Главная > Документ


К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

- программы по учебным предметам;

- программы элективных курсов;

- программы факультативных курсов;

- дополнительных образовательных курсов.

Рабочие программы составляются на основе: примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом.

Основные задачи рабочей программы:

- определение совокупности знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся при изучении предмета «физика»;

- распределение учебных часов по темам;

- раскрыть содержание и структуру учебного материала

Примерная структура рабочей программы включает следующие компоненты:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);

- содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины;

- формы и средства контроля;

- перечень учебно-методических средств обучения.

Учитель составляет рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских учебных программ. При этом рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %.

Рекомендации по использованию УМК по физике

В соответствии с образовательными стандартами, для преподавания учебного предмета «физика» используются учебно-методические комплекты по физике из Республиканского перечня учебных изданий, рекомендованных к использованию в образовательном процессе для общеобразовательных учреждений РСО-Алания на 2012-2013 учебный год.

Все УМК основного общего образования составлены на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленного в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Основное общее образование (7-9 класс)

1. А.В. Перышкин (7,8 класс), А.В.Перышкин, Е.М.Гутник (9класс). Издательство «Дрофа». В школах республики не один год преподают предмет «физика» по данным учебным комплектам. В соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования внесены изменения в отдельные параграфы учебников. Достоинствами данных учебников являются ясность, краткость и доступность изложения, подробно описанные и снабженные рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи.

2. А.А.Пинский, В.Г.Разумовский. Издательство «Просвещение».

3. Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов. Издательство «Мнемозина». Учебник проходит апробацию на базе ВЛ, СОШ №42 и СОШ Н.Батако. Все учебники – двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня – прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания также разделены на два уровня сложности. В учебном комплекте большое количество цветных иллюстраций. Учебный комплект состоит из учебника и задачника для каждой параллели. Учебник для 9 класса снабжен материалом для повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации.

4. А.В.Грачев, В.А.Погожев. Издательство «Вентана-Граф». Учебникисозданы как разноуровневые, одинаково интересные и для обычных школьников, и для интересующихся физикой учеников. В содержание параграфов включены комментарии, вспомогательные тексты и разнообразная справочная информация. Все учебные комплекты имеют гриф МОиН РФ «Рекомендовано», внесены в федеральный перечень учебников, прошли авторскую экспериментальную проверку в школах. В комплект входят с учебником - рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и методическое пособие для учителя.

5.Л.С.Хижнякова , А.А. Синявина. Издательство Вентана-Граф. Учебник проходит апробацию на базе СОШ №1 г.Ардона и РФМЛИ. Учебник отличается систематичностью изложения, единством теоретического материала и эксперимента, направленными на развитие исследовательских способностей учащихся. В учебнике предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать познавательный интерес к предмету. Каждая глава начинается с учебной проблемы и заключения. Каждый параграф содержит вопросы для самоконтроля, примеры решения задач, задания творческого характера.

Анализ базы данных УМК показывает, что по республике наиболее востребованным является учебно-методический комплект для 7 – 9 классов Пёрышкина А.В., Гутник Е.М.

Основное полное образование

1. Л.Э.Генденштейн, Ю.И.Дик. Издательство «Мнемозина». Базовый уровень.

Четкая структура учебника облегчает понимание учебного материала. Много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий.

2. О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов , Э.Е.Эвенчик. Издательство «Просвещение». Профильный уровень. Учебники содержат последовательное изложение материала в соответствии с образовательным стандартом, имеется программа, методическое пособие для учителя, дидактический материал по проведению физического практикума, чего нет для учебников других авторов, и сборник задач, позволяющий на высоком уровне готовить учащихся к участию в олимпиадах различного уровня и к подготовке к ЕГЭ. Линия обеспечена программой и поурочным планированием.

3. Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков. Издательство «Дрофа». 5 томов. (профильный уровень) Книга адресована учащимся профильных, физико-математических классов, классов с углубленным изучением физики. В учебнике на современном уровне изложены фундаментальные вопросы школьной программы, представлены основные применения законов физики, рассмотрены методы решения задач.

4. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский Издательство «Просвещение». Базовый и профильный уровни. По данным учебным комплектам работают почти все образовательные учреждения республики.

5. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. (базовый и профильный уровень). Учебник апробируется на базе школы №47.

Учебники отличаются интересным и доступным изложением курса физики на базовом уровне, содержание соответствует образовательному стандарту, в каждом параграфе изложение материала сопровождается цветными рисунками, чего нет в других учебниках физики, выпускаемых другими издательствами. Имеется программа и учебно-тематическое планирование для 10 и 11 классов, выпущенная издательством «Мнемозина» в 2008 году. Материалы учебников позволят ученикам, желающим сдавать ЕГЭ по физике, на достаточно хорошем уровне подготовиться к вступительным экзаменам в вузы (www. mnemozina. ru).

Данные учебные комплекты более полные, отличаются скрупулезным, подробным изложением учебной программы, четкостью и доступностью построения.

6. Грачев А.В., Погожев В.А., Салецкий А.М., Боков П.Ю. (базовый и профильный уровни). Учебник новый, особенно хорошо иллюстрирован и рассмотрен материал по механике,«Кинематика твердого тела». Разобраны по шагам задачи повышенного и высокого уровня сложности. Москва.Издательство «Вентана-Граф».

Анализ базы данных УМК показывает, что по республике наиболее востребованным является учебно-методический комплект для старшей школы под редакцией Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б. и др.

Все учебно-методические комплекты рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень.

Элективный курс

Выбор элективного кур­са позволяет изучать выбранный пред­мет на более углубленном уровне. В настоящее время имеется достаточное количество разработанных элективных курсов по физике, которые учитель может использовать в учебном процессе:

- Программы элективных курсов. Физика. 9 – 11 классы. Профильное обучение / сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2006.

- Физика. 8 – 9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Физика. 10 – 11 классы: сборник элективных курсов / сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Учебное пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.

- Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: Методическое пособие / С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.

- Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Учебное пособие / А.В. Сорокин и др. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

- Сорокин А.В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие / А.В. Сорокин и др. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.

- Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Внеурочная деятельность с учащимися

Овладение учащимися основами методов научного познания в условиях реализации школьной общеобразовательной программы предполагает применение разнообразных методов обучения. Как правило, на олимпиадах успешно выступают учащиеся тех общеобразовательных учреждений, в которых сложилась своя система работы с одарёнными детьми. Работа с одаренными и мотивированными детьми, подготовка их к олимпиадам всех уровней по предмету составляет основу внеурочной деятельности учителя. Это наиболее значимая и интересная область применения педагогического мастерства.

Победителями и призёрами становятся, как правило, учащиеся тех учебных заведений, которые выделяют дополнительные часы на проведение элективных курсов и индивидуальных занятий по физике. Школьники, которые обучаются в профильных физико-математических классах, под руководством учителя дополнительно занимаются в заочных физико-математических школах при ведущих вузах страны (МГУ, МФТИ, МЭИ и др.), а также в используют Интернет.

Рекомендуемая литература при подготовке учащихся к олимпиадам:

- Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана –Граф, 2007.

- Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.

- Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

- Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.

- Козел С.М. «Физика 10-11», издательство «Мнемозина», 2010г.

- ВМК МГУ – школе. «Физика. Сборник задач» ЕГЭ. Олимпиады. Москва. «Бином». Лаборатория знаний. 2011.

Необходимо уделять как можно больше внимания воспитанию навыков научной, проектной, творческой деятельности учащихся. Готовить к участию в конкурсах научно-исследовательских детских работ, тематических научно-практических конференциях по физике, «Колмогоровские чтения», «Шаг в будущее», «Ступень в науку» и т.д.).

Особенности организации оценивания уровня подготовки обучающихся

В связи с тем, что многие выпускники школы выбирают ЕГЭ по физике, учителю рекомендуется осуществлять систематическую подготовку школьников для выполнения различного уровня тестовых заданий теоретического и практического характера. В содержании учебного материала, изучаемого на уроках в 10 -11 классах необходимо особо обращать внимание учащихся на соответствие изучаемых вопросов кодификатору ЕГЭ по физике.

Учителям физики необходимо внимательно ознакомиться с результатами экзаменов ЕГЭ и ГИА по РФ и РСО-Алания, чтобы иметь представление о наиболее сложных темах для усвоения, наиболее распространенных ошибках, допускаемыми учащимися на экзамене.

При подготовке к экзаменам рекомендуем использовать следующую литературу:
- ЕГЭ 2012. Физика. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией М.Ю.Демидовой. Москва. Национальное образование. 2011г.

- ЕГЭ по физике. Готовимся к итоговой аттестации. Е.М.Шулежко, А.Т. Шулежко. Москва. «Бином». Лаборатория знаний. 2011г.

-ЕГЭ 2012. Физика. Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями. Москва. Санкт-Петербург «Просвещение» 2012г.

- ЕГЭ: 2010. Физика. Авт.-сост. В.И.Николаев, М.Ю.Демидова. Москва. «Дрофа», 2010г.

- ЕГЭ: 2011: Физика. авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

- ЕГЭ: 2010: Физика. авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

- ЕГЭ «Физика» - сдаем без проблем. Решение задач частей «В» и «С». Москва, издательство «Эксмо», 2008.

- ГИА – 2011: экзамен в новой форме: 9 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М.Ю.Демидова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

- ГИА – Физика. Сборник экспериментальных заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Москва. Санкт-Петербург «Просвещение» 2012.

- ГИА по физике. Готовимся к итоговой аттестации. Е.М.Шулежко, А.Т. Шулежко. Москва. «Бином». Лаборатория знаний. 2011.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ необходимо учитывать тот факт, что спецификации КИМов в последние несколько лет претерпевали существенные изменения как по содержанию и так и по формам. Увеличено время для проведения экзамена до 240 минут. В заданиях группы «В» предложены 4задания, в которых ответы необходимо привести в виде последовательности цифр (спецификации КИМов на сайте Федерального института педагогических измерений ). В экзаменационной работе используются задания по фотографиям реальных физических опытов, которые диагностируют овладение частью экспериментальных умений.

Изменения в структуре и содержании КИМ ЕГЭ в 2012 году

Содержание экзаменационной работы, общее количество заданий и максимальный тестовый балл оставлены без изменений. Изменена структура варианта КИМ исходя из проверяемых видов деятельности. Часть 3 работы содержит 10 заданий, объединенных общим видом деятельности –решение задач. Из них, 4 задания- с выбором одного верного ответа (А22–А25)и 6 заданий, для которых необходимо привести развернутый ответ (их обозначение в работе: С1; С2; … С6). При этом общее число задач в каждомварианте не изменилось. Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

Рекомендуем систематически применять при текущем и итоговом контроле в течение всего срока обучения технологии и методы, используемые при проведении ЕГЭ, особое внимание, уделив заданиям с кратким и полным ответом.

При подготовке к ЕГЭ большую пользу принесут информационно-аналитические и методические материалы, публикуемые на сайтах:

- Федерального института педагогических измерений ; Кроме того, некоторые задания находятся в открытом сегменте тестовой базы ЕГЭ.

-Министерства образования и науки РФ.

-Методическое письмо федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2011 г. в преподавании физики в средней школе».

-Методическое письмо федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2011года в преподавании общеобразовательных предметов в общеобразовательных учреждениях».

Рекомендуемые сайты и электронные пособия по физике

№№

Направление

Краткий обзор

Адрес

1

Физика для всех

Рассказы о физиках и физике. Концепции преподавания физики в классах гуманитарной направленности. Описания простых экспери­ментов. Идеи для проведения интересных уроков. Сайт учителя С. А. Ловягина.

http://physica-vsem.narod.ru/

2

Физика

Сайт для учащихся и преподавателей физики. На нем размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Эти материалы – для учащихся. Учителя здесь найдут тематические и поурочные планы, методические разработки.

3

Классная физика

Собран интересный материал по школьным темам курса физики. Приведены описания простых опы­тов.

http://класс!ная физика

4

Физика

Данный сайт целиком и полностью посвящён физике. По сути излагаемый здесь материал является учебником по физике. Для более быстрого понимания материала используется большое количество рисунков и интерактивных флэш-роликов.

5

Физика в анимациях

На сайте представлен как теоретический текст по различным аспектам школьной программы по физике, так и видеоролики опытов.

6

Тесты по физике

Обучающие трехуровневые тесты по физике В. И. Регельмана, задачи с решениями.

/

7

Все о космонавтике

Новости в области космонавтики, астрономии и космологии

8

Новости физики

Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состо­яния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук.

/ru/news/

9

Элективный курс

Представлена программа элективных курсов разных направлений

/source/metod_sluzva/dist_fizika.asp

10

ЕГЭ, ГИА

Сайт предназначен учителям и учащимся. На представленных рубриках можно найти нормативные документы, демоверсии, вопросы и ответы и много нужной информации.

www.ege.edu.ru.

11

ЕГЭ, ГИА

Информация о КИМ-ах и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Есть возможность проверить свои знания в режиме онлайн. Данный сайт можно использовать для дистанционного обучения.

12

ЦОР

Один из самых необходимых и интересных для учителя сайтов. Представлены учебные ресурсы, выставленные лучшими учителями и методистами.

13

ФЦИОР

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования

http://fcior.edu.ru



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  2. Методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО «О преподавании информатики в начальной ... наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику целесообразно ... для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного ...
  3. Методическое письмо (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  4. Методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ образовательной области «Искусство» ... классы» оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. ... . М., 1997 г. Рябцев Ю.С. «Методическое пособие и программа школьного курса по ...
  5. Методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного ... основные функции: информационно-методическая функция позволяет всем участникам ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием ...
  6. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... , утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым. Методическоеписьмо Об использовании результатов единого государственного ... творческих письменных высказываний. Таким образом, методическоеписьмо может содействовать совершенствованию преподавания иностранных ...

Другие похожие документы..