Главная > Документ


Учебники, входящие в республиканский перечень учебной литературы на 2012-2013 учебном году

(номера указаны по федеральному перечню)

Основное общее образование

Химия

1084

Габриелян О.С. Химия

8

Дрофа

1085

Габриелян О.С. Химия

9

Дрофа

1088

Жилин Д.М. Химия

8

БИНОМ. Лаборатория
знаний

1089

Жилин Д.М. Химия

9

БИНОМ. Лаборатория
знаний

1096

Кузнецова Л.М. Химия

8

Мнемозина

1097

Кузнецова Л.М. Химия

9

Мнемозина

1098

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара
Н.Н. Химия

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

1099

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара
Н.Н. Химия

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

Среднее (полное) общее образование

Химия

2075

Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,
Карцова А.А. Химия (профильный
уровень)

10

Просвещение

2076

Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,
Соловьев С.Н. Химия (профильный
уровень)

11

Просвещение

2077

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия
(базовый уровень)

10

ОЛМА-учебник

2078

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия
(базовый уровень)

11

ОЛМА-учебник

2079

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия
(профильный уровень)

10

ОЛМА-учебник

2080

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия
(профильный уровень)

11

ОЛМА-учебник

2081

Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н.,
Пономарев С.Ю. и др. Химия
(профильный уровень)

10

Дрофа

2082

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия
(профильный уровень)

11

Дрофа

2083

Габриелян О.С. Химия (базовый
уровень)

10

Дрофа

2084

Габриелян О.С. Химия (базовый
уровень)

11

Дрофа

2091

Карцова А.А., Левкин А.Н. Химия
(профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

2092

Карцова А.А., Левкин А.Н. Химия
(профильный уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

2093

Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Химия
(базовый уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

2094

Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н., Шаталов
М.А./Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия
(базовый уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

2095

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара
Н.Н./Под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия
(профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

2096

Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н.,
Левкин А.Н./Под ред. Кузнецовой Н.Е.
Химия (профильный уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ

2100

Кузнецова Л.М. Химия (базовый
уровень)

11

Мнемозина

2101

Минченков Е.Е., Журин А.А.,
Оржековский П.А. Химия (базовый
уровень)

11

Мнемозина

2103

Нифантьев Э.Е. Химия (базовый и
профильный уровни)

10

Мнемозина

В настоящее время для обеспечения единого образовательного пространства в большинстве образовательных учреждений республики преподавание химии в основной и старшей школе (на базовом и профильном уровнях) ведется по УМК О.С. Габриеляна. Ряд ОУ работает по УМК Н.Е.Кузнецовой и экспериментально апробируется УМК Л.М.Кузнецовой.

В республиканский перечень учебной литературы по химии введен УМК Д.М. Жилина, как учебник, соответствующий по содержанию требованиям стандартов нового поколения.

Значительное место в содержании курса и в методике обучения химии отводится химическому эксперименту. Он открывает широкие возможности в плане формирования у учащихся специальных предметных умений по работе с веществами, выполнению химических опытов, безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в повседневной жизни.

Программой курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений предусмотрено проведение учащимися практических работ и лабораторных опытов.

В зависимости от авторской линии, количество лабораторных, практических и контрольных работ варьирует. Однако учителю необходимо ориентироваться на обязательный минимум практических работ, который указан в примерных программах по химии, разработанных к государственному образовательному стандарту основного общего и полного (общего) среднего образования по химии.

Практическая часть программы по химии включает и проведение лабораторных опытов, число и содержание которых приведено впримерных программах по химии.

Учитывая материально-техническое оснащение кабинета химии, учитель может увеличить число лабораторных опытов, например, в сельских школах за счет сокращения демонстраций. Это позволяет сделать небольшая наполняемость классов, особенно в малокомплектных школах.

Записи лабораторных опытов производятся в рабочих тетрадях по химии(название ЛО, ход опыта – краткая запись, наблюдение, вывод).

Выводы о работе учителя по выполнению практической части программы (практических работ и лабораторных опытов) делаются на основании:

  1. Анализа материально-технического оснащения практических и лабораторных работ (наличие наборов раздаточных реактивов по курсу неорганической и органической химии, соответствующих числу учащихся и обеспечивающих самостоятельность выполнения работ).

  2. Изучения журнала (записей проведенных практических работ).

  3. Просмотра тетрадей учащихся для практических работ с отчетами об их выполнении и рабочих тетрадей – для анализа записей лабораторных опытов.

  4. Просмотра и анализа планов уроков учителя.

  5. Беседы с учителем и учащимися.

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005 г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

В целях рационального использования оборудования в кабинете химии, повышения качества преподавания необходимо:

1. Комплексное и эффективное использование средств обучения и учебного оборудования в преподавании предмета.

2. Использование цифровых образовательных ресурсов, за счёт использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода.

3. В календарно-тематическом планировании указывать использование учебного оборудования кабинета химии.

Перечень документов по организации работы кабинета химии
общеобразовательного учреждения

  1. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»;

  2. Трудовой кодекс законов Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;

  3. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила СП 2.4.2. 782-99 (приказ Минздрава РФ от 06.08.99 г. № 309);

  4. Постановление Минтруда РФ от 27.02.1995 г. № 11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда»;

  5. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-03 «О пожарной безопасности»;

  6. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 06.04.2001 г. № 30);

  7. Приказ Министерства просвещения СССР от 10 июня 1987 г. № 127 «О введении в действие Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР»;

  8. Правила техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР (Бюллетень нормативных актов Минпроса СССР № 10, 1987 г.);

  9. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  10. Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

Типовые инструкции и указания к оформлению документации кабинета химии можно найти в следующих периодических изданиях:

1. Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ. //Химия в школе № 1, 2005 с. 50; № 2, 2005 с. 57.

2. Зайцева Г.А. Химический кабинет как творческая лаборатория учителя и учащихся // Химия в школе. 2004. №1.

3. Кабинет химии// Химия: методика преподавания химии.2001,- №6. С.59-76.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) предоставляют учителю уникальные возможности для повышения эффективности учебного процесса при изучении химии. Специализированные возможности ЭОР связаны с реализацией особенностей дидактических задач, решаемых в новой среде обучения. К их числу можно отнести создание и введение в учебный процесс инновационных модулей в изучение химии. Другой, и самый важный момент – необходимо эти модули увидеть и выделить (принцип педагогической целесообразности). Примерами могут стать разработки автоматизированных специализированных баз данных; виртуальных лабораторных практикумов; лабораторий удаленного доступа с реальными приборами; инструментарий для полевых исследований (определители, электронные мини-лаборатории, словари, электронные журналы для наблюдений) и др. Соответствующее программное обеспечение типа математических конструкторов и редакторов сделало возможным появление исследовательской «математизированной» химии, а разнообразные виртуальные конструкторы и моделирующие среды позволили построить принципиально новые ЭУМК по химии, основанные на анализе взаимодействия атомов и молекул.

Использование комплектов датчиков, устройств, специальных приборов, сопрягаемых посредством программного обеспечения с компьютерами, предоставляют обучаемому целый диапазон возможностей для исследования:

  • многократное повторение эксперимента или фрагмента; регистрация его необходимых параметров;

  • визуализация представлений и понятий различными формами предъявления изучаемого материала (графика, цвет, увеличение, динамика);

  • различные виды моделирования;

  • конструирование учебных роботов, имитирующих технические устройства и механизмы.

Информационное моделирование, реализуемое на компьютерах, является одним из наиболее целесообразных и эффективных методов сбора и систематизации информации, выявления факторов, влияющих на анализируемые объекты и процессы, их наглядного представления и обработки данных эксперимента.

Важным в деятельности обучаемого с моделью является процесс ее преобразования с целью изучения ее общих свойств. Состав и характер этих преобразований определяется содержанием самого объекта (будь то атом или макромолекула, химическая установка или модель процесса), однако для этого необходимы знаково-символические средства фиксации этих преобразований. Компьютер при этом является адекватным носителем таких средств. Визуально, необходимые типы преобразований могут быть заданы в виде специальных знаковых моделей или схем действия, осваивая которые обучаемый раскрывает связь между выполняемыми преобразованиями и их реализации в материале модели, соответствующей химической предметной среде. Такая деятельность обучаемого с моделями процессов или явлений возможна при использовании специальных инструментальных программных средств по химии.

В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержание электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –

;

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –

.

Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования (Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 334 Приказ Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»).

Ключевым элементом профилизации школы призвана стать система элективных курсов для учащихся 9-11 классов.

Издательство «Дрофа» выпускает сборники программ элективных курсов всех типов с подробными пояснительными записками, в которых обозначены цели и задачи курса, содержанием курсов, требованиями к результатам обучения, списками литературы:

  1. Программы элективных курсов. Химия. Предпрофильное обучение. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2007.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  2. Методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО «О преподавании информатики в начальной ... наличии материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения информатику целесообразно ... для учителя-предметника. Методическое пособие для системы дополнительного ...
  3. Методическое письмо (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного предмета ... и рефлексивной видов деятельности. (Методическоеписьмо МО РФ « О преподавании учебного ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) ...
  4. Методическое письмо (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    МЕТОДИЧЕСКОЕПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ образовательной области «Искусство» ... классы» оснащена следующими учебниками и учебно-методическими пособиями: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. ... . М., 1997 г. Рябцев Ю.С. «Методическое пособие и программа школьного курса по ...
  5. Методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо О преподавании учебного ... основные функции: информационно-методическая функция позволяет всем участникам ... Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием ...
  6. Методическое письмо об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... , утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым. Методическоеписьмо Об использовании результатов единого государственного ... творческих письменных высказываний. Таким образом, методическоеписьмо может содействовать совершенствованию преподавания иностранных ...

Другие похожие документы..