Главная > Основная образовательная программа


Основная   образовательная  программа начального   общего   образования муниципального  образовательного  учреждения Арефинская средняя общеобразовательная школа на 2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка.

Основная   образовательная   программа   начального   общего   образования  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного  образовательного  стандарта  начального   общего   образования  к структуре  основной   образовательной   программы , определяет содержание и организацию  образовательного  процесса на ступени  начального   общего   образования  и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Учебный план составлен в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.2.1178 02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».

Количество часов в неделю рассчитано исходя из пятидневной учебной недели для обучающихся первых классов.

Учебные  программы , реализуемые в 1-ом классе, соответствуют требованиям Государственных  образовательных  стандартов  начального   общего   образования  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373). Типовые учебные  программы , утвержденные Министерством образования Российской Федерации по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии.

В учреждении в 1-ом классе  программа   начального   общего   образования  реализуется через учебно - методический комплект:

  • «Школа 2100»

 Основная   образовательная   программа  формируется с учетом особенностей первой ступени  общего   образования  как фундамента всего последующего обучения.  Начальная  школа - особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

При определении стратегических характеристик  основной   образовательной   программы  учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Целью реализации  основной   образовательной   программы   начального   общего   образования  является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником  начальной   образовательной  школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения  основной   образовательной   программы  отнесены:

  • Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников  начальной  школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации  основной   образовательной   программы  лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий  образования ;

  • ориентацию на достижение цели и  основного  результата  образования  - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания  образования , способов организации  образовательной  деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения;

  • обеспечение преемственности дошкольного,  начального   общего ,  основного   общего , среднего (полного)  общего  и профессионального  образования ;

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

 Основная   образовательная   программа  предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения  основной   образовательной   программы   начального   общего   образования  всеми обучающимися;

  • выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий, кружков, организацию общественно полезной деятельности;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно – исследовательской деятельности;

 Образовательное  учреждение обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников  образовательного  процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление  образовательного  процесса в данном учреждении;

  • с их правилами и обязанностями в части формирования и реализации  основной   образовательной   программы   начального   общего   образования , установленными законодательством Российской Федерации и уставом  образовательного  учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми  основной   образовательной   программы   начального   общего   образования , закреплены в заключенном между ними и  образовательным  учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов  образования  за конечные результаты освоения  основной   образовательной   программы .

 Основная   образовательная   программа  содержит следующие разделы:

  1. Пояснительную записку.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися  основной   образовательной   программы   начального   общего   образования .

  3. Базисный учебный план  образовательного  учреждения.

  4.  Программу  формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального   общего   образования .

  5.  Программы  отдельных учебных предметов, курсов.

  6.  Программу  духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени  начального   общего   образования .

  7.  Программу  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  8. Программу коррекционного развития.

  9. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения  основной   образовательной   программы   начального   общего   образования .

2. Планиремые результаты освоенияобучающимися  основной   образовательной   программыначального   общего   образования.

Планируемые результаты освоения  основной   образовательной   программы   начального   общего   образования  являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших  основную   образовательную   программу .

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта,  образовательным  процессом и системой оценки результатов освоения  основной   образовательной   программы   начального   общего   образования , уточняя и конкретизируя  общее  понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной  программы  с учетом ведущих целевых установок их усвоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки  программ  учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися  основной   образовательной   программы   начального   общего   образования .

В группу «выпускник научится» включается система таких знаний и учебных действий, которая принципиально необходима для успешного обучения в  начальной  и  основной  школе, и при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной  программы ( с помощью накопительной оценки), так и по итогам ее усвоения ( с помощью итоговой работы). Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В группу «выпускник получит возможность» включаются те достижения, которые могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.  Основные  цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий этой группы не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

2.1.Формирование универсальных учебных действий.

(личностные и метапредметные результаты).

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени  начального   общего   образования  у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

2.1.1.Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия  образца  «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

2.1.2.Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требований данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

2.1.3.Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;

  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

2.1.4.Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Базисный учебный (образовательный) план моу степнинской сош реализующей основную образовательную программу начального общего образования пояснительная записка

    Документ
    ... МОУ СТЕПНИНСКОЙ СОШ РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ОСНОВНУЮОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮПРОГРАММУНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПояснительнаязаписка Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации ...
  2. 2 планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка

    Пояснительная записка
    ... результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияПояснительнаязаписка Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования представляют собой систему ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа» ПояснительнаязапискаОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования МОУ «Менделеевская средняя ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 – 2015 годы

    Основная образовательная программа
    ... РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯПояснительнаязаписка Система оценки достижения планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования (далее — система ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования моу североколчимской сош 1 пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияПояснительнаязаписка. Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования представляет собой совокупность требований ...

Другие похожие документы..