Главная > Аннотированный список



КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:КОНЦЕПЦИИ, ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНИЯ

Аннотированный список литературы

САМАРА

2009

©

Козина Г.Н,2009

©

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический университет,2009

ВСТУПЛЕНИЕ

Сегодня перед высшим профессиональным образованием поставлена задача подготовиться к выполнению своей миссии по удовлетворению образовательных потребностей общества XXI века.

Образование должно достичь своей главной цели – научить учиться, постоянно повышать свою квалификацию для решения новых задач, выдвигаемых обществом.

Проблемы качества высшего образования в настоящее время приобрели особую актуальность, поскольку от подготовки высококлассных специалистов зависит настоящее и будущее страны.

Качество высшего образования тесно связано с запросами рынка к уровню знаний специалистов, оно должно соответствовать требованиям сегодняшнего дня и отражать достигнутую в обучении степень мастерства владения профессиональной деятельностью.

Аннотированный список литературы ''Качество высшего образования'' содержит информацию об изданиях из фонда НТБ СамГТУ, отражающих современный уровень развития высшего образования, обеспечение и гарантирование качества высшего образования , квалиметрию образования.

В список включены книги, аннотированнные статьи из журналов и полезные ресурсы Интернета по вопросам качества высшего образования.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы качества высшего образования в настоящее время приобрели особую актуальность, поскольку от подготовки высококлассных специалистов зависит настоящее и будущее страны.

1. Ч448.4(2 А-807 Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг .-М. :Центр соц.прогнозирования, 2007.-699 с.

Ч448.0(2 П-791 Сухинин В.П. Проектирование,контроль и управление качеством продукции и образовательных услуг: Материалы 10 Всерос.конф.-семинара (1-2 нояб.2007г.)/Фил.гос.образоват.учреждение высш.проф.образования Самар.гос.техн.ун-т в г. Сызрани;[Ред.кол.:В.П.Сухинин(отв.ред.) и др.].-М.;Тольятти;Сызрань.[Ч.1].-2007.-433 с.

3. Ч448.0(2 П-791 Сухинин В.П. Проектирование,контроль и управление качеством продукции и образовательных услуг: Материалы 10 Всерос.конф.-семинара (1-2нояб.2007г.)/Фил.гос.образоват.учреждение высш. проф.образования Самар.гос.техн.ун-т в г. Сырани;[Ред.кол.:В.П.Сухинин(отв.ред.) и др.].-М.;Тольятти;Сызрань. Ч.2.-2007.-433 с.

4. Ч448.4(2 Ф-481 Фиапшев Б.Х. Образовательные стандарты, автономия высшей школы,академические свободы: Моногр.-М.:Нар. образование, 2007 .-214 с.

5. Авраамов Ю.С. Проблемы оценки качества высшего профессионального образования // Аккредитация в образовании. - 2008. - N 20. Февраль. - С. 51-53 .

Нужна ли российской высшей школе общественно-профессиональная аккредитация? Какая общественно-профессиональная аккредитация нужна? Кто должен ее осуществлять? В каких теоретических и операциональных координатах необходимо действовать? Авторы статьи рассказывают о своем видении этой проблемы. В частности, рассматриваются профессионально важные, наиболее актуальные для работодателей качества выпускников, характеризуемые ими в форме профессиограммы.

6. Бобух Л. В. Информация как продукт и критерий качества образования // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - N 7. - С. 36-39 .

Об обосновании выбора информации в качестве универсальной характеристики, использование которой позволяет графически описывать процессы образования.

7. Болотов В. А. Система оценки качества российского образования/В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. //Педагогика.-2006.-N 1. - С. 22-31.

О формировании независимой системы оценки результатов обучения и качества образования.

8. Васильева Е. Ю. Системный мониторинг качества образовательной среды вуза // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - N 3. - С. 24-34.

9. Воротилов В. Анализ основных подходов к определению качества образования / В. Воротилов, Г. Шапоренкова // Высшее образование в России. - 2006. - N 11. - С. 49-52 .

Анализируются различные исследовательские концепции и научные подходы к пониманию определения качества образования.

10. Гайнуллина Л. Построение вузовской системы гарантии качества образования /Л. Гайнуллина, Ю. Камашева. //Высшее образование в России.-2007.-N 9. - С. 58-63 .

11. Геворкян Е. Н.Типовая модель системы качества: проверка на зрелость // Аккредитация в образовании. - 2007. - N 13. Март. - С. 32-33 .

На очередном заседании Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования рассматривались вопросы типовой модели качества образовательного учреждения (СК ОУ), системы качества образования, системы управления учебным процессом в вузе, качество подготовки специалистов.

12. Гладких Б. А. Может ли Болонский процесс стимулировать повышение качества и эффективности образования в российском вузе // Экономика образования. - 2007. - N 6. - С. 4-15 .

О целесообразности реформы российской высшей школы.

13. Гликман И. Качество образования и этика преподавателя // Высшее образование в России. - 2006. - N 5. - С. 117-121, 2006. - N 10. - С. 45-47 .

Обсуждается проблема качества образования, решить которую можно только при целенаправленных усилиях всех заинтересованных сторон: вузов, работодателей и соответствующих органов власти.

14. Горбашко Е. А. Обеспечение качества высшего образования: перспективы развития // Стандарты и качество. - 2008. - N 11. - С. 68-72 .

Основные параметры качества высшего образования в условиях общеевропейского образовательного пространства. Основные функции независимых ассоциаций обеспечения качества высшего образования. Проблемы адаптации европейской системы контроля качества образования к российским условиям.

15. Грудкина Т. И. Создание системы качества в университете: стратегия, опыт, проблемы //Высшее образование сегодня.-2008.-N 5. - С. 54-58.

16. Гусев Ю. В. Обеспечение качества высшего образования: концептуальная и системная проблема // Качество. Инновации. Образование. — 2007 .— N 3 .—С. 9-20 .

О проблемах качества высшего образования с учетом традиционных ошибок как концептуальной и системной проблемы. Дан анализ качества образования, а также о создании системы менеджмента качества образования.

17. Дворкин Л. Качество образования - забота общая //Стандарты и качество.-2006.-N 2.- С. 64.

Роль стандартов ИСО в развитии качества образования.

18. Денисенко В. А. Инновационный способ оценки совокупного качества учебного процесса вуза //Инновации в образовании .-2006.-N 1 - С. 56-58.

19. Добряков А. А. Экспертно-аналитический метод оценки качества образовательных систем на основе нечетко-множественного подхода / А. А. Добряков, В. М. Милов // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - N 1. - С. 36-41 .

Автор рассматривает метод экспертно-аналитической оценки качества образовательных систем, позволяющей обоснованно свести к минимуму степень субъективизма при оценке качества системы и принятия решений.

20. Дорошенко Ю. И. Контроль качества образования в вузе: системность и противоречия // Университетское управление: практика и анализ.- 2008. - 1. - С.38-41 .

Обзор методов контроля качества образования в вузе.

21. Заика И. Т. Модель оценки процесса управления знаниями / И. Т. Заика, Н. И. Гительсон, Н. Л. Скокова // Стандарты и качество. - 2007. - N 8. - С. 55 .

Технология оценки результативности процесса обучения с целью улучшения качества образования.

22. Золоторев В. С.Качество образования рождает система // Аккредитация в образовании. - 2007. - N 14. Апрель. - С. 37-39 .

Основой успешной деятельности вуза является качество предоставляемых образовательных услуг и подготовка конкурентоспособных специалистов. Для Ростовского государственного экономического университета ";РИНХ"; такая деятельность является аксиомой.

23. Ильинский А. Проблема гарантий качества e-learning-программ // Высшее образование в России. - 2006. - N 4. - С. 47-50 .

Рассматривается проблема гарантий качества образования, получаемого с применением технологий e-learning.

24. Илюшина Е. О Инноватика , качество,стандартизация, образование/Е. О Илюшина, А. Д.Шадрин.//Качество. Инновации. Образование.-2008.-N 9. - С. 2-10 .

Дан анализ роли инноватики и стандартизации в улучшении качества менеджмента и в подготовке специалистов.

25. Карпенко О. М. Доступность высшего образования и финансовые возможности его получения /О. М. Карпенко, М. Д. Бершадская. //Экономика образования.-2008.-N 1. - С. 4-38. Проблема обеспечения доступа к качественному образованию в современном мире.

26. Карпенко О. М. Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования/О. М. Карпенко, М. Д Бершадская, Ю. А. Вознесенская. //Инновации в образовании .-2007 .-N 6. - С. 29-42.

27. Качество образования международная конференция в Самаре // Аккредитация в образовании. — 2008 .— N 25. Октябрь .— С. 54-57.

28-30 мая 2008 года в Самаре состоялась международная конференция ";Системы обеспечения качества в высшем образовании";. На конференции были подведены итоги проекта ";Инновационные технологии обеспечения качества в высшем образовании";.

28. Кельчевская Н. Р. Определение востребованного качества подготовки специалистов - основа эффективной деятельности вуза //Экономика образования.-2006.-N 4. - С.101-107.

О процессе оценки качества подготовки специалистов в вузе.

29. Кириллина Ю. Качество образования как комплексная проблема //Высшее образование в России. - 2006. - N 10. - С. 45-47 .

Обсуждается проблема качества образования, решить которую можно только при целенаправленных усилиях всех заинтересованных сторон: вузов, работодателей и соответствующих органов власти.

30. Кравченко Ю. Качество образования - фактор повышения качества жизни //Стандарты и качество.-2007.-N 6.- С. 20-22.

Основные проблемы российского образования в связи с присоединением к Болонскому процессу.

31. Красильникова Е. В. Оценка качества образования с учетом требований потребителей / Е. В. Красильникова, Т. С. Ванеркина // Экономика образования. - 2006. - N 1. - С. 49-54 .

Потребительские свойства и показатели качества образовательных услуг.

32. Кружалин В. И. Рейтинги и качество образования // Аккредитация в образовании. - 2008. - N 24. Июль. - С. 28-31.

В рамках статьи проводится сравнительный анализ основных глобальных рейтингов, определяющий их достоинства и недостатки, а также обосновывается необходимость создания нового рейтинга ведущих университетов мира на основе формирования системы индикаторов, максимально объективно отражающих качество образования.

33. Кудинова М. М. Совершенствование системы управления высшим образованием в условиях модернизации образования // Образование и общество. - 2008. - N 5. - С. 19-22.

В статье поднимаются общие задачи управления высшим образованием в связи с проводимыми в нем реформами.

34. Лебедев О. Е. Что такое качество образования? : от нового качества общего образования к новым перспективам развития высшей школы // Высшее образование сегодня. - 2007. - N 2. - С. 34-39 .

Анализ состояния проблемы качества образования, критерии оценки и перспективы его улучшения.

35. Маслов Д. Европейская модель повышения качества управления в российском университете/Д. Маслов, А. Мазалецкая, Кэрол Стид. //Качество. Инновации. Образование .-2006.-N 1. - С. 14-18 .

О возможности применения ";Модели совершенствования Европейского фонда управления качеством"; (EFQM Excellence Model) для улучшения системы управления вузом, построения конкурентоспособной организации, ориентированной на удовлетворение потребителей.

36. Маслова Т. От качества образования - к качеству жизни //Высшее образование в России .-2006.-N 10. - С. 66-69.

37. Мелик-Гайказян И. Принципы моделирования уровней образования //Высшее образование в России.-2007.-N 8. - С. 105-109.

Рассматриваются методологические принципы моделирования образовательных уровней.

38. Митрякова О. Л. Содержание образования как базовый элемент качества подготовки профессиональных кадров // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - N 9. - С. 9-15 .

Автор рассматривает вопросы, связанные с повышением качества образования на основе совершенствования образовательного стандарта.

39. Моисеев В. Б. Личная ответственность за качество // Аккредитация в образовании. - 2007. - N 12. Февраль. - С. 34-35 .

В статье рассматривается проблема повышения качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях через создание в вузах системы менеджмента качества (СМК). Дано определение качества образования.

40. Нефедова О. Г.Модель качества профессионального образования в Европейских странах // Аккредитация в образовании. - 2007. - N 13. Март. - С. 46-47 .

Большинство изменений, происходящих в настоящее время в сфере профессионального образования европейских стран, происходит в рамках Копенгагенской декларации. Копенгагенской рабочей группой по качеству образования были рассмотрены различные подходы, в т. ч. механизмы гарантии качества в высшем образовании, инструменты построения систем качества, предлагаемые EFQM (Европейский фонд по управлению качеством).

41. Орлов В. Н. Качество образования и его достижение // Информатика и образование. - 2008. - N 1. - С. 109-110.

Организация учебного процесса высшей школы.

42. Пенкин Е. Количество участников Болонского процесса может измениться //Стандарты и качество.-2006.-N 6.- С. 96-97.

Проблемы формирования общеевропейского образовательного пространства и участие России в этом процессе.

43. Пермяков О. Е. Совершенствование системы качества образовательного учреждения высшего профессионального образования в контексте требований ENQA // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - N 3. - C. 97-101 .

Анализируются необходимые составляющие качества вуза с точки зрения Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

44. Платонова С. Ю. Мониторинг в обеспечении эффективного управления системой профессионального образования //Стандарты и мониторинг в образовании.-2007.-N 1. - С. 28-29 .

Педагогический мониторинг - важнейшее условие эффективного управления профессиональным образованием, ориентированным на предоставление нового качества образования. Одной из особенностей формирования системы педагогического мониторинга является применение новых информационных и коммуникационных технологий.

45. Повышение качества образования - основа развития университета //Высшее образование в России.-2006.-N 8. - С. 96-104.

46. Пономарев С. В.Формирование и оценка показателей результативности и эффективности процессов СМК / С. В. Пономарев, С. В. Миронов // Стандарты и качество. - 2007. - N 8. - С. 70-72 .

Анализ фактических данных для измерения результативности и качества процессов СМК.

47. Применение самооценки в деятельности вуза /Н. Д. Гуськова [и др. ].//Стандарты и качество.-2006.-N 4.- С. 62-66.

Особенности применения самооценки в вузе как важнейшего инструмента постоянного совершенствования деятельности организации.

48. Рейнбах Е. Ю.Некоторые аспекты формирования системы менеджмента качества высших образовательных учреждений // Образование и общество. - 2008. - N 5. - С. 32-35 .

В статье предлагаются модели систем повышения менеджмента качества высшего образования.

49. Решение Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования. //Вестник образования России.-2006.-N 4. - С. 69-73.

Решения касаются проблем совершенствования качества образования. Даны рекомендации для дальнейших действий.

50. Розанова Н.Вузы в XXI веке: вызов со стороны исследовательской работы //Вопросы экономики.-2006.-N 7. - С. 118-128.

Как показывают зарубежные исследования главным критерием оценки качества вуза становится уровень научной работы преподавателей. В статье авторы анализируют исследовательскую работу в высших учебных заведениях и приводят данные о состоянии исследовательской работы в российских вузах.

51. Розова Т.Современная стратегия управления качеством в вузе / Т. Розова, В. Ивашова // Высшее образование в России. - 2006. - N 2. - С. 122-125 .

На примере Ставропольского государственного аграрного университета показано, как решается проблема современного управления качеством в вузе.

52. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Совет по координации управления качеством высшего профессионального образования. Решение Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования. //Бюллетень Министерства образования и науки РФ.-2006.-N 4. - С. 21-25.

Решение касается перспектив развития высшего профессионального образования в Российской Федерации.

53. Рыжаков М. В.Российская система образования: состояние и перспективы/М. В. Рыжаков, А. А. Кузнецов. //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-N6.- С.3-11.

54. Сафуанов Р. М. О некоторых направлениях повышения качества образования в вузе // Экономика образования. - 2008. - N 4. - С. 90-99 .

Качество образования как важнейший фактор развития человеческого потенциала.

55. Соколов В. С.Оценка качества подготовки специалистов в российской высшей школе // Педагогика. — 2006 .— N 6 .— С. 3-9 .

56. Татьянченко Д. Организация мониторинга качества деятельности вуза: система и процесс /Д. Татьянченко, И. Ткачев. //Высшее образование в России .-2007.-N 8. - С. 36- 40 .

57. Трифонова О. Комиссии на страже качества образования // Аккредитация в образовании. - 2008. - N 20. Февраль. - С. 12-14 .

О работе постоянно действующих комиссий по соблюдению вузами и филиалами лицензионных условий .

58. Чапаева Е. Ф. Качество образования и основные направления его обеспечения //Высшее образование сегодня.-2006 .-N 7. - С. 46-48.

59. Шевченко И. И..О качестве высшего образования в России // Высшее образование сегодня. - 2007. - N 9. - С. 22-25 .

60. Яновский Б. Г. Аспекты понятия ";управление качеством"; // Стандарты и качество. - 2007. - N 9. - С. 82-83 .

Правомерность употребления словосочетания ";управление качеством";,его противоречивость.

КВАЛИМЕТРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Современная квалиметрия сформировалась в традициях метрологии, математической статистики, стандартов ИСО и методов менеджеризма, отражающих предельную рационализацию человеческого сознания, преимущественную опору на логическое мышление, ориентацию на поиски жестких и устойчивых причинно-следственных связей между явлениями и процессами.

61. 681.518 И-20 Иванова Т.М. Анализ и комплексная оценка систем формирования и квалиметрии професиональных знаний: Автореф.дис.канд. техн.наук:05.13.01/Самар. гос. техн. наук.-Самара,2007.-19 с.

62. Ч448.0 К-32 Шилин К.И. Квалиметрия в образовании: Методол.,методика,практика:11 симп.(16-17марта 2006 г., Москва).-М.:Исслед.центр пробл.качества подгот.специалистов, 2006.-155 с.

63. Аванесов Е. К.Действенный инструмент развития СМК // Стандарты и качество. - 2008. - N 11. - С. 24-25 .

Анализ и выявление несоответствий с целью улучшений процессов управления организацией.

64. Адоладов К. Г.Система квалиметрического мониторинга высшего учебного заведения. Digital Dashboard как инструмент поддержки принятия решений в управлении вузом // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - N 10. - С. 2-7 .

Автор формулирует основные требования к системе показателей вуза,описывает систему мониторинга отвечающую этим требованиям, описывает ключевые особенности предложенной системы показателей ВУЗа и методику вычисления обобщенных показателей.

65. Азгальдов Г. Г. Квалиметрия - наука об измерении качества продукции // Стандарты и качество. — 2007 .— N 4 .— С. 62-63.

Проблемы формирования в России новой отрасли научных знаний - науки об измерении качества продукции — квалиметрии.

66. Белоглазов И. Н. Многомерный анализ в задачах квалиметрии образования // Известия РАН. Теория и системы управления. — 2006 .— N 6 .— С. 39-52 .

Изучен вопрос интерпретации главных компонент в задачах квалиметрии образования. Предложено в качестве критерия для оценки качества образовательного процесса исследуемого вуза привлекать главные компоненты учебно-методического объединения по рассматриваемой специальности.

67. Бодряков В. Ю. Вероятностно-статистическая модель равно-и неравновзвешенного подходов к количественному оцениванию знаний учащихся // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - N 10. - С. 12-16 .

Авторы предлагают вероятностно-статистическую модель равно-и неравновзвешенного подходов к количественному оцениванию знаний учащихся и последующей интерпретацией результатов.

68. Бородин Д. К. Математическое обеспечение планирования образовательного процесса // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - N 8. - С. 5-14 .

Авторы рассматривают управление учебным процессом как бизнес-процесс, с применением процессного подхода.

69. Гусева И. Б. Метод управления затратами, влияющими на качество продукта // Качество. Инновации. Образование. - 2006. - N 5. - С. 31-42 .

В статье проанализированы системы управления качеством продукции и предложен метод управления затратами, влияющими на качество продукции.

70. Егорова Т. М. Анализ и оценка систем формирования и квалиметрии профессиональных знаний с помощью теории нечетких множеств // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Технические науки. — 2007 .— N 1 .- С. 176-179 .

Рассмотрена проблема оценки систем формирования и квалиметрии профессиональных знаний. Приводится решение задачи с применением аппарата теории нечетких множеств. Построено дерево логического вывода, связывающее частные и интегральный показатели и позволяющее получить знания о качестве исследуемых систем.

71. Заиченко С. А. Использование статистических методов и показателей в оценке научной деятельности вуза // Вопросы статистики. — 2008 .— N 1 .— С. 31-42 .

72. Калинина Е. А. Построение ситуационной модели управления затратами // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - N 6. - С. 59-63 .

Автор рассматривает ситуационную модель различных типов управления затратами для шести позиций предприятия на рынке. Приведены методы управления затратами в зависимости от позиционирования предприятия.

73. Корнещук Н. Г. Квалиметрия как инструмент оценки качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006 .— N 3 .— С. 16-20 .

74. Краковский Ю. М. Статистический анализ однородности образовательных объектов // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - N 7. - С. 7-10

Авторы для анализа однородности образовательных объектов предлагают использовать статистическую модель, основанную на статистике Брандта-Снедекора, а в качестве образовательных объектов выбраны вузы и группы специальностей.

75. Менеджмент качества подготовки специалистов //Высшее образование в России .-2006.-N 3. - С.3-6 .

76. Мищенко С. В. Методика учета и анализа затрат на качество образовательных услуг // Экономика образования. - 2008. - N 5. - С. 53-61 .

Содержание основных этапов методики учета и анализа затрат на качество образовательных услуг.

77. Побыванец В. С. Методология стратегического планирования в учреждениях высшего профессионального образования // Экономика образования. - 2007. - N 4. - C. 114-137 .

Проблематика стратегического планирования для вузов.

78. Родионова Е. М.Оценке качества образования - квалиметрический подход / Е. М. Родионова, Т. Н. Козлова // Стандарты и качество. - 2007. - N 4. - С. 76-78.

79. Сагинова О. В. Стратегическое планирование в вузе // Экономика образования. - 2007. - N 3. - С. 4-18 .

Разработка стратегии дифференциации с широким охватом рынка в вузе.

80. Синькова Н. Г. Организационно-методические подходы к оценке затрат на качество образовательной организации // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - N 2. - С. 22-29.

О классификации затрат на качество образовательной организации в соответствии с моделью затрат на процесс и моделью PAF, рассчитанной на эффективность бизнес-процессов высшего профессионального образования.

81. Черепанов В. С. Квалиметрический мониторинг качества образования: концептуально-программный подход // Образование и наука. - 2008. - N 2. - С. 64-73 .

Рассмотрены проблемы создания педагогического квалиметрического мониторинга, его концептуальная модель, функции и принципы организации. Сформулированы научные основы педагогического мониторинга.

82. Шихов Ю.А. Мониторинг качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. — 2006 .— N 2 .— С. 54-55 .

Создание единой системы комплексного квалиметрического мониторинга качества подготовки в системе ";школа - вуз"; с учетом профиля вуза.

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Качество высшего образования тесно связано с запросами рынка к уровню знаний специалистов, оно должно соответствовать требованиям сегодняшнего дня и отражать достигнутую в обучении степень мастерства владения профессиональной деятельностью.

83. Ч448 Э-415 Арефьев А.Л .Экспорт Российских образовательных услуг: Стат.сборник/[Авт.-сост.:А.Л.Арефьев,А.Ф.Шереги].-М.:Центр соц.прогнозирования, 2007.-255 с.

84. 658.562 Г-371Герасимов Б.И. Управление качеством:Учеб.пособие /Б.И.Герасимов,Н.В.Злобина,С.П.Спиридонов.-2-е изд.,стер .-М.:КНОРУС,2007.-270 с.

85. 658.562 У-677 Ильенкова С.Д. Управление качеством: Учеб. /Под ред.С.Д.Ильенковой.-3-е изд.,перераб.и доп.-М.:ЮНИТИ, 2007.-352 с.

86. Ч34(2)я7 К-687 Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учеб.пособие.-М.:Академ. Проект:Мир, 2006.-317 с.

87. 658.562 М-482 Мельников В.П.Управление качеством: Учеб./В. П. Мельников,В.П.Смоленцев,А.Г. Схиртладзе.-2-е изд.,стер.-М.:Academia, 2007.-346 с

88. Ч448 Н-34 Наука. Бизнес. Образование' 2007: Материалы Всерос.науч.-практ.конф.(Самара,19апр.,2007г.)/Гос.образоват.учреждение высш.проф.образования. Самар.гос.техн. ун-т;Поволжск. ин-т бизнеса;[Ред.кол. :А. А. Прохоренко (отв.ред.)и др.].-Самара,2007.-205 с.

89. Ч448 Н-34 Наука. Бизнес. Образование`2008: Материалы Междунар.науч.-практ.конф., посвящ.15-летию Поволж.ин-т бизнеса (20 марта 2008 г.,Самара)/Гос.образоват.учреждениевысш.проф.образования.Самар.гос.техн.ун-т;Поволж.ин-т бизнеса;[Ред.кол.:А.А. Прохоренко(отв. ред.)и др.].-Самара,2008.-232 с.

90. 658.62(0 С-162 Салимова Т.А.Управление качеством: Учеб .-2-е изд.,стер.-М.:ОМЕГА-Л, 2008.-414 с.

91. Ч448 У-677 Филиппов В.М. Управление в высшей школе:опыт, тенденции,перспективы/[В.М.Филиппов, Б.Л.Агранович, Д.Г.Арсеньев и др. ] .-[2-е изд.].-М.:Логос,2006.-487 с.

92. Амбросевич М. А.Многокритериальный подход к оценке управления качеством образовательного процесса: опыт применения / М. А. Амбросевич, А. М. Айзенштадт, А. Л. Невзоров // Высшее образование сегодня. - 2007. - N 2. - С. 62-64 .

Методология оценки качества высшего образования с использованием матрицы парных сравнений и ранжирования критериев.

93. Багаутдинова Н. Формирование системы менеджмента качества образовательной организации . // Проблемы теории и практики управления. — 2006 .—N 1 .— С. 101-105 .

Факторы, сдерживающие внедрение системы менеджмента качества в российских образовательных организациях. Особенности и процессы системы менеджмента качества в образовательных организациях.

94. Белова С. Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - N 1. - С. 23-29 .

Удовлетворенность потребителей вуза образовательными услугами является доминирующим показателем, характеризующим качество образовательного процесса. Изучение мнения потребителей в Курском государственном университете ведется с 2001 года, с 2004 года центр аудита качества образования осуществляет мониторинг образовательного процесса. Одним из направлений мониторинга является изучение мнения преподавателей и сотрудников об удовлетворенности их работой в вузе; студентов и их родителей - об удовлетворенности качеством обучения, организацией и содержанием студенческой жизни. Приведены результаты социологического опроса студентов по SWOT, профессиональные ожидания студентов с различным интересом к учебе. В университете разработана, функционирует и поддерживается администрацией модель оценки качества образовательного процесса, основанная на мнениях студентов, преподавателей, работодателей.

95. Вербицкая Л. Институциональная автономия и проблема управления в высшем образовании / Л. Вербицкая, В. Касевич // Высшее образование в России. - 2006. - N 7. - С. 16-20 .

Обсуждаются вопросы автономии различных уровней, а также проблема управления в высшем образовании.

96. Виноградова Е. В. Система менеджмента качества вуза: проблемы гармонизации с общей системой управления //Качество. Инновации. Образование. -2007.- N7.-С.7-13.

Авторы предлагают схему проведения анализа механизма управления, для определения того, насколько действующая система отвечает требованиям ИСО 9001 и что необходимо изменить или дополнить, чтобы отвечать этим требованиям.

97. Гаффорова Е. Б. Послевузовская аттестация специалистов как элемент независимой (общественной) экспертизы качества высшего образования //Качество. Инновации. Образование .-2008.-N 2. - С. 21-26 .

98. Игнатьева Е. Ю. Менеджмент знаний в современном университете // Качество. Инновации. Образование. - 2006. - N 3. - С. 2-6 .

Анализируется и рассматривается концепция менеджмента знаний как механизма, создающего основу для устойчивого развития университета.

99. Карнаухов Н. Н. Структурирование деятельности вуза с позиции всеобщего управления качеством/Н. Н. Карнаухов, Ю. Е Якубовский, А.Н. Платонов. //Стандарты и качество.-2006.-N 5. - С. 50-52.

Вариант системы менеджмента качества для высших учебных заведений.

100. Ковалев А. И. Высшее руководство и качество менеджмента // Методы менеджмента качества. - 2008. - N 3. - С. 33-37 .

Качество менеджмента представлено с позиций функций менеджмента, которые выражают неотъемлемую от менеджмента его существенную определенность, благодаря которой менеджмент является именно таким, а не другим. Приведена схема процесса участия руководства в менеджменте качества, структурирования по функциям менеджмента качества. Этот процесс можно определить как процесс улучшения качества менеджмента.

101. Куликов Г. Г. Методика повышения качества управления базнес-процессами кафедры/Г.Г. Куликов, К. А. Конев, Г. В.Старцев. //Качество. Инновации. Образование.-2008.-N 4. - С. 25-31 .

Автор рассматривает применение методик повышения качества управления бизнес-процессами кафедры вуза.

102. Майер В. В. Основы системы управления качеством образования в вузе // Известия вузов. Нефть и газ. — 2006 .— N 1 .— С. 113-120 .

Рассмотрены основные направления государственной политики в сфере модернизации образования, приведен анализ стандартов управления качеством в производственной сфере, определены основные цели и принципы реализации системы управления качеством в техническом университете.

103. Малов И. В. Система управления качеством деятельности образовательного учреждения: рейтинг в вузе / И. В. Малов, Л. М. Яновский // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - N 3. - С. 35-38 .

О введении системы оценки качества труда профессорско-преподавательского состава вуза.

104. Мамаев В. В. Система менеджмента качества профессионального образования для факультета вуза // Высшее образование сегодня. - 2008. - N 8. - С. 16-20 .

Содержание первого (руководство факультета) и второго (преподаватель учебной дисциплины) управленческих уровней системы менеджмента качества, разработанной для факультета вуза.

105. Медведенко Н. В. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - N 2. - С. 19-22.

Одним из средств определения результатов образовательного процесса с глубокой древности является оценка. Главное назначение оценки в педагогическом диагностировании с целью управления качеством заключается в установлении уровня, степени продвижения обучаемого в образовании и определении задач и средств для дальнейшего совершенствования образовательного процесса. рассмотрены функции и критерии оценки, диагностика и измерение в педагогике.

106. Мещерякова М. Технология управления качеством профессиональной подготовки в вузе // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2006. - N 1. - С. 9-13 .

В статье рассказывается об эффективной системе управления качеством подготовки специалистов.

107. Миронов В. Управление как наука // Высшее образование в России. - 2008. - N 2. - С. 172-175.

108. Мугуев Г. И. Система управления качеством подготовки специалистов на трех уровнях интегрированного образовательного процесса // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - N 6. - С. 22-26 .

Рассматривается система управления качеством образования в рамках создания целостного образовательного пространства, феномен которого изучается на основе анализа используемых понятий в теории и практике педагогической деятельности .

109. Огородников А. В. Влияние социального неравенства на качество высшего образования и управление им. //Актуальные проблемы современной науки.-2008.-N 1. - С. 98-99 .

Изменение управленческих подходов к образовательным системам.

110. Онокой Л. С. Система менеджмента качества вуза как механизм социального управления в контексте Болонской декларации // Экономика образования. — 2006 .— N 3 .— С. 65-85.

Рассматриваются основные проблемы качества подготовки специалистов в российских вузах с учетом рекомендаций Болонской декларации.

111. Пинаев Д. А. Новая эпоха в управлении качеством // Стандарты и качество. - 2008. - N 10. - С. 74-77 .

Характеристика третьей версии системы бизнес-моделирования Business studio, которая помогает в разработке систем менеджмента качества.

112. Полховская Т. М.СМК - инструмент постоянного улучшения деятельности вуза //Стандарты и качество.-2006.-N 6.- С. 52-56.

Роль СМК вуза в повышении уровня подготовки квалифицированных специа- листов и их конкурентоспособности на рынке труда. Основные факторы образо- вательного процесса и жизненный цикл основной продукции вузов.

113. Санкин Л. Аккредитация вуза в контексте - управления качеством образования //Высшее образование в России .-2006.-N 3. - С.9-16 .

114. Троицкий Д. И. Информационно-рейтинговые системы в управлении качеством высшего образования //Качество. Инновации. Образование.-2007.-N 7.- С.2-6 .

115. Трушкина Е. Г. Управление стратегическим развитием инновационного университета // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - N 6. - С. 42-47

Рассматривается модель университета инновационного типа. Особое внимание уделено анализу инновационных путей развития высших учебных заведений.

116. Филипчук О. Инструмент оценки качества подготовки студентов // Высшее образование в России. - 2008. - N 4. - С. 155-157.

117. Черкаев С. В. Управляющая компания как катализатор повышения качества и внедрения инновационных систем управления // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - N 9. - С. 58-61 .

118. Юрьев В. А. Создание системы менеджмента качества в техническом университете // Качество. Инновации. Образование. - 2008. - N 7. - С. 2-6 .

О системе менеджмента качества технического вуза, построенного на основе универсальных международных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000: 2001.

119. Яновский Б. Г. Аспекты понятия ";управление качеством"; // Стандарты и качество. - 2007. - N 9. - С. 82-83 .

Правомерность употребления словосочетания ";управление качеством";, его противоречивость.

120. Яновский Б. Г. Управление качеством. В чем смысл этого понятия? // Высшее образование сегодня. - 2007. - N 3. - С. 18-21 .

Анализ понимания словосочетания ";управление качеством"; и понятия ";менеджмент качества";.

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

1. Контроль качества образования /about.php

2. Высшее образование /

3. Менеджмент качества образования /

4. Менеджмент качества в образовании. Семинар-тренинг ";Проектирование системы управления качеством образования в ОУ"; /f_pps/ykuh

5. Основы квалитологии и квалиметрии образования /info/books/118/

6. Теория и методика профессионального образования /work/work_25716.html


7. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования /db/portal/spe/index.htm

8. Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы /info/1/3850/

9. Основания системной квалиметрии /magazine/26/236/

10. Проектирование системы менеджмента качества подготовки студентов инженерного вуза на основе международный стандартов ИСО 9000:2000 и ИСО 9001:2000 /work/work_25716.html

11. Квалиметрия в образовании /rus/parts/economist/arhiv/954/art5.htm

12. Качество Российского образования /

21



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Корпоративная культура организации аннотированный список литературы самара 2011

    Аннотированный список
    ... ОРГАНИЗАЦИИ АннотированныйсписоклитературыСАМАРА 2011 © Миницер Е.Д, 2011 © Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ...
  2. Диссертация подготовка оформление защита аннотированный список литературы самара 201 2

    Диссертация
    ... подготовка, оформление, защита АннотированныйсписоклитературыСамара 2012 ©Исаева О. П., ... парадигма, концепция и научные категории, в качестве которых выступают ... / - Высшая аттестационная комиссия (ВАК) 2. — Российское образование. Федеральный портал ...
  3. Путешествие в наномир аннотированный список литературы

    Аннотированный список
    ... ПУТЕШЕСТВИЕ В НАНОМИР АннотированныйсписоклитературыСамара2009 © Миницер Е.Д.,2009 © Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный технический ...
  4. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 5

    Решение
    ... НАУКИ. 2009. № 1(11) Проблемы модернизации высшего профессионального образования УДК 378 В.А. Курина КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ...
  5. Список литературы по теме «компьютерная томография в травматологии»

    Документ
    ... СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ В ТРАВМАТОЛОГИИ» Апрель 2010 год САМАРА ... аннотирование ... диагностика неорганных образований [Текст] ... высших ... концепции ... решении ... проблемы [Текст] / Л. А. Мыльникова // ЗДРАВООХР. - 2009. ... качестве ...

Другие похожие документы..