОС реализуются посредством рабочих программ, в которых отражаются специфика не только региона, но и конкретного ОУ. Рабочие программы составляются на основе нормативов, разработанных Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа – обязательная составная часть основной образовательной программы, составляется учителем на основе примерной программы или авторской программы.

Основные задачи рабочей программы:

- определение совокупности знаний и умений, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения учебного предмета «Биология»;

- раскрытие структуры и содержания учебного материала;

- распределение объема часов учебного предмета «Биология» по темам и видам занятий.

Основные критерии качества содержания рабочей программы.

- соответствовать требованиям ФГОС по учебному предмету «Биология»;

- определять цели изучения и место предмета «Биология» в системе дисциплин, изучаемых согласно учебному плану школы;

- раскрывать содержание курса, последовательность изучения разделов учебного предмета «Биология»;

- определять структуру и содержание учебной нагрузки учащихся в ходе изучения предмета;

- соответствовать требованиям научности в конкретной области знания.

II. Требования к оснащенности образовательного процесса по биологии в 2012/2013 учебном году

ФГОС определяет особые требования к комплекту учебного оборудования кабинета биологии, поэтому современный комплект оборудования кабинета отражает блочно - модульный принцип обучения. Достижение целей биологического образования реализуется адекватными методами и организационными формами, соответствующими идеологии развивающего обучения, методологии деятельностного подхода, личностно ориентированной педагогики, превращающих образование в сферу формирования личности учащихся, освоения ими способов мышления и различных видов деятельности.

Овладение учащимися основами методов научного познания в условиях реализации школьной образовательной программы предполагает широкое применение методов учебного эксперимента, наблюдения, исследовательского, проблемного и других разнообразных активных методов обучения.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (не менее 10% в каждом классе) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, полевых мобильных исследований, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

В 5 классе изучение основ биологической науки предполагает использование большого числа демонстраций, формирующих образные представления о живых объектах и пробуждающих познавательный интерес к изучению живой природы. В примерной программе предусмотрено увеличение числа лабораторных и практических работ, которые целесообразно проводить при изучении нового материала, организуя исследовательскую (не репродуктивную) деятельность учащихся.

Оборудование кабинета позволяет оптимизировать процесс обучения, грамотное использование лабораторного и информационного оборудования значительно повышает уровень качества обученности школьников, поэтому должны быть учтены следующие принципы:

-основным набором является оборудование для базового уровня обучения с возможностью проведения лабораторных и практических работ, а также изучение учебного материала на высоком качественном уровне.

- профильное обучение требует дополнительного модуля оборудования т.к. этот уровень формирует исследовательские навыки, умение работать с современной микроскопической техникой, знание микропрепаратов и техники их приготовления.

Современный кабинет биологии обязательно должен быть оснащен информационными технологиями - мультимедийными программами, электронными справочниками, обучающими программами, которые могут носить дистанционный характер или проблемно - тематический. Кроме того, подобные программы становятся незаменимыми помощниками учителя в организации системы проверки и контроля знаний. Информационное обеспечение включает электронные библиотеки с разнообразными видео- и аудио материалами, отражающими живой мир во всем его многообразии. Такие электронные библиотеки позволяют продемонстрировать микроскопические организмы и технологии генной и клеточной инженерии, генетики и т.д.

При составлении перечня средств обучения для кабинета биологии, в соответствии с требованиями ФГОС, следует принять во внимание:

– приоритет самостоятельной работы учащихся в поиске информации - системы деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе:

– комплексное использование средств обучения:

– формирование различных способов поиска и обработки информации;

– развитие коммуникативных умений учащихся.

III. Варианты организации процесса обучения биологии на базовом и профильном уровнях.

В примерных программах, составленных на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требованиях к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС учитываются основные идеи и положения программы развития УУД, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования. В примерной программе по биологии выделены инвариантная и вариативная части:

  • Инвариантная часть любого авторского курса должна полностью включать в себя содержание примерной программы (180 ч);

  • Вариативная часть включает дополнительное содержание (65 ч).

Основное содержание представлено в виде разделов (180 часов):

  • Живые организмы (115 ч);

  • Человек и его здоровье (50 ч);

  • Общие биологические закономерности (15 ч).

Школы, переходящие в 2012 году на обучение в 5 классах по ФГОС ( экспериментальные школы) могут выбрать линию преподавания биологии:

- Концентрическую-

5 кл. (1 час в неделю) – введение в биологию (+ бактерии, грибы, лишайники) – 35 часов в год

6 кл. (1 час в неделю) – растения- 35 часов

7 кл. (2 часа в неделю) – животные – 70 часов

8 кл. (2 часа) – человек- 70 часов

9 кл. (2 часа) – общие биологические закономерности- 70 часов

-Линейную -

5 кл. (1 час)

6 кл. (1 час)– введение в биологию ( по 35 часов в год)

7 кл. (2 часа) – растения общие

8 кл. (2 часа) – животные + биологические - по 70 часов в год

9 кл. (2 часа) – человек закономерности

Школы, продолжающие работать в соответствии с Федеральным компонентом базисного учебного плана(2004 г.) используют федеральный компонент БУП, в котором не предполагается изучение в начальной школе самостоятельного курса биологии. Сведения о живой природе включены в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир». В 5 классе основной школы предусмотрено обязательное преподавание предмета «Природоведение», на изучение которого отводится 70 часов в год (2 ч. в неделю).

В рамках основного общего образования на изучение биологии отводится 245 часов (6 класс – 35 ч., 7 класс – 70 ч., 8 класс – 70 ч., 9 класс – 70 ч.).

На ступени среднего (полного) общего образования вводятся два уровня изучения биологии: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение биологии отводится 70 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе), на профильном уровне – 210 часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах).

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках уровневой организации и эволюции, поэтому содержание включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому содержание включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на уровне различных биосистем. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего специалиста. В то же время содержание курса биологии ориентировано не на безмерное расширение и углубление биологических знаний и умений, что зачастую наблюдается в ряде биологических профильных школ и классов, где курс биологии приближается к вузовскому курсу, а на качественное освоение сложного материала по общей биологии, на углубление знаний и развитие умений.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Биология не относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, так как в качестве такового представлен интегрированный курс «Естествознание».

Профильные общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Например, «Биология» является профильным курсом в естественнонаучном профиле.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные курсы по биологии могут дополнять и углублять содержание профильного курса; развивать содержание базового курса биологии, обеспечивая дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; способствовать удовлетворению познавательных интересов в области биологии.

В профилях гуманитарной направленности возможен интегрированный учебный предмет «Естествознание».

В базисном учебном плане в старшей школе предусмотрено профильное обучение. Возможны следующие варианты изучения биологии в разных профилях:

1. В профилях, где биология не является профилирующим предметом (физико-математический, социально-экономический, филологический, информационно-технологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный) могут быть следующие варианты:

а) самостоятельный курс биологии не представлен, а изучается интегрированный курс “Естествознание” (по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах);

б) представлен самостоятельный курс биологии наряду с курсами физики и химии по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.

2. В некоторых профилях (физико-химическом и универсальном) предусмотрено изучение самостоятельного курса биологии (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах).

3. В профилях, где биология является профилирующим предметом (химико-биологический, биолого-географический, агро-технологический), на ее изучение отводится по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах.

IV. ФГОС и примерные программы по биологии

Новизна Федерального государственного стандарта по биологии состоит в том, что:

- усилено внимание к изучению методов научного познания на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования путем включения в стандарты содержательного блока “Биология как наука. Методы биологии”;

- включены сведения о современной естественнонаучной картине мира и роли биологических теорий в ее формировании;

- отбор содержания осуществлен, исходя из современных представлений биологической науки о живой природе (жизни) и ее важнейших атрибутах - уровневой (системной) организации, эволюции, адаптации (взаимосвязи живых систем со средой);

- усилена прикладная, практическая направленность содержания курса биологии;

- расширено содержание раздела “Человек и его здоровье” за счет включения в него сведений о социальной сущности человека, его психологии и поведении, здоровом образе жизни и правилах поведения в окружающей среде.

В соответствии с ФГОС, в курсе биологии, который изучается с 5 класса, знания и умения, полученные учащимися на пропедевтическом этапе, получают дальнейшее развитие: конкретизируются, расширяются и углубляются знания о методах биологии; признаках живых организмов, системе, многообразии и эволюции живой природы; взаимосвязях организмов и окружающей среды; человеке и его здоровье. Учащиеся приобретают умения, связанные с проведением простых биологических исследований (наблюдение, проведение опытов, изучение процессов, распознавание, определение принадлежности, анализ и оценка) и формированием информационной культуры (проводить самостоятельный поиск биологической информации).

В основной школе закладываются основы для последующего изучения курса биологии в средней (полной) школе, формируется основная база для знакомства с биологическими теориями и закономерностями. Одновременно уже в основной школе вводится ряд общебиологических понятий: признаки живых организмов; понятие клеточного уровня жизни и его организация; наследственность и изменчивость; селекция и искусственный отбор; учение об эволюции органического мира; понятие об экосистеме и биосфере.

На ступени среднего (полного) общего образования (10-11 классы) обобщаются знания, полученные учащимися в основной школе, расширяется и углубляется их содержание, изучаются теоретические обобщения биологической науки и общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы и присущие биологическим системам (клетка, организм, вид, экосистемы).

При разработке стандартов по биологии учитывалисьмежпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. Для преподавания курса биологии наиболее значимы следующие естественнонаучные понятия, формируемые уже на начальных этапах обучения биологии: неживая и живая природа; явления природы; времена года; погода; состояния воды; Солнце - источник света и тепла; условия жизни на Земле; простые и сложные вещества; примеры явлений превращения веществ - горение, гниение; физические явления - механические, тепловые, световые.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  2. Методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО «О преподавании информатики в начальной ... наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику целесообразно ... для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного ...
  3. Методическое письмо (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  4. Методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ образовательной области «Искусство» ... классы» оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. ... . М., 1997 г. Рябцев Ю.С. «Методическое пособие и программа школьного курса по ...
  5. Методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного ... основные функции: информационно-методическая функция позволяет всем участникам ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием ...
  6. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... , утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым. Методическоеписьмо Об использовании результатов единого государственного ... творческих письменных высказываний. Таким образом, методическоеписьмо может содействовать совершенствованию преподавания иностранных ...

Другие похожие документы..