Главная > Документ


Проблемы с 100,103,107, рис. 49

Глава 1 Проблемы психологии способностей 3

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ 3

ПРОБЛЕМЫ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ИНТЕЛЛЕКТ, ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ) 8

Глава 2 Общие интеллектуальные способности 11

ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА 18

ДРУГИЕ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ (С. БАРТ, Д. ВЕКСЛЕР, Ф. ВЕРНОМ, Л. ХАМФРЕЙС) 27

Глава 3 Диагностика интеллекта 46

Глава 4 Развитие интеллекта 72

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 84

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ 91

Глава 5 Интеллект в структуре психики 96

Глава 6 Субъективная парадигма в исследовании способностей. 120

Глава 7 Общие творческие способности 135

Глава 8 Развитие творческих способностей 187

Глава 9 Структура общих способностей 217

ОБЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ 218

Приложения 248

В. Усмапов М. Чуриков В. Попов А. Евстратова Н. Резников В. Королева М. Рошаль, Л. Комарова А. Рапопорт В. Н. Дружинин

Психология общих способностей

(издание 2-е, расширенное, дополненное)

Серия «Мастера психологии»

Главный редактор Заведующий редакцией Ведущий редактор Литературный редактор Художественный редактор Обложка Корректоры Оригинал-макет подготовила

ББК 8.372.4Я7 УДК 159.9 Дружинин В. Н.

Д76 Психология общих способностей — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.: (Серия «Мас­тера психологии») ISBN 5-314-00121-7

Цель предлагаемого учебного пособия — изложение теоретических и экспериментальных осно­ваний психологии общих способностей (интеллекта, обучаемости, креативности). В книге ана­лизируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р. Кэттелла, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Айзенка, Э. П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описы­вается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности. В приложе­нии помещены оригинальные методические разработки руководимой автором лаборатории в Институте психологии РАН. Информативная насыщенность, корректность изложения, цель­ность научной позиции автора безусловно привлекут к этой книге внимание всех кто интере­суется психологией, педагогикой, социологией.

© В. Н. Дружинин ©Серия, оформление. Издательство «Питер», 1999

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав

ISBN 5-314-00121-7

Издательство «Питер» 196105, С.-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ЛР № 066333 от 23.02.99 Подписано в печать 08.04.99. формат 70Х1001/.,. Усл. п. л 29,9. Доп тираж 7000 экз. Заказ № 741. Отпечатано с фотоформ в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати. 197110, С-Петербург, Чкаловский пр., 15

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

В основу этой книги положен курс лекций, который я читаю на факультете Психологии МГУ им. Ломоносова и факультете начальных классов МГПУ.

Однако я старался не заниматься популяризацией, объяснением «азов» и т. д. Данная книга — часть непрерывного диалога между членами профессионально­го сообщества. В основном она написана для специалистов-психологов и для студентов 4-5-х курсов. Я постарался изложить факты, прибегая к теоретиче­ским интерпретациям лишь по мере необходимости. Соблюдена ли эта мера — судить читателю.

Существованием и развитием психологии способностей как научного на­правления отечественной психологии в советский период мы обязаны в пер­вую очередь Б. М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовес­тности исследователей, богатству фактических результатов и методических на­ходок.

Второе имя — имя К. К. Платонова, чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и психоло­гов-практиков. Хотя К. К. Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и мето­дистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и при­кладным проблемам способностей очень велика.

В 60-70-е годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей. В этой связи следует упомянуть о В. Д. Шадрикове. Отечественная психология обязана ему разработкой и осу­ществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное — возобновлением работы по осмыслению тео­ретических оснований психологии общих способностей.

Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внес­ших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способ­ностей. Частично это и сделано в книге. Авторы, чьи работы я по случайности или по неведению не упомянул, надеюсь, простят меня.

Книга посвящена, как следует из названия, проблемам психологии и психоди­агностики общих способностей, поэтому в ней нет изложения исследований и разработок в области психологии специальных способностей, психологии про­фессиональных способностей и т. д. Меньше, чем хотелось бы, уделено внимания общим проблемам психодиагностики. Практически не удалось осветить про­блему обучаемости. Автор не специалист в этой области, но труды отечествен­ных и зарубежных педагогических психологов содержат достаточно соответ­ствующей информации.

Автор благодарит аспирантов и сотрудников лаборатории психологии спо­собностей Института психологии РАН, чьи исследования дали материал для кни­ги: Е. Г. Алиеву, А. Н. Воронина, Т. В. Галкину, Н. М. Гнатко, Е. Ю. Самсонову, Н. В. Хазратову, Л. Г. Хуснутдинову, А. Э. Чернина, Ф. М. Юсупова.

Особо хочу поблагодарить за помощь в подготовке рукописи к печати А. Б. Бар­сукову и Е. В. Толоконникову.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Помимо теперь естественной для российского ученого коммерческой мотивации, к подготовке второго издания меня подтолкнули следующие соображения. во-первых, часть материала неизбежно устаревает и нуждается в дополнении, новой интерпретации и т. д. В течение последних 5-6 лет психологами (как в нашей стране, так и за рубежом) получены новые результаты в области психологии способностей, креативности, интеллекта. Активно работала в этом направлении и руководимая автором этой книги лаборатория психологии способ­ностей Института психологии РАН. Кроме того, вышли в свет фундаментальные монографии В. Д. Шадрикова, В. С. Юркевич, Э. А. Голубевой, М. А. Холодной и других авторов, а также коллективные труды под редакцией Н. А. Лейтеса, Р. Б. Богоявленской, которые дополняют и косвенно полемизируют с содержа­нием предлагаемой вашему вниманию книги.

Во-вторых, я учел критические замечания, высказанные моими коллегами и внес исправления в текст, а ряд глав полностью переписал и дополнил новым материалом. Также я исключил ряд неоправданно категоричных оценок и выво­дов, присутствовавших в тексте первого издания: толерантность, к сожалению, приходит лишь с годами.

В 1996 году издательство «Академия» выпустило книгу «Психодиагностика общих способностей», которая представляет собой сокращенный (примерно на одну треть) вариант первого издания «Психологии общих способностей». Ее текст содержит те же недочеты, о которых я уже писал выше.

В данном издании существенно переработаны и дополнены разделы, посвя­щенные психометрике интеллекта, моделям интеллекта, теориям креативности, развитию общих способностей. Более подробно изложены концепции структуры общих способностей и их развития. В работу включены материалы новей­ших исследований сотрудников и аспирантов ИПРАН.

Я благодарен издательству «Питер» за приглашение к сотрудничеству. Изда­ваться в серии «Мастера психологии» — честь, не соответствующая моим сегод­няшним научным достижениям. Скорее она соответствует важности научной проблематики, которой я по собственной воле и в силу обстоятельств зани­маюсь.

Глава 1 Проблемы психологии способностей

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ

Экспериментальная психология родилась в середине XIX века. Ее сверстницами могут считаться генетика и экспериментальная физиология, научная антропология, а старшими сестрами (середина XVIII века) — научная химия и геология

Труды методологов науки — О. Конта, Г. Спенсера, Д. С. Милля — только констатировали начало новой эпохи цивилизации, основанной на достижениях научно-технического прогресса, которые, в свою очередь, немыслимы без человеческого творчества и труда.

О. Конт считал рациональное, «позитивное» поведение признаком современного этапа развития цивилизации, а социолог В. Парето полагал, что к логико-экспериментальному (целесообразному) поведению даже в конце XIX века способно лишь меньшинство, большинство же ведет себя иррационально. Тем не менее социальная элита Европы воспринимала рациональный подход к действительности как норму поведения. После великих европейских революций и войн наступила эпоха позитивизма, завершившаяся безумием XX века.

Однако вернемся к психологии.

Практически все основные отрасли современной фундаментальной психологии возникли в конце XIX века: экспериментальная психология познавательных процессов — в работах Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, И. Мюллера, дифференциальная психология — в работах Д. Кэттелла, Ф. Гальтона, социальная психология — в работах Э. Дюркгейма, В. Вундта, В. М. Бехтерева и пр. Не была исключением и психология способностей. Можно сказать, что экспериментальная психология способностей и психодиагностика — близнецы, а их отец — Френсис Гальтон, который, кстати, и предложил близнецовый метод в психогенетических исследованиях.

8 Глава 1

Поскольку любая наука содержит в себе остатки иррационализма («Сущее не делится на разум без остатка», — сказал Гете), постольку и психология спо­собностей нуждается в изначальном авторитете, «отце-основателе».

На эту роль вправе претендовать Гальтон. Именно он стал основоположни­ком эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользу­ются и по сей день, но главное — в его работах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, которые и по сей день решаются исследователями.

Сам Френсис Гальтон мог с полным правом претендовать на титул гения. Широта научных интересов Гальтона и его способности были необычайны. По­лучив медицинское и биологическое образование, он первоначально занялся географией и метеорологией. Известность ему принесло открытие антициклона. Позже он занялся криминалистикой и внес вклад в дактилоскопию.

С начала 60-х годов прошлого века он увлекся идеей наследственности та­ланта (не без влияния работы своего двоюродного брата Чарлза Дарвина «Про­исхождение видов»).

Гальтон изобрел анкету как метод исследования и провел анкетирование более 300 представителей английской интеллектуальной элиты. Он полагал, что талант является наследственной чертой и проявляется в ряде поколений и что, следовательно, социальная элита формируется на основе наследуемого таланта.

По ходу дела ученый изобрел массу психодиагностических методик и прибо­ров: свисток Гальтона для измерения звуковысотной чувствительности, линейку Гальтона, метод свободных ассоциаций и т. д. Он впервые исследовал личност­ные особенности человека науки («Англичанин в науке, его природа и воспита­ние», 1874).

Гальтон пытался объяснить влиянием наследственности индивидуальные раз­личия между людьми, и не случайно его работы послужили отправным пунктом развития дифференциальной психологии. Два фактора — наследственность и среда — влияют на развитие человека. И, чтобы выявить относительное влияние наследственности и среды в течение жизни, он в 1876 году предложил исполь­зовать методику сравнения испытуемых-близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных средах (разлученные близнецы).

Специалисты в области экспериментальной психосемантики признают при­оритет Гальтона в исследованиях обыденных представлений о личностных осо­бенностях людей. Он предположил, что самые основные индивидуальные разли­чия — «базовые измерения» — фиксируются в речи, и анализ обыденного языка может дать информацию о наиболее значимых психологических особенностях людей.

Проблемы психологии способностей 9

Ф. Гальтон

Для обработки экспериментальных результатов Гальтону понадобились но­вые статистические методы, и совместно со своим кузеном Чарльзом Пирсоном, известным математиком, он разработал основания корреляционного анализа, который позволяет сделать вывод о величине, а также закономерности или случай­ности связи между двумя различными параметрами индивидуальности (напри­мер, интеллектом и ростом), измеренными у группы людей.

В конце концов Гальтон пришел к выводу, что необходимо искусственное поддержание интеллектуального потенциала в человеческом сообществе, и явил­ся основоположником евгеники.

В 1883 году вышел очередной труд Гальтона «Исследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искус­ственным. Заботясь о развитии созданной им науки, Гальтон в 1904 году принес в дар Университетскому колледжу лабораторию (возглавил ее Ч. Пирсон).

Надо сказать, что эмпирические результаты исследований Гальтона не всегда подтверждали его теоретические предположения. Так, например, он был убежден, что представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально пре­восходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантли­вы и умны, чем мужчины.

В 1884 году Гальтон организовал на Лондонской Международной выставке здоровья антропометрическую лабораторию, где каждый посетитель, заплатив 3 пенса и заполнив анкету, мог проверить свои интеллектуальные способно­сти и определить свою мышечную силу, вес, рост и т. п. Гальтон обследовал свыше десяти тысяч испытуемых. В результате оказалось, что деятели науки ничем особым не отличаются от рядовых («средних») посетителей выставки, а

10 Глава 1

женщины по ряду показателей (в том числе — остроте зрения) превосходи­ли мужчин.

Гальтон пришел к выводу, что измерение в психологии возможно только на основе сопоставления разброса значений измеренных переменных, поскольку у «психологической линейки» нет ни абсолютной единицы измерения, ни нуля. Он сформулировал гипотезу о связи интенсивности психического свойства с веро­ятностью его проявления и тем самым заложил основы психометрики. Устано­вив, что рост сыновей зависит от роста отца, но теснее группируется около середины распределения, он решил выразить эту связь графически и обнаружил линию регрессии. Собственно, Чарльз Пирсон только создал аппарат матема­тической теории корреляции и регрессионного анализа. Идея же целиком при­надлежит Гальтону.

Подводя итоги трудов сэра Френсиса, выделим список проблем и методи­ческих подходов, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли.

Первая проблема: развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды.

Вторая проблема: взаимосвязь специальных и общих способностей. Гальтон полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов, можно определить уровень творческой одаренности человека. В дальнейшем оказалось, что связь между творчеством, интеллектом и простейшими познавательными способностями более сложна, чем это представлялась поначалу.

С этой проблемой тесно связана третья: создание методов измерения способ­ностей, в более широком смысле — методов измерения психических свойств индивидуальности. Психодиагностика и психометрика способностей, начинаются с работ Гальтона и Пирсона.

Как я уже заметил, Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить для измерения интеллекта человека. Он приблизился к представлению о когнитивной сложности интеллекта как одной из основных его характеристик, считая, что поле, на котором действует наш интеллект и рассудок, тем обширнее, чем лучше органы чувств реагируют на внешние раздражители. Заметив нару­шение способности различать тепло, боль, холод при идиотии, он окончательно убедился в том, что по сенсорной различительной чувствительности можно определить интеллектуальную одаренность.

В конце концов проблема структуры способностей и проблема измерения способностей оказались тесно связанными.

Следующая важнейшая проблема: способности и деятельность.

Изоморфизм способности и деятельности, сводящийся к простой формуле: способностей столько же, сколько и видов деятельности, — есть первичное и наивное решение вопроса. Другие варианты, в первую очередь представление о сложных отношениях способностей и видов деятельности, являются более науч­но обоснованными.

Проблемы психологии способностей 11

В меньшей мере Гальтон обращал внимание на роль социальных условий в развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен другими ис­следователями. В частности, А. А. Бодалев [1] считает, что социальная психоло­гия способностей является сегодня едва ли не главной проблемной областью психологии способностей в целом.

С его точки зрения, основными проблемами, которые следует решать пси­хологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-, мезо- и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ее способ­ностей; установление связи между формированием способностей и сменой со­циальных ролей (заметим, что есть и обратная связь: способности определяют социальный статус и роль); влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а также различных форм поощрения на развитие способностей; изуче­ние престижа способностей, который формируется средствами массовой ин­формации.

Развитие общества связано с изменением отношения к различным способно­стям.

Пожалуй, наиболее подробная классификация задач социальной психологии способностей приведена тем же Бодалевым.

Главной задачей социальной психологии, с его точки зрения, является просле­живание взаимосвязей: общественная потребность в определенных способнос­тях — условия для их развития — реальное развитие способностей.

Общество для личности — это всего лишь условия, к которым она либо адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует эти условия, либо ищет но­вую среду (другой «уголок» общества).

С моей точки зрения, «общественная потребность» не более чем метафора. И не она является движущей силой по отношению к способностям человека, не говоря уже о науке, а личностная мотивация. Признание необходимости прово­дить психологическое тестирование детей, не справляющихся с обучением в обычной школе, и направлять их в специальные классы Министерством обще­ственного образования Франции есть результат многолетних усилий Альфреда Бине. Общество (а точнее — его институты) может, в лучшем случае, стать восприимчивым к определенным идеям и планам, но никак не формировать требования.

Даже формулировка проблемы общественного развития — результат актив­ности отдельных творческих личностей. Можно, разумеется, представить чув­ствительность к тем или иным идеям как проявление наличия у общества «по­требности», но лучше тогда трактовать «общественную потребность» как мета­фору, замену понятия «общественная проблема».

Список проблем, конечно, не исчерпывается вышеприведенными. В предло­женной вниманию читателей книге будут рассмотрены лишь проблемы струк­туры, диагностики и развития общих способностей: интеллекта, креативности и, в меньшей мере, — обучаемости.

12 Глава 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Глава 3 проблема культурного развития в рамках понятия культурного цикла

    Документ
    ... ГЛАВА 3 Проблема культурного развития в рамках понятия культурного цикла В предыдущей главе ... способности быть способным - из способности ... проблеме. Проблема второго рождения отсутствует как проблема в структурализме. Но она стоит перед психологией ...
  2. Психология человека Введение в психологию субъективности

    Документ
    ... Психология игры. М., 1978. Глава 5. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ Изложение главы о психологии ... проблемыпсихологииспособностей яв­ляются понятия “индивидуальные способности”, “задатки”, “способы деятельности”, “родовые способности”. Напомним, что способности ...
  3. ГЛАВА 1 Социальная психология лжи и распознавания обмана

    Документ
    ... общая информация, касаю­щаяся психологии лжи. Олдерт Фрай Глава 1 Социальная психология лжи и распознавания обмана ... позже я еще вернусь к проблеме подготовки квалифицированных кадров, способных эффективно проводить оценку в соответствии ...
  4. Глава i проблема психологической готовности к обучению в детской психологии

    Исследование
    ... представлено 10 таблиц. Глава I. Проблема психологической готовности к обучению в детской психологии 1.1. Понятие «психологическая ... – кратковременной. 8. Оценка механической памяти и способности к осмысленному запоминанию Ребенку зачитывают пары ...
  5. Глава 1 Проблема изучения психических процессов у людей

    Автореферат диссертации
    ... 3 Глава 1. Проблема изучения психических процессов у людей, имеющих экстрасенсорные способности 7 1.1. Определение экстрасенсорных способностей ... по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. – 580 с. Тихомиров О.К. Психология мышления. — ...

Другие похожие документы..