Главная > Документ


Физика

Рекомендации подготовлены заведующей учебно-методическим кабинетом физики Гояевой Т.О. ( tinafiz@yandex.ru).

Место предмета в федеральном и базисном учебном плане

Физика ― экспериментальная наука, опытным путем изучающая явления природы. Она дает объяснение наблюдаемым явлениям, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы. Школьный курс физики является основой естественнонаучного образования, способствует: формированию единой физической картины мира, научного мировоззрения, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, привитию им ценностных ориентаций, подготавливает к реальной жизни в условиях современного общества. Роль «физики» непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса.

Российское образование поэтапно переходит на использование нового Федерального Образовательного Стандарта. Идет процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

- быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

- получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

- принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Новый Стандарт направлен на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей.

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход на развивающее обучение. В результате обучения физике учащийся должен не просто освоить школьную программу, а научиться самостоятельно, приобретать и применять знания в любой ситуации.

В связи с этим педагогическим работникам ОУ необходимо:

- непрерывно повышать свой профессиональный уровень;

- осваивать и внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии;

- обеспечивать уровень качественного образования в соответствии с требованиями времени;

- добиваться формирования у учащихся потребности к осознанному получению знаний;

- создавать условия для саморазвития и самореализации личности ученика;

- эффективно и грамотно использовать учебное, лабораторное и информационное оборудование;

- использовать в работе систему контроля знаний учащихся с учетом результатов ГИА и ЕГЭ 2011, 2012г.

Основными документами, регламентирующими деятельность учителя физики в 2012 / 2013 учебном году, являются:

- Приказ Министерства образования РФ №1312 от 9марта 2004г «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования РФ №1089 от 5марта 2004г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ № 03-1263 от 7 июля 2005г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- государственные образовательные стандарты общего образования;

- примерные программы основного общего образования, физика. Естествознание. М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения);

- федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) утвержден для основного общего образования приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17 декабря 2010г. 7.02.2011г.

Цели и образовательные результаты представлены в Стандартах II поколения на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном.

К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Кметапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся - освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

К предметнымрезультатам относятся усвоенные учащимися при изучении предмета физика знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Требования к оснащению образовательного процесса

Для обучения учащихся в соответствии с примерными программами необходима реализация деятельностного подхода, который требует постоянной опоры процесса обучения физике на демонстрационный эксперимент, выполняемый учителем и лабораторные работы, выполняемые учащимися. Овладение учащимися основами методов научного познания в условиях школьной образовательной программы невозможно без наблюдения, исследовательского метода обучения, большого числа лабораторных и демонстрационных работ. Поэтому, главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование. В кабинете физики необходим полный комплект оборудования по физике, обеспечивающий выполнение программ.

Кабинет физики должен быть оснащен:

- комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором и интерактивной доской;

-учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой;

- картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;

- комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.

Комплект современных технических средств обучения, обеспечивает активные методы овладения знаниями. В настоящее время значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий.

Современная информационно-образовательная среда - это система образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях, которая обеспечивает выполнение требований государственного образовательного стандарта к содержанию образования по ступеням обучения, формирует необходимые учебные умения и компетентности, обеспечивает высокое качество учебного процесса.

При использовании технических средств обучения следует учитывать временные ограничения, налагаемыми санитарными правилами и нормами. Число уроков с использованием таких технических средств обучения как телевизор, мультимедийный проектор, интерактивная доска должно быть не более шести в неделю, а с работой учащихся с персональным компьютером – не более трех в неделю.

Продолжительность непрерывного применения технических средств

обучения на уроках

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

При изучении физики на профильном уровне тематические фронтальные комплекты основной школы должны быть дополнены оборудованием, состав которого определяется содержанием лабораторных работ, выбранных учителем, способом организации самостоятельного эксперимента. Снабжение кабинета физики электричеством и водой должны быть выполнены с соблюдением правил техники безопасности.

В кабинете физики необходимо иметь:

- противопожарный инвентарь и аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;

- инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

Составлена номенклатура средств обучения для кабинетов физики согласно Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Перечень необходимого оборудования для оснащения кабинетов физики можно найти в письме Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-417от 01.04.2005     «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно- методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Организация преподавания учебного предмета «физика» на базовом и профильном уровнях

Программы учебного материала по физике составляются в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится объем учебных часов в неделю.

В примерных учебных планах выделяются 2 блока предметов федерального компонента – базовые общеобразовательные предметы и профильные общеобразовательные предметы, предметы регионального компонента и элективные курсы по выбору школьников.

Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в 7–9 классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов за 3 года). На старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физики выделяется не менее 2-х часов в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне (профильный предмет «физика»)  – 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в 10–11 классах).

Изучение физики на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.

Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологичес-кого, агро-технологического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.

В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного курса «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю (210 часов в 10–11 классах). Стандарт по естествознанию разработан и утвержден, существует учебник, соответствующий требованиям стандарта. Так как в настоящее время в школах очень мало учителей, которые были бы подготовлены на должном уровне к ведению интегрированного курса «Естествознание», необходимо организовать подготовку учителей к ведению этого предмета на курсах повышения квалификации в ИПК и в педагогических вузах. В тех случаях, когда школа не обеспечена необходимыми учебниками по предмету «Естествознание» или нет учителей, готовых к преподаванию всего курса, в классах перечисленных выше профилей преподавание соответствующих разделов курса «Естествознание» могут временно вести поочередно учителя физики, химии и биологии. Причем, на изучение физики отводится не менее двух часов в неделю.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, поэтому в стандарте этого уровня не предусмотрены требования по решению задач. В универсальных классах можно изучать физику на базовом уровне, но учащимся, которые собираются поступать в технические вузы, необходимо предоставить возможность «добрать» необходимый для профильного уровня объем часов в рамках специального элективного курса. Три учебных часа в неделю для школьной физики на старшей ступени обучения позволяют научить решать задачи и появляется возможность сдачи ЕГЭ.

Профильный уровеньвыбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию. Ориентиром для приема в профильный класс на старшей ступени обучения являются результаты ГИА и годовые оценки за курс основной школы по предмету. Профильный уровень изучения физики предполагает ответственность школы за стандарт профильного уровня и предоставляет учащимся полноценную возможность подготовиться к сдаче единого государственного экзамена с целью поступления в вузы, где физика необходима для продолжения образования.

В содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике введены элементы астрофизических знаний, необходимые для формирования современных научных представлений о строении и эволюции Вселенной: базовый уровень – «Элементы астрофизики» (6 ч); профильный уровень – специальный раздел «Строение Вселенной» (10 ч).

Стандарт среднего (полного) образования по физике на базовом и профильном уровнях включает шесть предметных тем:

- механика;

- молекулярная физика;

- электродинамика;

- колебания и волны;

- квантовая физика.

- строение Вселенной

При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету и его практическим приложениям, а также желающих сдавать ЕГЭ по физике образовательное учреждение может увеличить число часов на изучение физики путем предоставления возможности выбора элективных курсов.

При большом числе учащихся, желающих изучать физику углубленно, школа имеет право за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на элективные курсы, добавлять к 5 недельным часам на профильном уровне еще 2 часа в неделю на изучение физики. Содержание учебного материала, дополняющего программу по физике профильного уровня, не регламентируется. Ориентиром для учителей физики могут служить авторские программы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением физики, программы элективных курсов по физике.

Набор профильных и элективных учебных предметов на основе базовых общеобразовательных учебных предметов позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Элективныепредметы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять несколько ф у н к ц и й:

– дополнять содержание профильного курса;

– развивать содержание одного из базовых курсов;

– удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников,

- выходящих за рамки выбранного ими профиля;

расширять кругозор, посредством изучения азов астрономии и космологии.

Учителю предоставляется широкая возможность в отборе содержания физического образования в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения потенциальных возможностей и способностей обучаемых, а также особенностей своей методической системы.

Деятельность образовательного учреждения при обучении физике должна быть направлена на достижение личностных результатов:

1. В познавательной сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

2. В ценностно-ориентированной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность.

Выпускник должен уметь прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники ( на базовом уровне – с использованием физических процессов).

3. В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасности.

ФГОС и примерные программы по физике

В 2012-2013 наиболее приоритетным направлением работы методических объединений учителей физики должно стать совершенствование методической деятельности учителя по внедрению федеральных государственных стандартов нового поколения. Работа включает ознакомление с новинками методической литературы, периодическими изданиями, нормативно правовыми документами по введению ФГОС. Рекомендуется ознакомить учителей физики с примерными программами по предмету, составленными на основе фундаментального ядра содержания общего образования.

Отличительные особенности программы для средней школы:

- основное содержание курса ориентировано на фундаментальное ядро содержания физического образования;

- основное содержание курса представлено в двух вариантах для базового и профильного уровней;

- объем и глубина учебного материала определяется содержанием примерной программы, требованиями к результатам обучения, которые различаются на базовом и профильном уровнях и получают дальнейшую конкретизацию в примерном тематическом планировании;

- требования к результатам обучения и примерное тематическое планирование ограничивают объем содержания, изучаемом на базовом уровне, и конкретизируют содержание, изучаемое на профильном уровне.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ и определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования. Она состоит из четырех разделов.

1. Пояснительная записка,в которой уточняются общие цели образования с учетом специфики предмета – его содержания, присущих ему особенностей в формировании знаний, умений, навыков, общих и специальных способов деятельности.

2. Содержание среднего общего образования на базовом и профильном уровнях, которое полностью включает физические знания, представленные в фундаментальном ядре содержания общего образования по физике.

3. Примерное тематическое планирование – предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.

4. Рекомендации по оснащению учебного процесса, в котором дано общее описание материально-технической базы кабинета, приведены требования СанПиН по использованию в учебно-воспитательном процессе технических средств обучения.

С 1 сентября 2011 года введены в действие санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин. На основе предложенных примерных программ ОУ должно разработать рабочие программы учебных предметных линий.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), определяющая содержание, последовательность изучения тем и количестве часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  2. Методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО «О преподавании информатики в начальной ... наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику целесообразно ... для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного ...
  3. Методическое письмо (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  4. Методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ образовательной области «Искусство» ... классы» оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. ... . М., 1997 г. Рябцев Ю.С. «Методическое пособие и программа школьного курса по ...
  5. Методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного ... основные функции: информационно-методическая функция позволяет всем участникам ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием ...
  6. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... , утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым. Методическоеписьмо Об использовании результатов единого государственного ... творческих письменных высказываний. Таким образом, методическоеписьмо может содействовать совершенствованию преподавания иностранных ...

Другие похожие документы..